Детские травмы, которые влияют на нашу личность

Содержание

5 душевных травм из детства, которые мешают нам во взрослой жизни

Детские травмы, которые влияют на нашу личность

5 душевных травм из детства, которые мешают нам во взрослой жизни — это предательство, унижение, недоверие, одиночество и несправедливость. Их описывает в своей книге «5 душевных травм, которые мешают тебе быть собой» Лиз Бурбо.

Душевные травмы — это последствия болезненных детских впечатлений, которые определяют нашу личность, когда мы становимся взрослыми, влияют на то, кем мы являемся, и определяют нашу способность преодолевать невзгоды. 

Мы должны признаться себе в наличии душевых травм и перестать маскировать их. Чем дольше мы ждем выздоровления, тем более глубокими они становятся. Страх снова пережить страдания, которые с нами приключились, мешает нам двигаться вперед.

К сожалению, достаточно часто наше эмоциональное и психическое здоровье разрушается еще в детстве. Уже став взрослыми,  мы не осознаем, что нас блокирует. Мы не понимаем, что наличие душевных травм, которые мы получили при первом знакомстве с миром, мешает нам идти вперед.

1. Страх быть покинутым 

Беспомощность — это худший враг человека, которого бросили в детстве. Представь себе, как болезненно для беззащитного ребенка испытывать страх одиночества, остаться одному в незнакомом ему мире.

Впоследствии, когда беспомощный ребенок становится взрослым, он пытается предотвратить ситуации, при которой он снова останется один. Таким образом, любой человек, которого бросили в детстве, будет все быстрее отдаляться от своих партнеров. Это связано со страхом снова испытать душевную боль.

Часто эти люди думают и говорят примерно так: «Я брошу тебя до того, как ты бросишь меня», «Никто меня не поддерживает, я не могу этого вынести», «Если ты уйдешь, можешь больше не возвращаться».

Такие люди должны работать над своим страхом одиночества. Это страх быть покинутыми и боязнь физических контактов (объятий, поцелуев, сексуальных отношений). Вы поможете себе, если заглушите страх одиночества позитивными мыслями.

2. Страх быть отвергнутым

Эта травма не позволяет нам открывать свои чувства, мысли и переживания. Появление такого страха в детстве связано с отказом, полученным от родителей, семьи или друзей.  Боль вследствие этого ведет к неправильной самооценке и излишнему самолюбованию.

Этот страх провоцирует мысли о том, что тебя отвергнут, ты нежеланный член семьи/друг и поэтому ты плохой человек.

Отвергнутый ребенок не чувствует себя достойным любви и понимания. Он изолируется, чтобы вновь не столкнуться со страданием.

Скорее всего взрослый человек, которого отвергли в детстве, станет беглецом. Именно поэтому ему нужно работать над своим внутренними страхами, которые провоцируют панику. 

Если это ваш случай, попробуйте научиться самостоятельно принимать взвешенные решения. Так вы перестанете беспокоиться, что люди от вас отдаляются. Вы перестанете принимать то, что кто-то забыл о вас на некоторое время, на свой личный счет. Для того чтобы жить, вам нужна только вы сами.

 Узнайте: Любовь и тип личности: как создать гармоничную пару

3. Унижение — одна из душевных травм родом из детства

Эта рана возникает, когда мы чувствуем, что другие люди не принимают нас и критикуют. Можно сильно ранить ребенка, говоря ему, что он глупый, плохой или не умеет себя вести, и сравнивая его с другими. К сожалению, это встречается очень часто. Это разрушает детскую самооценку и мешает детям научиться любить себя.

Этот тип личности часто превращается в зависимую личность. Некоторые люди, испытавшие унижение в детстве, становятся тиранами и эгоистами. Они начинают унижать других — это их защитный механизм.

Если с вами случалось что-то подобное, нужно работать над своей свободой и независимостью. 

4. Страх довериться другому человеку после предательства

Этот страх развивается после того, как близкие ребенку люди не выполняют свои обещания. В результате он чувствует себя преданным и обманутым. В нем развивается недоверие, которое может трансформироваться в зависть или другие негативные чувства. Например, ребенок чувствует себя недостойным обещанных вещей или тех вещей, которые есть у других.

Из таких детей вырастают перфекционисты и любители все контролировать. Эти люди любят все перепроверять, не оставляя ничего воле случая.

Если вы столкнулись с подобными проблемами в детстве, очень вероятно, что вы чувствуете потребность контролировать других людей. Это часто оправдывают наличием сильного характера. Однако это всего лишь защитный механизм против еще одного возможного обмана.

Эти люди часто повторяют свои ошибки, подтверждая чужие предубеждения. Им нужно вырабатывать в себе терпение, толерантность к другим людям, умение спокойно жить и распределять полномочия. 

5. Несправедливость

Чувство несправедливости часто развивается в детях холодных и авторитарных родителей. Это порождает ощущение бессилия и собственной никчемности и в детстве, и во взрослой жизни.

Альберт Эйнштейн отлично выразил эту идею в своем знаменитом высказывании: «Мы все гении. Но если мы будем судить рыбу по ее способности лазать по деревьям, она всю жизнь будет думать, что глупа». 

