Больше не вытесняем: что такое новое бессознательное и чем оно отличается от старого

Больше не вытесняем: что такое новое бессознательное и чем оно отличается от старого

Больше не вытесняем: что такое новое бессознательное и чем оно отличается от старого

Чтобы понять, как сейчас ученые смотрят на проблемы сознания и бессознательного, стоит вспомнить историю науки. Первым понятие «бессознательное» ввел Лейбниц, уподобив его океану, над которым возвышаются островки сознания.

Дэвид Гартли, основоположник ассоцианизма, первым связал проявления бессознательного с деятельностью нервной системы. Немецкому психологу Иоганну Гербарту принадлежит авторство термина «вытеснение».

Он предположил, что несовместимые идеи постоянно вступают в конфликт, победившие идеи и желания вытесняют побежденные, однако последние слабо, но постоянно воздействуют на поведение человека.

Концепция Фрейда возникла из его практики лечения истерии. Наблюдения за пациентами сложились в стройную теорию, которую обрывочно знают почти все: эго, суперэго, ид; постоянные конфликты; попытки человека совладать с бессознательным и достигнуть психологического здоровья. Но среди ученых к теории Фрейда сложилось неоднозначное отношение.

Нобелевский лауреат по физиологии и медицине Питер Медавар называл психоанализ «самым грандиозным интеллектуальным мошенничеством XX века». Излишний акцент на либидо, представление о человеке как о жертве в битве страстей и совести, отсутствие физиологической базы — аргументов против было предостаточно.

Понятие бессознательного надолго вытеснили из академической науки.

Неакадемические исследования

Интерес к бессознательному возрос во второй половине XX века. Правда, не в академической среде, а среди психотерапевтов и приверженцев философии «нью-эйдж». Опирались на неосознаваемый опыт человека и создатели НЛП, и Милтон Эриксон.

Во время сеансов эриксоновского гипноза терапевт вводит клиента в состояние транса и вытягивает наружу вытесненные идеи.

Создатель НЛП Ричард Бендлер также отталкивался от идеи бессознательного: человек не осознает свои способы восприятия мира, и терапевт помогает их осознать, а затем изменить.

Американский клинический психолог Роджер Каллахен, который разработал терапию мысленного поля (TFT) в соответствии с традициями китайской медицины, считал, что воздействовать на подсознание можно нажатием на акупунктурные точки на теле человека.

Теория, лежащая в основе TFT, утверждает, что отрицательные эмоции приводят к блокировке энергии ци, и если энергию разблокировать, то страхи исчезнут.

Впрочем, несмотря на миллионы почитателей, методика Каллахена не получила признания в кругу ученых: она больше похожа на эзотерическое учение, чем на научное исследование бессознательного.

Новое бессознательное

Главные открытия в области бессознательного произошли на стыке психологии и нейрофизиологии. Американский психолог Аллан Гобсон вместе с коллегами исследовал активность человеческого мозга во время сна и открыл периоды быстрого и медленного сна.

К бессознательным эффектам это имеет прямое отношение: во-первых, эксперименты Гобсона придали ускорение психофизиологическим исследованиям в целом, а во-вторых, доказали, что психические изменения (например, просмотр сновидений) можно отследить по физическим реакциям.

Эксперименты позволили замечать проявления бессознательного, недоступного интроспективному анализу. Именно в сторону определения нейрофизиологических причин и двинулись некоторые исследователи. Желающих было немного, потому что изучение бессознательного в академической науке все еще было табуировано.

Социопсихолог Дэниел Гилберт говорил, что «из-за духа сверхъестественности фрейдовского бессознательного вся концепция оказалась несъедобной».

Долго доказывая пользу изучения бессознательного, Гобсон и Гилберт добились своего, но термин поменяли на «новое бессознательное».

Теперь ученые считают, что некоторые мыслительные процессы становятся бессознательными не из-за механизмов вытеснения: они заложены глубоко в структуре мозга, в его древних областях, работающих параллельно с недавно развившимися участками.

Неосознаваемые переживания стали восприниматься как норма, а не как досадное искажение мыслительного процесса.

Современные исследования бессознательного делятся на три группы: бессознательное восприятие, бессознательная память, бессознательное социальное восприятие.

В число ученых, занимающихся проблемами восприятия, входит и американский нейробиолог Кристоф Кох. Еще во время Второй мировой войны медикам стало известно о парадоксе зрения, вызванном черепно-мозговыми травмами и контузиями. Человек с таким нарушением зрения смотрел на объект, не осознавая, что видит его, но информация об объекте поступала в мозг.

Пациенты, например, эмоционально реагировали на изображение человеческого лица, совершенно не понимая, что именно они видят. Кох провел эксперимент, позволяющий добиться того же эффекта со здоровыми людьми. Подопытным одновременно показывали две картинки, разные для каждого глаза. Одна была статичной, другая менялась, но мозг воспринимал только меняющуюся картинку.

Кох пришел к выводу, что информация о статичной картинке получена, но не интерпретирована. Но как же ее выловить? Это смогла сделать другая группа ученых. Участникам эксперимента показывали не просто статичную картинку, а картинку с эмоционально значимым изображением — например, фотографию обнаженной женщины (для женщин — фотографию мужчины).

