Андрей Максимов: Когда родители становятся врагами своим детям

Родители как враги читать

Андрей Максимов: Когда родители становятся врагами своим детям

Тележурналист Андрей Максимов продолжает свою педагогически-разъяснительную работу среди мам и пап. Его «Родители как враги» — третья по счёту книга на тему воспитания детей, начатая в предыдущих трудах «Как не стать врагу своему ребёнку» и «Песталоцци ХХI. Книга для умных родителей».

Мы привыкли считать, что самые близкие люди на земле — мама, папа, бабушка — знают лучше, чем заняться любимому чаду. И неважно, что ребёнку это часто не по душе, главное — в будущем принесёт пользу.

И вот «надежда родителей» занимается в пяти кружках, учится в престижной школе с углублённым изучением английского, готовится поступить в вуз на экономиста или юриста — ведь люди этих профессий хорошо зарабатывают. И дети, забыв под натиском взрослых о призвании, стараются ради родителей.

Правильно ли это? Но ведь родители желают ребёнку самого лучшего, что малыш-школьник-старшеклассник понимает в жизни?Родители-враги, по мнению Максимова, — это те, кто любит себя больше, чем ребёнка, кто не способен выслушать маленького человечка, кто не замечает в дочери-сыне личность со своим мнением, со своим взглядом на мир.

«Как мы живём? Мы живём, исходя из того, что надо учить детей. Если бы мы исходили из того, что у детей надо учиться, тогда бы мир был бы совсем другим.

Это невозможно в принципе, но, мне кажется, это каждый человек должен понимать», — рассуждает известный телеведущий, отмечая, что его многолетняя психолого-педагогическая практика доказывает: так называемых родителей-врагов больше, чем родителей-друзей: близких, которые не узурпируют власть над ребёнком, относятся к нему с пониманием, а не как к личной собственности, готовы всегда выслушать и дать совет. И, возможно, самое главное, не навязывают ребёнку модель счастья: хорошо учиться, поступить в институт, выйти замуж (жениться), завести детей…

«Не надо никому — ни девочке, ни мальчику, ни даже собаке — говорить: счастье — вот такое. Потому что надо говорить: ищи своё счастье.

Мне кажется, что самое главное, чтобы человек в возрасте (Песталоцци говорил в 5-7), ну, хорошо, 10-ти лет понимал, чем он хочет заниматься, — считает Андрей Максимов. — Если девочка в 10 лет хочет быть матерью и женой — дай Бог ей здоровья.

Печально, когда девочка в 10 лет хочет быть отличницей. То есть она хочет знать всё: это бессмысленная история. Мне кажется, что самое главное, что должны сделать родители, об этом в этой книжке написано, — помочь ребёнку обрести призвание.

То есть то, ради чего тебя призвали на землю. Это призвание может быть семейная жизнь, кулинария, наука, спорт… Родители, чьи дети определили своё призвание,- счастливые люди на свете!»

Сергей МИЗЕРКИН

Название: Как не стать врагом своему ребенку Андрей МаксимовГод: 2016

Жанр: Детская психология, Дом и Семья: прочее

Читать онлайн

br>
br>

О книге «как не стать врагом своему ребенку» андрей максимов

Автором книги «Как не стать врагом своему ребенку» является писатель, телеведущий и отец троих детей Андрей Максимов. Все его образы не перечислить, однако ясно одно: он ‒ родитель.

В своем произведении Андрей Максимов высказывает мнение о детях, которых он считает настоящими личностями. «Как не стать врагом своему ребенку» посвящается тому, как родителям правильно строить общение с ними.

Писатель утверждает, что не нужно заниматься воспитанием детей. Это, по его мнению, отнюдь не является задачей взрослых.

Их основная миссия – помощь в преодолении трудностей, в поиске собственного пути, обретении ребёнком счастья.

По словам издателя, данное литературное произведение является в своём роде уникальным.

Андрей Максимов хоть и не учился в педагогическом ВУЗе и профильного образования не имеет, тем не менее, считается специалистом в области психологии общения. А книга раскрывает педагогические аспекты воспитания детей.

При этом сам автор свое творение совершенно не считает учебником психологического и педагогического направления. А жанр своего произведения называет «высказыванием».

Бесспорно, определённые тезисы Максимова некоторым могут показаться весьма неоднозначными. Например, по его мнению, в случае возникновения проблем между родителями и детьми – вина всегда лежит на родителях. Писатель таким образом выбирает позицию постоянной защиты ребёнка.

В книге «Как не стать врагом своему ребенку» читатель найдет множество рассуждений, связанных с современной образовательной системой. Максимов утверждает, что задача школы – научить получать знания и помочь определиться с выбором профессии, чего, к сожалению, современная школа не делает. В книге содержатся полезные советы, о том, как исправить недочеты в школьном образовании.

Отдельная глава издания посвящена размышлениям, относящимся к общению детей и взрослых в прежние времена и в наши дни. Они привлекают своей оригинальностью, философским наполнением, важностью для любой эпохи.

