Эмоциональное лидерство: 5 составляющих эмоционального интеллекта

Содержание

Слагаемые эмоционального интеллекта, самотестирование

Эмоциональное лидерство: 5 составляющих эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект (ЭИ) (англ. Emotional intelligence, EI) — это способность человека воспринимать, оценивать и понимать свои и чужие эмоции и умение управлять эмоциями.

Эмоционально интеллектуальные люди могут хорошо владеть собой и эффективно налаживать взаимодействие с окружающими. Психологи и представители других научных дисциплин, а также лидеры многих организаций, признают, что эмоциональный интеллект имеет жизненно важное значение.

Некоторые даже считают, что эмоции в большей степени, чем интеллектуальные способности, определяют мышление людей и человеческие взаимоотношения.

От понимания эмоций и умения управлять ими во многом зависит успех в работе и счастье в личной жизни.

Лидеры могут сконцентрировать и направить силу эмоций на улучшение морального климата в коллективе и усиление мотивации сотрудников, что идет на пользу всей организации.

Как показали результаты исследования, проведенного Политехническим институтом Ренсселера (Rensselaer Polytechnic Institute), более экспрессивные и более чуткие к чужим эмоциям предприниматели зарабатывают больше денег.

 Что такое эмоции?

Существуют сотни эмоций и еще больше эмоциональных оттенков. Для лидера очень важно понимать не только разнообразные эмоции людей, но и то, как эти эмоции выражаются. Исследователи выделяют восемь основных групп эмоций:

  • любовь;
  • страх;
  • гнев;
  • грусть;
  • наслаждение
  • удивление;
  • стыд;
  • отвращение.

В серии исследований представители различных культур безошибочно распознавали указанные эмоции, когда им показывали фотографии лиц с соответствующей мимикой. Список основных эмоций и их некоторых оттенков приводится ниже.

  • Гнев: ярость, грубость, негодование, раздражение, возмущение, озлобленность, досада, враждебность, ожесточенность.
  • Грусть: печаль, сожаление, уныние, меланхолия, жалость к себе, одиночество, подавленность, отчаяние, депрессия.
  • Страх: тревога, опасение, нервозность, озабоченность, волнение, испуг, ужас, паника.
  • Наслаждение: счастье, радость, облегчение, удовлетворение, веселье, гордость, чувственное удовольствие, восхищение, восторг, трепет, эйфория.
  • Любовь: признательность, уважение, дружественность, доверие, доброта, симпатия, преданность, обожание, страстное увлечение.
  • Удивление: шок, изумление, потрясение, недоумение.
  • Отвращение: презрение, пренебрежение, надменность, омерзение, антипатия, неприязнь, отвержение.
  • Стыд: чувство вины, смущение, замешательство, раскаяние, унижение, стеснение, смирение.

Лидеры, чуткие к собственным эмоциям и эмоциям окружающих, создают хорошую рабочую атмосферу, что идет на пользу всей организации.

Составляющие эмоционального интеллекта

Компоненты эмоционального интеллекта разбиты на четыре основные категории, приведенные в таблице 1. Важно помнить, что эмоциональный интеллект усваивается и развивается. Любой человек может усилить качества, составляющие четыре указанные категории.

 Таблица 1. Составляющие эмоционального интеллекта

Собственная личностьДругие люди
СознаниеСамосознание:

  • эмоциональное самосознание;
  • точная самооценка;
  • уверенность в себе.
Социальное сознание:

  • эмпатия;
  • корпоративное сознание;
  • ориентация на оказание услуги.
ПоведениеВладение собой:

  • эмоциональный самоконтроль;
  • действия, заслуживающие доверия;
  • сознательность.
Менеджмент взаимоотношений:

  • развитие других людей;
  • воодушевление окружающих;
  • влияние на окружающих.

Самосознание можно рассматривать как основу всех остальных компонентов эмоционального интеллекта. Оно включает в себя способность человека оценивать собственные эмоции и понимать, как они влияют на работу и личную жизнь.

Людям, хорошо знающим свои эмоциональные характеристики, легче быть хозяевами собственной жизни. Лидеры с высоким уровнем самосознания способны доверять своим чувствам, помогающим в трудные минуты принимать непростые решения.

Иногда бывает неясно, нужно ли совершать крупную сделку, увольнять сотрудника, реорганизовывать бизнес, перераспределять рабочие обязанности. Когда информация из внешних источников оказывается недостаточной, лидерам следует полагаться на собственные чувства.

Самосознание также включает в себя адекватную оценку своих сильных и слабых сторон и чувство уверенности в себе.

Владение собой — второй ключевой компонент эмоционального интеллекта, который можно определить как способность контролировать деструктивные или приносящие вред эмоции.

