Чего боятся дети в 7 лет

Содержание

Кризис 7 лет у ребенка: возрастная психология, советы родителям

Чего боятся дети в 7 лет

Развитие человека происходит всю его жизнь. У детей скачки взросления более заметны. Мнения специалистов по этому поводу расходятся.

Кризис семи лет в психологии считается естественным процессом, связанным с адаптационным периодом малыша к быстро изменяющимся внешним условиям.

Однако некоторые предпочитают думать о возникновении сложностей общения с ребенком, как следствии ошибок в воспитании.

Характерные возрастные черты

На смену манипулятивным играм приходят ролевые. Родители становятся образцом для подражания, являются передатчиками общественных норм. Познание мира отношений между людьми дошкольником происходит через ролевые игры, общение.

Игровая обстановка является необходимой составляющей для правильного психоэмоционального развития маленького человека. В процессе игры малыш перестает бояться, избавляется от воздействия травмирующих моментов (к примеру, ночных кошмаров).

У дошкольника:

  • происходит активное развитие воображения;
  • осуществляется формирование наглядного мышления;
  • начинается формирование мышления с помощью понятий;
  • отстраивается собственное видение мира;
  • изменяется мотивационная система;
  • наблюдается большая свобода поведения.

Основа новой позиции— готовность ребенка к школе. Кроме того, следует понимать степень сформированности личности, ее характерные черты, перспективы. Психология ребенка 7 лет состоит из следующих факторов:

  1. Степень притязательности показывает, насколько ребенок уверен в своих силах. Формирование этого чувства происходит, благодаря «взлетам» и «падениям». Чем больше успешных результатов получил малыш, тем он увереннее в себе. Целью родителей является поощрение успехов ребенка, его направление в нужное русло.
  2. Перспективность подразумевает жизненную цель. Если малыш, смотря на взрослых, осознает, что учеба важна для достижения будущих успехов, он будет иметь положительный настрой к школе. Если ребенок не понимает смысла образовательного процесса, то будет всеми силами сопротивляться обучению.
  3. Концепция собственного «я» содержит 3 части: оценочную, эмоциональную и когнитивную. У ребенка в дошкольном возрасте почти отсутствует самооценка, ориентиром являются внешние критерии. Для его восприятия непонятны такие качества, как доброта и отзывчивость, но на уровне чувств он понимает их. Когнитивная часть подразумевает, насколько ребенок может описать себя. Эмоции характеризуют специфичность восприятия — малыш в таком возрасте все оценивает и запоминает на эмоциональном уровне. Поэтому с дошкольниками можно настроить общение через рисунки.
  4. Мотивационно-побудительная иерархия формируется к 5–6 годам. Малыш способен осмысленно совершать действия, он может делать выбор, проводить анализ смысла поступка.

Отличительные черты кризиса

Главной причиной возникновения поведенческих проблем предшкольного периода является взросление. У малыша полностью меняются жизненные условия, ребенок переживает, волнуется. Ему нужно будет многому научиться, подстроиться под новый график, понимать свою ответственность.

Возрастная психология кризиса у ребенка 7 лет такова, что этот период тяжелопроходит, ребенку необходимо привыкнуть общаться со сверстниками, также переживающими сложности, научиться справляться со школьной нагрузкой.

Специалисты утверждают, кризис семи лет проявляется примерно в 6–8 лет. Точную цифру сказать нельзя, каждый малыш индивидуален. Отличительными особенностями периода являются:

  • неадекватное поведение ребенка, нередкие проявления вредности;
  • наигранный разговор при общении;
  • снижение усидчивости, концентрации внимания;
  • попытки передразнить взрослых;
  • попытки привлечь внимание.

Некоторые дети пытаются ябедничать взрослым. Такие перемены несознательны, ребенок временно теряет контроль над своими поступками. Дошкольник негативно реагируют на критику, разум блокирует все отрицательные сведения, поступающие извне.

Основным толчком кризиса является постепенный уход от детской непосредственности, созревание интеллекта, возникновение тревоги за совершенные действия. Кроме того, малыш переживает за успехи в школе, пытается сопротивляться смене привычных условий.

Симптоматика

Родители сами могут выявить психологические особенности этого периода. Каждая имеет свою логику.

Ребенок перестает слушаться подсознательно, пытается настоять на своем мнении, отказ от выполнения родительских указов помогает развитию. Наказание нежелательно, даже спокойное объяснение редко помогает. Лучше постараться временно отстраниться.

Упрямство тоже является симптомом кризисного периода. Малыш отрицает отказы, становиться требовательным, настойчивым. Таким образом, он самоутверждается. Сама цель становиться не важна, главное — процесс требования.

Следствием первых симптомов является своеволие. Ребенок желает все делать самостоятельно. Лучший выход — постараться направить энергию в желаемое русло: предоставлять ограниченную свободу выбора, давать несложные задания. Например, выбор одежды, еды из нескольких предложенных вариантов.

