Андрей Тарковский: Чтобы быть свободным, нужно просто им быть

Содержание

Цитаты Андрея Тарковского о смысле жизни, о счастье и о кино

Андрей Тарковский: Чтобы быть свободным, нужно просто им быть

Андрея Тарковского по праву называют иконой советского кинематографа. Этот режиссер и сценарист стал автором таких культовых фильмов, как «Солярис», «Иваново детство» и «Жертвоприношение». Фильмы, которые снимал Тарковский, ценятся во всем мире и переведены на десяток языков.

В этой статье вы познакомитесь с фразами Андрея Тарковского о кино, узнаете о его отношении к любви и одиночеству. Также получите краткую справку о его жизни, чтобы понимать, что он был за человек, что ему пришлось пережить и что так повлияло на его мировоззрение. Цитаты Андрея Тарковского наполнены огромной мудростью и интересным взглядом на простые вещи.

Андрей Тарковский – человек-эпоха

Для того чтобы понять этого великого деятеля искусства, необходимо знать некоторые детали его биографии. Родился Андрей Тарковский в семье известного советского писателя Арсения Тарковского и корректора типографии Марии Юрьевны.

Отец оставил семью, когда мальчику было всего три года, и началась страшная бедность. Позднее мама с маленьким Андреем перебралась в Москву. Тарковский вспоминает, что несмотря на то, что это было очень тяжелое время, он многим обязан матери.

На подростковые годы Андрея Тарковского пришлась Великая Отечественная война, но мать смогла уберечь сына.

Дальше была учеба во ВГИКе, известный на весь мир фильм «Андрей Рублев», снятый совместно с Кончаловским, затем съемки «Сталкера», «Зеркала». Помимо этого, Тарковский успевал работать над театральными постановками и на радио.

В начале восьмидесятых Тарковский стал много работать в Италии, где появились работы «Ностальгия» и «Время путешествий». Потом было большое путешествие по Европе и на одной из устроенных прессе конференций Андрей Тарковский заявил, что в Советский Союз он возвращаться не намерен.

За последний фильм в своей жизни «Жертвоприношение» режиссер получил главный приз Каннского кинофестиваля и еще ряд именитых премий, о большинстве которых так и не успел узнать. Он умер от рака, до последнего цепляясь за жизнь и проходя курс химиотерапии в Париже, но безрезультатно.

В 1986 году мэтра кино не стало.

Андрей Тарковский был женат дважды: первой его женой стала Ирма Рауш, которая подарила супругу сына Арсения, брак распался из-за связи режиссера с молодой девушкой Ларисой Кизиловой, которая стала его второй женой и всю жизнь была преданно в него влюблена. Умерла Лариса вслед за великим супругом.

Цитаты Андрея Тарковского о смысле жизни

Пронзительны цитаты Тарковского о том, что он вкладывал в понятие «смысл жизни». Большинство из них взято из его дневников, которые он вел бо́льшую часть своего земного существования. Эти дневники были опубликованы уже после смерти Тарковского и стали еще одним мостиком на пути к познанию великой личности этого человека.

«Душа жаждет гармонии, а жизнь дисгармонична».

Тарковский много говорил о душе и о том, как непросто быть человеком, который всегда находится во власти внешних обстоятельств.

В различных изданиях часто приводится следующая цитата Андрея Тарковского:

«Не важно, сколько ты прожил, важно то, как ты прожил».

Эти слова были произнесены им перед показом своего фильма «Иваново детство» и еще не раз повторялись его биографами как кредо его жизни: проживать каждый день как последний.

А потом в книге «Мартиролог» Тарковский вообще заявил:

«Жизнь никакого смысла не имеет».

Тарковский о кино

Главной любовью всей жизни Андрея Тарковского, безусловно, было кино. Однажды он сказал:

«Даже если во время показа моего фильма в зале останется восемь человек, я буду работать для них».

Такая отдача своему делу передавалась зрителям, хотя его творчество не всегда было понятно большинству.

Эта ненацеленность на массовую публику выражалась в одной его фразе, в которой говорилось о том, что творчество в преднамеренной установке на зрителя становится чем угодно, но только не искусством.

Он верил в кино и считал, что оно не подвластно никаким кризисам, единственное, что потрясает искусство, по мнению режиссера, – это развитие.

Цитаты Андрея Тарковского об одиночестве

Несмотря на то что рядом с Тарковским всегда было очень много людей, он чувствовал себя одиноким и творил, оставаясь внутри самого себя, даже в окружении шумной толпы. Мысли о его одиночестве ярко выражены в цитате из его книги «Мартиролог», где говорится, что деятель искусства чувствует себя одиноким, потому что действительно одинок, и пора бы перестать об этом забывать.

