Домашние дети и домашние мамы

Содержание

Как приучить ребенка помогать по дому: 5 способов от детского психолога и 5 критических ошибок

Домашние дети и домашние мамы

Последнее обновление статьи: 27.03.2018 г.

Осталось разобраться, с какого возраста приучать ребёнка к труду, стоит ли заставлять детей работать или лучше использовать маленькие хитрости, чтобы не превратить обязанности в ежедневную каторгу.

Всему своё время

Уже с двухлетнего возраста ребёнок способен оказывать посильную помощь по дому. Стоит выделить слово «посильная», поскольку полноценным трудом назвать маленькие поручения сложно. Однако стремление к самостоятельности необходимо всячески поощрять.

Что же доверяют детям в разных возрастных периодах?

С двух до четырёх лет

Этот период ещё называют кризисом трёхлетнего возраста, который характеризуется, в том числе, желанием стать более самостоятельным. Эту особенность обязательно учитывают внимательные родители.

Двухлетний ребёнок уже способен выполнять простейшие просьбы: подать маме перчатки, кошелёк, книжки, футляр от очков и т.д.

Все эти вещи должны быть безопасными для малыша – то есть нельзя просить принести что-то острое, тяжёлое или хрупкое.

В этот возрастной период дети обучаются навыкам самообслуживания, поэтому следует всячески поощрять желание ребёнка своими силами снимать и надевать брючки, плавки, футболки.

От родителей же требуется показать ему, куда нужно класть вещи для хранения.

Если ребёнок в этом возрасте будет видеть, как родители трудятся дома и вообще положительно относятся к выполнению различных обязанностей, процесс приучения к труду существенно упростится, поскольку перед глазами будет положительный пример.

Дети дошкольного возраста развиваются очень быстро, с лёгкостью приобретая всё новые и новые навыки. Четырёхлетки уже способны выполнять более серьёзные требования и пожелания.

Например, детсадовцы раскладывают игровые принадлежности по местам после игры, складывают вещи в корзину, кормят домашних животных (меняют воду собакам и кошкам, насыпают сухой корм).

Необходимо активнее приучать ребёнка помогать взрослым при уборке квартиры. Ему вполне по силам бороться с пылью, сервировать стол, раскладывать продукты в холодильнике.

Родителям же необходимо всячески демонстрировать своему чаду, что они ценят его поддержку и благодарны ему.

От шести лет и старше

Совсем скоро ребёнок пойдёт в школу, поэтому крайне важно научить его не просто оказывать помощь при еженедельной генеральной уборке, но и наводить порядок каждый день.

Шестилетки уже способны выполнять следующие домашние хлопоты:

  • ежедневно заправлять свою постель;
  • убирать игрушки на место;
  • складывать одежду в шифоньер или на стул;
  • ухаживать за домашними цветами;
  • собирать рюкзак в садик или школу;
  • следить за домашним животным, убирать за ним, выводить их на прогулку.

Как уже было отмечено, лучше приступать к приучению с самого раннего возраста, ведь трудовые навыки всегда пригодятся. Но можно попробовать привить любовь к домашним хлопотам и в более взрослые годы. Главное – делать это правильно.

Прежде всего, нужно учитывать предпочтения ребятишек. У каждого малыша уже имеется склонность к какому-либо определённому виду деятельности.

К примеру, одни дети стремятся к упорядочиванию и систематизации, поэтому им нравится рассортировывать предметы по определённым параметрам. Другие любят следить за растениями или пушистыми питомцами.

Таким образом, важно лишь внимательно следить за собственным ребёнком и интересоваться его мнением. Также можно изучить рекомендации специалистов, которые советуют, что необходимо делать, а от чего лучше отказаться.
  1. Трудитесь вместе. Не отказывайтесь от помощи ребёнка, отправляя его поиграть. Напротив, предложите ему заниматься домашними хлопотами вместе. Совсем маленький кроха может мыть овощи, дети постарше способны замешивать тесто, нарезать салаты или накрывать на стол. А благодаря вашему присмотру снизится вероятность травмирования.
  2. Совмещайте выполнение домашней работы с развитием ребёнка. К примеру, уборку в помещении можно проводить параллельно с рассказыванием сказочной истории о Золушке. Убирая игрушки, можно повторять их цвет и т.д.
  3. Превращайте уборку в весёлое занятие. Этот совет актуален в раннем возрасте и в случае, если ребёнок отлынивает от выполнения домашних обязанностей. К примеру, кружки и тарелки можно мыть «волшебными пузырями», а уборка игрушек – вообще поиск настоящего пиратского клада.
  4. Учитывайте возраст и желания ребёнка. Чтобы получать наилучшие результаты, попробуйте составить перечень трудовых обязанностей, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям ребёнка. А уже затем нужно позволить ему выбрать те, какие бы он хотел выполнять.
  5. Обязательно хвалите за помощь. Это может быть как простая благодарность за выполненную работу, так и стимулирующие слова, которые позволят активнее включать ребёнка в работу. Например: «Ты лучше всех чистишь картофель» или «Лучше тебя никто не справится с прополкой моркови». Конечно, до очень грубой лести опускаться не следует.
  1. Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика. В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.
  2. Не ругайте. Терпеливость очень важна в деле приучения ребёнка к труду. Конечно, малыша можно заставить делать работу побыстрее, однако он просто физически не способен выполнять обязанности наравне со взрослыми. Если постоянно подгонять, то в следующий раз он попросту откажет в помощи.
  3. Не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания. В идеале ребёнок должен понимать, что труд – это благо. Если же постоянно наказывать за что-то домашними хлопотами, то дети начнут считать мытьё посуды или выгуливание собаки чем-то негативным.
  4. Не платите за труд. Оплата за домашние хлопоты – неоднозначное решение. Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.
  5. Не делите виды деятельности по половому признаку. Современные дети не признают условностей, поэтому девчонки разбирают компьютеры, а мальчики любят готовить на кухне. В этом нет ничего плохого. Напротив, все ребятишки должны уметь пришивать пуговицы, готовить хотя бы яичницу, застилать постель.