Испытуемые успешно распознавали эротические картинки.

Бессознательную память изучал психолог Дэн Саймонс. Он собрал воспоминания ньюйоркцев про 11 сентября: что они делали в момент, когда узнали о трагедии. Как оказалось, память подводила людей: подкидывала воспоминания, которых не было. Многие отмечали, что находились рядом с телевизором, звонили знакомым, хотя на самом деле занимались своими делами.

Такое же искажение памяти демонстрируют 75% свидетелей по уголовным делам — Ассоциация юристов США отмечает, что к свидетельским показаниям нужно относиться с большой осторожностью. Проблема в том, что память работает по нарративному принципу.

Мы склонны складывать из воспоминаний истории, а если какой-то факт не ложится в сюжет, наш мозг неосознанно изменяет воспоминания о нем.

Еще большее значение имеет бессознательное социальное восприятие — неосознаваемые механизмы, отвечающие за представления о других людях. Самые интересные проблемы — выбор партнера и отношение к своим-чужим.

Американский психолог Джон Йонс показал, что наибольшее число браков в США заключается между людьми с одинаковыми фамилиями, хотя вряд ли мистер Смит сознательно влюбляется в мисс Смит, а не в мисс Джонс.

Исследования французского ученого Гюгена показали, что девушки охотнее оставляют свой номер телефона мужчинам, которые во время знакомства слегка касаются их — хотя само прикосновение прекрасные особы не осознают.

Масштабные исследования провел психолог Музафер Шериф в летнем лагере Робберз-Кейв. Двадцать два мальчика были поделены на две команды. Группы жили в отдалении друг от друга, и каждая считала себя единственной в округе.

Когда команды встретились на соревновании по перетягиванию каната, они сразу начали враждовать. Объективных причин для этого не было — просто сработало восприятие, оставленное нам в наследство далекими предками.

Древние области мозга отвечают за распознавание своих и чужих, критически важное для первобытного человека. Сейчас нам редко угрожают другие люди, но привычка восприятия осталась.

На данный момент ученые относятся к бессознательному как к ресурсной зоне, позволяющей накапливать информацию, быстро реагировать в неожиданных ситуациях и экономить силы, которые мы тратим на запоминание и мыслительные процессы.

«Вытеснение» ушло из словаря психологов, мотивационные теории признают понятие «влечение», но считают, что человек способен его обуздать.

Бессознательное больше не наш враг, но друг и помощник, с которым можно договориться и о котором нужно узнать как можно больше.

Бессознательное как продукт вытеснения – психология

Больше не вытесняем: что такое новое бессознательное и чем оно отличается от старого

Бессознательное как продуктвытеснения — содержание поля сознания, какими-то силами (силовыми центрами) по тем или иным причинам из области осознавания жестко или мягко вытесненное. Кто кого вытесняет, много ли вытесняет, как вытесняет и каковы последствия вытеснения — тут представления разных исследователей расходятся.

Что касается представлений Зигмунда Фрейда, то он полагал, что вытеснение может происходить только в одну сторону, а именно Сверх-Я, представитель социума в сознании, как более сильная инстанция вытесняет более слабое содержание: первичные детские влечения, нежелательные для Сверх-Я. В результате, содержание бессознательного по Фрейду — это первичные детские влечения, которые в нас живут, но не осознаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с другими потребностями, мотивами и установками личности.

Других видов бессознательного З.Фрейд не знал, не предполагал и просто отрицал.

Причем, по Фрейду, это вытеснение жесткое, то есть достать бессознательное, вернуть в сознание человеку обычными средствами нельзя.

https://www.youtube.com/watch?v=LwCoUz95J2o

Это область психического, где происходят принципиально недоступные для меня вещи, но не бессмысленные, а имеющие смысл и логику.

Их может расшифровать только специалист специальными методами, например гипнозом или толкованием свободных ассоциаций. Внимание туда принципиально не достает.

По Фрейду, объем такого бессознательного превосходит объем сознания (метафора айсберга, где сознание — крошечная вершина, а основная глыба под водой — бессознательное) и именно оно отвечает за большинство невротических проявлений. Именно бессознательное, согласно Фрейду, виновато во всех наших личностных бедах. Это и есть бессознательное в изначальном и узком смысле, бессознательное в понимании З.Фрейда.

Сегодня уже понятно, что бессознательное — не одно, видов бессознательного множество; достаточно понятно, что вытеснение — лишь одна из причин невротических реакций, и не самая серьезная, и при этом направление и содержание вытеснения может быть самым разнообразным: в результате столкновения могут проиграть и быть вытеснены не только детские влечения, но и взрослые установки, идущие от социума.

По Фрейду, эти силы имеют один источник — Сверх-Я, представитель социума в сознании. А вытесняются первичные детские влечения, нежелательные для Сверх-Я.