«Беда нынешней молодежи в том, что они стараются объединиться на основе каких-то шумных действий, порой агрессивных».

Тарковский хотел научить всех находиться в одиночестве: непросто находиться одному, а не скучать наедине с собой, быть самому себе интересным. В людях, которые стремятся к обществу, чтобы не чувствовать себя одинокими, Андрей Тарковский видел опасность с нравственной точки зрения.

Андрей Тарковский о счастье

Цитаты про счастье Андрея Тарковского практически не остались ни в литературе, ни в воспоминаниях тех, кто его знал. Близкие говорили что об обычном человеческом счастье у режиссера было свое понимание. Он говорил, что мы не созданы для счастья, и что в жизни есть более важные вещи, чем счастье. Вечный поиск правды в вопросе о счастливой жизни он считал болезненным.

Мысли о любви

Немало сказано цитат Андреем Тарковским было и об отношениях мужчины и женщины. Он говорил, что «одинокая женщина – это не нормально» и рассматривал женский внутренний мир только в связи с мужским.

Интересно, что, снимая кино, наполненное человеческими чувствами и вызывающее в зрителях разнообразие эмоций, сам Андрей Арсеньевич был человеком скупым на проявление эмоций.

Однажды он даже сказал, что боялся похорон, потому что вокруг были люди, которые проявляли свои чувства:

«Я не могу смотреть на людей, которые что-то чувствуют».

На вопрос о том, что такое любовь, Тарковский никогда не отвечал. Говорил, что с ней знаком, «но не знает, как определить».

Книги Тарковского

За свою жизнь режиссер написал немало книг. Большинство из них на русском языке были опубликованы уже много лет спустя после его смерти.

Общепризнанно лучшими среди книг Андрея Тарковского по праву считаются «Мартиролог», «Ностальгия», «Запечатленное время» и «Белый, белый день».

Даже тем, кто просто увлекается кино, а не занимается им профессионально, будет полезно ознакомиться с информацией, рассуждениями, умозаключениями Тарковского в книгах, посвященных режиссерскому искусству: «Уроки режиссуры» и «Лекции по кинорежиссуре».

Цитаты Андрея Тарковского – своеобразный мост, который соединяет нас с ушедшим деятелем. В них раскрывается его неординарный взгляд на жизнь.

Цитаты про счастье, как и про любовь, немногочисленны, но тем и особенно ценны, а его размышления о смысле жизни и одиночестве дают повод остановиться и задуматься.

Вместе с Тарковским ушла целая эпоха, но он остался в своих фильмах, книгах и, конечно, десятках цитат.

Разгневанный: 5 ответов Тарковского на странные вопросы о кино

Андрей Тарковский: Чтобы быть свободным, нужно просто им быть

4 апреля исполняется 85 лет со дня рождения режиссера Андрея Тарковского, известного не только своим поэтическим подходом к кино, но и суровым характером и нетерпимостью к чужой глупости. Острые ответы режиссера советским и зарубежным журналистам, а также простым зрителям – в подборке M24.ru.

AP/AFP

Об “авторском” кино

Цитата из “Всесоюзной переклички кинематографистов”, опубликованной в журнале “Искусство кино” (№4 за 1971 год)

ВОПРОС. В критике, в киноведении понятия “авторский кинематограф”, “режиссерский кинематограф” употребляются то как синонимы, то как в обособленном значении – термины еще не определились. Какой смысл вкладываете вы в эти понятия? 

ОТВЕТ. Кино, безусловно, искусство авторское. Хотя я не считаю правомерной такую формулировку. По-моему, не существует кинематографа авторского и неавторского, режиссуры авторской и неавторской. Что касается так называемого неавторского кинематографа, то это попросту нетворческая продукция. Поэтому такое подразделение, на мой взгляд, и выглядит очень искусственно. 

К большому сожалению, у нас еще слишком часто проблему авторства в кино подменяют проблемой взаимоотношений режиссера и сценариста. Вместо того чтобы вникнуть в сущность вопроса, пытаются отделаться механическим установлением пропорций: “здесь” от режиссера меньше, “здесь” — больше, а от кого больше — тот, мол, и автор. Такой подход уводит нас от сути разговора. 

в то же время

К моменту появления этого вопроса Тарковский снял два полнометражных фильма – “Иваново детство” и “Андрей Рублев”. Дебютный фильм Тарковского вышел в 1962 году и собрал множество кинематографических наград, в том числе – премию “Золотой лев” Веницанского кинофестиваля. Премьера второго прошла в Союзе кинематографистов в 1967 году. Фильм был отправлен на полку, откуда его сняли лишь в 1971-м.

