Деньги и дети: Как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

Содержание

14 способов научить ребенка обращаться с деньгами

Деньги и дети: Как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

Если вы не научите детей, как правильно обращаться с деньгами, их обязательно научит кто-нибудь другой! Это явно не тот случай, когда стоит положиться на его окружение, улицу или телевизор. Мы покажем несколько простых способов, которые помогут ребенку разобраться, что же такое деньги и что с ними делать, чтобы достичь независимости и успеха.

1. Используйте стеклянную банку в качестве копилки

Копилка в виде свинки – это, конечно, очень красиво и мило, но она не позволяет ребенку увидеть прогресс в накоплении.

В прозрачной банке очень легко можно увидеть, как растет кучка монет – вчера там были только 50-копеечные монеты и пара рублей, а сегодня там уже есть 5-рублевые и даже одна десятирублевая монета! Обсудите с ребенком накопление денег – уделите внимание тому, что деньги могут расти.

2. Будьте примером

Исследование Кембриджского университета установило, что привычки обращения с деньгами формируются у ребенка уже к 7-летнему возрасту.

Маленькие глазки следят за вами! Если вы разбрасываетесь деньгами в магазинах и кафе, они обязательно это заметят. Также они заметят, если папа и мама часто ругаются из-за денег.

Покажите им адекватное отношение к финансам на собственном примере – это поможет им в жизни вести себя рационально.

3. Покажите ребенку, что все вещи в мире имеют свою ценность

Здесь недостаточно будет просто сказать: «Эта машинка стоит 350 рублей, сынок».

Позвольте ребенку взять деньги из его копилки (желательно, чтобы они накопили к этому моменту хотя бы 100 рублей), сходите вместе с ним в магазин, найдите игрушку подходящей цены и позвольте ребенку самостоятельно расплатиться за неё на кассе. Такое упражнение будет куда эффективнее пятиминутной лекции от отца.

4. Покажите им цену выбора

Необходим разговор, вроде такого: «Если ты купишь эту видеоигру, у тебя не будет денег на новую обувь». В этом возрасте ребенок уже должен уметь взвешивать свое решение и отмечать возможные последствия.

5. Давайте детям деньги в поощрение, а не просто так

Никогда не давайте детям деньги на мелкие расходы просто так. Платите им «зарплату» за работу по дому: вынос мусора, уборку в комнате или мытье посуды. Так дети поймут, что деньги необходимо заработать, а не просто сидеть и ждать, когда их дадут тебе просто так.

6. Избегайте импульсивных покупок

«Мама, я увидела такое красивое платье. Оно идеально! Давай купим его?» – Звучит знакомо? Дети этого возраста особенно подвержены импульсивным покупкам – особенно за чужой счет.

Не давайте ребенку денег, попросите его использовать собственные накопления. Правда, с одним условие: перед тем, как купить что-нибудь дороже 1000 рублей, пусть ребенок подождет один день. Завтра вещь все еще будет в магазине, а ребенок сможет в спокойствии оценить, так ли уж она ему нужна.

7. Научите детей делиться

Как только ребенок научится откладывать деньги, расскажите ему, что делиться ими тоже важно. Выберите вместе церковь, благотворительный фонд или найдите среди знакомых того, кому нужна помощь. Так дети увидят, что пожертвования хорошо влияют не только на тех, кому адресована помощь, но и на тех, то эту помощь оказывает.

8. Научите их довольствоваться тем, что они имеют

Наверняка, ваш ребенок проводит кучу времени в социальных сетях. И там они буквально каждый день могут увидеть красивую жизнь их друзей, одноклассников или и вовсе незнакомых людей! Конечно, они начинают сравнивать себя с ними. Результатом, как правило, становятся такие жалобы:

«Папа, родители Игоря подарили ему новую машину! Почему я должен водить Тойоту начала девяностых?» (вариант для 18-летнего парня)

«Мам, одна девочка в школе потратила полмиллиона на вечеринку в честь её 16-летия! Я тоже хочу такую крутую тусу!» (вариант для девочки-подростка)

Удовлетворенность собой рождается глубоко внутри нас. Расскажите сыну, что его Тойота (пусть не самая новая машина во дворе) отлично работает и справляется со своей главной функцией – доставить его из точки А в точку Б. Также расскажите дочери, что можно устроить запоминающуюся вечеринку на день рождения без траты всех накоплений на её образование впустую.

9. Заведите ребенку собственный банковский счет (даже если он и привязан к родительскому)

Этот шаг выведет обучение обращению с деньгами на абсолютно новый уровень, а также поможет лучше ориентироваться в банковских продуктах в будущем.

10. Научить их работать на будущее

Самый простой вариант – накопления на учебу в вузе. Студентам всегда нужны деньги, даже если они поступят на бюджет. Заведите отдельный счет для накоплений (надеемся, что у вас он давно есть и вы откладываете туда деньги хотя бы изредка).

Планирует ли ваш ребенок работать летом на каникулах? Отлично! Возьмите часть заработанных им денег и положите на счет. Это укрепит их уверенность в себе и своем будущем.

11. Расскажите ребенку об опасности кредитных карт

Как только ребенку исполнится 18, его начнут забрасывать предложениями завести кредитную карту – особенно, если он станет студентом и будет получать стипендию на карту. Если вы не расскажите заранее, почему долг – это плохая идея, он рискует стать очередной жертвой кредиток.

