Базовые принципы психологического здоровья: Толерантность к фрустрации

Содержание

Непереносимость фрустрации: признаки, симптомы и 8 способов победить её

Базовые принципы психологического здоровья: Толерантность к фрустрации

Фрустрация – это совершенно нормальное чувство, знакомое всем, так как зачастую дела идут совсем не так, как мы ожидаем. Проблемы появляются, когда состояние фрустрации приводит к напряжению и чрезмерному беспокойству, которые ещё больше нас отдаляют от желаемой цели.

Узнайте, что такоенепереносимость фрустрации, также известная, какнизкая фрустрационная толерантностьилинизкий порог толерантности к фрустрации. Также мы расскажем вам, как справиться с подобным состоянием.

Об этом – в статье психолога CogniFit (“КогниФит”) Андреа Гарсия Сердан.

Непереносимость фрустрации

Что такое “фрустрация”? Фрустрация происходит от латинского frustratio (обман, неудача, расстройство замыслов, тщетное ожидание).

 Что означает “непереносимость фрустрации”? Люди с низкой фрустрационной толерантностью слишком чувствительны ко всему, что им неприятно: они не терпят дискомфорт, неудачи, препятствия и проблемы.

 Они не выносят, когда что-то задерживает осуществление их желаний, а также любые другие чувства или обстоятельства, которые им неприятны. Такой человек испытывает стресс, гнев, беспокойство и тревожность, грусть, обиду. Любит строить из себя жертву и обвинять других во всём, что с ним происходит.

Часто взрослые с низким порогом терпимости к фрустрации сдаются на пути к своим целям. Для детей в целом характерен пониженный уровень фрустрационной толерантности, однако это прежде всего связано с когнитивной незрелостью.

Поэтому очень важно научить детей в раннем возрасте принимать состояние фрустрации и разочарования, научить быть упорными и не сдаваться при достижении желаемого, однако при этом также объяснить, что не всегда они смогут получить то, что хотят.

Толерантность к фрустрации – это способность выдерживать состояние фрустрации и управлять им. Как мы уже упомянули, фрустрация – это нормальное и повседневное чувство, в нём нет ничего плохого. Это только лишь показатель того, что события разворачиваются не так, как мы хотим.

Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны.

Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут.

CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Инновационный общий когнитивный тест: скачайте подробный отчёт с результатами

Но вот когда мы злимся и становимся одержимыми тем, что у нас что-то не получается, в результате чего отказываемся от выполнения задуманного, тогда начинаются проблемы.

Пониженная фрустрационная толерантность может даже привести к тому, что человек заранее начинает отказываться от реализации планов только потому, что ему кажется, что он не сможет осуществить их в точности так, как ему хочется, т.е. идеально.

Согласно исследованиям, нетерпимость к фрустрации может с лёгкостью довести до прокрастинации со всеми вытекающими последствиями.

Характеристики людей с низкой фрустрационной толерантностью

Люди с низким уровнем толерантности к фрустрации имеют определённые иррациональные убеждения.

Это внезапные драматические мысли, которые появляются автоматически и заставляют нас чувствовать себя плохо (“я это не переживу”, “это невыносимо”,  “я должен был…”, “всегда”, “никогда”).

Например, им кажется, что если они не достигнут желаемого или если что-то пойдёт не так, то последствия будут просто ужасными.

Психолог Альберт Эллис  первым заговорил об иррациональных убеждениях, а также включил их как объект лечения в свою Рационально-эмоционально-поведенченскую терапию. Согласно Альберту Эллису, люди имеют иррациональные убеждения о самих себе, об окружающих и о мире в целом:

  • “Я должен делать всё правильно и получить одобрение других за свои действия”
  • “Другие люди должны быть приятными, внимательными и справедливыми”
  • “Жизнь должна мне предоставить хорошие шансы и возможности достичь желаемого, не прилагая значительных усилий”

Как бы мы ни старались, мы не можем избежать трудностей и разочарований. Это часть нашего бытия. Поэтому важно научиться управлять этими эмоциями, чтобы они стали более конструктивными и не отравляли нашу жизнь.