Лидеры учатся сохранять эмоциональный баланс, чтобы беспокойство, тревога, страх или гнев не мешали ясности мышления.

Владеть эмоциями значит не подавлять или скрывать их, а понимать, используя это понимание в различных ситуациях.

В эту категорию входят такие качества, как стремление вызвать доверие окружающих (проявление честности и прямоты), сознательность (ответственное отношение к своим обязанностям), способность к адаптации (умение приспосабливаться к изменениям); инициативность, расширяющая возможности человека; оптимизм, проявляющийся вопреки всем трудностям и неудачам.

Мартин Селигман (Martin Seligman), профессор психологии университета Пенсильвании, посоветовал руководству страховой компании MetLife принять на работу группу сотрудников, которые при прохождении тестов «на оптимизм» показывали высокие результаты, но не могли пройти обычных тестов на умение вести продажи. По сравнению с группой, члены которой хорошо проходили тесты на продажи, но при этом были пессимистичны, группа оптимистов совершала продаж на 21% больше в первый год работы и на 57% больше во второй год работы.

Социальное сознание — это способность понимать других. Социально сознательные лидеры проявляют эмпатию — умение поставить себя на место другого человека и понимание его мыслей и чувств. Такие лидеры могут рассмотреть ситуацию с нескольких точек зрения и наладить взаимодействие с людьми различных типов.

Под характеристикой корпоративное сознание подразумевается способность наладить организационную деятельность и создать сеть контактов, а также выбрать наиболее подходящие для достижения положительных результатов формы поведения. Кроме того, социальное сознание подразумевает ориентацию на оказание услуг, т. е.

способность определить и удовлетворить запросы сотрудников, потребителей или клиентов.

Менеджмент взаимоотношений — это способность налаживать контакты и взаимодействовать с другими людьми. Лидеры, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, чутко и доброжелательно относятся к окружающим.

Они развивают персонал, вдохновляют сотрудников своей концепцией будущего, устанавливают нормальное общение, чутко реагируют на чувства других людей, оказывая на них положительное влияние.

Эмоциональное понимание лидерами своих подчиненных способствует проведению позитивных изменений, налаживанию сотрудничества и работы в командах, устранению конфликтов. Такие лидеры создают сеть взаимоотношений внутри организации и за ее пределами.

Вместе взятые, четыре указанных компонента создают основу для эмоционального интеллекта, который лидеры могут использовать для более эффективного руководства командами и организациями.

 Практические выводы для лидеров

В какой степени эмоциональный интеллект влияет на эффективность лидера? Несомненно, он играет ключевую роль в успехе трансформационных и харизматических руководителей. Харизматические лидеры, как правило, прибегают к убеждению через эмоции и обращаются к чувствам подчиненных.

Трансформационные лидеры создают образ будущего и мотивируют сотрудников воплотить мечты в реальность, что требует использования компонентов эмоционального интеллекта.

В самых разнообразных ситуациях харизматические и трансформационные лидеры проявляют уверенность в себе, решительность и настойчивость.

Высокий уровень самосознания в сочетании со способностью управлять своими эмоциями позволяет лидеру демонстрировать уверенность в себе и вызывать доверие и уважение подчиненных.

Кроме того, умение управлять эмоциями других людей или сдерживать эти эмоции помогает лидеру объективно оценить потребности подчиненных, которые могут скрываться за непосредственным проявлением чувств.

Сильный гнев или депрессия, например, способны усилить эгоцентричность руководителя и помешать ему понять нужды окружающих. Такой человек не может рассмотреть ситуацию с различных точек зрения.

Эмоциональное состояние лидера влияет на обстановку в группе, отделе или организации. Эмоции передаются от человека к человеку. Если мы находимся в обществе жизнерадостных и энергичных людей, их эмоции передаются и нам. И напротив, грустный человек способен вселить в нас уныние.

Эта эмоциональная заразительность лидера, сохраняющего уравновешенность и внутреннюю мотивацию, служит примером для подчиненных, вдохновляет их и передает им его чувства. Оптимистичный и энергичный руководитель способен повысить активность всей организации.

Чуткость и умение наладить взаимодействие помогают мотивировать, вдохновлять и объединять сотрудников.

Наверное, главное, что эмоциональный интеллект позволяет лидеру, — это возможность относиться к подчиненному как к целостной личности со своими чувствами, мнениями, идеями, потребностями, способностями и мечтами. Именно эмоциональный интеллект помогает руководителю развивать персонал и поддерживать высокую самооценку каждого сотрудника.

Эмоционально интеллектуальный лидер создает атмосферу доверия и уважения, наполняет смыслом работу подчиненных, так что они стремятся не только удовлетворить личные потребности, но и принести максимальную пользу организации.