О цвете в кино

Цитата из интервью о первом цветном фильме Тарковского “Солярис”, опубликованного в журнале “Искусство кино” (№11 за 1971 год)

Кадр из фильма “Солярис”. imdb.com

ВОПРОС. Но вы же были в принципе против применения цвета в кино? 

ОТВЕТ. Что делать!.. Уж коли цвет изобрели, приходится думать о том, как его использовать, теперь от этого никуда не денешься. 

в то же время

Над “Солярисом”, вышедшим в 1972 году, Тарковский работал четыре года. В процессе работы ему пришлось столкнуться с вопросами куда более прозаическими, чем выбор между цветным или черно-белым изображением.

В 1970-м году, в разгар съемок, он пишет письмо в Отдел культуры ЦК КПСС с просьбой увеличить число съемочных дней и сметы. Ранее он уже обращался с такой просьбой, но получил лишь треть требуемой суммы – 600 тысяч вместо 1,8 миллиона рублей.

Снимать на это затруднительно, пишет режиссер, и добавляет: мы снимаем фильм о будущем, и это будущее должно убедительно выглядеть на экране.

О войне в кино

Цитата из интервью 1981 года шведской газете Dagens Nyheter. Перевод был опубликован в журнале “Искусство кино” (№12 за 2002 год)

Кадр из фильма “Зеркало”. imdb.com

ВОПРОС. В ваших фильмах часто присутствует война. Очевидно, она оказала сильное влияние на вашу жизнь и взгляды? 

ОТВЕТ. Я видел войну очень близко и знаю, что это такое. Я ненавижу войну и, как всякий нормальный человек, боюсь ее. Каждый раз, когда я думаю о войне, у меня темнеет в глазах. Представьте, мы сейчас сидим здесь с вами за столом и спокойно разговариваем.

Вот стол, на нем магнитофон, идет интервью, но в какой-то момент мы вдруг оказываемся под развалинами дома в огне смерти. Словом, во время войны тебя могут уничтожить в любую минуту. Так что от каждого требуется осознание этого.

Но у меня есть подозрение, что человек сегодня начинает сомневаться в своих интеллектуальных возможностях и теряет самоуважение. 

в то же время

В начале войны мать увезла 9-летнего Андрея Тарковского и его младшую сестру в город Юрьевец Ивановской области. Там они прожили до 1943 года. Как вспоминал позже режиссер, это время было трудным еще и потому, что ему все время не хватало отца – к тому моменту Арсений Тарковский уже покинул семью.

Позже воспоминания о деревенском доме, дымных летних сумерках в полевых цветах и матери, неясно ждущей кого-то, легли в основу “Зеркала”, фильма-исповеди, который Тарковский вынашивал много лет – с начала 1960-х.

За кадром в “Зеркале” звучат стихи Арсения Тарковского в исполнении автора, родители поэта появляются в кадре.

О конфликте с георгием рербергом

Цитата из стенограммы встречи Тарковского со зрителями в Казани в 1980 году, сделанной журналистом Цалием Кацнельсоном

Георгий Рерберг. kino-teatr.ru

ВОПРОС. Не кажется ли вам, что вы не сработались с оператором Рербергом, снявшим столь удачно фильм “Зеркало”, потому что он, Рерберг, абсолютировал “Зеркало”, сделал его эталоном для себя? Он думал, что “Сталкер” будет вторым “Зеркалом”, а вам, по-видимому, уже нужно было другое.

ОТВЕТ. Если говорить конкретно о Рерберге, то я до конца не знаю всех мотивов моего разрыва с Рербергом. Но всякий истинный художник должен всегда стремиться к чему-то новому, иному.

в то же время

В 2009 году вышел документальный фильм, посвященный ссоре Тарковского и Рерберга на съемках “Сталкера”. Режиссер фильма Игорь Майборода излагает суть конфликта таким образом: съемки не ладились, кроме того, группе досталась бракованная пленка.

Тарковский был раздражен, обвинял Рерберга, на что Рерберг замечал, что ничего не получается не потому, что пленка плохая, а потому что сценарий прописан недостаточно ясно.

Тарковский остановил работу, попрощался с Рербергом и взял на его место Александра Княжинского.

В итоге в фильм вошла часть сцен, снятых Рербегом, но его имя в титрах не появилось.

