Как мы приучаемся НИЧЕГО НЕ ХОТЕТЬ

Содержание

Как мы приучаемся НИЧЕГО НЕ ХОТЕТЬ

Как мы приучаемся НИЧЕГО НЕ ХОТЕТЬ

Как же человек приходит к тому, что ничего не хочет или не может понять своих желаний? Или же — хочет чего-то, но не чувствует сил это реализовать?…

Неспособность понять и высказать, чего я хочу, может касаться самых разных сфер. Как же человек приходит к тому, что ничего не хочет или не может понять своих желаний? Или же — хочет чего-то, но не чувствует сил это реализовать? Об этом — в лекции о человеческих желаниях и потребностях психолога Марины Филоник. 

Пример, который я много раз приводила в лекциях: ко мне пришла клиентка с проблемой жизненно важного выбора («замуж или в монастырь?»).

Я спрашиваю:

-У вас есть какие-то отношения?

— Нет.

— Вы подвизались в каком-то монастыре?

— Нет, я уже давно ушла… Но я всерьез думаю о своем призвании.

Дальше мы дошли до того, что я стала задавать ей очень простые вопросы: знаете ли вы, что вы любите, что вам хочется — чай или кофе, картошку или макароны?

Казалось бы, какая картошка, если речь о призвании?! Но в том-то и дело, что если ты не слышишь себя на уровне самых простых потребностей, если ты не способен распознать, что хочешь — есть, спать, гулять или поваляться с книжкой, — то как ты вдруг сможешь услышать себя на более высоком уровне?

Если все твои «гномы» подавлены и под запретом, то странно было бы думать, что самый главный из них, отвечающий за смысл жизни, в порядке!

Оговорюсь: иногда жалобы на апатию и отсутствие интереса к чему-либо являются симптомами психических расстройств или даже психиатрических заболеваний, и очень важно это диагностировать.

Если мы имеем дело, например, с клинической депрессией, важна медицинская помощь, иногда медикаментозная.

При некоторых тяжелых заболеваниях эти признаки в принципе не поддаются окончательному излечению.

Но в большинстве случаев подобное апатическое состояние может иметь психологические причины.

Почему плохо быть «удобным ребенком»

«Ноги растут», как обычно, из очень раннего детства. Структура потребностей формируется у человека, начиная с рождения, примерно до полутора лет.

Здесь важен ответ на вопрос: откликается ли мир на мои потребности или нет? Нераспознавание своих желаний — здесь самое простое из нарушений.

Ребеночек кричит, потому что он хочет есть, а мама не распознает это, и, думая, что он мокрый, меняет ему пеленки.

Или наоборот: младенец кричит, мама его кормит, а у него на самом деле болит живот.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Если это происходит постоянно, то у маленького человека формируется (естественно, неосознанно) такая установка: то, что я хочу — не важно, мир мне никогда этого не даст. Мир никогда не угадывает, ведь я хочу одно, а мне дают другое.

Что делать, если мама большую часть времени не может меня понять? Представляете, какая фрустрация: ты голодный — тебе не дают есть, ты мокрый — тебя не перепеленают, у тебя что-то болит — тебя не успокаивают.

Как такому ребенку выжить? Защитная реакция может стать, например, такой: перестать хотеть.

И потом, во взрослом возрасте, это аукнется неразличением чая и кофе… Человек действительно не будет слышать себя.

Я знаю людей, которые настолько отучились распознавать свои витальные потребности, что не чувствуют повышение температуры тела до 38 градусов.

На вопрос о том, что они выбирают на обед в обеденный перерыв на работе, они могут ответить: «То, что берет мой сосед».

Еще пример: человек заболевает, и, пока его не покормят, сам не поест. Это нарушение слышания на уровне потребностей складывается в первый год жизни.

Дальше. С восьми месяцев до двух с половиной лет формируется то, что касается собственно желаний, ответа на вопрос «чего я хочу?».

Ребенок уже начинает вставать, пытается ходить, проявляет познавательную активность. В этот период у него фейерверк желаний, и здесь тоже очень важен контакт взрослых с ребенком.

Сегодня на службе в церкви я наблюдала маленькую сцену между бабушкой и внуком. Ребенок говорил:

– А я уже хочу выйти из храма!

А бабушка отвечала:

– Ты знаешь, а я хочу еще на какое-то время остаться, чтобы причаститься.

Я думаю: какая прелесть! Здоровая коммуникация! Ребенок предъявляет свое желание, а взрослый спокойно отвечает на это, не осуждая его и не отрезая: «Нет, мы останемся, еще рано уходить!» — такое послание было бы блокирующим.

Встреча разнонаправленных желаний и спокойное их обсуждение очень важны.

Ребенок должен получать от взрослого ощущение: я могу быть поддержан в моих действиях. Мои желания — это не плохо.

Но это же страшно неудобно! Ребенок бегает, носится, хочет сто тридцать три вещи — нормальному родителю это трудно выдержать!

Бывают «спокойные» дети: где их посадили, там они и сидят, сами с собой играют, никого не мучают, не дергают, не бегают, не кричат. Папа и мама страшно любят и поощряют такое поведение, ведь это очень удобный ребенок.

Удобный… А что у него происходит со сферой желаний? Если это не особенности характера, то, скорее всего, ребенок уже усвоил, что мама довольна тогда, когда я никак себя не проявляю. А если я активизируюсь, мама будет недовольна, и это — плохо.

