Дима Зицер: Выходов всегда больше, чем один

фото из открытых источников “Воспитание – это работа, необходимость контролировать, запрещать, учить, исправлять – жить жизнью своего ребенка. А зачем? Давайте отбросим все эти «должна вырастить», «должна уберечь» и посмотрим на детей как на отдельных людей. И тогда для нас станет невероятной радостью наблюдать, как они растут, как учатся сами завязывать шнурки, как выбирают, что им нравится есть, носить, читать. «Растить – значит не отказывать себе в огромном удовольствии наблюдать за процессом. Видеть то, что подарено судьбой только родителям, – видеть, как ребенок меняется, растет, познает мир. Я уверен, растить – родительская свобода и радость, воспитывать – родительская тюрьма. Может, пора на волю?»… Дима Зицер

Впервые я услышала об этом человеке на “Радио Маяк”, где шел его проект “Любит нельзя воспитывать”. И, честно, заслушалась. Впервые слышала того, кто так доступно говорил о вещах, которые волнуют любого родителя.

Основой его концепции было то, что основой коммуникации с ребенком должна быть любовь и уважение.

Он всегда говорил доступно и просто, отвечал на самые сложные вопросы, связанные с воспитанием, взаимоотношением детей и родителей (в разном возрасте), давал советы, как находить подход к детям в подростковом возрасте. Послушать все его передачи можно и сейчас на радио “Маяк”.

Содержание

Кто же такой Дима Зицер и его принципы в воспитании

Дима Зицер – педагог-практик, представитель гуманитарного направления в педагогике. Окончил Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (филология), а также Санкт-Петербургскую академию театрального искусства.

Автор книг «Свобода от воспитания», «Любить нельзя воспитывать», «(НЕ) Зачем (НЕ) ходить в школу», «О бессмысленности воспитания подростков» и др., а также ряда статей в различных изданиях: Сноб, pravmir.ru, Psychologies и др.

Автор и ведущий еженедельной программы «Любить нельзя воспитывать» на радио «Маяк»

Основа его концепции в искренней вере в то, что любой человек рождается свободным, что он не может и не должен быть дискриминирован по полу, национальности, интересам, возрасту.

Если по первым пунктам в мире существует хоть какой-то консенсус,  относительно возраста (в первую очередь раннего) этого сказать никак нельзя: дети – самая большая дискриминируемая группа людей.

Такое положение дел для него кажется несправедливым и опасным, причем не только для детей, но и для человечества в целом. 

Ребенок в его понимании – это личность, с которой нужно выстраивать партнерские отношения. Ребенком нельзя манипулировать, использовать психологическое давление, обижать.

С ним надо взаимодействовать, искать слова и методы, чтоб быть понятым и услышанным, без применения силы, повышения голоса. Родители должны быть теми, кто всегда будет на стороне ребенка, даже если он неправ.

Ведь дети живут очень униженно: в мире, где любой взрослый только потому, что он больше и старше, норовит их перевоспитывать.

Вместе со своими коллегами он развивает проект Неформальное образование и школа НО “Апельсин” в Санкт-Петербурге, где успешно реализует все свои концепции

Вот основные принципы воспитания от Димы Зицера

1. Я не воспитываю своих детей.2. Перед тем, как сказать что-то ребёнку, нужно глубоко вдохнуть.3. Теория поощрения и наказания детей — совершенно садистская.4. Важная тайна про детей: никто не умеет прощать, как они. 5. Парадигма «подготовки к жизни» вместо самой жизни мне не близка. 6.

Одно из лучших качеств родителя — умение посмеяться над собой.7. Родители — это мир, в котором живут их дети. 8. Дети — это единственные люди на свете, для которых ты можешь быть божеством.9. Когда твоему ребёнку 25 лет, ты смотришь на него и думаешь: неужели я могу иметь отношение к этому прекрасному человеку?10.

Меня не бесит в родительстве ничего!

11. Детей нельзя испортить любовью.