Вследствие этого дети, пострадавшие от равнодушия и холодности, вырастая, превращаются в жестких людей. Они не терпят полумер ни в какой из сфер своей жизни. Кроме того, они чувствуют себя очень важными и могущественными.

Эти перфекционисты фанатично относятся к порядку. Часто такие люди доводят свои идеи до абсурда, поэтому им тяжело принимать взвешенные решения.

Откройте для себя: Как воспитывать подростка: 3 принципа

Для решения этих проблем нужно избавиться от подозрительности и эмоциональной жестокости, чтобы научиться доверять другим.

Теперь вы знаете все пять самых распространенных душевных травм, которые могут отрицательно влиять на вашу жизнь,  здоровье и блокировать ваше развитие. Узнав о них, намного проще начать психически выздоравливать.

Первый обязательный шаг: признаться себе в том, что у вас есть одна из этих душевных травм, позволить рассердиться на себя и дать себе время, чтобы преодолеть ее.

Источник идеи: Бурбо Л. (2003) Пять душевных ран, которые мешают тебе быть собой. OB Stare

Призраки из детства, или как детские травмы влияют на наш мозг

Детские травмы, которые влияют на нашу личность

Депрессию можно не только почувствовать, но и… увидеть. Это открытие сделала группа учёных из Германии в ходе двухгодичного наблюдения за пациентами с тяжелой формой депрессии.

На МРТ-сканировании головного мозга, которое прошли 110 человек, учёные увидели изменения в передней области островковой коры.

Более того, в ходе бесед с пациентами выяснилось, что наиболее тяжёлая форма рецивидирующей депрессии и самые значительные изменения в головном мозге проявлялись у тех, кто в детстве испытал насилие или стал жертвой родительского безразличия.

Исследование было завершено в 2019 году при Университете Мюнстера, в Германии. Им руководил доктор Нильс Опель.¹ Участники исследования — 110 человек разного возраста, от 18 до 60 лет.

Все они в последние годы были стационарными пациентами в психиатрическом отделении и получали лечение от тяжёлых форм депрессии. Серьёзность их симптомов оценивалась в два этапа: в момент поступления в стационар (тут же проводилось МРТ головного мозга) и при повторном визите к психиатру через 2 года.

Помимо этого, пациентам задавали вопросы о детстве и об эпизодах насилия или безразличия со стороны взрослых, которые они могут вспомнить.

Сопоставление результатов МРТ, клинической картины депрессии и воспоминаний пациентов привело психиатров к большому инсайту: травма, полученная в детские годы, меняет структуру мозга человека и значительно повышает риск появления серьёзного хронического или рецидивирующего расстройства психики во взрослом возрасте.

Оказывается, полученный в детстве травмирующий опыт и возвращающиеся эпизоды депрессии на МРТ выражаются одинаково — в уменьшении островковой коры головного мозга. При получении негативного опыта в детстве происходит «шрамирование» лимбической системы мозга, из-за чего островковая зона сокращается. Раньше считалось, что её уменьшение связано только со стрессом.

Островок человечности

Почему для нас так важна островковая кора? Какую роль в нашей жизни она играет? Во многом, именно «островок» делает нас человеком в полном смысле этого слова. Он регулирует наши эмоции и отвечает за эмпатию и сопереживание.² Без него коммуникация между людьми была бы просто невозможна.

Также благодаря островку мы способны испытывать отвращение и чувство противного — это защищает человека от поедания испорченной пищи, заставляет поддерживать гигиену и исключает появление девиаций.

Грубо говоря, возбуждение маньяка от зрелища расчленёнки — это обязательно крайнее нарушение деятельности островковой коры головного мозга.

К тому же, одно исследование показало, что отвращение может передаваться эмпатически: необязательно есть что-то противное, чтобы островковая кора испытала чувство противного — достаточно увидеть эту эмоцию на лице другого человека, и островковая кора активизируется аналогично его реакции. Именно так работает эмпатия в состоянии психической нормы.³

Эта зона также определяет уровень нашего эмоционального интеллекта и тревожности*, а также участвует в формировании зависимостей от наркотиков, никотина и алкоголя. Она задействована в большинстве психических процессов, связанных с поведением и эмоциями.** Например, расстройства пищевого поведения — анорексия и булимия — тоже зависят от состояния активности островка.

Островковая кора (островок) отвечает за эмоциональную регуляцию

Теперь представьте, что часть данной зоны мозга повреждается в момент её наибольшей уязвимости — в детстве. На месте повреждения образуется «лимбический шрам», который как бы запаивает место травмы.

Для ребёнка травмой может стать физическое и эмоциональное насилие, сексуальный абьюз и даже простое безразличие, игнорирование со стороны взрослых. Во взрослом возрасте шрам от травмы никуда не исчезает — он приводит к появлению глубокой депрессии и провоцирует повторение её эпизодов после периодов ремиссии.

Таким образом, дурное обращение с детьми — это сильнейший фактор риска для возникновения клинической депрессии.

Детство, которое всегда с нами

Из 110 пациентов с депрессий у 75 человек заболевание было рецидивирующим или хроническим. Соответственно только 35 человек после стационарного лечения больше не испытывали подобных эпизодов. Беседы с пациентами показали, что в первой группе находились люди, которые утвердительно отвечали на вопросы о жестоком, неэтичном или безразличном обращении с ними в детстве.

