Как гены влияют на характер, интеллект и душевное здоровье

Содержание

Гены влияют на интеллект и успехи в учебе

Как гены влияют на характер, интеллект и душевное здоровье

Генетические исследования со временем смогут внести ощутимый вклад в апгрейд образования. Они помогут подбирать индивидуальные подходы к обучению детей, чтобы улучшить их образовательные результаты.

Пока предсказать способности ребенка с помощью генетики сложно, но ученые постепенно накапливают материал по предикторам тех или иных качеств.

Воздействие генов и среды на развитие человека, факторы успешности обучения, недавние открытия генетики и прогнозы ее развития стали главными сюжетами доклада приглашенного профессора НИУ ВШЭ, международного эксперта в области поведенческой генетики Юлии Ковас.

Все психологические черты человека в той или иной степени развиваются под влиянием генетических факторов. То есть на поведение человека влияет, в числе ряда факторов, и наследственность. В то же время, списать психологические особенности человека исключительно на действие генов невозможно. Равно как нельзя объяснять человеческие проявления лишь воздействием средовых условий.

Дело в том, что во влиянии на человека гены и среда находятся в тесном «партнерстве». Это икс и игрек той системы координат, в которой происходит формирование человека, в том числе его обучение.

Об этом рассказала в докладе «Как генетика может помочь образованию: генно-средовое содействие» приглашенный профессор НИУ ВШЭ, директор международной лаборатории междисциплинарных исследований индивидуальных различий в обучении факультета психологии Голдсмитс (Университет Лондона), соруководитель Российско-Британской лаборатории психогенетики РАО «Психологический институт» и соруководитель Международного центра исследований развития человека (Томский государственный университет) Юлия Ковас. Выступление состоялось на семинаре Института образования НИУ ВШЭ.

Ясно, что любые «манипуляции» с генами порождают немало этических вопросов, на которые ученым и обществу в целом придется искать ответы. Однако речь не о подобных неоднозначных технологиях, а о конструктивном потенциале генетики, ее помощи человеку в его развитии. Эта наука идет вперед семимильными шагами с середины прошлого века.

Так, в 1953 году была открыта структура ДНК, в 2003 году был расшифрован геном человека (ученые знают всю последовательность «букв» в этом сложном «тексте», хотя пока и не знают, что означает этот «текст»), исследования 2006 года позволили впервые генотипировать (выявить) маркеры – гены, влияющие на тот или иной признак.

К 2020 году, по прогнозам ряда экспертов, секвенирование станет вполне рутинной процедурой: ученые смогут определять всю последовательность ДНК-цепочки любого человека быстро и дешево. Это знание, в конечном итоге, позволит понять, как развиваются индивидуальные различия между людьми и как выстроить для ребенка оптимальную модель развития.

Такова «футурология» поведенческой генетики.  

Успех в обучении зависит от генов и среды

Поведенческая генетика, по сути, приближает ученых к построению «уравнения» человеческого развития.

Независимыми переменными в нем будут гены и среда (разумеется, наряду с другими переменными), зависимым – само развитие.

Вопрос в том, как можно контролировать, изменять средовые условия, учитывая генетические особенности, чтобы на выходе получился оптимальный результат, например, в обучении.

Некоторые «уравнения» уже, по сути, составлены. Так, например, ученые доказали взаимодействие наследственности и среды. Одни и те же гены могут вести себя по-разному в разной среде.

Один и тот же ребенок в разных средовых условиях может показывать разные образовательные результаты.

Здесь как раз и существует большой потенциал для индивидуализации образовательных технологий, создания таких условий, в которых ребенок по максимуму проявил бы свои возможности и был бы мотивирован к обучению.

А вот еще одно «уравнение», или теорема, доказанная коллективом ученых, в числе которых – Юлия Ковас.

В 2014 году на выборке близнецов в Великобритании было выявлено, что в начальной школе генетические факторы больше влияют на успешность обучения, измеряемую результатами тестов и оценками, чем на интеллект (рис. 1; в «шапке» к рисунку приведены название и авторы статьи).