Начальные признаки могут быть отмечены к шестилетнему возрасту. Ближе к восьми годам симптомы становятся более сглаженными.

Как себя вести родителям

В воспитании ребенка паника — худший советчик. Следует собраться и следовать рекомендациям специалистов.

Запрещая, необходимо приводить обоснование. Каждое ограничение должно преподноситься в форме совета или пожелания. Тогда резкого отказа не последует.

Прислушивайтесь к малышу, проводите вместе больше времени. Пусть ребенок Вам доверяет.Всегда выслушивайте его страхи и волнения. Насмехаться над его тревогами нельзя. В будущем это поможет малышу справиться со страхом выступать публично.

Чаще спрашивайте у ребенка совет. Он почувствует важность своего мнения для взрослых. Обсудите покупки, насущные дела, школу, работу. Но одновременно, не нужно слишком нагружать малыша своими трудностями.

Насилие в воспитательных целях способствует усугублению ситуации, может наложить отпечаток на всю жизнь малыша, снизить его самооценку.

В 7 лет ребенок начинает взрослеть, нужно воспринимать его, как взрослую полноценную личность. Малыш должен почаще общаться со сверстниками, стараться выполнять свои обязанности самостоятельно. Желательно, чтобы у малыша было свое место уединения.

Продолжительность кризисного периода

Начало кризисного периода связывается с получением статуса школьника, предполагающим значительные изменения условий существования малыша: новый коллектив, обязательства, навыки. На основе проведенных исследований выявлено, что этот период обычно продолжается несколько месяцев в зависимости от особенностей конкретного ребенка и поведения родителей.

Можно выделить несколько этапов кризиса:

  • ребенок осознает необходимость идти в школу, следовательно, он повзрослеет, станет более важным;
  • малыш пытается овладеть своим эмоциональным состоянием, начинает общаться спокойнее;
  • полное осознание нового статуса.

Причины кризисного состояния ребенка

Возрастные кризисы являются нормальными этапами в развитии личности человека. Во время их протекания происходит преобразование мышления человека, что ведет к его подготовке к новым жизненным этапам.

Кризис 7 лет отмечается психологами, как один из самых бурных. В это время утрачивается детская непосредственность и происходит формирование позиции малыша в обществе.

В этот период выполняется полная перестройка поведения маленького человека. Он идет в школу, что подразумевает ряд нововведений: ребенок должен соблюдать дисциплину и определенный порядок.

В процессе общения с одноклассниками малыш учится общению. Причем оно происходит не просто так, а по делу.

Школьник осознает две истины. Первая состоит в том, что ему необходимо учитывать мнение окружающих и иногда на время сдерживать свои потребности. Вторая — малыш взрослеет и получает свое место в мире взрослых, что, по его мнению, дает ему право на обладание «взрослыми» вещами.

Малыш посещает школу по различным мотивам:

  1. Игровой. В этом случае ребенок воспринимает школу как игру, но он не готов к выполнению предъявляемых требований.
  2. Демонстративный. Малыши рады новым вещам, они воспринимаются, как этап взросления. Но и в этом случае, ребенок не желает подчиняться, делать уроки, читать.
  3. Учебная. Такой мотивацией к семилетнему возрасту обладают единицы. Но такие дети с удовольствием посещают школу для получения знаний. Подобный подход меньше всего травмирует психическое состояние малыша, позволяет ему быстрее адаптироваться к смене обстановки.

Чувства ребенка

Кризисное состояние представляет собой спор между готовностью и способностью для совершения конкретных действий. Малыш осознает, что он становится все ближе к взрослой жизни, он уже не имеет такой сильной привязанности к родителям. Он старается показать, что стал более важным и самостоятельным.

Ребенок перестает воспринимать игры, иногда даже агрессивно относится к младшим детям. Основной целью является получение самостоятельности вопреки родительской опеке.

Возможные изменения

Несомненно, кризис ребенка — это тяжелый период не только для него, но и для всех остальных членов семьи. Он сопровождается спорами и стрессами. Но, тем не менее, существуют и благоприятные последствия такого явления:

  1. Постепенно формируется готовность к посещению школьных уроков: ребенок старается выполнять все задания, чтобы его похвалили. Он пытается понравиться одноклассникам и учителям.
  2. Малыш проявляет свое «я» — он принимает появившиеся обязательства, приспосабливается к ограничениям.
  3. Малыш старается осмысливать свое состояние. Он может объяснить свои чувства: злость, обиду, радость. Это огромный скачок в развитии, который очень важен в становлении личности.

