Гордон Ньюфелд: 7 моментов, подрывающих родительский авторитет

Содержание

Теория шести уровней привязанности Гордона Ньюфелда

Гордон Ньюфелд: 7 моментов, подрывающих родительский авторитет

Гордон Ньюфелд

С недавних пор среди мам и пап, активно интересующихся психологической литературой, стала популярной теория привязанности за авторством канадского доктора Гордона Ньюфелда.

Психотерапевт длительное время изучал взаимоотношения разных поколений. Итогом наблюдений стала интересная книга «Не упускайте своих детей». В ней автор рассуждает о важности привязанности в семье.

Чем ещё интересен труд доктора Ньюфелда?

По мнению учёного, привязанность можно назвать основной человеческой потребностью, более значимой, чем, к примеру, приём пищи. Однако если в младенчестве крохе требуется теснейшее телесное взаимодействие со взрослыми (прежде всего, с матерью), то для старших ребят слово «близость» имеет другое значение.

Теория привязанности Гордона Ньюфелда

Автор выделил шесть ступеней психологической зависимости, последовательно сменяющих и взаимодополняющих друг друга в условиях благоприятной семейной обстановки в раннем и дошкольном возрасте.

  1. Привязанность через ощущения

Новорождённый должен постоянно взаимодействовать с тем, кто проявляет о нём заботу. Прежде всего, это любимая мамочка. В период новорождённости привязанность возникает благодаря ласковым прикосновениям, грудному кормлению, ношению на ручках.

Малышу важно ощущать материнский запах, слышать звук её голоса, рассматривать её лицо. Если эти врождённые инстинкты не удовлетворяются, младенец выражает тревогу громким плачем.

Стремление к тесному общению с близкими людьми остаётся с человеком надолго, даже если по каким-либо причинам пропадают другие уровни психологической зависимости.

  1. Желание походить на родителей

У годовалых карапузов проявляется второй уровень привязанности – стремление к похожести. Малыш подсознательно ощущает, что стать ближе к взрослым можно, если стараться походить на них. Теперь ребёнок стремится подражать маме и папе: ведёт себя так же, даже в интонациях и привычках.

  1. Чувство принадлежности и преданности

К трём годам малыши начинают считать родных людей собственностью. Для них привязанность – это владеть теми, кого они любят, и принадлежать тому, кто ухаживает за ними. В детском словаре фигурируют такие выражения, как «моя киса», «моя мама», «мой папа».

Так кроха не только предъявляет права на владение ими, но и заявляет, что привязан к ним, любит их. Преданность же в данном случае означает готовность малыша быть послушным, сохранять своеобразную верность дорогому для него человеку.

  1. Желание собственной значимости

В четыре года ребёнок стремится почувствовать себя нужным маме и папе, показать свою значимость. Вот почему в этом возрастном периоде дети становятся особенно чувствительными к недовольству взрослых и пробуют любыми способами заслужить родительское одобрение. Теперь малыш более мягок, покладистее и пытается вести себя по озвученным правилам.

Если в семье сохраняются близкие отношения, то на пятом году жизни малыш «влюбляется» в родителей. Прежде малыши говорили, что «любят мамочку», копируя фразы других людей. Сейчас же они по-настоящему привязаны к маме и папе, отдают им свою любовь.

Эта стадия привязанности уже настолько совершенна, что ребёнок без особых проблем расстаётся со взрослыми на длительный срок. Ему уже не так принципиально обязательное нахождение рядом мамы или папы, чтобы сохранить к ним тёплые чувства.

  1. Стремление быть познанным

Гордон Ньюфелд назвал самый высокий уровень привязанности психологической близостью. Шестилетний ребёнок хочет поделиться с близкими людьми тем, что он ощущает, о чём думает, рассказать о своих неурядицах и радостях. Проще говоря, дети посвящают родного человека в свои самые сокровенные тайны.

Подобное доверие не оставляет места недосказанности и проблемам в семье. Однако автор теории отмечает, что современный ребёнок во многом остаётся непонятым. Отсюда и стремление родителей изучать книги по воспитанию, в которых, к сожалению, раскрываются лишь методы манипуляции детьми.

Итак, привязанность – это то, в чём нуждаются дети, поскольку именно она даёт им ощущение безопасности. Если эта потребность не удовлетворяется, малыш не сможет развиваться гармонично.

Психологическая связь – необходимое условие трансформации ребёнка из зависимого существа в зрелую самодостаточную личность.

Что даёт привязанность родителям?

Последовательное освоение шести уровней привязанности значительно упрощает воспитательный процесс. Теперь он не требует от мам и пап дополнительных усилий и чрезмерного напряжения. Ньюфелд в своей книге раскрывает секрет: имеет значение не то, что делает родитель, а то, кем он является для ребёнка.

Если ребёнок чувствует привязанность к близким родственникам, то:

  • он охотно их слушается;
  • он доверяет свои тайны и мысли;
  • он перенимает их образ жизни, мораль, нравственные принципы и ценности;
  • исключена даже вероятность обмана.

Теория привязанности Гордона Ньюфелда интересна ещё и тем, что считает воспитание не сочетанием отдельных приёмов и методик, а воспринимает его как отношения между разными поколениями.

Отсюда и мнение автора о том, что бесполезно воздействовать на детское поведение через наказания и поощрения.