Ось абсцисс отмеряет годы – от семи до 12 лет, ось ординат показывает наследуемость, а цветные ломаные показывают математические навыки и навыки в области чтения и письма.  

Рисунок 1. Влияние генетических факторов на умение читать, писать и считать (навыки грамотности, в том числе математической) у младшеклассников.

Источник: презентация Ю. Ковас.

Но постепенно генетические влияния возрастают (рис. 2). Красным цветом выделены генетические факторы, воздействующие на разные переменные (среди них GCSE – британский аналог российского ЕГЭ; интеллект; здоровье и пр.).

Синим цветом выделены средовые факторы этих характеристик. Диаграмма показывает, что генетические различия между учениками объясняют примерно 63% различий в баллах на экзаменах и примерно столько же в различиях в интеллекте.

Рисунок 2. Генетические и средовые факторы в их влиянии на характеристики учащихся.

Примечания: выборка близнецов из базы TEDS (TwinsEarlyDevelopmentStudy – исследования раннего развития близнецов) составила свыше 6,6 тыс пар. Источник: презентация Ю.В.Ковас.

Исследователи также изучили, насколько генетические факторы объясняют силу корреляций между баллами на экзаменах и другими чертами (рис. 3; цветовые обозначения – те же). Так, связь между успешностью на экзаменах и интеллектом объясняется прежде всего генетическими факторами. Связь между восприятием домашней среды и результатами экзаменов объясняется, в основном, средовыми факторами.

Любопытно, что лишь 25% вариативности в успешности на экзаменах объясняется интеллектом. Еще 25% успешности объясняются мотивацией, здоровьем и пр. Оставшиеся 50% вариативности успешности остаются непроясненными.

Рисунок 3. Факторы, определяющие силу корреляций между успешной сдачей экзаменов и рядом переменных (здоровье, интеллект, домашняя и школьная среда и пр.)

Источник: презентация Ю.В.Ковас.

Важно правильно подобрать среду

Как упоминалось выше, доказана и другая теорема: наследуемость интеллектуальных способностей повышается с возрастом. Иными словами, различия в интеллекте между маленькими детьми чаще всего объясняются средовыми факторами. Среди взрослых людей «контрасты» в интеллектуальных способностях оказываются под большим влиянием генетических различий между ними.

Такое возрастное усиление роли генетических влияний, возможно, объясняется генно-средовыми корреляциями. «Среда не просто «случается» с нами, мы являемся активными участниками средовых условий, – пояснила Юлия Ковас. – То есть мы выбираем среду и модифицируем ее. Тем самым генетические влияния усиливаются благодаря подбору определенной среды».

Еще одно любопытное генно-средовое «уравнение»: стабильность образовательных достижений школьника (хорошая учеба в начальной, средней, старшей школе) объясняется тем, что одни и те же гены продолжают влиять на эту характеристику на протяжении его взросления. А нестабильность в учебе – например, ухудшение результатов в средней школе по сравнению с начальной – связана, в основном, с воздействием среды.

Большинство ассоциаций между средовыми влияниями и психологическими чертами имеют и генетические влияния, – такова еще одна теорема поведенческой генетики. Успешность детей в школьном обучении определенным образом связана с образованием родителей, и частично эта связь объясняется их генетическим родством. В то же время здесь есть и средовая медиация, влияние обстоятельств. 

Гена математического гения не существует

Очевидно, что никогда не будет найден «ген шизофрении» или «ген математического гения», отметила Ковас. Сама формулировка «ген какого-либо признака» некорректна, поскольку все характеристики полигенны: генетические влияния являются «продуктом многих генетических факторов с маленькими эффектами».

Исключение составляют серьезные отклонения (психические, физические): так, мутация определенных генов может спровоцировать переход на негативную траекторию развития.

«Однако, когда мы говорим об индивидуальных различиях в норме, то эти различия развиваются под очень сложным влиянием множества генов и множества средовых факторов», – подчеркнула эксперт.

Психологические характеристики связаны между собой, в том числе, и под влиянием генетических факторов. Существует гипотеза «общих генов»: если ребенок показывает хорошие результаты в математике и в чтении, это во многом оказывается следствием того, что одни и те же гены влияют на его умение читать и считать.