Проверить своё эмоциональное состояние можно с помощью нейропсихологических тестов CogniFit (“КогниФит”). Чтобы, например, узнать, не грозит ли вам депрессия, уровень которой могут помочь понизить когнитивные тренировки.

Проверьте себя прямо сейчас!

Тест CogniFit на депрессию: узнайте, присутствует ли риск развития депрессии

Примеры толерантности к фрустрации

Человек, способный выдержать состояние фрустрации, не упадёт духом при первой же трудности, которую он встретит на своём пути.  Он будет упорным, попробует применить различные стратегии для достижения цели – до тех пор, пока не добьётся успеха. Человек, нетерпимый к фрустрации, вполне вероятно, сдастся при первой же неудачной попытке.

Например, если вы решили научиться играть на фортепиано, сразу же у вас это не получится. Сначала придётся запомнить ноты, разучить мелодии и т.д. Кроме того, вряд ли вы сразу же сможете играть сложные музыкальные произведения. Однако человек с высоким порогом толерантности к фрустрации продолжит заниматься несмотря на все трудности и усилия.

1. Измените своё отношение к неспособности достичь поставленных целей

Как избавиться от нетолерантности к фрустрации? Как повысить низкий порог или уровень переносимости разочарований, улучшить фрустрационную толерантность? В большинстве случаев всё на самом деле не так ужасно, как нам кажется. И мы в состоянии справиться со всеми препятствиями, которые возникают на нашем пути. Кроме того, разочарования – это полезный опыт. Они учат нас, что то, что мы сделали – не работает. Надо искать другие пути, другие способы.

Как справиться с непереносимостью фрустрации? Подумайте, действительно ли случится что-то непоправимое, если дела пойдут не так, как вы запланировали, или вы всего лишь просто не достигнете желаемого? Спросите себя, что самое страшное может произойти? И действительно ли ситуация настолько невыносима. Также попробуйте оценить ситуацию по шкале от 1 до 10 баллов (10 баллов – худшее развитие ситуации). Это также ужасно, как авария или увольнение с работы? Это вам поможет понять, что, например, простоять в очереди 10 минут не так уж и страшно.

2. Измените своё отношение к фрустрации

Фрустрация – не cамое приятное чувство, но вполне терпимое. Это нормальная реакция на то, что что-то не получается.

Как улучшить фрустрационную толерантность? Не бегите от разочарования, примите его и двигайтесь дальше. Сконцентрируйтесь на других вещах. Попробуйте разработать ещё 5 стратегий как достичь желаемого, со всеми их плюсами и минусами. Помните, что идеального решения не существует.

3. Выявите свои иррациональные убеждения

Иррациональные убеждения – это непроизвольные мысли, которые портят нам настроение и заставляют нас испытывать злость, беспокойство, грусть и т.д. Кроме того, такие мысли не являются обоснованными. Иррациональные убеждения, как мы упомянули выше, лежат в основе непереносимости фрустрации.

Как повысить порог толерантности к фрустрации? Прислушивайтесь к себе каждый раз, когда вы чем-то обеспокоены или разочарованы. Какого рода мысли и утверждения приходят вам в голову? Запишите их. Отметьте такие слова, как “я должен был”, “всегда”, “никогда”, “не могу”, “не терплю”, “это невыносимо”… Также запишите, какие чувства вызывают у вас эти мысли и насколько они полезны вам. И, наконец, попробуйте найти альтернативу этим негативным утверждениям, которые дают возможность почувствовать вам себя лучше. Например, вместо “это невыносимо, что меня вынуждают так долго ждать своей очереди, они должны были нанять больше сотрудников” подумайте так: “ждать, конечно, неприятно, но мне это сейчас нужно. Пока я жду, я могу что-то почитать или поболтать с другом по телефону”.

4. Бросьте вызов фрустрации

Люди с проблемой низкой толерантности к фрустрации стараются избегать разочаровывающих их ситуаций. Однако чем больше мы избегаем, тем сложнее нам потом будет справиться, когда подобная ситуация возникнет. Кроме того,  её значимость также повысится.

