Формула страдания: Почему люди любят страдать

Содержание

Почему хорошие люди страдают? Бог допускает страдания?

Формула страдания: Почему люди любят страдать

Страдания — неотъемлемая часть жизни. Достаточно включить новости, чтобы услышать о преследованиях, войнах, несправедливости… Почему это происходит? Почему Бог допускает страдания? И почему страдают невинные? Вот, что говорят служителя о страданиях в жизни верующих.

Орен Лев Ари, старший пастор и проповедник Мессианской общины «Царь Великой Славы» (Melech Kavod Rav), Иерусалим, Израиль

Орен Лев Ари рассказывает, почему Бог допускает страдания, почему происходят войны и голод.

Юрий Коновалов, пастор церкви «Дверь в Небо», Днепр, Украина

Человек никогда до конца не сможет понять, почему страдают те, кто творит добро. И почему иногда злодеи получают то, что заслуживают праведники. Мудрый царь Соломон не смог понять этого, и он сказал, что человеку не понять дел Сотворившего его. Мы находим объяснение, почему страдают нечестивые, почему праведные имеют благословения. Но не можем объяснить, почему происходит наоборот.

Вместо вопроса «почему?» лучше задай Богу вопрос «что делать в этой ситуации?». Бог через Своё Слово даст надежду и ответ, подбодрит, поддержит, утешит, подарит мир и радость. Мир от Бога невозможно объяснить. Первые христиане шли с радостью на смерть за веру в Христа. Гонения, стеснённые обстоятельства никогда не погасят огонь Божьей любви в сердце, благоговеющем пред Господом.

Слово Божье подсказывает нам, как выйти победителями, глядя на жизнь праведников. От помазания елеем до воцарения Давида прошло приблизительно 17 лет. Он прошёл через унижения, скитания, разные жизненные тупики. Но он не сосредотачивал внимание на проблеме, а спрашивал у Бога, как ему правильно поступить в ней.

Сергей Ряховский, пастор, начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ)

Сергей Ряховский рассказывает о сложной проблеме страданий праведных людей.

Владимир Марцинковский, публицист, богослов, руководитель Российского студенческого христианского движения (РСХД)

Страданием мы называем чувство неудовольствия, которое мы испытываем в том случае, когда действительность не отвечает нашим желаниям. Под действительностью мы разумеем внешние обстоятельства, как бедность, болезнь, голод, холод и наши нравственные действия, наши поступки, которые нередко противоречат нашим высшим желаниям.

Источник страдания обычно заключается в уклонении человека от законов природы, как физической, так и духовной. Или наши желания дурны, противоречат действительности, природе вещей, природе человека.

Или наоборот, видимая действительность противоречит нашим хорошим желаниям, и мы страдаем, таким образом, из-за добра. Но это потому, что самую действительность извратили дурные желания человека.

Наши действия противоречат нашим высшим желаниям – «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю», и мы испытываем тогда внутреннее страдание — мучение совести.

Почти всегда мы найдём причину страдания во грехе, своём или чужом, в нарушении законов жизни, разъединяющей нас с Богом, людьми, природой «ибо грех есть беззаконие» (1Ин.3:4).

Какие же эти законы? На языке биологии и социологии — это законы жизни, сохранения рода и вида, общества и личности.

На языке этики — это законы любви, чистоты, справедливости и почитания того, что выше нас.

На языке религии — это заповеди Бога.

Библия признаёт зло как отношение: Диавол, ставший к Богу в неверное отношение, противоречащее его первозданной, доброй природе и уклонение от своей нормальной природы.

Смысл страдания с одной стороны связан со злом, а с другой имеет смысл жизни, для которой живет человек, Библия говорит, что основной источник нашего страдания есть «изгнание из рая» вызванное грехом неповиновения, уклонение от заданной нормы. И с тех пор цель жизни есть «возвращение в рай».

И мы вернёмся в него лучшими, чем вышли из него. Ибо мы вышли из него с познанием зла. А вернёмся с победой над злом, вышли побеждёнными, а вернёмся победителями.

Алексей Коломийцев, пастор церкви «Слово Благодати» в Бетл-Граунд, Вашингтон, США

Алексей Коломийцев о том, что жизнь после грехопадения связана со скорбями.

Сергей Молчанов, пастор церкви «Адвентистов седьмого дня» и президент Восточно-Днепровской конференции, Украина

Вопрос, который очень часто задают мне как священнослужителю. Сразу хочу сказать о том, что на этот вопрос нет простых и однозначных ответов. Библия говорит о несправедливости в мире. В частности, в библейской книге Екклесиаст написано:

«Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это — суета!» (Еккл.8:14).

Действительно: праведник Авель погибает от руки нечестивого Каина. По приказу нечестивой Иезавели уничтожаются пророки Господа. Невинный Урия Хеттеянин погибает по приказу царя Давида. Иоанн Креститель становится жертвой происков нечестивой Иродиады. Апостолы Христовы пали на поле духовной брани. Библейский список можно продолжить.

Напрашивается вопрос: почему Всемогущий и любящий Бог не предотвратил всего этого?

Священное Писание дает несколько объяснений.

Объяснение 1. После грехопадения люди стали носителями зла.

Объяснение 2. Бог допускает страдание праведников с целью воспитания их характеров. Эту мысль иллюстрирует история библейского героя Иосифа.

Объяснение 3. Не скоро вершатся Божьи суды, потому что Он долготерпит зло, ожидая покаяния и обращения грешников.