В результате, содержание бессознательного по Фрейду — это первичные детские влечения, которые в нас живут, но не осознаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с другими потребностями, мотивами и установками личности. См.→

Мы выражаем сомнение, что этот вид бессознательного присутствует в душе у всех — похоже, такого бессознательного еще нет в психике маленького ребенка, как и нет в сознании взрослого человека, если это сознание дружественное, позитивное и принимающее. См.→

Вытеснение не по Фрейду

Как продукт вытеснения, бессознательное может иметь и другую природу, отличающуюся от описания ее З.Фрейдом.

Да, нежелательное содержание из сознания может быть стерто или вытеснено в бессознательное. Но кто кого вытесняет — вопрос отдельный, ведь в сознании два игрока: «Оно» и «Сверх-Я».

Фрейд был убежден, что именно социум посредством Сверх-Я вытесняет из сознания антисоциальные влечения.

А может ли вытеснение происходить в другую сторону? А именно, может ли «Оно» вытеснять то социальное, которое вспоминать не хочется и неприятно?

О.И.Мотков: «Я тоже чувствую, что видов бессознательного много. У меня, например, было вытеснение переучивания в школе с левой на правую руку. Я — левша, и совершенно не помню, как научился писать. Но это было скорее неприятно.

Эти неприятные эмоции и были вытеснены, чтобы не перенапрягать психику. Автоматический защитный механизм. Видимо, после этого к любому давлению в процессе обучения я относился настороженно и внутренне ему сопротивлялся». См.

Вдумайтесь: кто тут кого вытесняет? Действительно, у многих (у всех? — проверить. Были ли исследования?) неприятные события забываются скорее, чем приятные, и можно предположить, что это действие того же процесса вытеснения из сознания того, что видеть там не хочется. Вот не хочется видеть — и прогоняю из сознания. «Оно» хозяйничает…

Источник:

Бессознательное как продукт вытеснения

Коллеги, очень хочется вместе разобраться с понятием «Бессознательное» — или с разными понятиями о бессознательном, поскольку, как показывает анализ, таких понятий много, около десятка…

Итак,Бессознательное в широком смысле — область психического, которая не видится сознанием (неосознаваемая область психического) и в отношении которой отсутствует субъективный контроль.

Неосознаваемые нами влияния одних элементов нашей психики на другие элементы.

Если душевно здоровый, но немного уставший человек закроет глаза и представит себе высокое голубое небо, теплое солнышко, шелест листвы и журчание прозрачного ручья — его состояние обычно становится лучше.

Созданная им позитивная картинка без его сознательных усилий и его желания, сама по себе, влияет на уровень его эмоционального тона. Непосредственно само это влияние сознанием не отслеживается, мы можем отследить только результаты этого влияния. Как происходит это влияние? — Бессознательно.

И если мы хотим обозначить часть психики, где происходят такие неосознаваемые нами влияния, мы говорим о Бессознательном, о бессознательном в широком смысле.

С другой стороны, в сложившейся практике специалисты и «пользователи» практической психологии всегда говорят о не Бессознательном вообще, а о его какой-то определенной разновидности.

Фрейдизм говорит о неосознаваемых влияниях внутриличностных конфликтов, создавшихся в неблагополучном детстве. Дианетика говорит о неосознаваемых влияниях заякоренных эмоциональных реакций.

Психосинтез рассказывает о неосознаваемом влиянии субличностей на наши решения…

Словом «бессознательное» в сложившейся практике называют самые разные вещи, часть которых присутствует у всех, часть характеризует только определенный контингент.

Одного единого бессознательного, общего для всех людей — нет. Когда говорят о бессознательном, необходимо всегда уточнять, о чем идет речь, о каком из «бессознательных» идет речь.

Смотри Виды бессознательногоТак? Не так? Вы это видите по другому? 

История вопроса

Понятие «Бессознательное» было предложено З. Фрейдом, который предположил, что многие человеческие действия, которые обычно кажутся случайными, на самом деле не случайны, а являются симптомами глубинных внутриличностных конфликтов — настолько серьезных, что психика их не выдерживает и отказывается видеть: делает бессознательным.

Главный конфликт, по Фрейду, это конфликт между первичными детскими влечениями и требованиями общества.Бессознательное в изначальном и узком смысле, в понимании З.Фрейда — область психического, где происходят принципиально недоступные для меня вещи (но не бессмысленные, а имеющие смысл и логику).

Их может расшифровать только специалист специальными методами, например гипнозом или толкованием свободных ассоциаций клиента. Внимание туда принципиально не достает.

 Итак, Бессознательное как продукт вытеснения — это первичные детские влечения, которые в нас живут, но не осознаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с другими потребностями, мотивами и установками личности.Мы не будем здесь обсуждать, есть или нет у маленьких детей комплекс Эдипа или Электры — предположим, что есть.

Важно другое: если Фрейда понимать буквально, то у маленьких детей бессознательного по Фрейду — нет.

Действительно, бессознательное по Фрейду может появиться только при совокупности некоторых условий, а именно:

  • ребенок стал понимать требования взрослых к нему,
  • взрослые предъявляют свои требования таким образом, что они вступают в конфликт с желаниями ребенка,
  • ребенка за сопротивление требованиям взрослых — наказывают, причем настолько серьезно, что это вызывает в душе ребенка ужас и он вынужден прятать свои желания даже от самого себя.