Как поднять уровень переносимости фрустрации? Лучший способ перестать бояться фрустрации – бросить ей вызов. Напишите список того, что вызывает в вас это чувство. Пообещайте себе браться по меньшей мере за одно дело в неделю из этого списка. Начните с самых простых вещей, постепенно увеличивая трудность. Используйте предлагаемые в этой статье стратегии.

5. Примите меры

После того, как вы идентифицируете те дела и ситуации, которые провоцируют в вас фрустрацию, самое время принять необходимые меры, чтобы все эти вещи были как можно менее травмирующими для вас.

Как избавиться от фрустрационной нетолерантности? Если вас угнетает ожидание непунктуальных людей, очереди, время, которые вы тратите на поездки в общественном транспорте и т.д., подумайте, чем бы вы могли в этот момент заняться, чтобы у вас не возникало ощущения потерянного времени. Попробуйте почитать, послушать музыку, поиграть в когнитивные игры для улучшения памяти. Подумайте, что ещё вы можете сделать, чтобы не испытывать фрустрацию.

6. Отступление – это не поражение

Иногда на пути к своей цели мы терпим какие-то неудачи, задержки и т.п. Нетерпимые к фрустрации люди верят в то, что у них всё всегда будет получаться отлично и с каждым разом всё лучше и лучше.

Поэтому очень важно понять, что все эти препятствия – это совершенно нормальные явления, составляющие часть процесса достижения целей. Жизнь состоит из взлётов и падений. И во времена “падений” мы начинаем больше ценить моменты счастья и удачи.

Помните о том, что отступление – это ещё не поражение, и что можно проиграть битву, но выиграть войну.

Как победить непереносимость фрустрации? Позвольте себе отступить, сделать ошибку, иногда это просто необходимо. В такие моменты сохраняйте спокойствие и избегайте негативных мыслей (“я неудачник”, “я никогда не смогу” и подобных). Развивайте постоянство и терпение.

7. Отличайте желания от потребностей

У всех нас есть свои желания и предпочтения. Мы хотим, чтобы к нам определённым образом относились, чтобы всё происходило так, как мы задумали… Но это именно желания, а не жизненно необходимые потребности. Потребности – это то, без чего мы не можем жить: еда, сон, отношения …

Что делать при низкой толерантности к фрустрации? Составьте отдельно списки своих желаний и потребностей. Затем внимательно проанализируйте каждый пункт. Это действительно мне необходимо? Что произойдёт, если у меня этого не будет? Это действительно так ужасно?

8. Проанализируйте ситуацию

Иногда мы расстраиваемся только потому, что просто даже не могли подумать, что что-то могло не получиться. Поэтому мы не знаем, что делать.

Как повысить толерантность к фрустрации? Когда вы не достигли желаемого, проанализируйте то, что вы сделали. Определите, что вы сделали хорошо, а что – нет. Подумайте о возможных альтернативах, что можно исправить, изменить. Постепенно вы найдёте наилучшее решение.

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Тренинг повышения уровня толерантности к фрустрации

Базовые принципы психологического здоровья: Толерантность к фрустрации

Программа

социально-психологического тренинга для подростков по повышению уровня толерантности к фрустрации.

Составитель: педагог-психолог Центра социально-психологической помощи детям и подросткам Елисейкина Л.И

Основная цель: повышение у подростков уровня толерантности к фрустрации.

Сопутствующая цель: профилактика возникновения социальной дезадаптации.

Задачи:

формировать позитивное отношение подростка к самому себе и окружающему миру;

-развивать коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны общения;

-развивать способности к адекватной оценке фрустрационной ситуации и умение находить конструктивный выход из неё;

-обучать приемам снятия эмоционально-волевого напряжения;

-развивать терпимость к разным мнениям.

Необходимые материалы: шесть листов ватмана; альбомные листы для рисования (по 3 на каждого участника); фломастеры и цветные карандаши или краски и кисточки; небольшой резиновый мяч; переносная доска; 4 воздушных шарика.

Занятие 1. Мы все разные. Я – это Я. И Я – это замечательно!

Подростки оформляют карточки-физитки со своими именами.