О боли в кино

Цитата из интервью журналу Forum (Мюнхен, №10 за 1985 год)

Кадр из фильма “Андрей Рублев”. imdb.com

ВОПРОС: В ваших фильмах, как правило, очень выразительно снята физическая боль. Я бы даже рискнул сказать: снята со смаком. Иногда ваш талант называют жестоким, даже садистским. Есть хоть доля истины в таком утверждении? 

ОТВЕТ: Не знаю, пока что вы первый, кто меня так определил. Есть только один фильм, о котором можно это говорить. Это “Андрей Рублев”. Но в этом фильме рассказывается об очень страшном времени.

Или грубо говоря, если бы мы поставили целью не только правдиво, но в каких-то правдивых пропорциях рассказать об этих обстоятельствах, нам бы пришлось гораздо больше этих сцен жестоких употребить и обстоятельства вспомнить.

Потому что, если мы будем говорить о том времени, то должен вам сказать, что со страниц этого исторического отрезка буквально капает кровь. Жуткое было время. 

Я не считаю этот упрек справедливым. 

в то же время

“Андрей Рублев” после премьеры фильма в Союзе кинематографистов в 1966 году был обвинен в чрезмерной жестокости. К обсуждению подключились газеты, смаковавшие подробности о сожженной на съемках корове и зарезанной лошади. В декабре 1966 года “Вечерняя Москва” опубликовала статью, осуждающую кинематографистов, допускающих такие жертвы, правда, без указания названия фильма и имени режиссера. Тарковский отреагировал очень остро – он назвал слова газетчиков инсинуацией и пояснил, что корова была накрыта асбестом и не пострадала. Позже его слова подтвердила директор картины Тамара Огородникова. Однако директор Владимиро-Суздальского заповедника, где велись съемки, утверждала, что корова действительно была сожжена заживо.

11 цитат из дневника Андрея Тарковского

Андрей Тарковский: Чтобы быть свободным, нужно просто им быть

6 июня 2019Искусство, Литература

Творчество и отсутствие работы, мировая слава и неприятие на родине, отношения с родителями и болезнь. Андрей Тарковский вел дневники больше 15 лет — с апреля 1970-го и до смерти в 1986 году. Arzamas выбрал и прокомментировал отрывки из дневника кинорежиссера

Автор Александр Стогниенко

Андрей Тарковский называл свой дневник «мартирологом» — перечнем страданий. Несмотря на то что Тарковский является одним из самых извест­ных российских режиссеров, на русском языке его «Мартиролог» вышел только в 2008 году — и то не в России, а в Италии. Дневник был переведен на множество языков и издан практически во всех европейских странах.

1. Об отсутствии работы

« Теперь мне ничего не страшно — не будут давать работать — буду сидеть в деревне, разводить поросят, гусей, следить за огородом, и пле­вать я на них хотел! Постепенно приведем дом и участок в поря­док, и будет замечательный деревенский дом. Каменный.

Люди вокруг будут хорошие. Поставим ульи. Будет мед. Еще бы „газик“ достать. Тогда все в порядке. Надо сейчас подработать денег побольше, чтобы кончить к осени с домом. Чтобы можно было жить тут и зимой. 300 км от Москвы — не будут таскаться просто так».

10 мая 1970 мая

Андрей Тарковский. Начало 1970-х годов © Российский государственный архив литературы и искусства

Пожалуй, наиболее точно определила творческую судьбу Тарковского кино­критик Майя Туровская, назвавшая свою книгу о нем «7 ½». Несмотря на доста­точно долгую режиссерскую карьеру (1956­–1986), Тарковский снял три коротко­метражных фильма (будучи студентом ВГИКа) и семь полнометраж­ных.

Выход каждого из них был событием как для советского зрителя, так и для европейских кинофестивалей. При этом все они встречали тотальное сопротивление в советских бюрократических кинокругах. «Иваново детство», имевшее большой успех и получившее множество международных наград (в том числе «Золотого льва»), было закончено в 1962 году.

Снятый в 1966 году «Андрей Рублев» четыре года пролежал на полке — до 1971-го, пока его не вы­пу­стили с купюрами в ограниченный прокат  Широкая премьера восстановленного фильма состоялась в 1987 году.. Тарковский остро нуждался в деньгах и очень нервничал. В СССР его ограничивали чиновники, на Западе — условия рынка.

Последний фильм, «Жертвоприношение», уже после монтажа продюсеры требовали сократить на 20 минут. Съемки проходили в Швеции, поэтому Тарковский просил устроить показ для Ингмара Бергмана, чтобы доказать обоснованность выбранной им хронологии.