Используя пятибалльную шкалу, оцените, в какой мере вы обладает каждой из указанных ниже способностей. Прежде чем выставлять оценку, вспомните реальные ситуации, в которых вы проявляли данное качество:

  • 1 — отсутствует;
  • 2 — проявляется в незначительной степени;
  • 3 — проявляется в средней степени;
  • 4 — проявляется в значительной степени;
  • 5 — присутствует постоянно.

Таблица 2. Самооценка эмоционального интеллекта

1. Я связываю внутренние психологические состояния с различными эмоциями.
2. Я умею снять внутреннее напряжение, находясь в сложных ситуациях.
3. Я знаю о том, как мое поведение влияет на других людей.
4. При возникновении конфликта я стремлюсь первым разрешить его.
5. Когда меня охватывает гнев, я могу быстро взять себя в руки.
6. Я замечаю, когда собеседник начинает злиться.
7. Я вижу, когда человек испытывает стресс.
8. Я достигаю консенсуса с другими людьми.
9. Я распознаю эмоции окружающих.
10. При выполнении неинтересной работы я умею найти мотивацию.
11. Я помогаю другим овладеть своими чувствами.
12. Я помогаю окружающим почувствовать себя комфортно.
13. Я замечаю, когда у собеседника меняется настроение.
14. Я сохраняю спокойствие, когда собеседник начинает злиться.
15. Я могу поставить себя на место другого человека.
16. При необходимости я могу дать совет и оказать эмоциональную поддержку другим людям.
17. Я замечаю, когда собеседник начинает занимать оборонительную позицию.
18. Я могу оценить, насколько поступки человека соответствуют его словам.
19. Я веду доверительные беседы с другими людьми.
20. Я отвечаю человеку точно теми же чувствами, которые он проявляет по отношению ко мне.

Подсчет баллов

Подсчитайте сумму баллов по всем двадцати пунктам, чтобы определить общий уровень эмоционального интеллекта. Самосознание оценивается пунктами 1, 6, 9, 13 и 17; владение собой — пунктами 2, 5, 10, 14 и 18; социальное сознание — пунктами 3, 7, 11, 15 и 19; менеджмент взаимоотношений — пунктами 4, 8, 12, 16 и 20.

Интерпретация результатов

Эта анкета позволяет определить уровень эмоционального интеллекта.

  • Если вы набрали более 80 баллов, у вас высокий уровень эмоционального интеллекта.
  • Если вы набрали 50-80 баллов, у вас есть прочный фундамент для развития эмоционального интеллекта и задатков лидера.
  • Сумма баллов ниже 50 указывает, что, по вашему мнению, вы обладаете эмоциональным интеллектом ниже среднего.
  • Для каждого из компонентов результат более 20 является высоким, а менее 10 — низким. Что вы предпримете, чтобы улучшить ваши результаты?

Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

Об авторе:

Ричард Дафт

      (Richard l. Daft), профессор Школы менеджмента Оуэна (Owen Graduate School of Management) при Вандербильтском университете (Vanderbilt University). Автор учебника

«Менеджмент»

«Руководитель и слон. Как стать сверхлидером»

Источник: www.management.com.ua

Эмоциональное лидерство: 5 составляющих эмоционального интеллекта

Эмоциональное лидерство: 5 составляющих эмоционального интеллекта

Экология жизни: Он же у меня все время списывал, я ему курсовые делал, а теперь я лишь рядовой сотрудник банка, которым он руководит…

«Он же у меня все время списывал, я ему курсовые делал, а теперь я лишь рядовой сотрудник банка, которым он руководит. Как же так?»

Известного всем Стива Джобса несколько раз временно исключали из школы за плохое поведение и невыполнение домашних заданий — он наотрез отказывался делать то, что считал напрасной тратой времени. Сам Стив говорил по этому поводу: «Мне было очень скучно в школе, и я стал настоящим сорвиголовой» (из книги «iKoна. Стив Джобс» Джеффри С. Янга, Уильяма Л. Саймона). 

Эмоциональное лидерство

Так почему же многие из тех, кто был отличниками в школе, добиваются «по жизни» меньших успехов, чем те, кто числились в проблемных или даже безнадежных учениках?

Известный психолог Марина Мелия считает, что причина в эмоциональном интеллекте. У успешных людей такой интеллект высокоразвит. Получается, что для достижения успеха он важнее, чем IQ.

Ученые Гарвардского университета даже утверждают, что значимость IQ в данной случае составляет всего-то 20%.

И если руководитель обладает высочайшим IQ, но его EQ минимальный, вряд ли он сможет реализовать свой потенциал. 