«В ходе исследования обнаружилось, что пациенты, пережившие дурное обращение в детстве, показывают особенную клиническую картину депрессии. Учитывая, что островковая кора отвечает за эмоциональные регуляцию и интеллект, возможно, стоит изыскать другие подходы в лечении таких пациентов, которые будут более эффективны», — считает Нильс Опель.

Единственной слабой стороной исследования можно назвать то, что детские воспоминания оценивались по прошествии времени и могли быть субъективными.

Однако для нашего мозга не существует разницы между фантазиями, снами и реальностью — всё это переживаем одинаково глубоко. Получается, прошлый негативный опыт отражается в нашем мозгу не абстрактно, а физически, меняя его структуру.

Хотя мы можем даже не помнить об эпизодах раннего детства, которые нас травмировали: кто-то отобрал игрушку, брат ударил, родители оставили, уйдя на работу.

Всё это остаётся в коре нашего мозга и становится «фильтром», через который мы пропускаем реальность, оцениваем её и выбираем тактику действий. Задумайтесь, как много негативного багажа вы тащите за собой из детства? Как часто и в вас говорит обиженный ребёнок?

Разберёмся вместе, откуда появляются негативные реакции, на бесплатном вебинаре «Секреты, которые нам не рассказали»

Литература:
1) Mediation of the influence of childhood maltreatment on depression relapse by cortical structure: a 2-year longitudinal observational study, Nils Opel, Ronny Redlich, Katharina Dohm, Dario Zaremba, Janik Goltermann et al., The Lancet, vol. 6, issue 4, p. 318-236, 01 april 2019.

DOI: https://doi.org/10.1016/S2215-0366(19)30044-6.2) The neuronal basis and ontogeny of empathy and mind reading: Review of literature and implications for future research, Tania Singer, Neuroscience & Biobehavioral Reviews, vol. 30, iss. 6, 2006, p. 855-863. DOI: https://www.sciencedirect.

com/science/article/pii/S0149763406000522?via%3Dihub#aep-keywords-id10.3) Both of Us Disgusted in My Insula, Bruno Wicker, Christian Keysers, Jane Plailly, Jean-Pierre Royet et al., Neuron, volume 40, iss. 3, p. 655-664, 30 oct 2003, DOI: https://doi.org/10.1016/S0896-6273(03)00679-2.* An Insular View of Anxiety, Martin P.

Paulus, Murray B. Stein, Biological Psychiatry, vol. 60, iss. 4, p. 383–387, 15 aug 2006, DOI: https://doi.org/10.1016/j.biopsych.2006.03.042

** A model of neurovisceral integration in emotion regulation and dysregulation, Julian Thayer, Richard Lane, Journal of Affective Disorders, vol. 61, iss. 3, 02 dec 2000, p. 201-216.

DOI: https://doi.org/10.1016/S0165-0327(00)00338-4.

Автор статьи Артём Овечкин – психолог, предприниматель, создатель сервиса для работы над собой Congru.me. Основатель тренажёров для мозга «Wikium», агентства интернет-маркетинга «Matik», сети школ Каула-йоги и самой радостной кофейни в мире «КофеЦвет».

Как детские травмы влияют на нашу личность?

Детские травмы, которые влияют на нашу личность

По статистике, 78% процентов детей переживают травмирующий опыт разной степени тяжести в возрасте до 5 лет. 20% детей в возрасте до 6 лет проходят терапию в связи с различными травмами, в том числе сексуальным насилием, отсутствием заботы со стороны родителей, домашним насилием и тяжелыми утратами.

Во взрослом возрасте это иногда выливается в сложное посттравматическое расстройство, которое сильно ухудшает качество жизни человека и мешает ему не только радоваться жизни, но и вообще более-менее нормально функционировать – возникают проблемы с регулированием собственных эмоций, памятью, самовосприятием, выстраивание близких отношений и т.д.

Чтобы решить эти проблемы (или хотя бы задуматься об этом), необходимо понимать, как именно влияют детские травмы на нашу личность.

ПОТЕРЯННОЕ ДЕТСТВО

Люди, пережившие в детстве сильные травмы, часто не могут вспомнить значительные куски того времени, и при этом очень ярко и живо помнят отдельные моменты (так называемые воспоминания-вспышки).

Если попросить такого человека рассказать о детстве, он вряд ли сможет изложить последовательную историю, скорее это будет звучать как «Ну детство как детство, но вот был один эпизод…» Многие люди, с которыми в детстве случилось что-то очень плохое, часто чувствуют, что их детство словно было украдено кем-то. 

РАСЩЕПЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

«Я все время чувствую, что внутри меня чего-то не хватает, но не знаю, чего именно» – именно так описывают свое ощущение люди, пережившие тяжелые события в детстве. Это происходит, потому что наша психика защищает нас от травмирующих мыслей и воспоминаний.

Часто ребенок не может справиться со всем ужасом того, что с ним произошло, и тогда такое «расщепление» – это просто механизм выживания.