Нежелательные действия со стороны родителей

Насколько легко пройдет кризис зависит от поведения родителей и других окружающих малыша взрослых. Ниже приведены рекомендации родителям:

  1. Вести малыша в школу не раньше 7 лет.
  2. Предъявлять адекватные требования. Чрезмерная школьная нагрузка ведет к серьезным негативным последствиям.
  3. Отсутствие попыток контролировать действия ребенка, чрезмерно опекать. Нужно дать малышу пространство для своих дел.
  4. Проявление агрессии недопустимо.
  5. При плохой успеваемости нужно проявлять максимальное спокойствие, постараться выяснить причины.

Рекомендуемые действия

В целях более скорого прохождения тяжелого периода специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

  1. Лучше заблаговременно показать ребенку школу, ее атрибуты и рассказать о порядке, который малышу нужно будет соблюдать. Можно погулять около школы, заглянуть в будущий класс, познакомить его с учительницей. Регулярные рассказы о школе позволят ему адаптироваться гораздо быстрее, ведь он уже будет готов к тому, что его ждет.
  2. Старайтесь прислушиваться к мнению малыша и его доводам.
  3. Отмените некоторые запреты. Пусть малыш проявит самостоятельностью
  4. Предоставьте малышу больше свободы действий.
  5. Не указывайте, а убеждайте, приводя аргументы.
  6. Хвалите за любые достижения.
  7. Поощряйте за хорошие поступки, оценки.
  8. Поручите ребенку некоторые обязанности. К примеру, уборку в комнате, мытье посуды.

Вероятные риски

Важным действием является поощрение инициативы ребенка, его поддержка. Похвалив ребенка за самостоятельность, родители способствуют развитию его интеллектуальных качеств, инициативности. Наказание, напротив, ведет только к появлению чувства вины. Постепенно это чувство может преодолеть стремление к самостоятельной, ответственной жизни.

Чего боятся наши дети на разных этапах взросления и как мы можем им помочь

Чего боятся дети в 7 лет

Страхи и фобии могут возникать в любом возрасте, но именно в детской психологии есть понятие естественных страхов — тех, что возникают у большинства детей на том или ином этапе развития и являются закономерным следствием взросления. Однако в подходе родителей к таким страхам возможны крайности: кто-то мчится к психотерапевту из-за того, что малыш боится темноты, а кто-то в подобной ситуации отмахивается от «глупостей» и плотно запирает на ночь дверь в детскую.

Чего ждать от детских страхов, как помочь ребенку с ними справиться и нужно ли обращаться за помощью к специалистам? AdMe.ru решил разобраться.

От рождения до 1 года

  • Страх резких звуков / вспышек / движений. Не требует особых действий со стороны родителей, просто постарайтесь избегать любой резкости. Ребенок, спокойно спящий под гудение пылесоса и шум стройки под окном, может испугаться простого внезапного чиха. Для снижения общей тревожности как можно чаще используйте контакт «кожа к коже».
  • Страх потери матери. Пройдет, когда малыш начнет осознавать себя как отдельный организм, а не часть мамы. Кроме того, он приобретет понятия «на время» и «в другом месте», тогда как сейчас уход мамы — это «навсегда» и «в неизвестность». Пережить этот период поможет, например, радионяня, благодаря которой малыш сможет слышать ваш голос.
  • Страх незнакомца. Во втором полугодии жизни ребенок начинает различать понятия «свой» и «чужой». Некоторые дети реагируют на чужих очень резко: пугаются, плачут, отказываются общаться. Не настаивайте — двоюродная тетя переживет, что малыш не пошел к ней на ручки, а отдав его насильно, вы рискуете усугубить этот страх.

От 1 года до 3 лет

  • Боязнь нововведений. Ребенок еще слишком мал, чтобы понимать, что изменения – это нормально. Для него любые перемены – крушение мироустройства. И так совпало, что именно на этот период приходится обычно серьезное отделение от родителей – детский сад или няня. Разговаривайте с малышом о предстоящих переменах, придумайте ваши личные ритуалы, которые будут оставаться неизменными при любых условиях. Ни в коем случае не нарушайте данных ребенку обещаний – ему нужны точки стабильности.
  • Страх темноты. Причиной возникновения становятся обычно необдуманные слова и поступки взрослых. Помочь справиться с ним может ночник. Можно подарить малышу маленький фонарик, который “способен победить темноту, хоть и совсем кроха”. Можно придумать интересные занятия в темноте: театр теней, просмотр слайдов, игры со световым столом.
  • Боязнь животных. Причина возникновения – неприятный опыт общения с животным либо страшилки, рассказанные взрослыми (“Не трогай – укусит!”). Обучая малыша общению с животными, не путайте страх и осторожность – воспитывать следует именно второе. Если страх уже возник, действуйте мягко: выбирайте мультики, книжки, в которых “страшный зверь” вовсе и не страшный. При случае подружитесь с одним из представителей пугающего вида (только не настаивайте “погладить собачку”, если ребенок боится, – всему свое время).

