Четыре данности, которые сопровождают человека всю его жизнь

Пятая экзистенциальная данность – жизненный путь

Четыре данности, которые сопровождают человека всю его жизнь

Психологический проект «Путь сердца» является экзистенциальным в своей сути. Мне хочется развивать его именно в этом контексте, и, надеюсь, в перспективе он сможет добавить нового в экзистенциальную психотерапию. С обоснования этой мысли я хочу начать цикл статей на сайте.

Основополагающей предпосылкой любой экзистенциальной психотерапии является утверждение, что сложности в жизни человека связаны, кроме прочих причин, с «условиями человеческого существования» или «конечными данностями».

Мы не в силах отменить эти данности, но мы можем по-разному с ними обходиться. Из взаимодействия с ними мы в каждый момент времени строим свою неповторимую жизнь.

Всего этих данностей основатели экзистенциальной психологии выделяют четыре:

  • Смерть – наиболее очевидная и ужасающая экзистенциальная данность: сейчас мы существуем, но это не будет длиться вечно.
  • Экзистенциальная изоляция (или одиночество) – фундаментальная отдаленность от других созданий: как сильно бы мы не были близки к кому-то, мы всё равно остаёмся наедине с собой.
  • Бессмысленность. Нет никакого глобального смысла, данного нам свыше. Мы существуем в бессмысленном мире.
  • Свобода. Мы сами творцы своей жизни, и мы несём полную ответственность за свой мир. С этой точки зрения свобода подразумевает ужасную вещь: «нет никакой опоры под нашими ногами», предопределяющую, кто мы и кем будем.

Осознание каждой из этих данностей вызывает естественную тревогу, с которой хочется что-то поделать. Чаще всего люди отрицают факт смерти и живут так, как будто их это событие никогда не коснётся.

Факт отдельности от других маскируется безудержным стремлением к большому числу «друзей», поисками «второй половины» или затворничеством с минимальным контактом с другими. Факт бессмысленности растворяется в проглоченных внешних смыслах, которые обильно генерируются социумом, религией, духовными школами и т.д.

Свобода нивелируется перекладыванием ответственности за свою жизнь на других, обстоятельства, личную историю, детский травматический опыт…

Все данности тесно связаны, и все они проявляются в работе экзистенциально ориентированных психотерапевтов. Однако разные экзистенциалисты в большей степени ориентируются на одну из них, а остальные рассматривают скорее как вспомогательные.

Так, например, Ирвин Ялом во главу ставит факт неминуемой смерти как приносящий наибольшие страдания. А такие терапевты, как Виктор Франкл и Карл Юнг, ориентируются на поиск смысла.

Данность жизненного пути

Мне хорошо знакома тревога от конфронтации с «условиями человеческого существования», и я часто видел в своей профессиональной работе влияние этих данностей на жизнь клиентов. Однако я долгое время не мог найти для себя ключевого в этих четырех пунктах, на что смог бы ориентировать в своей практике.

И около года назад я понял, что есть ещё одно условие человеческого существования, вызывающее тревогу. Это данность жизненного пути. Мы все рождаемся и умираем.

Но эти два момента жизни соединяет тот путь, который мы проходим. Путь, на котором нет ничего постоянного.

Где каждое мгновение уникально, и нет никакой возможности что-либо вернуть или повторить в точности таким, как это было.

Каждая из данностей вызывает естественную тревогу, порождаемую конфликтом между потребностями людей и осознанием невозможности их полноценно удовлетворить.

Экзистенциальная данностьИсточник тревоги
СмертьКонфликт между потребностью в сохранении жизни и осознанием того, что это невозможно делать вечно.
Экзистенциальная изоляцияКонфликт между потребностью в контакте, принадлежности к большему целому и осознанием своей абсолютной изоляции.
БессмысленностьКонфликт между потребностью в смысле происходящего и осознанием бессмысленности мира самого по себе.
СвободаКонфликт между потребностью в структуре, опоре, определённости и осознанием отсутствия «почвы» под ногами.
Жизненный путьКонфликт между потребностью в постоянстве, устойчивости, стабильности и осознанием невозможности этого в меняющемся текучем мире.

И хоть о жизненном пути как о данности в экзистенциальной психотерапии никто не говорит (эта данность не попала в основополагающую работу Ирвина Ялома «Экзистенциальная психотерапия»), но многие терапевты часто к ней обращаются в своей практике. Можно вспомнить любимые экзистенциальные приёмы, предлагающие посмотреть на свою жизнь «из Млечного пути» или оценить свои актуальные затруднения, представляя себя вспоминающим их по прошествии множества лет.

Конструктор из пяти условий человеческого существования

Я согласен с Яломом, что основополагающей данностью является факт смерти, в котором все остальные находят свой источник. И работа со страхом смерти действительно очень ценная и плодотворная, но для меня не достаточная.

