Что делать, если дети матерятся

Содержание

Дети матерятся — что делать и как их отучить. Что делать родителям

Что делать, если дети матерятся

В современной России очевидна ужасающая тенденция: публичный мат детей и подростков. В обществе растет обеспокоенность — дети матерятся. Что делать, если ребенок матерится? Как отучить ребенка материться? Однако в широком общественном мнении относительно публичного мата имеют место разные точки зрения.

Можно ли материться публично

– Материться — плохо!

– Почему?

– Ну, это причиняет какое-то неудобство, дискомфорт. Опять же, если при детях, то они начинают спрашивать, что значит это слово — и громко повторяют вслух.

Ну как объяснишь, тем более на людях? Или наставлять детей, что так говорить нельзя, и молчать, когда рядом взрослые (и даже в семье) пропускают матерок через слово или используют мат как обычный язык, — тут же явное противоречие в требованиях!

– Нехорошо, видите ли, материться! А как же свобода слова — Конституцией РФ гарантированная?! А может, я так самовыражаюсь!

– Мат — правда жизни наших дней. Да, горькая правда.

Но ПРАВДА! И мы — передовые режиссеры, так сказать, деятели культуры — должны ее отражать без цензуры! Ну как ставить театральный спектакль или снимать фильм, например, о бомжах? — Они же говорят отнюдь не языком Пушкина или Тургенева, а современным русским языком, в том числе матом… разной этажности. А главное, на такие фильмы-спектакли публика валом валит, выручка хорошая! Выживать-то надо…

– Ну, да — не «комильфо», коробит немного. Но мы же не ханжи какие-нибудь, а современные люди! Это же — русский язык. Как говорится — «не нравится — не слушай…».

Дети и подростки матерятся — что происходит?!

Масштабы распространения публичного мата за последние годы приняли такие размеры, что к настоящему моменту «в воздухе пахнет грозой» — национальной катастрофой. Не только персонажи с театральных подмостков и экранов «пропускают» матерные словечки.

Уже ведущие некоторых телепрограмм позволяют себе крепкие выраженьица; реперы и блогеры в роликах в социальных сетях говорят, поют матом, выливая ушаты негатива, от коего не защищены пользователи сетей.

Огромная часть интернет-аудитории — подростки, слетающиеся как мотыльки на пламя, чтобы собственными глазами увидеть, ушами услышать нашумевшие выступления — ради приобщения к взрослости, ради «прикола», чтобы «быть в теме», не отличаться от сверстников, не стать объектом насмешек: «Ты че, не видел? Ну ты лох! Это — круть!»

Сейчас масса подростков — мальчики, девочки — говорят матом как обыденным языком, не стесняясь, будто такое поведение — норма.

В интернете множество запросов на просмотр видеороликов о том, как смешно матерятся маленькие дети. И те, кто такие ролики снимает, поощряет, даже специально провоцирует детей на повторение матерных слов.

Повторения — вслед за кем? И кто снимает подобные ролики, видя в этом забаву или способ собрать в своем блоге побольше «лайков»? Ответ очевиден: родители, близкие родственники.

Почему дети, подростки матерятся

Дети, подростки — в период развития до пубертата — подражают и перенимают в собственный опыт то, что их окружает, что присутствует перед глазами как пример, образец поведения, воспринимаемый как норма.

Дети матерятся, потому что за примерами для подражания далеко ходить не приходится.

Рассмотрим несколько причин катастрофического распространения детского, подросткового мата, на которые указывает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

  • В семье пример задают родители, которые матерятся в общении, используя мат и как грязную брань, и как обыденный язык — между взрослыми при детях и в обращении к детям.
  • В среде сверстников ребенок подчиняется негласным законам группы, чтобы не «отставать», не выделяться и не попасть в число «белых ворон» или отверженных. И если в группе сверстников матерятся, то ребенок осваивает этот стиль. Особенно ярко это проявляется у подростков, ориентированных — в силу возрастных особенностей — на отношения со сверстниками, а не со взрослыми (родителями, учителями), если только взрослый не их кумир.
  • Даже среди взрослых, которые по роду профессиональной деятельности обязаны транслировать культурную норму собственным поведением, — учителей школы и воспитателей детских садов, приглашенных в семью нянь для ухода за ребенком — имеют место случаи мата при детях или в адрес детей.
  • Подражание подростков кумирам, медиа-персонам, чьи программы и выступления с матершиной заполняют эфир в интернет-сетях и даже в СМИ.
  • Подростки в связи с физиологическими изменениями, гормональной перестройкой организма, в преддверии детородного периода все больше интересуются интимной стороной парных отношений, и мат, который об интимном, находит благодатную почву для усвоения и присвоения его детьми в качестве обиходного языка.
  • Мат снимает запреты на проявление агрессии, «сносит культурный слой» в поведении, высвобождает необузданную спонтанность, что принимается подростками «на ура», чтобы сбросить внутреннее напряжение.
  • Не ведая, как и куда направить свою еще не развитую чувственность, как говорить об интимном, они используют «штампы» матоговорения, предоставленные окружением.

Все это порождено общей причиной: в России огромная масса населения — на уровне семьи, школы, институтов культуры — не осознает угрозы в распространении мата среди детей и подростков.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана указывает на угрожающие последствия этого процесса, а также на возможные пути его предотвращения.

