Чем знание отличается от осознания

Знание, осознание и сознание

Чем знание отличается от осознания

Я много размышлял о различиях между знанием, осознанием и сознанием, а также о том, что в них общего. Один из способов объяснить различия между данными понятиями — сконцентрировать внимание слушателей на телесной локализации связанных с ними ощущений.

Знание возникает благодаря работе органов чувств: нос сигнализирует о неприятном запахе, кожа — о том, холодно или горячо телу, а уши сообщают о том, не слишком ли тихим или громким был звук. однако такое знание не всегда приводит к действию.

Знание связано с ощущением изменения среды. С констатацией факта. Не более того. Это всего лишь извлечение данных из ощущений и впечатлений.

Осознание — другое явление. оно связано с работой мозга. Вы извлекаете данные из ощущений и обдумываете их (преобразуете их в уме), желая понять, что же они означают: стоит ли есть данную пищу, если она плохо пахнет? Надеть ли мне свитер, раз на улице похолодало?

При переходе от знания к осознанию человек от данных переходит к информации.

Данные — это воспринимаемые организмом факты; информация же несет в себе понимание того, что может из них последовать. Мы экстраполируем последствия полученных данных и систематизируем их, чтобы принять решение.

Сознание — нечто иное. Оно не является продуктом деятельности мозга, а идет от сердца, вместилища души.

Сознание сопоставляет некую абсолютную ценность с тем, как она велит нам поступить с полученной информацией, и с тем значением, которое она для нас имеет.

  • Знание возникает как отчет об изменении.
  • Осознание проявляется в понимании последствий того, о чем мы узнали.
  • Сознание — это понимание значения и ценности того, что мы осознали.

Человек может знать о чем-то, но не осознавать это знание. Так, ребенок, понимающий, что ему холодно, не осознает реальную возможность заболеть, не надев свитера.

Человек может осознавать последствия своих действий, но подходить к ним с несознательной позиции. Как менеджер компании, который осознает, что его производство загрязняет окружающую среду, но не мучается угрызениями совести, даже понимая, что при этом могут пострадать люди.

Мне кажется, что знание является предпосылкой осознания, а осознание — предусловием сознания; невозможно что-то осознать, не зная об этом, и сознательно отнестись к чему-то, не осознавая последствий своих действий.

Полагаю, что все три составляющие присущи нам от рождения, но развиваются последовательно. Сначала приходит знание. С возрастом мы учимся преобразовывать свои впечатления. Этот навык позволяет нам видеть последствия и вырабатывать ответные действия. Так развивается осознание.

Аналогично пара «знание — осведомленность» служит первым этапом развития в бизнесе. Оно начинается с обучения ведению отчетности о прибылях и убытках, извлечения из первичных документов данных об оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности.

Так накапливается знание о том, как (в общих чертах) устроен бизнес. Чтобы принимать решения в соответствии с полученными сведениями и знаниями, лидеры бизнеса должны обладать опытом. Руководители разных уровней со временем с помощью специалистов приобретают его. Вместе с опытом в них развивается осознание. (Но необязательно сознательность.)

Как и когда приходит сознательность?

Как повлиять на сознание ответственных лиц, чтобы они предотвратили загрязнение окружающей среды? Причем не из страха быть наказанными по всей строгости закона, а по велению собственной души!

Если человек хочет поступать сознательно, он должен пробудить свое сердце. Проблема образования в области менеджмента заключается в том, что мы учим будущих управленцев знаниям, пониманию тонкостей финансового анализа и результатов исследований рынка.

Мы учим их осознавать последствия принимаемых решений, понимать значение информации и того, как изменится благосостояние организации, поступи они так или иначе. Мы развиваем их интеллект и умение работать с информацией.

Прекрасно! Что же в отношении сознательности?

Мы не участвуем в развитии и воспитании сознания. Мы не воспитываем сердца. Мы не позволяем душам говорить.

Сердце — это мышца. Чем чаще вы его подключаете к рассуждениям, тем оно становится больше. И чем внимательнее вы к нему прислушиваетесь, тем лучше его слышите.

Мне кажется, сейчас мы делаем все наоборот. Все эти компьютерные игры, где ведется подсчет уничтоженных противников, и телевизионные программы, постоянно транслирующие убийства, разрушают нашу сознательность. Подавляют ее. Ослабляют.