Мне важно, чтобы люди были способны не только выдерживать страх смерти, а могли проходить через самую сердцевину своей жизни. И если взять эту цель в терапии за основу, то остальные экзистенциальные данности собираются в целостную картину:

  • мы все умрём, и осознание этого может придать ценность каждому мгновению нашей жизни;
  • только признавая свою свободу, мы способны в действительности выбирать свой путь;
  • понимая то, что нам важно, и придавая этому смысл, мы получаем возможность не просто проживать жизнь, но идти «Путём Сердца»;
  • никто не сможет пройти весь наш путь вместе с нами или за нас. В нашей жизни есть попутчики, компаньоны, с которыми мы разделяем часть дороги. И осознание временности отношений придаёт им необычайную значимость и глубину.

У меня нет готовых ответов на все вопросы. Я не знаю, во что выльется этот проект, какие темы будут развиваться, какие статьи будут написаны, насколько он будет признан другими психологами и насколько идея «Пути Сердца» окажется востребованной у людей.

Этот проект начинается с большого числа вопросов – и это прекрасно, поскольку есть необходимая основа для появления действительно чего-то нового, для исследований и открытий.

Цель проекта – постоянный поиск ответов на вопрос «как помочь человеку идти по Пути его Сердца?». Цель, которая решается множествами способов: конкретной психологической работой с ищущими свой Путь, публикациями статей и заметок, регулярным обсуждением и развитием темы в сообществе коллег и т.д.

Проект находится в самом начале большого пути, и моя задача честно по нему идти.

Лесман А.Ю.

Дата: 25.02.2015

Четыре цели в жизни человека

Четыре данности, которые сопровождают человека всю его жизнь

Люди, почитающие йогу и те, кому близки учения индуизма/ведизма верят, что в жизни у человека есть четыре цели — пурушартха. Именно ради мокши, дхармы, артхи и камы должен жить человек.

Основа всего — дхарма

Считается, что составляющие пурушартхи дополняют друг друга. Тем не менее основой всего считается драхма. В переводе с санксрита это понятие означает «то, что удерживает». Это многогранная категория, которую нельзя воспринимать буквально, опираясь только на перевод.

Если понимать дхарму как первичную цель существования личности, то по сути мы говорим про гармоничный образ жизни, понимание человеком своей природы. Под драхмой подразумевают осознание индивидуумом смысла жизни, своего предназначения перед собой, окружающим миром, вселенной.

У каждого человека своя дхарма, которая связана с особенностями его личности.



Это подвижная материя. Драхма — то, что меняется вместе с человеком по мере того, как он живет и выполняет свое предназначение в мирской жизни. Многие приходят к пониманию дхармы во время йоги. Это осознание позволяет правильно расставить приоритеты, поставить новые цели, направить энергию в нужное русло.

Говорят о пяти столпах дхармы:

  • любовь,
  • терпение,
  • справедливость,
  • знание,
  • преданность.

Опираясь на них человек достигает большего, легче справляется с жизненными трудностями. Если осознание дхармы не пришло, жить с каждым годом становится все сложнее. Без смысла жизни человек чувствует себя ненужным, пустым.

Зачастую это приводит к тому, что он сходит с верного пути и обретает пагубные пристрастия.

Визуальным воплощением дхармы является дхармачакра — колесо с восемью спицами. Каждая спица — принцип дхармы, который подразумевает, что у человека все должно быть правильно:

  1. Мировоззрение.
  2. Цели.
  3. Речь.
  4. Образ существования.
  5. Поведение.
  6. Сосредоточенность.
  7. Память.
  8. Сила.

В соблюдении этих восьми принципов и заключается цель дхармы. Лишь следуя им человек достигнет в жизни больших целей, сможет принести пользу миру, прожить свой век в гармонии с природой, с собственным естеством и Вселенной. И в конечном итоге достигнет высшей цели — познает высшую реальность.

 Потребности — артха

Вторая составляющая жизни человека называется артхой. Это понятие объединяет в себе все материальное, то, без чего невозможно обойтись. В артхе объединены благополучие, здоровье, безопасность и другие блага, без которых уровень жизни человека не будет по-настоящему достойным.

https://www.youtube.com/watch?v=7NYROBHSFL4

Артха — тоже многогранное понятие. Его важной составляющей является труд, который человек должен выполнять каждый день своей жизни. Без труда достичь материальных благ просто невозможно. А без хорошего материального фундамента трудно отдавать себя духовному развитию.

Своим трудом человек создает почву для личностного роста.

Но крайне важно — не переусердствовать. Достижение материальных благ не должно стать основной целью существования. Смысл не в накоплении, а в создании комфортных условий для жизни. Неправильно расставленные приоритеты, смещенные в сторону материальных благ ценности сбивают человека с истинного пути, препятствуя реализации истинных целей артхи.

До нас дошли некоторые древние тексты — артха-шастры. Они представляют собой задокументированное распределение ролей людей в жизни, принципы устройства мира, организации общества. В одной из этих книг обсуждаются такие вопросы как развитие экономики, распределение обязанностей между министрами, тема налогов, войны, безопасности граждан и др.

Земные потребности — кама

Еще одна важная составляющая жизни — достижение земных наслаждений, удовлетворение базовых потребностей. В понятии кама объединены потребности человека:

  • во вкусной еде,
  • комфортных условиях проживания,
  • чувственности,
  • эмоциональных потребностях и т.п.

