Диссоциативные состояния как защитный механизм

Содержание

Диссоциация: защитный механизм психики и средство психотерапии

Диссоциативные состояния как защитный механизм

Было ли у вас когда-нибудь ощущение, что ваши мысли и чувства не принадлежат вам? Испытывали ли вы настолько сильное потрясение, что представляли, будто это случилось не с вами, пытались абстрагироваться? Если да, то вам знаком феномен диссоциации. Что это простыми словами? Давайте разберемся.

Что такое диссоциация

Диссоциация – это распад чего-либо на составляющие. Образовано от латинского слова dissociatiodissociatio, что означает «разделение».

В психологии

В психологии термин был введен французским психологом П. Жане (конец XIX века). Ему удалось доказать, что отдельные мысли могут существовать вне сознания человека и осознаваться только под гипнозом.

Диссоциация в психологии – это первичный защитный механизм психики. Защищает от потрясений, травм, негативных эмоций. В состоянии диссоциации человеку кажется, что события произошли не с ним. Он занимает позицию стороннего наблюдателя, абстрагируется.

Специфика феномена в том, что человек может отделить от себя как негативные, так и позитивные эмоции, если те вызывают состояние дистресса. Например, сильные любовные чувства мешают работать, думать, жить. Иногда человек старается абстрагироваться от них.

Диссоциация личности бывает двух типов:

  1. Положительная. Индивид абстрагируется от событий, чтобы трезво оценить ситуацию и защитить себя от разрушительных чувств.
  2. Отрицательная. Из-за чрезмерной чувствительности индивид воспринимает обычную ситуацию как опасную и отдаляется при помощи диссоциации. Это мешает адаптации, портит отношения с окружающими.

Люди, испытавшие диссоциацию, описывают это такими фразами:

  • «Словно происходит не со мной»;
  • «Ощущение, что эти чувства не мои»;
  • «Мои чувство словно живут отдельно от меня».

В тех случаях, когда норма граничит с патологией, человек видит себя со стороны, ощущает диссоциацию как выход из тела.

В психиатрии

В психиатрии под диссоциацией личности понимается бессознательное отделение мыслей и убеждений от осознания. Например, человек придерживается сразу двух противоречивых взглядов на одну и ту же проблему.

Без коррекции состояние может спровоцировать развитие диссоциативного расстройства личности или реакцию бегства. Феномен диссоциации и синдром множественной личности развивается у людей, перенесших тяжелую психотравму.

Риск развития отклонений возрастает, если речь идет о детской психотравме, например, насилии.

Диссоциация: примеры

Каждый раз, когда мы пытаемся забыть о каких-то чувствах и эмоциях, перестать это ощущать, мы используем диссоциацию. Мы стараемся не думать о том, что нас расстраивает, огорчает, пугает или причиняет боль.

Пример диссоциации:

  1. Человек, переживший нападение, рассказывает, что на тот момент не чувствовал боли. Или говорит, что видел себя словно со стороны.
  2. Клиент на сеансе у психолога рассказывает об изнасиловании так, словно это сюжет книги. На его лице нет никаких эмоций, пульс не учащается, давление не растет.

Один из известнейших примеров патологической диссоциации – Билли Миллиган, убийца и насильник с 24 личностями. Все они имеют разный пол, возраст и характер.

В этом случае диссоциация стала основой для развития множественного расстройства личности. При помощи переключения между личностями подсознание Билли защищало его от самоубийства и старой психотравмы.

Возможно, толчком к развитию механизма диссоциации, а потом и расстройства, послужило насилие, которому Билли подвергся в детстве.

Причины диссоциации (психология)

Механизм диссоциации развивается у тех людей, которые пережили психологическую травму или видели, как другие люди используют этот механизм.

Примеры потрясений: ребенок стал жертвой или свидетелем жестокости, получил физическую или моральную травму. Пример наблюдения: ребенок видел, как родители со словами «Соберись тряпка, будь сильным» переживали потерю, трудности.

Ужас, боль, страх – эти чувства заставляют человека абстрагироваться от происходящего.

Диссоциация: норма и патология

Принято выделять нормативную и патологическую диссоциацию. В первом случае речь идет о естественной защитной реакции на стресс, потрясение, неприятные переживания.

Диссоциация в норме возникает в трудных ситуациях, где от человека требуется сохранять собранность, сдержанность, рациональность, но он не может сознательно взять себя в руки. Тогда включается бессознательный процесс – защитный механизм психики.

В итоге человек получает преимущество над ситуацией, может трезво оценить ее и принять рациональное решение. В этом случае диссоциацию можно рассматривать как средство адаптации, а не как защитный механизм.

При патологической форме человек диссоциируется в любых эмоциональных ситуациях, а не только в трудных жизненных обстоятельствах. Таких людей называют толстокожими, равнодушными, холодными, черствыми, безэмоциональными. Они исключают любой негатив, отказываются решать конфликты, не готовы к продуктивному социальному взаимодействию. Такое поведение может привести к изоляции.