Объяснение 4. Бог настолько велик и непостижим для нашего разума, что далеко не все мы можем понять и объяснить до конца.

Александр Лисичный, пастор, преподаватель, Заокского Христианского Гуманитарно-Экономического института, Россия

Александр Лисичный отвечает на вопрос «Почему хорошие люди страдают».

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов), председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению

Нужно вспомнить, дорогие друзья, что, когда был создан этот мир, в нем не было страданий. Бог страданий не сотворил. Как тогда они появились? Некоторые говорят: «Бог же знал, что Адам согрешит.

Почему же Он не создал Адама таким, чтобы он не совершил греха?» Ответ простой: Бог создал нас свободными. Мы не запрограммированы, как машины, на добро. Мы сами решаем, куда пойти, что сделать, как поступить, как жить.

Мы даже можем решить, верить нам в Бога или нет — такая величайшая свобода нам дана. Бог есть, а некоторые люди абсолютно убеждены, что Его нет.

Начало страданий, начало греха заключается именно в том, что человек в своей свободе может выбирать путь зла. Животные, птицы — они имеют относительную свободу, но не выбирают между добром и злом.

Волка можно, конечно, застрелить за то, что он задрал овец, медведя-людоеда можно убить, но все-таки нельзя посадить его в тюрьму и дать ему срок за то, что он сделал. Он не понимает, что делает.

А человек понимает.

Но почему же мы-то страдаем от того, что Адам неправильно воспользовался данной ему Богом свободой? Мы ведь не ели от древа познания добра и зла? Хотя некоторые, наверное, уже ели… Ну, младенцы точно не ели. Почему же тогда рождаются детки с сердечными патологиями, с уродствами, несовместимыми с жизнью? Разве младенцы в чем-то виноваты?

Мы созданы Богом как единый организм. Грех или святость одного отражаются на всех остальных. Это только кажется, что мы отделены друг от друга пространством, у нас разный интеллект, разный внешний вид, разный цвет кожи, разные пристрастия. На самом деле человечество — это единый организм, созданный Богом по Своему образу — образу Пресвятой Троицы, единой в Любви.

То есть мы все личности единой человеческой природы и связаны очень тесно. Мы все родственники, мы с вами братья и сестры. И те, которые жили, и те, которые будут жить, и те, которые сейчас живут по всей земле, — мы все одно. И поэтому то, что нарушается в одном, оказывает влияние на других.

Поскольку Адам — наш общий праотец, его поступок как некая генетическая болезнь передается из рода в род, из поколения в поколение.

Александр Чиганцев, пастор церкви «Новое Поколение», Павлоград, Украина

Существует мнение, что Бог создав человека постоянно над ним издевается, испытывает его. Но страдания происходят прежде всего из-за того, что люди сами стали злы, перестали любить ближнего, стали эгоистами.

Рон Кантор, директор и основатель мессианского служения «Messiah’s Mandate International», Тель-Авив, Израиль

Рон Канторпривел пять духовных преимуществ от страданий

  1. Страдания сближают
  2. Иешуа приглашает нас страдать вместе с Ним
  3. Страдания взращивают нас
  4. Чем значительнее призвание, тем сильнее страдание
  5. Жизнь происходит от смерти

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

У верующих людей есть понимание того, что Промысл Божий — благой и совершенный. Об этом трудно говорить перед лицом страдания. Мы своим человеческим разумом не можем проникнуть в эти таинственные, неведомые для нас пути Божии.

Но знаем только одно — что, поскольку жизнь человеческая не кончается с физической смертью его тела, Бог творит с нами по воле Своей то, что имеет отношение и к земной жизни, и к вечности.

А если нет вечности, то всё становится бессмысленным — и жизнь, и смерть, и радость, и страдание, — всё теряет свой смысл, всё становится неким безумием. Ибо скоротечна земная жизнь человека — 70, от силы 80 лет, как говорит слово Божие (Пс.89:10).

Но мы верим в вечную жизнь, мы ее чувствуем, мы ее духовно созерцаем в момент совершения Божественной литургии, в момент причастия Святых Христовых Таин.

Каждая Литургия начинается возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа», потому что через Таинство мы прикасаемся к вечности. Именно в перспективе вечной жизни призван христианин взирать и на радости, и на скорби своей жизни, понимая ограниченность, конечность этих скорбей.

Смерть не есть абсолютное явление, разрушающее человеческую жизнь. И это наш ответ на страдания, смысл которых так тяжело понять».

INVICTORY теперь на , Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Почему люди любят страдать

Формула страдания: Почему люди любят страдать

 
Страдание никогда не выходило из моды. Ныть и подвергать себя душевным землетрясениям было излюбленным занятием рефлексирующей интеллигенции. Годы идут, а развлечение продолжает оставаться актуальным.

Это опять стало трендом — страдальцев массы, и потому горевать напоказ перестало считаться чем-то зазорным. Пользуются популярностью мемы вроде «Как жаль, что я сегодня не сдох», «Конец света отменяется, как плохо» и прочие.

Для одних это просто способ заявить о себе, признать собственную никчемность ради лишнего внимания. Для других — необходимая мера. Корни проблемы, как всегда, лежат в психологии и глубине веков.

Спасибо предкам

У природы просто так ничего не бывает. Даже у боли есть своя, пускай специфическая, но все же необходимая роль. Именно благодаря боли мы определяем, что безопасно, а что не очень, где может подстерегать опасность.