Кама по-разному трактуется в разных учениях. Одни полагают, что кама учит получению удовольствия от жизни как возможности избавить себя от страданий. Однако “классическое” понимание этого термина говорит об исполнении желаний как об одной из целей жизни.

Правда, с оглядкой на моральные, этические нормы, традиции общества, культуры, религии. Человек должен контролировать свои желания и не попасть в их плен. В противном случае он рискует потратить свою жизнь впустую.

Нужно здраво оценивать желания, задуматься над тем, действительно ли стоит давать им волю.

Лишь контролируя свои желания, личность может стать по-настоящему свободной и счастливой.

У камы есть свои шастры — учения. Они преследуют цель — упорядочения чувственных наслаждений в браке, напоминая о необходимости стремиться и к духовному совершенству. Кама шастры говорят про искусства, в числе которых музыка, театр, архитектура, пение и др. Они учат воспитанию детей, обустройству быта, грамотному использованию макияжа и одежды и т.д.

Высшая цель — мокша

Это сложное понятие, которое скрывает в себе итоговую, самую важную цель человеческой жизни. Под мокшей понимается освобождение от земных оков, условностей устройства мирской жизни. Это обратная дорога к истине.

Не стоит воспринимать мокшу буквально, как физическую смерть. Избранные постигают ее, будучи живыми людьми. Если человек познал мокшу, он освобождается от оков, его существование обретает новые формы, иллюзии разрушаются.

Личность, которой больше не хватает общественной и материальной жизни, начинает искать свою дорогу, путь к познанию неосязаемого, известного лишь ему. Если поиски завершаются успешно, человек освобождается, обретает покой. Это и есть постижение мокши.

Одни ищут свой путь в духовных практиках, другие — в странствованиях по святым местам, третьи — в религии. Когда человек, наконец, приходит к пониманию того, что источником собственной драмы является он сам, начинается путь освобождения.

Мокша — дорога, пройденная через страдания, испытания.

На ней не будет попутчиков. Но после того, как дорога будет осилена, откроется мокша. Человек должен понять свою сущность, скинув оковы навязанных условностей и норм. Тогда его сознание расширится, а жизнь претворится в Лилу.

4 цели человеческой жизни в ведической традиции

Четыре данности, которые сопровождают человека всю его жизнь

Испытывая потребность вытеснить экзистенциальный вакуум, современное общество пытается заполнить внутреннюю пустоту иллюзорными ценностями.

Высший смысл бытия сводится к сиюминутным потребностям Эго, к новым достижениям и удовольствиям – нескончаемой погоне за успехом, деньгами, карьерой, статусом, чувственными удовольствиями.

Исходя из этой парадигмы счастье и цель жизни – это обладание достаточными материальными благами для реализации чувственных удовольствий и достаточным статусом, чтобы властвовать над жизненными обстоятельствами.

Приносит ли счастье достижение каждой из этих целей? Можно ли стать счастливым, основывая свое понимание успеха на этих достижениях?

Обратимся к статистике: с 1996 года по 1996 год американское общество в целом улучшило свой материальный уровень жизни в 2.5 раза. За этот же период уровень удовлетворенности жизнью упал в 1.5 раза.

Такая статистика убедительно доказывает: никакой прямой корреляции между уровнем благосостояния, удовольствиями и прочими «благами цивилизации» и удовлетворенностью жизнью не существует.

Вновь и вновь подтверждается мудрый афоризм Алана Уотса, сказавшего как-то: «Если вы взбираетесь за счастьем по лестнице успеха, то добравшись до верхней ступеньки вы, скорее всего, обнаружите, что расположили лестницу не у той стены».

Но если деньги, секс и власть не решают главного вопроса, то как может выглядеть модель, составляющая основу человеческого счастья? Где искать смысл человеческого существования и как разместить лестницу у нужной стены?

Ведическая традиция классифицирует человека, как существо с Умом, Разумом и Сознанием, которые облечены в тело – их физиологический носитель.

Первоочередность Ума, Разума и Сознания Само заключена в самом слове «ЧЕЛОвек», в то время как «потребности живота» – еда, секс, сон определяют в нем «животное», физиологическое начало.

Тем не менее, достижение внутреннего баланса между физическим, сознательным и духовным остается главным условием обретения гармонии – того состояния, которое человек называет счастьем.

Согласно индийским ведам, состояние истинного счастья возможно, но достижимо только после того, как будут реализованы четырех основополагающих условия, достигнуты четыре фундаментальные взаимодополняющие цели, пройдены четыре последовательные ступеньки лестницы «Пурушартх» – «Дхарма», «Артха», «Кама» и «Мокша». Четыре Пурушартхи в современной индийской философии символизируют удовлетворение потребностей трех основополагающих начал человека – духовного, эмоционального и физического.

Дхарма

В переводе с санскрита «Дхарма» – то, что поддерживает или удерживает человека на его жизненном пути. Человек дхармы познает и развивает свою природу, совершенствует физические и психо-эмоциональные возможности.

Согласно древнеиндийской традиции, только люди, следующие в своей жизни требованиям дхармы способны приблизиться и достичь высшего уровня развития – состояния «мокши». Дхарма, как праведность, истина, порядок, не может быть реализована вне требований морально-нравственных законов.