Мы должны пробудить сердца наших будущих лидеров

У меня есть предложение. Включить в учебный план посещения больниц для раковых больных, путешествия в места обитания исчезающих видов животных, поездки в жилые кварталы гетто.

Таким путем будущие руководители, возможно, научатся понимать, как их решения влияют на мир, в котором мы все живем.

Дайте им увидеть и почувствовать жизнь, не замыкайте их в рамках изучения профессиональной литературы и анализа финансовых отчетов.

Мы должны пробудить сердца наших будущих лидеров, если хотим, чтобы они принимали лучшие решения. Нужно не только развивать интеллект, но и воспитывать их души. Воспитание сознательности — вот главная задача. Это нельзя сделать с помощью книг или дискуссий в аудиториях. Сознательность приходит с пережитым опытом.

  • Поскольку корпорации становятся все крупнее и сильнее, задумайтесь об опасности, которую несут обществу несознательные лидеры. Общество не может контролировать своими законами все. Миру грозит превратиться в тиранию. Нам нужны руководители, чьими действиями руководят их сердца, а не страх государственных штрафов.

В Бразилии у меня есть клиент, работающий в области тяжелой промышленности. Его компании предложили заказ на производство тяжелого вооружения. Он отказался, несмотря на выгодность этого предложения.

Я знаком со многими студентами, изучающими деловое администрирование, которые ни за что не станут работать на сигаретную компанию. Ни за какие деньги. И мы, специалисты Института Адизеса, не станем консультировать, а значит, оказывать помощь, компаниям, которые разрушают нашу планету. Пусть не молчит ваше сердце. Слушайте свою душу.

Адизес И.К. Новые размышления о личном развитии.

5 качеств, которыми обладают осознанные люди

Чем знание отличается от осознания

В эпоху тревожности и многозадачности тема осознанности набирает стремительную популярность. Появляется много книг, курсов, тренингов, посвящённых этому явлению.

Почему осознанность? Действительно ли она меняет жизнь к лучшему? На самом деле, меняет. Научно обоснованный метод умственной тренировки – Mindfulness – доказал это. 

Что такое майндфулнесс? В 1979 году американский учёный и исследователь Джон Кабат-Зинн создал Программу снижения стресса на основе майндфулнесс-подхода. За последние 40 лет были проведены многочисленные научные исследования, подтвердившие её эффективность.

Майндфулнесс – это особая тренировка внимания, которая помогает распознавать свои мысли, чувства и действия в момент их возникновения без перехода на автоматические реакции, то есть исключая реактивность. Это способствует эффективному управлению стрессом, повышению эмоционального интеллекта и качества жизни. 

5 отличий людей с развитым навыком осознанности

Согласно исследованиям Гарвардского института, 47 % времени человек проводит в режиме «автопилота». Задумайтесь, половину своей жизни мы проживаем неосознанно!

Мы можем изменить своё отношение к жизни в положительную сторону благодаря нейропластичности – способности мозга к изменениям. Конечно, в детском возрасте мозг более пластичен, но при определённых условиях пластичность мозга взрослого человека сохраняется.

Главное условие для активации нейропластичности – тренировка внимания.

Научно доказано, что наше внимание поддаётся тренировке. И многие успешные люди научились этому навыку. Так чем же они отличаются от других людей?

  1. Им не страшны мимолетные эмоции. Такие люди не поддаются влиянию негативных эмоций, они спокойно реагируют на них. Они осознанно относятся к чувствам в момент их появления, не отрицают их существование, реагируют с позиции самоуважения.
  2. Им подвластны навязчивые мысли. Практика майндфулнесс учит различать иррациональные, навязчивые мысли, вызывающие беспокойство. Люди, которые регулярно практикуют осознанность, отдают предпочтение внутреннему разумному диалогу, где нет места необоснованной критике.
  3. Они принимают несовершенства, им чужд паталогический перфекционизм. Излишнее стремление к совершенству приводит к разочарованиям. Люди, тренирующие осознанность, принимают свои и чужие несовершенства. 
  4. Им свойственна активность и эмпатия. Сострадание и способность слышать других характерна для этих людей. Они не стесняются задавать вопросы, приходят на помощь в нужное время, видят хорошее в каждом моменте.
  5. Они следят за своим внутренним состоянием, душевным равновесием, управляют своим вниманием. При первых признаках истощения восполняют свои ресурсы.