Более подробно по всем принципам вы можете почитать здесь

фото из открытых источников

Кстати, в воспитании своих детей Дмитрий придерживается тех же принципов

Цитаты из книг Димы Зицера

А потом спросите себя когда, вы в последний раз ловили рыбу, встречали рассвет и т.д. и т.п. Если мы сами про себя этого не знаем, мы никогда в жизни не сможем эти интересы передать. Интересы и ценности – это практика, а не теория.Дима Зицер.

” О бессмысленности воспитания подростков”Для того чтобы человек осознавал опасности, в частности в Интернете, его совсем не нужно пугать и ограничивать. Его нужно научить задавать вопросы и сомневаться.

Дима Зицер “О бессмысленности воспитания подростков” Норма – это когда мы не думаем постоянно о том, что можно и чего нельзя любимому, а просто живем вместе, ежеминутно наслаждаясь общением, да и самой возможностью быть рядом.

Дима Зицер “Свобода от воспитания” Если человек понимает, чего он хочет, если может, пусть интуитивно, сформулировать, зачем это ему нужно, если он спокоен и счастлив, дальше все пойдёт почти само собой.

Дима Зицер “Любить нельзя воспитывать” Когда ребёнок уверен, что ему есть куда обратиться, когда он понимает, что взрослые – люди ответственные, что они готовы предоставить ему поддержку, а не окончательно испортить жизнь, он непременно расскажет нам обо всем. Расскажет, потому что это естественно для человека – делиться, просить помощи и принимать ее.

  Дима Зицер “Любить нельзя воспитывать” Как легко мы можем испортить прекрасный день, сделав замечание, от которого ничто не поменяется, – только наше общее настроение.

Дима Зицер “Свобода от воспитания” Очередная родительская ловушка заключается в том, что, вводя систему «можно – нельзя», мы лишаем свободы – нет, не детей – самих себя! “Дима Зицер Свобода от воспитания” Если я не понимаю, зачем иду в школу и что там для меня хорошего и важного, я приучаюсь не жить, а существовать, тащиться по жизни, я приучаюсь к тому, что жизнь – это такое убийство времени. Дима Зицер “(Не) Зачем (не) идти в школу?” Перестаньте оправдывать собственные гадости чьим-то плохим поведением или непослушанием. Дима Зицер “Свобода от воспитания”

Читайте книги Дима Зицера, слушайте передачи, смотрите его канал на . И возможно, что-то будет полезно и интересно лично вам. Или вы найдете ответы на давно интересующие вас вопросы, взгляните на процесс воспитания с другой, совершенно новой стороны.

Спасибо, что дочитали:) Пишите комментарии, подписывайтесь на канал, если понравилось

Дима Зицер: Первое сентября как похороны

Дима Зицер: Выходов всегда больше, чем один

«Построенные рядами дети, цветы, речи, строгое одеяние, которое вернулось в большинство школ с нашего молчаливого согласия. Воля ваша, а я никак не могу избавиться от ассоциации с похоронами…»

Непередаваемая радость на лицах классных фото

Такую сравнительную параллель или, скорее, жёсткий перпендикуляр проводит Дима Зицер в единственной главе, посвящённой школе, в книге «Свобода от воспитания». 

Дима Зицер

доктор педагогических наук, основатель школы неформального образования «Апельсин» в Петербурге, замечательный спикер и блогер

Книга «Свобода от воспитания» ожидаемо не о воспитании детей, и даже не о воспитании родителей. Она о том, как мы оказываемся в тисках так называемого «воспитательного процесса».

Она о том, как вернуть (или по крайней мере не терять) радость общения со своими детьми и родителями, как избавиться от своего внутреннего вечно недовольного воспитателя и предоставить самому себе свободу прислушиваться к ребёнку, а ребёнку — быть уверенным в вас. 

Книга Димы Зицера — это задорные мысли и вопросы о жизни и отношениях между близкими людьми, и о школе автор писать особо не планировал, в чём и признаётся в самом начале главы.