От 4 до 7 лет

  • Страх перед монстрами. Призраки, бугимены, вампиры — ребенок не способен разделить эмоцию и объект, ее вызывающий. Другими словами, если его испугал персонаж ужастика, страх реален, а значит, и монстр тоже реален. Не допускайте бесконтрольного просмотра ТВ ребенком. Если страх уже появился, вместе найдите слабые места у монстра и «вооружите» против него малыша.
  • Страх боли. Разумеется, реагирует на боль и новорожденный, но бояться боли до того, как ее причинили, — это свойство более зрелой психики. Более конкретизированная версия — боязнь врачей. Никогда не лгите ребенку о боли — не нужно говорить, что будет совсем не больно, ведя малыша на прививку. Скажите честно, что придется немного потерпеть, — все пройдет быстро.
  • Страх смерти. В старшем дошкольном возрасте к малышу обычно приходит осознание необратимости смерти. Сопровождается оно, как правило, боязнью потерять родных (о собственной смерти человек задумается гораздо позже). Поговорите с ребенком, выслушайте. Объясните, что обычно люди умирают, прожив долгую жизнь, и у вас еще много времени. Если малыш заявит, что придумает «лекарство от смерти», поддержите эту идею, она поможет ему примириться с пугающим фактом.

От 8 до 11 лет

  • Страх не соответствовать. Для младшего школьника актуальны вопросы социализации и связанный с ними страх не отвечать ожиданиям окружающих: родителей, учителей, ровесников. Постарайтесь чаще беседовать с ним об индивидуальности, о ценности каждой отдельной личности, о настоящей дружбе. Будьте последовательны — не сравнивайте ребенка с другими, более успешными в чем-то детьми. Хвалите за его личные достижения.
  • Страх испытания. Как правило, тоже связан со школой: боязнь не ответить на уроке, завалить экзамен, не сдать какие-то нормативы, плохо выступить на школьном концерте может привести даже к паническим атакам. Побеседуйте с ребенком о том, что самое ужасное может произойти, если он вдруг не справится, — катастрофы в любом случае не произойдет, а значит, можно не бояться неудачи. После этого предложите ему пару приемов по снятию напряжения: осознанное дыхание, выбор конкретного зрителя в аудитории, на котором можно сконцентрироваться, небольшой талисман на удачу (поможет, если вы будете убедительны, вручая его).

С 12 до 16 лет

  • Страх быть отвергнутым. С момента разделения на группы внутри коллектива, на «красавчиков» и «лузеров», подростки осваивают новый инструмент влияния — принятие и спекуляция им. Задача родителей — формирование у ребенка понимания не только ценности своей личности независимо от мнения других людей, но и необходимости анализировать «испытания» для вступления в группу на предмет адекватности. Не требуют ли от тебя поступить подло, отказаться от своих принципов? Не унижает ли тебя выдвинутое условие? Сто́ят ли люди, выдвигающие подобные требования, твоей дружбы и восхищения? Позаботьтесь о том, чтобы подросток знал, где он может получить помощь, если непринятие перерастет в травлю: у вас, в службе психологической поддержки, на линии телефона доверия.
  • Страх взросления. Пубертатные изменения тела и его реакций могут напугать ребенка. Известны случаи, когда девочки пугались менструаций, думая, что это смертельно. Подобные страхи возникают от непонимания сути происходящего, а это полностью недоработка родителей. Подготовьте ребенка заранее к тому, что будет происходить с ним в ближайшие годы. Если не можете рассказать сами (стесняетесь или не уверены в своих знаниях), в сети достаточно книг и фильмов на эту тему. Подросток должен понимать, что он здоров и нормален.

Общие правила работы с детским страхом

Каким бы ни был страх и сколько бы ни было лет вашему ребенку, эти правила должны соблюдаться обязательно:

  • Не формируйте страхи самостоятельно, пугая малыша или, наоборот, излишне трясясь над каждым эпизодом, когда он чего-то испугался.
  • Не высмеивайте страх, это не поможет избавиться от него, но нарушит ваше с ребенком взаимопонимание.
  • Не боритесь со страхами силовыми методами, через «не могу». Да, в терапии применяются техники, снижающие интенсивность пугающего объекта путем постепенного сближения с ним, но для того чтобы их применять, нужны специальные знания, без которых легко навредить ребенку.
  • Изучите «мягкие» методы борьбы: арт-терапию, релаксацию, терапевтические сказки — многие из них могут успешно применяться в домашних условиях.
  • Различайте детские страхи и фобии. Если интенсивность переживаний не соответствует их причине, устойчивый страх сохраняется более 2 месяцев и ощутимо влияет на качество жизни ребенка, обратитесь за помощью к детскому психологу.
  • Самое главное, настройтесь на своего ребенка. Постарайтесь понять причину возникновения страха, подключите всю свою любовь и находчивость, чтобы найти способ борьбы, который подойдет именно вашему чаду. Обычно для этого достаточно лишь внимательно выслушать его и искренне захотеть помочь.