В итоге ему пошли на уступки, но режиссер так и не смог привыкнуть к тому, что на Западе даже авторское кино сильно зависит от материальной составляющей.

2. О детях и чести

«Какими будут наши дети? От нас многое зависит. Но и от них самих тоже. Надо, чтобы в них жило стремление к свободе. Это зависит и от нас. Людям, родившимся в рабстве, трудно от него отвыкнуть. С одной стороны, хочется, чтобы следующее поколение обрело хоть какой-нибудь покой, а с другой — покой — опасная вещь… Самое главное — воспитать в детях достоинство и чувство чести».

7 сентября 1970 года

Съемки фильма «Зеркало». 1975 год © IMDb

Идея связи будущего с настоящим так или иначе проходит через все фильмы Тарковского. Например, в «Зеркале» Тарковский представил три этапа жизни и три поколения собственной семьи.

Интересно, что в некоторых эпизодах представителей различных поколений играл один и тот же актер: таким обра­зом режиссер, с одной стороны, намекал на схожесть судеб разных поколений, с другой — на то, что одно поколение перенимает идеи другого.

В реальной жизни режиссер имел трех сыновей: двух от разных браков и еще одного, который родился в Швеции незадолго до смерти отца.

о «зеркале» и других фильмах подробно

Андрей Тарковский: как начать смотреть его фильмы

Разбираемся в фильмографии великого режиссера

3. О родителях

« Очень давно не видел отца. Чем больше я его не вижу, тем становится тоскливее и страшнее идти к нему. У меня явные комплексы в отноше­нии родителей. Я не чувствую себя взрослым рядом с ними.

И они, по-моему, не считают взрослым меня. Какие-то мучительные, сложные, невысказанные отношения. Как-то непросто все. Я очень люблю их, но никогда не чувствовал себя спокойно и на равных правах с ними.

По-моему, они тоже меня стесняются, хоть и любят».

14 сентября 1970 года

Арсений и Андрей Тарковские. 1930-е годы Биографическая энциклопедия «Личности»

У Тарковского были сложные и довольно прохладные отношения с родите­лями, и этому посвящен фильм «Зеркало».

Отец, поэт Арсений Тарковский, ушел из семьи в 1937 году, оставив Андрея и его сестру Марину на попечение матери Марии Ивановны Вишняковой, которая полностью посвятила себя детям. Сам Тарковский был женат дважды.

Его первая жена, Ирма Рауш, сыграла в «Ивано­вом детстве» и «Андрее Рублеве». Вторую жену, Ларису Кизилову, можно увидеть в «Зеркале»; кроме того, она была вторым режис­сером на съемках последующих фильмов Тарковского. 

4. О курении

«Итак, стоит запомнить — 12 ноября 70-го года я бросил курить. Честно говоря, давно пора. Что-то последние недели у меня как-то пусто на душе и тупо. То ли от болезни, то ли оттого, что чувствую себя в тупике. Так и подохнешь и ничего не сделаешь. А сколько хочется сделать…»

15 ноября 1970 года

Андрей Тарковский (справа) и Андрей Кончаловский обсуждают сценарий фильма «Иваново детство». 1962 год © filmz.ru

В самом конце 1985 года, во время съемок «Жертвоприношения», проходивших в Швеции, у Тарковского обнаружили рак легких.

Переводчица Лейла Алексан­дер-Гарретт, сопровождавшая режиссера, так описывает посещение врача: «После сдачи всех анализов нас пригласили в кабинет врача. Результаты лежали на столе, на стене висел новый рентгеновский снимок.

Доктор крайне удивлен, что Тарковский бросил курить больше десяти лет назад. Обычно после такого срока легкие очищаются, но ему не повезло — это лотерея…»

5. О Солженицыне

«Сейчас очень шумят по поводу Солженицына. Присуждение ему Нобелевской премии всех сбило с толку. Он хороший писатель. И прежде всего — гражданин.

Несколько озлоблен, что вполне понятно, если судить о нем как о человеке, и что труднее понять, считая его в первую очередь писателем. Лучшая его вещь — „Матренин двор“. Но личность его — героическая.

Благородная и стоическая. Существование его придает смысл и моей жизни тоже».

17 ноября 1970 года

Андрей Тарковский на съемках фильма «Ностальгия». 1983 год © IMDb

Тарковский никогда не был диссидентом, хотя его видение мира было чуждо закостенелой советской действительности.

Несмотря на обвинения в «элитар­ности» и «отрыве от советского зрителя», он никогда не противопоставлял себя советской системе и не считал себя борцом с режимом.