Не стоит забывать, что в древности, когда это все только формировалось, опасности и страданий было гораздо больше. Болезни, роды (не забывай, что женщина — тоже человек), малая продолжительность жизни, хищники, работа (охота и собирательство).

Все, как в лихие 90-е: повсюду царили беспредел и страдание. Но 20 лет назад, чтобы стать взрослым, было достаточно не слушать группу «Краски», а нашим древним предкам нужно было пройти сложный ритуал посвящения — проверку физических и ментальных пределов личности.

Некоторые ритуалы были просто изуверскими, и юниору приходилось немало выстрадать, чтобы доказать: ему все нипочем.

Страдания никуда не делись из нашей жизни, но комфорта стало гораздо больше. Все для удовлетворения материальных и прочих потребностей к твоим услугам.

Вот кондиционер, чтобы тебе в любую погоду было комфортно, вот сервисы, чтобы заказать любую китайскую дрянь.

А несколько тысяч лет назад тебе пришлось бы самостоятельно убить буйвола и сшить из него шкуру. И не факт, что у тебя бы это получилось.

Как говорят психологи, в современном мире не так много вещей, где есть реальная возможность провала. Вся проблема в человеческой голове.

То есть мы запрограммированы, чтобы бежать по степи от шерстистого носорога с собранной пищей, а не сидеть на задницах и искать кеды подешевле в рабочее время.

С точки зрения истории, мы живем слишком мало, чтобы этот предрассудок выветрился из нашей головы.

Иду на риск

В Университете Кардиффа исследовали мужчин и женщин в самом расцвете сил, чтобы понять корни тяги к страданиям, и получили подтверждение того, что мы осознанно тянемся к мукам и боли.

Почему люди участвуют в состязаниях на выносливость и ввязываются в экстремальные мероприятия, чреватые переломом шеи? Большинство ответит, что просто хочет бросить вызов себе. Они осознанно доводят себя до предела, выбивают из зоны комфорта, подвергают испытаниям. Боль и страдания помогают познать границы собственных возможностей.

Зачастую в состоянии эйфории собственные возможности весьма переоцениваются, но это не относится к теме разговора.

Проблема в том, что, помимо предела возможности, человеком руководит собственное тщеславие. И если первое место не занято, а результат не достигнут, то остается разочарование, граничащее с самоуничижением.

Так что спортсменов можно назвать самыми настоящими садистами, особенно если результат выходит на первый план.

Шрамы, как книги

Но есть люди, которые подвергают себя душевным страданиям, а есть и те, кто не против страданий физических. Люди сознательно причиняют себе дискомфорт, погружаются в ледяные ванны, испытывают свое тело на прочность.

Физическая природа боли позволяет им войти в зону, где нет стресса? Или они хотят убедиться, что все еще живы? Психологи склоняются к первому варианту.
Интенсивная боль, как наркотик, блокирует и отбеливает бремя самосознания.

Что характерно, самобичующиеся с большим удовольствием рассказывают о своих страданиях и делятся опытом пережитой боли. Для них полноценная жизнь выглядит таким образом: с синяками, ссадинами, душевными потрясениями. А рассказывают потому, что есть потребность.

Поэтому в Instagram немало фотографий огромных бланшей на ляжках, рассеченных бровей, порезов, переломов. «Вот это полноценная жизнь. Учись, сынок», — как бы говорит юный скейтер, выставляющий очередное фото свой счесанной до мяса некогда волосатой коленки.

Другими словами, шрамы на морде и душе — это возможность написать историю о том, кто ты и что из себя представляешь. Страдания — часть человеческой личности. Это не мазохизм, а всего лишь вызов самому себе. Но не всегда. Некоторые ноют для того, чтобы их пожалели.

Причины страдания человека: почему страдают хорошие люди?

Формула страдания: Почему люди любят страдать

В чем основные причины страдания человека в современном мире? Почему плохие вещи происходят с хорошими людьми? Почему в мире так много различных болезней и катастроф? Здесь вы можете найти полную версию эссе на тему страдания и боли человека. В этой статье мы решили отдельно опубликовать основные причины страданий, через которые проходят люди. 

Причины страдания человека в современном мире

Являются ли страдания человека ошибкой Бога? В моем собственном опыте взаимоотношений я пришел к выводу, что возложение вины на кого-то является крайне непродуктивной практикой. На самом деле это даже является контрпродуктивным. Несмотря на это, в подобных дискуссиях на тему причин человеческих страданий этой темы не избежать.

Конечно, есть чувство, что во всех человеческих страданиях виноват Бог. Это Вселенная, которую Он создал. Если бы Он ее не создал, не было бы никакой боли, страданий и зла. Президент, который направляет народ на войну, ответственен в итоге за всё, что произойдет потом.

Даже если какие-то преступления произойдут по вине одного единственного солдата. Однако на личном уровне мы не считаем человека, принявшего решение о начале войны, ответственным за того, кто, вопреки политике и четким указаниям сверху, совершил преступление на почве страсти.

Как эта дихотомия относится к Создателю всего сущего? Нам надо внимательно разобраться в этом, но, как я уже говорил, простых ответов не будет.

Свобода воли человека, как причина страданий

Одной из причин существования страданий, хоть и не прямой, является наличие у человека свободы воли. Если мы начнем исследовать «свободу воли» в Библии, то обнаружим, что эта фраза нигде не встречается на страницах Священного Писания.