В религиозном аспекте следование дхарме предполагает, в первую очередь, служение Высшему Божеству.

https://www.youtube.com/watch?v=I1PErBhL4e4

Для современного человека дхарма – та базовая ценность, ради которой стоит жить, дело, которому он служит. Это состояние, пребывая в котором человек осознает осмысленность своего бытия, направляет все усилия на служение открытому им смыслу и предназначению. Духовный аспект принципа Дхармы играет ключевую роль в достижении целей на всех четырех ступенях лестницы развития.

Артха

Следующая ступень на пути к счастливой и благополучной жизни – «Артха» – материальное процветание.

Здесь мудрые индусы считают нужным предупредить: стремление к материальной независимости, обретение высокого статуса и властных полномочий можно считать благой целью лишь при условии, что в личной иерархии ценностей оно не противоречит моральным принципам ведической традиции.

Проще: стремление к перечисленным благам не может оправдывать любые средства их достижения. В противном случае: «Переставая быть нашими слугами, деньги становятся нашими господами».

Достижение Артхи – одно из важнейших условий поддержания дхармы в семейной жизни, обязанность семьянина, заботящегося о сохранении семейных ценностей и традиций, физическом и психологическом здоровье потомков.

В интерпретации современного человека достижение артхи предполагает не только материальную независимость, ответственность перед семьей и высокий социальный статус, но и профессиональный успех, успешный карьерный рост, признание, одобрение и уважение коллег, друзей и близких, etc.

Кама

Реализуя Кама, жизнелюбивый человек восполняет свою потребность в чувственных, эстетических и физических удовольствиях.

Он умеет наслаждаться всем, что способно радовать его ум, тело и органы чувств, строит амбициозные планы, не отвергает своих желаний, находит время и возможность оценить жизнь во всем многообразии «красок, цветов и ароматов».

На этой же ступеньке человек реализует свою потребность в сексуальных удовольствиях и чувственной любви. Избежать крайностей и зависимости от чувственной сферы помогает принцип разумной достаточности и понимание своего предназначения..

Мокша

Мокша – высшее достижение земного пути, состояние в котором человек обретает космическое сознание. В состоянии мокша он ощущает свое единство с миром и Вселенной, сопричастность к промыслу Вселенского Разума и всему, что происходит вокруг. Он вырывается из круговорота рождений и смертей, освобождается от иллюзий материального мира, страдания и привязанностей.

Пурушартха мокша была добавлена к первым трем в середине I тыс. н. э. после чего была пересмотрена вся концепция лестницы сверхцелей человека – кама и артха были отнесены к области приятного («преяс»), дхарма и мокша – к высшей сфере благости («шреяс»).

Актуальность ведической концепции сегодня

Концепцию четырех обязательных условий счастья полностью разделяют ведущие современные психологи.

Так, согласно убеждению известного доктора психологических наук, профессора Сергея Ковалева, каждый человек, утверждающий свое право на счастье, должен стремиться реализовать себя на всех четырех ступеньках лестницы Пурушартх.

Нереализованность целей и требований каждой из ступеней со временем в той или иной форме неизбежно приводит к проблемам, описанным в начале нашей статьи.

Достижения, власть, признание, без опоры на понимание смысла жизни и предназначения – дхармы рождают ощущение внутренней пустоты, экзистенциального вакуума.

Законсервированная в юности и молодости сексуальная энергия камы ведет к нервным срывам в зрелом возрасте и состоянию необузданной страсти, когда «седина в голову – бес в ребро».

Жесткие ограничения в материальном ресурсе или осуждение секса, как недостойного поведения в раннем возрасте становятся причиной того, что повзрослев, остепенившись и освободившись из-под материального гнета человек, стремясь восполнить детский дефицит ярких впечатлений, вдруг начинает коллекционировать автомобили, проводит все свободное время в ресторанах или в обществе куколок – Топ-моделей. Политиками и семейными деспотами становятся те, кто в детстве не реализовал свою потребность в признании и уважении.

Проблему нереализованных пурушартх всячески стимулирует и подпитывает социум, создавая иллюзию счастья, как синонима успеха – той самой лестницы, которую люди так часто с готовностью подхватывают и размещают не у той стены. Лекарством от иллюзий в любой жизненной ситуации становится правильная расстановка приоритетов, закрепление за смыслом бытия статуса основополагающей человеческой ценности.

Поделитесь

https://goal-life.com/page/goals/4-celi-zhizni-po-vedam, 3544892713

54

38

Ещё почитать:

Колесо баланса жизни. Оонлайн тест жизненного баланса
50 целей в жизни человека. Цели в жизни – список
100 целей человека в жизни. Сто целей – список
С чего начать саморазвитие? Как начать саморазвитие
10 методов повышения личной эффективности
Как сформировать 7 полезных привычек, которые изменят жизнь
Как изменить свою жизнь в лучшую сторону: 10 советов
Как достичь своих целей? Пошаговый план достижения цели
Самоменеджмент: методы и умения управлять собой

Экзистенциальные данности

Четыре данности, которые сопровождают человека всю его жизнь
haydamakСколько на свете существует разных недовольств, претензий, страхов, обвинений, возмущений? Да просто несчетные миллионы.Но на самом деле – на свете есть всего лишь 6 поводов испытывать неудовольствие. Все миллионы поводов – всего лишь вариации от этих шести.