Иллюстратор Natalia Breeva специально для AdMe.ru

Чего боятся дети в 7 лет

Чего боятся дети в 7 лет

Экология жизни. Дети: Младший школьный возраст можно назвать периодом глубоких личностных изменений. И страхи младших школьников — их результат…

Событием для ребенка 6-7 лет, конечно же, является начало школьной жизни.

Этот период характеризуется повышенным чувством ответственности, долга, обретением новых обязанностей.

Такие явления приводят к более активному развитию личности ребенка. Однако вместе с этим у детей семи лет появляются страхи, связанные со школьной жизнью. Психологи называют их социальными страхами.

Чего же боится ребенок?

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

В голове у детей начинают появляться такие мысли:

«Что если меня перестанут уважать сверстники»,

«Я потеряю любовь родителей, перестану быть ценным в их глазах»,

«Взрослые не таким хотят меня видеть, я не оправдал их ожидания».

Эти страхи касаются внутренних личностных переживаний. Они могут проявляться во внешних опасениях, которые напрямую связаны с внутренними.

Внешние проявления внутренних страхов

Внутренние переживания детей проявляются в своего рода страхах, лежащих на поверхности. Вот некоторые из них: 

  • Страх опоздать на урок. Такое опасение объясняется повышенным чувством ответственности и вины в этом возрасте. У девочек проявляется более остро.
  • Страх конфликтов. Разногласия и ссоры могут возникать как со сверстниками, так и с учителем. Ребенок боится проявления агрессии со стороны других детей. Основная причина таких опасений — боязнь потерпеть поражение в конфликте, что отразится на всеобщем признании. У ребенка недостаточно опыта для разрешения сложившихся конфликтных ситуаций. А все неизвестное, естественно, устрашает.
  • Страх получить плохую оценку. Дети боятся идти в школу с невыученными уроками. Часто такого рода опасения порождают сами родители. Они ежедневно твердят, что ребенок должен быть отличником, лучше всех учиться и т.д. Поэтому дети внутри панически боятся разочаровать самых близких для него людей.
  • Страх стихийных бедствий. В этом возрасте дети боятся ураганов, бурь, наводнений, землетрясений. Конечно же, дети более младшего возраста тоже подвержены таким опасениям. Однако у детей-школьников это усугубляется тем, что они большую часть дневного времени находятся сами, без родителей. Они понимают, что в случае чего им придется самим сохранять свою жизнь. К тому же фантазия детей семи лет очень бурная. Их воображение может из обычного порыва ветра такую картинку создать… А фильмы-катастрофы, которые так любят дети?! Все эти факторы играют свою роль в образовании страхов.

К чему приводят детские страхи?

Младший школьный возраст можно назвать периодом глубоких личностных изменений.

И страхи младших школьников — их результат. От того, как дети с ними справятся, будет зависеть их поведение в подростковом периоде. А он, поверьте, не из легких.

Опасность детских страхов заключается в том, что ребенок, оставаясь один на один с ними, пожинает такие их последствия:

  • низкая самооценка в подростковом возрасте,
  • мнительность,
  • неуверенность,
  • застенчивость.

Окружающие сверстники кажутся более успешными, критика воспринимается в штыки и как угроза личности.

Возможны также трудности во взаимоотношениях с противоположным полом.

Что делать родителям?

Роль родителей в преодолении и устранении страхов своих детей — огромнейшая. Ведь в период младшей школы учитель и родителя являются самыми авторитетными и значимыми для ребенка.

Постарайтесь уделять больше внимание своим детям. Интересуйтесь их переживаниями, давайте оценку событиям. Вместе анализируйте ситуацию, в которой оказался ребенок.

Иногда полезным является моделирование возможной ситуации и конфликта. Взрослый спрашивает: «как бы ты поступил, если бы…», «как ты думаешь, правильно ли поступил мальчик, сделав…». Придумывайте допустимые ситуации и давайте советы — это поможет вашим детям избежать ошибок и убережет школьников от травм и страхов. Известно: предупрежден — значит вооружен.

Еще одним немаловажным фактором, предотвращающим детские страхи, является безусловная любовь родителей. Делайте акцент на том, что вы любите своего ребенка ни за какие-то заслуги, а за то, что он — ваш сын или дочь. Показывайте, что в любых ситуациях вы поможете, поймете и защитите его, а также останетесь на его стороне.

Говорите слова любви — их никогда не бывает много. Обнимайте и целуйте детей, ведь, несмотря на то, что они подросли, они всё ещё нуждаются в этом.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

 Елена Липатова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Ребенок боится оставаться один дома. Причины и советы

Чего боятся дети в 7 лет

Бояться может любой ребенок, если чувствует, что его жизни и здоровью угрожает опасность, то есть если рядом нет взрослого.

Это здоровый страх, он совершенно необходим и выполняет охранительную функцию.