Если близкие люди не удовлетворяют стремление ребёнка к привязанности, он стремится направить своё желание близости на другого человека – например, на ровесника, который сам остаётся незрелой личностью и неспособен обеспечить ощущение безопасности и безусловное принятие.

Ньюфелд пишет о возникновении так называемой конкуренции, или ориентации на сверстников, которая может привести в будущем к таким нежелательным последствиям, как:

  • ранняя сексуальность у подростков;
  • наркомания;
  • агрессивность;
  • детская преступность;
  • низкая обучаемость и усвоение знаний;
  • инфантилизм.

Таким образом, для взрослых чрезвычайно важно обеспечить условия для развития психологической привязанности у маленького ребёнка, иначе есть вероятность утраты родительского авторитета в дальнейшем и настройка на подростковую среду, которая не всегда оказывает положительное влияние на детей.

Как укреплять привязанность?

Автор теории призывает взрослых установить с детьми прочную эмоциональную связь. Это важно не только для более лёгкого воспитания, но и для создания по-настоящему крепких детско-родительских отношений.

Перечислим несколько конкретных рекомендаций Ньюфелда.

  1. Общайтесь благожелательно. Не следует уделять ребёнку внимание только лишь с целью запретить, раскритиковать и одёрнуть его. Самое главное для родителей – не руководить детским поведением, а создать тёплые отношения.

    Особое внимание нужно уделять восстановлению контакта после разлуки (уроки в школе, ваша работа, ссора). Большое значение в этом имеют приветствия, включающие взгляды, мимику и поглаживание по плечу.

  2. Проявляйте искренний интерес к ребёнку. Очень важно показать, что он вам необходим, вы ему рады и любите его таким, какой он есть.

    Это можно сделать как с помощью объятий, так и через совместные занятия, игры, общение на интересующие ребёнка темы. Самое главное – показать искреннюю заинтересованность.

  3. Поощряйте зависимость. Да, именно так. Гордон Ньюфелд выступает категорически против преждевременного обучения ребёнка независимости.

    По мнению автора:

  • если ребёнок выступает против зависимости от родителей, значит, он пытается избавиться от привязанности к ним;
  • детскую самостоятельность нельзя ускорить, она придёт в подходящее время;
  • стремление к независимости возникает у ребёнка тогда, когда его потребность в зависимости целиком удовлетворена;
  • если ребёнок не зависит от родителей, он удовлетворит свою привязанность на стороне.

Поощрять зависимость у детей можно через знакомство с окружающим миром, обучение новым навыкам, заботу и помощь.

  1. Откажитесь от разделяющей дисциплины.

    Автор выступает против новомодного увлечения родителей дисциплинарными методами, которые устанавливают границу между ребёнком и родителей.

    Тайм-аут, стояние в углу, угрозы отдать малыша Бабайке, Бабе-Яге, игнорирование – лишь некоторые примеры неконструктивных воспитательных приёмов, которые только мешают привязанности.

Восстановление привязанности

Даже если у детей слабый уровень привязанности к родителям и они предпочитают ориентироваться на сверстников, эту ситуацию можно исправить. Обычно эта проблема появляется, когда ребёнок достигает подросткового возраста.

Безусловно, чем раньше родители начнут восстанавливать психологическую связь, тем выше вероятность положительного результата. Ньюфелд предлагает пару конкретных шагов:

  • переведите градус общения на себя с помощью общесемейных выходных, пикников и путешествий. Таким способом вы создадите пробел в близости ребёнка к сверстникам, заполнив пустоту собой;
  • общайтесь с ребёнком в доверительной обстановке, наедине, подобный формат разговора поможет ему раскрыться, поспособствует развитию искренних отношений.

Не стоит забывать, что цель ваших действий – не изоляция ребёнка от приятелей, а восстановление психологической связи. В противном случае возможны протестные настроения и подростковый бунт.

Итак, теория шести уровней привязанности психотерапевта Гордона Ньюфелда заслуживает внимания неравнодушных родителей. Автор считает, что привязанность детей к значимым взрослым чрезвычайно важна для благополучного развития.

Несмотря на то, что в современном обществе преобладает мнение о раннем приучении к самостоятельности, канадский психолог уверен, что именно психологическая близость с родителями поможет ребёнку стать независимой и яркой личностью.

Источник: http://detki-pogodki.ru/teoriya-shesti-urovnej-privyazannosti-gordona-nyufelda.html

3 главных совета Гордона Ньюфелда для воспитания счастливого ребенка

Гордон Ньюфелд: 7 моментов, подрывающих родительский авторитет

Гордон Ньюфелд — всемирно известный клинический психолог, эксперт в вопросах становления и развития детской личности. В 2012 году на русском языке вышла его книга «Не упускайте своих детей», которая рассказывает о том, как родителям не потерять связь с собственными детьми.

Ключевое понятие всех работ Ньюфелда — привязанность (устойчивая психологическая связь между ребёнком и его семьёй; без такой связи, без эмоциональных условий, которые она создаёт, невозможно гармоничное развитие ребёнка). «Летидор» побывал на семинаре Ньюфелда «Факторы обучаемости.

Что нужно детям для успешного развития», организованном представительством его Института в России, и делится самыми важными мыслями психолога по этой теме.

Ребенок успешно развивается, если для этого созданы соответствующие условия

Когда мы подходим к вопросу обучения детей, то чаще фокусируемся только на одной стороне этого процесса — развитии интеллекта. Мы увеличиваем объемы и качество информации, которую получает ребенок. Внимательно выбираем методики подачи материала. Нам кажется, что эти пути единственно верные для достижения успеха.