Именно поэтому, описывая давние страшные события, люди часто отделяют себя от того ребенка, которым они были, словно рассказывают не о себе (многие даже делают это вполне осознанно).

Оставшийся «кусок» личности может успешно функционировать, но какие-то области жизни все равно при этом будут «провисать». Например, человек может быть образцовым учеником или сотрудником, но с личной жизнью у него будет полный провал.

Отсеченная часть личности периодически дает о себе знать, и иногда возникают ситуации, в которых это проявляется особенно сильно – тогда это уже невозможно игнорировать.

И именно тогда с помощью долгой и непростой работы над собой (а часто и только с помощью психотерапевта) можно заново открыть эту часть своей личности, а то и создать ее заново.

Часто эта часть личности связана с определенными эмоциональными состояниями и воспоминаниями. Воссоединение с заброшенной частью себя – крайне важный процесс, поскольку именно он может сделать личность более цельной.

СТРЕМЛЕНИЕ К ДЕСТРУКТИВНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

Родители должны быть главными защитниками своих детей. Дети, не получившие этой заботы, или получившие вместо нее серьезные травмы, во взрослой жизни нередко выбирают неподходящие отношения (дружеские или романтические) и/или неподходящую работу. Даже изо всех сил пытаясь сделать «правильный» выбор, они все равно тяготеют к тому, что привычно их травмированной личности.

https://www.youtube.com/watch?v=T142zJSLPJg

Такие люди нередко выбирают эмоционально недоступных или нарциссичных партнеров, или могут из раза в раз связываться с абьюзерами. При этом они искренне хотели бы «хороших» отношений, но подсознательно тяготеют к знакомым с детства паттернам.

Предупреждения друзей об ощутимых недостатках партнеров игнорируются, и это даже может послужить поводом для прекращения дружеских отношений.

Постоянно ввязываясь  в неподходящие отношения, такие люди часто в итоге остаются совсем одни, без друзей, которые могли бы их поддержать. 

ИЗБЕГАНИЕ ОТНОШЕНИЙ

«Мне лучше быть одному». Иногда этот выбор становится следствием череды неудачных отношений, а иногда и предшествует им – как своего рода превентивная мера. Не будет  отношений – не будет боли. С одной стороны, логика ясна.

С другой, для полноценного развития и личностного роста взрослому человеку необходимы здоровые, близкие отношения с другими людьми.

Отказ от этого в итоге приводит к тому, что человек считает себя бесполезным и ненужным, и себя же за это винит.

ИЗБЕГАНИЕ СЕБЯ

Если полученная в детстве травма была определяющим моментом в ключевых отношениях (родители, братья или сестры, другой важный и близкий человек) то любое напоминание об этом вызывает настолько болезненную реакцию, что чуть ли не единственная возможность справится с этим – отвернуться от самого себя. В наиболее тяжелых случаях человек может наносить себе физический вред или покончить жизнь самоубийством.

Такие люди неспособны рефлексировать о себе (просто потому что это слишком больно) и старательно избегают ситуаций, в которых им пришлось бы это делать, и людей, которые к этому призывают.

Как правило, никакие логические доводы тут не срабатывают – человек просто включает «глухую оборону».

Не потому, что не согласен с вашими советами, а потому, что не сможет с этим справиться на данном этапе своего развития. 

НЕПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ ИЛИ ПОЛНЫЙ ОТКАЗ ОТ НИХ

Понимание и – в определенной степени – контроль своих эмоций имеют прямое отношение  к тому, насколько полноценна личность человека. Также это влияет и на способность принимать обдуманные решения.

Пережитые в детстве травмы (особенно если речь идет о каком-либо виде насилия) очень сильно сказываются на эмоциональной сфере. Человек может ощущать эмоции «притуплено», или не чувствовать вообще ничего – ни плохих эмоций, ни хороших. Он может гасить в себе гнев до того момента, пока не произойдет эмоциональный взрыв.

Или может испытывать по отношению к себе самому исключительно негативные эмоции – такому человеку очень сложно воспринимать комплименты, он настороженно относится к тем людям, которые проявляют к нему симпатию, и часто выбирает для себя образ высокоинтеллектуальный личности, отпугивая окружающих надменностью или странностью своего поведения.

КАК С ЭТИМ ЖИТЬ?

Важно понять, что какой бы ужасной не была ваша детская травма, – это не приговор. Это то, с чем можно (и жизненно необходимо) работать. Самым очевидным советом будет терапия, но если такой возможности нет, все равно не нужно ставить на себе крест. Прийти к осознанию того, что детские травмы ощутимо портят вам жизнь, – это уже достаточно высокий уровень осознанности.

Достаточный для того, чтобы проштудировать всю возможную литературу по этому вопросу, обратиться за бесплатными консультациями или хотя бы просто поговорить с кем-то, кто точно поймет и не осудит вас. Собирать по кусочкам свою личность, дать себе отгоревать, восстановиться и т.д. – очень долгий и, как правило, болезненный процесс. Но суть в том, что результат будет.

И он будет того стоить. 