Диссоциация и ассоциация

Ассоциация и диссоциация – два противоположных процесса. При ассоциации человек вовлечен в какую-то ситуацию, при диссоциации – отстранен. Наши воспоминания бывают как ассоциированными, так и диссоциированными. Притом мы сами можем выбирать, какими они будут.

Этот прием и используют психотерапевты. Чем больше вовлеченность во что-то (ассоциация), тем острее вы ощущаете какую-то ситуацию, конкретное эмоциональное состояние.

Чем меньше вы вовлечены в какие-то воспоминания (диссоциация), тем проще вам объективно проанализировать ситуацию, извлечь из нее урок.

Диссоциация и ассоциация – это две формы восприятия внешней информации. При ассоциации мы активно участвуем в анализе ситуации, осознаем ее, осмысливаем, переживаем. Например, при просмотре фильмов многие люди полностью погружаются в картину, ощущают происходящее на себе. При диссоциации человек анализирует ситуацию со стороны, смотри на нее извне, а не изнутри.

В жизни мы регулярно выбираем один или другой тип восприятия. Если человек зацикливается на одном типе, то это тревожный сигнал. Это говорит о ригидности сознания.

Застревание в состоянии ассоциации приводит к виктимизации мышления. Человек все воспринимает близко к сердцу, играет роль жертвы. Застревание в состоянии диссоциации приводит к эмоциональной холодности. Индивид становится неспособным радоваться жизни, своим успехам. Он не может проявлять эмпатию.

Застревание в одном из состояний определяет человека в группу риска по химическим зависимостям. Алкоголь и наркотики помогают «переключаться». Индивид быстро распознает это и использует такой способ как «лечение».

Застревание в состоянии диссоциации приводит к эмоциональной холодности. Индивид становится неспособным радоваться жизни, своим успехам.

Диссоциация в психотерапии (техники)

Психотерапия начинается с принятия и осознания клиентом проблемы. Без этого невозможно исцеление. Клиент должен осознать, что за любые ситуации и изменения в его жизни несет ответственность только он. А для этого человеку нужно диссоциироваться, отделить проблему от своего Я. Пока наилучшим способом признан гипноз. Специалист помогает клиенту осознать то, что он давно отделяет от себя.

Чтобы научиться переключаться с ассоциаций на диссоциации, нужно определить личные триггеры (внешние факторы, которые включают защитный механизм). Как только вы почувствуете приближение триггера, начинайте анализировать свое состояние и сознательно направлять его в нужное русло.

Рассмотрим несколько техник диссоциации в психологии подробнее. Они помогают отдалиться от травмирующих обстоятельств.

Вижу, слышу, анализирую

Для того чтобы отойти от ситуации и усмирить эмоции, можно использовать один из следующих форматов, но лучше сразу все три.

Взгляд со стороны:

  1. Мысленно остановитесь, выйдите из своего тела и посмотрите на себя, других людей и ситуацию со стороны. Избегайте оценочных суждений, констатируйте факты.
  2. Представьте изображение в черно-белом варианте.
  3. Уменьшите картинку и отдалите ее от себя, словно вы делаете это на дисплее смартфона.
  4. Переместите на задний план тех людей, которые вызывают у вас негативные эмоции.
  5. Представьте, что смотрите фильм. Прокрутите «видео» быстрее или медленнее.
  6. Представьте, как эта ситуация, события, участники будут выглядеть через 20–30–40 лет. Вы думаете, есть смысл переживать так, как вы это делали изначально?

Аудиальный формат:

  1. Представьте, что слушаете других людей и самого себя через телефон или динамик.
  2. Представьте, как громкость каждого голоса или только тех, что раздражают, уменьшается.
  3. Измените раздражающий голос, например, сделайте его писклявым. Поиграйте со скоростью воспроизведения голоса.

Аналитический формат:

  1. Представьте, что вы наблюдаете за происходящим со стороны. В этот раз не только изучайте факты, но и дайте свою оценку происходящему.
  2. «Передайте» свои эмоции тому, на кого вы смотрите.
  3. Проанализируйте ситуацию по плану: кто, что, почему и зачем.
  4. Представьте разные сценарии развития ситуации.
  5. Что вы должны сделать, чтобы обернуть ситуацию в свою пользу?

Мы не умеем одновременно переживать и думать, поэтому пока вы представляете что-либо и анализируете ситуацию, эмоции угасают. Практикуйте техники регулярно и с каждым разом переключаться будет все проще.

Рентген (НЛП)

Цель: достичь расслабленного и спокойного состояния, смирения, умиротворения, легкой грусти. Альтернативные названия техники: Memento mori (помни о смерти), Danse macabre (пляска смерти).

Что делать: представьте себя и тех людей, которые задействованы в травмирующем событии, в виде скелетов (как на рентгене). Специалисты по НЛП считаю, что этого будет достаточно, чтобы осознать, что все трудности, неудачи, мирская суета это мелочи. Сначала вы ощутите легкую грусть, потом прощение, смирение, умиротворение.