Понятие «эмоциональный интеллект» многозначное и сложное. Марина Мелия в своей книге «Бизнес – это психология» пишет, что он складывается из массы разных качеств, часто трудно определяемых, которые проявляются:

  • в высоком уровне понимания себя,
  • в способности слышать и понимать других людей, предвидеть их поведение,
  • контролировать свои и чужие эмоции,
  • в умении принимать правильные решения,
  • способности влиять, формировать и мотивировать команду на достижение цели и т.д.

Одно из важных проявлений эмоционального интеллекта — умение адекватно оценивать собственные возможности и ограничения, максимально эффективно использовать свои сильные качества и стараться нивелировать слабые стороны. 

Впервые об этом явлении заговорили на Западе после выхода книги Дэниела Гоулмана «Эмоциональное лидерство».

Гоулман выявил четыре составляющие эмоционального интеллекта. Высокие результаты в этих категориях гарантируют лидерам достижение максимально комфортных и гармоничных отношений с окружающими, уважение и доверие своих сотрудников, а значит — неизменный успех в управлении и руководстве.

1. Самовосприятие

Это способность прислушиваться к своим внутренним чувствам, осознавать свои сильные и слабые стороны, пределы своих возможностей.

Люди с развитым самосознанием относятся к себе с юмором, с готовностью обучаются навыкам, которыми плохо владеют, и приветствуют конструктивную критику и отзывы о своей работе.

Точное знание своих способностей позволяет им полноценно использовать свои стороны, придает уверенности в себе.

2. Управление собой

Объективное представление о своих сильных и слабых сторонах, способность прислушиваться к своим эмоциям позволяют повысить уровень самоконтроля.

Люди, обладающие этим навыком, находят способы контролировать свои негативные эмоции, сохранять спокойствие и рассудительность даже во время кризисов и сильных стрессов.

Они гибко приспосабливаются к сложностям, в трудных обстоятельствах всегда видят благоприятную возможность, а не угрозу.

3. Социальная восприимчивость

Понимание своих эмоций и контроль над ними помогают развить навык сочувствия и сопереживания окружающим людям. Социальная восприимчивость позволяет понимать невысказанные чувства других людей. Благодаря такой эмпатии легко находить общий язык с людьми из разных социальных слоев и даже разных культур.

4. Управление отношениями

Это умение использовать свою способность воспринимать эмоции (как собственные, так и чужие), чтобы эффективно выстраивать отношения.

Это способность оказывать влияние на людей: от умения выбрать верный тон при обращении к конкретному слушателю до способности привлечь на свою сторону заинтересованных лиц и добиться массовой поддержки своей инициативы.

Люди, обладающие этим навыком, неизменно убедительны и обаятельны.

Марина Мелия добавляет еще и 5-ю составляющую эмоционального интеллекта:

5. Умение принимать решения

В том, как люди принимают решения, эмоциональный интеллект проявляется наиболее ярко.

Мелина Мелия обозначает пять ключевых слов, которые отличают людей эффективных, то есть умеющих принимать решения, от неэффективных.

Эти слова – осознание, реальность, критерий, ответственность и безальтернативность.

Эффективный человек способен четко осознать, что он находится в ситуации выбора и что если перед ним стоит проблема, то ее необходимо решать.

Эффективный человек способен увидеть максимально объективную картину, «посмотреть правде в глаза».

Эффективный человек всегда осознает, на основании чего (на основании каких критериев) он принимает решение в конкретной ситуации.

Эффективный человек никогда не перекладывает ответственность на чужие плечи.

И наконец, эффективный человек не возвращается на полпути к другим вариантам. Приняв решение, он твердо действует в выбранном направлении. 

И еще один важный момент.

Если IQ с возрастом снижается, то эмоциональный интеллект продолжает совершенствоваться на протяжении всей жизни.

И руководитель, который работает над развитием своего эмоционального интеллекта, добивается высочайших результатов.

опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

По материалам книг Дэниела Гоулмана “Эмоциональное лидерство” и Марины Мелия “Бизнес – это психология”

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Эмоциональный интеллект лидера. 5 ключевых навыков

Эмоциональное лидерство: 5 составляющих эмоционального интеллекта

В последние годы успешность, лидерство и достижение выдающихся результатов в карьере стали связывать с развитым эмоциональным интеллектом. Оказывается, что умственного интеллекта, глубоких знаний и усилий недостаточно для достижения значимых результатов на работе.

Ученые выяснили, что именно эмоциональный интеллект (EQ) – решающий фактор и определяет 58 % успеха, причем во всех профессиональных сферах. Кроме того, EQ — наиболее важный фактор лидерства и личного превосходства. В этой статье мы разберемся, чем является и чем не является эмоциональный интеллект, достаточно ли его для большого успеха.

В завершении мы расскажем о том, как медитации могут помочь вам его развить.

ПОНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Эмоциональный интеллект – это способность сознавать собственные чувства и чувства других людей, вырабатывать для себя мотивацию и справляться с эмоциями как в самих себе, так и в отношениях с другими людьми.

Пока не обнаружено никакой связи между показателем интеллекта и EQ. В отличие от умственного интеллекта, основанного исключительно на деятельности «думающего» неокортекса, эмоциональный интеллект также связан с работой «эмоциональной» лимбической системы.

 Сообщение между нашими эмоциональными и думающими «мозгами» – физический источник эмоционального интеллекта. Сложность заключается в том, что эмоционально мы реагируем на события прежде, чем разум оказывается в состоянии их осмыслить.

Поэтому эмоциональный интеллект требует эффективной коммуникации между рациональными и эмоциональными центрами мозга.

Эмоциональный интеллект – это не то, с чем рождаются. Вы можете развивать и совершенствовать его в любом возрасте. И это обнадеживает. Когда мы тренируем свой мозг, постоянно используя новые стратегии EQ, эмоционально интеллектуальное поведение становится привычкой. Все это возможно благодаря нейропластичности нашего мозга.

Теперь разберемся с эмоциональным интеллектом поподробнее. Лучших лидеров в корпоративном мире выделяет именно способность идентифицировать и контролировать эмоции — свои и других — и управлять отношениями.

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ ОБ EQ:

  • Эмоциональный интеллект не означает, что человек всегда скромно и тактично себя ведет. В определенных обстоятельствах лидеру придется сказать неприятную правду.
  • Эмоциональный интеллект лидера не предполагает, что человек дает волю чувствам. Лидер управляет своими чувствами и выражает их в нужный момент, чтобы команда могла спокойно работать над общими задачами.

5 НАВЫКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Дэниел Гоулман, писатель, психолог, научный журналист, автор бестселлеров «Эмоциональный интеллект», «Эмоциональный интеллект в бизнесе» и авторитетный популизатор EQ, выделяет 5 ключевых навыков ЭИ.

САМООСОЗНАНИЕ

Вы  распознаете свои чувства или эмоции, когда они возникает и почему.  И используете это умение в процессе принятия решения.

Реалистичная уверенность в себе: вы понимаете свои сильные и слабые стороны; вы действуете от компетентности и знаете, когда полагаться на кого-то другого в команде. Вы учитесь на опыте.

Эмоциональная проницательность: вы понимаете свои истинные чувства. Осознание того, что заставляет вас сердиться, например, может помочь вам справиться с этим гневом.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Устойчивость: вы сохраняете спокойствие под давлением и быстро восстанавливаетесь после стресса.

Это способность привести эмоции в порядок, успокоить самого себя и избавиться от безудержной тревоги, уныния или раздражительности. Она основывается на самосознании.

Вы не впадаете в долгие тревожные раздумья и не паникуете. В кризис люди смотрят на лидера для уверенности. Если лидер спокоен, они тоже могут быть спокойны.

Эмоциональный баланс: вы держите под контролем любые тревожные чувства. Вместо того, чтобы взрывать людей, вы даете им знать, что не так, и как это разрешить.

САМОМОТИВАЦИЯ

Вы продолжаете двигаться к отдаленным целям, несмотря на неудачи. Вы способны настроить себя на вдохновение и созидание. Вы берете на себя инициативу.

ЭМПАТИЯ

Распознавание эмоций в других людях.

Когнитивная и эмоциональная эмпатия: вы понимаете видение других и поэтому можете доносить вещи так, чтобы коллеги вас понимали. Вы приветствуете их вопросы. Когнитивная эмпатия, наряду с точным чтением чувств другого человека, способствует эффективному общению.

Внимательное слушание: вы обращаете полное внимание на собеседников и стараетесь их понять. Вы не перебиваете и не меняете тему.

НАВЫК ПОДДЕРЖИВАТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Убедительная коммуникация: вы доносите смыслы убедительно и ясно, так что люди достаточно мотивированы, а также знают чего ожидать. Спокойное взаимодействие.

Командная игра: люди чувствуют себя спокойно, работая с вами. Важный признак этого — они легко смеются вокруг вас.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Эмоциональная компетентность – это так называемый soft skill («мягкий» навык), в основе  которого лежит эмоциональный интеллект.

EQ дает возможность усвоить практические навыки, основанные на самосознании, саморегуляции, эмпатии, мотивации и искусстве поддерживать отношения. Эмоциональная компетентность говорит, насколько мы реализовали эту возможность на рабочем месте.

Например, надежность – это компетентность, основанная на развитой саморегуляции — способности к управлению своими эмоциями и побуждениями.