7 способов справиться с волнением в течение дня и развить навык осознанности:

  1. Замедлить движение при первых признаках беспокойства.
  2. Уделить внимание ощущениям. Чтобы вернуться в момент «здесь и сейчас», просканируйте все 5 органов чувств.
  3. Подумать о том, реалистичны ли мысли или нет. Проверьте, обоснованы ли ваши опасения, вероятно – это всего лишь пустые страхи.
  4. Выполнить упражнение на доброжелательность к себе. Прервите внутреннюю самокритику, сконцентрируйтесь на развитии доброжелательности.
  5. Посмотреть на небо. Практикуйте осознанное отношение к природе, время от времени наблюдайте за облаками, звёздами, закатом.
  6. Прислушиваться к звукам в течение дня. Осознанно слушайте шум ветра, гул детей на детской площадке и т. д.
  7. Наблюдать за тем, что вызывает беспокойство. Благодаря знанию того, что именно вызывает волнение, вы сможете подготовить свои успокаивающие практики.

Тренировать осознанность не так просто, но эта тренировка безусловно меняет жизнь в лучшую сторону!

Популярное по теме:

Рецензия на фильм «Верность» Нигины Сайфуллаевой.

Приемы из арсенала йогов, которые способствуют свежести и тонусу.

Три «с», крадущие вашу красоту.

Прошлому нет места в вашей жизни. Живите здесь и сейчас.

Как ситуации прошлого влияют на наше настоящее, и какие задачи может решить гештальт-терап…

Как взаимодействие с мамой в детстве определяет наше будущее.

Гид по йога-студиям вашего города

Мы собрали лучшие места для занятия йогой в вашем городе

Найдите свою Асану

Осознанные знания и 4 вида Знаний | 10-Принципов

Чем знание отличается от осознания

  В нашей жизни можно выделить четыре основных вида «знаний». Все мы сталкиваемся с этими четырьмя «видами знаний» в процессе познания окружающего мира, в учебе, в повседневной жизни, в работе и т.д.

Эти четыре вида «знаний» — «Информация, Знания, Осознанные знания, а также Неосознанные знания».

Давайте рассмотрим чем отличаются данные виды знаний друг от друга и какая практическая польза может быть нам от понимания данных видов знаний.

«Информация»

  Первый вид знаний – «информация». Все мы живем в информационном обществе. В настоящее время нас всех окружают океаны информации. По сравнению с тем, что было в информационном пространстве каких-то сто лет назад – разница колоссальная. К газетам, радио и телевидению в двадцать первом веке добавился интернет, мобильные телефоны и социальные сети.

В настоящее время мы все имеем доступ к практически неограниченным информационным ресурсам в нашем смартфоне. Казалось бы, имея все эти ресурсы, современный человек значительно поумнел по сравнению с гомосапиенсом столетней давности. Это и так и не так одновременно.

Причина мнимой пользы современного информационного общества состоит в том, что нас окружает именно «информация», а не знания. Информация, в отличие от знаний это всего лишь информационный шум, который редко имеет практическую ценность. Информация это всего лишь пустое содержание каких-то событий в текстовом, аудио или видео формате.

Говоря простым языком, информация это то, что «в одно ухо влетает, из другого вылетает». Информация не делает нас умнее, а скорее наоборот – отвлекает, забирает нашу энергию и время.

«Знания»

  Второй вид знаний – непосредственно сами «знания». В отличие от простой информации, «знания» это та информация, которая имеет практическую пользу и ценность для нас.

Если классическим примером потока информации можно считать любые новости или любой развлекательный контент, то классическим примером Знаний можно назвать любые учебные материалы – в школе, в вузе или любых обучающих курсах.

«Осознанные знания»

  Третий вид знаний – «Осознанные знания». В отличие от простых знаний, осознанные знания это те знания, которые мы «осознали» или, другими словами, поняли на более глубоком уровне.

Осознанные знания предполагают, что мы поняли всю практическую пользу конкретного знания, различные причинно- следственные связи, пользу или вред данного «знания» для нас и для других людей, относительность пользы конкретного знания и т.д. Глубина и широта осознанности любого знания имеет очень широкие границы.

Мы сами часто не задумываясь, выбираем необходимые размеры осознанности тех или иных знаний. В большинстве случаев это приходит само собой с возрастом, опытом и житейской мудростью. Глубокое осознание тех или иных знаний всегда имеет относительный смысл. Что хорошо осознавать одному человеку, может мешать в жизни другому.