А вот когда бояться нечего, а страх все-таки есть и никакие разумные доводы, уговоры, отвлечения и забалтывания не помогают …

1 9791 7 Марта 2018 в 11:42

Многие родители сталкиваются с такой проблемой. Ребенок боится оставаться один дома даже на несколько минут. Если рядом нет папы или бабушки, бедная мама не может даже выскочить за хлебом.

Страх оставаться одному может сопровождать ребенка с самого раннего возраста, а может возникнуть внезапно после какого-то события. Разберемся с причинами возникновения таких страхов у детей и определим пути решения этой проблемы.

Две главные причины страхов у детей

Это не опечатка, действительно, базовых причин детских страхов только две. Глубокое понимание этих причин очень важно для того, чтобы не слушать бессмысленных или откровенно вредных советов, а также для того, чтобы родители сами могли помочь своему ребенку избавиться от любых необоснованных страхов.

Бояться может любой ребенок, если чувствует, что его жизни и здоровью угрожает опасность, то есть если рядом нет взрослого.

Это здоровый страх, он совершенно необходим и выполняет охранительную функцию.

А вот когда бояться нечего, а страх все-таки есть и никакие разумные доводы, уговоры, отвлечения и забалтывания не помогают — самое время обратиться к системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Итак, главные причины детских страхов:

  1. Нарушение чувства безопасности и защищенности у ребенка.
  2. Наличие у ребенка зрительного вектора.

Ребенок боится оставаться один, если не уверен в надежности родителей

Представьте: вы — маленькое и беззащитное существо и вся ваша жизнь зависит от одного великана, который может заботиться о вас, защищать вас от опасностей, приказывать другим великанам, чтобы они тоже заботились и не обижали вас.

А может и забыть о вас или, наоборот, начать кричать, ругаться и пугать вас. Или ваш великан, может быть, сам слабый и неуверенный, боится всего на свете, а особенно других великанов.

Сможет ли он защитить вас? Как вы будете чувствовать себя в этом случае?

Чувство безопасности и защищенности — база для развития любого ребенка. Более подробно об этом основополагающем концепте читайте в статье.

Если ребенок в 3-4 года боится оставаться один — может быть, он не уверен в том, что мама обязательно вернется? Может быть, вы покидали его слишком надолго или оставляли с незнакомыми людьми? Такое случается, когда малыш попадает в больницу, например, а мать к нему не пускают. Или когда сама мама неожиданно попадает в больницу или уезжает в роддом за новым ребеночком, а малыш оказывается совершенно не подготовленным к этому и чувствует себя брошенным.

Если мама и папа ругаются и выясняют отношения при ребенке, особенно когда звучат смыслы «Уходи и не возвращайся!» или «Уйду и не вернусь!», то у ребенка просыпается неосознанный, непроговариваемый страх потерять семью . Он боится оставаться дома один, потому что опасается, что кто-то из родителей, особенно мама, может уйти навсегда и не вернуться.

Если мама воспитывает ребенка одна, если она замучена, разрывается между работой и домом, не уверена в себе и своем завтрашнем дне, ребенку автоматически и неосознанно передается эта неуверенность, он теряет чувство защищенности и безопасности. В зависимости от векторов ребенка это может выражаться по-разному, например тем, что он боится оставаться один. И чем меньше ребенок, тем больше состояние матери влияет на него.

Или, возможно, в ваше отсутствие приходил пьяный сосед, кричал, угрожал, барабанил в дверь и тем самым вызвал ужас у вашего малыша. И теперь он так напуган, что боится даже вам рассказать о случившемся. Такое бывает, когда ребенок не уверен, что вы гарантированно сможете защитить его от обидчика.

Если ваш ребенок боится оставаться один, хорошенько подумайте, какие у него есть основания не доверять вам?

Зрительный вектор: коктейль из страха и любви

В школьном лагере ребята любят рассказывать друг другу на ночь страшные истории, провоцируя друг друга на совместное переживание эмоций. Почему же некоторые даже относительно взрослые 9-10-летние дети после подобных развлечений начинают бояться засыпать без света или среди белого дня оставаться одни в городской квартире?

Как правило, это дети со зрительным вектором. Природа наградила их особой чувствительностью. Их страх «сидит» ближе, чем у всех остальных людей, поэтому именно они способны научиться тонко чувствовать другого человека, распознавать его эмоции и состояния.

Их эмоции сильны и глубоки, гораздо сильнее, чем у других детей. И только от воспитания зависит, станет ли зрительный ребенок развитым, умным, тонко чувствующим и понимающим человеком или будет тревожиться, бояться или истерить по любому поводу.

Если природа наградила вас таким восторженно-пугливым зрительным чудом, обязательно прочтите, как его правильно воспитывать.