12. Научите ребенка планировать бюджет

Раз уж подростки и так большую часть времени проводят онлайн, пусть они проводят его с пользой! Установите ему одно из приложений для планирования личного бюджета. Сейчас самое лучшее время научить ребенка привычке планировать свой бюджет – не имеет значения, какой он величины. Они должны понять, как важно планировать траты заранее, пока деньги еще греют кошелек.

13. Познакомьте ребенка с миром инвестиций

Мы знаем, о чем вы подумали. Я едва научил его причесываться по утрам, как сделать из него эксперта по инвестициям? Лучше, чтобы ребенок научился инвестировать, как можно раньше. Это довольно интересное занятие, которое со временем позволит ребенку уверенно стоять на ногах.

14. Помогите им понять, как можно зарабатывать деньги

У подростков довольно много свободного времени — каникулы осенью, зимой, весной и летом. Если ваш ребенок хочет денег (а какой подросток не хочет денег?), помогите ему найти хорошую работу. Так же отличным вариантом будет помочь ему стать самозанятым и выполнять работу в интернете. Заодно он получит хороший опыт в предпринимательстве (только не бросайте его ни на одном из этапов!).

Помогите детям увереннее чувствовать себя в взрослой жизни

Обучить ребенка правильному отношению к деньгам – очень сложная задача, которой, к сожалению, так мало времени уделяют в школах. На это вам придется потратить немало сил и времени. Но это определенно стоит того, если вы хотите, чтобы ваш ребенок знал, как эффективно управлять своими финансами в будущем!

Как научить ребёнка обращаться с деньгами

Деньги и дети: Как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

Shutterstock (komokvm)

Финансовая грамотность — важная часть воспитания. Чтобы у ребёнка не возникало проблем с деньгами во взрослом возрасте, надо как можно раньше объяснить ему, зачем нужны деньги и как ими пользоваться. Наш блогер, мама Анастасия Ситина, делится опытом и рассказывает, как учит дочь грамотно обращаться с деньгами.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Недавно мне пожаловалась подруга, что её пятилетний ребёнок залез в кошелёк и порвал пятитысячную купюру. Удивляться тут нечему. Многие взрослые не умеют бережно относиться к деньгам и постоянно занимают «до зарплаты». Дети лишь копируют поведение родителей.

Научить обращаться с деньгами можно даже дошкольника. Например, моя дочь в детстве аккуратно относилась к деньгам, сейчас, в 14 лет, вдумчиво тратит карманные деньги, ведь основам финансовой грамотности мы стали учить её «с пелёнок».

Основы обучения, которые я для себя сформулировала за 12 лет:

1. Раннее знакомство с деньгами. Начинать обучение нужно как можно раньше, как только появится хоть малейший интерес к теме. Тогда детям будет гораздо проще принимать взвешенные решения о покупках, когда появятся карманные деньги.

2. Игры и общение. Ребёнку не нужны длинные лекции о финансовых инструментах. Лучше подавать информацию в виде игры, подходящей возрасту ребёнка.

3. Деньги нужно заработать. Если дать возможность ребёнку самостоятельно заработать деньги на понравившуюся вещь, он получит от покупки гораздо больше удовольствия, чем если бы её купили по первому требованию.

4. Учиться вместе с ребёнком. Нет ничего страшного, если вы не можете объяснить какой-то финансовый термин. Отличное времяпрепровождение — выяснить всё вместе. Прочитайте книжку или посмотрите образовательные мультфильмы.

5. Бюджет — это не табу.

Дошкольников вполне можно привлекать к пассивному обсуждению семейного бюджета и особенно к празднованию, если удалось достичь поставленной цели (закрыть кредит или накопить на новый телевизор).

Как только у ребёнка появятся свои карманные деньги, нужно ему помочь сформировать личный бюджет. Сначала это можно сделать в виде картинок в тетрадке, а когда он подрастёт, установить специальное приложение на мобильный.

6. Ставьте простые цели. Детям в силу психологических особенностей тяжело думать о будущем. Их больше волнует, что мама приготовит на ужин. Детские финансовые цели нужно устанавливать так, чтобы их можно было достичь за короткое время.

7. Будьте терпеливы и не придирайтесь.

Теперь подробнее о том, как всё было у нас.

Первое знакомство с деньгами

Когда дочь была совсем маленькой, её не с кем было оставить дома, поэтому приходилось брать с собой в магазин. Мы ездили по рядам с товарами, и я рассказывала про продукты и кассиров. Ничего особенного, но пятым словом, которое сказал ребёнок после стандартных «мама», «папа», «на» и «дай», было «деньга». С этого началось обучение правильному обращению с деньгами.

В два с половиной года она самостоятельно брала себе йогурты в магазине, а на кассе гордо протягивала деньги. Тогда же мы купили ей первую игрушечную кассу. Сейчас такие продают в любом детском магазине.

 inteltoys.ru

Сначала игра заключалась в бездумном сканировании всех игрушек. Со временем на продукты мы повесили ценники, и ребёнок стал делать покупки только на строго определённую сумму. Для начала поставили «целые» цены: 5, 10, 20 рублей. Потом добавили копейки. Когда в школе прошли таблицу умножения, цену стали указывать не за штуку, а за килограмм.