Ведь дело в том, что потребность в одобрении и поддержке, в теплом эмоциональном контакте с родителем — потребность номер один для ребенка.

Если малыш видит, что мама (или другой значимый взрослый) отстраняется, делается холодной, не одобряет, для него это катастрофа.

Как может реагировать взрослый на бесконечные детские «хочу»?

– Отстань;

– много хочешь — мало получишь;

– вырастешь — узнаешь (это значит, что сейчас надо стиснуть зубы, терпеть и ждать, когда же наступит счастье);

– я — последняя буква алфавита (по сути: «сиди и молчи!»);

–  на всякое хотение должно быть терпение;

-посмотрим;

– хотеть не вредно;

– я тоже много хочу;

– любопытной Варваре на базаре нос оторвали;

– у меня в детстве ничего не было, а ты…

В лучшем случае — «потерпи, вырастешь». Вырастешь… Представляете, что это такое для ребенка?

«Вырастешь» — это какая-то другая жизнь, для него это почти равнозначно «никогда». 

Иногда можно и ничего не говорить, но так поморщиться, что все станет ясно… У нас это в культуре, мы эксперты по вопросу, как задавить желания.

Что остается делать ребенку? Если он сопротивляется, хулиганит, брыкается, — это хорошо, дорогие родители!

Это значит, там, внутри еще не все вымерло!

Но это страшно неудобные дети.

Хороший, «правильный» ребенок, который «все понял» и перестал хотеть, потом, в тридцать, сорок, пятьдесят лет будет думать: а что же я вообще в жизни хочу, что мне нравится?

У верующего человека это незнание себя может подпитывать иллюзию высокодуховной жизни в послушании.

Надо оговориться: иногда отсечение своей воли перед духовником на самом деле и плод, и свидетельство подвижнической христианской жизни, как это было у Досифея, ученика и послушника аввы Дорофея.

Но в большинстве случаев у нас сегодняшних это все-таки не так.

Когда бы это была подлинная духовная жизнь? Когда я хорошо понимаю, чего хочу, но делаю сознательный выбор в пользу другого.

Но мы чаще имеем подмену, потому что вопрос о своих желаниях даже не ставится.

При этом желания подавленные могут очень «благочестиво» выглядеть: никаких страстей и явных грехов, все тихо и спокойно.

Но гномы-то никуда не делись, просто они спят.

Сразу оговорюсь: не надо винить наших «плохих», «непросвещенных» родителей, которые не читали Ю.Б. Гиппенрейтер! Просто они не знали, как надо.

Попробуй выдержи даже одного орущего и бегающего ребенка! А если это многодетная семья? Это действительно тяжело.

Альтернатива советскому детству

Вы наверняка знаете анекдот, в котором бабушка зовет внука домой: «Петя, иди домой!» — «Я замерз?» — «Нет, ты голодный!»

Это ведь про многих из нас. «Я знаю за тебя, что ты хочешь».

Откуда вдруг такой человек, став взрослым, поймет, каково его призвание и прочие далеко не ординарные вещи?

Богу понадобится прорываться к этой личности, чтобы Его голос был услышан!

Порой сталкиваешься с известной историей из практики психотерапевтов: звонит женщина и говорит: «А можно мы с ребеночком придем на консультацию?» — «Конечно, приходите. А сколько сыночку лет?» — «Сорок…».

Недавно я была в санатории, где в стоимость входили сауна с бассейном. И вот я наблюдаю такую сцену.

Входят бабушка с внуком (внук — молодой человек, выше меня ростом), он говорит: «Ба, я не хочу в сауну», а бабушка в ответ: «Нет, я знаю, ты хочешь!».

Я вжалась в шезлонг: вмешаться не могу, но так хочется! Такие случаи происходят каждый день.

Подобная модель отношений не будет способствовать развитию собственных желаний. «Я за тебя знаю, что ты должен хотеть», или «лучше, чтобы ты ничего не хотел», или «все, что ты хочешь — неправильно» — все это очень часто встречается.

Мы с вами, в основной массе, — дети советского времени. То, что ребенка надо одеть, накормить, наши мамы понимали. А какие-то желания? Ну… ребенок должен хотеть ходить в музыкальную школу!

Какими же должны быть хорошие родительские послания? Что можно сказать ребенку, чтобы не убить в нем сферу желаний?

Одно из важных ключевых посланий: ты имеешь право иметь свои желания.

Важно принимать потребности — свои, ребенка, другого человека. Позволить им быть.

Ребенку можно сказать: «Потерпи. То, что ты хочешь, сейчас невозможно». Но пусть это будет вторая часть фразы, а первая ее часть должна выражать поддержку: «Ты что-то хочешь? Это нормально и хорошо!»

Уважение права на желания — очень простая вещь. В том числе и на собственные.

Мы поговорили о том, какие потребности есть у человека и как установки, послания, которые получает ребенок в детстве, могут влиять на его способность, уже будучи взрослым, осознавать — что я хочу.опубликовано econet.ru.

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Что делать, если делать ничего не хочется?

Как мы приучаемся НИЧЕГО НЕ ХОТЕТЬ

И единственное, что вы делаете с наслаждением — это сидите перед телевизором целый день в обнимку с какой-нибудь калорийной «вкусняшкой». На животе появляются лишние складки, зато лишних чистых носков в доме не сыщешь.

Если вовремя не взять себя в руки, выкарабкиваться из такого состояния без посторонней помощи будет ой как сложно.