Визуально-кинестетическая диссоциация

При помощи этого метода можно проработать психотравму. Это сложная техника, которую лучше проводит под контролем психолога.

Что делать:

  1. Представьте, что вы отошли от ситуации и взглянули на нее со стороны. Вы видите себя в начальной точке развития травмирующих обстоятельств. При этом вы понимаете, что находитесь в настоящем моменте, а себя в той точке видите как на слайде.
  2. Теперь еще раз отделите свое сознание от тела и представьте, что вы наблюдаете за собой молодым (в начале травмы) и за собой в настоящем времени. Тройное отделение нужно для того, чтобы вы перестали ощущать и видеть себя как непосредственного участника событий.
  3. Проиграйте травму, сохраняйте кинестетическую отстраненность. Вы наблюдаете за собой в молодости, реакциями и чувствами того человека.
  4. Посмотрев и послушав со стороны, войдите сначала в тот образ себя, который мы получили в первом пункте (вы из того, кто наблюдал за всеми, входите в тело того, кто наблюдал за собой в начале травмы).
  5. В мыслях подойдите к себе в травмирующей ситуации. Скажите, что вы пришли из будущего и готовы помочь. Дайте молодому себе то, что ему нужно в этот момент.
  6. Как только вы поймете, что молодой вы успокоился, удовлетворил свои желания, получил нужную долю поддержки, войдите в этот образ, а потом перенесите его в образ нынешнего себя. Это поможет принять прошлое, изменить отношение к нему, обрести целостность.

В некоторых случаях один пункт приходится выполнять по 2–3 раза. Важно, чтобы человек сохранял состояние диссоциации. Чтобы избавиться от травмы, нужно сохранять позицию стороннего наблюдателя.

Модель диссоциации BASK

Диссоциативные состояния как защитный механизм

Диссоциация — психиатрическое понятие и описательный термин некоторых психических расстройств.

Это понятие стало производным от понятия «ассоциация», которое подразумевает, что мы вспоминаем информацию из памяти благодаря ассоциативной связи между идеями.

Соответственно, воспоминания, которые недоступны для ассоциативного доступа, являются «диссоциированными». Сегодня под диссоциацией понимают отделение идеи или мыслительного процесса от основного потока сознания.

Диссоциацию можно рассматривать как один из механизмов копинга, т.е. механизм реакции и адаптации к стрессовым ситуациям. Диссоциативные феномены составляют континуум, куда входит гипноз, диссоциативные эпизоды, связанные с интенсивными эмоциональными состояниями, а также диссоциативные и посттравматические психические расстройства.

Согласно одному из определений, ключевая черта диссоциативных состояний заключается в разобщении психических функций, которые в норме интегрированы. Это может касаться идентичности человека (диссоциативные расстройства идентичности, деперсонализация), работы памяти (психогенные амнезии и фуги) или сознания.

Об истории изучения диссоциации

Термин «диссоциация» обычно приписывают Пьеру Жане, который впервые использовал его в 1889 году, однако ещё до него, в 1881-1882 годах Брейер писал о том, что в каждом случае истерии имеет место расщепление сознания, т.е. что истерии свойственна тенденция к диссоциации.

Однако исследование диссоциации было на долгое время отложено благодаря развитию психоанализа Фрейда, который отверг диссоциативные явления и на первое место в развитии истерии ставил отличный от диссоциации механизм вытеснения.

Брейер полагал, что амнезия происходит из-за того, что некоторые воспоминания могут быть недоступными из-за расщепления сознания. Фрейд полагал, что идеи «вытесняются» в бессознательное, где соединяются с аффективными импульсами и достигают сознания косвенным образом в виде симптомов.

По мере развития и популяризации психоанализа идея Фрейда о вытеснении стала превалировать.

В дальнейшем были высказаны дополнительные соображения, почему концепция диссоциации и связанные с ней понятия множественной личности и гипноза на долгое время оставалась на периферии научного знания.

В частности, этому способствовало введёние Блёйлером в 1911 году понятия «шизофрения», которое покрывало многие феномены расстройства множественной личности, а также растущие подозрения о том, что множественная личность и истерия сами по себе могут быть артефактами гипнотического внушения.

Кроме того, развивавшийся в течение всего двадцатого века бихевиоризм также не проявлял особого интереса к внутрипсихическим явлениям, в числе которых оказалась и диссоциация.

Диссоциация сегодня

На сегодняшний день, когда вытеснение перестало превалировать в умах психологов, диссоциация стала ценной концепцией для рассмотрения психических механизмов копинга. Она рассматривается как двунаправленный процесс, представляющий собой континуум «диссоциации-ассоциации» (Spiegel, 1963).

«Побочные эффекты» диссоциации (амнезия, деперсонализация/дереализация и др.

) делают её далеко не идеальным защитным механизмом, однако она безусловно предоставляет способ бегства от конфликта, как это происходит в диссоциативных расстройствах, диссоциативных фугах и конверсионных расстройствах. Часто такое бегство дезадаптивно и в итоге приводит пациента к врачу, в тюрьму или надолго обрекает на несчастную жизнь.