Понятно, что все это зависит от возраста, а еще более — от конкретного ребенка и конкретных родителей в конкретной семье.Сам факт конфликта между тем, что хочется ребенку и тем, что сейчас от него требуется — естественен.

Взрослый человек видит это, фиксирует это и принимает решение: изменить свои желания, либо попробовать изменить требования в свою сторону, либо найти какое-то третье, гибкое, иногда вовсе изобретательское решение.Например, устроить игру и соревнование: кому сейчас достанется мама? Папе или ребенку?Так или иначе, взрослые люди конфликты решать умеют.

Человек с более детским сознанием вместо решения конфликта (теоретически) может выбрать прятаться от него или прятать, вытеснять его, даже создавая для это специальное бессознательное.Чем более негативное и нетерпимое сознание человека, тем более он борется и с другими, и с собой, тем более у него такого вытесненного бессознательного.

Чем более дружественное, позитивное и принимающее сознание, тем меньше есть нужда что-либо вытеснять, тем меньше такого вытесненного бессознательного.Ну, хочет ребенок иметь маму и убить папу… Господи, чего только дети не хотят! Родители улыбнулись, отвлекли ребенка от этих глупостей и заняли его другими играми.

Если даже ребенок после этого настаивает на своих желаниях, то это идет в форме капризов и плача, что вполне естественно для подавляющего большинства семей. И никакого бессознательного здесь ребенку не требуется.

Аналогично, если вдруг молодой человек почувствовал, что ему пришли в голову агрессивные мысли и чувства по поводу своих родителей, он может сказать себе: «Ошибочка! Я хороший! Больше эти глупости думать не буду», улыбнуться и занять себя чем-то более дельным. И не надо ему эти мысли от себя вытеснять в бессознательное: поиграл с ними — и отставил в сторону.Похоже, что душевно взрослые люди с достаточным уровнем здоровья бессознательное по Фрейду себе не создают и без авторитетных внушений извне в себе подобных вытеснений не обнаруживают.

Впрочем, придумать себе что-то угодно, например предположить у себя наличие бессознательных внутренних персонажей — не сложно, а если это еще и выгодно, то взрослые люди это делают. Смотри Бессознательное как продукт веры

Вопрос, коллеги: как понимаете бессознательное по Фрейду вы? Оно присутствует у всех людей и всегда, оно врожденное или приобретенное, можно ли и нужно ли от него избавляться?В следующих рассылках мы расскажем о других видах бессознательного.

Источник:

Бессознательное в учении Фрейда

Ответ

Бессознательное как продукт вытеснения — содержание поля сознания, какими-то силами (силовыми центрами) по тем или иным причинам из области осознавания жестко или мягко вытесненное. Кто кого вытесняет, много ли вытесняет, как вытесняет и каковы последствия вытеснения — тут представления разных исследователей расходятся.

Что касается представлений Зигмунда Фрейда, то он полагал, что вытеснение может происходить только в одну сторону, а именно Сверх-Я, представитель социума в сознании, как более сильная инстанция вытесняет более слабое содержание: первичные детские влечения, нежелательные для Сверх-Я. В результате, содержание бессознательного по Фрейду — это первичные детские влечения, которые в нас живут, но не осознаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с другими потребностями, мотивами и установками личности.

Других видов бессознательного З.Фрейд не знал, не предполагал и просто отрицал.

Новое о бессознательном

Больше не вытесняем: что такое новое бессознательное и чем оно отличается от старого

Соотношение бессознательного и вытесненного

Больше не вытесняем: что такое новое бессознательное и чем оно отличается от старого

Вытеснение – это действие, посредством, которого субъект стремится устранить из сознания представления связанные с влечениями. Сущность этого процесса заключается не в том, чтобы уничтожить данные представления, а в том, чтобы не допустить их до осознания. Вытесненное – это только часть бессознательного.

«Все вытесненное должно оставаться бессознательным, но мы с самого начала установим, что вытесненное не покрывает собою всего бессознательного. Бессознательное имеет более широкий объем: вытесненное составляет часть бессознательного».

То есть все вытесненное бессознательно, но все бессознательное является вытесненным. Объем бессознательного и объем вытесненного не равны. Вытесненное – это пример бессознательного.

Обоснования допущения понятия «бессознательное»

Сознание в каждый момент охватывает только очень небольшое содержание. В сознании полно пробелов, т.е. сознание прерывисто (пробелы памяти, неожиданные мысли, эмоции, оговорки, описки, очитки и т.п. – те психические акты, о происхождении которых субъекту ничего не известно).

Из этих феноменов становится, очевидно, что не все психическое сознательно, что существуют представления скрытые от сознания. Таким образом, мы можем предположить, что психическое не прерывно, а расщеплено. Опираясь на работу З.

Фрейда «Психопатология обыденной жизни» мы приходим к тому, что любая мысль, пришедшая в голову не случайна. Любой психический акт множественно детерминирован.

Следовательно, психическое не прерывно, а непрерывно, но расщеплено на то, что осознается, и на то, что до осознания не доходит, либо доходит при помощи психоаналитического исследования.