Что нужно делать? Вовремя определить симптомы болезни и постараться не допустить распространения инфекции по всему организму.

Во время просмотра новостей мне на глаза попалась статья с Lifehacker.com о том, что делать, когда делать ничего не хочется. То есть когда мотивация пропала и даже для того, чтобы оторвать себя от дивана, нужен пинок.

Не могу сказать, что я нахожусь в такой ситуации, но грустные мысли стали заглядывать ко мне в гости всё чаще и чаще. И это не обязательно касается работы.

Это может касаться и домашнего быта, и занятий спортом, и некогда любимого хобби.

И если остывшие чувства к любимому хобби пережить можно и это не будет иметь каких-либо особо неприятных последствий, то вот с работой и личной жизнью дела обстоят гораздо серьезнее. Тут действительно нужно принимать меры.

Итак, причин потери мотивации может быть несколько. И решений, соответственно, тоже.

Социальное отторжение

В одном из университетов был проведен эксперимент: студентов попросили написать на бумажках имена тех людей из группы, с которыми бы они хотели работать. А потом, игнорируя написанное, одной части сказали, что их выбрали, а второй — что никто не хочет иметь с ними дело.

В итоге «отверженные» перестали следить за своим поведением и подстраиваться под других.

Если вы сдерживаете себя и ведёте согласно правилам, значит за это вы должны получить какое-либо вознаграждение. Социальное, конечно. А если вы подстраиваетесь под окружающих, но они всё равно не хотят иметь с вами дело, то зачем тогда следить за собой и менять свое поведение?

Вывод очевиден и логичен. Кроме того, руки студентов, которых якобы никто не выбрал, чаще других тянулись к банке со сладостями. Таким образом они пытались заесть горькую пилюлю.

Другие исследования показали:

Когда вы чувствуете, что мир вас отвергает, вы не можете решать головоломки, с вами становится сложно работать, а уровень мотивации опускается до нуля.

Всё, что вы можете делать — это заниматься саморазрушением: пить, курить или налегать на сладости. Вы перестаёте контролировать себя и в прямом смысле теряете себя.

Игнорирование физических потребностей

Согласно ещё одному исследованию, ощущение нехватки мотивации может возникать из-за неправильного питания. Обычно люди, по уши погруженные в работу, редко питаются правильно. Обеды в фастфудах или перекусы сухими бутербродами и офисными печеньками, обильный поздний ужин, а завтрак пропускается по умолчанию.

Ученые проводили свои эксперименты в суде в течение 10 месяцев. В итоге до обеда судьи давали условные сроки лишь 20% обвиняемых, в то время как на заседаниях сразу после обеденного перерыва процент счастливцев увеличивался до 60%. До обеда уровень сахара в крови судей был низким, что оказывало своё влияние на их мыслительные процессы и эмоциональное состояние.

То есть проблема в этом случае заключается не в душевных страданиях, а в банальной нехватке сахара в крови. От сдобы добреют. От горчицы огорчаются? 😉

Груз ответственности за принятие решений

Проблемы мотивации могут возникать и из-за груза ответственности за принятие решений. Причем это могут быть как жизненно важные решения, так и самые банальные «что купить на ужин».

Иногда этих мелких бытовых решений накапливается очень много, и в результате у вас сдают нервы и вы начинаете принимать иррациональные решения.

Например, начинаете скупать вещи без особой надобности.

Это состояние отличается от физической усталости. Вы можете испытывать нехватку психической энергии, в то время как с физическим состоянием у вас всё в порядке. И чем больше решений (важных или самых простых) вам нужно принимать в течение дня, тем большую усталость вы будете ощущать.

Как с этим бороться?

Если вы чувствуете, что вас игнорируют и не хотят иметь с вами дело, лучший выход — поговорить с этим человеком (группой людей) и выяснить, что именно мешает. Возможно, возникло недоразумение, которое решается за считанные секунды. Иногда проблема гораздо глубже и над ней нужно работать. А иногда вам просто попадаются люди, с которыми вы несовместимы, и с этим сделать ничего нельзя.

Единственный выход — поменять окружение. В любом случае нужно разговаривать. Не задав вопрос, вы никогда не узнаете ответ. Лучше знать, что вас действительно недолюбливают, чем находиться в неведении и постоянно гадать.

Во втором случае выход банален — просто начните следить за собой и питайтесь нормально. Как только вы перестанете пропускать завтраки, настроение улучшится.

А в третьем варианте вам нужно попробовать хотя бы раз составить свой «график принятия решений на день» и оставить в нем хотя бы два окна для отдыха. Когда вы знаете, что и когда вам нужно будет решать, это становится уже не так обременительно.

В любом случае нужно искать выход из ситуации. И у каждого он, естественно, свой.

Если мне сложно определить, хочу ли я заниматься чем-либо или устраивает ли меня работа в той форме, в которой она находится сейчас, я стараюсь очистить свою голову и хотя бы на выходных не подходить к компьютеру. Иногда этого вполне достаточно для прилива энергии и оптимизма.

Иногда бывает и так, что начиная просто рассказывать кому-то о своей работе, ты вдруг понимаешь, что это действительно интересно и это тебе действительно нравится. Я не знаю, работает ли тут обратно-причинная связь, но рассказывать с огнем в глазах о том, что наскучило, нельзя. Значит вы просто устали и всё, что вам нужно, это просто немного отдохнуть.

И, наконец, последнее. Все люди по своей природе эгоисты и, соответственно, я не знаю ни одного человека, которому бы не льстила похвала. Конечно, хвалить самого себя не так уж здорово.

