Драма застрявшего в психологическом развитии ребёнка

Содержание

Психологические травмы детства: причины детских психотравм, пути их преодоления у взрослых, эффективные приемы и советы специалистов

Драма застрявшего в психологическом развитии ребёнка

Большинство людей, у которых есть комплексы, страхи или часто возникают депрессии, не знают истоков подобных проблем. Они связаны с детством и тем, что происходило в моменты их взросления. Психологические травмы детства влияют на развитие человека в дальнейшем.

Из-за неразрешённых ситуаций возникают страхи, неуверенность в себе, комплексы, боязнь окружающих. Чтобы разрешить психологические проблемы, требуется заглянуть в прошлое и выяснить их причины.

Причины детских психотравм

Чтобы избавиться от детских психологических травм, необходимо разобраться с их причинами. Причин развития отклонений, которые мешают человеку в дальнейшем множество. К самым частым из них относятся:

  1. Серьёзное заболевание, протекающее в детском возрасте. При болезненном состоянии ребёнок ощущает себя слабым и не понимает из-за чего это происходит. По этой причине может складываться боязнь того, что подобное состояние будет преследовать его постоянно. В зрелом возрасте такой человек будет постоянно присматриваться к своему организму и искать подвох. Возникает страх появления болезней, травм и других нарушений работы организма.
  2. Насилие со стороны взрослых. Психотравмыпоявляются из-за насильственных действий со стороны родителей, учителей, воспитателей. Насилие может быть психологическим, физическим и сексуальным. Последствия от подобного отношения могут развить у ребёнка ряд комплексов, страхов. Ребёнок будет не общительным, запуганными или, наоборот, агрессивным.
  3. Предательство взрослых. Это может быть развод родителей, несправедливое отношение домочадцев. Если случился развод и кто-то из взрослых покинул семью, ребёнок будет с детства негативно относится в любым серьёзным отношениями. В дальнейшем ему будет трудно наладить отношения со сверстниками и найти любимого человека.
  4. Отсутствие должного внимания в отношении ребёнка. Когда малыш в детстве не ощущает родительской заботы, ласки, защиты и внимания, он представлен сам себе и своим переживаниям. В дальнейшем он может не проявлять этих чувств по отношению к окружающим людям.
  5. Смерть родственника. Самая величайшая катастрофа, которая может произойти в детстве ребёнка, это смерть близкого родственника. Он может замкнуться в себе, что приведёт к непоправимым последствиям в дальнейшем.

На дальнейшее развитие ребёнка может повлиять негативное отношение сверстников. Постоянные издевательства угнетают психику и общее состояние малыша. Это формирует ряд комплексов и неприязнь к себе.

Психологи выделяют определённые фразы, которые могут негативно повлиять на развитие ребёнка в дальнейшем. Их могут непреднамеренно употреблять взрослые во время разговора с малышом. Фразы:

  1. Лучше бы ты родился похожим на (имя другого знакомого ребёнка). Это прямое принижение достоинств ребёнка и выделение его недостатков. Из-за постоянных сравнений малыш будет пытаться слиться с толпой и не выделяться.
  2. Хватить поступать как маленький, ты уже взрослый. Умышленное лишение ребёнка детства. Из-за подобных фраз он будет быстрее становится самостоятельным, однако, не чувствует всей радости детства.
  3. Лучше бы ты не родился. Это серьёзнейшая фраза, которая заставляет ребёнка думать о том, что он не нужен в этом мире и ему лучше умереть. Последствия могут быть катастрофическими.
  4. Ты никогда не вырастешь. Эта фраза сковывает действия малыша и не даёт ему учиться самостоятельности. Приводит к медленному взрослению и невозможности осознать окружающий мир.
  5. Перестань мечтать и займись делами. После этих слов ребёнок будет отказываться от собственных мыслей и размышлений, потеряет интерес к логическому мышлению.
  6. Прекрати ныть. Это грубая форма насильственного отказа от чувств. Неразрешённые проблемы накапливаются в подсознании и проявляются в дальнейшем в виде серьёзных психологических проблем.

Родители могут говорить ребёнку, чтобы он никому не верил и был аккуратен. Это приводит к ухудшению общения со сверстниками, нежеланию заводить новые знакомства, плохому восприятию наставлений взрослых.

Психологическая помощь пережить травму ребенка

Чтобы исключить появление психологических травм у ребёнка, родителям требуется продумать план его воспитания до мелочей. Нельзя давать эмоциям верх во время ссор.

https://www.youtube.com/watch?v=ksY-3MrgG3Q

Важно контролировать каждое слово, которое взрослый говорит в адрес ребёнка. задача родителей при воспитании — создать уютную атмосферу, в которой будет место заботе, ласке, обучению и спокойному разъяснения спорных ситуаций.

Взрослым нужно уметь разрешать сложные ситуации, а не пускать их на самотёк.

Если же система воспитания дала сбой и появились признаки развития психологической травмы, требуется провести с ребёнком разъяснительную беседу. Проводить её должен детский психолог или воспитатель. После беседы с малышом нужно поговорить с родителями и выяснить причины конфликта. Специалисту важно не допустить повторения подобной ситуации в дальнейшем.