Каковы последствия, если дети матерятся

Борьба с публичным матом — это не только борьба за внешнюю чистоту языка, но и — за чистоту сознания, чистоту и счастье человеческих, семейных отношений, за будущее России. И наоборот, попустительство публичному мату грозит необратимыми последствиями:

  • Мат в присутствии маленьких детей, а тем более вольное или невольное обучение их материться тормозит их психосексуальное развитие: их внимание преждевременно и противоестественно привлекается к парному сексу, пресекая развитие эмоциональной чувственности, и у них формируется понимание секса как отношений, низведенных до животного уровня — «тупой случки» ради удовлетворения физиологических потребностей.
  • Дети, которые слушают, как матерятся окружающие, бессознательно начинают воспринимать интимную связь мужчины и женщины как нечто грязное, оскорбительное и унижающее. Поэтому во взрослом возрасте, даже при чувстве любви к партнеру, сексуальные отношения с ним не будут приносить наполнения, не будут давать наслаждения. Подросток, который живет в ожидании счастья, любви, особенно девочка-подросток, слушая, как матерятся окружающие, бессознательно программируется на неспособность создать счастливые отношения.
  • Все это формирует отторжение, неприятие, избегание сексуальных отношений и будет вести к супружеским изменам, распаду семьи, препятствовать рождению детей — и в силу сознательного отказа от рождения потомства, и как психосоматическая реакция организма, не позволяющая женщине забеременеть.
  • Накопление напряжения, неприязни между супругами не позволит создать в семье атмосферу любви, мира, доверия, необходимого для формирования у их детей чувства защищенности и безопасности, чтобы воспитать их психически здоровыми, счастливыми. А если нет нормального воспитания детей — значит, нет будущего.
  • Все это грозит демографической катастрофой.
  • Дальнейшее распространение мата препятствует формированию культурного слоя у подрастающего поколения и существенно ослабляет его у взрослых. Функция культурного слоя — сдерживать проявление неприязни в обществе; а его ослабление влечет рост разобщенности, ненависти и агрессии людей друг к другу, разрушающей общество изнутри.
  • Подростки, молодежь на пороге самостоятельной жизни, видя, как в обществе процветает кумовство, чиновники-взяточники проталкивают своих детей вверх по социальной лестнице, закрывая возможность реализации для способных и одаренных, реагируют на эту несправедливость, используя мат как средство обесценивания того, куда они не допущены. В этих условиях они перестают воспринимать страну, Россию как «свою», на благо которой хочется трудиться и стремиться к свершениям. И обесценивая матом родину, где нет возможности применить свои способности, они в лучшем случае уедут за рубеж, туда, где им будет дано реализоваться, а в худшем случае — сдадут, продадут страну тем, кто давно жаждет завладеть ее огромными территориями и сырьевыми источниками.
  • Если мат станет нормой общения, то Россия пройдет «точку невозврата» и утратит возможность развиваться, утратит будущее, погибнет как суверенное государство. Кому это выгодно? И кто — намеренно или бездумно — провоцирует эти процессы, чтобы уничтожить Россию?

Осознать, как препятствовать этому уничтожению, помогает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Что делать и как отучить ребенка материться

Несмотря на вступление в силу (с 1 июля 2018 года) закона о мате¹, предусматривающем административные наказания за его нарушения в общественных местах и семье, большая группа деятелей культуры (артистов, певцов, режиссеров театра и кино, книгоиздателей) выступают против этого закона и убеждены, что он не будет выполняться.

Системно-векторная психология говорит: сопротивление мату должно быть коллективным и идти от каждого из нас. В том числе — по деятельной инициативе родителей и педагогов школ и других образовательных учреждений, работающих с детьми и подростками.

  • Родители дома должны следить за тем, чтобы никто не матерился. И если маме или папе свойственно «пропускать матерок», то надо борьбу с матом начать с себя. Если приглашенный гость позволяет себе мат, четко дайте ему понять, что в этом доме не матерятся.
  • Нужно требовать убрать мат из школы как условие обеспечения каждому ребенку ощущения защищенности и безопасности — тогда ребенок будет озабочен тем, чтобы учиться, а не защищать себя самостоятельно по законам дикой детской стаи. Применять строгие меры (взыскания) к тем, кто нарушает установленный порядок: исключать из школы учащихся, которые матерятся, подать иск в суд на руководство школы за неспособность обеспечить детям защищенность и безопасность.
  • Нужно развивать и укреплять невосприимчивость к мату у детей, формируя у них понимание последствий, если они сами матерятся или слушают, как матерятся другие. Как правило, осознание ребенком того, как мат способен повредить его жизни, буквально сломать его судьбу, становится для него мощным рычагом для саморегуляции (самому не ругаться) и самозащиты (находить себе другое окружение, где не матерятся)

Ну и самое главное:

– Развивать в ребенке то прекрасное, на что способен только Человек — любить, сопереживать, защищать слабых. Нравственность прививается через хорошую литературу и позитивные мамины состояния.

Подробнее о том, как уберечь своих детей от растления матом, как сохранить Россию и сделать ее сильным государством, которым хочется гордиться и которое хочется защищать, доступно узнать уже на бесплатных лекциях. Регистрируйтесь здесь.

Елена Горшкова, педагог-психолог
Корректор Зифа Ахатова

¹Изменения в федеральном законе «О государственном языке Российской Федерации» и ряде государственных актов РФ

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Системно-векторная психология

23 Окт, 2018 Комментариев: 11 1399
Всё о детях психология

Ребёнок ругается матом: что делать родителям, как отучить, рекомендации и советы психолога

Что делать, если дети матерятся

Какой бы благополучной ни была семья, ребёнка невозможно оградить от воздействия внешнего мира. И рано или поздно из уст малыша родители могут услышать нецензурное слово. У одних взрослых это вызывает шок, другие же посмеиваются над детским «лепетом». Как же правильно вести себя маме или папе, если их чадо ругается матом? Какие методы будут действенными, а что только усугубит ситуацию?