Каждый повод для неудовольствия сводится к какой-то непринятой экзистенциальной данности. И если размотать клубок – придешь к каким-то из них.Экзистенциальные данности – это то, с чем мы рождаемся, и чего мы не в силах изменить. Мы можем только научиться принимать это и смириться с этим.

Мы приходим в этот мир и получаем следующий набор:- Одиночество- Конечность бытия, она же Смерть- Свобода. Необходимость делать выбор (ответственность)- Сексуальность (бытование в определенном биологическом поле, в материальном теле)- Несовершенство- Невозможность нахождения смысла жизниВсё. Есть ли еще сферы, в которых возможно печалиться? Нет, нету.

Можно разочароваться, но вся наша разнообразная, драматичная жизнь – это всего лишь непринятые в разных вариациях эти шесть данностей.

Одиночество

Мы одиноки, и это навсегда. Никто, никогда не поймет нас во всей полноте наших ощущений.

Как там у Ирвина Ялома – “Все мы – одинокие корабли в темном море. Мы ­видим огни других кораблей, нам до них не ­добраться, но их присутствие, свет этих огней, и сходное с нашим трагическое положение дают нам большое утешение в нашем экзистенциальном одиночестве“.

Неважно сколько людей при этом толпится вокруг.Признание собственного одиночества – это точка роста, именно через одиночество идет взросление.

Как ребенок – он привязан сперва к родителям-кормильцам, но все более учится жить сам, пока не научится собственные потребности удовлетворять самостоятельно.

Но признать собственное одиночество страшно и жутко.

Жутко признаться себе, что я лишь песчинка в глазу Бога. Что никто и никогда не найдет меня здесь, в моей изоляции, не прикоснется по мне по настоящему, не узнает меня.

Этот страх так силен и жуток, что многие посвящают всю жизнь пустым, мусорным занятиям, лишь бы от него убежать – придумывают идеологии, религии, окружают себя кучей случайных людей – “хоть с кем-то, лишь бы не в одиночестве”.

Что угодно делать, лишь бы не остановиться, не взглянуть в зеркало, не встретиться с собой.

И лишают себя тем самым развития, попадают в порочный круг – им самим с собою становится не интересно, а значит все меньше стимулов выйти из порочного круга, всё больше зависимость от чего-то внешнего и преходящего, нет точки опоры внутри.

Сердце вырвано из груди, а дыра засыпается каким-то хламом.

Одиночество сподвигает на творчество. Именно когда одинок – чувствуешь этот звенящий порыв выплеснуть собственный мир. Одиночество дает возможность слышать сердце и идти за своей звездой.

Те же, кто в побеге от ужаса признания одиночества, забегает от самого себя далеко – себя теряют. Теряют свое творчество. Перестают слышать сигналы. Перестают исследовать мир. Меняют доверие на доверчивость и вверяют собственную уникальность в руки случайных проходимцев. Становятся просто безликой частью какой-то общности – все эти пустые и праздные творческие тусовки, секты и идеологии, политиканство, созависимые семьи, где все занимаются делами всех, и никто своими собственными.Мы одиноки. От рождения и до смерти. Рождаемся одни и уходим одни.

95 лет одиночества

Ибо ты не на Пути больше. Ты и есть Путь

Конечность бытия. Смерть

Мы все умрём. Каждый уходит. И это неизбежно.

Можно утешать себя, опять же, очередным уходом от реальности, попыткой скушать сладкую пилюлю – о том, что мы бессмертны, о том, что наша душа вечна, что кто-то там пришел и грех мой взял, и мне теперь жизнь вечная, прочие бла-бла-бла – это всё тоже не более чем придумки, чтобы заглушить ужас от смерти. Мы ничего не знаем о том, что будет после нашей смерти. Мы все это себе придумали. Это не более чем детские фантазии.Знаем мы лишь то, что умрем.

Полуувядших лилий ароматМои мечтанья легкие туманитМне лилии о смерти говорят

О времени, когда меня не станет

(с) З.Гиппиус (ну, или А.Крупнов, если брать последователей)

Смерть придумана для того, чтобы у жизни был вкус.Если бы не существовало смерти – развитие бы остановилось. Никто не стал бы рожать детей, чтобы продолжить себя. Пропали бы стимулы вообще творить хоть что-то – добывать еду (зачем, раз смерти нет?), строить дом, учиться, стремиться, развиваться.Исчезла бы история и память. Исчез бы стимул оставить что-то после себя – “чтобы помнили”.А так – мы не можем дать взятку и отменить собственную смерть. Мы с ней встретимся, каждый один на один.Помни – ты должен умереть.

Memento Mori – помни о смерти

Госпожа Смерть

Свобода. Выбор. Ответственность

Чтобы жить нужно обладать невероятным мужеством.

Мы – существа, созданные по своему собственному проекту, и идея свободы страшит нас, поскольку предполагает, что под нами – пустота, абсолютная безосновность” (с)

Мы – творцы своей реальности. Мир вокруг нас – это мы его сделали.