Психологическая травма детства: чем опасны стрессы в юном возрасте

Детские травмы, которые влияют на нашу личность

Большинство современников, страдающих от депрессий, навязчивых страхов и комплексов, склонно искать причины своего аномального состояния в воздействии негативных факторов окружающей среды. Взрослые особы зачастую даже не подозревают, что истинные виновники сегодняшних проблем – детские психологические травмы.

Действительно, большинство событий юных лет со временем утратили свою актуальность, кризы и трудности потеряли злободневность, а перенесенные в детстве стрессы довольно смутно представлены в памяти.

Однако не воспринимаемые на сознательном уровне следствия детских психотравм довольно прочно укоренились в сфере подсознания, создав специфическую «жизненную программу» личности.

На вопрос о том, что может стать причиной психологических травм подростков и детей, нельзя ответить объективно и однозначно, поскольку интерпретация и значимость любого события для человека имеет сугубо индивидуальные критерии.

Однако можно утверждать, что неокрепшая психика маленькой личности значительно больше подвержена негативному действию окружающей среды.

То, что зрелый человек будет считать незначительным и преодолимым препятствием, для ребенка станет громадной катастрофой.

Единственным объективным критерием для оценки неблагоприятных обстоятельств, возникших в жизни малыша, может быть сочетание факторов: значимость события для ребенка и сила эмоциональной реакции в ответ на это явление.

Психологическая травма детства – это психотравмирующее событие, которое ребенок интерпретирует как жизненно важное. Это те явления, по поводу чего он сильно и длительно переживает.

Те обстоятельства, которые лишают душевного спокойствия, психического равновесия и требуют кардинальных изменений в мышлении и поведении.

Исследования, проводимые психологами среди детской и подростковой аудитории, позволяют утверждать, самыми труднопереносимыми событиями для маленькой личности являются:

  • моральное, физическое, сексуальное насилие;
  • смерть близкого родственника;
  • собственная болезнь или заболевание родителей;
  • развод родителей, уход одного из взрослых из семьи;
  • неожиданное нарушение взаимоотношений в семье;
  • внезапное отчуждение родителя от ребенка;
  • предательство, обман, несправедливость со стороны родственников, авторитетных взрослых и друзей;
  • разочарование, неудовлетворенность от несбывшихся надежд;
  • воспитание аморальными взрослыми;
  • взросление в асоциальной атмосфере, как в семье, так и в коллективе;
  • гиперопека либо недостаток родительского внимания;
  • «колебательная» стратегия воспитания ребенка, отсутствие единого подхода у родителей касательно требований к малышу;
  • ссора с близким другом по его инициативе;
  • ситуация, когда ребенок ощущает себя изгоем общества;
  • конфликт в учебном коллективе;
  • несправедливое отношение, давление со стороны авторитарных учителей;
  • непомерная загруженность ребенка учебной и внешкольной деятельностью.

Существует версия, что детская психотравма – частое следствие неверной стратегии воспитания ребенка. Результат существующих у взрослых неконструктивных жизненных стереотипов, которые передаются потомку «по наследству».

Согласно такой точке зрения, дети перенимают от родителей на подсознательном уровне сформированные директивы касательно правил жизни: как нужно жить, как верно себя вести, как следует реагировать в конкретных ситуациях.

Малыши неосознанно наследуют установленные родителями деструктивные «правила игры», причем в отягощенной форме.

Описано очень много таких негативных установок, которые создают почву для детских психотравм и отравляют жизнь человека в зрелом возрасте. Опишем некоторые из таких навязываемых родителями указаний.

Директива 1. «Лучше бы ты не появился на свет»

Родители неустанно сообщают потомку о том, сколько трудностей возникло после его рождения. Они приводят доказательства того, сколько сил забирает взросление отпрыска. Следует трактовка ребенка: «Мне лучше умереть, чтобы родители перестали страдать».

Директива 2. «Посмотри на других детей и стань похожим на них»

Взрослые постоянно указывают, насколько прекрасны, умны, способны другие дети, и какой бездарный и глупый их собственный ребенок. Это приводит к тому, что маленький человек начинает стесняться своей индивидуальности, старается слиться с безликой толпой, убегает от самого себя, надевая удобные для взрослых «маски».

Директива 3. «Ты уже взрослый, а ведешь себя, как ребенок»

Родители утверждают, что их потомку уже пора поумнеть, повзрослеть и отказаться от ребячества. Говорят, что он ведет себя очень глупо, как младенец, а ведь ему уже пора в школу. В итоге ребенок лишается самого прекрасного – детства с соответствующими возрасту желаниями, потребностями, играми.

Директива 4. «Для нас ты всегда будешь маленьким»

Такие родители очень боятся, что их кроха когда-то повзрослеет, будет вести самостоятельную жизнь. Они всяческие пресекают его попытки повзрослеть, затормаживая его на уровне развития дошкольника. В результате человек просто лишается способности самостоятельно мыслить и действовать.

Директива 5. «Перестань мечтать, а начти действовать»

Взрослые лишают малыша естественной необходимости – фантазировать, мечтать, строить планы. Это попросту убивает возможность на будущее рассматривать проблему с разных точек зрения. В итоге однобокого мышления человек совершает массу непоправимых глупостей.