В 1984 году Braun предложил концепцию, объясняющую природу диссоциативных состояний. Согласно этой концепции, которая объединила несколько теоретических подходов, диссоциация рассматривается в рамках нейропсихофизиологического научения, зависящего от состояния (англ. state-dependent learning).

Множественная личности (диссоциативное расстройство идентичности) представляет собой крайнюю точку на континууме паттернов реагирования, которые включают гипноз, регрессию, эго-состояния и диссоциативные расстройства.

Однако, несмотря на соседство в этом континууме, сама по себе диссоциация или гипноз не могут привести к формированию множественной личности.

Это расстройство формируется в результате повторных и многократных эпизодов диссоциации, которые происходят в состоянии крайнего стресса, как правило, связанного с насилием в раннем возрасте.

Эти эпизоды обычно имеют схожие нейропсихофизиологические аффективные состояния, в результате чего такие эпизоды объединяются и ассоциируются воедино, формируя стабильные, последовательные воспоминания, спектр эмоциональных реакций и паттерны реагирования. Такие связанные между собой аффективные состояния основаны на общих нейропсихофизиологических механизмах. Это  отличает данную модель диссоциации от других чисто психологических.

Механизм нейропсихофизиологических состояний, в свою очередь, играет ключевую роль в научении, связанном с состоянием. Особенность такого научения в том, что информация, выученная и зафиксированная в одном нейропсихофизиологическом состоянии, может быть наиболее полно воспроизведена только в таком же состоянии.

Любая личность формируется, развивается и выражает себя посредством постоянного взаимодействия со средой. Если подкрепление поведения происходит в достаточно обособленном, дискретном нейропсихофизиологическом состоянии, эффекты такого взаимодействия не будут доступны из обычного нейропсихофизиологического состояния. Если такие состояния слишком обособленные, взаимообмен между ними невозможен.

И если в каждом из таких состояний происходит достаточный объём взаимодействия со средой, что случается, когда ребёнок переживает частые эпизоды насилия, но также имеет и более позитивные взаимодействия, инфомация, выученная в нейропсихофизиологическом состоянии насилия, будет объединена и интегрирована воедино.

Этот процесс объединения знаний, памяти и поведенческих паттернов формирует субличность со своим стилем поведения, жизенной историей и аффективным диапазоном.

В 1988 году Braun на основе этих теоретических соображений сформулировал модель, которая позволяет объяснить различные аспекты диссоциативных состояний.

Название модели BASK является акронимом, каждая буква которого представляет ключевые психические процессы, задействованные в диссоциации: поведение (B, behavior), аффективные процессы (A, affect), сенсорные ощущения (S, Sensation) и знания (K, Knowledge, что также можно было бы назвать когнитивными процессами). Эти процессы функционируют параллельно и представляют собой континуум.

Модель диссоциации BASK. Диссоциативные процессы могут затрагивать любые из четырёх уровней — поведенческий, аффективный, сенсорный и когнитивный. (C) Braun, 1988.

Если исходить из определения диссоциации как отделения идеи или мыслительного процесса от потока сознания, то на основе модели BASK мы можем показать, что диссоциация может происходить на любом из указанных уровней — на поведенческом путём появления автоматизмов, на аффективном или сенсорном, что случается в гипнозе при внушённой анестезии. В течение более или менее долгого отрезка времени диссоциация может происходить на всех уровнях одновременно. Согласно этой модели, психическое здоровье подразумевает согласованность всех уровней BASK с течением времени.

Для более наглядного представления динамического континуума диссоциации-ассоциации можно использовать и статическую модель. Как и любая «карта местности», эта модель не лишена неточностей, и не все согласятся с линиями разграничения между теми или иными состояниями.

Если двигаться с левого края континуума, можно видеть, что диссоциативные явления сами по себе нормальны. Так, гипноз это интерактивный диссоциативный феномен, в котором субъект реагирует на внушения, даваемые гипнотерапевтом и направленные на изменение восприятия, памяти или поведения.

Также в данной модели посттравматическое стрессовое расстройство рассматривается как часть диссоциативного континуума.

Континуум диссоциативных состояний. (C) Braun, 1988.

Модель BASK можно использовать для описания такого относительно простого феномена как гипнотическая анестезия.

На следующей схеме показан процесс гипнотического наведения, во время которого гипнотерапевт специальным образом фокусирует внимание субъекта и побуждает его изменить состояние сознания.

Для достижения хирургической анестезии гипнотерапевт и субъект отделяют аффективные и сенсорные процессы субъекта от поведения и когнитивных процессов — знания о том, что происходит хирургическая операция.

Гипнотическая анестезия с позиции модели диссоциации BASK. (C) Braun, 1988.

По мнению Kihlstrom (1987), гипноз представляет собой особый случай бессознательного процесса, в котором «постгипнотическое внушение расширяет сферу влияния бессознательных психических процессов», а «гипнотическая анальгезия и постгипнотическая амнезия расширяют сферу влияния бессознательных структур».