Также в книге приведена масса практических советов, которые помогут родителям стать другом своего ребёнка и не вступать с ним в серьёзные конфликты. Каждая глава дополняется философскими притчами, которые могут заинтересовать как взрослых, так и юных читателей. Обратите внимание на то, что читать данное произведение можно вместе с детьми.

«Как не стать врагом своему ребенку» – это, своего рода, полезное пособие для тех, кому не безразлична судьба будущих поколений.

На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Как не стать врагом своему ребенку» Андрей Максимов в форматах epub, 2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения.

Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов.

Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Скачать бесплатно книгу «Как не стать врагом своему ребенку» Андрей Максимов

(Фрагмент)
В формате 2 :

В формате rtf :В формате epub :

В формате txt:

Как не стать врагом своему ребенку – эта книга дочитана мною буквально вчера. Спешу поделиться мнением со взрослыми, которые хотят построить доверительные отношения со своими самыми близкими человечками. Андрей Максимов не является психологом, либо педиатром, но ему удалось описать многие моменты жизни, над которыми стоит поразмыслить.

Здравствуйте уважаемые родители, а именно таковых, по всей видимости, заинтересует эта статья. Все мы периодически читаем “умные” книжки. Кому-то подобное чтиво помогает настроиться на нужный лад, другим разобраться в себе, почерпнуть новое.

В одном я уверена, кем бы вы не являлись, вас интересует судьба и взаимопонимание со своими маленькими, а может быть уже повзрослевшими чадушками. Родительская любовь способна приносить не только добро, именно об этом заставляет задуматься писатель в своем произведении.

Мой отзыв будет откровенным, напишу как о плюсах прочитанного, также о минусах.

Писатель Андрей Максимов: Подростки — разведчики новой жизни

Андрей Максимов: Когда родители становятся врагами своим детям

Андрей Максимов, основатель системы «Психофилософия» и эксперт в вопросах воспитания детей, выпустил в свет несколько бестселлеров: «Как не стать врагом своему ребенку», «Песталоцци XXI. Книга для умных родителей» и «Родители как враги». Сейчас он издал новую книгу для подростков и их родителей.

Почему «подросток» — оскорбительное слово? Для чего дети используют сленг? Как помочь им решить свои возрастные проблемы и освоиться в жизни? Об этом Андрей Максимов написал в своей книге «Как перевоспитать трудных родителей» и рассказал в эксклюзивном интервью Федеральному агентству новостей.

— Андрей Маркович, у вас много книг для родителей, но как появилась идея написать книгу для подростков?

— Идея книги у меня возникла после того, как я побывал в наших школах. Я понял, что подростковый возраст очень сложный. У подростков возникает большое количество проблем.

Например, как выстраивать отношения с учительницей? Что делать, если понимаешь, что школа бессмысленна, а тебя все равно заставляют учиться? Как сделать, чтобы тебя не унижали оценки? Что делать, если ты влюбился, а все говорят, что тебе рано? Что делать, если ты хочешь заняться с девушкой сексом, но боишься этого, и все говорят, что тебе не надо этого делать, потому что ты еще молодой? Что делать, если тебя предали друзья? Если тебя изводит класс?

Есть огромное количество серьезных проблем, с которыми подросток, как правило, остается наедине, если его родители с ним не общаются. И мне захотелось написать такую книжку, которая, с одной стороны, была бы помощником для подростков, с другой, может быть, что-то объяснила их родителям.

Книжка, конечно, рассчитана на подростков, она написана специально для них. И это определенный эксперимент, потому что считается, что подростки не читают книг (хотя при этом для них никто ничего не пишет). Но я уверен, что книгу будут покупать и родители.

Они будут ее читать и, надеюсь, тоже извлекут для себя что-то полезное.

— Вы чем-то еще заполняете нишу литературы для подростков?

— У меня летом должен выйти роман для подростков «Солнце на дороге» — про приключения в древней языческой Руси. Это исторический приключенческий роман, который получил премию Сергея Михалкова. Роман для тех подростков, которые любят читать, которым интересна история.

А вот книга «Как перевоспитать трудных родителей», которая вышла в горячо мной любимом издательстве «Питер» с потрясающими картинками выдающейся художницы Полины Побережской, рассчитана на всех — вне зависимости от того, нравится подростку читать или нет.

Я не рассчитываю, что человек прочтет мою книжку от начала до конца. Я исхожу из того, что у человека, который купил эту книжку, есть проблемы с одноклассниками. В книге есть глава об этом. Человек может прочитать ее и забыть про все остальное.

Потом у него возникнут проблемы с любовью или проблемы с призванием — тогда он вновь откроет мою книгу.

— Очень похоже на энциклопедию жизни.

— Нет, не энциклопедия. Просто размышления. Абсолютно честные размышления человека, которому не все равно, что будет с этими молодыми людьми.

Подросток — это оскорбительное слово

— Ребят какого возраста вы относите к подросткам?

— От 13 до 25. К сожалению, есть люди, которые до 25 не могут найти призвание. Есть люди, которые не могут найти его и того позже. В книге «Как перевоспитать трудных родителей» написано, как найти призвание, есть целая система.

Этому посвящена отдельная глава «Как устроить самого себя». Она напечатана отдельным шрифтом. Почему? Есть люди, которые не хотят сами себя строить: им эту главу читать не надо. Просто не читайте, и все! Но есть люди, которые хотят сами себя строить.