Характерные проявления

Родителям, воспитателям требуется уметь распознавать тревожные признаки, которые сигнализируют о наличии психологической травмы. Если вовремя диагностировать появление проблемы, можно самостоятельно помочь ребёнку разрешить проблемную ситуацию. На что стоит обратить внимание:

  • подавленное состояние;
  • отсутствие аппетита;
  • изменчивое настроение;
  • избегание сверстников;
  • боязнь взрослых;
  • чувство вины;
  • желание подчиняться;
  • наличие визуальных повреждений на теле ребёнка;
  • неопрятный внешний вид;
  • отсутствие интереса к тому, что происходит вокруг;
  • агрессия, направленная на окружающих;
  • тремор;
  • паралич;
  • частые истерики;
  • тревожное состояние, страх.

Когда развиваются психологические травмы, состояние ребёнка нарушается. Он перестаёт заниматься повседневными делами, теряет аппетит. Начинаются проблемы со сном, снижается успеваемость в школе или детском саду. Малыш перестаёт общаться со сверстниками, его не интересует то, что завлекает других детей.

Один признак может не говорить о том, что у ребёнка развивается психологическая травма. Однако, если присутствует комплекс нарушений, требует обратить на это особое внимание.

Последствия

Если же определить наличие психологической травмы вовремя не удалось, могут возникнуть осложнения. К ним относятся:

  1. Неуверенность в себе. Считается первым признаком прогрессирования запущенных детских страхов. Человек не чувствует уверенности в любых начинаниях. Из-за этого он начинает презирать и корить себя по любым неудачам. Состояние постепенно ухудшается.
  2. Страхи. Страхи могут быть связаны с различными сферами жизни. Они возникают касательно познания чего-то нового. При отсутствии психологических бесед, страхи начинают управлять человеком и провоцируют его на осуществление неосознанных поступков. Постепенно он замыкается в себе из-за боязни окружающего мира.
  3. Панические атаки. Под воздействием психологических проблем человек может выплёскивать негативную энергию на окружающих, не контролируя этот процесс. В сложных ситуациях у него могут возникать панические атаки, которые будут выбивать из колеи.
  4. Недоверие к окружающим. Серьёзное последствие, развивающее ненависть к окружающим людям. Из-за этого человек не сможет нормально завести дружеские отношения, найти любимого человека.
  5. Бесчувственность, жестокость, хладнокровность. Страшные последствия, которые крайне сложно исправить. При взрослении ребёнок может не проявлять чувства сочувствия к другим людям, домашним питомцам.

В подростковом возрасте психологические травмы детства могут привести к алкоголизму, наркомании, отчуждению от общества, склонности к насилию, нарушениям закона. Комплексы могут довести подростка до суицидального состояния. Из-за этого важно вовремя применить психологическую помощь.

Психологические приемы

Для посещения психотерапевта, взрослому человеку следует обратить внимание на своё общее состояние. Тревожными весточками являются:

  • замедленное развитие;
  • проблемы в общении с другими людьми;
  • невозможность сопереживать, сочувствовать;
  • проблемы с осознанием мира в общем;
  • частые депрессии;
  • уныние;
  • жизнь воспоминаниями;
  • появление зависимостей.

Комплексное лечение может назначить только специалист. Самыми популярными психологическими приёмами являются:

  1. Наблюдение за маятником. Человеку нужно сосредоточиться на своих переживаниях, проблемах, негативных воспоминаниях, а глазами следить за раскачивающимся маятником. Этот метод помогает снизить трагичность негативных событий из прошлого и их воздействие на настоящее.
  2. Пустой стул. Психологический метод общения с невидимым собеседником. Человеку требуется представить, что на стуле перед ним сидит тот, кому он доверяет. После представления пациенту нужно выложить все угнетающие моменты из прошлого невидимому собеседнику. Прошлое отступит, появится ясность в настоящем, будущем.
  3. Схематический подход. Психотерапевт советует пациенту завести дневник, в котором он будет записывать переживания, возникающие страхи, описывать стрессовые ситуации. Помимо дневника, психотерапевт проводить развлекательные и информационные беседы с пациентом. Так преодолевается страх к социальным отношениям, окружающим, построению новых знакомств.

Комплексный подход помогает быстро исправить сложившуюся ситуацию.

Советы

Специалисты дают ряд советов, которые помогут справиться с детскими травмами:

  1. Чаще общаться с людьми, меньше времени оставаться в одиночестве. Периодически требуется выговариваться перед родственниками, друзьями. Это помогает снизить психологическое давление.
  2. Следить за здоровьем. Отказаться от вредных привычек, заниматься спортом, сделать дневной график.
  3. Стараться избегать стрессовых, конфликтных ситуаций.