Причин, по которым в речи ребёнка могут появиться матерные слова и выражения, довольно много.

Подражание

Дети — это маленькие подражатели.

Вначале объектами для копирования являются мама и папа, затем к ним добавляются сверстники на детской площадке, друзья из детского сада, одноклассники, любимые мультгерои, актёры, музыкальные исполнители. Естественно, если кто-то из близкого окружения малыша периодически использует нецензурные слова и выражения, ребёнок это быстро запомнит.

Весь секрет в том, что когда люди ругаются матом, они обычно проявляют при этом сильные эмоции (соответствующий тон, выражение лица). Дети очень хорошо запоминают такие вещи.

Если же бранные слова употребляют дома мама и папа, то малыш начнёт их повторять со стопроцентной гарантией. И речь идёт не только о неблагополучных семьях, но и о вполне интеллигентных. Ведь даже воспитанный человек может с помощью слов выплеснуть негативные эмоции, если, например, облился кипятком, уронил на ногу тяжёлый предмет и пр.

Даже культурные родители могут выругаться в сердцах в непредвиденных ситуациях — ребёнок же всё это впитывает как губка

Вербальная самозащита

У ребёнка в разном возрасте может проявляться агрессия. Если малыш боится физически проявлять агрессивное поведение (взрослые наказывают за удары, щипки, укусы и пр.), то на первый план выходит речь как форма выражения эмоций и самозащиты.

Иногда матерные слова у ребёнка становятся способом вербальной самозащиты, проявлением агрессии

Желание привлечь внимание

Возможно, употребляя нецензурные слова, ребёнок пытается обратить на себя внимание взрослых, которые слишком заняты своими проблемами.

Когда всё идёт нормально, родители могут в силу своей загруженности не обращать на детей внимания.

Но когда ребёнок делает нечто экстраординарное, то мы сразу включаемся — бросаем все дела и начинаем ругать, разговаривать, обсуждать с ребёнком какие-то темы, то есть, по сути, включаемся в его жизнь. Иногда бывает, что именно этой нашей включенности ребёнку, особенно подростку, не хватает, и он так привлекает внимание.

Софья Шокотько, экзистенциальный психолог

https://changeonelife.ru/2019/04/02/kak-otuchit-detej-rugat-sya-matom/

Такой мотив характерен, как правило, для подросткового возраста, когда для ребёнка становится очень значимым получить признание, одобрение у авторитетных сверстников.

Мальчик или девочка таким способом приспосабливается к обществу, в котором хочет находиться, показывает свою взрослость (по этой же причине многие тинейджеры начинают курить, пробовать алкогольные напитки).

Причём дома при родителях школьник может контролировать себя, нецензурные слова будут лишь изредка «прорываться», а в компании уже будет свободно материться (ведь он не хочет быть «белой вороной»).

У подростков «своим» делает мат. Употребляющий «запрещённые» слова становится «взрослым», а не «маменькиным сынком», к которому нет доверия. Родительский запрет на мат делает ругань особо привлекательной.

Вячеслав Аманацкий, психолог

https://news.tut.by/society/580626.html

Подростки, употребляющие матерные слова, кажутся сами себе более взрослыми, а не маменькиными сынками и дочками

Особенности ругани в разном возрасте

Дети разных возрастных групп имеют свои приоритетные причины для использования ненормативной лексики:

  1. 2–3 года. Малыш интенсивно собирает информацию об окружающем мире, пополняет свой словарный запас. Кроха охотно повторяет все слова, которые слышит. Смысл матерных слов он даже не понимает, но нравится экспрессия, с которыми взрослые их произносят.
  2. 4–5 лет. Ребёнок уже многое понимает, в частности, что такое хорошо и что такое плохо. Часто дошкольник ругается с конкретной целью (выразить протест, когда не исполняются его желания, капризы, привлечь внимание, особенно если взрослые начинают умиляться).

    В 4–5 лет малыш ругается матом уже вполне осознанно, понимает, что говорит плохие слова

  3. 6–9 лет. Старшие дошкольники и младшие школьники с помощью ругани могут выражать свою независимость, протест против родительских запретов.

    Дети 6–9 лет с помощью нецензурной брани часто пытаются показать взрослым свою независимость, выразить протест против родительского контроля

  4. 10–14 лет. Главный мотив употребления нецензурных слов — самоутверждение в компании ровесников. Некоторые тинейджеры хотят казаться нарочито грубыми. (как мальчики, так и девочки) – им кажется, что так они будут выглядеть круче.
  5. После 14 лет у большинства подростков интерес к мату уже ослабевает. Такие слова остаются лишь выразителями эмоций, их вставляют при рассказывании анекдотов (иначе они не будут такими выразительными). Ненормативная лексика уже не доставляет былой радости (нет новизны), для уважения в коллективе уже недостаточно умения крепко выругаться. Постоянно матерящийся подросток зачастую уже воспринимается ровесниками негативно.

Как родителям отучить ребёнка от пагубной привычки

Родители, услышавшие матерные слова от своего чада, часто не знают, как правильно себя вести. Решать эту проблему нужно деликатно, чтобы не усугубить её и не спровоцировать отчуждения между собой и ребёнком.

Действенные методы в зависимости от возраста

Прежде всего родители сами должны контролировать себя — не допускать в речи матерных слов. Если же взрослые продолжают активно ругаться, но от ребёнка требуют только правильной речи, то это просто ханжество, сын или дочь прекрасно понимает такое лицемерие.