Многие исследования показывают, что существует «некий набор генетических факторов, которые оказывают влияние на развитие в целом», прокомментировала Ковас.

Если же происходит несовпадение, то есть ребенок, например, хорошо успевает по математике и плохо по чтению, то эта разница часто объясняется средой, а не генетическими факторами.

Наследуемость в роли иголки в стоге сена

Все психологические черты являются сложными с точки зрения их природы, то есть множество генетических и средовых факторов вносят вклад в их формирование. Такими чертами оказываются и все человеческие характеристики, связанные с образованием, подчеркнула исследователь.

Генетические факторы объясняют 40-60% индивидуальных различий в этих характеристиках. Такие результаты были получены разными методами поведенческой генетики (исследования близнецов, полногеномный анализ сложных черт – genome-wide complextraitanalysisи пр.).

Однако молекулярные генетические исследования – другой раздел поведенческой генетики – позволили обнаружить «лишь немного из конкретных генетических полиморфизмов (участков ДНК, которые различаются между людьми), вносящих вклад в эти признаки», отметила исследователь. Так возникает проблема потерянной наследуемости. 

ее причина состоит в том, что каждый полиморфизм, каждый генетический маркер вносит лишь очень маленький вклад в конкретный признак (все черты находятся, как уже говорилось, под влиянием сразу многих генетических маркеров), и найти следы его «деятельности» не так просто.

Генетика поможет строить модели детского развития

Таким образом, можно говорить о полигенных предикторах – аддитивном, суммирующем влиянии маркеров на те или иные особенности человека.

«Когда мы сможем найти большое количество генетических маркеров, которые связаны с разными процессами, например, когнитивными или мотивационными, мы сможем агрегировать эти маркеры с тем, чтобы они уже имели предсказательную силу», – резюмировала эксперт.

Эта информация может учитываться в построении сложных моделей детского развития, заключила Юлия Ковас.

См. также:

Мотивация студентов к учебе влияет на их перспективы
Популярность отличников зависит от мотивации класса
Родители нацеливают детей на успех в профессии Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 7 декабря, 2015 г.

на IQ.HSE

Что передается человеку по наследству характер темперамент интеллект воля

Как гены влияют на характер, интеллект и душевное здоровье

Различия в поведении у людей разного пола — один из вопросов, которыми занимается эта область.

Хрестоматийным примером, определившим современные представления о психогенетике пола, считается случай Дэвида Реймера — мальчика, которого вырастили как девочку.

Дэвид (у которого был брат-близнец) родился в небогатой канадской семье и в младенческом возрасте пережил несчастный случай, в результате которого потерял пенис.

Уровень развития хирургии не позволял провести реконструкционную операцию, и родители Дэвида решились на операцию по перемене пола, надеясь вырастить своего сына как дочь. Ребенку дали новое имя — Бренда. У Бренды были игрушки, одежда и занятия для девочек, брат относился к ней как к сестре, а родители — как к дочери.

https://www..com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Однако вскоре стало ясно, что и психологически, и внешне девочка развивается по маскулинному типу. У Бренды не складывались отношения в школе (со сверстницами ей было неинтересно, а мальчики не хотели играть с девчонкой), и в дневнике она писала, что не имеет «ничего общего с матерью». В конце концов девочка стала задумываться о самоубийстве, и тогда родители решили рассказать ей правду.

https://www.youtube.com/watch?v=AYH60sR1lsA

Теория доктора Мани оказалась опровергнута. Дэвиду выплатили значительную компенсацию за перенесенные страдания, однако его психологические проблемы так и не были до конца решены. Во взрослом возрасте Реймер женился и усыновил троих детей, однако вскоре после смерти брата, который погиб от передозировки антидепрессантов, все же покончил с собой. На тот момент ему было 38 лет.

Сегодня мы знаем, что гендер определяется генетически. Человека невозможно сделать мужчиной или женщиной за счет воспитания, давления или манипуляции: заложенные генетикой механизмы несопоставимо сильнее всего этого. Именно поэтому людям с диагнозом «трансгендерность» сегодня назначают операцию по перемене пола, чтобы привести биологический пол в соответствие с психологическим.