Но бывает так, что ни первое, ни второе не гарантирует результатов. И тогда самое время задуматься, что же на самом деле необходимо моему ребенку для успешного развития? В каждом человеке от рождения есть потенциал к развитию. Его раскрытие происходит спонтанно, когда для этого созданы благоприятные условия.

Садовник, чтобы взрастить цветок, сделать его пышным и красивым, подбирает подходящее место, выкапывает яму нужной глубины, насыпает удобрение — а дальше лишь наблюдает, как растение развивается и приносит плоды. Так и родителям, которые заботятся об успешности своих детей, нужно брать пример с садовников и создавать подобающие условия для человеческих «ростков».

Не нужно учить ребенка, как правильно развиваться, важно предоставить все необходимое для этого и всегда быть рядом.

Что необходимо ребенку для обучения (факторы обучаемости по Ньюфелду)

Предоставляя необходимые условия ребенку, мы можем наблюдать за становлением его личности. Сначала малыш развивается в материнской утробе, затем рождается, ползает, начинает ходить. Где-то в 3 года он психологически отделяется от мамы. Ключевые аспекты процветания человека происходят из близости, которую дают ему родители в первые годы жизни.

Любознательность и независимость В 3-4 года малыш становится любопытным и независимым. Это происходит, когда ребенок чувствует безопасность, опору во взрослом. Мысль о том, что мама где-то рядом и любит его, дает ему энергию дерзновения для изучения этого мира. Но тут важно не упустить один момент.

Не надо настаивать, чтобы ребенок был любознательным и самостоятельным. Если мы будем говорить «делай это сам», его воля отключится и малыш уже не научится проявлять инициативу, а будет подстраиваться под наши желания. А значит, потеряет естественную любознательность, которая так пригодится ему в школе и в жизни.

Умение извлекать уроки из собственных ошибок Очень важно, чтобы ребенок ошибался. Уберегая его от ошибок, мы лишаем его опыта, который он приобретает и о котором может поразмыслить. Стоить учитывать, что он учится на своих ошибках (и делает это с удовольствием!) только тогда, когда находится «у руля».

Дайте ребенку возможность нести ответственность за свои действия — и он сможет извлекать из ситуаций практический смысл. Таким образом вы научите его противостоять трудностям. Но с другой стороны, хорошо, когда мама или учитель делают что-то, что малыш не в силах проконтролировать.

В этот момент ребенок испытывает чувство разочарования — а значит, получает опыт бесполезности, учится адаптироваться к обстоятельствам. Это качество также поможет ему в обучении.
Понимание, что жизнь состоит из противоречий, и умение справляться с ними

Все когнитивное развитие человека основано на противоречиях. Умение сомневаться и осознавать противоречия — один из признаков зрелости. Маленькому ребенку, которому 4 или 5 лет, очень сложно понять, каково это — умещать в своей голове два противоположных мнения. Дети от рождения очень консервативны и склонны к догматичному мышлению. То есть могут принять только одну точку зрения. Тут наша задача как взрослых подтолкнуть их к мысли о том, что по каждому вопросу есть несколько мнений.
Например, старший ребенок недоволен тем, что младший отнимает у него игрушки, и злится на него. Он одновременно хочет и не хочет поделиться этой игрушкой. В этот момент он испытывает раздражение, но ведь от этого не перестает любить своего братика или сестренку. Если мы спросим его, какие чувства он испытывал в тот момент, когда малыш отнимал его игрушку, то, скорее всего, получим однозначный ответ: «Он меня разозлил». Тогда наша задача — подвести его к мысли о противоречиях в его голове. Постепенно ребенок сам придет к этому. И это будет признаком зрелости и баланса, которые помогут ему продвинуться в обучении.

Итак, когда мы создаем условия для появления ответственности, а также способности учиться на своих ошибках, принимать противоречия, ребенку намного проще войти в мир разных мнений и точек зрения. Если в его багаже к началу обучения есть эти три составляющие, то вне зависимости от внешних факторов (методики, профессионализма учителя) он добьется хорошего результата.

Дисциплина без нарушений отношений по Гордону Ньюфелду: Практика

Гордон Ньюфелд: 7 моментов, подрывающих родительский авторитет

«Ключ к хорошему поведению – эмоция», – говорит Гордон Ньюфелд.

Чтобы добиться от ребенка хорошего поведения, необходимо изменить свое – взрослое – восприятие процесса воспитания, сместить акценты, перестать «работать родителем» и начать наблюдать за ребенком и играть.

В первой части статьи, «Дисциплина без нарушений отношений», вы узнаете, как это сделать. В этой статье вы найдете несколько практик от известного психотерапевта, которые помогут достичь хорошего поведения.

Завладевать вниманием, прежде чем давать указания

Перед тем, как начинать работать с инстинктами привязанности, надо их активировать. Посмотрите в глаза и вы увидите, улыбаются у него глаза или нет, если да, то он с вами. Если нет, вовлеките в общение и только потом скажите: «Надо вынести мусор»/«Накрой на стол»/«Помой посуду».

Перекрывать сепарацию

При столкновении с сепарацией сохраняйте связь, сосредотачиваясь на следующей точке взаимодействия. Прощаясь с ребенком, присядьте на его уровень, активируйте привязанность, сообщите, когда снова увидитесь («До вечера, сыночек»), только потом скажите «Пока-пока».