Далее нужно исходить из возраста ребёнка и причины, по которой он нецензурно выражается.

2–4 года

Если просто запрещать крохе ругаться, говорить, как это некрасиво, такие меры вызовут лишь повышенный интерес к плохим словам. Здесь нужна другая тактика — акцент лучше перенести на кого-то другого: «Ой, слышишь, как тот мальчик ругается! Как же за него стыдно маме!». Дело в том, что малышам данного возраста легче анализировать чужое поведение, внешние примеры.

4–5 лет

С четырёх лет с руганью можно бороться уже путём диалога, разъяснительных бесед. Использовать следует следующие доводы и приёмы:

  1. Нецензурная лексика неприемлема для культурного человека, употребляется лишь в определённых кругах — в тюрьме, у бандитов, пьяниц, наркоманов и пр.
  2. Слова-паразиты делают нашу речь некрасивой, обижают других людей («ведь ты обидишься, если тебя ударят, так же обижаются и на плохие слова»).

    С четырёх лет с малышом уже можно проводить разъяснительные беседы о пагубности матерных слов

  3. Нецензурные слова можно сравнить с дурной привычкой (ковыряться в носу, показывать язык). «Мама хочет гордиться своим сыном (дочкой), а не расстраиваться из-за его плохой привычки».
  4. Малыши такого возраста верят в сказки, реальность волшебных героев. Можно сообщить, что прилетала фея, которая очень расстроилась, что ребёнок знает такие «грязные» слова. Но от них можно избавиться — мама напишет слова на бумажке, а потом её можно вместе сжечь или закопать.

    Можно придумать историю про сказочного героя (например, эльфа или фею), который прилетал и расстроился, услышав плохие слова

Если же мат у ребёнка — это способ манипуляции (он прекрасно понимает, что это плохие слова), здесь нужно уже использовать метод игнорирования. Малыш поймёт, что его приём не работает и перестанет им пользоваться, чтобы поразить, удивить окружающих.

Одновременно родители должны задуматься, хватает ли их чаду внимания: достаточно ли они времени проводят вместе, не подменяет ли Ютуб чтение книжек на ночь, не становятся ли гаджеты самым лучшим способом занять кроху.

6–9 лет (начало школы)

Задача родителей — дать ребёнку понять, что они считают его довольно взрослым, показать, что есть и другие способы (кроме нецензурной брани) проявить свою самостоятельность. Пусть сын или дочь участвует в составлении списка покупок, подборе мебели, выборе подарков близким, помогает по дому и пр.

Задача родителей — показать младшему школьнику, что они уважают его самостоятельность, считают достаточно взрослым

Также нужно мягко проводить разъяснительные беседы (но без нотаций). Кроме того, следует незаметно отслеживать, с кем школьник общается в соцсетях, каким контентом интересуется.

Подросток

В ситуации с подростком следует проявить особую деликатность. Взрослые должны помочь ребёнку самоутверждаться другими способами: успешная учёба в школе (ни в коем случае не требовать быть отличником, а, например, уделить повышенное внимание определённым предметам) творчество, спортивные достижения.

Опять-таки желательно проводить с сыном или дочерью больше времени, беседовать, смотреть вместе хорошие фильмы. При этом нельзя отрицать кумиров тинейджеров, их увлечения.

Если подросток употребляет мат дома, например, во время ссоры, естественно, нужно пресекать это, но опять-таки деликатно, не устраивая скандал: «Ты хотел сказать, что недоволен? Говори это другими, нормальными словами. А такие мне слышать неприятно». При этом неприемлемо бросаться фразами типа «Ты бессовестный, грубый, мне стыдно за тебя!».

Если подросток употребляет дома матерные слова, нужно пресекать это, но деликатно

В момент накала страстей, когда все на взводе, у подростка с языка срываются матерные слова. Лучше, не дожидаясь этого момента, заранее сказать: «Я не буду говорить в таком тоне». А разговор о границах лучше отложить на тот момент, когда все успокоятся…

Разумеется, фраза «я не буду говорить в таком тоне» не означает, что должен быть какой-то бойкот. Она означает, что нужно сделать паузу в разговоре и успокоиться.

Софья Шокотько — экзистенциальный психолог

https://changeonelife.ru/2019/04/02/kak-otuchit-detej-rugat-sya-matom/

Типичные ошибки родителей

Самое главное — чтобы борьба с матерными словами не испортила отношения родителей с ребёнком, не приобретала форму дрессировки, надзора. Поэтому крайне важно избегать следующих ошибок:

  1. Использовать меры физического воздействия (бить по губам, угрожать мытьем рта с мылом, заклеивать рот и пр.). Это только нанесёт малышу психическую травму, а более старшего ребёнка озлобит.

    Недопустимы меры физического воздействия в ответ на мат (бить малыша по губам, заклеивать рот, заставлять есть мыло) — это не решит проблему

  2. В наказание лишать ребёнка прогулки, игр и пр.
  3. Не аргументировать свою позицию, просьбу, употреблять фразы типа «Я сказал нельзя, значит — нельзя!».
  4. Ругать ребёнка за мат в присутствии чужих людей, прилюдно стыдить его. Это чревато серьёзными психологическими проблемами. Такие вопросы решаются только дома или наедине.
  5. Акцентировать излишнее внимание на самом первом употреблении матерного слова. Если ребёнок маленький, возможно, он просто повторил услышанное и быстро его забудет.
  6. Устраивать допрос с пристрастием («Это кто тебя научил?»). Ведь возможно, малыш и сам не помнит, от кого услышал это слово. Но вот после таких родительских мер он точно его запомнит надолго.