В Библии почти не обсуждается то, что мы называем «свободой воли». Несмотря на это, сама идея «свободы воли» однозначно является библейской идеей. Свобода выбора или воли, по определению, подразумевает, что любой индивид может делать выбор относительно того, как ему прожить свою дальнейшую жизнь.

Доказывает ли Библия, что люди обладают такой свободой выбора?

Во Второзаконии 30:15-20 говорится о том, что Бог дает возможность всем людям выбрать между жизнью и смертью, благословениями и проклятием. В конце этой эмоциональной речи Бог призывает людей выбрать жизнь: «Изберите жизнь, и тогда и вы, и дети ваши будете жить! Любите Господа, Бога вашего, будьте послушны Ему, никогда не оставляйте Его».

Подобным образом в конце своей жизни Иисус Навин оставляет вызов для людей:

Но если вы не хотите служить Господу, тогда вы должны выбрать для себя сегодня, кому вы будете служить: будете ли вы служить богам, которым поклонялись ваши предки, когда жили на другой стороне Евфрата, или будете служить богам аморреев, на земле которых вы живёте. Вы должны сделать для себя выбор, я же и дом мой приняли решение. Мы будем служить Господу! (Иисус Навин 24:15)

Иисус Христос тоже согласен с тем фактом, что человеку дана свобода выбора, в том числе и в том, кому служить — Богу или кому-то другому. Он не заставляет людей следовать за Ним. Вместо этого он взывает к их сердцам, к их умам и совести.

Если человек хочет делать угодное Богу, то узнает, от кого это учение: от Бога или от Меня Самого. (От Иоанна 7:17)

И сказал Иисус всем: «Если кто-то хочет идти за Мной, пусть отречётся от себя, пусть изо дня в день несёт свой крест и следует за Мной». (От Луки 9:23)

Очевидно, что Иисус призывает людей сделать выбор следовать за Ним на основе их личного желания и воли.

Есть некоторые отрывки в Библии, которые показывают, что в некоторых ситуациях Бог временно вмешивается в свободу выбора конкретного человека. Я говорю об историях, когда Бог ожесточил сердце Фараона и когда Иуде Искариоту было сказано делать то, что он задумал.

В каждом случае Бог временно вмешивался в свободу выбора человека с целью осуществить Свою суверенную волю — спасти человека. Тем не менее в обоих случаях Бог вмешивался в жизнь человека, который уже находился во власти зла. Я также верю, что и Фараон, и Иуда могли покаяться в итоге. Суверенная воля Бога не лишила их окончательного выбора.

Ясным библейским учением является тот факт, что Бог дал человеку свободу делать добро или делать зло.

Будем ли мы винить Бога за это? Разве было бы лучше жить во Вселенной, где у людей нет свободы выбора? Разве отсутствие свободы выбора улучшит наш мир? Настоящая любовь всегда дает выбор.

Разве люди, критикующие Бога, согласились бы жить в мире, где они были бы «роботами»? Давайте рассмотрим ситуацию, в которой родители слишком контролируют своих детей, лишая их почти всякого выбора в их жизни.

Разве это будет проявлением любви? Любящие родители, как и любящий Бог, будут тренировать своих детей и учить их делать правильный выбор. Они будут влиять через личный пример, любовь и наставление, но они не будут манипулировать ими или лишать их свободы выбора.

Божье желание было в том, чтобы люди, по их собственной свободной воле, решили отречься от гордости и себялюбия, приняли любовь Бога и служили Ему.

Разве это плохо? Пусть каждый примет свое собственное решение насчет этого, но только будьте благодарны, что вы в принципе можете иметь собственное мнение и принимать решения! Вопрос в том, является ли Бог одновременно любящим и всемогущим? Я думаю, что Бог настолько любящий и настолько всемогущий, что Он создал людей, имеющих настоящий выбор и свободу как любить своего Создателя, так и не любить Его.

Давайте посмотрим на это с Божьей перспективы, если это вообще возможно сделать. Бог создал нас по Своему образу и подобию. Он дал нам эмоции, способность творить и свободу воли.

В Иисусе Христе Он даже пожертвовал Собой, чтобы мы имели возможность быть прощенными за наши ошибки. Это было очень рискованно. Давайте посмотрим на Адама и Еву. Бог рисковал в случае с ними.

Большая часть их потомков поступала хуже, чем они.

Господь увидел, что люди земли полны зла, что они только о зле и думают, и пожалел, что создал на земле людей, и стало у Него на сердце грустно. (Бытие 6:5-6)

Случилось ли это потому, что Бог недостаточно любящий или не обладает достаточной властью? Каждый, кто вкладывает свою жизнь в человека, обладающего свободой воли, рискует быть отвергнутым. Если вы являетесь родителями, вы поймете меня. Быть родителем — значит заниматься очень рискованным делом!

Все, кто решил дать возможность появиться новым детям на свет, рискуют, вкладывая всю жизнь, все силы, всю любовь в них. Они рискуют тем, что их дети когда-то могут отвергнуть все их жертвы.

Мы все знаем, что наши дети могут стать наркоманами, уголовниками или просто очень злыми людьми. Почему мы, как родители, так рискуем? Мы поступаем так, потому что в этом смысле мы очень похожи на Бога.

Мы хотим давать и взаимно получать любовь, основанную на личном желании и воле.