Сон такой же момент сепарации. Именно поэтому многие родители сталкиваются с проблемами при укладывании детей. Поэтому сакцентируйте внимание на следующей точке взаимодействия «Завтра я приготовлю твою любимую яичницу и мы вместе позавтракаем».

Когда ребенок агрессивничает, нужно «навести мост». Допустим, дети дерутся, а вы: «Стоп. Все хорошо. Я здесь, ваша мама. Давайте обсудим, как мы проведем сегодняшний вечер. Какой мультик посмотрим/на какую детскую площадку пойдем». Это перекрывает ситуацию и сохраняет отношения.

Бывают, однако, ситуации, которые можно перекрыть сепарацией: «Я вижу, тебе надо побыть одному». Не выгнать ребенка в другую комнату, а обыграть все так, будто это его инициатива, тогда это его успокоит. Обычное выталкивание в другую комнату – это сепарация, которая эскалирует ситуацию.

Не разрывайте отношения в момент агрессии. Назовите эмоцию: «Ты злишься/гневаешься/расстроен». Отвлеките всех причастных и успокойте. Запланируйте время, когда вы обсудите с ребенком этот инцидент, но обязательно по свежим следам.

Сватать

Через свои отношения с ребенком помогайте ему выстраивать отношения с другими взрослыми, отвечающими за его поведение. Завязываем отношения со взрослыми, которые будут управлять вашим ребенком, и используем их. Без вашего контакта с учителем ребенок не будет обращать внимание на него.

Режиссируйте поведение

Дети те еще повторюхи. Вы сможете срежиссировать его поведение,

  • если будете в контакте с ребенком,
  • если сделаете это с альфа-позиции (главного в отношениях),
  • если сценарий будет позитивным и легким для выполнения.

Если сказать ребенку «не дергай котика за хвост», он дернет. Покажите, как котик мурлыкает, и ребенок начнет мурлыкать вместе с вами. Покажите, что как вы безопасно для окружающих злитесь (приседаете 50 раз) и как расслабляетесь (медитируете).

Грустите

Если ребенок умеет плакать, это хорошо, благодаря этому процессу он сможет проживать любую трудность и выходить из любой сложной ситуации и сейчас, и в будущем. Беспокоиться следует, если ребенок не плачет. Это значит, что его чувства законсервированы, и надо будет проделать огромный путь, чтобы вернуть слезы. Рассмотрим на примере.

Вы прочитали уже все, что хотели прочитать ребенку перед сном, но он хочет еще. Вы стоите на своем и помогаете прожить ему горечь того, что он не может получить всего, чего хочет.

Так бывает в жизни и этому надо учиться. Отразите тщетность, проживите горечь вместе, дайте поплакать, обнимитесь, не приукрашайте при этом ситуацию, но отвлекайте.

Так вы учите тому, что не все в мире подвластно нашему контролю и надо уметь отпускать.

Например, друг не пригласил ребенка на день рождения, и он расстроился. Присоединитесь к тщетности: «Друг не пригласил, а ты хотел прийти. Я тебя понимаю. Но мы не виноваты».

Ласково прикасаетесь, утешаете и утверждаете, что ничего с этим поделать не можете. Ребенок может заплакать, и это хорошо. Он плачет от безысходности, понимает, что не все случается так, как он хочет.

И легко выходит из подобных ситуаций в будущем.

Структурируйте

Создавайте ритуалы, вместо того чтобы давать приказы и ценные указания, которым так любят противится дети. Дети быстро привязываются к ритуалам, потому что воспринимают их как игру, а не принуждение.

А в ритуал можно облечь каждый момент жизни – уборку игрушек, пробуждение, обед, сборы в садик или школу. Как только введете такие структуры, все станет гораздо легче. Всю жизнь стоит окружить ритуалами – от пробуждения до засыпания. Тогда ваша родительская «работа» в виде «давать указания» будет не нужна, все превратится в игру, и вам станет легче.

Предлагайте приемлемый выбор

Предлагаете две альтернативы, которые вас устраивают: «Ты будешь есть кашу или картошку?»/«Тебя провести до школы или сегодня ты сама?». Так вы отходите от навязывания своей воли, которой так любят противится дети. У ребенка в таком случае складывается ощущение, что последнее слово за ним и противится нечего.

Рекомендуем:  Энергетическое воспитание ребенка

Поощряйте благие намерения

Как только ребенок проявляет благие намерения, становитесь на его сторону и поддерживайте, предлагайте помощь, если он проявил солидарность с вашими ценностями.

Поделитесь своим видением ситуации и пониманием смешанности чувств: да, хотелось морду набить, но воспитанные люди решают вопросы дипломатично.

Так вы научите ребенка осознанности, умению разделять эмоции и действия, контролировать себя и избегать импульсивности в поведении.

Играйте

Сколько бы ритуалов и инструментов вы не придумали для дисциплины, игра – лучший способ чему-то научить. Предпочтите игре желание преподать урок, потому что зрелость ребенка формируется в игре, а не через наставления взрослых, в ней нет места противлению, даже рамки можно очертить в игровой форме.

Ньюфелд предлагает занять ребенка игрой в ситуациях, когда общественные нормы не позволяют проявление детского поведения – похороны, церковные службы, совещания, поход в магазин – и общественный порядок будет соблюден. Важно только начать игру заранее.