Фенилкетонурия: атака на нейроны

Влияние генетических механизмов на работу психики может проявляться не только в фундаментальных вопросах вроде гендера. Еще один пример — фенилкетонурия, наследственное нарушение метаболизма аминокислот, в первую очередь фенилаланина. Это вещество присутствует в белках всех известных живых организмов.

В норме ферменты печени должны превращать его в тирозин, который в числе прочего необходим для синтеза нейротрансмиттеров. Но при фенилкетонурии необходимых ферментов нет или не хватает, так что фенилаланин становится фенилпировиноградной кислотой, токсичной для нейронов. Это приводит к тяжелому поражению ЦНС и слабоумию.

Фенилаланин содержится в мясе, птице, морепродуктах, яйцах, в растительной пище (в меньших количествах), а также в газированных напитках, жевательной резинке и других продуктах, так что для нормального умственного развития пациентам с фенилкетонурией в детстве нужно соблюдать диету и пить лекарства, содержащие тирозин.

Фенилкетонурия — яркий пример того, как генетический сбой, на первый взгляд не связанный с функциями мозга, сказывается на его работе критическим образом.

При этом в конечном итоге судьба таких пациентов в детстве зависит от внешних факторов: при правильном лечении в интеллектуальном плане они развиваются наравне со сверстниками.

Если же ребенок с нарушением обмена фенилаланина не получает лекарств и не соблюдает диету, его ожидает олигофрения, а это уже необратимый диагноз.

Конструктор патологии: как наследуется шизофрения

— 1%, если в семье диагноз раньше не наблюдался;

— 6%, если один из родителей страдает шизофренией;

— 9%, если она наблюдается у брата или сестры;

— 48%, если речь идет об одном из однояйцевых близнецов.

При этом какого-то конкретного «гена шизофрении» не существует: речь идет о десятках или даже сотнях фрагментов генома, в которых наблюдаются аномалии. Мы все являемся носителями тех или иных мутаций, в том числе и связанных с шизофренией, вот только они не оказывают на нашу жизнь никакого влияния до тех пор, пока не соберутся «все вместе».

Пока ученым не удалось найти аномалии, присутствие которых приводит к шизофрении. Тем не менее несколько проблемных зон в геноме человека им все же удалось обнаружить. Самым знаменитым среди них считается 16-я хромосома: отсутствие ее участка 16p11.2 может быть одним из факторов, лежащих в основе аутизма и умственной отсталости.

Вероятность унаследовать шизофрению для ребенка падает по мере увеличения возраста его матери. А вот в случае с отцом все наоборот: чем старше папа, тем выше такая вероятность. Причина заключается в том, что с возрастом у мужчин возникает все больше мутаций половых клеток, что ведет к появлению мутаций de novo у детей, тогда как для женщин это не характерно.

Специалистам еще предстоит решить ребус, который представляет собой генетическая архитектура шизофрении.

Ведь де-факто эта болезнь передается по наследству много чаще, чем показывают генетические исследования, — даже если родственники оказываются разлучены и ведут совершенно разный образ жизни.

Такая же картина, впрочем, наблюдается в случае наследственного ожирения, аномально высокого или аномально низкого роста и других генетически обусловленных параметров, которые отклоняются от нормы.

Ум от бабушки: наследственный IQ

Сегодня мы знаем, что многие параметры мозга передаются по наследству, а не становятся результатом воздействия внешней среды. Например, объем коры больших полушарий наследуется на 83%, а соотношение серой и белой материи у однояйцевых близнецов почти идентично. Уровень IQ, конечно, от величины мозга не зависит, но и он отчасти признается наследственным параметром на 50%.

К сожалению, о механизмах наследования высокого уровня IQ мы сегодня знаем не больше, чем о шизофрении. Сравнительно недавно 200 специалистов изучили фрагменты генома более чем 126 500 участников, но в результате обнаружили лишь то, что связанные с IQ кодирующие элементы находятся в 1-й, 2-й и 6-й хромосоме.