Само наличие EQ не подразумевает наличие эмоциональной компетентности так же как идеальный слух не означает блестящую оперную карьеру. Именно наличие этой компетенции необходимо для выдающихся результатов. Высокая эмоциональная компетентность топ-менеджмента приносит компании наибольший доход, а низкая может разорить.

КАК МЕДИТАЦИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ В РАЗВИТИИ EQ?

Очевидно, что эмоциональный интеллект начинается с умения осознавать свои эмоции. Для этого необходимо начать направлять свое внимание внутрь себя и наблюдать за тем, как и в ответ на что в нас рождаются эмоции, как они проявляются в теле, как они влияют на нас. И здесь нам просто необходимы практики майндфулнесс. И формальные медитации, и внимательность в повседневных делах.

Практики майндфулнесс тренируют нашу способность быть внимательными. Исследование Энди Хасенкамп, руководителя по исследованиям в Институте Разума и Жизни, выявило основное движение, которое повторяется в любом виде медитации:

  • Вы фокусируете внимание на чем-либо.
  • Внимание отвлекается.
  • Вы  замечаете,  что ум отвлекся (мета-осознавание).
  • Вы отсоединяете ум от того, на что он отвлекся и возвращаете его обратно.

Каждый раз, когда вы повторяете эти действия, вы тренируете и укрепляете мышцу внимательности. Это основные повторы в умственном тренажерном зале. Медитирующий или практикующий осознанность постепенно меняет форму и функцию своего мозга. Внимательность становится вашей привычкой.

Благодаря внимательному исследованию себя, вы становитесь осведомленным о своих привычных способах эмоционально реагировать на обстоятельства, собственные мысли и суждения, воспоминания. Самоисследование — это один из аспектов медитации, который помогает развивать эмоциональный интеллект лидера.

Кроме того, научно доказано, что медитация:

  • Улучшает способность регулировать эмоции.
  • Снижает импульсивность реакций.
  • Повышает стрессоустойчивость и готовит вас к стрессовым событиям.
  • Укрепляет социальные связи.
  • Улучшает взаимоотношения с людьми, привнося в них доброту, заботу, искренность и глубину.

Медитация помогает вам познакомиться со своими эмоциями, не отталкивать их и подружиться с ними. Вы узнаете как эмоции проявляются в теле, как они возникают, длятся и уходят. Ведь тело, мысли и эмоции сложно связаны между собой. Вы начинаете больше доверять сигналам своего тела. В этом вам поможет медитация Сканирование тела.

С помощью медитации вы станете лучше понимать эмоции других людей, разовьете эмпатию и станете более сопереживающими. Для этого практикуйте медитацию Любящей доброты.

Кроме того, практика майндфулнесс дает вам инструменты для снижения стресса. В этой статье вы можете найти простые и эффективные техники снижения стресса. Используйте расслабляющие практики для качественного отдыха.

Эмоциональный интеллект лидера наряду с осознанностью назван одним из навыков человека будущего. Мы имеем в арсенале майндфулнесс множество практик, которые помогут вам развить EQ. Если вы хотите стать лидером, построить успешную карьеру или бизнес, или вы уже этого добились, дополните свою культуру благополучия и развития практиками майндфулнесс.

Спасибо за внимание. Если статья была вам интересна, подписывайтесь на мой канал и не пропустите действительно важную информацию в потоках информационного мусора.

Шесть стилей эмоционального лидерства в бизнесе: узнайте себя. Статья. Лидерство. Самопознание.ру

Эмоциональное лидерство: 5 составляющих эмоционального интеллекта

В книге Джо Оуэна “Как управлять людьми” раскрываются три составляющие менеджмента: рациональная, эмоциональная, политическая. Другие исследователи тоже отметили, что в мире управления играет роль не только рациональное начало, важно и эмоциональное.

Именно эмоциональной составляющей лидерства уделяется внимание в книге “Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта”.

Авторами книги выступают признанные эксперты по управлению бизнесом Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис и Энни Макки.

Поговорим об эмоциональном лидерстве и шести стилях эмоционального управления “по Гоулману”.

Об эмоциональном интеллекте

Любой тренинг лидерства прежде всего объяснит, что основная задача лидера — “зажечь”, воодушевить, вызвать готовность к действию. Одни только интеллект или логика с этим вряд ли справятся.

Видимо, подключаются “другие силы”, пробуждающие определённые чувства и эмоции.

Чтобы достигать подобного эффекта лидер владеет неким разумным поведением в эмоциональной области, которое называют эмоциональным интеллектом.

Значительной доле успеха лидер обязан именно эмоциональному интеллекту. Это он помогает лидеру вдохновлять людей на трудовые подвиги, воспитывать преданность.