Но если я слышу искреннюю похвалу в свой адрес от чужого человека, я понимаю, что занимаюсь тем, что мне нравится, и при этом помогаю другим. Поэтому, если вы видите, что человек старается и у него получается, не скупитесь на похвалу.

Может быть, вы как раз спасаете кого-то от потери мотивации.

Как жить, если ничего не хочется? Причины, почему ничего не хочется

Как мы приучаемся НИЧЕГО НЕ ХОТЕТЬ

Как жить, если ничего не хочется? Однажды человек понимает, что ничего его в жизни не интересует. И работать человек не хочет и учиться как-то не очень, да и в других сферах жизни полнейший швах. Даже спать и развлекаться надоело. Совершенно непонятно куда себя деть.

Если вы думаете, что вы в этом одиноки, то вы ошибаетесь. Каждый человек время от времени чувствует нечто подобное. Однако, кто-то выходит из этого состояния, а кто-то нет.

Давайте разберем, почему люди попадают в это состояние и как из него выходить. В этой статье рассмотрим основные случаи, когда человек думает, что ему ничего не хочется.

Причины, почему ничего не хочется

На самом деле, если у человека нет серьезных органических поражений нервной системы(этот случай не рассматриваем), то человеку в любом случае чего-то хочется. Например, каждый из нас стремится, чтобы ему было хорошо.

Другой вопрос, что не все видят пути, благодаря которым это “хорошо” можно достигнуть. Например, просыпается человек и думает, что неплохо бы заработать денег, чтобы с помощью денег решить многие свои жизненные вопросы. Однако, затем человек думает, что для этого ему нужно заниматься работой, которая этому человеку отвратительна.

Совершенно естественно, что люди не хотят заниматься тем, что им отвратительно. Однако, вместо того, чтобы найти что-то себе по душе, человек начинает корить себя за свою лень. Тем самым он(или она) еще и самооценку себе снижает. Самооценка же является топливом для нашей души.

Низкая самооценка

Когда наша самооценка низкая, то буквально всё, что нас окружает, является для нас сложным. Человек начинает считать, что он недостоин просить для себя чего-то лучшего, а если все-таки отваживается, то делает это так неуверенно, что ему отказывают. Когда человек находится в таком положении, то для него все пути в жизни вызывают отвращение.

Низкая самооценка впускает в нашу жизнь страх и неуверенность. Сталкиваясь с ними, человек начинает подверждать свою низкую самооценку. “Да, я на самом деле никчемный(ая)”.

Поражение в жизни

Бывает, что человек очень долго и безрезультатно куда-то стремится. Это отнимает много сил и энергии, а результата всё нет и нет. Однажды утром человек просыпается и говорит себе: “А пошло оно всё!”. Человек затратил много сил и не получил ничего взамен. Тогда человек начинает думать, что что-то с ним не так. Это опять же снижает самооценку.

После такого поражения довольно продолжительный период времени человек чувствует упадок сил. У него просто нет энергии чтобы чего-то хотеть.

Недоактивация нервной системы

Может быть и обратная ситуация, когда человек ведет слишком спокойный образ жизни. Спит до двух часов дня, потом несколько часов ковыряет в носу, потом еще три часа собирается, идет в макдональдс, кушает и плетется домой спать.

Когда человек может себе позволить подобный образ жизни, то его нервная система “засыпает”. Начинают медленней вырабатываться гормоны и нейромедиаторы и у человека теряется способность к активным действиям.

Кстати, чем больше человек делает в течение дня, тем больше у него активируется нервная система и тем больше он может успеть(если спит достаточно). Вот такой замкнутый круг. Люди которые меньше всего заняты, имеют меньше свободного времени, так как у них скорость нервной системы как у черепашки.

Усталость

Может быть причина в том, что человек банально истощен. Это происходит из-за недостатка сна, неправильного питания, неправильного режима дня.

Всё это снижает способность человека к активным действиям. Постепенно мозг человека начинает работать всё хуже и хуже, пока человек не становится похож на овощ.

Может быть и обратная ситуация, когда человек слишком много спит. В этом случае человек чувствует себя даже хуже. Физиологию никто не отменял, она сильнейшим образом влияет на психику человека.

Как жить, если ничего не хочется или как выйти из апатии?

Ниже я напишу ряд практических шагов, которые гарантированно повысят вашу любовь к жизни и активность, если причина не в серьезных гормональных сбоях или органических повреждениях.

  1. Нормализация режима сна. Спать необходимо по 8 часов, обязательно ночью. Например, с 23.00 до 7.00
    Это необходимо, чтобы нормализовать химию мозга.
  2. Нормализация питания. Пятиразовое питание, как в детском садике. Можете даже меню скопировать. Похожим образом кормят в больницах и в армии. Возможно, это не слишком вкусно, зато очень полезно.
    Позволяет нормализовать обменные процессы в организме.
  3. Активация нервной системы. После пробуждения нужно куда-то идти и чем-то заниматься. Это необязательно должно быть что-то сложное, даже прогулки на свежем воздухе подойдут.
    Это позволяет ускорить субъективное время. Время растягивается и возникает ощущение, что можно очень много всего успеть. Кроме того, повышается настроение, начинают приходить позитивные мысли в голову.
  4. Нормализация самооценки. Повысить самооценку самостоятельно довольно проблематично. Почему? Дело в том, что наша самооценка зависит от оценки нас окружающими.
    Проблема в том, что окружающим часто бывает не до нас. Можно довольно долго прождать, когда кто-то нас заметит и оценит. Гораздо проще обратиться к психологу, который может довольно быстро решить этот вопрос.