Нельзя акцентировать внимание на неудачах. Требуется заниматься повседневными делами, не смотря на проблемы. Поддерживать отношения с близкими родственниками, найти увлечение, хобби. Заниматься тем, что приносит удовольствие.

https://www.youtube.com/watch?v=_1dPPWmTk7o

Психологические травмы детства мешают человеку вести нормальный образ жизни в дальнейшем. Они могут приводить к серьёзным последствиям — появление страхов, комплексов, нежелание общаться с другими людьми. Важно обращать внимание на изменение общего состояния, чтобы вовремя определить наличие развивающейся проблемы.

Источник:

5 душевных травм из детства, которые мешают нам во взрослой жизни

Первый обязательный шаг к душевному исцелению — признаться себе в том, что у вас есть одна из психологических травм, полученных в детстве.

5 душевных травм из детства, которые мешают нам во взрослой жизни — это предательство, унижение, недоверие, одиночество и несправедливость. Душевные травмы — это последствия болезненных детских впечатлений, которые определяют нашу личность, когда мы становимся взрослыми, влияют на то, кем мы являемся, и определяют нашу способность преодолевать невзгоды.

Мы должны признаться себе в наличии душевых травм и перестать маскировать их. Чем дольше мы ждем выздоровления, тем более глубокими они становятся. Страх снова пережить страдания, которые с нами приключились, мешает нам двигаться вперед.

К сожалению, достаточно часто наше эмоциональное и психическое здоровье разрушается еще в детстве. Уже став взрослыми,  мы не осознаем, что нас блокирует. Мы не понимаем, что наличие душевных травм, которые мы получили при первом знакомстве с миром, мешает нам идти вперед.

1. Страх быть покинутым

Беспомощность — это худший враг человека, которого бросили в детстве. Представь себе, как болезненно для беззащитного ребенка испытывать страх одиночества, остаться одному в незнакомом ему мире.

Впоследствии, когда беспомощный ребенок становится взрослым, он пытается предотвратить ситуации, при которой он снова останется один. Таким образом, любой человек, которого бросили в детстве, будет все быстрее отдаляться от своих партнеров. Это связано со страхом снова испытать душевную боль.

Часто эти люди думают и говорят примерно так: «Я брошу тебя до того, как ты бросишь меня», «Никто меня не поддерживает, я не могу этого вынести», «Если ты уйдешь, можешь больше не возвращаться».

Такие люди должны работать над своим страхом одиночества. Это страх быть покинутыми и боязнь физических контактов (объятий, поцелуев, сексуальных отношений). Вы поможете себе, если заглушите страх одиночества позитивными мыслями.

2. Страх быть отвергнутым

Эта травма не позволяет нам открывать свои чувства, мысли и переживания. Появление такого страха в детстве связано с отказом, полученным от родителей, семьи или друзей.  Боль вследствие этого ведет к неправильной самооценке и излишнему самолюбованию.

Застревание в психологии

Драма застрявшего в психологическом развитии ребёнка

  • Застревание как вид акцентуации личности
  • Застревающий тип акцентуации
  • Проявление в современных реалиях
  • Патологическая адаптация к травме
  • Преодолей кризис
  • Залипание и сложности с переключением внимания
  • С точки зрения понимания мира
  • Как бороться с застреванием

Слово «застрял» в русском языке имеет отрицательный оттенок. Застрять можно не только физически (в лесу, в болоте, в сугробе), но и психологически: «застрять в интересах, в возрасте». Термин этот придумал еще Фрейд. Что же это такое и как с этим быть?

Как считал Фрейд, и что стало теперь одним из постулатов общей психологии, застревание на какой-то определенной фазе становления психики приводит в дальнейшем к возникновению негативных явлений: неврозов и комплексов.

Согласно теории Фрейда, ребенок фиксируется на одной из стадий развития, связанной с удовольствием. Психотравма, случившаяся в этот период, накладывает на личность сильный отпечаток:

  • застревание на оральной фазе будет способствовать тому, что во взрослом возрасте он будет ждать поддержки и одобрения от окружающих;
  • на анальной фазе — скорее приведет к перфекционизму или повышенной импульсивности;
  • на фаллической стадии — приведет, согласно теории Фрейда, к повышенному вниманию к своему телу, часто выражающемуся в вызывающей манере одеваться. Женщины будут при этом стремиться к обольщению всех окружающих без разбора, а мужчины доказывать свою состоятельность победами в постели.

Сегодня теории Фрейда трактуются очень широко. Однако на приеме у психолога пациенты часто рассказывают про себя нечто такое, что заставляет поверить в психоанализ.

Пример из практики психолога

Игорю 28 лет, он пожаловался психологу, что все время ссорится с женой. Причина ссоры состояла в том, что, по мнению Игоря, жена неправильно воспитывала дочь и слишком много ей позволяла.

Во время занятий с психологом Игорь припомнил, что в детстве его родители не позволяли ему заниматься приятными занятиями, так как считали их вредными. Ему даже не позволяли держать игрушки, которые давали другим детям.

В результате занятий Игорь осознал, что пытается лишить свою дочь радостей жизни так же, как пытались его лишить этого родители. Игорь изменил тактику поведения и перестал ссориться с женой.

Застревание как вид акцентуации личности

Теория акцентуации — это определение в характере человека слабых мест.