У игровой деятельности, по словам Ньюфелда, есть 5 свойств, которые и делают игру игрой.

  1. В игре важен процесс, а не результат. Избегайте компьютерных игр, которые сосредоточены на результате, а не процессе.
  2. Игра – это понарошку. И потому мы через игру можем выявить все, что надо понять о ребенке, ис режиссировать его поведение.
  3. В игре можно даже подраться, выплеснув эмоции.
  4. В игру свободно заходят и выходят.
  5. У игры есть начало и конец.

Посмотрите фильм «Жизнь прекрасна» (Италия), чтобы понять, как защитить ребенка и отвлечь его от самой ситуации. Ньюфелд привел пример из жизни своего внука: когда необходимо было надеть на того рубашку и провести манипуляции на свежей ране, доктора сказали ребенку: «Сейчас мы тебя замотаем в кокон, поколдуем, а когда размотаем, ты вылетишь прекрасной бабочкой!».

Каждому ребенку надо выпускать эмоции! Детям необходима помощь в строительстве эмоциональных уборных для облегчения от эмоций, которые могут оттолкнуть тех, в ком они нуждаются.

Игра должна стать громоотводом для агрессии. Взрослый помогает в игре выплеснуть атакующую энергию: «Посмотри, сейчас мы порежем бумагу на тысячу кусочков, ведь мы злимся…».

Разрушение, уничтожение, битье, пинки, игры в войну – все это разряжает от отработанной фрустрации и дает ей безопасный выход.

 При этом в игре можно безопасно проживать свои чувства, тут их не надо ни скрывать, ни прикрывать.

Рекомендуем:  Жизнь напоказ: Как родители калечат психику своих детей

Игровые площадки для эмоций:

  • смех и юмор;
  • рисование и раскрашивание;
  • танец и движение;
  • драма и театр;
  • пение и музыка;
  • ирония и игра слов;
  • истории и писательство;
  • дразнилки и глупости.

Каждый раз, когда что-то идет не так, ситуацию можно спасти с помощью игры. Но и игру надо найти в себе.

  • Ребенок должен ощущать, что вы всегда за него: «Ох, как я тебя понимаю!». И понимать!
  • Думать об эмоциях – о чем они говорят и как их изменить в нужном нам направлении.
  • Находить правильные слова для выражения эмоций, и показывать своим примером, как возможно и допустимо выражать свои эмоции.
  • Переждать эмоциональный взрыв, будучи на одной стороне с ребенком в этом процессе. В момент происшествия мы находимся в центре эмоции. А нам надо перейти в «думающий мозг», чтобы понять, что это было. Для этого надо дать себе и всем участникам время. Инцидент – самое неправильное время что-то прорабатывать.
  • Если ситуация повторяется из раза в раз, а мы применяем какие-то одинаковые меры, мы застряли. И у нас та же проблема, что и у ребенка. Мы же видим, что наши меры бессмысленные, если нет результата? На что надеемся?
  • Всегда сначала устанавливаем привязанность, контакт, получаем улыбку или кивок – все, ребенок на нашей стороне, с нами. И даже с взрослыми также.
  • Действия ребенка в момент эмоции похожи на действия наркомана. Что с этим делать? Ребенок просто не может ничего с собой поделать, и ему нужна поддержка и помощь, чтобы выйти из этого.
  • Если отношения и привязанность нарушена, ничего не будет работать. Сначала надо решить проблемы с привязанностью.
  • Не принуждать. Если ребенок чувствует, что им командуют и принуждают, он чувствует принуждение и не может этого сделать – атакующее поведение. Еще хуже давать указания, как сделать, если ребенок уже до этого решил, как будет делать.

Источник

Читайте Интесенс в Telegram и Instagram

» ГОРДОН НЬЮФЕЛД

Гордон Ньюфелд: 7 моментов, подрывающих родительский авторитет

Профессор Гордон Ньюфелд – специалист в области психологии развития из Канады. Он более 40 лет работает с детьми и молодёжью, а также окружающими их взрослыми. Признанный авторитет в детской психологии, Гордон Ньюфелд выступает с лекциями по всему миру, является автором бестселлера «Не упускайте своих детей» и ведущим представителем психологии развития.

Профессор Ньюфелд широко известен своим умением видеть суть сложных психологических проблем и показывать возможности их решения. До недавнего времени он занимался преподаванием в университете и частной практикой, а сейчас посвящает своё время разработке авторской модели психологического развития и обучению родителей, педагогов и специалистов помогающих профессий.

Созданный им Институт Ньюфелда является международной благотворительной организацией, которая помогает применять психологию развития к воспитанию детей. Профессор Ньюфелд регулярно выступает по радио и на телевидении.

У него пятеро детей и шестеро внуков.

Основные моменты биографии

• Получил степень бакалавра в Университете Виннипега и ученые степени в Университете Британской Колумбии (г. Ванкувер).

Защитил докторскую диссертацию в 1975 году на основе изучения и исследований в области клинической и возрастной психологии.

Получил выдающиеся награды за свои учебные достижения (Медаль Генерал-Губернатора Канады), а также за исследования в его докторской диссертации (награда Ассоциации Психологов Британской Колумбии).

• В течение почти 20 лет преподавал в Университете Британской Колумбии пользовавшиеся неизменным успехом у студентов курсы по теории личности, психологии развития и детско-родительским отношениям. Такое углубление в академическую теорию и исследования стало для профессора Ньюфелда прочной основой для окончательного формирования собственной всеобъемлющей теории человеческого развития.