Ну и ещё один важный совет, о котором уже было сказано. Демонстрируйте позитивную модель поведения – убирайте и мойте за собой посуду, устраивайте генеральные уборки и т.д. Нельзя требовать от ребёнка того, чего вы сами не выполняете.

Чаще всего ленивость и безответственность находятся где-то рядом. Родители жалуются, что их маленькое или взрослое чадо совершенно не помогает.

Проблема распространённая, а её причины зависят во многом от поведения самих мам и пап.

  1. У ребёнка не сформировалась привычка не то что помогать взрослым, но и просто за собой убирать. Виноваты в этом, естественно, сами родители или бабушки. Малыша ведь жалко, да и зачем ему посуду мыть, вырастет – ещё наработается.
  2. Взрослые члены семьи вообще не отличаются чистоплотностью. К примеру, отец не убирает одежду в шифоньер, мать оставляет на утро целую гору грязной посуды. Саму квартиру давно не ремонтировали, поэтому желание что-то убирать быстро пропадает.
  3. Каждый член семьи живёт обособленно, нет привычки выполнять коллективную работу – производить ремонт, высаживать картофель. Ребёнок, что естественно, растёт индивидуалистом и эгоистом.
  4. Взрослые не хвалят сына или дочь за выполненные поручения, хорошие оценки и т.д. То есть любая работа считается обязанностью, а за неё хвалить, вроде как, и не обязательно.
  5. Некоторые родители ведут своеобразную «политику», отличающуюся постоянным изменением настроения и требований. То есть мама поначалу не обращает внимания на неубранную кровать, а затем принуждает устроить генеральную уборку.
  6. Некоторые взрослые начинают принуждать детей, что заставляет последних яростно протестовать. Особенно такое часто встречается в подростковом возрасте.

И всё же самая частая причина – родители не видят разницы между счастливым и беззаботным детством. В первом случае ребёнок трудится себе и другим во благо, а беззаботность отличается тем, что все акценты переносятся с активной деятельности на постоянный отдых.

Чтобы не столкнуться с ленью подростка, нужно начинать воспитывать ребёнка трудом с младых ногтей. Естественно, выбор занятия должен учитывать возраст и особенности отпрыска.

Что делать, если ребёнок отказывается помогать?

Итак, причин для того, чтобы дети отказывались от помощи родителям, достаточно много. И если одни сами всё выполняют без напоминаний, то от вторых практически невозможно добиться хоть какой-то поддержки. Как исправить поведение маленького «нехочухи»?

Прежде всего, не следует паниковать и сравнивать своё чадо с другими, более работящими ребятишками. А чтобы изменить детское поведение, нужно сначала измениться самому.

  • больше общайтесь с ребёнком, отказавшись от сидения за компьютером и просмотра телевизионных передач. Пожалуй, это универсальный совет, как говорится, на все случаи жизни;
  • перестаньте ругать ребёнка по любому поводу. Наоборот, постарайтесь сблизиться и узнать его предпочтения. Возможно, знание пристрастий поможет ему выбрать подходящий вид деятельности;
  • если вы дали какое-то обещание, обязательно его сдержите. Это также поможет установить доверительные детско-родительские взаимоотношения;
  • обязательно хвалите даже за самую малую помощь. Пусть ребёнок знает, что вы цените его усилия.

Установив более доверительные отношения, воспользуйтесь советами, которые представлены выше. Если позитивных итогов добиться не удалось, попробуйте обратиться к психологу. Он изучит ситуацию со всех сторон и подскажет наиболее оптимальное решение данной проблемы.

Приучение к труду – процесс не всегда простой. Возможно, у вас есть собственный вариант решения ситуации, но всё же полезно будет запомнить, что необходимо:

  • поддерживать детскую инициативу;
  • помогать ребёнку с возникающими трудностями, обучать, как нужно правильно выполнять то или иное действие;
  • не оплачивать выполнение домашних обязанностей;
  • всегда говорить «спасибо» за усилия;
  • не требовать, а просить или предлагать выполнить работу;
  • учитывать особенности и пристрастия ребёнка;
  • не наказывать трудом за проступки;
  • демонстрировать позитивный пример.

Чтобы ребёнок знал, как помочь маме, нужно начинать приучать его к выполнению домашних обязанностей с раннего возраста. В этом случае у вас не будет хлопот в дальнейшем с маленьким помощником.

Ну и напоследок следует отметить, что желание всё делать самостоятельно (потому что так быстрее) может сыграть злую шутку в дальнейшем. Если вы не хотите в один прекрасный момент услышать грубый отказ от ребёнка на просьбу помочь, запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой.

И, если поначалу у него не всё будет получаться, то совсем скоро вы сможете доверять ему и более серьёзные дела. К всеобщей радости и пользе.

Оценка статьи:

(4 2,75 из 5)
Загрузка…

Как молодой маме справиться с ребенком и домашними делами?

Домашние дети и домашние мамы

Хоть время после родов и называется «отпуском по уходу за ребенком», на отдых времени не хватает катастрофически.

В таком отпуске нужно не только успевать все делать для малыша, но и все домашние дела остаются в распоряжении молодой мамы. Хочется сохранить в доме чистоту и уют, приготовить обед, уделить необходимое внимание малышу, но и себя не забывать.

Как же со всем этим справиться? На помощь приходят опытные мамы и бабушки со своими проверенными на практике советами.

Маленький ребенок в доме и идеальный порядок – две абсолютно несовместимые вещи. Пересмотрите свои привычные взгляды на наведение чистоты и порядка. С ребенком до трех лет невозможно прежними усилиями достичь совершенства в уборке. Точнее сказать, можно, но ценой невероятных усилий и без минимальной передышки и отдыха.