    Не нужно устраивать допросы с пристрастием, допытываться, кто научил малыша плохому слову

  7. Устраивать истерику из-за единичных случаев. Например, школьник упал с велосипеда и выругался от боли (при этом он обычно не употребляет нецензурных слов).
  8. Ограждать от общения со сверстниками (ведь они матерятся). Это ни к чему не приведёт: ребёнок просто может стать изгоем.
  9. Преувеличивать ужасность мата, делать обобщения, что ребёнок в целом плохой.

: что делать, если ребёнок ругается матом (советы детского психолога Екатерины Кес)

Психолог указывает, что насильно заставить ругаться матом невозможно.

Если бранными словами ребёнок бросает маме вызов («я здесь главный, и разговариваю, как хочу»), не нужно его принимать (угрожать дать в ответ по губам — так взрослый включается в эту игру).

Нужно отвернуться и заняться своими делами. Другой вариант — сказать, что «туалетные» слова нужно говорить в туалете и предложить своему чаду туда отправиться.

: советы семейного психолога Ольги Коноваловой

В дошкольном возрасте малыш словно пробует на вкус новые слова. Не нужно его за это ругать, особенно если родители сами допускают бранные слова.

Недопустимо смеяться в ответ на мат из уст ребёнка — он будет стараться и в дальнейшем развеселить близких.

В подростковом возрасте брань — атрибут взрослой жизни, снятия запретов, проявление бунта, подростковой субкультуры. Задача взрослых — объяснить, что это не так.

: рекомендации психолога Татьяны Уховой

Если в семье мат — не естественное изъяснение мыслей, то это не закрепится и у ребёнка. Но иногда употребление бранных слов является сигналом нехватки родительского внимания. Если же взрослые сами употребляют такие слова, то ругать за это ребёнка — просто ханжество.

: психолог Юлия Куколева предлагает свои приём отучения от брани

Если ребёнку от 2 до 4 лет, то можно пойти на хитрость — найти похожее слово, но без негативной окраски.

Каждый раз, когда малыш ругается, нужно указывать, что он неправильно произносит это слово, а на самом деле нужно говорить другое (подсказывать слово-заменитель).

При этом взрослому очень важно не показывать своих эмоций, а, наоборот, делать вид, что ему это безразлично. После 4 лет можно придумывать истории, что с детьми, которые ругаются, никто не хочет дружить.

Этот и другие интересные и полезные материалы для родителей есть на нашем канале melkie в Яндекс Дзен.

Если ребёнок ругается матом, не нужно делать из этого трагедию. Прежде всего нужно проанализировать собственный лексикон и убрать оттуда нецензурные слова. В остальном же проблема решается в зависимости от возраста сына или дочери.

Если ребёнок совсем маленький, то его внимание нужно просто переключить на что-то другое. В более старшем возрасте помогают разъяснительные беседы без чтения нотаций. Особую деликатность следует проявить с подростком.

Некоторые же меры являются просто недопустимыми: это упрёки, угрозы, физическое наказание за брань.

Ребенок ругается матом: в чем причина и что делать родителям?

Что делать, если дети матерятся

Вырастить ребенка, который никогда не слышал и не повторял матерных выражений, невозможно. Рано или поздно с этим сталкиваются все родители.

Услышать нецензурщину ребенок может где угодно, даже если в семье используется только «стерильная» речь.

Изолировать свое чадо от соседей, сверстников, телевизора, интернета не получится, да это и не нужно: человек – существо социальное. Что же делать бедным родителям, если их ребенок ругается матом?

Щекотливая ситуация

Да, ситуация не самая приятная. Но одно дело, когда двухлетка в присутствии щепетильной свекрови награждает нелестными эпитетами свои игрушки, а совсем другое – когда подросток откровенно посылает маму «в пеший эротический тур».

И разница не только в наличии или отсутствии зрителей, но и, прежде всего, в возрасте сквернослова. От него зависят причины, по которым ребенок ругается матом, и линия поведения родителей.

То есть, услышав от ребенка мат, нужно сначала разобраться, почему он это говорит, а затем решать, как исправить ситуацию.

Итак, возрастные причины нецензурной ругани следующие:

  • Совсем маленький ребенок – в 2 или 3 года – чертыхается неосознанно. Сейчас активно развивается его речь, и потому он пробует каждое новое слово «на зубок». То есть просто проверяет – получается ли у него повторить то, что он слышит. Значит, где-то он услышал и эти вот «матюги» (которые, с точки зрения артикуляции, произносить даже в этом возрасте довольно просто). Смысл этих слов от него пока сокрыт.
  • В 4–5 лет родители имеют дело с коварным маленьким хитрецом, прекрасно отдающим отчет в том, что он делает. И если такой ребенок матерится, то наверняка осознает, что это – плохо. Скорее всего, мат для него – еще одна уловка из его арсенала ухищрений, помогающих привлечь внимание старших (родителей дома или воспитателей в детском саду). В этом возрасте малыш прекрасно понимает: если на тебя не обращают никакого внимания, сделай гадость – и реакция последует тут же.
  • Бывает, что малыши копируют лексику товарищей из детсадовской группы. Если кто-то из детей выражается таким образом, другие могут брать с них пример (точно так же некоторые дети начинают сюсюкать или шепелявить, подражая сверстникам, даже если до этого разговаривали четко). Либо же такой пример им подает кто-то из старших товарищей. Подражание старшим – естественная стадия развития человека.
  • Дети старше 5 лет считают себя самостоятельными, взрослыми и независимыми. Поэтому могут браниться в качестве протеста против взрослых, чье поведение попирает эту самую независимость. Такой наивный бунт против несправедливости взрослого мира. Виноваты здесь почти всегда сами взрослые, которые в порыве воспитательного воздействия отпускают в адрес ребенка обидные обзывательства. Малышом они воспринимаются как доказательство его собственной ненужности для взрослых. Либо же дети привлекают внимание, чувствуя себя одинокими.
  • Еще одна причина – интерес к собственной физиологии. Дети быстро понимают, что некоторые части тела часто называют «такими» словами, и начинают называть их так сами, считая эти названия правильными.
  • У подростков мат чаще всего является способом самоутверждения в коллективе ровесников, способом заслужить авторитет.