Упражнение «Узнайте друг о друге».

Участники делятся на 2 команды. Задача команд: задать такие вопросы членам другой команды, чтобы как можно больше узнать о них.

Ведущий также представляется. Участники могут задавать вопросы ему.

  1. Установление правил в группе.

Предлагает ведущий; все обсуждают и принимают или не принимают.

  1. Быть искренним в общении.

  2. Правило «Стоп».

  3. Быть активным.

  4. Говорить только от своего имени.

  5. Уважать мнение каждого участника.

Упражнение «Цветные ладони».

Участники хаотично передвигаются по помещению (или на улице). Ведущий держит три «ладони» (синюю, красную, желтую), вырезанные из цветного картона. Ведущий поднимает «ладонь» определенного цвета. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством играющих.

Варианты сигналов:

Красная ладонь – надо пожать руку

Синяя ладонь – погладить по плечу

Желтая ладонь – потереться «спинками»

Всё выполняется молча.

Упражнение «Ассоциации».

Каждый участник заполняет бланк

Я – сам

  1. Животное

  2. Птица

  3. Рыба

  4. Насекомое

  5. Дерево или кустарник

  6. Цветок

  7. Фрукты

  8. Овощи

  9. Напиток

  10. Время года

  11. Еда

  12. Стихия (огонь, вода, земля, воздух)

  13. Цвет

  14. Цифра (0-13)

Упражнение «Мы одна команда».

Участники делятся на 3 подгруппы, каждая придумывает название и девиз. Затем на бумаге рисуют «Портрет нашей подгруппы». От подгруппы выбирается один или несколько человек, которые представляют групповое творчество.

После представления склеивают воедино портреты трех подгрупп, придумывают названия для картины, пишут заголовок и вывешивают на стену.

  1. Рефлексия занятия и прощание.

Схема для рефлексии:

Больше всего мне понравилось сегодня…

Мне не хотелось говорить (делать)…

Во время занятия я узнал…

Сейчас я чувствую…

Я хочу, чтобы на следующей встрече…

Мое настроение после тренинга…

Участники отмечают свое настроение на месте ватмана «Доска отношений».

Занятие завершено.

Занятие 2. Я и окружающие меня люди.

Упражнение «Цветные ладони».

Упражнение «Немного о себе». Упражнение «Я люблю себя за то…»

Все сидят в кругу. Каждому по очереди предлагается мимикой и жестами показать то, чем любят заниматься больше всего в свободное время. Очередность – по желанию.

  1. Дискуссия на тему «Идеальный, современный и «плохой подросток».

Участники группы разбиваются на 3 подгруппы. Каждая берет задание, которое сначала надо обсудить. Затем из предлагаемого списка качеств личности выбрать и записать качества подростка. После этого группа садится в круг, и один из представителей каждой подгруппы зачитывает качества. Остальные либо соглашаются, либо возражают, предлагая свои варианты.

Задание 1. Составьте портрет идеального подростка.

Задание 2. Составьте портрет современного подростка.

Задание 3. Составьте портрет «плохого» подростка.

Напишите качества, которыми должны они обладать

  1. Рефлексия занятия (см. занятие 1).

Ритуал прощания. «Доска отношений/настроений».

Занятие 3. Я и окружающие меня люди.

Участники свободно двигаются; один участник подает правую руку другому, но отнять ее можно только в том случае, если левая рука найдет руку еще одного игрока.

Упражнение «Что изменилось?».

Участники строятся в две шеренги друг напротив друга. Игроки первой команды поворачиваются спиной ко второй. Каждый участник второй команды делает по три изменения в своей одежде. Первая команда поворачивается лицом ко второй. Каждый участник ищет изменения в одежде у напротив стоящего. Затем меняются ролями.

  1. Дискуссия и ролевая игра.

Участники разбиваются на 3 подгруппы. Каждая получает задания, где изложена фрустрационная ситуация, которую надо сначала обсудить, а потом принять какое-либо решение.

Подгруппа составляет полный список адекватного реагирования в рассматриваемой ситуации. Все три списка вывешиваются на стене под названием «Что делать если…». Ситуация, вызвавшая особый интерес и продолжительную эмоциональную дискуссию, разыгрывается в форме ролевой игры.