После четырёх начали знакомить с настоящими деньгами: из монет строили башни, сравнивали их по размеру и номиналу.

 freeimages.com

Бумажные деньги особого интереса не вызывали, пока дедушка не показал коллекцию купюр из разных стран. Конечно, наибольший восторг вызвали белорусские «зайчики». Заодно удалось рассказать о курсах валют и как расплачивались в древние времена.

Как научить ребёнка копить и тратить деньги

Когда дочка пошла в первый класс, рассказали, что деньги можно хранить в банке и зарабатывать на этом. Решили создать банк у себя дома и копить на развлечения в дни школьных каникул. Для этого купили большую копилку, а дочку назначили банкиром.

В конце каждой недели мы с мужем складывали в копилку всю мелочь, которая была в кошельке. Напомнить и собрать деньги было обязанностью дочери. К концу четверти к накопившейся сумме добавили 10%, которые отдали ребёнку «за труды».

Тогда же привлекли её к обсуждению, на что можно потратить накопления: покататься на аттракционах, купить куклу или пойти в кино. Для ребёнка это трудный выбор. В конце концов она выбрала последнее. Денег хватило на билеты на утренний сеанс.

Тут во мне долго боролись «воспитательный процесс» и желание добавить денег и поспать подольше. Всё-таки решила не вмешиваться. Так дочка поняла, что рано или поздно деньги закончатся и покупать всё, что хочется, нельзя, нужно выбирать. После этого постепенно стали привлекать дочку к планированию настоящего семейного бюджета. Поначалу она, правда, больше сидела и слушала.

Большим подспорьем в разъяснении основных финансовых понятий стали обучающие мультфильмы. Всё просто, интересно, ребёнок смотрит с большим удовольствием. Особенно нравился мультсериал «Азбука денег», но и у «Фиксиков» есть интересные серии на эту тему.

Первые карманные деньги

Карманные деньги стали давать во втором классе. Тогда же объяснили, что, если не удается накопить на нужную игрушку, деньги можно заработать, спросив у родителей, как это можно сделать. Тут мы были единодушны и решили, что за дела по хозяйству и хорошую учёбу платить не будем. У ребёнка есть свои обязанности, и она их должна выполнять в любом случае.

Варианты заработка были разные:

  • собрать гербарий из растений, которые растут на даче;
  • украсить квартиру к Новому году;
  • рассортировать пуговицы.

Скажу честно, иногда чувствовала себя мачехой из сказки про Золушку. Главное, что нам удалось привить дочке понимание, что деньги просто так ниоткуда не берутся, их нужно заработать. При этом важно не отбить желание трудиться.

Хороший способ объяснить ребёнку, что всё имеет свою цену, — набирающие популярность детские пространства, которые имитируют взрослую жизнь

Мы часто ходили в такое пространство кататься на машинках. Чтобы взять машину, ребёнок должен заплатить местную валюту, чтобы её заработать, нужно выполнить задания Бабы-яги. В зависимости от сложности она выплачивала разные суммы. В конце дня оставшиеся деньги можно или взять с собой, или положить в местный банк под проценты.

Если поначалу дочка не понимала, почему она должна что-то делать, если родители уже купили входной билет, то потом она сознательно стала выбирать сложные задания, чтобы полученных денег хватило не только на машинку, но и на автоматы, и на карусели.

Как научить ребёнка вести учёт своих расходов

В 12 лет завели дочке банковскую карту. Это была скорее необходимость: она часто ездила на соревнования. Оформили обычную неименную и раз в месяц переводили на неё фиксированную сумму.

Конечно, первое время дочь тратила всё очень быстро. Тогда решили более вдумчиво подойти к планированию её расходов и установить специальное приложение на мобильный, у которого были следующие преимущества:

1. Общий аккаунт для всей семьи — очень удобно: и свои финансы под контролем (программа позволяет работать и с наличными, и с картами, и с кредитами, и с вкладами), и одновременно избавляешься от паранойи, куда же ребёнок тратит деньги.

2. Наглядность — детям тяжело оперировать большими цифрами. Они понимают, что 5000 рублей больше, чем 500, но оценить, на сколько, им трудно. Если данные представить в виде гистограмм или частей диаграммы разного цвета, становится сразу всё понятно.

3. Автоматизация — дети легко отвлекаются. Моя дочка, например, в конце дня не всегда может вспомнить, на что и сколько она потратила. В приложении можно автоматизировать внесение ежедневных трат вроде проезда на автобусе в школу или стоимости комплексного обеда. Кроме того, программа распознает СМС от банков и QR-коды, поэтому такие платежи тоже легко учитывать.

4. Взвешенное решение — приложение показывает, сколько ещё можно потратить в день с учётом общего остатка до конца месяца. Как-то мы были в магазине, и дочка захотела купить игрушку на свои деньги. До конца месяца оставалось три дня, а у неё на карте было ещё 400 рублей. Игрушка стоила 200 рублей.

Вместо спонтанной покупки мы вместе полезли в приложение и начали думать: денег хватает, но программа подсказывает, что сегодня можно потратить только 133 рубля, а нужно ещё два дня пообедать в школе. Не без слёз решили всё-таки отложить покупку и чуть-чуть поэкономить (брать обед из дома).