Директива 6. «Прекрати ныть и стань хладнокровным»

Приказ: «Перестать выражать свои эмоции» аналогичный команде: «Перестань чувствовать». В итоге человек загоняет свои чувства и переживания вглубь подсознания, обретая впоследствии разнообразные проблемы с психикой.

Директива 7. «Нельзя никому доверять»

Родители приводят примеры, что все окружающие люди – обманщики, лжецы и мошенники. Человек с малых лет приучается к тому, что любые контакты чреваты фатальными последствиями. В итоге он замыкается в себе, ведь мир вокруг него – враждебный и опасный.

Чем опасны детские психологические травмы: последствия

Психологические травмы детства значительно замедляют процесс социализации человека. Ребенку становится сложно завести друзей, вступить в новые контакты, адаптироваться к условиям нового коллектива.

С детских лет формируется почва для развития навязчивых страхов, например: социофобии, при которой персона просто боится человеческого сообщества.

Травма, полученная в детстве, дает старт к разнообразным депрессивным расстройствам, при которых глобальное чувство собственной виновности разрушает всю жизнь человека.

Очень частое следствие стрессов, пережитых в юные годы, – обессивно-компульсивные расстройства, когда человеком овладевает какая-то алогичная навязчивая идея, и он предпринимает своеобразные «защитные» действия.

Неразрешенные проблемы детства приводят к формированию аддикций – анормальных пристрастий, в числе которых алкоголизм, наркомания, игромания, компьютерная зависимость. Психологические травмы детства находят отражение в зрелые годы в виде пищевых аномалий: компульсивного переедания или нервной анорексии.

Помимо вышесказанного, справедливо утверждение: все комплексы личности – результат пережитых травм в юном возрасте. Именно в детские годы происходит формирование определенных черт характера, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств достигают размеров акцентуаций и принимают формы разнообразных расстройств личности.

Как помочь ребенку пережить травму: психологическая помощь

Самый главный совет всем родителям – обрести достойный уровень психологических и педагогических знаний, избрать верную стратегию воспитания потомка, лишенную деструктивных стереотипов.

Задача родителей – создать комфортную почву для развития и становления личности, оказывать всякое содействие в грамотном преодолении ребенком возникших трудностей.

Не игнорировать переживания малыша, а стать надежным попутчиком, которому ребенок без страха и сомнений сможет поведать свои тревоги. Не пускать на самотек ситуации, когда становятся очевидным изменения в поведении ребенка.

При малейших признаках развития психологической травмы следует посетить психолога, и совместными усилиями выработать адекватную программу, направленную на восстановление душевного равновесия у маленькой личности.

На сегодня разработано немало психотерапевтических мероприятий для детей, позволяющих развить у ребенка способность к полноценной жизни, устранить навязанные извне барьеры и покончить с деструктивными стереотипами мышления, заложенными социальным окружением.

ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

Также, читайте общую статью, посвященную психологической травме.

Детские травмы, которые влияют на нашу личность

Детские травмы, которые влияют на нашу личность

Не все, к сожалению, могут похвастаться счастливым и безоблачнывм детством. Часто душевные травмы, перенесенные в ранние годы, оставляют свой отпечаток и на уже зрелой личности, и на жизни вообще. Можно ли забыть трагичные воспоминания и стать вопреки всему счастливым?

Пора детства априори – беззаботный период счастья. Но всегда ли это так? Психологические травмы родом из детства накладывают неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь и отравляют ее. Но это еще не все.

Под влиянием негативного опыта формируется личность.

Травмирующий опыт предполагает самые разные психологические травмы, включая насилие сексуального характера, отсутствие заботы и тепла со стороны отца и матери, бытовое насилие и трагичные утраты.

Негативный опыт детских травм

В зрелой жизни все это трансформируется посттравматическое расстройство, негативно влияющее на качество жизни индивидуума и мешает ему воспринимать радости жизни и адекватно функционировать. Имеются ввиду проблемы с контролем своих эмоций, памятью, восприятием себя и окружающего мира, выстраиванием личных взаимоотношений и проч.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Можно ли решить выше означенные проблемы? Для начала нужно разобраться, как конкретно действуют травмы детства на личность.

Утраченное детство

Те, кто пережил в детские годы сложные травмы, зачастую не в состоянии вспомнить определенные промежутки того времени, но ярко и хорошо помнят обрывочные фрагменты (воспоминания-вспышки).

Если предложить такому субъекту рассказать о своем детстве, он не в состоянии будет внятно изложить историю в хронологическом порядке, а будет озвучивать подобным образом: «Детство обычное, как у всех, но был один момент…» Персоны, с которыми в детский период произошло плохое событие, нередко ощущают, что их детство будто украдено неизвестно кем. 

Расщепление личности

«Мне кажется, что там, внутри меня, чего-то важного не достает, но не понимаю, чего конкретно» – примерно так характеризуют чувства личности, пережившие определенную драму в детские годы. Ведь психика человека имеет свойство защищать его от травмирующих дум и трагичных воспоминаний.

Бывает, что ребенок просто не в состоянии справиться с кошмаром того, что с ним случилось, и подобное «расщепление» – выступает в роли своеобразного механизма выживания.

Поэтому, описывая прошлые трагичные события, люди склонны отделять свою персону от того ребенка, которым они являлись, будто говорят вовсе не о себе.