Но страшно признать себя 100%-но ответственным за все происходящее вокруг, поэтому начинается то, чем пользуются секты – попытка сбросить ответственность за собственную жизнь.

Поиск мифического “как надо жить” – некоего трактата, некоей святой книги, где всё уже написано, и останется только этому следовать.Поиск кумира, того самого, которого “не сотвори себе”.

– Если кем-то слишком восхищаться, никогда не стать свободным, – внезапно произнес Снусмумрик. – Я это знаю. (с) Туве Янссон

Каждую секунду мы вынуждены делать выбор – куда пойти, что сделать, что сказать. Причем отказ делать выбор – это тоже выбор, и он тоже будет иметь последствия.Мы каждую секунду выбираем то, каким будет наш мир.И каждую секунду – перед нами тысячи вариантов. Но как только мы выбираем из них один – все остальные умирают.

Мы делаем свой выбор, а остальные варианты перестают существовать. Каждую секунду мы являемся благодетелем одного мира и убийцей тысячи миров, созидателем одного чада и убийцей тысяч детей, которые ныне никогда не родятся.

“Я люблю, когда умирают дети” (с) МаяковскийМы можем воссоздать какие-то схожие условия, но мы никогда не вернемся в прошлое, чтобы выбрать что-то по иному.Мы делаем выбор – и принимаем за это ответственность. Нам с ней жить.И всё что мы получим, вступив на этот выбранный путь – это всё мы выбрали сами.

Нет тут сторонних виноватых или благодетелей.Это свобода. Наша свобода, та свобода, которой мы обладаем. Свобода, прямо пропорциональная ответственности. Ответственность за свою жизнь, прямо пропорциональная свободе.А свобода собственной жизни – это счастье, скажу вам по секрету.

Да-да, то самое, которое многие ищут отказавшись от свободы, надеясь найти его в каких-то книгах, у кого-то другого, где-то.

Жизнь в материальном теле. Сексуальность

Мы получаем тело, мы можем его любить или не любить, но это единственное, что будет в нашем распоряжении всю нашу жизнь.

И в этот мир мы приходим в определенном поле, коих, вы наверное об этом уже знаете, всего два – Мэ и Жо, мужской и женский.

И не надо про однополые браки, операции по перемене пола – это всё совершенно о другом.

Это о так называемом социальном понятии гендера – понятии социальных ролей, принятых или не принятых в обществе, которые принимаешь на себя или не принимаешь. Гендер – сугубо социальное понятие.

А пол – материальное, физиологическое.

Наше тело уже накладывает на нас ряд ограничений – мы не сможем погрузить наше тело на дно Марианской впадины, или забросить без скафандра в открытый космос.

Не можем его чрезмерно нагрузить или заставить творить невероятное (хотя тело может творить порой совершенно удивительные вещи – мы до сих пор о нем мало что знаем, если так уж разобраться). Но тело – необходимое условие нашего здесь пребывания.

Материя – есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.Все наши ощущения – они всё равно в теле. Нет тела – нет нас. И мы не можем отказаться от всех наших физических нужд.

Несовершенство

Мы все – штучный товар. И нет идеальной мерки, то, чего тщетно пытаются достичь перфекционисты, и никогда не достигают.

Мы сами назначаем себе нормативы. Только мы знаем, что нам под силу, что нет, чего мы на самом деле хотим.И мы несовершенны – у нас нет абсолютной власти и возможностей, мы всегда вынуждены соизмерять свои деяния

Смысл жизни и невозможность его нахождения

Зачем мы здесь? Извечный такой вопрос. (- Пластик, засранцы!)

– Вот вам ответ, капитан.- Не вижу.- Марсиане узнали тайну жизни у животных. Животное не допытывается, в чем смысл бытия. Оно живет. Живет ради жизни. Для него ответ заключен в самой жизни, в ней и радость, и наслаждение. Вы посмотрите на эти скульптуры: всюду символические изображения животных.- Язычество какое-то.

– Напротив, это символы бога, символы жизни. На Марсе тоже была пора, когда в Человеке стало слишком много от человека и слишком мало от животного. Но люди Марса поняли: чтобы выжить, надо перестать допытываться, в чем смысл жизни. Жизнь сама по себе есть ответ.

Цель жизни в том, чтобы воспроизводить жизнь и возможно лучше ее устроить. Марсиане заметили, что вопрос: “Для чего жить?” – родился у них в разгар периода воин и бедствий, когда ответа не могло быть.

Но стоило цивилизации обрести равновесие, устойчивость, стоило прекратиться войнам, как этот вопрос опять оказался бессмысленным, уже совсем по-другому. Когда жизнь хороша, спорить о ней незачем.

(с) Марсианские хроники, Рэй Бредбери

И всё равно хочется рецепта? Волшебную таблетку от доктора, скушал – и сразу всё хорошо?

Мы все – существа, ищущие смысл жизни, и все мы испытываем беспокойство оттого, что нас поодиночке закинули в эту бессмысленную Вселенную.

Чтобы избежать нигилизма, мы должны поставить перед собой двойную задачу. Во-первых, изобрести проект смысла жизни, достаточно убедительный для поддержания жизни.