«Сознание каждому из нас сообщает знание только собственных душевных состояний; то, что и другой человек имеет сознание, является заключением по аналогии.

Если поступить так, то приходится сказать, что все акты и проявления, которые я замечаю у самого себя и не знаю, как их связать с остальной моей психической жизнью, должны оцениваться так, как будто бы они принадлежали другому лицу и объяснялись приписываемой этому лицу душевной жизнью.

Опыт показывает, что те же самые акты, которые у самого себя отказываешься признать психическими, хорошо умеешь истолковать у других людей, т. е. ввести их в их общую душевную связь. Наше исследование, очевидно, в этом случае отвлекается от самого себя благодаря особому препятствию, и правильное познание самого себя натыкается на помеху».

Таким образом, Фрейд приходит к мысли о допущении некоего второго сознания, но тогда приходится допустить и третье и четвертое и так далее в итоге он опровергает эту идею и доказывает не существование множества сознаний, а существования бессознательных психических актов.

«Встречаются психические акты самого различного значения, но обладающие этим одинаковым признаком бессознательности.

Бессознательное содержит, с одной стороны, акты только латентные, временно бессознательные, а во всем прочем ничем не отличающиеся от сознательных, а с другой стороны – вытесненные, которые отличались бы самым резким образом от остальных сознательных, если бы проникли в сознание».

Чтобы избежать путаницы и двусмысленности Фрейд, предложил использовать буквенное обозначение для описания различных психических систем, процессов или состояний. Так, система сознания сокращенно обозначалась им как Bw (Bewusst), система предсознательного – как Vbw (Vorbewusst), система бессознательного – как Ubw (Unbewusst).

Латентное бессознательное или предсознательное Vbw – это те представления которые не находятся в системе сознания в данный момент (не находятся во внимании), но легко могут стать осознанными. Бессознательное Ubw – это вытесненные представления, в них признак сознания отсутствует.

https://www.youtube.com/watch?v=8fPkk-2DLkk

Сказать о том что существует бессознательный аффект невозможно, аффект или чувство – это то что чувствуется, проживается то есть сознанию оно известно.

«Я и в самом деле думаю, что противоположность сознательного и бессознательного не находит применения по отношению к влечению. Влечение никогда не может быть объектом сознания, им может быть только представление, отражающее в сознании это влечение. Но и в бессознательном влечение может быть отражено не иначе как при помощи представления.

Если бы влечение не связывалось с каким-нибудь представлением и не проявлялось как состояние аффекта, то мы не могли бы о нем ничего знать. И если мы все-таки говорим о бессознательном влечении или о вытесненном влечении, то это только безобидная небрежность выражения.

Под этим мы можем понимать только такое влечение, которое отражено в психике бессознательным представлением, и ничего другого под этим не подразумевается».

Фрейд отказывается видеть соответствие между так называемым «бессознательным» аффектом (например, бессознательным чувством вины) и бессознательным представлением. Бессознательное представление и бессознательное чувство существенно различны.

Page 3

В системе бессознательного существуют представления, которые обладают активностью, аффективной нагрузкой, эти представления стремятся вернуться в сознание. Такие представления, по мнению Фрейда, способны отнять энергию у предсознания.

Таким образом, они могли бы становиться еще активнее и возвращаться в сознание, и сознание в свою очередь стремилось бы вытеснить их вновь, процесс был бы бесконечным.

Однако этого не происходит, потому что существует некая сила «противонагрузки», которая не позволяет вытесненному вернуться.

«Придерживаясь общего смысла фразы, слово Besetzung можно перевести как привязанность (к объекту), либидо или же как активную силу (активность) как следствие такой привязанности, состоять в том, что у представлений отнимается (пред) сознательная активность, принадлежащая системе Vbw.

Представление остается тогда без активности или получает ее из бессознательного, или сохраняет ту бессознательную активность, которую уже имело раньше.

Следовательно, происходит отнятие предсознательной и сохранение бессознательной активности или замена предсознательной активности посредством бессознательной.

Заметим, кстати, что мы непреднамеренно положили в основу этого рассуждения предположения, что переход из системы Ubw в ближайшую систему происходит не посредством новой записи, а посредством изменения состояния, перемены в активной энергии. Функциональное предположение в данном случае без труда одержало верх над топическим.

Этот вопрос отнятия либидо, однако, недостаточен, чтобы объяснить другую особенность вытеснения. Невозможно понять, почему бы представлению, сохранившему свою активность или получившему ее из Ubw, не возобновить попытки проникнуть в систему Vbw благодаря своей активности.

В таком случае должно было бы повториться отнятие либидо, и та же игра продолжалась бы бесконечно, но в результате не было бы вытеснения.

Таким же образом оказался бы несостоятельным описанный механизм отнятия предсознательной активной энергии и в том случае, если бы дело касалось первичного вытеснения; в этом случае мы имели бы дело с бессознательным представлением, не получившим еще активности из Vbw и у которого она, поэтому и не может быть отнята.