Благодаря грамотно организованному эмоциональному климату подчинённые такого руководителя не поддадутся, если их попытаются переманить, будут демонстрировать полную отдачу и приносить максимальную пользу по сути не своему бизнесу, но не без удовольствия для себя самих.

Высший пилотаж лидерства — затрагивать эмоции. Этому учат лидерские тренинги, а значит эмоциональный интеллект можно в себе развить.

Эмоциональный интеллект — это способность управлять собой и отношениями с другими людьми. Эмоциональным лидерством называют управление, основанное на эмоциональном интеллекте. Гоулман убеждает, что эмоциональный интеллект в управлении намного важнее рационального.

Физиологическое объяснение эмоционального воздействия

Причины эмоционального воздействия лидера на людей лежат в физиологической плоскости и связаны с устройством человеческого мозга.

Наши эмоциональные центры контролируются лимбической системой, которая является открытой.

Если сравнить её с системой другого типа, например, кровеносной, то кровеносная — закрытая, поэтому регулируется самостоятельно, в то время как открытые системы очень зависят от внешних источников.

То, что происходит в кровеносных системах окружающих нас людей, никак не влияет на наше кровообращение. А вот эмоциональная стабильность человека довольно зависима от того, что его окружает.

Это совершенно понятно с точки зрения физиологии, но является открытием для многих — находящиеся рядом люди способны влиять на нашу лимбическую систему (а это физиология), которая под этим влиянием корректирует наши эмоции.

https://www.youtube.com/watch?v=C6fh8frtj0M

Чем сплочённее группа, тем свободнее обращаются внутри неё чувства, эмоции и даже свежая информация. При постоянном взаимодействии лимбических систем членов группы образуется общий эмоциональный фон, в который каждый вносит свои оттенки. Но именно лидер управляет им, создавая необходимый резонанс.

Резонансное лидерство

В свете выше описанного, лидер, который не интересуется чувствами окружающих, создаёт диссонанс, не обеспечивая присутствующих условиями для обмена эмоциями. Это может привести к выходу негатива, подавленности и тяжёлой нагнетённой атмосферы.

Третьего не дано: если лидеру не удаётся создать резонанс, он создаёт диссонанс, посылая коллективу отрицательные сигналы.

Это недопустимо для лидера, поэтому любой тренинг лидерства прежде всего учит чувствовать группу, взаимодействовать с ней, грамотно толковать её эмоции, “читать” чувства каждого участника. Везде, где есть диссонансный лидер, люди плохо работают, устают, страдают, у них потеряно внутреннее равновесие.

Резонансный лидер проникается чувствами коллектива и “подключаясь” к эмоциональному фону, направляет эмоции людей в позитивное русло. При такой ситуации достаточно быть искренним, делиться своими идеями, в которые веришь, и они тут же получат отклик в эмоциях окружающих. Получить соответствующие навыки можно на тренинге по эмоциональному интеллекту.

Но не все лидеры такие.

Если лидеры, которых условно называют “несведущими”. Они пытаются вызвать положительный резонанс, не учитывая ситуацию.

Возможно подчинённым плохо, может они находятся в негативном эмоциональном фоне, но “несведущий” не заметит этого.

В каком случае подобное возможно? Такое встречается, если лидер эгоцентричен, соответственно, не умеет чувствовать окружающих.

Ещё один тип лидеров — демагоги, под воздействие которых нежелательно попадаться. С одной стороны, они умеют вести за собой и влиять на массы. С другой — они ведут не “к светлому”, а наоборот, к негативу и разрушению. Для влияния эти лидеры используют деструктивные эмоции, например, страх или гнев.

Управление на основе одного только интеллекта не менее опасно. Интеллект, развитое мышление — качества, которые открывают двери к лидерству. Даже больше: без интеллекта вход в лидерство воспрещён. Но сам по себе интеллект не делает человека лидером.

Свои замыслы лидеры осуществляют не только разумом, но и сердцем. Они мотивируют, направляют, вдохновляют, прислушиваются, убеждают и, что очень важно, находят живой отклик.

Без чувств лидерство невозможно. И, кстати, человек, не способный слышать собственные чувства, не способен услышать других. Без сердца управление будет использованием, манипуляцией, только не лидерством.

Об этом предостерегал Альберт Эйнштейн: “Мы должны постараться не сделать интеллект нашим богом. Он, конечно, обладает мощными мускулами, но лишён личности. Он не может управлять — он может только служить”.

Стили эмоционального лидерства

Эмоциональные лидеры воздействуют на эмоции разными способами. Ниже представлены 6 стилей, которые выделил Гоулман в своей книге.

Если вы чувствуете себя лидером или иногда проявляете себя как лидер, попробуйте определить свой стиль, возьмите на вооружение рекомендации для каждого стиля лидерства, запомните лучшие приёмы.