Есть люди, которые начинают себя строить в 25 лет. Значит, они прочтут эту главу в 25 лет.

— Вы использовали в книге свой опыт общения с подростками или привлекали дополнительную литературу?

— Я занимаюсь психофилософией очень активно. У меня серьезная библиотека психологической литературы, в книге я даю некоторые цитаты. В конце есть приложение «Для любопытных» — про тех людей, которых я цитирую.

Это такие небольшие эссе для тех, кому интересно узнать, кто такой Фрейд, кто такой Песталоцци. Раздел также напечатан отдельным шрифтом: если вам не интересно, то не читайте.

Конечно, я не могу выкинуть свой опыт общения с детьми. Я на него опираюсь.

Сейчас у меня стали брать интервью. Есть такой ход: опросить разных близких мне людей, в том числе и родственников. Мой сын, которому сейчас 18 лет, все время говорит, что он — пособие по моей педагогической системе. Все на него смотрят и обсуждают, работает моя система или не работает.

— И как, работает?

— Это надо его спрашивать, но я надеюсь, что да.

— Почему вы называете в своей книжке подростков разведчиками?

— Первый вопрос, который возникает, почему я не называю их подростками. Потому что это очень оскорбительное слово. Я согласен называть подростков подростками, если меня будут называть приростком. Но взрослых людей не называют приростками. Мы как бы говорим: «Ты должен подрасти, ты еще не человек.

Вот еще чуть-чуть — и ты будешь человеком, но пока ты подросток, ты подрастаешь, ты еще не живешь». Мне кажется, что это неправильно, надо было придумать какое-нибудь другое слово. Слово «разведчик» мне очень нравится. Во-первых, это привет замечательному Штирлицу.

Во-вторых, подростки — это разведчики недр, разведчики космоса, это люди, которые идут разведывать новую жизнь.

Если подросток, твой друг, с ним легко говорить о любви

— В книге у вас есть глава «Разведчик и любовь». Сложно ли говорить взрослому с подростком о любви?

— Сложно ли папе с мамой говорить о любви? Нет, они на одном языке говорят. А подросток — это якобы такое существо, с которым надо как-то специально, отдельно разговаривать. Но это же не так! Если мы принимаем, что подросток — это человек, то проблем нет.

Проблемы возникают, когда мы считаем, что есть какой-то специальный подростковый язык. Ничего этого нет. Молодые люди иногда начинают активно использовать сленг для защиты, для того, чтобы сказать: «У нас свой собственный мир, отстаньте все от нас».

Если подросткам не надо защищаться дома от своих родителей, они не используют сленг.

Читая лекции и общаясь с молодыми людьми, я говорю на том языке, на котором говорю обычно. Мой сын учится в Высшей школе сценических искусств Райкина. У него два педагога: Олег Тополянский и Кама Гинкас.

Я видел, как Кама Миронович Гинкас разбирает экзамен со студентами. Когда все закончилось, я спросил: «Кама Миронович, а почему вы с ними говорите, как с народными артистами? Вы говорите с ними на каком-то потрясающем, правильном русском языке». Он ответил: «Я как умею, так и говорю.

Я со Смоктуновским и с ними разговариваю одинаково». И студенты, которым по 17 лет, его прекрасно понимают и обожают! Мне кажется, это придуманная проблема — говорить с подростками о любви. Если ты человека любишь и если он твой друг, с ним нетрудно говорить.

А вот если относишься как к воспитаннику, не как к человеку, тогда трудно.

— Как думаете, подросткам вообще нужны такого рода книги?

— Им точно захочется такую книгу прочитать. Сейчас такого рода литературы просто нет. Нет книг — я не знаю, во всяком случае, — в которых мы нормальным языком с подростками, с разведчиками, говорили бы о тех проблемах, которые их волнуют.

Я считаю, что каждый человек в возрасте 13–16 лет — философ на 100%, потому что он вынужден выстраивать свои отношения с миром. Когда я читаю лекции в школах, то после всегда, в ста случаях из ста, ко мне выстраивается очередь молодых разведчиков, которые начинают задавать самые разные вопросы про смысл жизни.

Я понимаю, что это такая система у нас: если с ребенком не разговаривают дома, то c ним не разговаривают нигде, потому что больше с ним нигде разговаривать не могут. Я сам, будучи подростком, участвовал в программе «Спор-клуб», которой руководил Ролан Быков. За столиками сидели подростки и обсуждали самые главные подростковые проблемы.

По ту сторону экрана дети тоже сидели и обсуждали все те же проблемы. Сейчас такое невозможно представить: с подростками никто не разговаривает. Кино для них почти не снимают. Когда кто-то говорит, что дети нас не слушают и не читают книжки, я отвечаю: «Вы сначала напишите книжку. Она может быть хорошая или плохая, но должна быть обращена к подросткам.

Вы сначала с ними попробуйте поговорить и после жалуйтесь».

На первой презентации книги «Как перевоспитать трудных» среди зрителей было два молодых человека, два разведчика. Они были самыми активными. Я говорил взрослым людям: «Берите с них пример». Им интересно, они разговаривают, задают вопросы.