Грех, как причина страдания человека

Мы уже поняли, что одной из причин страданий и зла в этом мире является свобода воли человека. Как мы уже говорили ранее, это косвенная причина. Свобода воли ведет к страданиям, если только человек выбирает неповиновение воле Бога. Свобода воли является причиной страданий из-за грехов людей.

Любящий Бог дал нам выбор, и мы воспользовались этим выбором, чтобы творить зло. Я считаю, что именно грех каждого человека в отдельности является самой частой причиной страданий людей на земле.

Не вся наша боль происходит из-за грехов, но большая ее часть в наших жизнях, наших семьях, обществе и даже в наших народах является их следствием.

Страдания

Формула страдания: Почему люди любят страдать

Страда́ние — мучение; нравственная, душевная или телесная (душевно-телесная) боль (мука).

Слово «страдание» имеет различные значения. Есть страдание телесное, каковы болезни и раны; есть, с другой стороны, страдание душевное, каковы похоть и гнев. Говоря же вообще, страдание живого существа есть такое состояние, за которым следует удовольствие и неудовольствие.
свт. Иоанн Дамаскин

Если человек из глубины горя спрашивает: «Где же Ты был, Господи?» – для христианина ответ очевиден: в бездне страдания Он был прежде тебя. Тебя еще не было, а Он уже был на Голгофском Кресте.
диакон Андрей

Плоды страдания зависят от выбора самого человека: два разбойника были распяты рядом со Христом, но для одного они оказались спасительными, а другой лишь ещё больше ожесточился.

Апостол Павел: Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. (Рим.8:18)

Вообще понять смысл событий, связанных с чьими-либо страданиями, может только человек, глубоко верующий, признающий реальность потустороннего мира и его законов, прежде всего, законов вечности. Только в свете вечности — вечной жизни — обретают смысл некоторые трудно объяснимые события.

Преподобный Амвросий Оптинский приводит такое сравнение: змея для того, чтобы скинуть с себя старую кожу, проходит через узкое отверстие, так и рождение в жизнь вечную и избавление от грехов происходит не иначе, как через крест и страдания.

Никакие страдания не остаются бессмысленными перед Богом. Об этом говорят и многочисленные свидетельства из Священного Писания, и примеры из жизни людей, страдающих в этом мире по тем или иным причинам. Промысл Божий о человеке и мире направляет все ко благу, но не всегда человеческому чувственному пониманию удается осознать увидеть это.

Обязан ли праведник страдать?

Страдание — неотъемлемая составляющая земной жизни людей. Рождаясь, человек оглашает мир плачем (святые отцы объясняли это обстоятельство проявлением первородного греха. Но значит ли оное, что в условиях нашего греховного мира страдание не только неизбежно, но и необходимо?

Как известно, человек был создан не ради страдальческой жизни, но ради счастья и вечного блаженства. Подлинное блаженство достижимо только в союзе с Богом — Неисчерпаемом Источником благ.

Стремление к счастью, в той или иной степени, свойственно каждому человеку, хоть праведному, хоть неправедному.

Но тогда как праведник, стремящийся к Богу, ищет подлинного счастья, для грешника, духовно отдаленного от Бога, характерно стремление к ложным, обманчивым радостям и удовольствиям. Их он ищет и находит в греховных мыслях и делах.

Встав на путь избавления от греха, праведник продолжает находиться под воздействием выработанных им греховных навыков, привычек, страстей и пороков, наконец, под влиянием внешнего греховного окружения.

В данной связи он постоянно сталкивается с греховными искушениями и соблазнами, и вынужден с ними бороться.

Эта борьба бывает сопряжена с многими трудностями, лишениями, страданиями Так, искреннее сердечное покаяние, сопровождаемое угрызениями совести и стыдом, является формой душевного страдания; борьба с владычеством плотского начала, осуществляемая посредством бдений, постов, молитвенных стояний, физического труда, есть форма душевно-телесных страданий.

Такого рода духовное делание является одним из аспектов подвижнической жизни и вменяется христианину в обязанность. Страдания, возникающие в результате этого делания, сопутствуют и способствуют нравственному исправлению, духовному преображению, спасению грешника.

Кроме того, перенося их с должным смирением, подвижник выражает свою веру и любовь к Богу (вспомним, что Образчиком богоугодного перенесения страданий является Господь Иисус Христос; следуя по Его стопам и перенося посланные или попущенные Богом страдания, христианин несёт свой спасительный крест и сораспинается Христу; делая это осознанно и свободно (Мф.16:24)).

Из всего сказанного, конечно, не следует, что христианин не вправе уклоняться от тех или иных форм страданий, например, от страданий, вызванных тяжелой болезнью. Закон Божий не воспрещает болящему пользоваться возможностями медицины (помощью медперсонала, лекарственными средствами, оздоровительными процедурами и т. п.). Сам Христос, а затем и апостолы исцеляли людей.

Особой оговорки требуют и действия по уклонению от страданий, связанных с бедственным положением. Если христианин живет в миру, ему не запрещается трудиться и получать за свой труд надлежащую заработную плату. Он вправе иметь пищу, одежду, кров, пользоваться иными благами (не противоречащими понятию о благочестии)

***

Страдания с точки зрения христианства не всегда являются абсолютным злом, то есть, будучи злом по своему существу, они могут приводить к благим последствиям. С точки зрения христианского аскетического учения страдания в жизни человеческой имеют очистительное значение.