Здесь нам нужно представить себе другой процесс, который в первом случае поддерживает вытеснение, а во втором – создает и сохраняет его.

Такой процесс мы можем видеть только в предположении противодействия (Gegenbesetzung), посредством которого система Vbw защищается от натиска бессознательного представления».

Бессознательное, постоянное давление, которого побуждает к действию противонаправленную силу, не допускающую его в сознание Фрейд называл “Динамическим”. Динамика бессознательного проявляется в образовании компромиссов, обязанных своей внутренней устойчивостью “поддержке с обеих сторон”.

Устранение вытеснения возможно при условии, если бессознательное движение совпадает по смыслу с сознательным стремлением. В этом случае вытесненная активность воспринимается как усиление намерений “Я”. Противодействие со стороны системы сознания приводит к появлению замещающего образования.

Сознательное, подсознательное и бессознательное – как все это работает?

Больше не вытесняем: что такое новое бессознательное и чем оно отличается от старого

Как работает сознательное, подсознательное и бессознательное?И в чем разница между ними?

В этой серии статей мы рассмотрим, как три ума – сознательное, подсознательное и бессознательное – работают вместе, чтобы создать вашу реальность … и как использовать эти знания, чтобы изменить свои привычки и создать более счастливую, более мирную и уверенную жизнь.

Прогулка по человеческому разуму

Концепция трех уровней разума не является чем-то новым. Зигмунд Фрэйд , известный австрийский психолог, был, вероятно, первым, кто популяризировал ее в обществе, какой мы ее знаем сегодня.

Несмотря на то, что его теории впоследствии широко оспаривались в кругах психологии, потому что это очень сложно доказать научно, Фрейд, тем не менее, создал полезную модель разума, которую он разделил на 3 уровня или секции – сознательный разум или эго, предсознание и бессознательный ум.

Больший раздел, Фрейд называл предсознанием. Он намного больше, чем сознательный ум и составляет около 50-60% возможностей вашего мозга.

Раздел ниже – бессознательный. Он занимает всю ширину основания треугольника и заполняет остальные 30-40% треугольника. Он обширен и глубок и в значительной степени недоступен для сознательной мысли, немного напоминающей темные глубины океана.

Как они работают вместе

Ваш сознательный ум – это то, что большинство людей ассоциирует с тем, кто вы есть, потому что именно там большинство людей живет изо дня в день. Но это далеко не все действия.

Ваш сознательный ум немного похож на капитана корабля, стоящего на мосту, выдающего приказы. На самом деле это экипаж в машинноем отделение под палубой (подсознание и глубокое бессознательное), выполняющие заказы.

Капитан может быть ответственным за корабль и отдавать приказы, но его экипаж, который фактически руководит кораблем, все в соответствии с тем, какую  подготовку  им давали на протяжении многих лет, чтобы это сделать лучше всего.

Сознательный ум общается с внешним миром и внутренним «я» через речь, фотографии, письма, физические движения и мысль.

Подсознание, с другой стороны, отвечает за наши недавние воспоминания и находится в постоянном контакте с ресурсами бессознательного.

Бессознательный ум – это хранилище всех воспоминаний и прошлых переживаний, как тех, которые были регрессированы через травму, так и тех, которые просто были сознательно забыты и уже не важны для нас. Именно из этих воспоминаний и переживаний складываются наши убеждения, привычки и поведение.

Бессознательное постоянно общается с сознательным сознанием через наше подсознание, и это то, что дает нам смысл всему нашему взаимодействию с миром, отфильтровывая ваши убеждения и привычки. Оно общается через чувства, эмоции, воображение, ощущения и мечты.

Ум в действии

Следующая аналогия может помочь прояснить концепцию того, как три умы работают немного больше.

Если вы воображаете, что имеете в виду, как компьютер …

Ваш сознательный ум лучше всего представлен клавиатурой и монитором. Данные вводятся на клавиатуре, и результаты выводятся на экран монитора. Так работает ваш сознательный ум – информация берется через какой-то внешний (или внутренний) стимул из вашей среды, и результаты мгновенно выводятся в ваше сознание.

Ваше подсознание похоже на ОЗУ на вашем компьютере. Для тех, кто не знает, ОЗУ – это место на компьютере, где  хранятся программы и данные  , которые в настоящее время используются , поэтому их можно быстро достичь компьютерным процессором. Он намного быстрее, чем другие типы памяти, такие как жесткий диск или CD-ROM.

Точно так же работает ваше подсознание. Любые последние воспоминания хранятся там для быстрого вызова, когда это необходимо, например, номер вашего телефона или имя человека, которого вы только что встретили. Оно также содержит ваши текущие программы, которые вы запускаете каждый день, например, ваши текущие повторяющиеся мысли, модели поведения, привычки и чувства.

Ваше бессознательное похоже на жесткий диск вашего компьютера. Это долгосрочное хранилище для всех ваших воспоминаний и программ, которые были установлены с рождения.

Ваш бессознательный ум (и, в конечном счете, ваше подсознание) затем использует эти программы, чтобы понять все данные, которые вы получаете от мира , и держать вас в безопасности и обеспечить ваше выживание.