Зато потом дочка ещё долго всем хвасталась, какая она молодец.

Понимаю, что основные трудности ещё впереди. Года через два дочке вместо игрушек захочется купить платье как у Маши, или сумочку как у Вики. Надеюсь, наше обучение не пройдёт даром и она будет грамотно распоряжаться деньгами.

В конечном счёте как учить ребёнка обращению с деньгами, каждый родитель решает сам. То, что сработало у нас, может не подойти вам, поэтому не бойтесь проб и ошибок. Важно научить детей тому, что они сами несут ответственность за свои финансы и не всегда должны полагаться на маму и папу.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

Деньги и дети: Как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

Наши дедушки и бабушки жили во времена, когда нужно было уметь выживать. О деньгах никто не заботился, зато все умели штопать одежду и готовить оладьи из картофельных стружек.

Наши матери и отцы жили во времена перестройки. Тогда считалось, что нельзя быть честным и богатым одновременно. Люди были образованными, но в основной массе бедными.

Настала очередь взрослеть нашим детям. И нам важно дать им правильную установку в отношении денег и заработка. Дети не должны расти с мыслями, что богатеют только мошенники или «деньги — зло».

Заодно мы рассмотрим способы, как избежать бездумных трат на детские «хотелки».

Помогает нам в этом психолог Катерина Демина, автор книги «Дети и деньги».

Семейный психолог Катерина Демина. Считает, что дети должны подчиняться родителям пока родители за них платят

Не программируйте детей на нужду

Маленькие дети еще пока не понимают, что такое деньги. Но они копируют наше отношение к деньгам. Это отношение нередко сопровождает их всю жизнь.

Одна женщина пенсионного возраста постоянно жаловалась на жуликов и нищету. Жила женщина при этом в престижном районе и получала пенсию выше среднего. Просто такая установка была заложена в ее голову в детстве, возможно ее собственной матерью.

Когда ее сын, повзрослев, получил хорошо оплачиваемую работу и честно заработал себе на квартиру она была недовольна. Ведь сын не оправдал ее убеждение в том, что богатеют только жулики.

Не говорите при детях о том, что с такими ценами «никаких денег не хватит». Не говорите им, что сосед заработал на новую машину нечестно. Вместо этого попробуйте научить детей считать деньги и планировать бюджет.

Вот несложно задание, которое вы сможете выполнить вместе. Нарисуйте на бумаге таблицу дней недели и впишите, что вы покупаете в каждый из дней. Например:

Понедельник — 1 пакет молока, Вторник — 1 батон хлеба, Среда — 1 пакет молока, Четверг — 2 пакета молока и 1 батон хлеба,

Сколько хлеба и молока вы покупаете в неделю? А в месяц?

Если молоко стоит 50 рублей, сколько денег вы тратите на молоко в месяц?

Если покупать молоко за 40 рублей, то сколько вы сэкономите?

Научите детей хотеть

Ребенок должен знать, что такое потребность. Он не должен расти в обстановке, когда у него есть все, что захочется.

Одна мама покупала своей дочке все куклы, которые дочка у нее выпрашивала. Со временем кукол накопилось столько, что девочке стало неинтересно с ними играть.

Как же так, — думала женщина, — когда я была маленькой у меня была всего одна кукла и мне она очень нравилась. А дочке я покупаю все подряд, но ей ничего не нравится.

Не покупайте дорогие игрушки детям сразу. Пусть лучше они получат то, что ждут и хотят, чем то, что увидели минуту назад в магазине.

Различайте потребности ребенка в игрушке и внимании

Родители не всегда правильно понимают, чего хотят их дети.

Одному пятилетнему мальчику на день рождения подарили шикарную машинку на радиоуправлении и новый костюм. Но рад он был не этим подаркам, а увеличительному стеклу, которое подарил сосед.

Для другой девочки лучшим подарком были не вещи и не походы в парки развлечений. Она очень любила изучать что-то новое. Жонглировать, пускать мыльные пузыри, рисовать график функции на компьютере.

В следующий раз, когда ребенок попросит вас купить ему игрушку, проанализируйте ситуацию. Может ему просто скучно? Предложите ему посчитать людей в очереди или найти все слова на букву «Ч».

А может ему жарко или холодно? Или ему одиноко? Не торопитесь тратить деньги. Дети иногда просят что-то купить, но нужно им совсем другое.

Не платите ребенку за оценки

Если платить за хорошие оценки, интерес к учебе пропадает.

В идеальной ситуации ребенку должно быть интересно учиться и узнавать что-то новое. Ему не должно быть страшно перед наказанием за плохие оценки, он не должен воспринимать процесс учебы как способ заработать деньги.

Есть лицеи, где за хорошую оценку ученик получает почетный значок, а самым умным открывается доступ к самым сложным заданиям. Лучшие сочинения детей публикуются в местной школьной газете и каждому хочется попасть на «первую полосу».

Такой подход к учебе стимулирует детей получать хорошие оценки ради знаний, а не ради выгоды.

Если вы хотите материально вознаградить ребенка за учебу, то купите ему новый письменный стол, новые книги, отправьте отдыхать в летний образовательный лагерь для отличников.

Давайте ребенку карманные деньги

Научите ребенка аккуратному отношению к деньгам. Купите ему кошелек и выдавайте на карманные расходы.