Кроме того, когда речь идет о противопоставлении наслаждающихся жизнью грешников и страдающих праведников, оценка обычно дается по каким-то внешним проявлениям (состояние здоровья, обладание тем или иным имуществом, возможность осуществить жизненные планы и т. д.). При таком подходе игнорируется внутреннее, духовное состояние людей. Апостол Павел говорит в Рим.

14:17: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе», поэтому праведные люди, даже находясь в стесненных обстоятельствах, могут наслаждаться тем Царством Божиим, которое внутри нас, предвкушая будущее блаженство.

И, наоборот, в Священном Писании можно найти немало мест, которые свидетельствуют о том, что человек, ведущий греховный образ жизни, по-настоящему не может быть счастлив. Рим.2:9: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое».

иерей Олег Давыденков

Стремление человека избавиться от страданий естественно. И оно заложено в саму природу человеческую. Отношение Церкви к страданиям такое: Церковь сострадает своим членам, но в то же время она не боится своих страданий, она знает, что через них мы получим радость, превосходящую эти страдания настолько, что мы еще будем жалеть, что мало пострадали.
протодиакон Иоанн Шевцов

***

О духовном смысле страдания

Архимандрит Елеазар,
духовник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры

Жизнь не может быть без страданий, сам по себе мир представляет собой не только одни успехи, мы видим много очень неудачников, потрясений всяческих, провалов, чудовищных преступлений.

Не всегда бывает весна с распускающимися почками и яркой пестротой, бывают и разрушительные бури, град, болезни и смерть. Самое большое страдание, которое человек испытывает, – это отсутствие страданий.

Не страдать в жизни – значит, не участвовать в жизни, быть лишним человеком.

Почти всегда причину страданий можно найти в грехе, в нарушении закона жизни, законов природы. Это нарушение разъединяет человека между Богом и природой, Им созданной.

Страдание оказывает на человека благотворное влияние, является школой, потому что оно учит правде, подтверждая наличие нравственного закона и смысла жизни. Практически все страдания учат, чтобы мы не делали другим того, чего не желаем себе.

Страдания показывают, что в жизни действует не нравственный хаос, а удивительный стройный порядок, основанный на правде, которая рано или поздно проявится.

Страдание является источником огромных нравственных ценностей и положительных духовных приобретений. Оно приводит к вере, любви, духовной силе. Мы живём на земле, чтобы поработать над красотой своей души. Жизнь – это огромная мастерская, в которой души людей становятся чище и готовятся к переходу в иной, лучший мир.

Страдания учат быть снисходительным к другим людям, воспитывают чуткость к горю другого человека. Испытания закаляют человека, воспитывают волю, выдержку, настойчивость и энергию.

Человек труднее переносит свой успех, славу, богатство, внешнюю красоту, чем неудачи, неприятности.

Успех может человека испортить, сделать гордым, ленивым, беспечным и нечеловеколюбивым, поэтому слабым и ничтожным. Страдающий укрепляется.

Есть люди, которые понимают, что такое страдание, и видят в нём красоту, они проникают в тайну слов Апокалипсиса «кого люблю, того и наказую». То есть, указую, наставляю, руковожу.

Есть люди, которые благодарят за страдания и говорят: «Благодарим Тебя, Боже, что Ты посылаешь нам не одни только солнечные лучи, иначе мы превратились бы в пустыню.

Но даёшь дождь, чтобы мы могли приносить плоды».

Лучше страдания, чем самодовольная мещанская беспечность. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», – говорил Пушкин, при всём свойственном ему эллинском жизнелюбии. Пусть это страдание будит нас от сна равнодушия, окаменелого бесчувствия. Жизнь без страдания опасна, и Бог, который не наказывает нас, это Бог, который не занимается нами.

Грубое и легкомысленное бегство от страдания кто-то находит в стремлении к получению минутного наслаждения, заглушить горечь жизни, забыться безумием. А люди верующие знают, что, чем тяжелее испытания, тем ярче нечаянная радость, которая приходит не сразу. «Чем ночь темней, тем ярче звёзды».

Трудно бывает человеку, но и другому трудно. На страдания надо отвечать состраданием. Ведь слово счастье – от слова соучастие, то есть, каждый должен соучаствовать в жизни с другим человеком, сострадать ему, сотрудничать с ним, соучаствовать. И в этом находить счастье.

Люди нуждаются не только в объяснении своих страданий, но больше в соучастии, в сочувствии, которое может поднять изнемогающего и оживить его душу. Очень много говорится об этом в сочинениях Фёдора Михайловича Достоевского.

В его романах страдание является главным героем. Именно страдание, сопровождающееся благою вестью о Христе. Оно приводит человека к новой жизни.

Трагедия, рассказанная в «Бесах», освещается в финале благостными лучами, словами Нового Завета, которые читает русскому атеисту женщина-книгоноша.

Наша страна Россия проходит великую школу страдания на всём пути всей истории. Вся Россия – одно страдание. Судьба русского народа имеет не только национальный, но и всемирный смысл. Как образец, показатель: мы столько испытали, и мы не последние.

Любовь вводит человека в жизнь, которая полна смысла, в свете которого становится ясно и значение страдания. Испытания понимаются как условие движения вперёд, подвиг. Как орудие освобождения от зла и греха, которые составляют несчастье человечества.

Почему у нас кризис? Потому что мы не любим друг друга, не стараемся пойти на помощь, не соучаствуем. В соучастии, сострадании есть единственный удовлетворительный взгляд на нашу жизнь. Все другие теории не могут объяснить страдание и осмыслить его.