Один из молодых людей очень жестко со мной разговаривал: очень вежливо, но очень жестко. Я потом поблагодарил его за это. Потому что видно: ему это интересно. Есть такая высокомерная точка зрения взрослых: дети — дураки, которых ничего не интересует, они не хотят читать книжки, не хотят ни о чем думать.

Ага, зато мы такие умные — довели мир до грани третьей мировой войны…

Книга для родителей

Андрей Максимов: Когда родители становятся врагами своим детям

Андрей Максимов – известный телерадиоведущий, психофилософ, педагог, писатель и автор книг, статей и лекций по психологии общения.

Его книги, интервью и проекты, можно посмотреть на сайте http://www.amaximov.ru/.

Оговорочка:) книгу в эл. варианте не высылаю, ее можно купить, прочитать он-лайн или послушать аудиокнигу.

О книге

После прочтения книги Андрея Максимова “Общение. В поисках общего” и прослушивания его лекций, мне было очень интересно мнение автора на “детскую тему”.

Жанр книги, автор сам именует, как “высказывания”, и это, совершенно оправданно, ведь в ней, чувствуется “эффект диалога” с читателем, когда можно не просто внимать словам “о вечном”, а думать, соглашаться, или напротив – спорить. Кстати, в книге приводится интересные “высказывания” Януша Корчака, Абрахама Маслоу, Эрика Берна, Льва Толстого и т.д.

Много противоречивых отзывов на эту книгу, в большинстве, конечно положительных. Еще раз отмечу, что мне кажется, это в первую очередь от того, что всем мы – читатели, ищем совершенно разные ответы на свои вопросы, в той или иной книге.

Ну и конечно, информационный “багаж”, у всех разный – это я к тому, что для одних родителей, эта книга, будет чем-то новым, а для других, уже “пройденным материалом” , в духе “мы и так знаем, что ребенка надо уважать” (но как часто это бывает, что “знать то, мы знаем”, на на практике – совершенно все по-другому делаем”). Как сам автор приводит в книге пример, что любые родители (даже самые ужасные, с точки зрения общества и здравого смысла), считают, что “любят” своих детей. Просто понимают эту самую “любовь”, каждый по-своему. Да и статистика проблем, в “детской” сфере – от психологических, до угрозы жизни и здоровью, увы представляет собой печальную картину.

Основной лейтмотив книги, выражен в следующем:

Цитата : “Человек рождается свободным, рождается для того, чтобы реализовать все то, что заложено в нем Богом” и наша задача как родителей – помочь ему в этом, вырастить его “Творцом” своей жизни, а не “Рабом” чужой. В сотрудничестве со своим ребенком, в понимании и терпении – истинный смысл Воспитания”.

Поэтому, сразу хочу отметить, это – не свод законов общения с детьми или сборник упражнений по педагогике и психологии. Это совершенно другой формат!

В книге есть 2 части:

  • “Взрослые и дети. Два мира. Две судьбы. Два опыта”
  • “Взрослые и дети. Ситуации, которые могут стать проблемными”

В конце каждой главы, есть небольшие притчи-метафоры с рисунками по теме. Книга написана легким языком, без академических нравоучений и читается на одном дыхании. Автор, даже предлагает читать ее, вместе с детьми.

Цитата: “Мне бы хотелось, чтобы эту книгу интересно было читать и детям и взрослым. Я убежден: детям ужасно интересно узнать, как советуют их воспитывать”.

Часто, книга “Как не стать врагом своему ребенку” встречается в списках рекомендуемых книг для родителей, и она, на мой взгляд, по своему, дополняет все эти популярные “библии” о воспитания детей именитых психологов, педагогов и иных “детских” специалистов.

Как пишет сам автор, о ней: “Всякий раз, когда, отложив книгу, ты начинаешь раздумывать, книга достигла цели”. Главное, что автор, сам является родителем и очень душевно и мудро, рассказывает о своем опыте и воспоминаниях, что очень симпатично.

Приведу, несколько цитат из книги:

“Опыт детей и проблемы”

  • “У детей нет НАШЕГО опыта. Но это не значит, что у них нет опыта вообще. Просто он у них свой.”
  • “Увы, многие взрослые понимают воспитание именно как навязывание ребенку своего опыта”.
  • “Путь от естественности и неагрессии к циничному взгляду на мир и манипулированию другими (по сути, процесс ухудшения своей личности) мы и называем приобретением жизненного опыта.”
  • “Детство -это такой этап нашей жизни, по которому приятно ностальгировать, но который весьма и весьма тяжело проживать. По насыщенности и количеству открытий, детство, наверное, самая серьезная пора человеческой жизни”.
  • “И нам кажется, что вот сейчас мы как следует подготовим его к этой взрослой жизни и он поплывет по ней, рассекая жизненные просторы на нами построенном корабле. Как только человек рождается. Он сразу начинает жить.Сразу. Начинает. Жить”
  • “К ребенку нужно относиться не как к ученику, а как к учителю. Ведь дети всегда естественны и искренни. Помните, что ребенка мы рождаем для мира, а не для себя. Поэтому неправильно относиться к нему как к игрушке. Если ребенок что-то просит, а вы говорите: «Мало ли чего ты хочешь», такой ребенок не поднесет в старости стакан воды”.
  • “Мы никак не можем, да и не хотим понимать: когда у девочки отнимают шоколадку или когда у Анну Карениной отнимают любовь – эти две дамы страдают одинаково”.