Но избежать этой темы сегодня почти невозможно, поскольку подавляющему большинству детей в течение 11 лет в школу ходить всё же приходится.

Ходить туда, где нужно сидеть, молчать, разговаривать только по подъёму руки и учиться соблюдать странные правила, которые потом нигде в жизни соблюдать не придётся.

Школа — не для детей

К кому обращена речь директора школы? Уж, конечно, не к тем, кто в первый класс пришёл. Речь виновнику торжества обычно совсем непонятна. Он, бедный, занят тем, чтобы выжить в этой жёсткой ситуации. Цветы, призванные скрасить отрицательные ощущения, не слишком помогают. Они, конечно, добавляют пафоса, но при этом окончательно запутывают как детей, так и учителей. 

Традиция приносить цветы 1 сентября начинает формировать лживую установку, обязывающую относиться к школе со странной благодарностью.

Речь директора никогда не бывает обращена к детям

Не как к институту, созданному для человека и призванному быть комфортным, гуманным, мягким, помогающим наиболее удобным способом познавать мир и самого себя, а как к неизбежному злу, которое уж лучше воспринимать с известной долей ностальгической симпатии. Себе дороже. «Когда уйдём со школьного двора-а-а-а…» 

Счастье — настоящее счастье — будет, когда уйдём. Но пока обманем собственный детей. «О, школа — это прекрасная пора…» Нет, никакая не прекрасная. Возможно, неизбежная. Но совершенно точно — тяжёлая, часто унизительная, требующая понимания и поддержки. Подумайте, готовы ли вы дать эту поддержку, заменив ею тупой восторг и умиление?

Школа — это неинтеллигентно и неправильно

Школьнику предстоит узнать многое: чтобы разговаривать, нужно поднимать руки; чтобы поздороваться, нужно не «здравствуйте» говорить, как до этого учили, а молча встать. 

Это всё зачем? Врём про то, что «так вести себя интеллигентно и правильно», а на самом деле большинство учителей просто не умеют организовать учебный процесс, не «вырубая» детей.

Вот и поднимают они руки уже в шесть лет, и встают вместо того, чтобы доставлять удовольствие себе и близким разговором, объятьями. Дети строем входят в систему, которая и доведёт их до полного личностного нивелирования.

Во всяком случае, очень постарается. 

Фотограф: Дин Конгер, 1977 г. Московские школьники

Школа — это страшно

Ну, например, разве это удобно — учиться группой в 30-40 человек, которые смотрят в затылок друг другу? В самом деле, почему в классе обычно такая странная мизансцена? Я имею в виду фронтальное (относительно учеников) местонахождение учителя, посадку «лицо к спине», лишающую учеников возможности встретиться взглядом, ровные ряды парт и прочее. С точки зрения дидактики в этом нет практически никакого смысла. Что же это?

Ответ для меня очевиден: это наиболее простой способ управлять личностью. Причём в основном путём подавления. 

Помните первый класс? Слова учителя: «Ну-ка подравнялись, правый ряд — закрыли рты, левый — на меня смотреть, полная тишина… А теперь тихонечко сели…» Это как поворот выключателя. Зачем? А затем, что иначе учитель не умеет. Вернее, вести себя именно так от него требует система. 

Он может только выключить энергию, лишить ученика его права на собственное поведение, даже на саму концепцию собственного поведения. Глядя в затылок впередисидящего, отвлекаться труднее. А на самом деле — труднее думать. Учитель превращается в единственный объект для ученика. Есть только он. 

«Всем сидеть! Молчать! Закрыть рты! Слушать меня!» Вспомнили? Не страшно?

Ручки сложили, на парту положили

Школа — не для личности

Возьмём, к примеру, одну школьную тему. Признаком чего является шум в классе? Классический ответ: признаком того, что ученикам неинтересно… А на деле всё наоборот. Когда нам интересно, мы шумим, обсуждаем, высказываем своё мнение. (Вспомните любую вечеринку, встречу с друзьями). Чтобы принять материал, нам необходимо его обсудить, «присвоить». 