Ситуации для обсуждения в подгруппах.

  1. Я перешел в другой класс (в другую школу).

  2. Я устал от ответственности. Что делать?

  3. У меня нет друзей.

  4. Я не хочу ходить в школу.

4. Рефлексия занятия (см. занятие 1).

Доска отношений и настроений.

Занятие 4. Я и мои сверстники.

Упражнение «Здравствуй по секрету».

Участники пишут записки с приветствиями, но не подписываются, а складывают их и кладут в ящик. Затем каждый вынимает по очереди и читает приветствие, как будто это его собственное.

Упражнение «Угадай».

Участники сидят в кругу. Один выходит за дверь. Группа загадывает одного из сидящих в кругу. Задача водящего – задать наводящие вопросы и отгадать «загаданного» человека.

Упражнение «С закрытыми глазами».

Все закрывают глаза. Участники должны:

  1. пост роиться по росту

  2. образовать круг

  3. образовать квадрат

  1. Дискуссия и ролевая игра.

Ситуации для обсуждения.

  1. Я возвращался из школы, и меня обзывали и дразнили одноклассники.

  2. Меня толкнули, я упал и больно ударился.

  3. Меня заставляли сегодня курить и предлагали выпить пиво.

  4. Надо мной прикалывается весь класс.

  5. За мою парту посадили одноклассника, с которым я не хочу не то что рядом сидеть, а даже разговаривать.

Доска отношений и настроений.

Занятие 5. Я и мои учителя.

Необходимо в течение 1 мин. пожать руку наибольшему количеству участников с одними и теми же игроками можно поздороваться несколько раз, но не подряд. Задача – посчитать количество рукопожатий

Упражнение «Ветер дует на того…»

Участники сидят в кругу. Водящий произносит фразу «Ветер дует на того, у кого есть плеер» (например). Участники должны быстро пересесть. Ведущий должен успеть также занять стул. Кому стул не достался – водит.

Упражнение «Непослушные шарики».

Участники образуют три круга и берутся за руки.

Ведущий: «Я буду бросать шарики в ваши круги. Задача – отбивать их всеми частями тела (плечами, лбами, носами и т.д.), не дать им упасть или вылететь из круга. Руки расцеплять нельзя. Сначала я брошу по одному шарику в каждый круг, затем количество шаров буду увеличивать. Победит та команда, которая будет одновременно отбивать большое количество шариков».
  1. Дискуссия и ролевая игра.

Ситуация для обсуждения.

  1. Сосед по парте меня отвлекал от урока, за что я получил «два» в дневник и в журнал за поведение.

  2. Мой друг мне завидует, дружит со мной из-за выгоды.

  3. На меня донесли одноклассники учителю, а я этого не совершал.

  4. У меня после уроков выманили деньги. Я под страхом избиения их отдал.

  5. отказались со мной дружить и объявили мне бойкот.

Доска отношений и настроений.

Занятие 6.

Все становятся в круг. Предлагается подойти друг к другу и поздороваться с помощью мимики и жестов.

Упражнение. Группа сидит в кругу. В центр приглашается один. Задача остальных – доставить ему радость. Можно похвалить его, подарить ему что-то. Тому, чей подарок больше всего понравится стоящему в центре, он дарит в награду свою улыбку. Тот, кому адресована улыбка, выходит в центр круга, садится на стул. Теперь ему дарят приятные слова. Игра продолжается.

  1. Упражнение «Школа – это целый мир».

Все сидят в кругу. Каждый называет ассоциации к слову «школа».

Побеждает тот, кто назовет слово последним.

  1. Дискуссия и ролевая игра.

Задания: 1. Составьте портрет идеального учителя. 2. Составьте портрет «плохого учителя» и опишите его характерные черты. 3. Составьте портрет современного учителя и опишите его качества.

Ситуации для дискуссии:

  1. Учитель видит во мне только плохое, не замечает хорошее.

4. Подведение итогов тренинга.

  1. Доска отношений и настроений.

  2. Рефлексия занятий.