  • Каждый предмет в доме требует ухода, то есть времени и сил. Попробуйте на некоторое время убрать из виду те вещи, без которых можно обойтись. Например, многочисленные вазочки, статуэтки и всякая мелочь, которая собирает на себе пыль. К таким вещам относятся и покрытия на полу в виде паласов и ковров. Все, что выполняет только эстетическую роль, а не функциональную – подальше на хранение.
  • Отведите для уборки определенное количество времени в день – например, 20-30 минут. Этого достаточно, чтобы навести порядок в одной комнате или шкафу. Не накапливайте много домашней работы и не старайтесь за один прием убрать всю квартиру. Чистоту и порядок можно поддерживать, если тратить на это каждый день небольшое количество времени и сил.
  • Совмещайте уход за малышом с некоторыми домашними делами. Посадите ребенка в слинг — и можно легко помыть посуду или развесить белье. Это сэкономит время, которое можно потратить на себя.
  • Если у вас в доме пока нет необходимой бытовой техники, то стоит поговорить об этом со своими родными и близкими. Ведь огромный объем работы с приходом чудо – машин перейдет на их «плечи». Молодой маме просто необходима стиральная машина – автомат, моющий пылесос и посудомоечная машина. Эти достижения техники способны во много раз облегчить жизнь маме с маленьким ребенком.
  • Если пупочек у малыша уже зажил, то не стоит тратить время на глажку детских вещей. Просто при развешивании влажного белья необходимо его тщательно расправлять, тогда сухие вещи будут выглядеть аккуратно.
  • Сократить объем грязного белья и количество стирок можно при помощи одноразовых предметов – пеленок, подгузников и салфеток. Время, предназначенное для развешивания и складывания пеленок и детской одежды, останется в вашем распоряжении.
  • Ваша вторая половинка, старшие дети и родители могут выполнять часть домашней работы сами. Например, выносить мусор, мыть за собой посуду, вытирать со стола. Эти несложные дела отнимают у молодой мамы драгоценное время.

Советы: как сэкономить время на кухне?

  • Предварительное составление меню и покупка продуктов по нему – это отличный способ сэкономить время. Нужно всего лишь посидеть некоторое время, чтобы составить рацион на неделю, а затем выбрать один из дней, чтобы запастись необходимыми продуктами. Во-первых, не нужно будет придумывать каждый день что готовить, а во-вторых, не нужно тратить время на ежедневный поход в магазин.
  • Домашние полуфабрикаты и заморозки – это тоже отличный выход. Здесь могут прийти на помощь и наши любимые бабушки. Порежьте мелко лук, морковь и сладкий перец, расфасуйте в пакеты и положите в морозилку. Туда же положите на хранение приготовленные, но не обжаренные котлеты или нарезку мяса для гуляша. Останется только вытащить и приготовить.
  • Организуйте так процесс питания, чтобы в нем не было сложных блюд, требующих длительного нахождения на кухне возле плиты. Мясо и овощи можно запекать в духовке, а каши готовить в специальных пакетиках. Чем блюдо будет проще, тем больше свободного времени останется.
  • Не берите на себя всю работу по кухне, привлекайте супруга и близких родственников на помощь. Бабушки могут иногда приносить свои домашние блюда, а муж легко приготовит овощной салат или нарежет хлеб.
  • И опять бытовая техника, без которой никак не сэкономишь время – это блендер, мультиварка и кухонный комбайн. Они намного облегчат жизнь женщины на кухне.

Чтобы у молодой мамы хватало сил на ребенка и домашние дела, ей необходимо время на полноценный отдых в течение дня – это просмотр любимого кино, чтение книги, сон или занятие любимым делом.

С нашими рекомендациями каждая женщина сможет выделить себе время без ущерба для малыша и других членов семьи. Подрастающий ребенок во время бодрствования может находиться рядом с работающей по дому мамой, сидя или лежа в коляске или шезлонге. А вот время сна малыша – это мамино время.

Родитель на замену: кому и зачем нужно домашнее образование

Домашние дети и домашние мамы

В России всегда учили детей в семьях. В наши дни практика семейного образования стала возрождаться вновь. Если вы задумались, проводим актуальный ликбез.

Где получить аттестат о среднем образовании?

Любой родитель может выбрать форму образования, альтернативную школе, если, скажем, не устраивает качество образования или есть другие причины.

Для перевода ребёнка на семейную форму обучения нужно написать директору школы заявление, договориться о периодичности сдачи промежуточных аттестации, один или два раза в год, и учить школьника дома самому или в онлайн-школах. В России альтернативную форму обучения выбрали 250 тыс. детей.

Согласно Федеральному закону об образовании домашнее обучение в России разрешено уже почти 25 лет, но не все папы и мамы знают о таком варианте.

Ещё можно остаться в школе, но ходить не на все уроки, а перейти на очно-заочную форму, то есть part-time, и часть предметов «грызть» дома, а часть — в стенах школы.

Существует и такая радикальная форма образования как «анскулинг», когда дети учатся, как и когда хотят, концентрируются на предметах по своему интересу.

Школьная программа в расчёт не берется, родители действуют по одному им известному плану, а ребёнок растет и развивается, как цветок.

Семейники, как и ученики виртуальных школ, на выходе получают школьный аттестат о законченном среднем образовании. После того как, разумеется, сдадут ОГЭ или ЕГЭ в школах вместе со своими сверстниками.

https://www.youtube.com/watch?v=xMt0-pNzJP0

Согласно Федеральному закону об образовании домашнее обучение в России разрешено уже почти 25 лет

Кто может учить ребёнка вне стен школы?

Семейное образование может включать помощь репетиторов и онлайн-уроки, или родители могут обходиться без этой поддержки. В последнем случае процесс обучения строится, исходя из намерений и целей родителей.

Папы и мамы могут черпать знания о домашнем обучении из сообщества единомышленников или из курсов.

Например, академическая поддержка семейного образования «Классические беседы» обучает родителей тому, как учить детей дома.

В онлайн-школе дети могут полностью получать знания сами.

Конечно, такое образование не ограничивается двумя участниками процесса – учеником и компьютером, есть педагоги, которые проводят онлайн-консультации, проверяют домашние задания.

Есть персональные наставники, например, как в Домашней школе InternetUrok.ru. Они помогают дистанционно, даже могут разработать план действий, расставить приоритеты, следят за успеваемостью.

Как и где проходит аттестация?