Чем младше ребенок, тем меньше должна быть сумма. Например, 100 рублей в неделю. Когда ребенок станет постарше можно давать ему 1000 рублей в месяц.

Сразу оговорите, на что тратить деньги нельзя. И пусть он незамедлительно сообщит вам, если кто-то в школе будет отбирать у него деньги.

Поначалу ребенок может потратить все карманные деньги за раз. Но со временем научится экономить и планировать бюджет.

Пусть в этом возрасте он набьет себе шишек. Не давайте ему больше, чем заранее оговорите, даже если ему очень надо, всего разок.

Объясните, чем плохи азартные игры

Одна из опасностей, которая поджидает детей — это недобросовестная реклама и азартные игры.

Ребенок может увидеть в интернете рекламу, как заработать миллион, отправив смс на короткий номер. И сделает это, потратив ваш бюджет.

Однажды ребенок взял мамин телефон, установил туда игру и потратил за день 20 000 рублей, повышая уровень в игре.

Чтобы этого избежать, объясните ребенку, что азартные игры — для людей, которые не умеют обращаться с деньгами. Проходя мимо казино скажите: «Только глупый человек может сюда зайти». Почему? Потому что отдает свои деньги чужим дядькам.

Вознаграждайте детей за труд

Детям очень нравится заниматься общественно полезной работой. Но им не нравится, когда их заставляют что-то делать. Попробуйте предложить им оплату.

Как-то раз ребята собрались под окнами и заскучали. Чем себя занять — непонятно. Начали шуметь и валять дурака. Тогда женщина вышла к ним с топором и попросила наколоть дров. За это она пообещала им заплатить.

Топор был не обычный, а здоровенный с желтой ручкой, как у пожарников. Мальчишки начали друг у друга его выхватывать, каждому хотелось попробовать расколоть им бревно.

В итоге все бревна были наколоты. От денег ребята отказались, зато размахивая руками рассказывали друг другу, ты видел, как я им замахнулся?

Оплатой за труд необязательно должны быть деньги, можно предложить ребенку вкусный пирог или игрушку. Главное, чтобы ребенок воспринимал работу как оплачиваемое занятие. И не делал ничего из-под палки.

Создайте список желаемых покупок для ребенка

Дети в 14 лет вступают в переходный возраст. Им становится нужен Айфон как у всех, фирменная одежда, чтобы выделяться и куча других вещей. Бороться с этим бессмысленно. Для ребенка в этом возрасте остаться без крутых кроссовок равносильно изгнанию.

Есть несколько способов, как родителям не растратиться в этот период.

Покупайте китайские аналоги. На рынке много разных подделок, которые внешне похожи на оригинал, но по качеству хуже и дешевле. В 14-летнем возрасте ребенку не нужна вещь на века. Поэтому китайские аналоги подойдут. Потом все равно будет новая мода и все старое станет ненужным.

Попросите объяснить, чем вещь так хороша. Не говорите ребенку: «Это тебе не нужно». Ему-то как раз очень-очень нужно. Вместо этого скажите, да, красивая рубашка, а чем же она так хороша? Чем она лучше той, что дешевле в 5 раз? Иногда ребенок сам не знает, зачем ему та или иная вещь. Просто увидел в рекламе и все.

Заведите список желаемых покупок. Пусть ребенок запишет в столбик все, что хочет себе купить. А затем расставит приоритеты. Это — в первую очередь, это — сразу после, а это — можно отложить. Пообещайте ему, что купите ему то, что он сочтет приоритетным, но отложите до дня рождения остальное.

Список желаемого 1. Новый телефон (нужно срочно) 2. Новый планшет 3. Новая куртка 4. Модная игрушка

5. Самокат (можно отложить)

Научите детей легально зарабатывать

Некоторые дети еще в школе проявляют коммерческие способности. Не боритесь с этим.

Одна девочка покупала дешевые чехлы для телефонов и расшивала их бисером. А потом продавала одноклассникам.

Когда бизнес-схему раскрыли родители одноклассников были в ужасе. Как же можно на своих наживаться! Девочке и ее маме было очень стыдно, и они прекратили свое занятие.

А другая девочка продавала в школе наркотики. Когда об этом стало известно, ее поймали и дали срок условно. Но мало кто верит, что она перестанет этим заниматься.

Если ребенок хочет заработать — поддержите его в этом, но объясните, как работает российское законодательство. Что такое налог, что можно продавать, что нельзя. В чем разница между производством и спекуляцией.

Если ребенок вырос — относитесь к нему как к взрослому

После совершеннолетия ребенок должен жить на правах взрослого человека. Вместе с родителями платить за квартиру и еду. Нельзя обращаться с ним как с маленьким, иначе он так никогда и не повзрослеет.

Студенты, которые живут в общежитиях крайне ограничены в средствах. Им приходится экономить на всем, крутиться, искать возможность подработать.

Зато к 30 годам у таких людей как правило и своя квартира, и своя машина.

Ничего страшного, если ваш ребенок-студент мало получает и с завистью смотрит на отца, у которого 25-летний стаж и хорошая зарплата. Это даст студенту стимул развиваться.

Если ребенок привел в дом друга/подружку — пора его любым способом от себя отселять. Молодая пара, живущая в доме с родителями, рискует так навсегда и остаться детьми. Даже когда у них появятся свои дети.