Ученые уверены, что картина прояснится, когда в экспериментах будет принимать участие больше людей. Кроме того, в случае с IQ, похоже, нужна новая система вычленения нужных участков генома: искать нужно в Х-хромосоме. Исследователи давно отмечают, что мальчики страдают умственной отсталостью (IQ {amp}lt;

70) чаще, чем девочки. Очевидно, так происходит из-за X-хромосомы: у мужчин она одна, тогда как у женщин их две. X-хромосома связана с более чем 150 расстройствами, в числе которых — гемофилия и мышечная дистрофия Дюшенна.

Для того чтобы у девочки проявилась генетически обусловленная умственная отсталость (или гемофилия, или другая подобная патология), мутация должна произойти сразу в двух местах, тогда как в случае с мальчиком достаточно одной аномалии.

генетик, специалист лаборатории спортивной фармакологии и питания Республиканского научно-практического центра спорта (Минск)

https://www..com/watch?v=ytaboutru

«Существует ряд наследственных заболеваний, одним из симптомов которых является умственная отсталость: как правило, это нарушения числа или структуры хромосом.

Классический пример — синдром Дауна; менее известные — например, синдром Вильямса (синдром „лица эльфа“), синдром Ангельмана и так далее. Но бывают и мутации отдельных генов.

Всего генов, в которых мутации могут приводить к умственной отсталости той или иной степени, по последним данным, более тысячи.

Кроме этого, есть ряд нарушений, которые имеют полигенную природу, — их еще называют мультифакториальными. Их появление и развитие обусловлено не только наследственностью, но и влиянием окружающей среды, причем если мы говорим о наследственных факторах, то это всегда результат действия не одного, а множества генов.

Сегодня считается, что к таким заболеваниям относятся шизофрения, расстройства аутического спектра, расстройства депрессивного спектра (клиническая депрессия, послеродовая депрессия), биполярное аффективное расстройство (то, что раньше было известно как маниакально-депрессивный психоз), маниакальный синдром и др.

Если не говорить об очевидных хромосомных заболеваниях (скажем, синдром Дауна — трисомия 21-й хромосомы, синдром Вильямса — микроделеция участка хромосомы 7q11.

23, и так далее), то существует, например, синдром ломкой Х-хромосомы, при котором происходит мутация конкретного гена в Х-хромосоме, что вызывает помимо всего прочего умственную отсталость.

Вообще, с мутациями в Х-хромосоме связано довольно значительное количество таких патологий, и они неплохо изучены.

Предлагаем ознакомиться  Если сокращают на работе – совет юриста

Относительно влияния наследственных факторов на IQ, насколько мне известно, пока нет точного и однозначного ответа (кроме ситуаций, когда одним из симптомов наследственного заболевания является снижение интеллекта).

В целом генетически детерминируется только так называемая „норма реакции“, то есть диапазон вариативности признака, а то, как это реализуется в пределах диапазона, уже связано с условиями среды (воспитанием, тренировками, стрессом, условиями жизни).

Считается, что интеллект — это как раз классический пример признака, для которого генетически детерминирован довольно широкий диапазон, а не конкретное значение IQ.

Но при этом есть ряд полиморфных аллелей, для которых, например, показана ассоциация с сохранением уровня когнитивных способностей в условиях повышенных физических и психических нагрузок.

По разным данным, влияние наследственных факторов на память составляет от 35% до 70%, а на IQ и внимание — от 30% до 85%».

Психогенетика занимается исследованием того, как наследственные факторы влияют на психические качества живого существа.

Например, доказано влияние индивидуальных генетических особенностей на темперамент, агрессивность, показатели интроверсии-экстраверсии, поиск новизны, избегание вреда (ущерба), зависимость от вознаграждения (поощрения), IQ, память, внимание, скорость реакции, быстроту дизъюнктивного реагирования (реагирования на ситуации со взаимоисключающим выбором) и другие качества.