Однако после объявления о невозвращении на родину, сделанном на пресс-конференции в Италии в 1984 году, Тарковский и его фильмы окончательно попали в число неугодных советской власти.

6. О планах

« После неудачного чтения „Идиота“ решил перечитать „Подростка“.
     В конце месяца предлагается мне поездка в ГДР.

Может быть, воспользоваться ею для возможности совместной или просто немецкой постановки? А что если подумать о Томасе Манне? Перечитать нужно кое-что. Начну с новелл.

     А что если подумать о „Волшебной горе“? Да нет, пожалуй, не ко времени. Тогда уж „Доктора Фаустуса“».

18 февраля 1973 года

Репетиция оперы «Борис Годунов» в Ковент-Гарден. Лондон, 1983 год Слева направо: Роберт Ллойд (Борис), Андрей Тарковский и дирижер Клаудио Аббадо © tarkovsky.net.ru

В дневнике есть множество записей о творческих планах, касающихся и кино, и театра.

Тарковский написал сценарий «Гофманианы», хотел снимать фильм по «Идиоту» Достоевского и двухсерийную картину о жизни писателя, экрани­зировать «Смерть Ивана Ильича», ставить «Гамлета», «Макбета» и «Юлия Цезаря», а также оперу Мусоргского «Борис Годунов».

Некоторые из этих планов удалось претворить в жизнь: в 1977 году Тарковский поставил «Гам­лета» в «Ленкоме», а в 1983-м — «Бориса Годунова» в лондон­ском Ковент-Гарден.

7. О детских воспоминаниях

« Не надо было ездить в Юрьевец! Пусть бы он и остался в моей памяти прекрасной, счастливой страной, родиной моего детства… Я правильно написал в сценарии для фильма, который сейчас снимаю, о том, что не следует возвращаться на развалины…»

8 декабря 1973 года

Андрей Тарковский с сестрой Мариной. Тучково, 1936 год Биографическая энциклопедия «Личности»

Тарковский родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье Ивановской области, расположенном в месте слияния трех рек: Унжи, Нёмды и Волги. Дом распо­лагался в нижней части села, которая оказалась полностью затоплена во время строительства Горьковской ГЭС.

Не случайно в его фильмах так много воды, а сам режиссер говорил, что «его детство ушло под воду».

Работая над сцена­рием «Зеркала», Тарковский собирался отвести большой эпизод, посвященный воспоминаниям о разрушении церкви в Юрьевце, где он жил во время эвакуа­ции в 1941–1943 годах, но, посетив город, отказался от этой идеи. Реальность слишком сильно отличалась от детских воспоминаний.

8. О снах

«Нынче ночью приснился сон: будто я умер, но вижу, вернее чувствую, что происходит вокруг меня. Чувствую, что рядом Лара  Лариса Кизилова, вторая жена Тарковского., кто-то из дру­зей. Чувствую, что бессилен, неволен и способен лишь быть свидетелем своей смерти, своего трупа. А главное — что испытываю в этом сне давно уже забытое, давно не возникавшее чувство, — что это не сон, а явь».

27 июня 1974 года

Кадр из фильма «Жертвоприношение». Режиссер Андрей Тарковский. 1986 год © Svenska Filminstitutet; Argos Films; Film Four International

В дневнике Тарковский часто описывает свои сны. Он считал их вещими и периодически воспроизводил в фильмах.

Так, в «Жертвоприношении» целых шесть сцен из снов, в том числе и сон, описанный в приведенной цитате.

Он вошел в фильм в несколько измененном виде: главный герой, господин Александер (в исполнении Эрланда Юсефсона), видит себя мертвым, причем наблюдает за происходящим как бы со стороны.

9. О спиритизме

«Вчера был у Варвары. Она скорее коллекционер пси-явлений, чем ясновидящая или целительница. Хотя энергия ее ощущается. Потом неизвестно, услугами каких духов она пользуется. Она и сама этого не знает».

6­–7 февраля 1976 года

Кадр из фильма «Сталкер». Режиссер Андрей Тарковский. 1979 год © Киностудия «Мосфильм»

Тарковский часто ходил к ясновидящим и интересовался парапсихологией: вспомним финал «Сталкера», где дочка главного героя передвигает стакан силой мысли.

В то же время в конце жизни режиссер читал отца Павла Флоренского, собирался снимать фильмы о святом Антонии и Голгофе. В Лондоне он встречался с митрополитом Антонием Сурожским. Отпевали его по православному обряду.

Процесс поиска веры особенно заметен в «Жертво­приношении».