Промежуточные тесты, контрольные работы и итоговые экзамены в случае семейной формы и очно-заочной сдают в школе. Если ребёнок заключает договор с онлайн-школой, все аттестация в течение учебного года сдаются удалённо, только ОГЭ и ЕГЭ пишут вместе со всеми учениками в традиционной школе.

Поскольку большинство родителей слабо осведомлены об альтернативных системах обучения и аттестации, в Центре Поддержки Семейного Образования родителям-семейникам помогают найти общий язык со школой, оформить документы, подготовить детей к аттестации.

На информационных встречах центр знакомит с пособиями и учебниками для хоумскулеров.

В отличие от школы, дети-семейники меньше подвержены буллингу со стороны сверстников.

А как же социализация?

Это миф, что дети-семейники не социализируются. Они ходят в секции и кружки, где находятся в сообществе единомышленников. В отличие от школы, они меньше подвержены буллингу со стороны сверстников и не чувствуют дискомфорта на тех предметах, к которым не проявляют интереса и способностей.

Приверженцы обучения детей в семьях или онлайн посещают музыкальные, художественные и спортивные кружки, участвуют в различных мероприятиях. После домашнего обучения дети успешно сдают ЕГЭ и поступают в престижные вузы.

По словам руководителя проекта «Классические беседы» Ирины Шамолиной, семейное образование само по себе – тенденция, так как о нем пока мало знают.

По её словам, родители забирают детей из школы не потому, что хотят дать образование лучше, чем в школе, а потому, что у родителей есть потребность в воспитании ребенка. Ребенок должен научиться выстраивать взаимоотношения в семье и транслировать эту модель на коллектив.

Онлайн-школы созданы для тех, кто решил перейти на удалённое обучение, и оно соответствует программе Минобра.

Кому подходит домашнее обучение?

На Международной конференции семейного образования, которая впервые прошла в России, были определены категории детей, которым семейное образование помогает получать знания. Это дети-инвалиды; дети, часто пропускающие занятия; юные спортсмены, при их загрузке на учебу им на школу просто не хватает времени; дети, чьи родители работают вдали от Родины, а еще дети-вундеркинды.

Ведь форма обучения, не ограниченная рамками школы, помогает одаренным детям получить знания в нужном именно им объёме и качестве. А еще благодаря интернету семейное образование дает возможность детям из провинции получить качественное образование. Так, образовательный проект InternetUrok.

Ru предлагает семьям, нацеленным на самостоятельное обучение, учиться по онлайн-занятиям, а это – 4700 видеоуроков по всем предметам школьной программы. Некоторые семьи так занимаются в дополнение к школьным урокам, некоторые перешли полностью на онлайн-образование в “Домашнюю школу”. Как сказал исполнительный директор проекта InternetUrok.

Ru Павел Арсеньев, “Домашняя школа” создана для тех, кто решил полностью перейти на удалённое обучение, и оно соответствует программе Минобра.

Подойдет ли домашнее обучение работающим родителям?

Хоумскулеры добровольно и полностью берут на себя воспитание и образование ребенка. Семейное образование во всём мире – не эксперимент, а проверенная альтернативная форма обучения. Есть пособия, разработанные для хоумскулеров, они равноценны школьным учебникам. InternetUrok.

Ru, например, разработал для родителей короткие обзорные курсы видеоуроков по основным школьным предметам: математике, физике, литературе, обществознанию.

Мини-уроки помогают родителям не просто быть рядом, но и общаться с ребенком на одном языке на важные и интересные для него в данный момент темы.

https://www.youtube.com/watch?v=u7GCVewDrwM

Работа с ребёнком должна выстраиваться в соответствии с темпом развития конкретного школьника, с опорой именно на его интересы.

Как организовать детей?

Среди людей, выбравших семейное обучение, важную роль играет способность консолидироваться, находить единомышленников и действовать сообща. У каждого из родителей могут быть свои сильные или слабые стороны в работе с развитием познавательных возможностей своего ребёнка.

Прекрасной возможностью становится общение родителей между собой, обогащение друг друга, поддержка и помощь.

Тот из родителей, который не чувствует уверенности в преподавании какого-либо предмета, общаясь с теми, кому этот предмет интересен и приносит радость, может развить в себе нужные навыки и приобрести знания, чтобы потом продолжить работу со своими детьми.

Директор Национального института исследования семейного образования профессор Брайан Рэй, автор учебников, занимающийся обучением 8 своих детей, сказал: «Если вы честно и искренне общаетесь со своим ребенком, и ваши дела никогда не расходятся со словами, вы никогда не потеряете авторитет для своих детей».

Как спланировать учебный процесс?

Для помощи в организации времени и грамотном планировании дня проект “Классические беседы” предлагает помощь: сопровождение инструкторов, подбор пособий, рекомендации в выборе литературы, тренинги и показательные мастер-классы. Но учат ребёнка именно родители, и основная ответственность лежит на них.

Школьник накапливает агрессию и быстрее устает, так как проводит большую часть времени в замкнутых стенах с учителями, не заинтересованными в личностном росте ребенка.

Работа с ребёнком должна выстраиваться в соответствии с темпом развития конкретного школьника, с опорой именно на его интересы. Школа такой возможности не допускает. Так же и учителя, будучи профессионалами в своей области, как правило, ею и ограничены.

Им затруднительно выстроить новую модель обучения или общения, составить нестандартное занятие, адаптировать свою работу под особенности детей.

Для родителей есть очевидное преимущество в таком близком контакте с учебным процессом сына или дочери — стать личным примером и авторитетом для своего ребёнка.

Как родителям избежать выгорания?

Будучи помещен в доверительную домашнюю среду, ребенок априори защищён от негативных сторон школьной жизни: дискриминации по расовому признаку, возрасту или уровню социального благополучия.

Обучаясь дома, дети тесно связаны со своими родителями, лучше понимают их заботы, чаще сопровождают их в делах и поездках, а, значит, больше участвуют в разных сторонах жизни семьи, шире и многогранней воспринимают мир.

Школьник же зачастую накапливает агрессию и быстрее устает, так как проводит большую часть времени в замкнутых стенах с учителями, не заинтересованными в личностном росте ребенка.