Логика этих двух умов состоит в том, что если это сработало в прошлом, и вы выжили, то это поможет вам пройти аналогичные ситуации теми же средствами, независимо от того, насколько ошибочным, болезненным и бесполезным был результат..

Статья №2: Бессознательное или подсознание? Основные идеи о бессознательном

Больше не вытесняем: что такое новое бессознательное и чем оно отличается от старого

Мифы и предрассудки о психоанализе

Не особо вдумываясь в смысл термина, частенько заявляют: Фрейд открыл бессознательное.

После чего нередко следует заявление, якобы уже давно появились более успешные способы работы с ним, нежели психоанализ, и едва ли не каждый тренинг, мастер-класс или курс психотерапии сегодня обещает учитывать наши подсознательные механизмы. Concepture выясняет: так ли все просто и отвечает на вопрос о том, что именно «открыл» Фрейд: бессознательное или подсознание?

Использование терминов «бессознательное», «подсознание» и концепта «Оно» как синонимов – лучший способ растерять всякую осмысленность в употреблении этих слов. Фрейдовским и, по сути, психоаналитическим является понятие «бессознательное» – даже при многочисленных признаниях аналитиков сколь неудачным является этот термин.

Лакан однажды скажет, что «слово это неудобно тем, что представляет собой отрицание, так что вообразить по его поводу можно все на свете», а Жак-Ален Миллер из Новой Лакановской школы даже предложил заменить его в современной клинике неологизмом «парлетр» (parletre – говорящее тело/говорящее существо/говорящее бытие).

Подсознание – это термин, отсылающий к совершенно иной традиции понимания психики и ее скрытой стороны.

Краткая история идеи

Здесь уместно сделать небольшое тематическое отступление в историю идей. Когда говорят об открытии Фрейда, то обычно понимают под этим создание первой теоретической концепции о бессознательной части нашей психики. Это совершенно неверно.

О том, что человек – отнюдь не целиком разумное существо, было известно еще в архаичных культурах.

Античная классическая философия в лице Платона и Аристотеля очень четко делит душу человека на три части, из которых две неразумны [причем одна отвечает за аффекты и страсти, а другая – за животные потребности – прим. автора].

О неосознанных частях души писали Августин, Декарт, Спиноза и Лейбниц. А немецкие романтики сделают иррациональную стихийную часть души главным объектом своей философии. Так что пока никакого открытия здесь не просматривается.

Однако если мы внимательно посмотрим на то, как философы классической эпохи говорят о бессознательном, то мы обнаружим, что это то, что стоило бы называть «не-осознанное».

Базовая предпосылка такой философии сознания такова: наша душа/сознание прозрачны для наблюдения, в них есть лишь то, что еще не попало в свет разума, но никаких принципиальных преград этому нет.

Лишь Лейбниц теоретически обосновывает, что в человеческой душе могут существовать столь малые переживания (теория малых перцепций), что мы никогда их не отследим, но можем видеть лишь некоторые результирующие.

Собственно, это и есть то, что можно назвать «подсознанием» или подпороговым уровнем сознания. Такое подсознание изучают психологи экспериментального толка, т. к. оно принципиально строится на идее причинности.

Именно на такой предпосылке в XIX веке появится месмеризм и множество других полумистических практик лечения. Другим вариантом такого бессознательного является иррациональное начало у романтиков.

По сути, оно отличается от подсознания Лейбница только заменой строгой причинности на полную свободу, творчество и непостижимость. Однако, оно тоже может быть названо подсознанием, поскольку по мысли романтика это основа, на которой взрастает разум, т. е.

оно всегда подспудно присутствует, являясь истиной происходящего в душе человека.

Оригинальность гипотезы Фрейда

Открытие Фрейда если и состоит в чем-то, то в конституировании совершенно нового представления о бессознательном. Оно непрозрачно, в отличие от несознательного классических философов, и даже сопротивляется осознанию.

Оно не является врожденным и истинным как стихийная иррациональность романтиков и не строится целиком на малых переживаниях и их причинном взаимодействии как подсознание у Лейбница и Месмера.

Это бессознательное говорящего существа, которое проявляет себя вопреки сознательной воле индивида.

«Поэты и философы раньше меня открыли бессознательное. Я открыл лишь научный метод, с помощью которого бессознательное может быть изучено». З.Фрейд

Гипотеза Фрейда по-своему остроумна. На основании экспериментальных исследований психики человека XIX века он проводит приблизительное равенство между «сознанием» как психической инстанцией и «осознанным вниманием» как его функцией.

В самом деле, то, что сейчас не находится в зоне контроля или фокусе внимания, сложно назвать сознательным. Но тогда очевидно, что всё, что не осознается «здесь и сейчас» – это вне-сознательная и гораздо большая по объему часть психики, т. к.

она включает в себя память и, возможно, врожденные элементы.

Развивая эту идею, Фрейд предлагает различать «бессознательное» в двух смыслах. Первый смысл он называет дескриптивным, т. е. описательным, – это бессознательное как всё, что не осознанно. Например, воспоминания вчерашнего дня, которые сейчас не актуальны для меня, усилием воли я могу восстановить.