Карл Леонгард, знаменитый немецкий психиатр, считал, что акцентуации свойственны большому количеству людей и при определенных обстоятельствах способны привести к нервным срывам на «повторяющейся» почве (например, человек начинает волноваться во время экзамена, при общении с чиновниками). Акцентуированная личность выявляется при помощи специальных тестов.

Однако акцентуированный характер сам по себе не означает патологии. Отличия одного от другого сформулированы в работах Юлия Гиппенрейтер:

  • Акцентуированность проявляется не постоянно, а только в особых условиях (например, в школе, в больнице);
  • Не приводит к социальной дезадаптации, или же она бывает непродолжительной. При этом поводом для конфликтов или срывов становится не весь спектр проблем и сложностей (например, человек спорит только с продавцами в магазине или устраивает скандалы только в присутствии семьи);
  • Проявляясь особенно остро в подростковом возрасте, со временем акцентуации сглаживаются (например, в детстве подросток дерется, а потом, во взрослом возрасте, становится хорошим тренером по боксу).

Если знать такие слабые места характера, можно избегать слишком тяжелых нагрузок и сложностей везде: на работе, в семье.

Пример из практики психолога

Анне 25 лет. Она часто ссорится с коллегами и по этому поводу обратилась к психологу. Специалист расспросил ее о детстве. Выяснилось, что мать Анны всегда заставляла дочь поддерживать очень строгий порядок в комнате.

В результате Анна стала очень педантичной, и ее очень раздражают люди, которые не строго соблюдают отведенный порядок. Вместе с психологом Анна проделала упражнения, которые освободили ее от необходимости постоянно контролировать порядок на чужих рабочих местах.

В результате ее отношения с коллегами улучшились.

Застревающий тип акцентуации

Человек с застревающим типом акцентуации не может забыть обиды и постоянно пытается свести счеты со своими «обидчиками». Он несговорчив в быту и в профессиональной деятельности, причем, конфликты развязывает сам.

К положительным чертам «застревающего» характера можно отнести повышенную жажду справедливости, принципиальность и устойчивые убеждения (это хорошо для профессий «юрист», «адвокат»).

Отталкивающими качествами являются подозрительность, обидчивость, конфликтность.

Вообще, подозрительность — доминирующая черта, определяющая «застревающий» характер. Основана подозрительность на страхе: обмана, унижения, потери.

Когда застревающие личности переживают обиду или другое сильное чувство, они не теряют по прошествии времени остроты ощущений: чувство ущербности может даже усиливаться, их чувства «болезненно ударяют в душу».

Злопамятность при этом объясняется не злым умыслом, а устойчивостью переживаний, их малой способностью к движению.

Проявление в современных реалиях

Характерная особенность застревающих людей — особая, в своих крайних проявлениях — доходящая до патологии, стойкость определенных эмоций и аффектов.

События, вызвавшие отрицательные эмоции, давно миновали, но сами эмоции сохраняются у такого человека очень долго.

Если вдруг оказалось, что в чем-то произошло ущемление интересов таких личностей — этого они не забудут никогда. Поэтому их часто называют мстительными и злопамятными.

Обычно такие люди очень легко обижаются, их нетрудно задеть. Стойкость аффектов приводит к излишнему развитию честолюбия и самонадеянности. Часто их всецело поглощают мысли, связанные с «плохим отношением» к ним, «непорядочностью» окружающих, иногда приводя к образованию «сверхценных идей».

Так, например, человека может преследовать мысль о том, что ему изменяет жена. При этом фактов измены у него нет, но на подозрения он не скупится. Однако не все так плохо: роль, которая импонирует таким людям — это роль борца за справедливость. Честолюбие вполне может стать и положительным моментом, той движущей силой, которая ведет к трудовым и творческим успехам.

Несмотря на то, что застревающие личности не способны отвлечься от своих негативных эмоций, они отличаются высокой трудоспособностью и часто оказываются успешными, например, в юридической сфере.

Патологическая адаптация к травме

Термин «застревание» часто используется при работе с посттравматическим расстройством. Посттравматический стресс — естественная реакция на шоковую травму, как правило, связанную с угрозой собственной жизни или жизни значимых людей.

Пережить такой стресс очень непросто: организм включает механизмы защиты, и нередко случается так, что реакция на стресс затягивается, и возникает посттравматический стресс (иногда называемое «афганским» или «чеченским» синдромом) — возникающее после травмы стрессовое расстройство, продолжающееся иногда не один год.

Такую «неправильную» адаптацию к шоковой травме также принято называть застреванием.

Что происходит при таком состоянии? Развивается постоянная тревога, хроническая усталость, подавленность, болезни. Мышление человека не может выйти из замкнутого круга, перебирая раз за разом стрессовые события, нереализованные ожидания.

При таком «застревании» у человека нарушен контакт с реальностью, он не может мыслить адекватно, а контактирует лишь со своей травмой, со своими переживаниями. И способа самому справиться с такой ситуацией, выбраться, взглянуть на нее со стороны, у человека просто нет.