Следующий шаг – забыть о факте изобретения и убедить самих себя в том, что мы просто открыли смысл жизни, то есть у него независимое происхождение. (с) И.Ялом

Устроит рецепт? Нет? Не устроит? Тогда ничем не могу помочь. Поищите еще где-нибудь.

?

|

haydamakКраткое содержание предыдущих серий:

Угадай города по открыткам

Подведение итогов конкурса (с групповым обнаженным фото победителей)Мне очень понравилась первая часть марлезонского балета, оттого вторая, а грядут и последующие:1.На фото площадь перед городским цирком, в котором я даже успел побывать.Но всё равно, лично мне место запомнилось всё-таки не этим, а тем, что чуть-чуть вот туда в сторону, по улице Володарского пройти, там находился культовый магазин различной тяжелой музыки, рок и металл атрибутики – один из первых во всем экс-СССР.Ну, то бишь разные точки, как на Горбушке, были и до того, а вот так, чтобы прямо магазин, да еще и двухэтажный – ого-го какое свершение2.В городе сиём много торжественных, массивных, внушительных сталинокИдеально созданный и сохраненный торжественный советский стиль, послевоенная гордостьА еще в граде производятся знаменитые трактора, да и чего только не производилось3.Качество открыток меня изумило – хреновая фотобумага, заваленные горизонты, невыразительные виды, поплывшие контуры. Совершенно не вяжется с истинно богатым по факту наследием изображенного города.А еще сами открытки неудобно длинные – закладкой не используешь, и по почте не пошлешь4.Набережная, свидетельствую как в сием граде бывавший, практически не изменилась, узнается влёт, да и до сих пор на ней есть традиция городских гудений и гуляний.Интересна судьба и моста на заднем фоне – в городе проводился сбор средств на памятник Ленину, но мост горожанам был нужен не в пример более позарез. Горожане обратились к Крупской с предложением – а давайте мы построим мост, а этот мост одновременно будет сам по себе памятником Ленину. Крупская добро дала, и вот, так и по сей день, уникальный и единственный в своем роде мост-памятник Ленину.А вы говорите белый рэппер Эминем!…5.Одно из мест, которое очень колоритно, очень фактурно, сохранило неповторимый этнографический шарм и при этом очень мало известно массовому туристуНесмотря на то, что недалеко, в общем-то, от проторенных путейПусть таким и остается6.Город-кладезь, давший неисчислимо много в музыку, искусство, киноАктеры, режиссеры, писатели, поэтыВоистину, он такой один, город под каменными сводами7.Не знаю даже, есть ли смысл подсказывать что-то дополнительно? В кадр и так попадают несколько совершенно характерных особенностей, и те кто тут бывал, место узнают.(Меня тут, чуть-чуть пониже фотографии, оштрафовали за неправильную парковку – гррр, ей богу не видел я этот их сраный знак о парковке для инвалидов)8.Широкие своды в лучших (или худших – уж как судить) традициях Средней Азии. Дворец с канделябрами.Где такой?9.Интересная судьба у города – сперва он вышел в люди благодаря одному местному деятелю, снискавшего себе славу, и даже взявшего в честь города имя.А второй раз город стал славным совершенно по иному поводу, коим остается славным и до сих пор, и выпустил из своих недр, в связи с новой славой, совершенно иную плеяду славных людей.Да, еще город совершенно необычным образом географически находится сразу в двух областях – проходящая посеред города река делит попутно еще и два региона.10.Все курортные города СССР, складывается впечатление, выглядят совершенно одинаково.Однотипные санатории с однотипными названиямиОднотипные города вокругШансов угадать – практически никаких. Хотя… ;)Всё, хватит пока на сегодня – угадывайте, рискуйте, предполагайте, спрашивайте подсказки, в общем – дерзайте, ныне ободренны.Заглавное фото в конкурсе пущай участвует тоже, но там скрыться, по моему, нет шансов – уж насколько я ровно отношусь к церквям, но эту считаю просто прекраснейшим и великолепнейшим шедевром мирового наследия, и вы ее, убежден, тоже знаете.

Правильные ответы, если что, тут

Page 3

kvidan

Я планирую на этом сайте много статей о смерти. Без этого на экзистенциальные темы не поговорить. И меня предупредили, что через поисковики подобные тексты могут привлекать людей, всерьёз раздумывающих о самоубийстве и ищущих способы претворения в жизнь своих задумок.

Хочу ли я, чтобы такие люди заходили на этот сайт? Да, очень хочу. Мне есть, что сказать и чем поделиться с потенциальными самоубийцами. Я знаком с этой темой и из личного опыта и из профессиональной практики.

Другим важным основанием написания этого текста является ситуация, в которой мы сейчас живём. Кризис, это время, когда число самоубийств сильно возрастает. А значит то, что я сейчас пишу – будет актуально как никогда и, я надеюсь, может сохранить кому-то жизнь.

Читать далее…

Page 4

kvidan

Хочу зафиксировать с тексте наблюдение для будущего использования. Оно возникло из группы экзистенциального опыта «Встречи со смертью».

На каждой встрече группы мы приглашаем участников осознавать свою смертность и собираем обратную связь по чувствам, состоянию, мыслям. Мы так же участвуем в этом процессе. И на основе наблюдений за собой и за другими можно сделать следующие выводы.