10. Об известности

«Я никогда не желал себе преклонения (мне было бы стыдно находиться в роли идола). Я всегда мечтал о том, что буду нужен».

28 февраля 1982 года

Андрей Тарковский с актрисой Валентиной Малявиной на Венецианском кинофестивале. 1962 год © Archivio Cameraphoto Epoche / Getty Images

Воспоминания современников и текст дневников говорят о том, что Тарков­ский не был самовлюбленным человеком. В то же время он был уязвлен тем, что его творчество, в отличие от работ менее талантливых режиссеров, прибли­женных к власти, не признавалось на родине, что его свобода как художника ущемлялась и ограничивалась требованиями официальной идеологии.

11. Об ужасе и отчаянии

«Сегодня лучше. Сделали рентген и облучение. Врач сказал (д-р Бенбунан), что опухоль и на голове, и в груди сократилась на три четверти. Он очень доволен. Хотя вчера! Это тошнота, отчаяние, не боль, а страх, животный ужас, и отсутствие надежды — непере­даваемы, как страшные сны. А это не было сном».

25 февраля 1986 года

Андрей Тарковский. 1986 год © Библиотека киноискусства имени С. М. Эйзенштейна

Вот как вспоминает начало болезни Тарковского переводчица со шведского Лейла Александер-Гарретт:

«…Самочувствие Андрея не улучшалось: бронхит не проходил, антибиотики не помогали, ему становилось все хуже.

Он боялся, что это воспаление легких или новое обострение туберкулеза… Шестого декабря доктор мне позвонил и взволнованно сообщил, что получены результаты анализов. Тарковскому следует срочно обратиться к специалисту.

Рентген показал затемнение в левом легком — это может быть последствие перене­сенного в детстве туберкулеза или воспаления легких, он не берется решать».

Тарковский монтировал «Жертвоприношение», уже будучи тяжело больным. Весь 1986 год его лечили лучшие специалисты, однако старания оказались тщетными. 29 декабря Тарковский скончался. Он похоронен на иммигрант­ском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Источники

  • Александер-Гарретт Л. Собиратель снов Андрей Тарковский. М., 2009.
  • Тарковский А. А. Запечатленное время. М., 2002.
  • Тарковский А. А. Мартиролог: Дневники 1970–1986. Публ. А. А. Тарковского. Ред. В. Забродин. Флоренция, 2008.
  • Туровская М. И. 7 ½, или Фильмы Андрея Тарковского. М., 1991.
  • Филимонов В. П. Андрей Тарковский: Сны и явь о доме. М., 2011.

Антропология

Красный уродец, всенародное шествие детей, любовь к походам и отсутствие плохой погоды

Андрей Тарковский: Учитесь не скучать с самим собой

Андрей Тарковский: Чтобы быть свободным, нужно просто им быть
«Есть вещи, которые ты просто обязан знать — и в их числе, разумеется, Тарковский. Для западных режиссеров это бог кинематографии»,
— Дэнни Бойл, британский кинорежиссер — Каждый человек должен учиться с детства находиться одному. Это не значит, быть одиноким. Это значит — не скучать с самим собой.

— У меня в детстве был довольно растительный образ жизни. Я мало размышлял. — Спасти всех можно, спасая себя. Общие усилия бесплодны. — Религию, философию, искусство — эти три столпа, на которых удерживался мир, человек изобрел для того, чтобы символически материализовать идею бесконечности.

— Настоящее скользит и уходит, словно песок между пальцами, и определяет свою материальную весомость лишь в воспоминании о нем. — Если убрать из человеческих занятий все относящиеся к извлечению прибыли, останется лишь искусство. — Художник всегда испытывает давление. И для художника не было бы никогда, по-моему, идеальных условий работы.

Более того, если бы были какие-то идеальные условия для работы, то работа бы не состоялась, потому что художник не может существовать в безвоздушном пространстве. Должен испытывать какое-то давление. Я не знаю, какое именно. Но художник существует только потому, что мир не устроен, мир не благополучен. И именно поэтому существует искусство.

Очевидно, если бы мир был прекрасен и гармоничен, никакого искусства не нужно было бы. Человек не искал бы гармонии в побочных своих занятиях. Он бы жил гармонично и этого было бы вполне достаточно. — Произведение должно быть способно вызвать потрясение, катарсис. Оно должно уметь коснуться живого страдания человека.

Цель искусства не научить, как жить (разве Леонардо учит своими мадоннами или Рублев — свой «Троицей»). Искусство никогда не решало проблем, оно их ставило. Искусство видоизменяет человека, делает его готовым к восприятию добра, высвобождает духовную энергию. В этом и есть его высокое назначение. — Кино, пожалуй, самое несчастное из искусств.