Основные рекомендации:

  • Не ругать и не стыдить ребенка за его страхи, не сравнивать с другими, более «смелыми» детьми. Лучшее, что вы можете сделать, — это дать вашему малышу поддержку и вселить уверенность.
  • Не пугать Бабой Ягой, Бармалеем, чужим дядей, Волан-де-Мортом и прочей нечистью. Подобные дети и так боятся больше всех.
  • Не читать страшных сказок и сказок, где присутствует каннибализм. Это такие сказки, как «Колобок», «Волк и семеро козлят» и др. Ребенок представляет себя на месте съеденного героя. Как вы думаете, каково это — быть съеденным?
  • Развивать в ребенке сострадание и сопереживание, умение разбираться в чувствах других людей. Для этого читать сказки на сострадание, классическую литературу. Учить жалеть животных, а главное — людей. Учась переживать за героев художественных произведений, зрительный ребенок учится думать о других, понимать их чувства, то есть сопереживать. На месте страха внутри постепенно поселяется любовь, в которой, как системно известно, страха нет.

Как помочь ребенку оставаться одному дома без страха

Вы, наверное, уже поняли, что заставлять насильно ребенка оставаться одному дома ни в коем случае нельзя. Это только усугубит его страхи и еще больше пошатнет его и так непрочное чувство защищенности и безопасности.

Поэтому самое главное — создайте благоприятный эмоциональный фон. Поймите, он не притворяется, ему на самом деле страшно оставаться одному. Не стоит на страхе акцентировать внимание, вашим грамотным поведением и действиями можно добиться того, что страх уйдет сам бесследно.

Самое главное — разберитесь со своим внутренним состоянием. У тревожной мамы тревожное дитя. Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» помогает взрослым полностью и навсегда избавиться от собственных страхов и других психологических проблем. А когда мама чувствует себя хорошо, нормализуется и состояние детей. Послушайте один из отзывов мамы, прошедшей тренинг.

Больше играйте с ребенком. Дети, которые не играют в обычные, некомпьютерные, детские игры, в общем и целом испытывают больше проблем в социализации, и страхов у них намного больше.

Для деток, которые боятся оставаться дома одни, боятся заходить в темную комнату будет полезна игра в дочки-матери: незаметно вплетите в игру сюжет о том, как «маме нужно уйти, а ребеночек остается дома один и спокойно занимается своими делами».

Постройте сюжет дальше, как мама возвращается и счастливая жизнь продолжается дальше.

Если он боится заходить в темную комнату, придумайте игру с фонариком. Например, зайти в комнату, взять на столе фонарик и прочитать тайное послание. Фантазируйте! Играя с ребенком, вы не только боретесь с его страхами, а еще и укрепляете доверие между вами, строите фундамент ваших счастливых семейных отношений.

Расскажите свою «историю успеха», героическую или юмористическую, — о том, как вы в детстве боялись чего-то и как вы победили этот страх. Вселите уверенность в малыша, что у него тоже получится победить свой страх.

И самое главное — читайте ребенку книги!  Хорошие, правильные книги. Книги должны развивать душу ребенка, учить его сочувствовать, сопереживать. Не бойтесь книг, где в конце героев жалко так, что хочется плакать.

Это очищающие душу слезы, как воздух необходимые для развития ребенка со зрительным вектором.

У многих слушателей тренинга «Системно-векторная психология» после прочитывания детям грустной сказки Андерсена «Девочка со спичками» страх у детей проходил сам собой:

«Моей дочери 10 лет, и все эти годы прошли для меня как один страшный и ужасный сон, потому что я ее совсем не понимала ………… как можно всего бояться… мурашиков, жучков, орать так, как будто тебя режут, ночью спать только при свете (я так уставала от непонимания и капризов, что просто валилась с ног или засыпала в любых позах и что происходило дальше с моей дочерью я не представляла….

Так не бывает, если бы мне сказали, я бы не поверила. После первого раза прочтения «Девочки со спичками» наутро мой до боли знакомый ребенок стал другим, ее как будто подменили. С тех пор у меня началась счастливая и сладкая жизнь, полная смеха и радости…»

Чем больше вы разовьете ребенка со зрительным вектором чувственно и эмоционально, чем тоньше он научится чувствовать состояния других людей, чем отзывчивее и добрее он будет, тем меньше в его сердце останется места страхам.

Хотите, чтобы ребенок спокойно и с пользой оставался дома один и вы сами были уверены, что с ним ничего не случится? Чтобы и вы, и он адекватно могли реагировать на стрессовую ситуацию? Чтобы и вы, и ваш ребенок ориентировались в окружающем мире и с первого взгляда могли определить, кому из окружающих можно доверять, а кому нет?

Приходите на бесплатный вводный онлайн-тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология», результат гарантирован более чем 21 тысячами отзывов.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Страхи у детей. Что делать, когда ваш ребенок чего-то боится?

Чего боятся дети в 7 лет

В этой статье я дам вам базовые рекомендации, что делать, когда ваш ребенок чего-то боится.

Их можно применять по отношению к большинству тех детских страхов, которые перечислены ниже. (Про страх смерти напишу отдельную статью).