“Общение с ребенком”

Как и в другой книге Андрея Максимова “Общение в поисках общего”, здесь упоминается понятие семантического шума – смыслового барьера, происходящего, от различного понимания смысла слов посылающим и принимающим информацию.

  • “Если со взрослыми людьми вранье оправдать сложно, то с подрастающим поколением всегда есть оправдание: мы сказали неправду из педагогических соображений!”.
  • “О том, чтобы сделать маленького человека счастливым, думают только родители. Больше этим не занимается никто”.
  • “Удобный ребенок – это тот, кого не научили самому делать то, что ему представляется верным. Мы сочиняем ребенку прекрасное будущее, потом всячески способствуем осуществлению наших планов. Мы спокойны. Удобному ребенку построена удобная жизнь. А о том, что эта жизнь – чужая, мы просто не задумываемся”.

“О мотивации и призвании”

  • “Когда мы говорим ребенку, что он лентяй, это значит, что мы просто не умеем найти мотивацию для совершения неинтересного дела”.
  • “Выбор призвания – это выбор счастливой жизни. Реализовать себя – корневая, фундаментальная потребность человека: если она не осуществляется, человек не просто не может быть счастлив – он не может быть спокоен и уверен в себе!”
  • “К браку по расчету, большинство из нас относится негативно. К выбору работы по расчету мы относимся гораздо спокойнее”.
  • “Если в детстве, у человека было много занятий, которые ему приносили радость, он сумеет выбрать то, которому захочет посвятить жизнь”.

Вторую часть, автор посвятил школе, проблемам обучения и воспитания. А в конце, есть список книг, которые автор рекомендует к прочтению.

Андрей Максимов: Дети – это экзамен, который родители сдают перед Богом

Андрей Максимов: Когда родители становятся врагами своим детям

Известный телеведущий, писатель, драматург Андрей Максимов написал книгу «Как не стать врагом своему ребенку?». А сейчас работает над другой – «Родители как враги». Он убежден: если между поколениями возникают проблемы – виноваты всегда родители. Мы поговорили с Андреем Максимовым о воспитании детей и современной системе образования.

ЕГЭ – тупик

— Андрей Маркович, вы утверждаете, что современная школа в России школой не является. Почему?

– Потому что она не решает двух самых главных задач – не учит детей учиться, то есть не прививает им любовь к знаниям и не помогает обрести самих себя, найти свое призвание.

— Есть ли выход? Школу все время пытаются реформировать, но получается, что ситуация не улучшается?

– Для того чтобы реформировать школу, должен прийти такой министр образования, которого реформа будет волновать больше, чем собственная карьера. А это невозможно Ведь любая реформа подразумевает, что сначала будет плохо и результат появится не сразу. Но ни один министр на такой риск не пойдет.

Конечно, в руководстве Министерства образования есть хорошие люди, которые пытаются что-то сделать. Дай бог им удачи! Но сегодня образованием детей должны заниматься родители. На школу надеяться бессмысленно. Сегодня ребенку туда надо ходить для общения с ровесниками.

Но при этом необходимо понимать, что школа знаний дает крайне мало.

— Сейчас страшная пора для старшеклассников – ЕГЭ. Как вы относитесь к такой системе экзаменов?

– Подготовка к ЕГЭ – это зубрежка. Она не имеет никакого отношения к знаниям. Это тупиковая история. Во всем мире экзамены проходят иначе. Моя дочь поступала в Нью-Йоркский университет на кафедру киноведения.

Среди прочих экзаменов ей надо было сдавать математику. Она ее не сдала. Но в университет ее приняли, сказав: «Да, вы не сдали математику, но у вас такие блестящие знания по другим предметам, что мы закрыли на это глаза».

У нас такое может быть? Нет!

Сама процедура сдачи ЕГЭ и по форме, и по сути своей говорит о том, что мы долгие годы проводим социальный эксперимент над детьми. Все сделано для того, чтобы им было плохо и, мягко говоря, некомфортно.

ЕГЭ сдают в других школах, их принимают чужие учителя, перед экзаменом детей обыскивают охранники, в туалет можно выйти только в сопровождении… История внедрения ЕГЭ в России – это история борьбы государства с детьми. И почему-то мало кто задумывается, какие они получают уроки антигражданственности.

А ведь, по сути, ЕГЭ – это их первая серьезная встреча с государством. И ребенок понимает, что государство не хочет встать на его сторону, не хочет, чтобы ему было хорошо и комфортно.

— Ваш сын в этом году заканчивает школу. Что вы говорили ему об учебном процессе? Какие советы давали?

– Я ему говорил: твое дело – закончить школу.

— А отметки?