Успехов!

Меня зовут Андрей. Если понравилась статья, то лучший способ сказать спасибо — сделать ссылку на мой сайт где-нибудь) Если статья не понравилось, то очень ценю Ваше мнение, но лучше ничего не писать мне по этому поводу) Если желаете поболтать за деньги, то я всегда за! По всем вопросам пишите на почту 0024123@gmail.com, когда-нибудь отвечу. Может быть.

Что делать, если подросток ничего не хочет?

Как мы приучаемся НИЧЕГО НЕ ХОТЕТЬ

С позиции взрослого человека подростковая жизнь представляется как время бурных страстей, увлечений, переживаний и приключений. И порой она выглядит действительно так (иногда даже слишком, и тогда возникают проблемы другого рода, но в этой статье речь пойдет не о них).

Но порой реальность оказывается гораздо более скучной и обыденной, нежели родительские представления. Подростки, которые ничего не хотят – вот насущная проблема многих современных мам и пап.

И ниже мы поговорим именно о ней, попытаемся разобраться в ее причинах и вариантах того, как помочь ребенку с мотивацией.

Возможные причины подростковой апатии

Начнем с того, что разберемся с предпосылками подобного поведения. Их может быть очень много, но самые распространенные – следующие.

За ребенка все решают родители

Возможно, сейчас вы подумали: «это точно не про меня».

Забавно то, что так думают решительно все родители, не дающие своему сыну или дочери вдохнуть полной грудью (не факт, что вы относитесь к их числу, но все же постарайтесь оценить свое поведение беспристрастно, насколько это возможно).

Обычно в таких случаях речь идет о достаточно активных, энергичных родителях, нередко – разведенных, достаточно часто – много работающих, чтобы обеспечить семью, и с ранних лет приучающих детей к самостоятельности.

И чаще всего в подобных семьях у мам и/или пап есть некоторые идеалистические представления о том, каким должен быть их ребенок.

Чаще всего это что-то возвышенное и «достойное»: трудолюбивый, инициативный, послушный, внимательный, не эгоистичный, успешный, и так далее.

Какой у подростка характер на самом деле, кем он хочет быть, и что сделает его по-настоящему счастливым – все это остается без внимания.

При этом формально сыну/дочери могут оставлять право выбора, но без возможности реально совершить его на практике. Что-то в духе: «Куда ты хочешь сходить: в кино с друзьями или к репетитору по английскому языку? Репетитор как раз говорил, что тебе нужно подтянуть Present PerfectContinuous к контрольной».

Или: «Ты хочешь играть в футбол или ходить в художественную студию? Заниматься спортом полезно, тебе бы не помешало больше тренироваться». Примеры, возможно, утрированные, но суть в том, что родители вроде бы как предоставляют ребенку возможность принимать решение самому, но при этом отчетливо дают понять, какой вариант «правильный», «хороший», одобряемый, а какой – не очень.

И в этом «не очень» обычно скрывается именно то, чего подростку действительно хотелось.

В результате ребенок понимает, что страстно желать чего-то, мечтать о чем-то – абсолютно бесполезно. Все равно придется подчиняться тому, что скажут родители. А раз так – то проще ничего не хотеть, чем снова и снова испытывать разочарование и бессилие.

Подросток рос в «тепличных» условиях

Несколько другая причина того, что девочка или юноша ничего не хочет, заключается в отсутствии препятствий как таковых.

Чтобы к чему-то стремиться, прикладывать какие-то усилия для достижения поставленной цели, необходима определенная степень напряжения; несоответствие реальности желаемой картине (с реальной возможностью это изменить); противоречия, побуждающие бороться (но противоречия, опять же, реально разрешаемые).

Однако если ребенку с детства преподносили все на блюдечке с серебряной каемочкой, то он не знает, каково это. Он в принципе не усвоил моделей поведения, предполагающих постановку целей и стремление к ним. Все в природе, вплоть до человеческой психики, работает по принципу максимального сбережения энергии.

Дескать, зачем тратить силы, зачем испытывать напряжение, бороться с какими-то трудностями, если все и так будет хорошо? Если подросток живет комфортной приятной жизнью, если все его желания более-менее удовлетворяются, и его, по большому счету, все устраивает? Вот и получается, что ребенок, по сути, ничего не хочет.

Ведь играть в компьютерные игры/смотреть сериалы/лежать и плевать в потолок гораздо проще, чем за что-то бороться.

Недостаток общения со сверстниками

Это общее название для целой группы возможных причин отсутствия мотивации у подростка. Дело в том, что в переходном возрасте главной активностью ребенка является именно общение со сверстниками.

В это время он учится преподносить себя, находить свое место в коллективе, начинает проявлять недвусмысленный интерес к противоположному полу.

И все это крайне важно для его гармоничного развития, для того, чтобы спустя несколько лет он смог стать полноценным, уверенным в себе взрослым человеком.

В это время для подростка действительно важно, того ли покроя на нем джинсы, что думает о нем авторитетный одноклассник/одноклассница, или достаточно ли стильная у него прическа.

Вам это все может казаться ерундой, но для него это – по-настоящему серьезные проблемы.

И ему важно и нужно «вариться» во всем этом, пробовать разные стили поведения, ошибаться, добиваться признания сверстников – словом, проводить с ними достаточно много времени, чтобы во всем разобраться.