Но в целом, в отличие от большинства морфологических и биохимических признаков, психические характеристики меньше зависят от генетики. Чем сложнее поведенческая деятельность человека, тем больше роль окружающей среды и меньше — генома. То есть для простых двигательных навыков наследуемость выше, чем для сложных;

для показателей интеллекта — выше, чем для свойств личности, и тому подобное. В среднем (разброс данных, к сожалению, довольно большой: это связано с различиями методик, объемов выборок, недостаточным учетом популяционных особенностей) наследуемость психических характеристик редко превышает 50–70%.

Почему так? В частности, потому что в формировании этих признаков (сложных и комплексных) участвует огромное количество генов, а чем больше генов вовлечено в какой-либо процесс, тем ниже вклад каждого в отдельности.

Например, если у нас есть десять разновидностей рецепторов, восприимчивых к одному нейромедиатору, и каждый кодируется отдельным геном, то снижение экспрессии или даже нокаут по одному из генов не выключат всю систему в целом.

https://www..com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Иконки: 1) A.L. Hu, 2) Aenne Brielmann, 3) Michael Thompson, 4) Alex Auda Samora — from the Noun Project.

Что такое характер, его формирование и можно ли изменить характер человека?

Как гены влияют на характер, интеллект и душевное здоровье

Помимо внешних признаков, у индивидов существуют отличия друг от друга по физическим особенностям и умственным способностям, психическим и духовным свойствам, в характере. От его свойств зависит мировоззрение человека, его окружение, вид деятельности, а иногда и внешний облик. Зная, что такое характер, можно глубже понять сущность личности.

Что такое характер в психологии?

На человеческий характер влияют не только психоэмоциональные факторы, но и особенности работы нервной системы, среда обитания и круг общения. Темперамент человека представляет собой совокупность индивидуальных психических свойств личности, которые определяют специфику ее поведения, образа жизни и взаимодействия с окружающими.

С точки зрения психологии характер объединяет в себе специфические черты психического и эмоционального состояния человека, которые являются постоянными и устойчивыми. В большинстве случаев он формируется на протяжении всего жизненного пути и может подвергаться некоторым изменениям в зависимости от образа жизни и окружающей обстановки.

Типы характера человека

Выделяют следующие типы характера:

  1. Холерик – часто неуравновешенный, увлеченный, с резкой переменой настроения, быстро эмоционально истощающийся.
  2. Сангвиник – подвижный, продуктивный, с головой погружается в интересную работу, теряет интерес к скучному делу, быстро реагирует на изменение обстановки и легко мирится с неудачами.
  3. Меланхолик – часто переживающий, ранимый, впечатлительный, не сильно зависит от внешних факторов.
  4. Флегматик – невозмутимый, скрывающий эмоции, с устойчивым настроением, уравновешенный, спокойный, с высокой производительностью.

От чего зависит характер человека?

Как правило, формирование характера человека начинается в самом юном возрасте, когда только малыш еще начинает познавать мир и выражать свою точку зрения. Процесс это длительный, и может зависеть от следующих факторов:

  • наследственных особенностей;
  • атмосферы в семье и воспитания;
  • окружающей обстановки, компании друзей;
  • специфики социального общества, политической обстановки;
  • профессиональной сферы деятельности.

Немаловажное значение будут иметь жизненные обстоятельства, моральные и духовные ценности, традиции и особенности религии. Поняв, от чего зависит характер, можно попытаться скорректировать некоторые его особенности, если это требуется для дальнейшего благополучного развития человека.

Влияют ли гены на характер человека?

Проводится немало исследований на тему влияния наследственности на характерные черты личности. Их результаты различны, но в большинстве случаев они показывают, что склад характера человека зависит от особенности генов.

Это сложный процесс, ведь характер представляет собой совокупность свойств, а на каждое из них влияет не одна аллель.

Ведь не зря развивается и наша наука, и в скором времени с уверенностью можно будет сказать, что малыш упрям и болтлив, совсем как мама и папа.

Темперамент и характер человека

Неотъемлемыми особенностями личности являются ее характер и темперамент.

Причем второе понятие является системой свойств психотипа человека, отражающей его поведение и степень реакции на внешние раздражители. Подобная система является стержнем для выработки характера.

Она зависит от особенностей нервной системы человека и может проявляться в поведении, жизненной активности и взаимодействии с окружающими.