Согласно модели BASK, гипнотическое наведение фокусирует внимание субъекта, а затем, создавая иллюзию, что человек может инкорпорировать гипнотические переживания, снижает его общую ориентацию к реальности (англ. general reality orientation, GRO). Это ещё больше фокусирует внимание и снижает ориентацию к реальности.

Внимание может быть сфокусировано на одном из аспектов BASK, например, на ощущении напряжения и расслабления мышц, превращаясь в наведение транса путём прогрессивной мышечной релаксации.

Как можно видеть, по достижении состояния транса внимание узко сфокусировано на сенсорном компоненте, что закладывает основу для развития диссоциативных процессов.

Диссоциативные расстройства могут подразумевать нарушения в сфере памяти и идентичности. И здесь важно проводить различие между воспоминанием и знанием о фактах (K, knowledge, согласно BASK), что порой является критически важным фактором в диагностике множественной личности.

Работа памяти подразумевает динамическое участие всех четырёх типов процессов BASK. На следующей схеме представлено, что может происходлить в случае множественной личности.

В левой части схемы на уровне поведения (B) мы видим два феномена: внешние события, представленные прямоугольным «цифровым» паттерном, и физиологическое поведение, представленное синусоидой.

На уровнях ASK происходит «что-то», что активирует аффективные, сенсорные и когнитивные процессы — это BASK-репрезентация кодирования памяти (запоминания). В средней и правой частях схемы представлены два типа воспроизведения информации.

Субличность, имеющая доступ к аффективным, поведенческим и сенсорным компонентам памяти, может воспроизвести их вместе со «знанием» о событии, превращая это в настоящее воспоминание (в средней части схемы), в то время как другая субличность также может воспроизвести факты случившегося («знание»), но не в состоянии воспроизвести и по-настоящему вспомнить сенсорные, аффективные и поведенческие аспекты (в правой части схемы).

Различие между реальным воспоминанием события и знании о фактах события по BASK. (C) Braun, 1988.

Таким образом, психотерапевт может ошибочно воспринять рассказ о фактах события как «реальное» воспоминание и упустить диагноз множественной личности.

Человек с диссоциативным расстройством идентичности может умышленно сообщать факты вместо полного воспоминания, чтобы скрыть факт наличия субличностей, либо это может происходить непроизвольно, если терапевт и пациент изначально не проводили различий между знанием о фактах и реальным воспоминанием.

В своей статье автор приводит примеры для других диссоциативных состояний, включая психогенные амнезии и ПТСР.

Модель BASK демонстрирует свою пользу для концептуализации и описания широкого спектра клинических феноменов психических расстройств, а также может оказать помощь в прояснении многих диагностических трудностей.

Также модель BASK позволяет строить гипотезы и выводы применительно к психотерапевтической работе с этими расстройствами.

Литература:

Bennett G. Braun (1988) The BASK model of dissociation. Dissoc, 1:1, pp. 4-23.

Диссоциативные расстройства

Диссоциативные состояния как защитный механизм

Диссоциативные расстройства – группа достаточно разнородных психических расстройств, характеризующихся бессознательным отчуждением некоторых психических процессов. Впервые термин «диссоциация» был использован французским психиатром, психологом и невропатологом Пьером Жане.

Широкой публике данный феномен, в основном, известен по фильмам о множественных расстройствах личности («Цвет ночи», «Сибил») и диссоциативных фугах («Долгий поцелуй на ночь»), однако в жизни эти расстройства встречаются реже других разновидностей диссоциации: диссоциативной амнезии, деперсонализации и диссоциаций при трансовых состояниях.

Случаи легкой диссоциации знакомы любому человеку. К подобным состояниям относятся «странное» восприятие себя и окружающего мира после бессонной ночи, медитация, «уход» в альтернативный придуманный мир или в собственные мысли во время чтения интересной книги или долгой поездки в автобусе и другие подобные ситуации.

При клинических значимых диссоциативных расстройствах «разрыв» между различными психическими функциями становится более выраженным, определенные психические процессы полностью обособляются. Большинство диссоциативных расстройств возникают однократно, носят полностью обратимый характер и заканчиваются выздоровлением.

Лечение осуществляют специалисты в области психиатрии.

Диссоциативные расстройства

Непосредственной причиной развития патологического состояния становится острая или хроническая психотравмирующая ситуация.

Диссоциативные расстройства нередко наблюдаются в обстоятельствах, связанных с непосредственной угрозой для жизни больного: при природных и техногенных катастрофах, автомобильных авариях, крушениях поездов, насилии во время криминальных инцидентов и т. п.

Кроме того, пусковым моментом может стать угроза всему тому, на основании чего больной формирует представление о собственной личности, ее целостности и значимости.

Диссоциативные расстройства может провоцировать смерть близких (наряду с потерей близкого человека пациент теряет и часть себя – как мужа, отца, жену, мать и т. д.