Им пользуются как жевательной резинкой, как сигаретами, как вещами, которые покупают. — Мне очень нравится отношение к пространству японцев — их умение в маленьком пространстве находить отражение бесконечности. — Жизнь теряет всякий смысл, если я знаю, как она кончается. Мы не созданы для счастья, но есть вещи важнее, чем счастье.

— Я не столько думаю о действительности, сколько пытаюсь ее ощущать; я к ней отношусь, как животное, как ребенок. — Ребенок не должен быть вундеркиндом. Он должен быть ребёнком. Важно, чтобы он не «засиделся» только в детях.

Андрей Тарковский: каждый человек должен учиться с детства находиться в одиночестве

Послание великого режиссера молодым людям .
«Думаю, мне бы хотелось сказать им только то, чтобы они умели больше находиться в одиночестве. Любили бы быть наедине с самим собой почаще. Мне кажется, что беда нынешней молодёжи заключается в том, что она старается как-то объединиться на основе каких-то очень шумных действий, порой даже агрессивных.

Это желание объединиться для того, чтобы не чувствовать себя одиноким — очень неприятный симптом, с моей точки зрения. Мне кажется, каждый человек должен учиться с детства находиться в одиночестве. Это не значит быть одиноким. Это значит — не скучать с самим собой.

Потому что человек, который скучает от одиночества, мне представляется человеком, находящимся в опасности с нравственной точки зрения».

Мир и фильмы Андрея Тарковского*

Андрей Арсеньевич Тарковский (4 апреля 1932 — 29 декабря 1986) — советский кинорежиссер, сценарист. Народный артист РСФСР (1980). Его фильмы «Андрей Рублёв», «Зеркало» и «Сталкер» периодически включаются в списки лучших кинопроизведений всех времен.

Как режиссер снял всего семь фильмов:

  1. Жертвоприношение (1986)
  2. Ностальгия (1983)
  3. Сталкер (1979)
  4. Зеркало (1974)
  5. Солярис (1971)
  6. Андрей Рублев (1966), Top250: 168
  7. Иваново детство (1962), Top250: 249

Дипломный короткометражный фильм: «Каток и скрипка»(1960) получил Первую премию на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961 году.

Смотреть все фильмы Андрея Тарковского онлайн здесь: Серебряная академия  #киноклубAS

Об Андрее Тарковском: 

«При встрече с Тарковским нам необходимо привыкнуть к его языку, к манере выражаться, необходимо подготовиться к восприятию, на раннем этапе знакомства даже прибегая к «расшифровке» отдельных кусков произведения…

»
  — Дмитрий Сергеевич Лихачёв «Он знал, что не надо делать. Он не знал что надо. Но он точно знал, что не надо. В этом отметании того, что не надо, он постоянно и находился. В поиске себя. Изгрыз все ногти в этом поиске себя».

  — Андрей Кончаловский

 «Тарковский напоминает мне поручика эпохи Тургенева — он очень симпатичный и ужасно обаятельный, но в то же время всё видит по-своему и практически неуловим. Его никогда нельзя «догнать», так как он всегда где-то в другом месте. Просто он такой есть. Этого режиссера нельзя переделать, и прежде всего ему ничего нельзя втолковать, потому что он в любом случае всё переделает “по-своему”».

  — «Беседы со Станиславом Лемом» (гл. «Кинематографические разочарования»,

*Мир и фильмы Андрея Тарковского. Сборник эссе о творчестве режиссера. Среди авторов сборника известные деятели культуры: писатели, режиссеры и критики, актеры и кинематографисты.

По материалам открытых источников.

Цитаты, фильмография и короткое видео-послание молодым людям великого режиссера Андрея Тарковского, Высказывания о Тарковском  современников.

Связанные сообщения в рубриках: 

“,”author”:null,”date_published”:null,”lead_image_url”:”https://1.bp.blogspot.com/-K5w8jAS_U/XKXAyN-BsZI/AAAAAAAAWZ8/CeW7nwsvwD4Oz4cogGAFCcpfLhmpNGWoACLcBGAs/w1200-h630-p-k-no-nu/Tarkovskiy_A.jpg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://academikstar.blogspot.com/2019/04/Andrey-Tarkovskiy-uchites-ne-skuchat-s-samim-soboy.html”,”domain”:”academikstar.blogspot.com”,”excerpt”:”Цитаты, фильмография и короткое видео-послание молодым людям великого режиссера Андрея Тарковского, Высказывания о Тарковском современников.”,”word_count”:780,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.