• Работал в судебной психологии в течение нескольких лет, оказывая психологическую поддержку осуждённым несовершеннолетним правонарушителям, совершившим насильственные преступления.

Глубокое погружение в культуру агрессии и насилия поддерживало стремления Гордона Ньюфелда познать изнутри эту неизведанную динамику и, в конечном счёте, привело к новаторским разработкам в области теории агрессии.

• Работал психотерапевтом и консультантом в течение 40 лет (сейчас на пенсии), открыв в консультировании родителей новый подход к психологическому здоровью детей.

Этот подход ориентирован на то, чтобы помочь родителям стать ответом на нужды своих детей, независимо от источников проблемного поведения. Такой подход возвращает родителям место ведущего в отношениях со своими детьми.

В настоящее время Гордон Ньюфелд обучает других психотерапевтов разработанным им методикам психотерапевтического вмешательства.

• Является автором — в соавторстве с коллегой Габором Мате — книги «Не упускайте своих детей» (Hold On To Your Kids, 2004 г.), опубликованной издательством Knopf в Канаде и издательством Random House в Нью-Йорке, издательством Ресурс в России.

Эта книга посвящена ключевой роли отношений ребенка с окружающими его близкими взрослыми, а также описывает процессы здорового и благополучного развития детей, их лёгкого и успешного воспитания. Книга была переиздана в 2013 году с добавлением двух глав о жизни с детьми в цифровую эпоху.

В настоящее время она опубликована на 15 языках, в том числе на русском.

• Разработал интегрированную теорию полноценного развития человеческого потенциала, обозначив ведущую роль взрослых, поддерживающих детей в этом процессе.

Теория основывается на привязанности и психологии развития и объясняет проблемы и явления, которые до сих пор не нашли удовлетворительного объяснения в психологической литературе, например, такие как агрессия, застенчивость, буллинг (травля) и противление.

Эта работа в течение многих лет жизни профессора Ньюфелда привела его к созданию универсального подхода развития на основе теории привязанности.

• Получил в 2006 году награду «Круг Мужества» от Международной организации Перевоспитания Молодежи за выступления, посвящённые решающей роли взаимоотношений в воспитании и заботе о наших детях и подростках.

Премией «Круг мужества» было отмечено соответствие подхода развития на основе привязанности Гордона Ньюфелда глубинным ценностям коренного населения Канады: единству, щедрости, мастерству и независимости.

• Создал в 2006 году персональную программу интернатуры, после того, как растущая группа педагогов и специалистов помогающих профессий убедила профессора Ньюфелда в необходимости более углублённого и интенсивного изучения его парадигмы.

Эта программа переросла в Институт Ньюфелда (зарегистрированный в Канаде в качестве некоммерческой благотворительной организации) и в настоящее время включает в себя преподавание учебных программ на 7 языках (в том числе и на русском) для тех, кто желает вести курсы Института для родителей, а также для психотерапевтов, применяющих подход Гордона Ньюфелда в консультировании родителей.

• Разработал более двадцати курсов, которые позволяют взрослым лучше понимать своих детей. Некоторые из курсов преподаются в университетах, и многие из них переведены на разные языки. В Институте Ньюфелда благодаря интернет-технологиям все курсы доступны заинтересованным преподавателям, специалистам помогающих профессий и родителям по всему миру.

Обзор тем публичных выступлений

• анализировал вопросы, связанные с развитием и благополучием детей, на различных конгрессах и международных мероприятиях во многих зарубежных странах, включая Японию, Мексику, США, Израиль, Швецию, Россию, Украину, Португалию, Германию, Австрию, Швейцарию, Бельгию, Польшу, Финляндию и другие страны

• раскрывал основные принципы парадигмы на различных образовательных конференциях в Канаде и Соединённых Штатах, посвящённых обучению детей младшего школьного возраста, а также раннему образованию и воспитанию детей в детских садах

• проводил для работников образования долгосрочные курсы повышения квалификации, в том числе по месту работы, в Канаде, Соединенных Штатах, Германии, Мексике, Швеции, Финляндии и Польше

• изучал жизнь различных коренных общин Канады (к примеру, Woodlawn Cree, Stein Valley Nlakapamux, Haida Gwaii, Cowichan Tribe, Squamish Nation, Inuit of Nunavut), разрабатывая программы восстановления утерянной культурной традиции

• проводил в Канаде и Соединенных Штатах долгосрочные и интенсивные курсы повышения квалификации для врачей, педиатров, терапевтов и психиатров

• проводил по всей Канаде долгосрочные курсы повышения квалификации для работников сообществ патронажа и усыновления

Некоторые ключевые выступления на национальных конференциях и международных мероприятиях

• Серия публичных выступлений в Швеции и Дании (осень 2015)• Серия публичных выступлений и мероприятий в Окленде и Крайстчерче (Новая Зеландия, ноябрь 2015)• Международная конференция о младенцах и тоддлерах (Тулса, Оклахома, 2015)• Национальная конференция по обучению и психическому здоровью (Виннипег, Канада, 2014)• Европейская конференция о семье при поддержке ООН, посвященная 20й годовщине Международного года семьи, обьявленного ООН (Стокгольм, октябрь 2014)

• Серия публичных выступлений и мероприятий в Европе и России (сентябрь-октябрь 2014)