Второй смысл – динамический – это и есть бессознательное, которым занимается психоанализ.

В отличие от латентного состояния психики, которое может быть помещено в фокус сознания, бессознательное в динамическом смысле – это то, что вытеснено и сопротивляется осознанию.

Именно в этой области Фрейд ищет причины тех действий, которые нам кажутся случайными или нелепыми, и прежде всего причины болезненных симптомов невротиков.

При этом в духе экспериментальной науки он исследует людей, которым под гипнозом даются разные команды и установки, и обнаруживает, что какой-то части сознательных объяснений наших действий мы верить не можем. Эти на вид логичные объяснения, идущие от сознания, на деле скрывают реальные причины действий, лежащие в бессознательном. Фрейд назовет это рационализацией.

«Я умышленно говорю «в нашем бессознательном», ибо то, что мы так называем, не совпадает с бессознательным у философов». З.Фрейд

Основатель психоанализа был хорошо знаком с разными научными и философским теориями [например, идеи о бессознательном есть в теориях К. Каруса, И. Гербарта и Э. Гартмана, которых читал Фрейд – прим.

автора], однако вопросы, которые он задает, разительно отличаются от предшественников. Для большей части предшествующей философской традиции бессознательное – это нечто непознанное или вообще непознаваемое.

Фрейд же пытается изучить механизмы, благодаря которому возникает и проявляется бессознательное.

Ключевые особенности психоаналитического представления о бессознательном

Концепция бессознательного будет меняться со временем, а для его описания Фрейд использует несколько разных моделей и аналогий: гидравлическая модель, экономико-энергетическая модель, топологическая и другие. Однако относительно неизменными останутся следующие положения.

Во-первых, бессознательное можно анализировать и расшифровывать, оно не непознаваемо, хотя и сопротивляется анализу. Психоанализ не отбрасывает разум, а напротив – сохраняет веру в возможность разума помочь в работе с бессознательным.

Во-вторых, бессознательное по своему содержанию – продукт нашей личной истории, без влияния языка и общества его не существует, а доля врожденных содержаний, пресловутых «инстинктов», в нем незначительна. Фрейд в своих работах четко различал «влечения» (у людей) и «инстинкты» (у животных), а факт их смешения – целиком на совести недобросовестных переводчиков и комментаторов.

В-третьих, бессознательное – это особое состояние психики, которое лишено времени и модальности, а также содержит в себе всё вытесненное, ничего не забывая.

Сюда же относится известная идея о том, для бессознательного почти ничего не значит частица «не». При этом бессознательное весьма сложным образом связано с телом.

На примере своих пациентов Фрейд обнаружил, что бессознательные влечения могут игнорировать или прямо противоречить потребностям или возможностям организма.

Эту часть нашей психики он назовет «влечением к смерти», хотя многие вдумчивые комментаторы будут отмечать, что формулировка крайне неудачная.

Суть этого влечения не в стремлении к разрушению и смерти, а в некотором слепом стремлении, безразличном к жизни и смерти.

Впоследствии Жак Лакан сформулирует эту идею более утонченно: бессознательное – это то, что возникает благодаря телу, но ничего не желает знать о его существовании.

Стоит добавить к этому, что бессознательными могут быть любые элементы психики из второй топики («Оно – «Я» – «Сверх-Я»), поэтому его отождествление с термином Id («Оно») в корне неверно. И все же Фрейд, резюмируя свои взгляды на психоанализ, однажды высказал формулу: «Где было «Оно», должно стать «Я».

Многие поняли это слишком прямолинейно, в духе философии – как полное осознание того, что еще не осознанно. Однако такая экспансия не только невозможна в полной мере, но и губительна для субъекта, т. к.

только «Оно» является источником хоть какой-то жизненной энергии.

Лакан, читая эту формулу в оригинале («Wo Es war, soll Ich werden»), отмечал, что в ней можно услышать не только описание будущего («должно прийти»), но и обещание («обязуюсь прийти»).

В этом смысле статус бессознательного не столько онтологический, сколько этический, а сама фраза указывает на то, что субъект («Я») – это тот, кто еще только должен появиться на фоне бессмысленного симптома («Оно»). Собственно, именно эта вера в возможность (прихода) субъекта и определяет целиком и полностью клинику психоанализа.

Конечно, можно выделить еще целый ряд положений о бессознательном в психоанализе, и к некоторым из них мы еще обратимся в последующих текстах курса.

Подведем итог. Фрейд изобрел совершенно новый концепт «бессознательного», порывающий с логикой «непознанного» и «непознаваемого». И если речь идет о психоанализе, то стоит говорить «бессознательное» и никак иначе. За «подсознанием» стоят совсем иные допущения в духе аутосуггестии, гипноза и других теорий.

Для превью взяты работы Misi Szilagyi

  1. Зигмунд Фрейд «Введение в психоанализ».
  2. Darian Leader«Introducing Lacan».
  3. Жан-Мишель Кинодо«Читая Фрейда. Изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе».
  4. Жак Лакан«Телевидение».
  5. Виктор Мазин «Введение в Лакана»
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.