– В Израиле ученику ставят за полгода четыре-пять оценок. За полгода! А у нас четыре-пять – каждый день. Отметки – способ унизить человека. Поэтому оценки не приживаются во взрослой жизни. Я не хочу, чтобы моего ребенка унижали. Я прекрасно понимаю, что сын не знает точные науки. И я не знаю…

— Но ведь в старших классах есть разделение – кто-то более углубленно изучает физику и математику, кто-то литературу и историю. Это вы приветствуете?

– Это не я приветствую. Это Господь Бог так придумал. Если бог создал людей такими, не надо ломать их через колено. Все дети разные, а когда их учат одинаково, это ужасно.

Главные ошибки родителей

— В чем основная ошибка, которую допускают родители, пытаясь воспитывать детей?

– В том, что родители очень часто не видят в ребенке человека со своими проблемами, характером, пониманием жизни. Особенно сложно это понять матери. Ведь ребенок – ее часть, ее плоть и кровь. И порой очень трудно относиться к нему как к самостоятельному человеку.

Еще одна главная ошибка – недооценивать свое чадо. Родитель не может допустить, что ребенок может знать что-то лучше него. Особенно когда это касается будущего. Большая проблема в том, что ни школа, ни родители не учат детей делать выбор.

Мама решает, какая каша будет на завтрак, в чем ребенок пойдет гулять… Хорошие мамы спрашивают у ребенка: «Ты будешь делать уроки, а потом пойдешь гулять или погуляешь до уроков?» К ребенку надо идти не с ответами, а с вопросами.

Этот вывод я сделал, изучая наследие великого педагога Песталоцци, в результате чего написал книгу «Песталоцци XXI. Книга для умных родителей».

[attention type=yellow]
Еще одна ошибка родителей: не принимать ребенка таким, каким его создала природа. Если, например, он не организован, его нельзя организовать. Возможно, что-то получится с этим сделать, но ребенок будет сломлен. А надо понимать: то, что заложено Богом, сломать нельзя.
[/attention]

— Вы как-то сказали: «Ребенок – это экзамен, которые родители сдают перед Богом». Но ведь бывают случаи, когда у родителей, которые мало уделяют детям внимания, они становятся прекрасными людьми.

– Во-первых, трудно судить о том, сколько внимания уделил тот или иной родитель. А во-вторых, что такое «прекрасные люди»? Я знаю ситуацию, когда родители с детства гнобили девочку. Она выросла прекрасным интеллигентным человеком, но глубоко несчастным. Но об этом знает только она сама и ее друг.

По-моему, Эрик Берн сказал: « задача родителей – растить победителя». Очень важно, чтобы ребенок рос с ощущением, что он победитель.

— Каков, по-вашему, основной принцип в воспитании детей?

– Главный принцип: ребенок – это человек. Всегда!

— А неужели кто-то считает иначе?

– Как ни странно, да! И подавляющее большинство людей даже если и принимают эту фразу, то не понимают, что за ней стоит.

Вот ваш муж сидит смотрит телевизор и пьет пиво, а вы говорите ему: «Перестань! Это плохой вид досуга! Иди подыши свежим воздухом!» Да он пошлет вас через секунду! Тем не менее, если ребенок сидит перед компьютером, вы спокойно можете заставить его идти гулять.

Есть самый главный принцип человеческого общения – относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Представьте, что вас заставляют есть не вкусное, а полезное, рано укладывают спать, говорят: «А твое мнение никого не интересует!» или «Ты уже слишком старый для этого!»

Когда я спрашиваю родителей: «Каким бы вы хотели видеть своего ребенка?», ответ всегда один: «Счастливым!» Отлично! Но когда вы ругаете его за двойки, вы помните об этом? А когда не разрешаете смотреть ему футбол только потому, что уже поздно? А когда выбираете сыну девушку? Книга, которую я сейчас пишу, называется «Родители как враги». Когда родители любят ребенка и ведут себя как враги – это страшная история.

Жизненный опыт ребенка

— Один из вопросов, который мучает лично меня: где тонкая грань между свободой и вседозволенностью?

– Кто должен «дозволять»? На основании чего родитель должен иметь такую возможность? Если мы исходим из того, что к ребенку надо относиться как к человеку, то все решения он должен принимать сам. К детям надо идти не с ответами, а с вопросами. Если ребенок хочет сначала гулять, а потом делать уроки, это его дело.

Только надо его спросить: «Ты понимаешь, к чему это приведет? Ты уверен, что так будет лучше? А ты не хочешь ради эксперимента попробовать наоборот?» В любом случае решение должен принимать он сам. Правда, это не работает, когда речь идет о здоровье. Маленький ребенок не может понять, почему он прошел без шапки и простудился. И в таких ситуациях, наверное, надо проявлять большее упорство.

Но в принципе я не понимаю, на основании чего я должен запрещать или не разрешать?

— Может, на основании опыта?

– Мысль о том, что у детей меньше опыта, чем у взрослого, – очень серьезное заблуждение. У них свой опыт, и во многих вещах у детей его намного больше, чем у взрослых. Например, опыт общения с природой. Дети лучше понимают, как общаться с бабочкой.