  3. Групповой портрет (рисунок вместе то, что больше всего запомнилось).

Используемая литература:

Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. Под общ. ред. И.В. Дубровиной, М.: Издат-й центр «Академия», 1995 г.

Психологическая характеристика фрустрации

Базовые принципы психологического здоровья: Толерантность к фрустрации

Фрустрация (дословный перевод – обман, тщетное ожидание, уничтожение планов или расстройство замыслов) – это особое эмоциональное состояние, которое возникает у человека при наличии объективного или субъективного препятствия на пути достижения цели и выражается в особых эмоциональных переживаниях и формах поведения.

Фрустрация – это эмоциональное состояние, возникающее при блокаде мотивов (потребностей).

Фрустрация – это реакция человека на жизненные трудности, неудачи. Проявляется в различных эмоциональных состояниях и формах поведения в зависимости от индивидуальных особенностей. Например: досада, разочарование, гнев, ярость, раздражение, враждебность.

Причины возникновения фрустрации

  1. Наличие фрустратора (препятствия на пути достижения поставленной цели) – каждый из видов фрустраторов разделяется на внешний и внутренний:
    • «Лишения» – отсутствие средств для удовлетворения какой-либо потребности;
    • Потери;
    • Конфликты; внутренние конфликты сводятся к борьбе мотивов;
    • Препятствия – блокировано использование имеющихся средств (законами, моралью, социальными запретами, совестью).
  2. блокируемой потребности и ее значимость: чем больше значимость потребности, тем более велика вероятность возникновения фрустрации.
  3. Сила потребности: чем сильнее потребность, тем больше вероятность возникновения фрустрации.
  4. Частота неудовлетворения данной потребности: чем чаще потребность не удовлетворялась, тем больше вероятность возникновения фрустрации.
  5. Особенности самого человека, испытывающего неудачу (толерантность к фрустрации).

Фрустрация особенно сильна при наличии социальной оценки, наиболее болезненна. Некоторые психологи считают, что фрустрация возникает лишь при блокировании потребности в самоуважении.

Проявления фрустрации

  1. Агрессия – прямое нападение (в классическом понимании) и любые формы враждебного поведения (в современном понимании). Существует фрустрационная теория агрессии, утверждающая, что единственная причина фрустрации – это агрессия.

    Классификация форм враждебного поведения:

    • На фрустратор;
    • На самого себя.
  2. Замещение – замена блокируемой потребности другой потребностью.
  3. Смещение – удовлетворение блокированной потребности обходным, более легким путем (с помощью другого объекта). Объект для удовлетворения потребности менее специфичен. Сюда же относится смещение агрессивных тенденций.
  4. Рационализация – обесценивание объекта неудовлетворенной потребности, нахождение положительных моментов в произошедшей неудаче.
  5. Регрессия – возврат к более примитивным формам поведения (например, плач).
  6. Депрессия – подавленное, угнетенное настроение.
  7. Фиксация – закрепление нецелесообразных форм поведения. Это резкое нарушение приспособительных действий и целесообразности поведения, в результате чего образованные ранее навыки и привычки продолжают проявляться и закрепляться в поведении, несмотря на то, что в результате фрустрации они стали или бесполезными, или вредными. Это закрепление действий, мыслей, чувств, переживаний (в т.ч. сужение сознания, «зацикленность» на фрустраторе, «прикованность» к нему). Сюда относятся патологические привычки, асоциальное поведение.

На основе подобных фактов появилась теория реактивного психологического сопротивления, утверждающая, что в ситуации фрустрации возникает особое мотивационное состояние, которое может быть обозначено как сопротивление запрету ил фрустратору: человек старается достичь запретного. Это может быть явный запрет (повышает привлекательность цели) или неявный (типичным примером является совет).

Поэтому необходимо поощрять за правильное поведение и не наказывать за неправильное.

Индивидуальные особенности поведения человека в ситуации фрустрации

Вероятность возникновения фрустрации зависит от следующих факторов:

  1. Сила неудовлетворенной потребности;
  2. Близость целевого объекта;
  3. Тип темперамента:
    • Холерики – агрессия, смещение;
    • Сангвиники – замещение, рационализация;
    • Флегматики – замещение, рационализация, фиксация;
    • Меланхолики – агрессия на себя, регрессия, депрессия, фиксация.
  4. Уровень культуры.