Другие причины брани

Не всегда дети начинают материться в силу возраста – есть и более глубинные психологические причины.

  • Неуверенность в себе, комплекс неполноценности. Здесь ругательства воспринимаются ребенком как способ самоутверждения, повышения своего авторитета среди окружающих.
  • Если ребенок робок и застенчив, нецензурная брань может выглядеть для него способом борьбы со страхом перед трудностями, возможностью доказать свою самостоятельность и могущество.
  • Ребенок не умеет адекватно выражать сильные отрицательные эмоции (гнев, обиду, злость, сильное разочарование). Ругань помогает получить психологическую разрядку в таких случаях.
  • Малыш просто копирует лексику родителей. Если дома взрослые не «фильтруют» свою речь, ребенок имеет перед собой именно такой ее образец. Даже случайно брошенная нецензурная фраза в семье, где «никогда ничего такого», будет услышана и моментально вписана в детский активный словарь. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» – об этом всегда нужно помнить.

Не оставляйте детский мат без внимания. Игнорирование приведет к тому, что ребенок решит: сквернословие ему дозволено, плохого в этом нет. И перестанет стесняться в выражениях вообще, совершенствуя свой навык.

Не ошибитесь!

Выбирая стратегию поведения с ребенком-сквернословом, родителям очень важно не сделать еще хуже. Но, к сожалению, взрослые ошибаются довольно часто, усугубляя ситуацию вместо того чтобы исправить ее.

Чего делать точно не нужно?

  • Бить по губам, заставлять есть соль или перец, мыть рот мылом. Это только еще больше снизит самооценку ребенка, нанесет психологическую травму и сделает вас его врагами.
  • Просто запрещать выражаться таким образом, «потому что я так сказала», «потому что нельзя». Объяснять нужно обязательно. Иначе можно вызвать страх, обиду или желание говорить гадости назло.
  • Потешаться, услышав детское сквернословие. Если ребенок увидит, что вас это забавляет, станет выражаться еще чаще, чтобы доставить вам радость.
  • Выпытывать у малыша, кто его научил, откуда он взял эти гадкие слова. Не скажет, но вашу агрессию запомнит и отдалится.
  • Ругать в присутствии посторонних. Малыш замкнется, озлобится и станет чаще ругаться – назло. К тому же, это психологическая травма: быть пристыженным публично.
  • Пытаться оградить нежные ушки от любой возможности услышать мат. Это просто невыполнимо.
  • Позволять себе выражаться в присутствии ребенка, одновременно запрещая это делать ему. Такой запрет не подействует!

Отучаем правильно

Как же отучить ребенка материться? Если он совсем мал – просто не отмечать эти слова как что-то ужасное, не заострять на них внимание. Как пришли они в детский лексикон, так и уйдут.

С детьми постарше придется потрудиться, но отучить можно и их, если действовать правильно.

Итак, что делать, чтобы исключить нецензурную брань из детского лексикона?

  • Объясняйте, что есть слова хорошие и плохие. А маты – это признак невоспитанности, как поковырять прилюдно в носу или высморкаться на стол. Маты обижают других людей.
  • Показывайте ребенку, что есть более приятные и положительные способы повысить самооценку и чего-то достичь, выделиться: спорт, учеба, творчество.
  • Можно показать авторитетный пример человека, которого ценят и уважают окружающие, но он не матерится.
  • Помогайте решать возникающие жизненные проблемы, не оставляйте его с ними в одиночестве – оно вызывает страх, растерянность, преодолеть которые ребенку помогает ругань.
  • Приглашайте в гости ровесников ребенка, общайтесь с ними, подавая пример нормальной речи.
  • Научите его выражать чувства с помощью адекватных слов, а не матерных, называть части тела цензурно.
  • Объясните малышу, что когда он ругается, вам за него стыдно. Всегда громко извиняйтесь за его маты перед другими людьми, чтобы он понимал, что ставит вас в неловкое положение.
  • Следите за тем, какие передачи он смотрит по телевизору, на какие сайты заходит.
  • Не материтесь сами. Подавайте пример.
  • Не обзывайте сына или дочь в моменты ваших ссор, не наказывайте физически.
  • Старайтесь уделять своему чаду больше внимания, общаться, играть с ним.

Но и этими способами заставить ребенка вообще не употреблять бранных слов не получится. Так уж устроен человек.

Главное, чтобы он четко понимал, в каких ситуациях и с кем этого делать категорически нельзя, а когда это не критично. Ведь мат – это не насилие, не кража, не убийство.

Это одна из неотъемлемых (увы!) сторон нашей жизни. Нужно просто, чтобы ребенок не считал ее слишком значимой и положительной.