В чем у взрослых больше опыта – так это в освоении несчастной жизни. Опыт – это ведь не количество прожитого, а количество понятого. Есть пожилые люди, которые не нажили ума, дожив до седых волос. А есть очень умные дети, которые умеют анализировать свою жизнь.

[attention type=red]
Опыт – довольно сложная история, потому что именно он не позволяет добиться успеха.
[/attention]

— Почему?

– Успех есть тогда, когда ты забываешь про свои предыдущие подвиги. Ты поступаешь по наитию, не зная, каким будет результат. Все открытия в науке делаются людьми, которые не испугались отвергнуть чужой опыт. Лобачевский сказал, что две параллельные прямые могут пересечься. И этим вошел в историю науки.

За несколько лет до него ровно такое же открытие сделал один польский математик. Но это настолько противоречило опыту человечества, что он испугался такое публиковать. Так Лобачевский оказался первым, а открытие польского математика обнаружили спустя много лет после того, как он умер.

Музыка, которую писал Моцарт, противоречит опыту человечества. Так никто никогда до него не сочинял. То же самое с детьми. Родительский опыт может не подсказать, а сбить ребенка с пути.

Это большой вопрос – почему родители считают себя вправе воспитывать детей? Помогать – безусловно, поддерживать – без вопросов, защищать – обязательно! Советовать, но не руководить!

ЕГЭ – тупик

— Андрей Маркович, вы утверждаете, что современная школа в России школой не является. Почему?

– Потому что она не решает двух самых главных задач – не учит детей учиться, то есть не прививает им любовь к знаниям и не помогает обрести самих себя, найти свое призвание.

— Есть ли выход? Школу все время пытаются реформировать, но получается, что ситуация не улучшается?

– Для того чтобы реформировать школу, должен прийти такой министр образования, которого реформа будет волновать больше, чем собственная карьера. А это невозможно Ведь любая реформа подразумевает, что сначала будет плохо и результат появится не сразу. Но ни один министр на такой риск не пойдет.

Конечно, в руководстве Министерства образования есть хорошие люди, которые пытаются что-то сделать. Дай бог им удачи! Но сегодня образованием детей должны заниматься родители. На школу надеяться бессмысленно. Сегодня ребенку туда надо ходить для общения с ровесниками.

Но при этом необходимо понимать, что школа знаний дает крайне мало.

— Сейчас страшная пора для старшеклассников – ЕГЭ. Как вы относитесь к такой системе экзаменов?

– Подготовка к ЕГЭ – это зубрежка. Она не имеет никакого отношения к знаниям. Это тупиковая история. Во всем мире экзамены проходят иначе. Моя дочь поступала в Нью-Йоркский университет на кафедру киноведения.

Среди прочих экзаменов ей надо было сдавать математику. Она ее не сдала. Но в университет ее приняли, сказав: «Да, вы не сдали математику, но у вас такие блестящие знания по другим предметам, что мы закрыли на это глаза».

У нас такое может быть? Нет!

Сама процедура сдачи ЕГЭ и по форме, и по сути своей говорит о том, что мы долгие годы проводим социальный эксперимент над детьми. Все сделано для того, чтобы им было плохо и, мягко говоря, некомфортно.

ЕГЭ сдают в других школах, их принимают чужие учителя, перед экзаменом детей обыскивают охранники, в туалет можно выйти только в сопровождении… История внедрения ЕГЭ в России – это история борьбы государства с детьми. И почему-то мало кто задумывается, какие они получают уроки антигражданственности.

А ведь, по сути, ЕГЭ – это их первая серьезная встреча с государством. И ребенок понимает, что государство не хочет встать на его сторону, не хочет, чтобы ему было хорошо и комфортно.

— Ваш сын в этом году заканчивает школу. Что вы говорили ему об учебном процессе? Какие советы давали?

– Я ему говорил: твое дело – закончить школу.

— А отметки?

– В Израиле ученику ставят за полгода четыре-пять оценок. За полгода! А у нас четыре-пять – каждый день. Отметки – способ унизить человека. Поэтому оценки не приживаются во взрослой жизни. Я не хочу, чтобы моего ребенка унижали. Я прекрасно понимаю, что сын не знает точные науки. И я не знаю…

— Но ведь в старших классах есть разделение – кто-то более углубленно изучает физику и математику, кто-то литературу и историю. Это вы приветствуете?

– Это не я приветствую. Это Господь Бог так придумал. Если бог создал людей такими, не надо ломать их через колено. Все дети разные, а когда их учат одинаково, это ужасно.

Главные ошибки родителей

— В чем основная ошибка, которую допускают родители, пытаясь воспитывать детей?

– В том, что родители очень часто не видят в ребенке человека со своими проблемами, характером, пониманием жизни. Особенно сложно это понять матери. Ведь ребенок – ее часть, ее плоть и кровь. И порой очень трудно относиться к нему как к самостоятельному человеку.

Еще одна главная ошибка – недооценивать свое чадо. Родитель не может допустить, что ребенок может знать что-то лучше него. Особенно когда это касается будущего. Большая проблема в том, что ни школа, ни родители не учат детей делать выбор.