Как правило универсально полезными для большинства людей является осознание вечных житейских мудростей, истин и жизненных принципов. Конкретно в жизни  каждого человека, в зависимости от рода занятий, работы и деятельности актуален свой профессиональный набор осознанных знаний.

«Неосознанные знания»

  Четвертый вид знаний – «Неосознанные знания». Данный вид знаний часто проявляется в виде профессионализма и полезных навыков. Это те знания, которые пришли к нам с детства и юности или когда-то уже прошли уровень высокой осознанности и уже находятся как бы внутри нас. Такие знания воспринимаются как правило как что-то само собой разумеющееся.

  Неосознанные знания могут прийти к нам двумя способами или путями. Первый путь – это воспитание и обучение. В неосознанном возрасте нам закладывают различные знания о жизни, об устройстве мира, о правилах поведения и отношения и т.д.

Таким образом к совершеннолетию у нас у всех есть свой багаж неосознанных знаний, с котором мы идем дальше по пути нашей жизни. Второй способ получения неосознанных знаний – через осознания.

В данном случае мы сами что-то поняли и в чем-то разобрались и в какой-то момент конкретное знание достигло определенного уровня осознанности. Такое осознанное знание может дополнить или даже изменить наши внутренние убеждения и установки, полученные в раннем возрасте.

Со временем такое осознанное знание перейдет на подсознательный уровень, станет «неосознанным знанием» и будет восприниматься как нечто само собой разумеющееся.

   Зачем нам знать об этих четырех видах знаний?

  Возможно у вас промелькнул в голове резонный вопрос: «Какая практическая польза от понимания этих четырех видов знаний?»

  Во-первых, важно понимать, что Информация часто бывает не просто бесполезна, а иногда и приносит вред. Причиной тому является современный информационной маркетинг – подавляющее большинство современной информации создается с целью конкретных манипуляций.

Другими словами, нам все время хотят что-то продать, побудить к каким-то действиям или навязать какие-то политические взгляды. В современном информационном мире мы просто часто вынуждены сознательно ограничивать поток входящей информации и даже знаний.

  Во-вторых, неплохо понимать, что даже «Знания», коих также множество премножество, имеют относительную ценность. Все знать нельзя, у нас на это просто нет физических возможностей.

В современном мире важно уже «знать, что лучше не знать».

Таким образом, избегая хотя бы части бесполезной информации, мы можем оградить себя от лишнего стресса и сохранить свое время для личной жизни и прочих полезных и приятных вещей.

  Что касается осознанных знаний, то в данном случае, как мы уже заметили, универсально полезными будут осознания или Осознанные знания в области человеческих ценностей и житейских мудростей. Осознанные знания в направлении основного рода занятий и профессиональной деятельности определяются необходимостью профессионального роста.

Кто хозяин нашей жизни? Можно ли управлять своей жизнью на 100%?

Перейти на Главную

← Как определить достижимость цели Простейший способ повысить свою осознанность →

Истинное знание – какое знание является истинным?

Чем знание отличается от осознания

Истинное знание является собой не только теоретическое понимание, но, в большей мере, воплощение принципов этого знания в жизнь. Когда человек понимает что есть истина, что есть правда и что есть правильно, он будет естественным образом поступать сообразно с этим знанием.

Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота, постоянство, самодисциплина; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни — это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и т.д.; невозмутимость в счастье и горе; непоколебимая, безраздельная преданность Мне; стремление жить в уединенном месте, отстраненность от мирских людей, признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Абсолютной Истины — это Я объявляю знанием, а все прочее называю невежеством.

Бхагавад-гита. 13 глава, 8-12 стих.

Истинное знание

Мы читаем книги, статьи, развиваемся. Мы получаем много информации и никогда ещё получить так много информации за такой короткий промежуток времени было невозможно.

Но какая разница между информацией и знанием? Что значит истинное знание, а что просто данные, которые мы зафиксировали? В этом стихе Кришна говорит что истинное знание – это качества и действия: если человек действует правильно и обладает определенными положительными качествами – это наилучшее проявление знания.

Мы можем быть сколько угодно начитанными и образованными, но даже не подумать о том, чтобы стать лучше. Мы можем быть экспертами в области вреде от алкоголя, но продолжать пить.

Также мы можем обладать информацией об этом, но будучи неприменимой и не трансформированной в качества и действия – она становится пустой и бесполезной, а иногда даже и вредной.

Разум занятый ложными знаниями, хуже чем пустой разум.