), разрывы значимых отношений, увольнения, особенно при неопределенных или неблагоприятных перспективах дальнейшего трудоустройства (удар по профессиональной идентификации, падение личной ценности в социуме), банкротство, потеря собственного жилья и другие значимые травматические события.

Иногда из-за несовпадения личной системы ценностей пациента с системами ценностей других людей причиной расстройства становятся события, не представляющие значимости для окружающих.

Выделяют три группы факторов, увеличивающих риск развития диссоциативного расстройства. Первая – индивидуальные особенности больного, склонность к легкому вхождению в трансовые состояния.

Обычно эта способность выявляется у чувствительных, впечатлительных людей с богатым воображением. Вместе с тем, имеет значение наличие нормальных адаптационных механизмов.

Если в детстве такой человек живет в благоприятном окружении, у него формируются здоровые способы приспособления к изменению внешних условий, и вероятность развития диссоциативного расстройства снижается.

Вторая – неблагоприятные условия жизни в детстве: ранняя потеря близкого человека, тяжелая болезнь, физическое и психологическое насилие в семье или в школе, особенно при эмоциональной изоляции, отсутствии поддержки и понимания со стороны взрослых.

Третья – предыдущий травматический опыт.

Диссоциативные расстройства чаще развиваются у людей, которые в прошлом воевали либо находились на территории военных действий, подвергались пыткам или продолжительному насильственному внушению, будучи жертвами террористов или участниками секты.

Существуют разные подходы к классификации диссоциативных расстройств.

Психиатры традиционно используют данный термин для обозначения трех патологических состояний: диссоциативной фуги, диссоциативной амнезии и диссоциативного расстройства идентичности (множественной личности).

В американское руководство по диагностике психических расстройств, наряду с перечисленными состояниями, включают деперсонализацию. В МКБ-10 отражено семь диссоциативных состояний:

Причиной развития является интенсивное или длительное психотравмирующее воздействие в детском возрасте. Критическими факторами выступают: раннее нарушение привязанности (отсутствие контакта с матерью в возрасте до 2 лет), насилие, заброшенность и игнорирование ребенка.

Диссоциативное расстройство проявляется наличием нескольких личностей в одном человеке. Личности могут быть разного пола, возраста и национальности, каждая имеет свою историю.

Переход от одной субличности к другой осуществляется внезапно, каждая субличность не знает о существовании остальных и не представляет, что происходило за время ее «отсутствия».

Основной целью лечения диссоциативного расстройства является объединение разных личностей – такой подход позволяет обеспечить нормальное существование больного, его безопасность и интеграцию в общество. Используются различные психотерапевтические методики, в том числе – когнитивная психотерапия, гипноз, психодинамическая терапия, семейная психотерапия.

При сопутствующих депрессивных расстройствах и выраженной тревоге назначают антидепрессанты. Диссоциативное расстройство идентичности требует длительной терапии.

В литературе описаны случаи успешной интеграции даже при большом количестве субличностей, однако, многое определяется возрастом больного, его способностью и готовностью переносить стрессы, связанные с объединением «альтер эго», и другими факторами.

Диссоциативная амнезия

Диссоциативная амнезия – достаточно распространенное расстройство. Представляет собой частичную или полную потерю памяти на события, вызвавшие тяжелый психологический стресс.

При этом больной находится в сознании, признает амнезию, ориентируется в собственной личности и сохраняет воспоминания о других событиях.

Эта форма диссоциативного расстройства чаще выявляется у молодых женщин, пострадавших во время стихийного бедствия либо находившихся на территории военных действий. Кратковременные эпизоды диссоциативной амнезии нередко возникают при потере близких и других трагических событиях.

Лечение – создание благоприятной психологической атмосферы, психотерапия, в некоторых случаях в сочетании с лекарственной терапией.

Утраченные воспоминания можно восстановить с помощью гипноза, однако, иногда они могут вызвать ухудшение состояния пациента с диссоциативным расстройством, поэтому решение о необходимости применения данной методики принимают индивидуально.

Для выработки более адаптивных способов реагирования на психотравмирующие ситуации применяют когнитивно-поведенческую терапию и психодинамическую терапию, для облегчения контакта больного со своими чувствами и безопасного выражения переживаний используют различные виды креативной психотерапии. Прогноз благоприятный, обычно наблюдается полное выздоровление.

Диссоциативная фуга

Диссоциативная фуга – диссоциативное расстройство, при котором больные внезапно покидают дом, утрачивая воспоминания о своей прежней личности. Одни пациенты находятся в растерянности, другие создают новую личность, порой – весьма правдоподобную. Появление новой личности сопровождается изменением поведения.

При продолжительной диссоциативной фуге больные могут устраиваться на работу по другой специальности и создавать новые семьи. В последующем прежняя личность возвращается, и пациент, страдающий диссоциативным расстройством, обнаруживает себя в незнакомом месте с новой, неизвестной ему жизнью.

Воспоминания о существовании в период фуги утрачиваются.