Радио Петербург, 2009 год.

Страдания в жизни человека. Для чего и зачем нужны страдания?

Формула страдания: Почему люди любят страдать

Страдания встречаются в жизни каждого человека начиная от его рождения и заканчивая его смертью. Страдания человек встречает в каждой области своей жизни, и там, где он их не ожидает увидеть, он обрекает себя страдать от разочарования.

Нет такого места в жизни, где человек бы не страдал, даже удовлетворяя все свои желания и мечты, человек начинает страдать от скуки и отсутствия цели в жизни. Бедные страдают от небольшого количества денег, а богатые от того, что деньги необходимо защищать.

Правители страдают от своей власти, которую им приходится поддерживать борьбой с другими, а безвластный человек страдает от своего бесправия. Одинокий страдает от одиночества, а человек в отношениях от своих отношений.

Любой объектможет приносить страдания либо по фактуего отсутствия, либо по факту его наличия.Так или иначе, он будет доставлятьстрадания и беспокойства, заставляячеловека уделять свою жизнь на то, чтобылибо добиться чего-то, либо не потерять.При том, что не потерять окончательночто-то не выйдет.

Так или иначе,страдают все, и избавление от страдания– это одна из серьезнейших целей жизничеловечества, борьба с которой безуспешна.

Ведь, казалось бы, и уровень жизниулучшился стократно, и умирать отболезней и голода уже не приходится, алюди всё равно страдают.

Это природачеловеческого разума, и как бы человекхорошо или плохо ни жил, он будет страдатьпримерно одинаково до тех пор, пока ненайдет источник счастья, который независит от обстоятельств.

Для чего человеку нужны страдания?

Страдания необходимы человеку хотя бы для того, чтобы он не слишком сильно привязывался, вовлекался, фантазировал и занимался прочей умственной деятельностью. Мир без страданий – это мифический мир сентиментальных, слабых и инфантильных людей, которые способны только лишь наслаждаться жизнью. Эдакий густонаселенный Эдем.

Но в таких условиях жизни человек не может проявить свою человечность, он не может выразить свободу воли ведь потенциально, она может принести страдания другому. А потому такой мир возможен лишь при полном уничтожении свободы и стремлении к свободе.

Но пока желание действовать, исходя из своей воли, у человека имеется, никакого Эдема не будет.

И это нормальноеявление, стремиться к идеальномумиру-утопии, где каждый человек счастливи никто не страдает – это детский взглядна мир. Страдания не живут в мире, ониживут в сердце человека.

Они живут впороках: в зависти, гневе, жадности,гордыне, похоти, тщеславии, грубости ипрочих качествах, от которых страдает,в первую очередь, сам человек.

Невозможнопросто построить место, в котором людибы не страдали, потому что источникстрадания людей – это их сердца.

От страданийне убежать, а если и попытаться, то будетещё больше страданий. Человек не устроентак, чтобы не испытывать страданийвообще. Это даже биомеханически в мозгупрописано.

Рецепторы, отвечающие какза стресс, так и за счастье, становятсяменее чувствительными при частомвзаимодействии с нейромедиаторами иболее чувствительными при редкомконтакте с ними.

Так, человек, которыйпостоянно находится в стрессовыхситуациях, вырабатывает устойчивостьк стрессу и становится менее восприимчивк нему, а человек, который редко испытываетсчастье, становится более чувствительнымк самому счастью.

Человек имеет обыкновение бежать от своих проблем, стрессов и важных решений и стремиться к счастью и наслаждению. Такой подход, исходя из знаний о человеческой природе, гарантирует человеку множество страданий и немного счастья.

В действительности, отказ от счастья дает человеку возможность быть счастливым, а спокойная встреча со своими страданиями – не испытывать страдания. Зная это, человек может быть счастлив, если действует определенным образом, но для того, чтобы приобрести эти знания, человеку нужно страдать.

Таким образом, страдания нужны человеку, для того чтобы оставаться человеком и не превратиться в животное.

Если датьчеловеку все необходимое для жизни –его развитие остановится, он станетзависимым и не способным к самостоятельнымдостижениям. Такая ли форма жизнидостойна называться Венцом творения –Человеком?

Реальныйслучай из истории. На одном из острововПолинезии испанцы обнаружили остров,в изобилии покрытый деревьями, которыйв силу определенных климатических ииных обстоятельств давали невероятнобогатый урожай и были очень доступны,то есть низки. Конечно, на этом островежили и люди, но на людей они не былипохожи.

Это были низкорослые полуживотные,которые не имели ни одного признакацивилизации. Они не умели писать,говорить, строить и трудиться. Всё чтоони делали – это ели, ведь у них не былопотребности трудиться.

Когда кто-тоговорит о построении идеального общества,в котором никто не будет трудиться,вспоминайте об этой истории и о том, кчему она может привести.

Итак, страданияделают человека человеком. Самые сильныецивилизации формировались в самыхсуровых условиях. Это свидетельствуети о том, что страдания необходимычеловечеству и человеку, в частности,для его прогресса, развития. Человекстрадает – человек ищет способ избавитьсяот страданий – человек становитсялучше.

Так, если бы мы не страдали отболезней, мы бы не знали ничего о строениичеловеческого тела. Если бы мы не страдалиот холода, дождей или жары – у нас небыло бы домов.