• Национальная конференция частных школ Канады (Виктория, Канада, 2014)• Конференция школ для коренного населения (Ричмонд, Канада, 2014)• Национальная конференция для лидеров детских клубов (Ванкувер, Канада, 2013)• Конференция для родителей в Центре Омега в Нью-Йорке (2013)• Международная конференция о Мозге и Развитии (Ванкувер, Канада, 2013 г.)• Семинар, посвященный Проблемам с Вниманием, прошедший на шведском общественном телевидении (Стокгольм, Швеция, 2012)• Речь на собрании группы Детского Благополучия в Европейском Парламенте (Брюссель, Бельгия, 2012)• Первая Всемирная конференция Домашнего Образования, с участием 26 стран мира (Берлин, Германия 2012)• Четвертая Международная Встреча, посвященная Общечеловеческим Ценностям, с участием 7000 человек из 116 стран (Монтеррей, Мексика, 2012)• Конгресс по вопросам Свободы Образования в Германии и Европе – по приглашению Фонда Фридриха Наумана (Берлин, Германия, 2011)• Европейский симпозиум, посвященный Насилию в Подростковой Среде – в Федеральном государственном парламенте Саксонии (Дрезден, Германия, 2011)• Шведская образовательная конференция, организованная HARO — Help a Reporter Out (Стокгольм, Швеция, 2010)• Международный конгресс по вопросам Ребенка и Общества (Дюссельдорф, Германия, 2010)• Европейская комиссия по делам Семьи, посвященная Семейным Отношениям и Детскому Благополучию, с участим представителей 27 стран ЕС на Семейной Платформе конференции ЕС (Лиссабон, Португалия, 2010)• Серия публичных выступлений и мероприятий для преподавателей в Мехико и Монтеррей (Мексика, 2010)• Выступление в Бременском университете на тему «Вопрос Социализации: демократия, индивидуация и воспитание детей» (Бремен, Германия, 2009)• Шведская конференция по вопросам здоровья и благополучия подростков под эгидой Help a Reporter Out — HARO, открытая Министром Здравоохранения Швеции (Стокгольм, Швеция, 2009)• Канадская Национальная Конференция Монтессори (Ванкувер, Канада, 2009)• Международная Конференция о Привязанности в Университете Иоганна Вольфганга Гете (Франкфурт, Германия, 2007)• Калифорнийская Конференция Домашнего Образования (Сакраменто, Калифорния, США, 2006)• Национальная Канадская Образовательная Конференция (Ванкувер, Канада, 2006)• Международная Конференция Ла Лече Лиги (Вашингтон, округ Колумбия, США, 2005)• Национальная Конференция Преподавателей курсов для Родителей (Оттава, Канада, 2004)• Первый Национальный Симпозиум о вопросам Буллинга (Оттава, Канада, 2002)• Образовательный симпозиум по вопросам состояния образования в Японии (Нагано, Япония, 2001)• Международный Консультационный Конгресс (1996)• Первый Национальный Симпозиум по вопросам Насилия в Подростковой Среде (Оттава, Канада, 1994)• Образовательный симпозиум, посвящённый применению подхода развития в образовании (Портленд, штат Орегон, 1994)

• Всемирная конференция Семейной Медицины, организованная WONCA (Ванкувер, Канада, 1992)

Обзор теоретического подхода и научного вклада

Гордон Ньюфелд широко известен в мировой психологии как ведущий специалист подхода развития. Он разработал комплексную модель, которая создавалась в течение многих лет путём синтеза, тщательного отбора информации и формирования чёткой структуры из всех составляющих компонентов.

Результатом такой работы является всеохватывающий подход развития, в основе которого лежат глубокие знания психологии развития и теории привязанности, подтвержденные современными нейробиологическими исследованиями. Все теоретические знания в течение более 40 лет проверены и отточены профессиональной практикой, собственным родительством и личным самоисследованием.

В наше время фрагментированного знания, запутанной, понятной лишь посвящённым терминологии, стратегий, оторванных от своих философских корней, а также невероятного разнообразия подходов к лечению, Гордон Ньюфелд дает долгожданное облегчение.

Его интегрированная модель развития является свежей альтернативой доминирующему в наши дни когнитивно-поведенческому подходу, а также медицинскому подходу и взгляду на детей с точки зрения диагнозов и расстройств. Его модель имеет четкое и глубокое применение в воспитании, обучении, а также лечении.

По словам одного из коллег-психологов профессора Ньюфелда:

«Уникальность Гордона состоит в том, что во времена фокусирования на поверхностных и специфических, утилитарных знаниях, он смотрит вглубь и старается охватить более широкую перспективу происходящего. Он ведет нас к такому образу мышления и видения, которые позволяют проникнуть в самую суть вещей, что и создаёт возможности для перемен».

• Создал новаторские теории агрессии, противления, буллинга и тревоги, получившие национальное и международное признание.


• Разработал:
— углублённую теорию привязанности, которая включает в себя шесть уровней развития способности к отношениям
— концепцию поляризации, которая объясняет понятия застенчивости и защитного отчуждения.


• Ввёл понятия «альфа»-«зависимый», раскрывающие природу множества явлений, например, буллинга, а так же причину увеличения количества трудновоспитуемых альфа-детей.

Модель привязанности Гордона Ньюфелда является универсальной и применима не только к детям, но и ко взрослым, как дома, так и в школе.