Приучите ребенка отвечать за свои поступки

Два парня как-то сговорились украсть из магазина плеер. Но их поймала охрана. В отделении полиции за обоих потребовали огромную сумму денег. Отдавать пришлось родителям.

После этого случая одному парню родители поставили условие. Эти деньги ты нам вернешь. С зарплаты, с подарков, с чего угодно, но вернешь.

А второму парню родители все простили. Он же ребенок.

И вот позже тот, кому простили взял у первого денег в долг. И не отдал. Потому что привык, что все сходит с рук.

Что в итоге

Умение бережно обращаться с деньгами формируется с детства.

Задача родителей — воспитать ребенка в меру щедрым и в меру экономным. Чтобы он не вырос скупердяем или транжирой.

Ребенок должен научиться планировать траты и рассчитывать бюджет. В этом вам помогут таблица трат и список желаемого.

Ребенок не умеет различать настоящую потребность от навязанного желания. Помогите ему в этом.

Объясните ребенку, чем плохи азартные игры, что такое легальный и нелегальный бизнес, как работает закон.

Приучите ребенка отвечать за свои поступки. В том числе и финансово.

Андрей Погожев

Больше статей о воспитании детей в блоге Катерины Деминой на Меле.

Как научить ребёнка обращаться с деньгами

Деньги и дети: Как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

Чтобы ребёнок научился рационально распоряжаться деньгами и достиг успеха во взрослой жизни, необходимо с самого раннего возраста привить ему два ценных качества: способность побороть сиюминутные желания ради большей награды в будущем и умение действовать независимо. Разберём эти качества чуть подробнее.

Отсроченное вознаграждение

Отсроченное вознаграждение — это способность бороться с сиюминутными удовольствиями и ждать отложенной награды.

В известном Стэнфордском зефирном эксперименте детям предоставили выбор: получить небольшую награду сейчас или награду побольше через короткий промежуток времени.

Исследователи проследили за детьми до подросткового возраста и обнаружили, что дети, которые смогли подождать дольше в эксперименте, были успешнее в дальнейшей жизни. Это показало, что способность ждать награды играет важную роль в поддержании здоровья, достижении успеха и благополучия.

Независимость

Это качество обеспечивает чувство контроля над собой и способность строить суждения независимо от других людей. Со временем любой ребёнок начинает проявлять независимость, старается отделить себя от родителей и действовать самостоятельно.

Важно не подавлять стремление ребёнка к независимости, а поддерживать и направлять его на этом пути. Дети, которые учатся быть свободными, проходя через определённые этапы, вырастают в успешных и продуктивных людей.

Ниже мы приведём несколько способов постепенно привить ребёнку эти два качества — независимость и способность отказаться от сиюминутных наслаждений — сначала через игры и сказки, а затем с помощью определённых правил и советов.

Как учить обращению с деньгами в разном возрасте

Поскольку развитие детей происходит постепенно и на каждом возрастном этапе необходимы свои меры и способы обучения, рассмотрим несколько периодов:

  • дошкольный возраст (3–7 лет);
  • младший школьный (7–11 лет);
  • подростковый (11–14 лет);
  • ранняя юность (14–18 лет).

Далее расскажем, как научить детей:

  • отличать свои потребности от желаний;
  • с умом распоряжаться своими деньгами;
  • не только брать, но и давать.

Дошкольный возраст (3–7 лет)

Хотя дети дошкольного возраста не очень хорошо контролируют своё спонтанное поведение, всё же можно научить их проявлять силу воли. Игры, описанные ниже, помогут им научиться ждать отложенную награду.

На этой стадии развития дети начинают проверять свою независимость, родители часто слышат требовательное «Я сам!», когда пытаются выполнить за них привычные действия. Позвольте им проверить границы своих возможностей, при этом поддерживая и направляя. Приведённые ниже стратегии помогут предоставить детям выбор.

Отличать потребности от желаний

1. Поиграйте в «Хочу и надо». Суть игры в том, чтобы отличать то, что хочется, от того, что необходимо сделать. Задавайте вопросы в духе: «Поужинать — это хочу или надо?» Можете играть в эту игру каждый раз, когда ребёнок попросит о чём-нибудь: включить мультик, пойти гулять.

2. Поиграйте в «Сейчас меньше или потом больше». Когда ребёнок попросит что-то в магазине, попробуйте предложить ему выбор: купить сейчас маленькую игрушку или конфетку или подождать до завтра или до выходных и получить что-то более желанное и ценное. Если ребёнок согласится, всегда держите обещание.

3. Расскажите ребёнку сказку, в которой неприятности происходили из-за того, что герой поторопился.

Например, когда Иван-царевич сжёг кожу Царевны-лягушки, вместо того чтобы дождаться, пока пройдёт колдовство и она станет царевной навсегда.

Можно придумать свою сказку, в которой мальчик или девочка поторопились получить награду, поэтому получили гораздо меньше, чем могли бы.

Тратить деньги с умом

1. Покажите ребёнку, что можно копить на какие-то удовольствия. Например, вы можете несколько дней давать ему по несколько рублей, а когда накопится нужная сумма, пойти в магазин и вместе купить то, что он захочет.