Семейное обучение требует от ребёнка выполнения работы на совесть. Здесь нельзя «сделать на тройку» и довольствоваться этим. Во главу угла ставится процесс, а не оценка результатов.

Дети получают бесценный опыт самостоятельного поиска знаний и непрерывного интеллектуального и эмоционального развития. Самое главное, что семейное образование основано на доверии родителей и детей, на заинтересованности родителей.

Если вы не уверены, что справитесь и что готовы посвящать много времени и душевных сил процессу, этот проект лучше не начинать.

Как я забрала сына из школы, чтобы он учился дома, и почему всем так поступать не советую

Домашние дети и домашние мамы

За последние 3 года в России количество детей, перешедших на ту или иную форму семейного обучения, выросло почти в 3 раза. Хотите узнать, что в голове у тех, кто решает забрать ребенка из школы и дать ему домашнее образование?

Привет, меня зовут Юля, и я одна из тех самых «домашников». Я готова рассказать читателям AdMe.ru о том, «как дошла до жизни такой» и что думаю сейчас, когда прошло больше года после принятия и реализации решения.

«Ты помнишь, как все начиналось? Все было впервые и вновь»

© Dmitry Yefremov / TASS / Gettyimages  

Семь лет назад я даже не задумывалась о том, что возможно какое-то там домашнее обучение. Мы с радостью отдали сына в «нашу» школу. Ту самую, где когда-то училась я и моя младшая сестра и о которой у нас осталось столько теплых воспоминаний.

https://www.youtube.com/watch?v=kRPF6qPwSOI

Учеба давалась ребенку легко, зато мне — нет. С первых же дней стало понятно: чтобы у сына все получалось, нужен неусыпный контроль. Требования предъявлялись такие, что справиться самостоятельно у детей не было ни малейшего шанса.

Только всей семьей, да и то если подключать бабушек и дедушек. Как же меня бесила школа! Ночами мы клеили поделки, по выходным исправляли почерк и отсчитывали клеточки. В родительском чатике постоянно ругались из-за денег.

Стоило пожаловаться мужу, и он сразу же предложил гениальное решение — нанять репетиторов. А как же, самое время в началке-то.

К началу 4-го класса происходящее перестало меня устраивать полностью. Я пыталась вычислить, что нужно поменять: класс, школу, подход. Но тут случилось непредвиденное: на уроке ритмики сын получил серьезную травму, которая на месяц приковала его к больничной койке. После выписки полгода ему пришлось носить корсет, долгое время нельзя было сидеть, разрешалось только лежать и стоять.

На надомном обучении

Дети, которые по состоянию здоровья долгое время не могут ходить в школу, переводятся на надомное обучение.

На практике это означает, что ты приносишь соответствующие справки, учебное учреждение составляет расписание, согласовывает его с родителями, и несколько раз в неделю преподаватели приходят к вам с визитом. Представив, что у нас дома будет по 4–5 уроков в день 5 раз в неделю, я почувствовала, что сойду с ума.

Но оказалось, что для того чтобы наверстать упущенное и нормально окончить год (оставались еще 2 четверти), достаточно всего 2–3 часов занятий с учителем, и 1 будний день у нас даже оказался полностью свободным.

На надомном обучении заниматься сын стал меньше, но успевал гораздо больше. Время, проведенное один на один с учителями, тратилось продуктивно, по сути это были занятия с репетиторами.

С домашними заданиями тоже стало намного проще: мне оставалось их только проверять, ребенок отлично все усваивал.

Именно после этого у меня появилась крамольная мысль: а так ли нам нужно ходить в школу? Ни к каким выводам я тогда не пришла и на следующий год снова наблюдала за тем, как мое чадушко стоит, прижав к пузу корзинку с цветами, на школьной линейке.

«И вновь продолжается бой»

© danchooalex / Gettyimages  

Мы опять корпели над уроками до ночи: сын проводил в школе положенные 5–6 часов, обедал, отправлялся на занятия в кружках, а вечером выяснялось, что справиться с домашним заданием самостоятельно он снова не в силах. Ложился спать за полночь, а с утра, бледный и невыспавшийся, шел учиться.

Однажды вечером я разрыдалась. Из-за школы моя жизнь трещала по швам. Я думала только об уроках, забросила хобби, стала повышать на сына голос, с мужем мы разговаривали в основном о школьных делах, со знакомыми — о них же. И главное, обложившись программами, учебниками, дополнительной литературой, я практически заново изучала с сыном бо́льшую часть того, что он должен был усвоить на уроках.

Хватит!

Мысль о семейном обучении стала посещать меня с настойчивостью дятла, ломящегося под кору дуба за жучками. Я работаю из дома, у меня есть педагогическое образование, я и так трачу на занятия с ребенком уйму времени. Так что меня останавливает? Мне было страшно.

Я торчала в группах, посвященных домашнему обучению, и день за днем терзала мужа сомнениями. А как же социализация? А вдруг я что-то упущу? А экзамены? А если я вообще сыну жизнь испорчу? Аааааа!!!

И тем не менее я видела в соцсетях все больше и больше детей, которые прекрасно себя чувствовали, получая домашнее образование, их мамы отчитывались об их успехах, в то время как я читала очередные замечания и с «радостью» узнавала от сына-отличника, что трибун — это тот, кто сидит на трибуне.

После этого откровения я посмотрела в сторону стопки книг по истории Древнего мира, которую мы не успевали прочесть, потому что вгрызались в учебник, вздохнула и пошла забирать документы.

Свободное плаванье

© Kirill Kukhmar / TASS / Gettyimages  

Согласно федеральному закону, забрать ребенка из школы для семейного обучения вы можете в любой момент, ничего особо никому не объясняя. Достаточно подать заявление в соответствующие инстанции, и со следующего дня за образование своей детки отвечаете вы и только вы.

Что дальше? Я понимала, что к более-менее самостоятельному обучению мой сын не готов, да и я не успеваю настолько вникнуть в процесс, чтобы взвалить на себя программу 6-го класса в полном объеме. Поэтому мы посмотрели, что предлагают различные школы дистанционного обучения, и прикрепились к одной из популярных онлайн-площадок.