Понимать себя иногда эффективнее, чем любые лидерские тренинги и семинары.

Он действует под девизом “Попробуйте это!”. Этот лидер отлично мотивирует, вдохновляет на новые достижения. Он умеет проявить эмпатию, доверять, развивать чувство принадлежности к группе.

Иллюстрацией этого типа лидерства может стать легендарный “отец рекламы” Дэвид Огилви.

Он помогал каждому члену команды развиваться, практикуя задушевные разговоры с коллегами, которые выходили далеко за рамки должностей и формальностей — о личной жизни, мечтах, планах.

Многие сказали бы, что на подобное нет времени, но только не он. Он всегда находил время на общение, в результате — всегда был в курсе настроения команды, которая ему доверяла.

Сила этого стиля лидерства в погружении в жизнь каждого члена своей команды и искреннем соучастии.

Основным вопросом демократического лидера является “И какие у вас мысли?”. Его сила — в коммуникациях, в которых учитывается мнение каждого.

Такой стиль лидерства идеален, когда существует много возможных путей и приходится делать выбор. Демократический лидер открыт к самым разным мнениям и умеет с ними работать.

Такому лидеру важно не забывать, что негативная оценка тоже может быть полезной, поэтому вовсе не нужно её избегать или игнорировать.

Самое важное в этом стиле лидерства:

  • Командная работа.
  • Менеджмент конфликтных ситуаций.
  • Влияние.

Примером такого стиля может быть лидерство Дэвида Моргана, который был главой австралийского “Westpac Bank”. 20 дней в год он отводил на сессию, где собиралось 40 человек, чтобы рассказать, как “реально обстоят дела”.

Этот тип характерен девизом “Человек всегда на первом месте!”. У него всегда в приоритете создание позитивного настроя в коллективе. Этот лидер каждого видит индивидуальностью и стремится сделать его работу максимально уютной. Он может предлагать поддержку даже в семейных и бытовых проблемах, в общем, вести себя как заботливый отец.

Его сильная сторона — эмпатия, способность чувствовать других, как бы примеряя на себя их эмоции и состояние. Если нужно — он ставит интересы коллег выше целей проекта или бизнеса.

Важно не сомневаться, что это правильный выбор. Лучшая инвестиция в бизнес — это инвестиция в людей.

Его основной подход: “Делайте, что я сказал”. Он даёт ясные указания и требует строгого выполнения, устанавливая индивидуальную ответственность.

Основные черты такого лидерства:

  • Влияние.
  • Направленность на успехи.
  • Инициатива.

При этом руководящий лидер активно использует эмпатию и эмоциональный контроль.

Этот тип лидерства идеально проявляет себя в кризисных ситуациях благодаря высокой степени рациональности в руководстве, устойчивости к стрессу, умению контролировать ситуацию и преодолевать трудности эффективнее других типов лидерства.

Девиз этого лидера — “Делайте, как я!”. Очень ценный тип руководства. Такой лидер ведёт за собой собственным примером. Он может показать, как нужно делать, и передаёт свои умения другим членам команды.

Он умеет вживить уверенность, что всегда есть, куда расти, всегда нужно стремиться к более высоким результатам, более крупным целям, постоянно развивая свой успех. Это для него важная задача, ради которой он постоянно расширяет горизонты, осваивает новые виды деятельности, возможности, технологии.

Такого лидера отличает ориентированность не на материальные ценности, прибыль или титулы. Самое важное для него — установить собственные стандарты и стандарты команды, которые нужно достичь.

Этот лидер живёт с девизом “Идите за мной!”. Своей основной задачей он видит определение и визуализацию того, как именно достижение каждого участника проекта сложатся в общую картину, к которой стремится всё предприятие.

Лидер создаёт видение, верит в него, внушает веру в других и этим вдохновляет сотрудников на инициативу и движение вперёд. Этот тип особенно эффективен, когда предприятию нужна перезагрузка или оно находится на этапе выработки стратегии.

Лидерская стратегия визуализации не совсем подойдёт в случае, если в команде лидера будут люди, разбирающиеся в деятельности предприятия больше, чем руководитель. В этом случае больше подойдёт демократический лидер.

Основы лидерства

Какой бы стиль лидера ни показался вам вашим собственным, или какой бы вы ни выбрали в качестве образца, основой лидерства всегда будет оставаться уважение и доверие членов команды, что удаётся только руководителю с развитой эмоциональной интеллигентностью. Развивая её, можно стать настоящим лидером, которого поддерживают и за которым идут. Укрепляйте навыки эмоционального лидерства на тренингах по эмоциональному интеллекту и других тренингах, развивающих необходимые для лидера качества.

И помните: лидерами не рождаются — лидерами становятся!

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.