Если же у него такой возможности нет (из-за кружков и репетиторов, из-за обязанности ухаживать за младшими сестрами/братьями или родительского «не трать время на шатания абы где абы с кем»), то он утрачивает доступ к важной части своей жизни.

Другие подростки общаются, гуляют, встречаются, ссорятся, пусть даже дерутся – а он остается где-то в стороне, как будто и не живет вовсе. И никакие хорошие отметки или победы на выставках ему этого не заменят.

Эта ситуация вызывает настолько большой разлад в душе ребенка, что он начинает относиться к жизни апатично и, в результате, ничего не хочет.

Сложное психологическое состояние

Это тоже достаточно общее название, за которым может скрываться многое.

Важно помнить, что подросток – такой же живой человек, как и все остальные, и он вполне может испытывать сильный стресс, депрессию, переживать из-за каких-то проблем в личной жизни, и так далее.

Причем это возможно даже в том случае, если со стороны кажется, что у него, как будто бы, ничего серьезного в жизни и не происходило.

Кто-то тяжело переживает развод, кто-то – смерть любимой собаки, кто-то – разлад в отношениях с другом или проблемы с коллективом одноклассников в принципе. Распознать тяжелое состояние ребенка не всегда легко, но обычно оно включает в себя несколько из следующих симптомов:

  • Пессимизм или страх в отношении будущего.
  • Негативное восприятие себя, других людей или окружающего мира.
  • Мысли о смерти и размышления о том, что, возможно, без подростка мир был бы лучше (соответственно, узнать о таких мыслях можно из вскользь оброненных слов ребенка).
  • Отсутствие интереса даже к тому, что раньше вызывало у парня/девушки жгучий интерес.
  • Нежелание или даже страх перед общением.
  • Какие-либо изменения в режиме дня подростка: например, проблемы со сном, отсутствие аппетита (или, напротив, чрезмерная прожорливость).

Если ваш сын/дочь серьезно переживает из-за чего-то, находится в депрессии или состоянии сильного стресса, то, само собой, он/она ничего не хочет: все силы и без того уходят на этот кризис.

Возможно, в какой-то из перечисленных выше ситуаций вы уловили смутное сходство с тем, что происходит с вашим ребенком. И тогда вам уже должно стать немного более понятно, почему он ничего не хочет, и над чем нужно поработать в первую очередь, чтобы решить проблему. Однако, в любом случае, не окажутся лишними и следующие советы:

  • Верните подростку ответственность за свой выбор и свою жизнь. Это может быть сложно, но постарайтесь выкинуть из головы свои представления о том, каким он должен быть. И позвольте ему самому решать, на что тратить свое время и свои силы. Даже если, например, для поступления в университет было бы лучше, если бы он просиживал дни у репетиторов, а не играл с друзьями во дворе (или в онлайн-игру за компьютером). Поначалу подросток, не привыкший к подобному раскладу, может оставаться апатичным и не мотивированным, но постепенно он наберется смелости говорить о том, чему ему действительно хочется.
  • Не спешите удовлетворять любые просьбы ребенка по первому требованию. Возможно, когда он был маленьким, вы читали о «зоне ближайшего развития». Например, чтобы малыш научился пользоваться ложкой, нужно позволить ему несколько раз измазать себя, стол и все вокруг, но не делать все за него. С подростками это правило тоже работает. И здесь простительно пойти на хитрость и использовать желания ребенка, чтобы его растормошить. Хочет новый телефон – пусть наберет на него достаточно условных баллов, которые вы будете выдавать ему за выполненные домашние дела. Или за километры, пройденные на улице. Или за успехи в каком-то деле. Поначалу это будет добровольно-принудительная мотивация, но азарт и понимание того, что его действия могут менять реальность и давать ему желаемое, сподвигнут ребенка и на собственные свершения.
  • Позволяйте подростку иметь свободное время и общаться с друзьями. Это важно, и это не пустая трата времени. У парня/девушки не должно быть ощущения, что каждый его день расписан по часам, и гуляния со сверстниками – это непростительная роскошь. Общение с равными себе должно быть для него естественной, разрешенной частью каждодневной жизни.
  • Не пропускайте тревожные звоночки, говорящие о том, что вашему ребенку плохо. И если у вас возникли подозрения – не поленитесь отвести его к психологу. Профессионал сможет точно установить, есть ли у подростка проблемы, и помочь ему преодолеть их. Никакие разговоры по душам и житейские мудрости не заменят советов психолога, основанных на конкретной проблеме конкретного ребенка.
  • Постарайтесь уважать личность подростка и не ограничивать его жесткими рамками. Никакие требования «заняться хоть чем-нибудь», «не сидеть в компьютере/телефоне» и тому подобные не дадут нужного результата. Скорее, наоборот – грубое вторжение в личное пространство только разозлит подростка, и он не будет выполнять ваши требования хотя бы из вредности. Да и будем честны: разве вы сами не любите порой «позалипать» на ленты в соцсетях? А другие варианты времяпрепровождения лучше предлагать в более мягкой форме.

Мы надеемся, что теперь вам стало чуть более понятно, что делать, если подросток ничего не хочет. Любите и уважайте своих детей!