Качества характера человека

Любые особенности характера человека могут быть полезными для человека, или, наоборот, доставляющими неудобства.

При этом человек должен понимать, что развивать требуется непосредственно положительные черты, а на борьбу со слабыми сторонами направлять все возможные силы.

Некоторые качества бывает сложно отнести к положительным, отрицательным или нейтральным, потому что все будет зависеть от определенных ситуаций. Каким чертам отдать предпочтение, каждый индивид определяется для себя сам.

Любые минусы характера человека могут влиять как на него самого, так и на окружающих. Среди них могут быть:

  • лень и медлительность;
  • вспыльчивость и агрессия;
  • неусидчивость;
  • безотказность;
  • иногда излишняя прямота;
  • отсутствие коммуникативных навыков;
  • тревожность, волнение, мнительность;
  • самолюбие и неумение принять чужую точку зрения.

Подобные черты могут быть выражены в большей или меньшей степени почти у каждого человека, ведь идеальных людей не бывает. Их наличие ни в коем случае не умаляет других достоинств их обладателя, но дает повод задуматься над ними, потому что не всегда может способствовать дальнейшему развитию личности.

Сильные стороны характера человека

Преимуществом могут быть положительные качества характера человека :

  • честность;
  • трудолюбие и добросовестность;
  • стрессоустойчивость;
  • самостоятельность;
  • дисциплинированность и исполнительность;
  • коммуникабельность, находчивость и самоуверенность;
  • пунктуальность.

При помощи рассматриваемых качеств человек способен добиваться поставленных целей, взаимодействовать с окружающими, быть надежным товарищем, спутником жизни или партнером. Развитие подобных свойств может способствовать расширению кругозора, карьерному росту и появлению новых знакомств.

Может ли человек изменить свой характер?

Вопрос о том, можно ли изменить характер человека, всегда является актуальным, но точного ответа на него не существует.

Есть ряд мнений касательно того, как раскрывается характер личности, каждое из которых имеет право на существование.

Кто-то говорит, что основа темперамента заложена в генах или формируется в первые годы жизни, а все последующие изменения лишь немного изменяют нравственные черты или добавляют к ним незначительные коррективы.

Другое мнение – что на протяжении всего жизненного пути индивид способен менять характерные качества в зависимости от обстановки, которая его окружает, новых интересов и знакомств. Например, могут произойти следующие изменения:

  • человек может стать более эмоциональным или, наоборот, сдержанным;
  • стать с возрастом осторожным, рассудительным или безрассудным;
  • ответственным или беспечным;
  • компанейским или малообщительным.

В современном мире у человека есть множество разнообразных вариантов для самореализации и изменения некоторых черт своего характера. Попытаться сделать это можно путем смены деятельности, выбора окружения, изменения мировоззрения и взглядов на жизнь. Важно, чтобы подобные действия были направлены на развитие положительных и достойных черт характера.

Интересные факты о характере человека

Поняв, что же такое характер, можно попробовать разобраться в тонкостях его определения. Интересным моментом является возможность определения особенностей темперамента по очертаниям лица:

  • лицо квадратной формы может говорить о некопромиссности и независимости;
  • люди с круглым лицом часто умны и практичны, но эмоциональны;
  • овал – один из признаков глубокого интеллекта и трудолюбия;
  • треугольная форма лица зачастую сопровождает творческих, креативных людей.

Иногда особенности характера могут удивлять окружающих тем, что бывают очень противоречивыми. Так, сильные, отважные люди бывают замкнутыми, а весельчаки и балагуры – самыми верными друзьями и надежными спутниками по жизни. Могут быть и диаметрально противоположные ситуации, ведь матушка природа не зря одарила каждого человека индивидуальностью.

Часто говорят – у человека сложный, доверчивый, покладистый или ужасный характер. Разнообразие эмоций связано с особенностями психотипа человека, его душевным состоянием, наследственными факторами или воспитанием. Знание о том, что такое характер, позволяет понять индивидуальные особенности личности. Но важно помнить, что не только характер может быть определяющим для оценки человека.