Значение фрустрации в жизни человека

Кроме вышеописанных реакция на фрустрацию, могут быть конструктивные выходы из нее (интенсификация усилий). Поэтому значение фрустрации в жизни человека неоднозначно.

Однако деструктивные эффекты возникают очень часто, иногда приобретая хронический характер и вызывая такие последствия, как снижение самооценки, самоуважения, ухудшение состояния физического и психического здоровья.

Особое значение фрустрация приобретает в детстве, когда еще ребенок не имеет достаточно информации для эффективных поступков. Деструктивные реакции перерастают в черты характера: агрессивность, лживость, изворотливость и т.п.

Фрейд считал фрустрацию исходной точкой включения механизмов психологической защиты. Все механизмы психологической защиты имеют отношение к фрустрации.

Психологическое здоровье. Толерантность к фрустрации

Базовые принципы психологического здоровья: Толерантность к фрустрации

В нашу эпоху сохранить свое психологическое здоровье – дело нелегкое. Постоянные стрессы, неоправданные ожидания, несбывшиеся замыслы, проблемы на работе и в личной жизни, несоответствие желаемого и реального – все это выводит из равновесия, приводит к возникновению неврозов, ввергает в депрессивное состояние, – одним словом, мешает жить полноценно и счастливо.

Существует много способов сохранения и улучшения психологического здоровья, однако большинство из них лишь помогают справиться с насущными проблемами, а не гарантируют сохранение равновесия и гармоничности в будущем.

  Одним же из эффективных способов долгосрочного сохранения своего психологического равновесия и здоровья считают развитие толерантности к фрустрации. Что это такое и как это развить в себе? Давайте ответим на эти вопросы.

Фрустрация и толерантность к фрустрации в психологии

Под термином «фрустрация» понимают психическое состояние, возникающее в ответ на неудачи, проблемы, несоответствия желанного и реального, возникновение преград на пути к цели и т.д. То есть человек испытывает состояние фрустрации, когда не получает желаемое.

Так, люди с неразвитой толерантностью к фрустрации очень остро переживают свои неудачи, дискомфорт, не умеют смириться с расхождением планов и реально возникшей ситуации, а возникновение препятствий рассматривают как катастрофу. Такой человек намного чаще будет испытывать страх, гнев, обиду, грусть, он будет более тревожным и подверженным стрессам – одним словом, урон для психологического здоровья такого человека будет огромным.

Толерантность же к фрустрации означает способность переживать неудачи, провалы, дискомфорт и все ситуации, когда ожидания себя не оправдывают, не испытывая при этом состояние катастрофы и не впадая в депрессию.

Фрустрационная толерантность воспитывается с детства – ведь, по сути, она является основой развития. Прежде чем ребенок научится ходить, ему приходится познать боль от падений, учась говорить, ребенку приходится преодолевать ошибки в произношении, учась писать – ошибки в правописании.

Овладение любым навыком сопряжено с совершением массы ошибок, а потому ошибки являются неотъемлемой частью жизни человека. Ошибки не делает лишь тот, кто не делает ничего нового, не развивается.

Когда же человек учится извлекать пользу из своих ошибок, не зацикливаясь на них, он находит собственную точку равновесия и сохраняет психологическое здоровье.

Состояние фрустрации: что лежит в его основе

Людей, не умеющих переносить фрустрацию, чаще всего объединяет наличие иррациональных убеждений. Понятие иррациональных убеждений активно разрабатывается в рамках когнитивно-поведенческой терапии: эти убеждения могут касаться самого человека, его социального окружения или мира в целом.

Проблема состоит в том, что иррациональные убеждения имеют негативную тенденцию постоянно «всплывать в фрустрирующих обстоятельствах». Например, у человека с глубинным убеждением «я – неудачник», в ситуации каких-либо начинаний будут возникать мысли типа «я ни за что не справлюсь», «я всегда все порчу», «это слишком сложно для меня» и т.д.