Оставшаяся часть личности может продолжать нормально функционировать, но определенные сферы бытия все равно станут как бы «провисать». К примеру, субъект может быть классными специалистом на работе, но в частной жизни терпеть крах.

Отсеченная составляющая личности время от времени проявляется, и происходят ситуации, когда она проявляется наиболее ярко – тогда это нет возможности игнорировать.

Воссоединение с «зачеркнутой» стороной себя – сложный и необходимый процесс, ведь только он в состоянии трансформировать личность в здоровую и цельную.

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!

Тенденция к деструктивным отношениям

Родители априори основные защитники собственных детей. Дети, не видевшие указанной заботы, или испытавшие взамен нее психологические травмы, в зрелой жизни бессознательно выбирают не те отношения (дружеские, личные) и/или не ту работу. 

Такие персоны выбирают нарциссичных, деспотичных спутников жизни. Они искренне стремятся к «хорошим», нормальным отношениям, но бессознательно тяготеют к известным с детских лет паттернам. Все время ввязываясь в нездоровые отношения, эти личности в конце концов остаются в полном одиночестве. 

Избегание отношений

 «Мне более комфортно одному». Подобный выбор выступает следствием ряда неудачных взаимоотношений или предшествует им – в качестве превентивной меры. Нет отношений – нет боли. Вроде бы, логика понятна. Отказ от здоровых, нормальных отношений, являющихся неотъемлемой частью полноценной жизни, в конце концов ведет к тому, что субъект считает себя никому не нужным.

Избегание себя

Если нанесенная в детские годы травма была решающим моментом в важных отношениях (мать, отец, брат, сестра), естественно, что любое, самое незначительное напоминание об этом провоцирует довольно болезненную реакцию. И практически как вариант справится с этим – отвернуться от себя самого. 

Непонимание эмоций, отказ от таковых

Понимание и контроль собственных эмоций напрямую связаны с полноценностью личности. Это влияет и на возможность принимать взвешенные решения.

Перенесенные в детские годы травмы (тем более, если подразумевается любой тип насильственных действий) отражаются в перспективе на эмоциональной сфере человека. Такая персона может переживать эмоции «притуплено», или не ощущать ни негативных эмоций, ни позитивных.

Он может переживать по отношению к себе только отрицательные эмоции – подобному субъекту трудно принимать похвалу в свой адрес, он с подозрением относится к тем, кто выражает ему симпатию, нередко выбирает маску интеллектуальный персоны, отталкивая людей высокомерием или странностями в поведении.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Как с этим жить? 

Необходимо уяснять, что какой бы трагичной не являлась прошлая травма, – это не конец жизни. С этим важно работать. Реальным выходом из сложного положения выступает терапия.  Если человек чувствует, что в силах самостоятельно бороться с последствиями детских травм, он, в первую очередь должен признать существующую проблему, а не пытаться укрыться, уйти от нее.

Осознать, что травмы детских лет отравляют вам существование, – это уже большой шаг на пути к осознанности. Собирать по осколкам собственную личность, позволить себе отогреться, восстановиться и проч. – длительный и довольно болезненный процесс. Но со временем результат будет. Поверьте, всегда есть шанс вновь ощутить краски жизни и увидеть то хорошее, что она нам может подарить.

опубликовано econet.ru.

Подписывайтесь на наш канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Про детские психотравмы и взрослых невротиков | Саморазвитие, Социум | Наша Психология

Детские травмы, которые влияют на нашу личность

К сожалению, практически все люди в детстве сталкиваются с психологическими травмами. И вопрос не в том, как их избежать, а в том, как правильно с ними справляться.

Травматичный опыт детства: 3 варианта последствий

  • 1-й вариант. Делает взрослого человека сильнее.
  • 2-й вариант. Становится поводом для хронического недовольства собой и жизнью (формируется личность невротика).
  • 3-й вариант. Приводит к тяжелым «сломам» психики и нарушениям на уровне психозов.

От чего зависит успешность в переработке психотравмы?

От характера травмы, защитных возможностей ребенка на тот момент (чем младше, тем труднее справиться) и от реакции семьи и близких на событие. Причем самым важным является именно этот, последний фактор.

В качестве иллюстрации рекомендуем посмотреть фильм «Повелитель приливов» (1991 год), где как раз отрицание семьей травмы привело к тому, что во взрослом возрасте один ребенок стал невротиком, а второй – психотиком.

Кто такой невротик?

Если кратко – это человек, который, в связи с детскими психотравмами, так и не смог достаточно повзрослеть.

10 признаков личности невротика

  • 1. Невротическая гордость: потребность быть самым лучшим и вызывать восхищение.
  • 2. Перфекционизм: стремление быть идеальным, добиваться всего и сразу.
  • 3. Жизнь по принципу «надо»: жесточайшие требования к себе и другим.

    Это дает высокую работоспособность, но низкий уровень заботы о себе приводит в итоге к срывам.

  • 4. Зависимость от внешней оценки («мнение окружающих обо мне ценнее, чем мое собственное»). Стремление получать одобрение от всех окружающих, даже от совершенно чужих людей.
  • 5.