О нашем «уходе» из школы скоро узнали все. «Как ваше домашнее обучение?» — ехидно спрашивали знакомые. А я отмалчивалась, ведь не могла же я им сказать, что понятия не имею, ведь делать выводы было еще рано.

Да, ребенок начал высыпаться, я перестала делать план ближайшей аптеке по продаже пустырника и валерианы, собака, проводившая дни под кроватью в поисках тихого уголка, вышла к людям.

Но ведь переводились мы не ради этого!

В чем подвох?

Променяв реальную школу на виртуальную, сын был в восторге. Поначалу. Затем новизна схлынула, а необходимость учиться осталась.

И вместо мамы — палочки-выручалочки рядом с ним оказалась мама — директор домашней школы. Сказать, что плохо объяснили, уже было нельзя.

До ребенка начало доходить, что в школе он еще мог как-то ускользнуть от внимания преподавателей, а вот дома он центральная, она же единственная фигура на этой сцене.

Серьезным камнем преткновения стали уроки математики: в онлайн-школе предмет этот изучался строго по программе, домашние задания давались крохотные. При этом именно алгебра была сильной стороной сына.

Пока мы не «сошли с рельсов», ему даже удалось несколько раз выиграть школьную олимпиаду.

Теперь же он считал, что «сделал дело — гуляй смело», и взваливать на себя дополнительную нагрузку в освободившееся время не планировал.

Одновременно с этим я поняла, что нам стало тесно в рамках онлайн-школы.

На некоторых уроках сын продолжал киснуть от скуки, и я, прислушиваясь к происходящему, была с ним согласна: тоска-а-а! При этом в соцсетях, на каналах и в группах я видела ссылки на увлекательные лекции, оригинальные методические материалы, книги и пособия. Лиха беда начало: окончив год в онлайн-школе, продлевать абонемент мы не стали.

А что сейчас?

За лето я составила сыну программу, которой мы следуем, взяв целиком на себя историю и литературу, а английский отдав на откуп мужу.

Остальные предметы мы «набрали» с бору по сосенке, руководствуясь способностями и восприятием нашего ученика. Так, физику он «слушает» в одной школе, биологию и обществознание — в другой, алгеброй и геометрией занимается с репетитором.

Сын, конечно, может поныть, иногда ленится, но берет себя в руки. Бо́льшую часть времени ему действительно интересно.

Если я о чем-то и жалею, так это о том, что слишком долго колебалась. Приди мы к семейному обучению раньше, потратили бы меньше нервов.

Слушая своих знакомых, чьи дети учатся в школе, родителей бывших одноклассников сына, я каждый раз мелочно радуюсь, что меня это больше не касается.

Но могу ли я всем советовать делать как мы? Совершенно точно нет. И вот почему.

  • Как я уже писала выше, у меня есть диплом о педагогическом образовании (я даже несколько лет проработала в школе) и достаточно свободного времени, чтобы вникать в тонкости обучения. Я в курсе, что такое ФГОС, методика преподавания, чем отличаются навыки от умений и знаний. Если вы задумываетесь о семейном образовании, но не готовы углубляться в подробности, тогда вам стоит довериться какой-то из онлайн-школ, благо выбор сейчас есть.
  • Я могу, не отрываясь от работы, следить, чем занят сын, и вижу, когда он отвлекается и поддается многочисленным соблазнам, поджидающим его в «вольной» жизни: поспать подольше, сделать задание небрежно или променять урок на постороннюю «видюшечку». Если у вас некому оставаться с ребенком в «учебное время», то придется рассчитывать только на его осознанность и мотивацию, а эти качества свойственны далеко не всем детям.
  • В общеобразовательной школе дети получают обязательное бесплатное образование. Семейное обучение материально обеспечивают родители. Онлайн-школы стоят денег, репетиторы стоят денег, учебники и другие книги тоже недешевы. И не во всех регионах выдают хоть какую-то денежную компенсацию тем, кто не посещает школу.
  • Социализация. Если у ребенка нет хобби, он не посещает кружки, дополнительные занятия, мастер-классы со сверстниками, а только ходит в гости «поиграть», ему негде научиться строить рабочие и партнерские отношения с другими людьми.

Я считаю, что переводить ребенка на домашнее обучение можно, только если вы уверены, что сумеете дать ему дома не меньше, чем он получит в школе.

А что вы думаете о семейном образовании? Могли бы выбрать такую форму обучения для своего ребенка?

Как молодой маме обустроить быт? – Семья и дети – Домашний

Домашние дети и домашние мамы

Быт с ребенкомЧасто с рождением ребенка все в доме начинает идти кувырком: кажется, что малыш занимает внимание родителей 24 часа в сутки. Но и с маленьким человечком можно организовать свой быт так, чтобы все успевать и при этом не валиться с ног от усталости.

Для того чтобы существенно облегчить себе ведение хозяйства вместе с ребенком, примите на вооружение следующий план действий.

Успокоиться!

Выдохните и на минуту забудьте обо всех делах. Волнения и суета не помогут ни преобразить дом, ни стать счастливее. Перестаньте пытаться успеть все.

Смиритесь с тем, что время и силы ограничены, причем у каждого свой определенный ресурс, после выработки которого начинается работа на износ, ведущая к нервным срывам и проблемам со здоровьем.

Поверьте, идеальный порядок не принесет радости, если за него придется расплачиваться дурным настроением, больной спиной и нервным тиком.

Составить список дел на день

Запишите на одном листе все, что вам нужно выполнять ежедневно и не поленитесь добавить даже самые незначительные пункты вроде умывания, чистки зубов и мытья посуды –с младенцем они могут стать трудновыполнимой задачей.В список наверняка войдут гигиенические процедуры (свои и ребенка), приготовление и прием пищи, сборы на прогулку и прогулка, укладывание малыша спать и т.п.

В популярных книгах о ведении домашнего хозяйства такие дела называют рутинами, и заносят их в список, чтобы, во-первых, не держать в голове и при этом ничего не забывать, а во-вторых, чтобы наглядно видеть, насколько вы на самом деле заняты и сколько свободного времени можете выделить на другие задачи.