Из многочисленных комментариев моих подписчиков в Инстаграм и других соц. сетях я собрала большой список того, чего боятся дети.

Чего же боятся дети?

Дети боятся: пылесоса, газонокосилки, качелей, машины, велосипеда, аттракционов, лифта, высоты, темноты, воды, смерти, врачей, стоматологов, прививок, брать кровь, других детей, оставаться дома одному, спать одному в комнате или с закрытыми дверьми, мыть голову, собак, коров, акул, крокодилов, динозавров, птиц, аниматоров, клоунов, монстров, привидений, роботов, чёрные тени, насекомых (пауков, пчёл, жуков, муравьёв), грома, моря, воды, ветра, громких звуков, своей смерти или смерти близких.

Этот список можно продолжать еще очень долго.

Как помогать детям справляться со страхами?

Для ребёнка его страхи – это его реальность и всё по-настоящему. Поэтому логические доводы родителей, типа таких: «Это не страшно», «Такого не бывает», «Это всё твои фантазии» – не помогают ребенку!

Говорите с ребенком про страхи

Говорите с ребёнком про его страхи, расспрашивайте, задавайте вопросы. Пусть ребенок говорит о том, чего он боится, “выпускает” наружу то, что его пугает. Не переубеждайте, а внимательно слушайте.

Уточняйте у ребенка: «И что будет потом?», «И как это происходит», «А откуда они берутся?», «А какие они бывают?», «А где они живут?», «А чего они сами боятся?».

Нарисуйте то, чего боится ребенок

Пусть ребёнок нарисует то, чего он боится. Символически это означает, что он приобретает над этим контроль. А потом рисунок со страхом можно: зачирикать, порвать (клочки бумаги спустить в унитаз), изрезать ножницами, дорисовать к нему что-то смешное и сделать рисунок комичным.

Можно нарисовать сверху решетку и посадить страх в клетку!

Поиграйте с ребёнком в то, чего он боится

Пусть в ролевой игре он сам побудет своим собственным страхом – станет клоуном, стоматологом, коровой, птицей, муравьём. Пусть ребенок бегает за вами, пугает вас, мычит или гавкает на вас, «берёт у вас кровь» и прыгает на вас из-за угла.

А вы подыгрываете, сначала боитесь, а потом пытаетесь подружиться с ним, найти общий язык и т.д. Потом поменяйтесь местами и дайте ребёнку «победить» вас (свой страх) любыми доступными ему игровыми средствами или подружиться с вами.

Сочиняйте ребенку истории, в которых главные герои различными способами преодолевают страх или начинают с этим страхом дружить (с одиноким монстром) или начинают с удовольствием делать то, чего боялись.

Объясняйте ребенку то, чего он боится

Объясняйте ребёнку суть явлений, которых он боится. Рассказывайте, как работают приборы, как переодеваются и красятся клоуны, как работают стоматологи и т.д

Сделайте «защитный» талисман

Придумайте и создайте вместе с ребёнком талисман, который будет его охранять, оберегать и защищать от страха. Это может быть рисунок (ангела, солнышка, доброй феи, мамы, богатыря и т.д.) либо какой-то предмет. Талисман можно повесить в любое место в комнате, носить с собой и брать в кровать.

У детей магическое мышление. Они верят в сказки, верят в добро и зло, верят в чудеса, в добрых и злых героев, поэтому этот способ хорошо «работает».

Расскажите про страх ребенку с неожиданной стороны

Расскажите ребёнку про персонажа, которого он боится, с неожиданной стороны – покажите его беспомощным, бедным, одиноким, грустным, обиженным, стеснительным, заботливым, добрым – с целью вызвать у ребёнка сочувствие или симпатию.

Примеры:

«У жучка есть маленькие детки, он ищет им еду, они его ждут дома, скучают, он очень заботливый».

«Привидение очень грустит, что его все боятся и никто не хочет с ним дружить, ему одиноко, оно мечтает, чтобы его перестали бояться и чтобы у него появился друг».

«Маленький пылесосик хотел красиво петь, а вместо этого у него получается только громко гудеть. Сколько он не старается, а петь не получается. Но он продолжает учиться».

Придумайте шутки про страх ребенка

Прекрасно помогают весёлые, глупые и даже неприличные шутки про сказочных персонажей, которых боится ребёнок.

«Монстр однажды сам от страха обкакался».

«Когда Бабы Яга чихает, у неё из носа летят смешные сопли и козявки».

«Если роботу сказать «Бу», он от страха громко пукает» и т.д.

Вы не представляете, как звонко и от души смеются дети, когда придумываешь про их страхи такую ерунду. И насколько им становится легче! Потому что то, над чем смеёшься, уже не так страшно.

Продолжение следует…

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей справа.

Екатерина Кес, детский и семейный психолог © ipsyholog.ru

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.