Интересно, когда шумно

Кроме того, на мой взгляд, шум является признаком того, что дети живы…

Сама система современных образовательных учреждений, к несчастью, устроена антиличностно. Предположим, человек хотел бы посидеть и подумать. Но в этот момент объявлен перерыв — все встают и выходят. Как быть?

Или наоборот: скажем, чтобы сосредоточиться, кому-то необходимо походить назад и вперёд, однако он обязан сидеть сиднем. Или ещё: кто-то в пять лет может заниматься математикой на протяжении 30 минут, а кому-то достаточно 15, а если дольше — ступор.

Мне могут возразить: «Но ведь нельзя же построить систему, которая будет учитывать склонности каждого». Ещё как можно! И разговаривать в классе, и вставать, и идти к предмету разными путями, и работать в разных ритмах.

Нужно только осознать, что именно это и является одной из главных образовательных целей — формирование умения взаимодействовать с современным миром и способности выбирать собственный путь, знакомство с самим собой, со своими способами учения. 

Если практическая педагогика не будет срочно адаптирована к нынешним условиям (то есть не начнёт реагировать тем или иным способом на рамки постмодернизма), системы образования рухнут, как карточные домики. Давление на человека в детском саду и школе в настоящее время достигло наивысшей точки. Пора думать и меняться…

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

7 вопросов о ЕГЭ. Отвечает педагог Дима Зицер

Дима Зицер: Выходов всегда больше, чем один

Особенность устройства современной образовательной системы привела к тому, что любой экзамен воспринимается, нами, родителями, а вслед за этим и нашими детьми, как огромная, сумасшедшая проблема.

Мы заранее готовы воевать: это будет трудная битва, но мы выстоим… Нужно ли ставить вопрос таким образом? Об этом шел разговор с педагогом Димой Зицером в ходе сессии супермарафона «Великолепная пятерка».

С такой постановкой вопроса — когда экзамен сродни войне — вовсе не обязательно соглашаться.

Принимая ее, мы привычно оказываемся в ловушке страха, услужливо подготовленной самыми разными силами: минпросвещения, СМИ, сама школа… Но давайте подумаем, с чем мы сражаемся. ЕГЭ — это система, которую придумало государство.

Большая, неповоротливая, но самое главное — она имеет мало отношения к современным навыкам, к знаниям и даже к будущему детей в целом.  

Страх перед ЕГЭ рождается, потому что школа сама совершенно не знает, как быть с этим испытанием, и начинает привычное запугивание самих себя, конечно, через детей. Педагоги и администрация говорят: «ЕГЭ — это непонятная сложная система: чтобы сдать, надо начать готовиться как можно раньше». На самом деле, если человек знает материал, к экзамену можно подготовиться за пару месяцев.

И тут возникает ряд вопросов, которые часто задают родители.

Нужно ли готовиться?

Да, конечно. К любому тестированию стоит подготовиться. Но не стоит тратить на это такое количество времени, какое в настоящий момент тратят школьники.  

Зачем же нам тогда предлагают такой странный путь?

Потому что школа, в принципе, позиционирует себя как подготовку… к чему? К будущему, к университету? Сложно сказать. Но такое отношение к единому экзамену помогает поддерживать страх перед ним. Система не может нас не пугать. Потому что иначе ей придется соответствовать требованиям учеников и их родителей. Но пока есть страх, школе это не грозит.  

Что делать, если вы решили не поддаваться истерии вокруг ЕГЭ?

Сложнее всего будет отойти от предложенной нам предыдущими поколениями парадигмы «детсад — школа — институт — работа» и найти свой путь. Нам, родителям, стоит задать вопрос прежде всего себе: чего хотите ВЫ, почему ВЫ в этой гонке? Самому школьнику такая позиция даст возможность подумать и самостоятельно решить, чего он сейчас хочет.

«Не очень нормально, если ребенок в возрасте 14–15 лет знает, кем он хочет быть всю жизнь. Если ЕГЭ сдан плохо и ребенок не сможет поступить в нужный вуз, он может выбрать себе что-то другое. Кроме того, жизнь очень сложная, длинная, все может очень сильно измениться».