Знание естественным образом трансформируются в действие и меняют человека. Человек который понял что на самом деле быть ленивым – это страдание, уже не будет подвержен лени.

Человек, который понял что ненавидеть других – это ад, уже перестает обижаться по мелочам. Знания выводят человека на новый уровень, просто от самого факта их получения.

Если мы каждый день слушаем о том, что нам нужно вставать рано и слушаем с желанием вставать рано, то мы очень скоро проснемся раньше солнца. Знание очень хорошо передается через слушание о чем-то.

Однако не стоит забывать что культивация знаний, то есть наши усилия, также очень важны. Они могут быть естественны – мы услышали и теперь так хотим жить, а иногда нам необходимо сознательно и дисциплинированно следовать некоторым правилам и предписания. Иисус Христос говорил о том, что семена попавшие в разную почву, дают разные плоды:

«Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»

Знание – осознание себя

Знание, которое привязывает нас к ложным целям, мотивам и объектам есть невежественное знание, иллюзорное. Важно выбрать правильную цель, правильное направление иначе конечным результатом наших трудов будет разочарование.

Истинное знание привязывает человека к чистой жизни, к счастливой жизни. Оно облегчает жизнь человека, давая ему простые правила, следуя которым каждый может стать счастливым и добиться успеха.

Также вооружившись знанием, мы можем определить свой долг и исполнить его. Действуя вслепую, наугад, очень трудно понять что-то и определить правильный путь.

Но обладая знанием все становится очевидным.

Получая знания, мы получаем возможность для реализации своей настоящей природы. Я знаю что эта деятельность подходит мне, а эта не подходит. Так я могу найти своё место в жизни.

Именно от понимания себя и своего характера, сильных и слабых сторон, проистекает возможность действовать по своей природе.

Действовать по своей природе значит жить без трения, без неудовлетворенности, без нерешимых проблем, нависающих над нами. Для этого иногда нужно очень сильно потрудиться.

Качества

Осознавая знания, мы приобретаем качества. Знания культивируют в нас правильные черты характера:

1. Смирение – понимание своего положения и принятие себя
2. Отсутствие тщеславия – отсутствие стремления к почестям и славе
3. Отказ от насилия – не приносить страдания другим
4. Терпение – способность твердо переносить различные трудности
5. Простота – открытость, честность, принятие авторитетов
6. Чистота – отсутствие внутренних и внешних загрязнений
7.

Постоянство – непрерывное следование духовной практике
8. Самодисциплина – способность действовать из чувства долга
9. Отсутствие ложного эго – понимание своей духовной природы
10. Самоотречение – отрешенность от стремления к наслаждению
10. Отсутствие привязанности к детям, жене, дому – исполнять свой долг перед близкими, без желания получить что-то взамен.

Способность действовать не привязываясь к другим.
11. Невозмутимость в счастье и горе – способность переносить счастливые и тяжелые времена, не меняя направления своего пути, под влиянием этих событий
12. Непоколебимая, безраздельная преданность Мне – преданность Верховному Господу
13.

Отстраненность от мирских людей – отсутствие стремления заниматься пустыми делами и общаться на пустые темы, которые не приносят блага.

Действия

1. Отказ от насилия – перестать приносить другим беспокойства, отказаться от вражды, отказ от причинения насилия другим, прямым или косвенным способом.
2. Обращение к истинному духовному учителю – обращение к авторитету, в вопросах духовной истины.
3.

Отказ от того, что приносит чувственное наслаждение – контроль чувств и отказ от стремления ублажать их.
4. Понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни — это зло – отсутствие привязанности к материальному миру.
5. Стремление жить в уединенном месте – отсутствие стремления к суете, развлечениям и шумным местам.
6.

Признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Абсолютной Истины – следование по духовному пути. Саморазвитие.

Истинным знанием является то знание, которое позволяет нам приобрести правильные качества и заняться правильной деятельностью.

Всё это ведет к счастью и развитию человека, к исполнению его долга. Приобретая знания, вы делаете не только свою жизнь лучше, но жизнь других и весь мир.

Таким образом, очень важно культивировать в себе правильное, истинное знание, которое соответствует принципам духовного пути.

Если знание не помогает приобрести качества, а наоборот привязывает человека, приносит ему беспокойства, заставляет его приносить страдания другим – это ложное знание.

Кришна говорит “Все прочее, я называю невежеством“, указывая на то, что противоположные качества – это невежество: гордыня, насилие, ложное эго.