Читать дальше…

Page 5

kvidan

Эта история произошла в начале психиатрической практики Милтона Эриксона. Описана в его книге «Мой голос останется с вами…»

***

Когда я начал работать в государственном госпитале в Род-Айленде, меня поставили на мужское отделение, в котором находился пациент по имени Герберт. Он провел там почти три года. До поступления Герберт весил 120 килограммов. Он был чернорабочим и проводил все свое время либо за работой, либо играя в карты. Его жизнь состояла из двух этих занятий: работы и игры в карты.

У него началась депрессия, причем очень серьезная. Он стал терять вес, и после госпитализации, еще примерно через четыре месяца, он весил сорок килограммов. Его усиленно кормили через трубку, но безрезультатно.

Конечно Герберт, от которого устали другие доктора, достался мне вместе с его искусственным питанием. Я был молодым новичком, и поэтому мне перепала самая черновая работа. Первое, что я сделал, это сократил искусственное питание до той дозы, которую считал достаточной для пациента, весившего сорок килограммов.
Читать далее →

Page 6

kvidan

Эта история произошла не с самим Милтоном Эриксоном, но с его отцом. Однако я всё равно хочу разместить её в сборнике «Сказки о психотерапии» из-за красоты выводов, что можно сделать из неё. История описана в его книге «Мой голос останется с вами…»

***

Когда мой отец убежал из дома, ему было шестнадцать лет. Он приколол к подушке записку, пошел на станцию, вытряс из кармана все медяки, которые сумел накопить и сказал: «Дайте мне билет до той станции, до которой хватит этих денег». А хватило их до маленькой сельской деревушки Бивер Дэм в штате Висконсин.

Он шел по улице, разглядывая местных фермеров, некоторые из которых ехали верхом, а другие ехали на телегах, запряженных волами.

Он подошел к фермеру с посеребренными сединой волосами, который вел волов, впряженных в телегу, и сказал: «Вы не хотите взять себе молодого сообразительного помощника на ферму?»

Читать далее →

Page 7

kvidan

В начале своей психотерапевтической практики я совершенно не имел никаких ориентиров в организации этого процесса. Кроме тех, что скопировал у своих учителей и других уважаемых мною психологов. С опытом у меня появилось всё больше понимания того, что и как я делаю, однако состояние некой подвешенности было со мной ещё долго.

И лишь относительно недавно у меня появилась целостная картина «моей психотерапии».

Произошло это во многом благодаря нашим разговорам с Дашей Масленниковой на которых часто звучала и применялась идея использования «культурных аналогов» для создания тренинговых программ.

И, совершенно определённо, метафоры, содержащиеся в «культурных аналогах» могут быть применимы и для любых других процессов, в том числе и для психотерапевтической работы.
Читать далее →

Page 8

kvidan

Психотерапия — это профессионально организованный психологом процесс, в результате которого создаются временно работающие согласованные с клиентом альтернативные психологические реальности, внутри которых с высокой вероятностью его цели могут быть достигнуты.

Так же процесс психотерапии включает в себя разработку и выполнение специальных практик, ведущих к желаемому и устойчивому изменению идентичности клиента.

Читать далее →

Page 9

kvidan

Когда-то мы с Машей Летучевой готовились к нашей обучающей специализации по ведению терапевтических групп. Одной из тем нашего курса была «ко-терапия». Мы сошлись на том, что совместная работа терапевтов начинается значительно раньше непосредственной работы с клиентом и заканчивается существенно позже того, как завершается консультация.

Другими словами есть три разных этапа ко-терапевтической работы: «до», «во время» и «после». Каждый из них мы разбирали подробно на специализации, каждый из них важен. Однако сейчас я хочу сосредоточить внимание на этапе «во время».

Читать далее →

Page 10

kvidan

Краткое описание того, что было на занятии мастерской 2-ого октября 2015.

Теория

Чтобы осознанно работать с пространством, нужно вначале разобраться с таким явлением, как «психологическое пространство». О нём можно сказать несколько вещей.
Читать далее →

Page 11

kvidan

Хочу поделиться рядом ситуаций, происходивших на семинарах Фрица Перлза. Во время рабочих сессий он иногда предлагал клиентам поработать с воображаемым Фрицем. Буквально сыграв его и побыв им. Со слов самого Перлза, этот «воображаемый друг» во многом оказывался лучшим терапевтом, чем Перлз реальный.

Фриц не ограничивался только сессиями и предлагал клиентам брать своего воображаемого двойника к себе домой для самостоятельной психотерапии. Вот его слова по этому поводу, сказанные в конце одной терапевтической работы (из книги «Гештальт-семинары»).

Читать далее →

Page 12

kvidan

Люблю метафоры. И, похоже, в практической психологии они отлично работают – ведь если присмотреться повнимательней, то любая психологическая школа или направление через метафоры описывает психологические процессы и структуры людей.

Пару месяцев назад я придумал метафору и до сих пор к ней возвращаюсь время от времени. Она даёт возможность, как мне кажется, лучше прочувствовать то, что происходит в психике травмированного человека или раздираемого внутренними конфликтами.

Читать далее →

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.