Что делать, если ребенок матерится. Советы психолога

Что делать, если дети матерятся

Матерное слово, произнесенное ребенком, шокирует, а если дело происходит на семейном обеде в кругу близких — и вовсе вызывает у родителей желание провалиться под землю. Но так ли страшен мат? Нужно ли с ним бороться всеми доступными способами? И как сделать так, чтобы ребенок «следил за языком» хотя бы в приличном обществе?

Мифы о мате

В общественном сознании матерная брань обросла массой заблуждений, мешающих понять истинную сущность мата и создающих проблемы в отношениях родителей и детей. Вот некоторые из них.

Ребенок «нахватается» на улице, а материться будет везде

Про мат люди узнают от сверстников — но это не значит, что ребенка нужно ограждать от влияния «улицы». Дорасти до 10 лет и не услышать ни одного бранного слова невозможно. Даже если окружить ребенка детьми академиков, материться «научит» сантехник, пришедший менять унитаз, или папин друг дядя Боря, ударившийся мизинцем о табуретку.

К тому же тепличная среда приведет к злоупотреблению бранными словами, когда перед ребенком наконец откроется мир трех запретных корней. Любой знает, что есть алкоголики, но далеко не каждый закладывает за воротник. Ребенок все равно узнает про мат, но лишь от вас зависит, станет ли он закоренелым матерщинником.

Материться — аморально

Родители чрезмерно строго относятся к мату. И если в устах взрослого мат бывает допустим, то в речи ребенка вызывает у взрослых реакцию сродни цунами.

Существует плохое и некрасивое поведение. Мучить животных и обманывать — плохо. Ставить локти на стол или ковыряться в носу — некрасиво. Мат относится ко второй категории. Если на улице вас обматерит дворник, приятного будет мало. Но если он набросится с кулаками, будет хуже.

Человек, который матерится, ведет себя некультурно, но НЕ плохо: не обманывает, не подставляет. Порой мат используется, чтобы оскорбить другого, но здесь мат — лишь симптом, и проблема не в нем, а в отношении между людьми.

Мат нужно «выжигать» из речи ребенка всеми доступными способами

Следствие предыдущего заблуждения. Услышав мат в устах пятилетки, родители реагируют так, будто ребенок не ругнулся, а ударил кого-то. Не спасает даже ситуация «матоупотребления» — многие готовы «выдрать» ребенка, даже если он упал с велосипеда и ругается от боли.

«Когда мне было лет пять, я пошла гулять на улицу в новом платье. А моя погодка-соседка, с которой у нас, как сейчас говорят, были контры, решила сделать мне гадость, подставила ножку, и я плюхнулась в лужу.

Было и больно и обидно, я, рыдая, прибежала домой, и родители бросили меня успокаивать, обещая пойти поговорить с родителями той девочки. Но когда я случайно среди рыданий назвала ее „сукой“, ситуация повернулась таким образом, что вроде мне и поделом.

Самое смешное, что кто такая эта самая сука, я тогда даже не знала». Лера.

Излишняя борьба с бранью выстроит стену отчуждения между ребенком и взрослым — и потом вы не услышите от отпрыска не только матерного, но и цензурного слова.

Некоторые родители не находят ничего лучшего, как с детства оградить ребенка от общения с матерящимися сверстниками — и к средней школе (когда начинают материться все) ребенок либо поставит под сомнение авторитет родителей, либо может стать изгоем — что скажется на развитии куда хуже, чем мат.

Люди матерятся из-за небольшого словарного запаса

Одно из самых распространенных заблуждений. Любой найдет слова, чтобы выразить мысль культурно, тем более что мат описывает достаточно узкую область жизни. А для связки слов в предложениях существует множество других слов-паразитов: «как сказать», «типа», «короче» или простое «э-э».

Это заблуждение приводит к не самым лучшим последствиям — родители, сталкиваясь с проблемой мата, не понимают, что причину нужно искать в другом: не пихать ребенку томики Пушкина, а искать, где действительно собака зарыта.

Мат — признак низкого интеллекта говорящего

Учитывая отношение к мату, обсценная лексика создает вокруг матерящегося ореол «плохиша», к которому цепляются самые разные неприятные характеристики. Но мат не свидетельствует о проблемах с мозгами.

Выдающаяся лингвистка Галкина-Федорук стала притчей во языцех на филологических факультетах всего Советского Союза.

Каждый раз, когда на МГУшном филфаке останавливался лифт, в котором ехала пожилая профессор, ученая обкладывала ситуацию таким матом, что, по слухам, лифтеры факультета иногда специально останавливали кабину, чтобы послушать профессора и перенять у нее опыт.

Матерщинниками были и Пушкин, и Раневская. А к нашему современнику Сергею Шнурову можно относиться по-разному, но назвать глупым человеком сложно.

Психологический смысл мата

Мат совершенно не связан ни с низким интеллектом, ни с низкой культурой человека. Но у него есть вполне конкретные психологические причины, которые важно понимать.

Мат как угроза

Мат у людей играет роль рычания животных. Кошка предупреждающе зашипит, пытаясь решить конфликт мирно, человек ругнется, предупреждая, что он уже на взводе. Мат — промежуточная стадия перед нападением.

Поэтому услышать мат от подростка из плохой компании или военного вероятнее, чем из уст ученого — тот не испытывает постоянной угрозы от окружающих.

А заядлым матерщинникам можно посочувствовать — неуверенность заставляет их всегда чувствовать себя в кольце врагов.