Похожие посты

Ничего не хочу. 8 причин, почему ничего не хочется

Как мы приучаемся НИЧЕГО НЕ ХОТЕТЬ

Удивительно, как из одного поста “Не хочу!” может появиться целых 8 причин, почему ничего не хочется и что с этим делать. Возможно, одна из них ваша. Традиционно по ходу текста буду приводить ссылки на другие посты, которые могут быть полезны.

Ничего не хочу. Ни на что нет сил

Частая причина «ничего не хочу делать» – физическое истощение. Недостаток сил и ресурсов. Возможно, у вас нет привычки восстанавливать силы, вовремя отдыхать, уделять себе время. Даже заводское оборудование нуждается в ППР – планово-предупредительных ремонтах. Что уж говорить о человеческом организме.

Если есть тенденция упахиваться, дотягивать на морально-волевых неделю, квартал, год, возможно, пора ее пересмотреть. И приучить себя отдыхать. Желательно, до того, как наступит усталость.

Но, возможно, в вашей жизни случились потрясения, которые выжали все соки. Переезд в другую страну, смена города и работы, болезнь близких. Иногда мы недооцениваем влияние на нас некоторых событий. Проскакиваем их на большой скорости, убеждая себя, что “все нормально”.

Как бы то ни было, в такие моменты важно сделать восстановление своим приоритетом. Поставить на паузу все, что можно поставить, и начать реанимировать себя. Если это история ваша, заглядывайте на страницу «Не хватает энергии – что делать?» .

Ничего не хочу. Проживание утраты

Расставание с любимым человеком или смерть близких могут сильно обесточить. Умом мы, конечно, многое себе объясняем, что «надо жить дальше», «все к лучшему» и прочие мыслеформы. Но факт остается фактом: в среднем на проживание утраты нужен год. И это минимум! Чтобы отгоревать, оплакать, позлиться и только, пройдя весь цикл, двигаться дальше.

Поэтому если вдруг, «ни с того ни с сего», вы ничего не хотите на работе, в проекте, своем бизнесе, посмотрите, все ли вы учли. Психическая энергия не уничтожима.

Даже если вам удалось переключиться на работу, отвлечься в новых отношениях, непрожитые эмоции никуда не денутся. Они лишь лягут мертвым грузом, который будет отягощать.

Или выстрелят бомбой замедленного действия в самый неожиданный момент, например, нервным срывом или болезнью.

В этом случае рекомендую пост «Как пережить расставание с любимым человеком?»

Ничего не хочу. Чего хочу, не знаю

Состояние «ничего не хочу» бывает, когда нет привычки задаваться вопросом: «А чего же я хочу?» и позволять себе это. Может казаться, то, что я хочу, мне нельзя. Это слишком много, дорого, глупо и вообще непозволительная роскошь.

Или это не про меня. Я этого не достойна/достоин. И мы убеждаем себя, что нужно и правильно хотеть чего-то другого. Не соленого огурца, а кекс с изюмом. Не кругосветное путешествие, а замуж. Начинаем себя дурить.

Предавать по-мелкому и по-крупному.

Часто подключаются близкие и родные, которые «знают, как нам лучше». Их может уже не быть в живых, но заветы Ильича остались. И эта череда предательств приводит к состоянию «ничего не хочу», а иногда к срывам, истерикам, паническим атакам и затяжным депрессиям.

Ничего не хочу. Что делать в этом случае? Как минимум, посмотреть фильм «Ешь, молись, люби» и прочитать посты:

  • «Живу не своей жизнью»
  • «Живу жизнью любимого»
  • «Потерян смысл жизни»

Я об этом много писала. Если самим выбрать не удается, приглашаю ко мне на психотерапию и расстановки.

Ничего не хочу. Вирусные мечты

Как правило, энергия приходит на истинные мечты и цели. У нас горят глаза. Мы захвачены идеей. Нас прет. Как по волшебству появляются нужные люди, знания, информация, деньги и возможности.

И если в этот момент нас не стопорят ограничивающие убеждения и заветы Ильича, на этой энергии можно свернуть горы. При одном важном условии – мечты и идеи должны быть нашими.

Откликаться на уровне тела, приходить в образах, «мурчать».

Это может сильно отличаться от общепринятых трендов работать с теплых островов или иметь дом и пятеро детей. Мечта должна быть ВАШЕЙ. Если вы подхватили чужую мечту, как вирус, в лучшем случае, будет внутренний раздрай, отток энергии, в худшем – через несколько лет вы очень удивитесь, как вообще оказались в этом доме или на острове?

Что делать, если не можете понять ваша это мечта или не очень? Попытайтесь вспомнить, как она к вам пришла? Она ваша или чья-то чужая? Точно? Если чужая, но она вам дорога, что нужно, чтобы сделать ее своей? Как она должна звучать, выглядеть, каким содержанием должна быть наполнена? Представьте в образах, почувствуйте телом, ощутите звуки и обрывки фраз, который вам приходят… И держитесь за него.

Ничего не хочу назло маме

Эта разновидность «ничего не хочу» из серии «назло маме отморожу уши». Мы можем хотеть одного и того же, к примеру, выросший сын или дочь не прочь иметь семью и детей. Но из-за давления со стороны семьи и чувства протеста, начать себя убеждать, что ничего такого не хочет.