Что подарить подростку, чтобы его приятно удивить? Прочитайте, что подарить подростку с учетом современных предпочтений и хобби молодежи. Узнайте о самых популярных и востребованных презентах. Подберите необычный и оригинальный вариант, который принесет много радости и незабываемых впечатлений. Книги, игры, головоломки на осенние каникулы Чем занять школьника на осенних каникулах? Непременно чем-нибудь интересным, полезным и веселым! Мы подобрали книги и игры Издательства МИФ, которые отлично подойдут для досуга в осенние холодные вечера. Истории про Детектива Пьера, механические сказки, семейные игры и головоломки — выбор за вами!
Безопасный интернет для детей – что нужно знать каждому родителю? Обеспечив правильную защиту от неподходящего контента, родители дают уникальные возможности чаду в освоении любых областей знаний. Ведь в приоритете безопасный интернет для детей. Сделать его таким несложно, используя различные способы. Как уговорить маму не идти в школу? В жизни каждого школьника, даже отличника, случатся моменты слабости, когда на учебу идти не хочется, или даже нежелательно. Все мы понимаем, что родителей в этом плане уговорить весьма сложно, однако попробовать можно.

Корни личности: как гены влияют на характер, интеллект и душевное здоровье

Как гены влияют на характер, интеллект и душевное здоровье

В англоязычной литературе для определения психогенетики используется термин «behavioural genetics» — «генетика поведения».

Некоторые ученые говорят, что эта дисциплина лежит на стыке психологии, нейробиологии, генетики и статистики; другие считают ее областью психологии, которая просто использует методы генетики для изучения природы и происхождения индивидуальных различий у людей и животных.

Последнее определение, кажется, ближе к сути этого научного направления, поскольку в центре его внимания лежит устройство и работа психики, а генетическая составляющая скорее представляется фактором, который на нее влияет.

Психогенетика пола: мальчик, которого растили как девочку

Различия в поведении у людей разного пола — один из вопросов, которыми занимается эта область. Хрестоматийным примером, определившим современные представления о психогенетике пола, считается случай Дэвида Реймера — мальчика, которого вырастили как девочку.

Дэвид (у которого был брат-близнец) родился в небогатой канадской семье и в младенческом возрасте пережил несчастный случай, в результате которого потерял пенис.

Реймеры долго не могли найти выход из сложившейся ситуации, а затем случайно узнали о теории Джона Мани (создателя термина «гендер»), который был уверен, что гендерная роль определяется воспитанием, а не ДНК. Данных, позволявших опровергнуть это, на тот момент не существовало.

Уровень развития хирургии не позволял провести реконструкционную операцию, и родители Дэвида решились на операцию по перемене пола, надеясь вырастить своего сына как дочь. Ребенку дали новое имя — Бренда.

У Бренды были игрушки, одежда и занятия для девочек, брат относился к ней как к сестре, а родители — как к дочери. Однако вскоре стало ясно, что и психологически, и внешне девочка развивается по маскулинному типу.

У Бренды не складывались отношения в школе (со сверстницами ей было неинтересно, а мальчики не хотели играть с девчонкой), и в дневнике она писала, что не имеет «ничего общего с матерью». В конце концов девочка стала задумываться о самоубийстве, и тогда родители решили рассказать ей правду.

Бренда предприняла три неудачные попытки суицида, после чего решила вновь стать мальчиком. Она прошла гормональную терапию и перенесла операцию по восстановлению первичных половых признаков.

Теория доктора Мани оказалась опровергнута. Дэвиду выплатили значительную компенсацию за перенесенные страдания, однако его психологические проблемы так и не были до конца решены. Во взрослом возрасте Реймер женился и усыновил троих детей, однако вскоре после смерти брата, который погиб от передозировки антидепрессантов, все же покончил с собой. На тот момент ему было 38 лет.

Сегодня мы знаем, что гендер определяется генетически. Человека невозможно сделать мужчиной или женщиной за счет воспитания, давления или манипуляции: заложенные генетикой механизмы несопоставимо сильнее всего этого. Именно поэтому людям с диагнозом «трансгендерность» сегодня назначают операцию по перемене пола, чтобы привести биологический пол в соответствие с психологическим.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.