Такое состояние начинает со временем восприниматься как естественное и привычное, человек считает его нормальным. Если при этом он остается без помощи врачей, состояние усугубляется настолько, что возникают психиатрические заболевания и серьезное ухудшение качества жизни.

Для выхода из этого состояния медицина катастроф и психотерапия предлагают специальные планы терапии, включающие в себя разбор защитных механизмов, приводящих к деструкции, наработку ресурсов, работу с психосоматикой.

Пример из практики психолога

К психологу обратился Сергей. Ему 29 лет. Он пожаловался на излишнюю раздражительность. Психолог стал расспрашивать его. Выяснилось, что в 10 лет Сергей попал в аварию: ехал в маршрутке, которая столкнулась с мусоровозом. Потом Сергей узнал, что шофер грузовика был нетрезв.

Это обстоятельство до сих пор возмущает его: по его мнению, люди постоянно допускают преступную халатность, и Сергей пытается с ней бороться. Вместе с психологом они выработали план более спокойной жизни, которая не требует постоянного напряжения и борьбы с «врагами».

Сергею стало легче.

Преодолей кризис

Рассматриваемый термин широко использует в своих статьях и лекциях популярный семейный психолог Павел Зыгмантович.

Под этим термином понимается ситуация, при которой человек сталкивается с кризисом и не может его преодолеть.

Происходит «застревание», остановка психологического развития человека в том психологическом возрасте, в котором произошел кризис, не позволяя ему развиваться дальше.

Нельзя сказать, что такое состояние случилось навсегда: нередко бывает, что текущие события или следующие кризисы выпихивают человека из застревания, и он, возможно и против своей воли, вынужден двигаться вперед.

Но текущие ситуации должны быть при этом суровыми, вплоть до экстремальных, например, стихийные бедствия, боевые действия и тому подобное. «Застреваний» при этом может быть много, каждый кризис провоцирует у человека отдельное явление.

Однако надо учитывать и то, что само понятие роста и развития человека предполагает это прохождение череды кризисов, так что такие «застревания» неизбежны.

Залипание и сложности с переключением внимания

Еще одна широко распространенная трактовка термина в популярной практической психологии. Застревание — это проблемы с внутренним монологом: психологическое состояние, при котором в голове прокручиваются тревожащие ситуации, оценки рисков, последствий, споры с самим собой и невозможность принять окончательное решение.

Или то же застревание, но касающееся какого-то события, уже случившегося, при этом прокручивание мыслей о том, что решение принято неверно, и как было бы хорошо, если бы оно было другим. Такие состояния сильно изматывают и снижают активность, поэтому оцениваются как негативные.

Существуют действенные психологические приемы, помогающие справиться с застреванием.

Если в голове прокручивается уже случившееся событие, решений по которому принимать уже не надо, достаточно запланировать себе определенное время на такое переживание, отметив его на календаре.

То есть, буквально так: сегодня с 22:30 до 23:00 я переживаю по поводу своего неудачного собеседования. Как правило, когда приходит «час икс», переживать уже не слишком и хочется.

Если же «застревание» касается выбора, который нужно сделать прямо сейчас, то есть техника, практикуемая еще японскими самураями: если решение не может быть принято за 7 вдохов, значит самурай к нему не готов. Так что, считаем до семи, и… либо решаем, либо отставляем выбор в сторону.

С точки зрения понимания мира

Еще одну трактовку можно найти у Ричарда Бендлера, американского психолога, одного из основателей НЛП. По его мнению, существует застревание на определенном способе понимания мира, когда другие способы оказываются недоступны по каким-то причинам. Это явление — основная причина таких болезненных состояний, как:

  • повышенная серьезность;
  • уверенность в собственной правоте;
  • осознание собственной важности.

Если что-то приобретает слишком большую важность, все остальное эту важность теряет, и, тем самым, важность является способом оправдать любое свое поведение и качество. Поэтому с чувством своей правоты приходится иногда и бороться.

Как бороться с застреванием

Людям, которые постоянно психологически «застревают», психологи рекомендуют следующие вещи:

  1. Постоянно общайтесь с новыми людьми: расспрашивайте их как можно больше об их жизни. Сравнивайте их поведение со своим.
  2. Общайтесь с детьми. Это даст вам возможность научиться непредвзятому взгляду на мир.
  3. Влюбляйтесь или просто позволяйте себе испытывать эмоции. Это будет вас раскрепощать и даст вам возможность, как говорят психологи, «вентилировать» свои чувства.
  4. Побольше читайте и усваивайте новую информацию. Это позволит вашему мозгу постоянно упражняться.
  5. Занимайтесь физкультурой. Гибкое тело позволяет делать гибким мышление.
  6. Старайтесь мыслить позитивно и находить оправдание поступкам людей.

Пример из практики психолога

Евгений работает учителем в школе. Ему 39 лет. Он стал замечать за собой, что стал более злопамятным, постоянно прокручивает в голове то, что сказал ему завуч.

На консультациях с психологом Евгений признался, что мало отдыхает, так как ему приходится много работать: его цель — выиграть конкурс среди учителей.