Хотя вдохновением для развития данной теории послужили труды ранних теоретиков привязанности, в том числе Джона Боулби, Конрада Лоренца и Гарри Харлоу, изыскания Гордона Ньюфелда также обогащены другими теориями о человеческой близости, а также открытиями в нейробиологии и естественных науках, которые подтверждают фундаментальную роль стремления к близости в развитии личности.

Студенты Гордона Ньюфелда находят, что его модель привязанности в значительной степени соответствует их собственным культурным традициям и обеспечивает концептуальные подкрепления их естественной интуиции.

Привлекательным в его парадигме является так же отсутствие сложного, заумного языка, который часто создаёт большое неудобство при изучении психологических теорий и делает их крайне недоступными для большинства людей, остро нуждающихся в понимании привязанности и языка отношений.

Гордон Ньюфелд: 6 уровней привязанности – ИСППП

Гордон Ньюфелд: 7 моментов, подрывающих родительский авторитет

Привязанность – это биологический инстинкт, в котором ребенок начинает искать близости к значимому взрослому, когда чувствует угрозу или дискомфорт. Поведение на основе привязанности ожидает ответ от значимого взрослого, который в силах снять эту угрозу или устранить дискомфорт.

Привязанность к матери или другому значимому взрослому – нормальная фаза в психическом развитии ребёнка и формировании его личности.

Канадский психолог Гордон Ньюфелд описал важнейшие детско-родительский привязанности, а также выделил 6 этапов формирования привязанности.

Задачи привязанности

Первостепенная эволюционная задача привязанности — создать контекст, в котором взрослому будет легко заботиться о ребёнке, а ребёнок будет легко принимать эту заботу.

Если ребёнок привязан к родителю, то он в меру послушен, следует за нами, смотрит на нас снизу вверх (без унижения), хочет быть хорошим.

Взрослый легко выстраивает иерархию с таким ребёнком, несёт за него ответственность и является для ребёнка естественным авторитетом.

Вторая задача привязанности — служить утробой для взросления.

Привязанность работает как щит против внешнего стресса — защищает детское сердце, чтобы оно оставалось мягким, и ребёнок мог привязываться на более глубоких уровнях и постепенно взрослеть, освобождаясь от своей зависимости в привязанности.

Внутри привязанности, в безопасности, ребёнок может не боясь насмешек и чужих оценок выражать себя, чтобы исследовать своё я, свои интересы и желания. Для ребёнка привязанность создаёт ощущение дома: он дома там, где его привязанность.

Если всё происходит по задуманному природой плану, то в первые шесть лет жизни ребёнок развивает способность привязываться на различных уровнях.

Уровни формирования привязанности

Первый уровень, с рождения, – привязанность через чувства

Для того, чтобы выжить, младенцу необходимо быть в постоянном физическом контакте с заботящимся о нём взрослом.

Мозг новорожденного постоянно занят тем, что следит за наличием привязанности: если ребёнок не находится в непосредственном физическом контакте со взрослым, то он должен его хотя бы слышать, видеть, обонять.

Привязанность через чувства — это самый базовый уровень привязанности, даже в случае жестокого повреждения привязанности желание быть с теми, к кому ребёнок привязан, исчезает последним.

На втором году жизни у ребёнка развивается способность привязываться посредством похожести

Ребёнок начинает ощущать, что быть близким с мамой или папой можно не только находясь непосредственно с ними, но и будучи похожим на них. Ребёнок начинает имитировать тех, кого он любит, старается быть похожим на них: в поведении, в интонациях, в предпочтениях. Теперь ему очень важно быть таким же, как его родители.

К третьему году развивается способность привязываться посредством принадлежности и верности

Ещё один способ быть близким — это владеть тем, кого любишь, и принадлежать к тем, кто любит тебя. Начинают проявляться сильные эмоции обладания и ревности.

Когда ребёнок говорит «моя киса», то это не значит, что кот принадлежит ребёнку, это значит, что ребёнок привязан к животному. «Моя мама» не означает биологическую мать, «моя мама» означает «женщина, к которой я привязан».

Дети начинают искать подтверждения тому, что они принадлежат «своей» семье, «своему» клану, либо начинают искать на стороне, кому бы принадлежать.

К четвёртому году жизни у ребёнка появляется желание собственной важности, значимости в жизни любимого человека

Ребёнок начинает ощущать, что мама и папа близки с теми, кем они дорожат. А чтобы быть дорогим, надо быть хорошим. Малыш хочет понравиться, становится мягче, покладистее, ищет подтверждения своей важности для нас.

На пятом году ребёнок начинает любить

Он отдаёт нам своё сердце. Если раньше он говорил «люблю маму» больше имитируя других, то теперь он «ЛЮБИТ маму», поёт песни о любви и рисует сердца.

Это привязанность через эмоциональную близость, уровень, на котором ребёнок готов расставаться с дорогими ему людьми на довольно продолжительные промежутки времени.

Ему уже не нужно физическое присутствие привязанности, чтобы сохранить ощущение контакта и близости.

И, наконец, последний уровень привязанности – когда тебя знают

Ребёнок хочет быть познанным, начинает делиться своими секретами, чтобы мы его лучше понимали, чтобы быть ближе к нам. Ему хочется, чтобы мы знали его изнутри.

Это не правдивость, ребёнок легко солжёт тем, к кому он не привязан, это именно желание быть близким. Психологическая привязанность — самый глубокий уровень привязанности и самый уязвимый.

Не каждый взрослый имеет опыт подобной привязанности.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.