2. Когда вы расплачиваетесь картой, в том числе и кредитной, обязательно говорите ребёнку, на что вы тратите деньги. Он должен знать, что вы расплачиваетесь деньгами за всё, что покупаете, а не используете какую-то волшебную субстанцию, которая берётся ниоткуда, поэтому не имеет ценности.

3. Поиграйте в магазин. Сделайте кассу из подручных вещей, поставьте товары и ценники на бумажках. Дайте ребёнку определённое количество денег. Пусть он сходит в ваш магазин и купит какие-то вещи. Вы в любой момент можете поменяться ролями, но соблюдайте правила: купить можно только по той цене, что установлена изначально.

Не только брать, но и отдавать

1. Сделайте семейную копилку. Научите ребёнка копить, но не на быстрые удовольствия, а на какие-то крупные покупки: одежду, велосипед, телефон.

2. Покажите, что вы тоже вносите свои деньги в копилку. Установите количество монеток, которые ребёнок будет бросать в копилку каждый день, а затем вместе с ним добавляйте в копилку 50% от его вложений. Он будет учиться на вашем примере и видеть, как постепенные вложения увеличивают общее количество.

3. Научите дарить игрушки. Попросите ребёнка выбрать две-три из относительно новых и подарить, отдать в садик или бросить в контейнер для помощи нуждающимся.

Младший школьный возраст (7–11 лет)

На этом этапе дети часто бывают очарованы деньгами. Это прекрасная возможность объяснить ребёнку, что такое банковский счёт, и продолжить его знакомство с миром денег.

В это время у детей развивается чувство гордости за свои достижения и способности. Это хороший момент для введения платы за работу по дому.

Не стоит платить ребёнку за то, что входит в его ежедневные обязанности: уборка игрушек, наведение порядка в своей комнате, уборка посуды после еды.

Однако вы можете давать деньги за какую-то дополнительную работу: мойку окон, чистку дивана или ковра, мойку посуды после праздника.

Подростковый возраст (11–14 лет)

В этом возрасте дети стремятся к независимости. Они проверяют границы своей свободы и переходят из детства в подростковый период. В это время хорошо разбудить в детях дух предпринимательства: слушать их идеи и позволять воплощать их в жизнь.

Дети лучше понимают математику — с ними уже можно говорить о процентах и объяснять механизмы работы банковской системы. Кроме того, они становятся более чуткими и понимающими, осознают, что у всех семей разные материальные возможности, так что в ваших разговорах о благотворительности можно затронуть более сложные материи.

Ранняя юность (14–18 лет)

Это возраст, когда человека нельзя назвать взрослым, но он понимает взрослый мир гораздо лучше и уже считает себя его частью.

Многие дети после школы или даже в старших классах пробуют работать и получают свои первые деньги. Возможно, вам стоит поговорить с ребёнком о том, чтобы откладывать деньги на образование.

Важно дать ребёнку свободу в плане серьёзных решений. Он будет ошибаться, позвольте ему это. Ваша задача — не оградить его от ошибок, а объяснить, как на них учиться.

Деньги и дети: Как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

Деньги и дети: Как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

Как объяснить ребенку, почему нельзя купить все и сразу. Насущная проблема всех родителей…

Дети и деньги. Как объяснить ребенку, почему нельзя купить все и сразу. Насущная проблема всех родителей. Когда и как заводить с детьми разговор о деньгах? Нужно ли давать на карманные расходы и в каком возрасте?  

5 способов научить ребенка правильно обращаться с деньгами

У каждой семьи свой стиль воспитания, свои традиции, приоритеты. Ребенок подрастает, учится взаимодействовать с миром и людьми. Говорить и ходить, писать и считать. Так почему бы с детства не учить его правильному отношению к деньгам?

Многие родители не считают нужным говорить с ребенком об этом. Зачем загружать так рано маленькую головку материальными проблемами?

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Психологи утверждают, что в возрасте от двух до пяти закладывается принцип, по которому человек тратит деньги. И либо вы начинаете говорить с малышом о деньгах с детства, либо продолжаете делать вид, что мы живем в мире, где денег не существует.

Но помните! Способность обращаться со своими финансами во взрослой жизни полностью зависит от того, имел ли ребенок подобный опыт в детстве.

Способ 1. Объясняем ребенку, что такое семейный бюджет и откуда берутся деньги

Начнем с того, что ребенку необходимо рассказать на его языке, что такое бюджет. Дети мыслят конкретно, поэтому все, чему вы учите, лучше всего нарисовать или показать предметно.

Возьмите кошелек, мешочек с деньгами и расскажите, что это бюджет. Он бывает у каждой страны, города, семьи и человека. На неделю, месяц и даже год. Мама и папа ходят на работу, трудятся и раз в месяц пополняют копилку  новой денежкой.

Купите ребенку настольную игру –  детскую монополию. Уютными вечерами, устраивайте семейный батл. В процессе игры ребенок быстрее научиться считать и анализировать.

Помогите нарисовать малышу бюджет вашей  семьи. Это может быть круг, квадрат или кошелек. Разделите его на  части и пусть ребенок разукрасит каждую своим цветом. Дайте всем блокам имена. Например, красный –  питание, зеленый – плата за квартиру, желтый – покупка игрушек, синий – домашние животные и т.д.