А когда такие мысли постоянно крутятся в голове, очень сложно быть толерантным к ситуации неудачи, не правда ли?

Также в основе непереносимости фрустрации может быть инфантилизм – такие люди так и остаются «маленькими детьми», неспособными решать проблемы и преодолевать жизненные трудности. Толерантность к фрустрации означает наличие у человека сильного внутреннего Взрослого: если Взрослый недостаточно развит, то человек оказывается беспомощным перед лицом фрустрирующих обстоятельств.

Состояние фрустрации: как справляться с жизненными сложностями?

В основе толерантности к фрустрации как основы психологического здоровья лежат два основополагающих принципа:

Часто люди предпочитают включать стратегию избегания и попросту игнорировать проблему, вместо ее признания и решения.

Всегда можно переключиться на другие неурядицы – проблемы правительства, ухудшение погоды или глобальное потепления, — переключиться на проблемы, над которыми человек уж точно не властен, а, значит, и не должен ничего предпринимать по поводу их решения.

Свою же проблему можно окутать туманом иллюзий, отрицаний и обесцениваний. А проблема тем временем будет расти. И то, что раньше воспринималось как невинный кашель, превращается в бронхит, лечить который значительно сложнее.

Потому первым принципом фрустрационной толерантности является признание своей проблемы или неудачи – врага можно побороть, лишь глядя ему в лицо. Честность в этой ситуации помогает адекватно оценить свое положение, свои чувства, потребности и возможности, и правильно среагировать на происходящие события.

Зачастую лишает покоя нас не сама проблема, а наша оценка этой проблемы и неправильный способ реагирования на нее. Событие, на самом деле, не может быть плохим или хорошим – оно становится таким в результате нашей оценки. Порой мы оцениваем некоторые ситуации негативно просто по привычке, а избегание становится нашей второй натурой.

В результате, человек не решает проблему, а избегает ее решения, так как уверен в своей неудаче. Но если уж человек начал развивать фрустрационную толерантность, он обязан не только признавать наличие проблемы, но и предпринимать конкретные действия по ее решению.

Бросить проблеме вызов, выйти с ней на поединок — такая стратегия может оказаться намного эффективнее избегания.

Помимо соблюдения основных принципов, существуют такие способы повышения толерантности к фрустрации:

  • Изменение своего отношения к неудачам. Для этого стоит лишь как следует подумать: а правда ли случится катастрофа, если реальная ситуация не будет соответствовать желаниям? Также рекомендуется оценить «катастрофичность» проблемы по шкале от 1 до 10. Эта техника поможет перестать «катастрофизировать» события своей жизни и понять, что, например, разбить тарелку не так уж и страшно.
  • Изменение отношение к фрустрации. Конечно, переживать свою неудачу очень неприятно. Но это не смертельно. Потому не стоит чрезмерно терзаться и «зацикливаться» на неудаче, лучше проанализировать ситуацию и придумать еще несколько способов достижения желаемого.
  • Выявление своих иррациональных убеждений. Так как эти убеждения находятся в основе состояния фрустрации, то их искоренение – верный способ повысить свою фрустрационную толерантность. Стоит прислушаться к себе в ситуации неудачи, понять, какие именно иррациональные убеждения терзают в этот момент, и начать работу по их устранению.
  • Бросить вызов фрустрации. Иногда лучшим способом повысить толерантность к фрустрации – это приучить себя к фрустрирующим событиям. Это как привыкание к яду: человек начинает с малых доз, а затем обнаруживает, что и большая доза больше не может ему повредить.
  • Разделение желаний и потребностей. У каждого человека существует масса желаний, которые он иногда воспринимает как жизненно необходимые потребности. Но так ли это? Для того, что бы понять это, можно составить список, где отдельно будут расписаны потребности, а отдельно – желания. Анализ этого списка может показать, что многие вещи и не нужны вовсе, а потому и беспокоиться из-за их отсутствия не стоит.

Соблюдение этих несложных правил поможет сохранить психологическое здоровье и ощущение счастья в жизни, и это – самое главное!

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.