Вместе с психологом он понял, что накопившаяся усталость как раз и привела к застреванию в жизни. Новые установки позволили ему отказаться от чрезмерных целей.

Родион Чепалов (практикующий психолог, коуч)

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как излечить психологические травмы детства и психологические комплексы

Драма застрявшего в психологическом развитии ребёнка

Цель любой психотерапии – помочь отбросить прошлое, хорошее оно или плохое, и отбросить хорошее или плохое будущее, чтобы просто быть. Быть – значит развивать свою уникальность, свою способность быть живым, всем тем, кто ты есть, здесь и сейчас. (с)
/Карл Витакер/

Сегодня мы поговорим о психологических травмах, иногда, в житейской психологии, последствия этих травм называют «психологическими комплексами».

И в первую очередь речь пойдет о детских психологических травмах и о том, какое влияние они оказывают на дальнейшую взрослую жизнь.

Психологическая травма – реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие.

Причины психологической травмы

Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие, а источников существует огромное количество:
Семейные конфликты. 1.    Тяжёлые болезни, смерть, гибель членов семьи. 2.    Развод родителей. 3.    Гиперопека со стороны старших. 4.    Холодность внутрисемейных отношений и отчуждение.

5.    Материально-бытовая неустроенность.

Знает ли человек о своих психологических травмах? Одного знания оказывается недостаточно. Люди обращаются за психологической помощью относительно своих негативных переживаний или неконструктивных способов поведения, но не связывают свое нынешнее состояние с психологическими травмами, особенно детскими.

В большинстве случаев психотравмирующее воздействие носит неявный, скрытый характер.

Речь идет, как правило, о неспособности ближайшего окружения, прежде всего матери, обеспечить для ребенка атмосферу доверия и эмоциональной защищенности.

Травмирующая ситуация может скрываться за внешне вполне благополучной домашней обстановкой, в частности, за ситуацией гиперопеки и гиперпротекции, когда никто даже и не подозревает о том, что в отношениях родителей с детьми не хватает очень важных чувственных и поведенческих компонентов.

Значимые родительские фигуры часто сами страдают различными формами личностных расстройств, постоянные конфликты в семье, напряженные отношения, признаки домашнего и психологического насилия препятствуют полноценному эмоциональному взаимодействию в семье и, как следствие, – нормальному психическому развитию потомства.

Жизненные сценарии

Известный психолог Эрик Берн предложил идею о «жизненных сценариях», которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом.

Это бессознательный жизненный план, который мы позаимствовали у родителей, и который создает нам иллюзию контроля над ситуацией и жизнью.

Обычно к 7 годам этот сценарий уже заложен, и в дальнейшем человек строит свою жизнь во многом обусловленный влиянием этого бессознательного сценария.

Решая свои жизненные проблемы, человек вынужден решать проблемы своих родителей, своих бабушек и дедушек.

Нужно понимать, что это не детальная точная копия родового сценария, но общее направление и постоянная работа над ошибками, своими и своих предков.

Эта ситуация усугубляется в детстве директивными посланиями родителей своему ребенку, когда родители из «благих намерений» внушают своему чаду установки как нужно жить.

Директива – это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок будет наказан.

Не явно (поркой или подзатыльником, молчаливым шантажом или руганью), а косвенно — собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя “хорошим и правильным”.

Негативные установки (директивы)

Главной директивой, в которую можно было бы включить все остальные, является:
“Не будь самим собой”. Человек с этой директивой постоянно неудовлетворен собой. Такие люди живут в состоянии мучительного внутреннего конфликта. Остальные приведенные ниже директивы поясняют это.

Вот краткие примеры таких директив (их можно насчитать десятки и очень подробно разбирать каждую из них):
“Не живи”. Как много проблем ты нам принес, появившись на свет.
“Не верь самому себе”. Мы лучше знаем, что тебе нужно в этой жизни.
“Не будь ребенком”.

Будь серьезным, не стоит радоваться. И человек, став взрослым, никак не может научиться полноценно отдыхать и расслабляться, так как чувствует вину за свои “детские” желания и потребности. Ко всему прочему, у такого человека стоит жесткий барьер в общении с детьми.
“Не чувствуй”.

Это послание может передаваться родителями, которые сами привыкли сдерживать свои чувства. Ребенок приучается “не слышать” сигналы своего тела и души о возможных неприятностях.
“Будь самым лучшим”. Иначе ты не сможешь быть счастлив.

А так как невозможно быть самым лучшим во всем, то и не видать этому ребенку счастья в жизни.
“Никому нельзя верить, – уж вы мне поверьте!”. Ребенок приучается к тому, что окружающий мир является враждебным и выживает в нем только хитрый и вероломный.
“Не делай!”.

В результате ребенок боится принимать какие-либо решения самостоятельно. Не зная, что безопасно, испытывает трудности, сомнения и чрезмерные опасения в начале каждого нового дела.

Но насколько сильно влияют психологические травмы на сегодняшнюю жизнь?