В следующий раз, когда ваше чадо слезно потребует в магазине новую игрушку – выдохните. И объясните, что деньги остались только в двух блоках –  в зеленом, на квартиру и красном, на питание. Но в следующем месяце бюджет семьи пополнится и в желтом блоке снова появятся деньги.

А пока предложите малышу запомнить эту игрушку. И, если он не передумает, купите ее в конце месяца. Вы ведь обещали. Может случится так, что игрушка слишком дорогая. Тогда накопите вместе на ее приобретение.

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь! 

Способ 2. Учим копить деньги

Подарите ребенку копилку или кошелек. С самого раннего возраста он будет учиться не разбрасывать и уважать деньги. Откладывать на интересную игрушку или сладость. Таким образом он сможет анализировать и принимать решения.  Расставлять приоритеты.

Дошкольникам сложно сразу сконцентрироваться на всех  желаниях и понять, чего больше хочется: конструктор или робота, дом для Барби или железную дорогу.

Предложите малышу рисовать все свои “хочу”. Сегодня ему нужна Черепашка ниндзя? Тогда пусть нарисует ее и повесит на видное место вместе со стоимостью игрушки.

Конечно, очень сложно научить маленькое солнышко ждать. Ведь хочется всего и сразу!

Отличное решение предлагает «Улица Сезам». Начните выращивать с ребенком какое-нибудь растение, чтобы он привык и понял: не все происходит сию секунду, очень часто результата нужно терпеливо дожидаться. А в конце месяца выберите что-то одно из всех его шедевров и купите.

Способ 3. Карманные деньги

Психологи утверждают что, когда ребенок подрос, умеет считать и писать печатными буквами, необходимо давать ему карманные деньги. Желательно делать это регулярно, а именно раз в неделю.

Но есть одно условие: деньги даются только под финансовый отчет. Купите ему блокнот или тетрадь, где ребенок сам будет вести свою бухгалтерию. Разделите листик вертикальной чертой и слева напишите остаток на начало недели.

Потом запишите новые поступления и от кого они получены.

Например:

  • Получено от мамы – 100
  • Получено от папы  – 200
  • Заработано за выгул соседской собаки – 20
  • Получено от дедушки – 30
  • Остаток на конец недели: 350

С правой стороны по такому же принципу расписывайте на что и сколько потрачено денег.

И в конце недели подбейте итог.

Первые несколько раз вы можете помочь ребенку в заполнении отчета. Но потом стоит договориться, что следующие деньги он получает только после того, как начнет сам вести свою бухгалтерию.

Такая система помогает правильно распоряжаться своими деньгами.

Обязательно подскажите ребенку и другие способы заработать. Их немало, если хорошо поискать.

Можно предложить свои услуги по выгулу соседских животных или покупке продуктов.

Мелкая помощь для соседей за небольшое вознаграждение стали очень популярными в Америке и Европе.

Если ваш ребенок научится в 10-12 лет продавать свои услуги и самостоятельно зарабатывать, то к 30 годам он сможет добиться большого успеха.

Способ 4. Позволяйте делать ошибки

Представьте ситуацию. Ваш маленький финансист потратил в магазине игрушек все накопленные сбережения. Но купил некачественную игрушку, которая сломалась через пару дней.

В голове тут же появилась готовая фраза: ”А я же тебе говорила! Почему ты меня не слушаешь!”

Знаете что? Дайте-ка скорее такой мысли под зад. Ваш ребенок и сам расстроен. И подобное поведение скорее унизит, чем научит его чему-то.

Единственное разумное решение – просто посочувствовать. Дети не глупы и сами все поймут через свои переживания. Главное, давать им возможность совершать ошибки. Лучше пусть малыш получит этот опыт в 10 лет с игрушкой, чем в 30 с собственным бизнесом.

Поддержите, утешьте и подсластите легким коучем в виде вопроса.

  • Как ты поступишь в следующий раз, чтобы избежать такой ситуации?

Это заставит его еще раз подумать, проанализировать и рассказать вам о своем решении.

Помните, что от денежного тренажёра пользы больше, чем от простых поучений.

Способ 5. Не вступайте с детьми в коммерческие отношения

Многие родители думают, что если начнут платить деньги своим детям за отличные оценки в школе, вынесенный мусор, помытый пол, то это их сильнее промотивирует.

К сожалению, это большое заблуждение. Ведь такие ценности, как ответственность, долг перед собой и родными, трудолюбие  нельзя купить. 

Вступая в товарно-денежные отношения, мы словно перестаем быть родными людьми. 

Принеси хорошую оценку и получи 50 – этот метод не работает. Ведь очень скоро ваш малыш может заявить, что домашка по математике, стоит уже не 40, а все 100. Пропадает желание учиться. Учиться не ради знаний, а ради денег.

Ребенку необходимо привить стремление  получать знания только из внутренних побуждений.

Не бойтесь говорить с детьми о деньгах.  Обсуждать покупки и советоваться. Оставляйте ему право выбора. Воспитывайте самостоятельность и умение принимать решения.

Учите на своем примере. Говорите о своих успехах и провалах, ошибках и решительных поступках при зарабатывании денег.

Транслируйте ребенку, что перед ним открыты все возможности. Он вырастет, овладеет любой профессией и заработает столько – сколько захочет сам.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.