Как правило, психиатры и психотерапевты работают с больными, уже пережившими возвращение к прежней личности, поскольку в период фуги больных ничто не беспокоит, и они не обращаются к специалистам.

Лечение диссоциативного расстройства – помощь в переработке травмирующей ситуации, спровоцировавшей фугу.

При продолжительной фуге может потребоваться помощь в адаптации к прежней жизни, поскольку многие пациенты тяжело переносят перемены, произошедшие за время их отсутствия. Прогноз благоприятный, обычно наблюдается полное выздоровление.

Деперсонализационное расстройство

Деперсонализация – диссоциативное расстройство, проявляющееся ощущением чуждости собственного тела или собственных психических процессов.

Может быть периодическим или постоянным, сопровождаться эффектами искажения пространства и времени, восприятием себя, как робота или как человека, живущего в сновидениях.

Пациент как будто не живет, а наблюдает за своей жизнью со стороны, не имея возможности ей управлять. Деперсонализация нередко сочетается с дереализацией – ощущением нереальности окружающего мира.

Различают деперсонализацию при различных психических расстройствах (шизофрении, депрессии, биполярном аффективном расстройстве, паническом расстройстве) и синдром деперсонализации-дереализации, как самостоятельное диссоциативное расстройство, обусловленное непереносимым стрессом.

Причиной развития данного синдрома могут стать стихийные бедствия, аварии, насилие, жесткое обращение в детстве и пр. Установлено, что все виды деперсонализации связаны с повышенным уровнем тревоги, поэтому при лечении этого расстройства используют транквилизаторы и антидепрессанты.

Прогноз при синдроме деперсонализации-дереализации благоприятный, при симптоматических деперсонализациях состояние определяется течением основного заболевания.

Транс и одержимость

Транс и одержимость – диссоциативные расстройства, сопровождающиеся временным изменением сознания, снижением способности осознавать собственную личность и происходящие события. Возникают у медиумов и служителей некоторых культов.

В повседневной жизни могут наблюдаться у водителей, летчиков и представителей других профессий, связанных с длительным монотонным напряжением в сочетании с высокими скоростями и однообразием визуальных ощущений.

Трансовые состояния могут становиться причиной авиакатастроф и автомобильных аварий.

При трансовых диссоциативных расстройствах, обусловленных проведением религиозных и оккультных ритуалов, может потребоваться психотерапевтическое лечение (гештальт-терапия, психоанализ, рациональная психотерапия) на фоне приема транквилизаторов.

При трансах, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, основную роль играют профилактические меры: регулярный отдых (в случае, если остановка невозможна – замена управления транспортным средством другим водителем либо пилотом), остановки в пути и кратковременный сон.

Другие диссоциативные расстройства

Диссоциативными конвульсиями называют псевдоприпадки, которые довольно точно могут имитировать припадки при эпилепсии, но не сопровождаются полной потерей сознания, непроизвольным мочеиспусканием и прикусыванием языка.

Диссоциативные расстройства движений и ощущений представляют собой временные выпадения чувствительности или нарушения движений. Диссоциативный ступор проявляется временной полной или почти полной неподвижностью и отсутствием реакции на внешние раздражители при сохранении сознания.

Лечение всех перечисленных диссоциативных расстройств – психотерапия, иногда в сочетании с лекарственной терапией.

Диссоциативное расстройство личности: классификация, формы, проявления

Диссоциативные состояния как защитный механизм

Диссоциативные расстройства, также именуемые конверсионные – отдельная группа патологических психических состояний личности, для которых характерно значительное изменение или полное нарушение совокупности психических функций.

В состоянии, условно определяемом как норма, явления сознания, сфера памяти, понятие личностной идентичности и ее непрерывность – интегрированные (целостные) компоненты сферы психики.

При развитии патологии наблюдается диссоциация (распадение целостности) отдельных элементов, они обособляются от единого в норме сознания, приобретая определенную независимость.

Понятие «диссоциация» было введено в медицинскую терминологию в XIX столетии французским психологом, психиатром, невропатологом Пьером Жане.

Он в ходе своей врачебной деятельности первым установил факт: отдельные идеи или их комплекс может отъединяться от изначально целостной основы личности, существуя автономно, независимо, неконтролируемо и неуправляемо сознанием.

Однако такие отщепленные структуры можно возвратить в сферу сознания, прибегнув к психосуггестивной терапии (гипнозу).

Диссоциативное расстройство – сильнейший коллапс целостности личности, приводящий к полному расщеплению биологически и психически единой структуры.

Именно из-за такого «развала» личности, заболевание нередко называют термином «расщепление личности», однако такая трактовка заболевания не совсем точно отражает все описанные на данный момент формы патологии.

Можно утверждать, что диссоциативное расстройство – глобальная и более выраженная дезорганизация личности.

До сегодняшнего дня ученые и клиницисты не вынесли единого вердикта, что же являет собой множественная личность, поэтому в современных вариантах систематизаций и классификаций болезней принято такие состояния обозначать отдельными формами конверсионного расстройства, в числе которых диссоциативное расстройство идентичности, нередко именуемое как раздвоение личности, расщепление личности.