Мат как символ доминирования

Эта функция мата распространена в иерархических обществах самого разного типа. Существуют компании, руководители которых могут добавить в свою речь «перцу», но подчиненные должны следить за языком. Существуют семьи, в которых родители могут материться, а у детей еще молоко на губах не обсохло. В этом случае мат становится привилегией, отличающей тех, «кому можно», от тех, «кому нельзя».

«Мой научник, с виду интеллигентнейший человек, ругался не все время, но с завидной периодичностью, даже на лекциях бывало. Это специально не обговаривалось, но всем было ясно, что если ругнуться при нем, последует дичайший разнос». Всеволод.

Мат как разрядка

Исследования показывают: мат уменьшает боль и снимает накопившееся напряжение. Это объясняет особенность анекдотов, которые без мата не смешны — ведь теряют «курок» разрядки. Но «целебными» свойствами мат обладает, если употребляется человеком редко.

Мат и чувство принадлежности

Советские интеллигенты определяли своего по фразам «Аннушка уже разлила масло» и «Пилите, Шура, пилите», петербуржец выходит покурить не в подъезд, а «на лестницу», чиновник «производит поливку» растений, а знание тонких различий между «академиком» и «апельсином» делает своим в воровской среде.

У подростков «своим» делает мат. Употребляющий «запрещенные» слова становится «взрослым», а не «маменькиным сынком», к которому нет доверия. Родительский запрет на мат делает ругань особо привлекательной.

Мат и «тимбилдинг»

«Сплачивающие» свойства брани полезны и на работе: уместное употребление матерных слов сплачивает коллектив и мобилизует на решение сложной задачи.

По версии исследователей, если член коллектива в сердцах произносит «нехорошие» слова, это усиливает доверие и опять же разряжает атмосферу.

Но материть нужно общую проблему, а не друг друга, и лишь в исключительных случаях: непрекращающаяся ругань грузчиков с роялем лишь создает между ними дополнительное напряжение.

Если ребенок матерится

Отнеситесь к ситуации спокойно

Ребенок никого не ударил — а произнес «неприличное» сочетание звуков. Есть плохое поведение и некультурное — и между ними нужно видеть разницу. На матерную брань нужно реагировать, но, чтобы сделать это правильно, мат следует воспринимать как мат, а не как падающее небо.

Поймите, почему ребенок ругается

Маленькие дети не понимают смысл мата: для них ругань — стремление познать все стороны мира (которое можно задушить на корню неадекватной реакцией). Дети постарше часто используют мат для провокации — чтобы нарушить правила взрослых. И тут нужно понять, что заставило ребенка «напасть» на родителей.

А подростки с матом на короткой ноге и прекрасно знают, где его «можно» использовать (в компании сверстников), а где нельзя. Мат в присутствии родителей может быть сказан либо случайно («на автомате»), либо если эмоции сложно выразить по-другому — в ситуации боли или сильного гнева.

Найдите адекватный ответ

Если ребенок еще не понимает значение мата, его можно отругать и даже выпороть — и потерять любое доверие с его стороны. Или честно объяснить, что означают эти слова и почему их лучше не использовать.

Если ребенок матерится из «вредности», ругать его — все равно что вытирать воду с пола, забыв перекрыть фонтанирующий кран.

Разберитесь, что вызывает недовольство отпрыска и как — при учете интересов обеих сторон — решить проблему.

Когда подросток матерится по «уважительным причинам», эксцесс можно простить — показать, что вы понимаете ситуацию и уважаете его чувства. «Тогда ребенок окончательно потеряет тормоза!» Возможно.

Или поймет, что вы «адекватный предок» и с вами можно иметь дело. А если вы еще и постараетесь мягко и ненавязчиво (мягко и ненавязчиво!) узнать, в чем дело, это станет толчком к развитию доверительных отношений с чадом.

Если же подросток выругался случайно, просто попросите его оставить эти слова для «оболтусов-друзей».

Чего делать нельзя

Не запрещайте мат просто так

То, что материться нехорошо, многие родители считают очевидным. Для взрослого — да. Но ребенку это нужно объяснять. Запрет из серии «потому что я так сказала», только напугает ребенка или заставит действовать наперекор.

«Однажды в детстве я пришла из школы и спросила у моей любимейшей бабушки, что означает слово из трех букв.

А любимейшая бабушка в прямом смысле слова съездила мне по губам и сказала, что мама придет „и еще с тобой поговорит“. Я была в шоке, и мысль даже была вообще не говорить больше ничего.

Слава богу, вечером пришла мама и вломила не мне, а любимой бабушке. Вот только бабушка после этого дня любимой быть перестала». Жанна.

Не обобщайте

Даже если вы считаете, что материться ужасно, говорите именно об этом, а не о том, что ребенок в целом плохой (хотя это нужно помнить всегда, когда вы хотите отчитать ребенка).

Не делайте из мухи слона

Говорите ребенку правду и не преувеличивайте «ужасность» мата. Во-первых, врать плохо (это правило важно помнить и детям, и родителям), а во-вторых, вы можете попасть в неловкую ситуацию, когда ребенок услышит «плохие» слова от папы, смотрящего футбол.

Не стыдите ребенка прилюдно

Если ребенок ругнулся в компании ваших приятелей, близких или людей на улице — не надо ставить его к позорному столбу и призывать к «расправе» над чадом окружающих.

Понятно, что родителям за ребенка стыдно — но это не значит, что нужно стыдить его. Окружающие вскоре забудут про оплошность ребенка, а чувство обиды и позора ребенок пронесет через всю жизнь.

В обществе поменяйте тему, а о вредности мата поговорите дома.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.