Я лишь приведу два примера, которые подтверждены научными исследованиями, хотя исследований гораздо больше. Всемирная организация здравоохранения провело исследование среди людей, у которых в детстве были какие-либо психологические травмы. Оказалось, что таким людям гораздо труднее сделать карьеру, чем тем, у кого в детстве не было сильных эмоциональных потрясений.

Оказывается, расстройства психики в детстве приводят к замедлению социального развития человека – ему становится сложнее заводить друзей, адаптироваться к новым коллективам и уживаться с людьми.

По словам доктора Норито Каваками из университета Токио, возглавлявшего научную группу, которая проводила исследование, ученые нашли четкую взаимосвязь между случавшимися в детстве депрессиями, недостатком внимания, пережитыми случаями физического или психического насилия и низким уровням достатка во взрослой жизни.

Результаты эксперимента справедливы и для мужчин, и для женщин. В ходе исследования были опрошены почти 40 000 человек из 22 стран, в возрасте от 18 до 64 лет.

Ученые собирали информацию об уровне дохода, общественном положении, образовании каждого респондента, и при этом уточняли данные о состоянии психического здоровья опрошенных, начиная с рождения.

Действительно, детские горести рождают желание замкнуться, отгородиться от мира, а успешную карьеру в большинстве случаев невозможно сделать в затворничестве…

Другое исследование проведенное специалистами из центра здоровья «BioMed Central» и опубликованное в журнале «Substance Abuse Treatment, Prevention, and Policy».

Так в исследовании, проведенном под руководством доктора Тары Штрайн (Tara Strine) показано, что неблагоприятные события детства эмоциональные, физические или сексуальные травмы, могут стать причиной развития никотиновой зависимости.

И в этом случае, лечение сигаретной аддикции необходимо начинать с терапии детских травм.

В исследовании приняло участие больше чем 7000 человек, приблизительно 50% из которых – женщины.

Принимая во внимание ранее выявленные факторы риска, такие как употребление алкоголя и курение родителей, физические и эмоциональные травмы, произошедшие в детстве, достоверно заняли первое место в группе риска. Однако подобная картина наблюдалась только в женской выборке.

Так женщины, в анамнезе которых, были выявлены травмирующие события детства, в 1,4 раза чаще подвержены данному пристрастию. У мужчин же, как полагают исследователи более широкий диапазон защитных и компенсаторных механизмов, которые еще только предстоит изучить.

Результаты исследования показывают, что механизмом, провоцирующим связь между детскими травмами у женщин и тягой к табаку, является психологический стресс. Особенно велик риск у тех, кто пережил эмоциональное или физическое насилие.

Что же делать с детскими психологическими травмами?

Все мы родом из детства, поэтому несем в себе большое количество болезненных переживаний и неосознанных ран, которые всячески будут препятствовать здоровому гармоничному развитию личности человека.

Эти переживания могут быть самыми разными и сопровождаться различными чувствами: вины, стыда, тревоги, страха, неполноценности, потерянности, недоверия, бессмысленности своего существования и пр. Чувство боли «защищает» от осознания этих травм, и человек искренне считает это своей особенностью характера.

Потому что осознание приведет к необходимости пересмотра и переоценки слишком многих вещей в своей жизни. Здесь появляется страх, который сознательно и бессознательно препятствует излечению, блокирует его.

Волевым усилием не избавиться от подобного страха, потому что расплатой за подобное усилие будет служить усиление контроля, и потеря своей витальности и жизненной энергии.

Многие виды психотерапий (в том числе гештальт-терапия) занимаются тем, чтобы человек развивал свою спонтанную способность к жизни, преодолевал барьеры и стереотипы, заложенные в прошлом.

Характерной психологической особенностью славянского менталитета является то, что люди у нас терпят «до последнего». Что бы не случилось, мы будем «мужественно» терпеть, сносить, держать в себе до конца. Н. Тихонов писал о таких людях: “Гвозди бы делать из этих людей! В мире бы не было крепче гвоздей”!!!

На приеме у психолога или в психологической группе можно встретить молодых женщин, сломленных своими психологическими травмами, с блеклыми лицами, пустыми глазами и опущенными плечами.

Некоторые из них выглядят совершенно безжизненно, раздавлено, обескровлено. Другие же напротив – настолько беспокойны и невротически возбуждены, что неспособны сосредоточиться на актуальном состоянии.

Но все они помнят себя другой, не похожей на теперешнюю и не понимают как они стали такой.

Учиться заботиться о себе

Внутренний психологический комфорт является сегодня одним из определяющих понятий современной жизни. Оказывается “ухаживать” за собой нужно не только снаружи, но и внутри. И достижения современной психологии достаточно легко и быстро позволяют делать это (это то, чего мы были лишены вплоть до 90х годов 20 века).

К сожалению, многие люди у нас в стране относятся к этому с непониманием и недоверием, предпочитая терпеливо мучиться и страдать, полагая, что всё пройдёт само, думая, что к психологам, психотерапевтам и психоаналитикам только “психи” ходят лечиться. Но сегодня к психологам обращаются современные, умные люди, которые испытывают определенное личностно-психологические проблемы.