Тогда как истинное знание порождает смирение, отказ от насилия, избавления от ложного эго и так далее.

В конечном итоге, для того чтобы обрести успех не только в духовном пути, но и в повседневной жизни, разумный человек должен приобрести истинное знание, связанное с приобретением самых важных – духовных качеств. В таком случае, истинное знание станет источником счастья и принесёт человеку счастье, удачу и умиротворение. Удачи.

Что такое осознанность

Чем знание отличается от осознания

Что такое осознанность?

Как её развить?

Чем осознанность поможет лично тебе?

Как вообще работает осознанность?

В этой статье я отвечаю на данные вопросы

Разница между знанием и познанием

Чем знание отличается от осознания

В философии и многих других науках часто рассматривается сущность знания и познания. В чем заключается их специфика в соответствии с распространенными точками зрения ученых?

статьи

Под знанием в науке в общем случае понимается обладание человеком некоторым объемом информации о чем-либо — как правило, достаточным с точки зрения решения каких-либо значимых задач. Например, социальных, экономических, научных. Знание — это некий ресурс человеческого разума, позволяющий его носителю использовать его в тех или иных целях.

Знания приобретаются человеком в процессе получения образования — в специализированных учреждениях или самостоятельно. Они практически не имеют рамок. Человек по желанию может овладевать любыми интересующими его знаниями, передавать их другим людям.

Данное свойство — передаваемость — относится к важнейшим характеристикам знаний. Тот факт, что один человек способен передавать их другому, свидетельствует об их универсальности, приспособленности к пониманию не одним, а многими людьми, владеющими разными языками и представляющими разные культуры.

Знание — ресурс, который может фиксироваться в письменных, мультимедийных источниках или передаваться от одних людей к другим в устной форме. Знания обычно эволюционируют, дополняясь новыми фактами, инструментами их исследования, а также использования на практике.

Процесс освоения человеком знаний именуется познанием. Изучим его особенности.

Что представляет собой познание?

Под познанием в науке, таким образом, понимается мыслительный процесс освоения человеком тех или иных знаний. Он может осуществляться в рамках прохождения им обучения в специальных учреждениях или самостоятельных действий, направленных на овладение знаниями.

Поскольку знание, как мы отметили выше, практически не имеет границ, познание также можно охарактеризовать как процесс, осуществляемый вне каких-либо рамок. Человек может познавать те или иные вещи постоянно.

Особенность познания — в индивидуальном восприятии личностью различной информации. То, каким образом один ученик познает предмет, может существенно отличаться от способов освоения информации другим учащимся.

В этом смысле способы познания, в отличие от знаний, во многих случаях с трудом передаются от одного человека к другому.

То есть при одинаковости предполагаемого результата — приобретения учащимся определенного объема знаний — процесс достижения данного результата в рамках познания может быть разным.

Сравнение

Главное отличие знания от познания в том, что первый термин соответствует интеллектуальному ресурсу, который человек может фактически задействовать в целях решения тех или иных задач, осуществления различных полезных действий. Знание характеризуется объективностью, передаваемостью. Познание — это инструмент освоения знания. Во многих случаях он субъективен и не может быть передан от одного человека к другому.

В науке возникают довольно напряженные дискуссии относительно того, что первично — знание или познание.

Исследователи, считающие, что знание предшествует познанию, аргументируют свою позицию тем, что для освоения одних знаний (например, сложных математических формул) человеку нужно иметь другие — к примеру, знание простых формул. В этом смысле познанию сложных формул предшествует знание простых.

Но есть и другая точка зрения, которая заключается в том, что познание универсально и, в принципе, не зависит от конкретных знаний. Но поскольку оно задействуется в целях его освоения, то является по отношению к нему первичным в связке «познание — знание».

Так или иначе, ученые имеют более или менее одинаковую точку зрения относительно того, что знание — результат познания. Но некоторые исследователи полагают, что познание невозможно без предварительных знаний.

Определив, в чем разница между знанием и познанием, зафиксируем выводы в таблице.

Таблица

ЗнаниеПознание
Что общего между ними?
Знание — результат познания
В чем разница между ними?
Представляет собой информацию, интеллектуальный ресурс, который человек может использовать в каких-либо целяхПредставляет собой мыслительный процесс, посредством которого человек овладевает знаниями
Объективно, может быть передано от одного человека к другомуСубъективно, отражает индивидуальные особенности мышления человека
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.