Если бы мы не страдали отнеобходимости конкурировать с другимилюдьми – у нас бы не появились лучшиеспециалисты во всех областях, а такжесредства производства, которые даютнам одни из лучших технологическихизобретений в мире. Например, интернет.

Таким образом,страдания для человека – это огромныйстимул для прогресса и жизни в целом.Человек бы не стал трудиться, если быне боялся страдать.

По этой же причинеон бы и не развивался, не совершалподвиги, не спасал бы других и не делалбы кучу вещей, которые делают человекачеловеком.

Страдания человека за других,за мир, за идею – это один из основныхмотивов творчества, и ему мы обязаныогромным количеством произведенийискусства.

Страдая,человек отворачивается от материальныхблаг и обращается к духовным, чтоприближает человека к Богу и АбсолютнойИстине. Редкий человек обращается кнебесам, когда ему хорошо. Зато страх,страдания или невыносимые желания –это главный повод вернуться к Богу.Таким образом, страдания приводятчеловека и к духовному благу, давая емувозможность ощутить себя душой, а нетелом.

В страданияхчеловек проявляет свои самые худшие илучшие качества. Именно в моментыотчаяния человек готов либо проявитьсвою стойкость, либо сломаться, необладая внутренней силой.

Страдания —это естественные испытания, которыевсегда сопровождают человека. Наказаниеза подверженность страданиям – самистрадания, а награда за их преодоление– это слава, могущество, богатство исчастье.

Всё, к чему стремиться человек,лежит через преодоление своих страданийи страхов.

Страдания –это индикатор достоинства человека. Взависимости от того, как человек ведетсебя в бедах, будет определяться егохарактер, ведь трудно судить о человекепо тому, как он ведёт себя в благополучныевремена. Любое серьезное бедствие илитрудность способны испытывать любогочеловека.

Вчерашний друг может статьврагом только потому что страдания,которые сулит ему дружба, будут сильнее,чем страдания, которые сулит ему разрыв.

Такое недостойное поведение оченьсурово карается с точки зрения судьбыхотя бы тем, что человек теряет силуволи и будет вынужден всегда выбиратьтолько самые легкие, а, значит, и самыенизкие пути, которые приведут его толькок большим страданиям.

Рай и ад. Счастье и страдания

В ад человекприходит через наслаждения, а в райчерез страдания. Это не значит, что враю не будет страданий, это значит, чтов раю человек их не способен испытывать,так как прошел весь путь страданий иоставил его позади. Не стоит уходить отстраданий тогда, когда прохождениечерез них сулит благо, но стоит избегать,если это будут страдания бессмысленныеи вредящие жизни человека.

Подобно тому,как, наслаждаясь выпивкой, человекстрадает от похмелья, так и, встречаячестно страдания, человек будетнаслаждаться плодами своего труда илисвоим собственным характером. Поэтомуне стоит слишком сильно сторонитьсястраданий, когда они могут поднятьчеловека на другой уровень.

Таким образом,страдая, человек обретает возможностьбыть и оставаться Человеком, не поддаваясьни животным, ни низким инстинктам.

Человек развивается и становитсясильнее, если переживает страдания ииспытания честно и во время них получаетвозможность приблизиться к Богу, темболее что трудные времена сами по себеявляются зеркалом для человека, ведьего поведение в такие времена отражаетего характер как нельзя лучше.

Как страдание помогает стать сильнее?

Завоеваниекак места под солнцем, так и рая длячеловека всегда является вопросомиспытаний, трудностей и сражений, которыеон должен перенести. Всегда именнострадания предшествовали вечной славеи счастью.

Тогда как стремление к низкими мимолетным наслаждениям всегданизводило человека в ад, так где онобретал вечную муку. Если разумнопосмотреть на жизнь, то можно понять,что за страданием стоит счастье, а засчастьем страдание. Желанное стоитотвергнуть, и тогда его можно будетполучить, пройдя через нежеланное.

Отказываясь от своих желаний, человекспособен удовлетворить их. Отказываясьот своего счастья, человек способенстать счастливым.

Итак, страданиясами по себе – это ни хороший, ни плохойзнак. Да, они свидетельствуют обопределенных недостатках в характереили жизни человека, ведь безупречныйчеловек не способен испытывать страдания.

С другой стороны, страдания – этоестественный спутник жизни каждогочеловека, в особенности того, кто нежелает с ними встречаться. Избавитьсяот страданий полностью невозможно, номожно их не испытывать, если достичьвысокой устойчивости к ним.

Достигаетсяэто путем многочисленных и продолжительныхстраданий, когда на дне непрекращающегосяотчаяния человек находит либо свет,либо сходит с ума. Это зависит от характерачеловека.

Пройдя через этот колодец,человек, хотя и будет испытывать трудностии проходить испытания, они не будутвызывать в нём серьезных страданий.Таким образом, тот, кто желает избавитьсяот страданий, не должен стремиться статьсчастливым, а должен стремиться к самомуотчаянному положению, после которогоон уже будет недоступен страданиям.

Человек и его страдание

Страдания – это ноша человека за право свободы и его обязанность, которая гарантирует ему бытие Человека.

Страдая, человек способен оставаться человеком и идти вперёд, в то время как неограниченное наслаждение превратит его в животное. Страданий не стоит бояться, ведь они — заслуга лучшим вещам в нашей жизни и самой жизни в принципе.

Ведь даже рождение – это само по себе страдание, страдание, дарующие человеку жизнь и право быть счастливым. Удачи.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.