Посмотрите, какие из дел при острой необходимости можно вычеркнуть – оставшееся будет вашим планом-минимумом на день. Например, когда вы или ребенок заболели, или кроха решил покапризничать и не слазит с маминых рук вторые сутки, можно вообще оставить только осуществление гигиены, приготовление/прием простой еды и сон, без сожаления убрав прогулки, уборку и развивающие игры.

И старайтесь любые дела планировать так, чтобы их можно было выполнять по немногу, без проблем отвлекаясь по требованию малыша.

Расставить приоритеты

Разберитесь, какие дела действительно важные и срочные,  а какие можно отложить или вообще убрать. Пока ребенок маленький, на первый план выходят удовлетворение его потребностей: кормление, уход, общение.

При расстановке приоритетов очень помогает Матрица Эйзенхауэра (техника управления временем), в которой все дела распределяют на четыре группы: важное срочное, важное несрочное, неважное срочное и неважное несрочное.

В идеале, задачи стоит выполнять именно в такой последовательности, а при нехватке сил и времени отсекать их, начиная с 4-й группы.

Делать дела вместе с ребенком

Посмотрите на свой список и отметьте, что вы можете сделать, пока малыш бодрствует, и что – только во время его сна.

Многие мамы умудряются все успевать по дому, готовя и убирая с младенцем, висящим в слинге или «кенгуру», лежащим рядом в шезлонге, люльке или на развивающем коврике.

Когда чадо подрастет, ему можно предложить помочь маме и выдать чистенькую тряпочку, чтобы «мыть пол», или пластиковый ножик и вареную морковку для «приготовления обеда». Так ребенок, развлекаясь и повторяя за мамой, попутно приучается к домашнему труду.

Облегчить себе труд

Используйте различную бытовую технику, которая вам доступна: стиральную и посудомоечную машину, мультиварку, робот-пылесос и т.п. Электрические качели освободят руки, а радио- или видеоняня избавят от необходимости каждую минуту проверять состояние ребенка.

Покупайте или заготавливайте сами полуфабрикаты (вареники, котлеты, замороженный бульон и овощи) и не тратьте драгоценное время на сложную готовку. Уберите с полок все сувениры и прочие пылесборники, чтобы влажная уборка «верхов» занимала минуты.

Гладьте только самое необходимое.

Привлечь помощников

Когда своих сил не хватает, без лишней скромности зовите на помощь мужа, бабушек и дедушек, друзей. Если финансовое положение позволяет, то выполнение бытовых задач переложите на плечи приходящей домработницы: тогда и готовка, и уборка, и походы по магазинам лягут на ее плечи, а вам останется лишь контролировать все и заниматься младенцем.

Отдохнуть

Не засиживайтесь ночью, читая форумы в Интернете или доделывая кучу домашних дел, когда ребенок уже уложен – идите в кровать, сон очень важен для хорошего самочувствия. Если не выспались ночью – ложитесь днем вместе с малышом.

Особенно это актуально для мам грудных младенцев, которые просыпаются ночью каждые 2-3 часа. Недосып ведет за собой хроническую усталость, рассеянность, раздражительность, а восстанавливать силы без полноценного сна почти невозможно.

И самое главное..

Ищите радость в каждом дне, хоть самую маленькую, чтобы ваша жизнь не превращалась в «день сурка», когда от однообразия хочется лезть на стену. Не зацикливайтесь на быте и домашнем хозяйстве – иначе можете пропустить столько прекрасного вокруг!

Полезные ссылки

http://flymama.info/ Сайт «Флаймама. Приводя жизнь в порядок»

http://uspevai-s-detmi.livejournal.com/ Сообщество «Успевай с детьми»

http://www.livejournal.ru/static/files/money/career/quote/864_3.jpg Матрица Эйзенхауэра

http://photo.qip.ru/photo/meatreach/2031487/large/54586091.gif Матрица Эйзенхауэра (чистый бланк)

Ребёнок и домашние обязанности: распределение бытовых дел

Домашние дети и домашние мамы

У каждого члена семьи должны быть свои обязанности – и у ребёнка тоже. Детей наделяют домашними делами не только в целях помощи родителям: выполнение цикличных действий несёт и воспитательные функции.

Но как лучше распределить трудовые обязанности в семье и с какого возраста начинать? Разберёмся вместе.

О детских обязанностях и их функциях

Некоторые родители, безумно любя своё чадо, не хотят его нагружать. Они считают, что детство – короткий период, который нужно посвящать играм и веселью, а убрать, тарелку помыть взрослые и самостоятельно смогут.

Эта точка зрения некорректна: лишая малыша своих личных дел по дому, вы приостанавливаете его личностное становление и осознание собственного «Я».

Взрослые не поручают детям бытовые задачи, желая, чтобы они тратили время на что-то более значимое.

Но научно доказано, что систематическое выполнение домашних дел способствует психологическому и интеллектуальному становлению. А это влияет на самовыражение и выбор карьеры в будущем.

Обязанности детей несут ряд положительных функций:

  1. Приучают к трудолюбию, аккуратности, знакомят со словом «должен».
  2. Учат планированию, постановке целей и выработке навыков, необходимых для их реализации.
  3. Помогают рассчитывать и осознавать собственные цели.
  4. «Приходить» от частного к общему. Чтобы убрать свою комнату, нужно собрать игрушки, заправить кровать, вытереть пыль.
  5. Осваивать способность к самодисциплине. В процессе выполнения работы по дому малыш вдохновляется, организуется и создаёт рабочее настроение.
  6. Учат быть отзывчивым, чутким, заботливым.
  7. Учат осознанию своей необходимости. Каждому ребёнку хочется знать, что он помогает своей семье.

К тому же обязанности ребёнка в семье дают ему представление о жизни и процессах её осуществления. Помогающие родителям дети не вырастут эгоистами, они будут уметь самостоятельно справляться с неудачами, они не станут пассивными наблюдателями, а будут активными деятелями.