Мама решает, какая каша будет на завтрак, в чем ребенок пойдет гулять… Хорошие мамы спрашивают у ребенка: «Ты будешь делать уроки, а потом пойдешь гулять или погуляешь до уроков?» К ребенку надо идти не с ответами, а с вопросами.

Этот вывод я сделал, изучая наследие великого педагога Песталоцци, в результате чего написал книгу «Песталоцци XXI. Книга для умных родителей».

[attention type=yellow]
Еще одна ошибка родителей: не принимать ребенка таким, каким его создала природа. Если, например, он не организован, его нельзя организовать. Возможно, что-то получится с этим сделать, но ребенок будет сломлен. А надо понимать: то, что заложено Богом, сломать нельзя.
[/attention]

— Вы как-то сказали: «Ребенок – это экзамен, которые родители сдают перед Богом». Но ведь бывают случаи, когда у родителей, которые мало уделяют детям внимания, они становятся прекрасными людьми.

– Во-первых, трудно судить о том, сколько внимания уделил тот или иной родитель. А во-вторых, что такое «прекрасные люди»? Я знаю ситуацию, когда родители с детства гнобили девочку. Она выросла прекрасным интеллигентным человеком, но глубоко несчастным. Но об этом знает только она сама и ее друг.

По-моему, Эрик Берн сказал: « задача родителей – растить победителя». Очень важно, чтобы ребенок рос с ощущением, что он победитель.

— Каков, по-вашему, основной принцип в воспитании детей?

– Главный принцип: ребенок – это человек. Всегда!

— А неужели кто-то считает иначе?

– Как ни странно, да! И подавляющее большинство людей даже если и принимают эту фразу, то не понимают, что за ней стоит.

Вот ваш муж сидит смотрит телевизор и пьет пиво, а вы говорите ему: «Перестань! Это плохой вид досуга! Иди подыши свежим воздухом!» Да он пошлет вас через секунду! Тем не менее, если ребенок сидит перед компьютером, вы спокойно можете заставить его идти гулять.

Есть самый главный принцип человеческого общения – относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Представьте, что вас заставляют есть не вкусное, а полезное, рано укладывают спать, говорят: «А твое мнение никого не интересует!» или «Ты уже слишком старый для этого!»

Когда я спрашиваю родителей: «Каким бы вы хотели видеть своего ребенка?», ответ всегда один: «Счастливым!» Отлично! Но когда вы ругаете его за двойки, вы помните об этом? А когда не разрешаете смотреть ему футбол только потому, что уже поздно? А когда выбираете сыну девушку? Книга, которую я сейчас пишу, называется «Родители как враги». Когда родители любят ребенка и ведут себя как враги – это страшная история.

Жизненный опыт ребенка

— Один из вопросов, который мучает лично меня: где тонкая грань между свободой и вседозволенностью?

– Кто должен «дозволять»? На основании чего родитель должен иметь такую возможность? Если мы исходим из того, что к ребенку надо относиться как к человеку, то все решения он должен принимать сам. К детям надо идти не с ответами, а с вопросами. Если ребенок хочет сначала гулять, а потом делать уроки, это его дело.

Только надо его спросить: «Ты понимаешь, к чему это приведет? Ты уверен, что так будет лучше? А ты не хочешь ради эксперимента попробовать наоборот?» В любом случае решение должен принимать он сам. Правда, это не работает, когда речь идет о здоровье. Маленький ребенок не может понять, почему он прошел без шапки и простудился. И в таких ситуациях, наверное, надо проявлять большее упорство.

Но в принципе я не понимаю, на основании чего я должен запрещать или не разрешать?

— Может, на основании опыта?

– Мысль о том, что у детей меньше опыта, чем у взрослого, – очень серьезное заблуждение. У них свой опыт, и во многих вещах у детей его намного больше, чем у взрослых. Например, опыт общения с природой. Дети лучше понимают, как общаться с бабочкой.

В чем у взрослых больше опыта – так это в освоении несчастной жизни. Опыт – это ведь не количество прожитого, а количество понятого. Есть пожилые люди, которые не нажили ума, дожив до седых волос. А есть очень умные дети, которые умеют анализировать свою жизнь.

[attention type=red]
Опыт – довольно сложная история, потому что именно он не позволяет добиться успеха.
[/attention]

— Почему?

– Успех есть тогда, когда ты забываешь про свои предыдущие подвиги. Ты поступаешь по наитию, не зная, каким будет результат. Все открытия в науке делаются людьми, которые не испугались отвергнуть чужой опыт. Лобачевский сказал, что две параллельные прямые могут пересечься. И этим вошел в историю науки.

За несколько лет до него ровно такое же открытие сделал один польский математик. Но это настолько противоречило опыту человечества, что он испугался такое публиковать. Так Лобачевский оказался первым, а открытие польского математика обнаружили спустя много лет после того, как он умер.

Музыка, которую писал Моцарт, противоречит опыту человечества. Так никто никогда до него не сочинял. То же самое с детьми. Родительский опыт может не подсказать, а сбить ребенка с пути.

Это большой вопрос – почему родители считают себя вправе воспитывать детей? Помогать – безусловно, поддерживать – без вопросов, защищать – обязательно! Советовать, но не руководить!опубликовано econet.ru

Источник: econet.ru

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.