Определение и классификация согласно DSM-IV-TR

В современной психиатрии термин «диссоциативные расстройства» согласно определениям DSM-IV-TR включает четыре вида патологических состояний:

  • деперсонализационное расстройство;
  • диссоциативная амнезия;
  • диссоциативная фуга;
  • диссоциативное расстройство идентичности.

Все вышеуказанные состояния непосредственно связаны друг с другом и органически переплетаются.

Диссоциативное расстройство идентичности

Наблюдается более чем у 5% пациентов психиатрического профиля. Большая часть пациентов – лица молодого возраста, при этом расстройство может стартовать в детские годы и период отрочества. У женщин патология встречается чаще, чем у мужчин.

Для состояния характерно своеобразное расщепление личности, при котором в одном человеке могут существовать несколько «личностей» с диаметрально противоположными психологическими свойствами и чертами характера. Периодически каждая отдельная «личность» берет бразды правления человеком в свои руки, соответственно, особа не только ведет себя по-иному, но и использует другую модель мышления.

Перевоплощение из одного образа в другую «личность» проходит внезапно и беспричинно, при этом индивид не осознает, что с ним происходит: он не ощущает и не помнит о наличии других структур в психике, не понимает, что совсем недавно он являл собой иную «личность».

Наиболее тяжелая форма, которая трудно поддается лечению и часто не оканчивается полным выздоровлением. Как показывают исследования, диссоциативное расстройство идентичности чаще всего возникают у личностей, которые перенесли насилие, чаще всего сексуального характера, в детском возрасте. Нередко наблюдается при эпилепсии.

Определение и классификация согласно МКБ-10

В МКБ-10 (Международном классификаторе болезней) под кодом F44 «Диссоциативные (конверсионные) расстройства» представлены семь диагнозов. Общепринятым критерием для дифференциации конверсионных расстройств от иных патологий выступает наличие у человека полного или частичного нарушения цельности между компонентами:

  • памятью на личную историю;
  • осознанием себя как личностью;
  • собственными ощущениями;
  • способностью контролировать собственную двигательную функцию.

Все формы заболеваниямогут самостоятельно прекратить свое проявление спустя непродолжительный срок, особенно если их развитие стартовало после психотравмирующей ситуации. В раздел включены подвиды диссоциативных расстройств: амнезия, фуга, ступор, двигательные расстройства, конвульсии, потеря чувственного восприятия, транс и одержимость.

Потенциальные причины диссоциативного расстройства личности

Диссоциативное расстройство формируется у личности на фоне присутствия в прошлом или настоящем нескольких неблагоприятных обстоятельств, в числе которых наиболее весомые:

  • воздействие стрессовых факторов, которые человек оценивает как непереносимые;
  • травматический опыт в прошлом;
  • наличие защитного механизма – диссоциации, то есть восприятие события, происходящее лично с индивидом как явления у кого-то постороннего;
  • способность вытеснять (изолировать) свои воспоминания из сферы сознания.

Почва для развития патологии закладывается в детском возрасте: человек не рождается с ощущением цельной идентичности, становление личности проходит в результате многообразных переживаний и разнопланового воздействия.

Базой для формирования у личности диссоциативного расстройства является дефицит родительского внимания и заботы в тяжелых для малыша ситуациях, когда он, не владея необходимыми механизмами преодоления проблем, вынужден применять деструктивные формы защиты, вытесняя свои негативные ощущения из сферы сознания.

В качестве главной причины развития аномальных состояний, по мнению многих исследователей, выступает факт физического и психологического насилия, пережитого личностью в детские годы. Также в роли пускового механизма обнаруживаются вытесненные из сознания воспоминания о пережитых стихийных бедствиях, военных конфликтах, смерти близких родственников или затяжной болезни.

Стоит отметить, что для личностей, страдающих диссоциативным расстройством, характерно легкое вхождение в транс – состояние, отличное ото сна и бодрствования, при котором притупляется контроль сознания, и человек пребывает в своеобразной полудреме.

Лечение диссоциативного расстройства личности

Оптимальная тактика ведения больных – сочетание мероприятий:

  • облегчающих симптомы заболевания;
  • улучшающих общее самочувствие пациента;
  • нацеленных на обеспечение безопасности человека;
  • направленных на восстановление целостности интегрированных элементов психики;
  • закрепляющих достигнутую единую идентичность.

На сегодняшний день отсутствуют фармацевтические препараты, позволяющие преодолеть и искоренить непосредственно само заболевание.

Фармакологическое лечение не показывает желаемых результатов в терапии диссоциативного расстройства и ориентировано исключительно на устранение отдельных симптомов.

Для преодоления сопутствующих депрессивных проявлений довольно часто прибегают к назначению некоторых современных антидепрессантов.

Как правило, программа лечения диссоциативного расстройства представлена методами психотерапии: когнитивной, семейной, инсайт-ориентированной и техниками клинического гипноза.

ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.