Дима Зицер

А если ребенок в результате такого попустительства вообще ничего не захочет, не станет поступать в вуз?

Подобные опасения вряд ли оправданы. Особенно если речь идет о младших и средних школьниках. В их 10–12 лет им кажется, что жизнь устроена таким образом, но что будет через 10 лет? Никто не знает.

Сегодня высшее образование становится вещью сомнительной важности: никто не знает, какие профессии будут востребованы, как изменится мир. Мы с вами из эпохи hard skills. Сейчас же как никогда важны soft skills.

Уметь делать выбор и знать, как он устроен, понимать, чего они хотят, учиться разбираться в себе — вот с этим и надо помочь нашим детям.

Как же перестать волноваться?

Ответ прост: заняться собой и своей жизнью. Пусть ребенок видит, что вы энергичны. Демонстрируйте своей жизнью наполненность и легкость. И, конечно, говорите об этом с сыном или дочерью.

Чтобы научить детей размышлять и переосмысливать свой опыт, важно разговаривать с ними и рассказывать о своих собственных открытиях.

Чтобы они поняли, что даже взрослые не знают всего до конца, что меняться самому и менять свое мнение никогда не поздно, и что жизнь — это постоянный выбор. В этой изменчивости заключается человечность.

А если ожидаемый высокий результат не совпадет с реально полученными баллами? Как объяснить ребенку, что это не конец жизни?

К сожалению, поздно убеждать ребенка в том, что нет никакого конца света уже после того, как ЕГЭ прошел. Этим лучше заняться с начала средней школы. Ведь, согласитесь, убеждать ребенка столько лет, что результат экзамена — главное в его жизни, а затем в один день переключиться и начать уверять его в обратном — это, по меньшей мере, странно.

Что в итоге?

ЕГЭ — это немного неуклюжая, но все же просто обратная связь от наших детей для государства. И больше ничего. Нас приучили к мысли о том, что мы не можем ничего менять в своей жизни. Но это обман. Мы сами устраиваем свою жизнь. Мир очень сильно изменился со времен нашего детства. Давайте же воспитывать детей в духе времени, не цепляясь за прошлое.

Следующая сессия школьного марафона «Великолепная пятерка» пройдет 19 сентября, в 22:00 мск. Ее проведет писатель и педагог Ирина Лукьянова. Тема встречи — «Ребенок с проблемным поведением и школа. Как найти общий язык?»

Дима Зицер: школа в том виде, котором существует последние 150 лет, нам не нужна

Дима Зицер: Выходов всегда больше, чем один

Школа в том виде, котором существует последние 150 лет, нам не нужна. В “том виде” – это где надо встать, когда входит высшее божество в класс. Если хочешь что-то сказать, нужно поднимать руку, а не рот открывать.

В таком виде она довершает растление гармоничной личности,  полностью дезориентирует ребенка с точки зрения того, что ему интересно, считает основатель школы “Апельсин”, педагог, автор статей о воспитании и счастливом детстве Дима Зицер.

Об этом и о том, как не убить в ребенке личность и не испортить ему детство – в интервью “Коммерсанту”.

Существующая школа нам не нужна

По мнению педагога, в школу не стоит ходить за знаниями – кто же знает, какие знания будут востребованы через 15 лет? Ходить  школу следует ходить “в том случае, если в рамках программы можно исследовать самого себя, внешний мир, учиться выбирать, осваивать знания, которые интересны конкретному ребенку, учиться применять уже имеющиеся знания”.

“Классическая система образования в принципе предлагает подготовку к жизни вместо жизни. Сначала мы готовимся к детсаду, потом готовимся к школе, потом к университету, в университете мы готовимся к работе, пока в один прекрасный день не начинаем готовиться к смерти.

И получается, что человек бежит за собственным хвостом, живет в иллюзии: я живу не сейчас, я начну жить завтра.