    Высокая тревожность, беспокойство возникает в ответ не на реальную ситуацию, а на постоянные негативные прогнозы.

  • 6. Склонность к манипуляциям, в отношениях стремление получать подтверждение своей ценности («докажи, что любишь»).
  • 7.

    Пассивность, когда речь идет об улучшении своей жизни («бороться бесполезно»).

  • 8. Готовность страдать, занимать позицию Жертвы.
  • 9. Очень ограниченный диапазон способов совладания со стрессом.
  • 10.

    Высокий уровень способностей, что в сочетании с умением себя «заставить» часто приводит к социальному успеху. Но внутри остается пустота и недовольство собой, ощущение проживания «не своей жизни».

1. Травма «брошенности»

Возникает в раннем возрасте (от 0 до 1 года), при отсутствии или недостаточном физическом контакте ребенка с матерью. Маленький ребенок еще не отделяет себя от матери, в том числе в физическом плане, и отсутствие контакта вызывает сильнейшую тревогу и страх.

Речь здесь не о периодическом отсутствии матери, а о достаточно длительных моментах разлуки. Например, практика раздельного нахождения матери и ребенка после родов, система яслей с 10 месяцев, длительные болезни матери и т. д.

К чему приводит?

Лежит в основе зависимостей (в разных проявлениях), психосоматических расстройств. Недостаток базовой уверенности приводит к постоянным сомнениям, страхам, трудностям в выборе.

2. Травма «отвержения»

Возникает при общении с «холодной» матерью. Такая мама может быть рядом физически, но эмоционально не вовлекаться в жизнь ребенка, не быть с ним в психологическом контакте. Это может быть связано как с ее текущим состоянием (послеродовая депрессия, конфликты с партнером, острые стрессы из-за материальных проблем), так и ее собственными невротическими чертами.

3. Травма «лишения»

Возникает при игнорировании потребностей ребенка (родители не реагируют на плач ребенка, обесценивают его страхи, не учитывают его психологические и физические особенности). Но это необязательно отсутствие реакции – например, сверхзаботливая (гиперопекающая) мать может игнорировать потребность ребенка в самостоятельности.

4. Травма «предательства»

Возникает при разочаровании ребенка своими родителями, которых он боготворил, чаще всего речь идет о родителе противоположного пола.

Ощущение предательства возникает, когда родитель предпочитает кого-то другого или просто «уходит» из контакта (в алкоголь, работу).

Вариантом этой травмы является «травма свержения с трона» (термин А. Адлера), которая возникает у старшего ребенка при рождении младших детей, которые получают все внимание родителей. Часто здесь присоединяется и травма «лишения», когда ребенку вдруг предлагается резко «повзрослеть» и помогать в воспитании младших.

5. Травма сексуального соблазнения

Возникает, когда взрослые используют ребенка или подростка для удовлетворения своих сексуальных влечений. Одна из самых тяжелых и чаще других «вытесняемых» из сознания травм.

6. Травмы, связанные с физическим насилием

Возникают при систематическом жестоком обращении с ребенком со стороны взрослых или других детей.

7. Травмы «унижения» или нарциссические травмы

Возникают, когда родители не реагируют на ребенка положительно, как бы передают послание: «сам по себе ты недостаточно хорош, чтобы заслужить нашу любовь, ты должен соответствовать образу, правильно функционировать».

В нашем менталитете заложены традиции много ругать и стыдить детей (за все подряд: от проявления эмоций до оценок), так что то, что начато родителями, часто продолжается в детском саду и школе.

Можно ли перестать быть невротиком?

Безусловно. Более того, психотерапия невротического характера обычно очень успешна.

Многое можно сделать самостоятельно. Важно начать и понимать вектор движения.

Это в первую очередь формирование «взрослого» взгляда на жизнь. Изменение установок и получение нового опыта, позволяющего действительно увидеть реальность такой, какая она есть, а не глазами страдающего травмированного ребенка.

Берегите себя и становитесь «хорошими родителями», в первую очередь для своего собственного Внутреннего Ребенка.

6 фильмов, в которых показано, как детские психотравмы формируют личность невротика

  • 1. «Повелитель приливов» (1991)
  • 2. «Управление гневом» (2003)
  • 3. «Страна садов» (2003)
  • 4. «Убей меня позже» (2001)
  • 5. «Загадочная кожа» (2004)
  • 6. «Пианистка» (2001)

А в этих фильмах детские психотравмы приводят к более серьезным нарушениям, на уровне психозов

  • 1. «Черный лебедь» (2010)
  • 2. «Цвет ночи» (1994)
  • 3. «Сибилла» (2006)
  • 4. «Клетка» (2000)

Книги, которые стоит прочесть, чтобы лучше разобраться в теме

  • «Женщины, которые любят слишком сильно» Робин Норвуд
  • «Узник иной войны» Мэрилин Мюррей
  • «Драма одаренного ребенка» Алис Миллер
  • «Пробуждение Тигра – исцеление травмы» Питер А. Левин
  • «Счастливый невротик, или Как стать родителем самому себе» Джеоф Грэхэм
  • «Пять травм, которые мешают быть самим собой» Лиз Бурбо

психологическая травмапсихотравма

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.