Сегодня с помощью хорошего специалиста можно полностью освободить свой внутренний мир от нежелательных, мучительных последствий: – любой эмоционально-душевной травмы, – любой психотравмирующей ситуации, имевшей место в жизни (независимо от срока давности), – любых тяжёлых или острых психоэмоциональных переживаний или воспоминаний,

– любых эмоционально-шоковых потрясений.

Обращайтесь ко мне за помощью, буду рад Вам помочь!

почитать другие статьи на этом сайте:
о чувстве зависти
о запретных чувствах
эгоистическое чувство материнства
когда плачет клоун? (детские травмы)

10 признаков, что у вас психологическая травма из детства

Драма застрявшего в психологическом развитии ребёнка

Современные психологи сходятся во мнении, что большинство психологических проблем возникает на фоне какой-либо психологической травмы (или нескольких травм) из детства.

Каждый человек получает в детстве как позитивный, так и негативный опыт, который отражается на всей его дальнейшей жизни. Иногда именно детская психотравма становится причиной серьезных проблем во взрослом возрасте. Чтобы определить у себя наличие психологической травмы, полученной в детском возрасте, необходимо обратить внимание на следующие признаки:

Изображение Bessi с сайта Pixabay

1. Постоянное чувство вины.

Если ребенок постоянно слышал в свой адрес, что он плохо учится, не обладает никакими талантами, что у него ничего не получается, то вероятность появления у него комплекса вины очень высока. Часто этот ребенок, став уже взрослым, чувствует, что ни на что не годен, что он все делает неправильно, хотя на самом деле это не так.

2. Страх одиночества.

Этот страх испытывают люди, которые в детстве недополучили родительской любви, внимания и заботы. Следует проанализировать, возможно страх остаться одному вызван именно этим фактором.

3. Сложность в построении отношений.

Такие трудности могут быть вызваны тем, что в детстве этот человек пережил обман. Ребенок очень чувствителен к обману и если такое произошло, он может навсегда потерять доверие к людям. С возрастом это перерастает в невозможность построения доверительных отношений с другими людьми.

Изображение Bessi с сайта Pixabay

4. Неумение принимать комплименты.

Ребенок, который не получил необходимое ему количество теплоты и внимания, вырастает в человека, который не чувствует собственную ценность. Комплименты со стороны он будет воспринимать как лесть и всячески будет их отрицать или игнорировать. Неспособность принимать комплименты негативно отражается на самооценке.

5. Человек думает, что не заслуживает счастья.

Если человек, с которым случилось что-то хорошее, думает что это скоро закончится, что это все не просто так и т. д., вероятнее всего, в детстве перенес серьезную психотравму.

Скорее всего, родители постоянно указывали ему на то, что он не достоин игрушки, которую выбрал, так как сломал недавно купленную ему машинку.

Или не может пойти в зоопарк, потому что плохо себя ведет и т. д.

6. Боязнь не соответствовать чужим ожиданиям.

Этот страх присущ тем, кто в детстве слышал в свой адрес высказывания о том, что он недостаточно хорош. Будучи взрослым, такой человек старается понравиться окружающим, вызвать у них восхищение, а если достигнуть этого не получается, испытывает неприятные эмоции.

Изображение Rudy and Peter Skitterians с сайта Pixabay

7. Страх конфликтов.

Если ребенок испытывал на себе ту или иную форму эмоционального насилия со стороны взрослого, высока вероятность того, что во взрослом возрасте он будет испытывать страх перед конфликтами и всячески избегать их.

8. Трудности с принятием решений.

Когда ребенку постоянно указывают на его ошибки, он может испытывать сложности с принятием решений уже во взрослом возрасте. Это же происходит, когда родители не дают малышу свободу выбора и все решения принимают за него.

Даже банальный выбор кафе, в которое он пойдет, становится серьезным поводом для размышлений. Делать покупки в магазине для такого человека – настоящая проблема.

А если дело касается серьезных вещей, стоит ли говорить, через что приходится пройти этому человеку, чтобы принять решение.

9. Заниженная самооценка.

Самооценка человека формируется еще в детстве. Если человек не может принять и полюбить себя, скорее всего, причиной этому будет какая-либо психологическая травма из детства.

10. Перфекционизм.

Эта черта характера часто доставляет ненужные трудности. Однако избавиться от нее непросто. Чаще всего причина перфекционизма лежит в том, что в детстве этот человек постоянно доказывал что-то родителям, старался во всем быть первым. Родители в ответ на старания ребенка редко выражали похвалу, а только требовали от него еще лучших результатов.

Если человек обнаружит, что ему характерен хотя бы один из перечисленных признаков, то, скорее всего, он имеет какую-либо детскую психологическую травму. Самостоятельно проработать такую проблему довольно сложно, поэтому лучше обратиться к грамотному психологу за помощью.

Рекомендую прочитать статьи:5 привычек здорового человекаи5 невербальных признака симпатии

Дорогие друзья, если вам понравилась эта статья, топоделитесь ею со своими друзьями в соцсетях! Не забудьте поставитьлайкили дизлайк( иподписатьсяна мой канал. Я выпускаю интересные и полезные статьи каждый день.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.