Соответствие обязанностей возрасту ребёнка

Прежде чем распределить домашние дела и делегировать часть из них чаду, нужно быть уверенным в возможности их исполнения.

Малыши готовы помогать родителям уже с 2 лет, главное – разумно подобрать для них занятие. Ознакомьтесь со списками обязанностей по дому ребят разных возрастов.

Малыши от 2 до 3 лет

Самым маленьким уж точно по силам:

  • расставлять разбросанные игрушки по местам;
  • мыть руки, чистить зубы;
  • снимать одежду, а некоторую – надевать;
  • ставить на место просмотренную литературу (книжки, журналы);
  • относить посуду (она должна быть изготовлена из небьющегося материала) и столовые приборы в раковину;
  • вытирать за собой грязные следы и пятна на столе, полу, стенах.

Не нужно думать, что двухлетние детки настолько малы, что им нельзя ничего доверить. Они многое понимают и умеют, нужно только чаще давать им возможность практиковать свои навыки.

4-5 летние дети

На этом возрастном этапе ребята способны самостоятельно:

  • расстилать и застилать кровать (пускай в первые разы будет не очень аккуратно, в следующий раз обязательно получится лучше);
  • вытирать  пыль;
  • пылесосить;
  • делать попытки мыть посуду;
  • накрывать на стол;
  • участвовать в приготовлении различных блюд;
  • ухаживать за домашним питомцем и кормить его;
  • складывать и убирать одежду в шкаф.

Если вы живёте в частном доме, то активно приобщайте детей к работе в саду и в огороде (им это очень интересно).

6-7-летние ребята

Ознакомившись с умениями самых маленьких карапузов, вам, наверняка, интересно узнать, что должен уметь ребёнок в 6-7 лет.  Его навыки и обязанности должны быть намного обширнее:

  • поливать цветы;
  • выгуливать собаку;
  • выносить мусор;
  • самостоятельно складывать свой портфель и делать уроки;
  • пользуясь овощечисткой, помогать вам с приготовлением пищи – чистить овощи, фрукты, нарезать их детским ножиком;
  • подбирать одежду для выхода;
  • гладить предметы гардероба после ознакомления с правилами безопасности;
  • мыть за собой ванну после купания.

В этом возрасте учите юного школьника пользоваться будильником, он может сигнализировать не только о необходимости просыпаться, но и напоминать о времени делать уроки, выходить из дома.

Дети 8-9 лет

В этом возрасте ребята уж точно должны знать, что такое «мои обязанности» и систематически их выполнять.

К их делам по дому относятся:

  • полная уборка в квартире – мытьё полов, вытирание пыли, наведение порядка;
  • сортировка одежды – чистые вещи складываются в шкафу после глажки, а грязные – относятся в корзину для белья;
  • чистка и мытьё своей обуви;
  • носить пакеты с покупками и разбирать сумки после семейного похода в супермаркет;
  • готовить простейшие блюда – яичницу, бутерброды, салат;
  • включать стиральную машину и развешивать постиранные вещи.

Ребята должны быть способны помочь вам с младшими детьми: посидеть с ними, развлечь, покормить.

По мере взросления сложность и характер заданий должны прогрессировать.

Как распределять обязанности грамотно?

Чтобы научить ребёнка участвовать в делах семьи и проявлять инициативу самому, взрослым нужно правильно относиться к своим обязанностям.

Если родители регулярно высказывают недовольство по поводу мытья посуды либо стирки белья, то дети будут делать так же. Зачем им проявлять инициативу к осуществлению неприятного задания?

Хвалите своё чадо за каждое выполненное дело, пусть даже неудачно. Так, малыш будет уверен, что делает что-то значимое для семьи.

Чтобы домашние обязанности крохи не стали рутиной, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  1. Поначалу предлагайте малышу занятия, к которым он сам проявляет интерес.
  2. Позволяйте ребёнку иногда меняться бытовыми задачами. Это расширит детскую компетентность и сплотит семейный коллектив.
  3. Пусть чадо самостоятельно приобретает средства для выполнения его работы (средство для мытья посуды, порошок). Так, малыш будет уверен в том, что ему доверяют, и станет отвечать за свой выбор (который будет ограничен родительским бюджетом).
  4. Постарайтесь привнести в работу нотку творчества. Если ребёнок готовит, то пускай придумает новое блюдо, если складывает вещи в шкаф – пусть сложит их по цветам.

Разделение домашних задач имеет некоторые особенности. Следует различать постоянные и временные дела.

К первой категории относится мытьё посуды, уборка, готовка, глажка, стирка, ко второй – мытьё окон, поклейка обоев, генеральная уборка. Их выполнение зависит от возраста, возможностей, а очень часто и от желаний чада.

Никогда не делайте за детей то, что они и сами могут сделать.

Если выбор стоит между выполнением школьных заданий и бытовых дел – выбирайте последнее. Ведь ваша цель – воспитать личность, способную к заботе о ближнем, а успешность должна иметь второстепенное значение.

Также следует поручать домашние дела в соответствии с гендерной идентификацией малыша: мальчикам подойдут задания с использованием различной техники, девочкам – хозяйственно-бытовые.

Система напоминаний

Очень часто дети не выполняют поставленные задачи попросту из-за забывчивости. В таком случае родители должны разработать систему напоминаний, используя разнообразные приёмы. Малыш сам может решить, какой ему нравится больше.

Вы можете:

  • сделать таблицу с отмеченными на ней бытовыми задачами;
  • наклеить стикеры на холодильник;
  • сделать бумажный цветок с отрывными лепестками – выполнив что-то, малыш прикрепляет лепесток с ответствующей надписью;
  • нарисовать рисунки с изображением конкретных дел.

Привлеките соревновательный момент: у кого больше лепестков, стикеров, рисунков, тот получит приз в конце недели.

Заключение

Не нужно легкомысленно относиться к детским обязанностям по дому. Дети должны ценить свою семью и порядки, которые в ней установлены.

Если вы не хотите собирать 10-летнему ребёнку портфель и застилать за ним постель, начинайте приучать к работе по дому как можно раньше. Так, дети постепенно научаться себя обслуживать и станут самостоятельными в полной мере.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.