И откуда тогда взяться навыку жить здесь и сейчас, откуда придет понимание чего хочешь на самом деле, если еще и хотеть ничего нельзя,— ведь такой подход учит, что жизнь наступает только в будущем”.

Школу нужно менять. Кто будет это делать?

“Самая комфортная обучающая система для человека — это он сам. Единственное, мы устроены так, что нам нужно помочь с рамками этой системы. Не хочется говорить клише, но нужно менять школу. Кому менять школу? Конечно, нам с вами”.

“Любая школа, с точки зрения логики, является частной. Мы платим деньги в виде налогов и не только — и оплачиваем какую-то услугу. Если от нас, граждан, нет понятного заказа и требований, какой бы мы хотели видеть эту структуру, структура будет какой-нибудь.

Более того, другая сторона — учителя — и сами рады бы многое изменить, но не понимают как. И тогда что мы с вами имеем? Программу по литературе конца 20-х — начала 30-х годов прошлого века. Как будто ничего не написали после этого.

Я хорошо понимаю, почему «Мать» Горького входила в школьную программу советских учебников, но почему это произведение входит в современную программу, мне не очень понятно”.

Как правильно подобрать школу своему ребёнку?

“Взять лист бумаги и написать, на что вы категорически не согласны и что вы ищите. Вы согласны, чтобы на вашего ребенка кричали? Чтобы ваш ребенок выполнял чужую волю без объяснения причин? Вы согласны, чтобы, не дай бог, была опасность физического наказания? Наберется пунктов десять.

В тот момент, когда у вас появится такой список, 90% школ отпадут автоматически. В зависимости от населенного пункта останется 3–7 школ. А дальше вы, как заказчик, выбирайте качество. Вы же, прежде чем пойти в театр, прочтете рецензию? Тут то же самое.

Перед тем как ваш любимый человек отправится в школу, пойдите посмотрите, постойте на крылечке, поговорите с детьми, с родителями, которые выходят из школы. И конечно, привлеките ребенка к выбору, посоветуйтесь с ним, расскажите о нескольких вариантах.

В этот момент происходит удивительная история — то, что называется принятием. И дальше ребенку будет легче, потому что этот выбор вы совершили вместе”.

Задача взрослых- не испортить ребенку детство и не убить любопытство

“Ребенок рождается, и первое, что он делает — протягивает к нам руки. Он изначально воспринимает нас как самых лучших друзей. Не надо ни за что бороться. Это война, которая уже давно закончилась, а точнее, никогда не начиналась”.

“И знаю абсолютно точно: человек рождается любопытным. Любой ребенок, выбрасывая игрушки из кроватки, рисуя на обоях, разбирая часы по винтикам, познает мир. Меня изумляют люди, которые говорят про своего семилетнего ребенка, что он ничем не интересуется. В таком случае у меня только один вопрос: как вам это удалось?. Это само произойти не могло.

Ребенок весь мир хочет потрогать руками. Но ему один раз говорят: «Мама сейчас занята, сходи к папе». Второй раз: «Поговорим об этом через пару лет» и так далее. И вот к 7 годам своим безразличием ребенок как бы говорит: «Хватит. Дайте мне покой. Не то что я ничем не интересуюсь, это я с вами ничем не интересуюсь».

В момент, когда у ребенка был интерес, они не протянули ему руку”.

“Мы можем только любить. Быть просто любящим человеком. Когда мы начинаем любовью направлять, это уже не любовь, а манипуляция. Любить — значит слышать, следить, чтобы любимому человеку было комфортно, понятно, интересно, чтобы он получал ответы, когда у него есть вопросы. Этого уже достаточно”.

“Родителям нужно принять, что ребенок приходит в этот мир полноценной личностью. Да, взрослея, эта личность будет приобретать новые черты и новые навыки. Но это уже личность! Человек не рождается маленькой скотинкой, как думают некоторые. Из него не нужно делать высшее существо. Задача взрослых — не испортить человеку детство, жизнь и не убить любопытство”.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.