Почему я ничего не хочу, или Как побороть апатию

Как мы приучаемся НИЧЕГО НЕ ХОТЕТЬ

А что, многие так живут – работа, дом, работа, дом. Работа не любимая, но нужно же на что-то жить. Хорошую работу не найти – возраст (образование, половая принадлежность, внешность, опыт) не тот. Семья… ну, бывает и хуже. Нормально живем…

0 14981 11 Декабря 2015 в 20:45

Что будешь делать в выходные? Валяться перед телевизором, равнодушно перебирать страницы интернета в поисках чего-нибудь интересного? Или проспишь весь день? Друзья зовут отдохнуть вместе, но ты придумываешь тысячи причин, чтобы никуда не идти. А может быть, уже и не зовут.

Ну, вообще-то хочется куда-нибудь сходить, ты строишь планы на следующие выходные… Но снова тело отказывается двигаться. Усталость в который раз накрывает неподъемной плитой все твои планы. Лучше дома отдохнуть. И делать ничего не хочу, и идти никуда неохота…

Тихий омут без желаний и тревог

Когда начинается равнодушие к жизни? Какая потеря забирает с собой радость? Смерть близкого, развод или предательство любимого человека, увольнение… Или просто выматывает работа – начальник самодур, коллеги… лучше промолчать. Да еще ребенок «оболтус», муж/жена с претензиями.

Депрессия, синдром хронической усталости, эмоциональное выгорание, прокрастинация, лень. Мы называем свои состояния по-разному, не всегда понимая, чем одно отличается от другого. А довольно часто это все – апатия. Равнодушие к происходящему. Уже нет обид, нет ненависти, не болит душа. И ничего не хочется.

А что, многие так живут: работа – дом, работа – дом. Работа нелюбимая – но нужно же на что-то жить. Хорошую работу не найти – возраст (образование, половая принадлежность, внешность, опыт) не тот. Семья… ну, бывает и хуже. Нормально живем.

А нормально ли так жить? Попробуем разобраться с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Она дает точный ответ, откуда берется апатия и что делать, если ничего не хочется.

Человек рожден, чтобы хотеть

Любой живой организм хочет получать от жизни наслаждение. Более того, он и не двинется, пока не будет понимать, что это движение даст хоть маленький кусочек пряника. Соответственно, никто не планирует страдать, всячески избегая неприятностей. Так и движется все живое по жизни – от кнута в сторону пряника.

Человеку задано – получать наслаждение от жизни.

Для этого, как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана, каждый от рождения наделен определенными свойствами психики и соответствующими желаниями, обеспеченными среди прочего физиологией.

Группы свойств называются векторами. По сути, человек и есть – направление его желаний и как он проявляется в мире своим действием по их реализации. Почему же ничего не хочется, если хотеть – основа нашей природы?

Развивая заданные таланты, следуя за своими природными желаниями, к совершеннолетию приходит вполне сформированная личность. А взрослый человек уже реализует навыки и умения в обществе, получая наслаждение от своего дела. Плюс – получает удовольствие от «обратной связи» в виде денег, статуса, восхищения, благодарности. И чем полнее отдает свой талант, тем более наполнена счастьем его жизнь.

Правда, такое развитие возможно, когда родители понимают особенности своего ребенка. Или хотя бы не мешают. К сожалению, многие руководствуются собственными представлениями о «правильности» желаний. Далеко не всегда – «я лучше знаю, чего хочет мой ребенок» – складывается удачно.

Зачем хотеть, если всё бесполезно?

Мы уже повзрослели. Сами способны выбирать свои «пряники» и просчитывать болезненность «кнутов». Только снова получаем щелчок по носу.

Мечтала жить с любимым долго и счастливо? А другая оказалась привлекательнее для него! Планировал занять должность начальника? У генерального директора племянник подрос.

Жизнь вносит свои коррективы, забирая близких, разрушая планы. Хотел, но не давали. Отдавал всего себя, но «не брали».

Обладатели разных векторов реагируют на разочарования по-разному – кто-то принимает происходящее со смирением, кто-то вступает в борьбу.

Апатия возникает как один из вариантов реакции на длительную неудовлетворенность – чаще всего в кожном, анальном, зрительном или звуковом векторе.

Мы не будем здесь разбирать особенности каждого вектора, это можно сделать самостоятельно на тренинге Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Апатия во всех случаях имеет один корень – длительную невозможность удовлетворить желания.

По большому счету апатия – полезная реакция нашей психики. Одна потеря, вторая, третья – нервы на пределе. Боль несбывшихся надежд может быть невыносимой. Включается защитная реакция. И вот уже ты не испытываешь боль потери – отпустило.

А вместе с этим уходит и само желание – гаснет как недостижимое. Ты уже не стремишься к успеху. Не видишь смысла – все равно не получится. Ты уже ничего не испытываешь, ничего не хочешь добиваться.

Так формируется апатия, и непонятно, что делать, если ничего не хочется по объективной причине: чтобы снова не мучиться попусту.

Увы, если ты не хочешь ничего, то и тело подстраивается, сокращая активность, ускоряя процесс старения. Вслед за желаниями незаметно уходит жизнь. В старческом возрасте это происходит естественно. Ускорять процесс – большая ошибка.

Одна непрожитая жизнь

И снова придется возвращаться к детству. Направление желаний дается от рождения, сила желания зависит от врожденного темперамента и всегда сопоставима с возможностями. Хочу – могу – делаю.

В нормальном состоянии взрослый человек адаптирует стресс, превращая падение в возможность роста. Как вариант: «Я справлюсь невзгодам назло!». Об этом говорят многочисленные тренеры успеха. Только они забывают добавить, что нужен определенный навык адаптации, приобретаемый в детстве. Или системное понимание происходящего и осознание причин собственного состояния.

Может быть, ты всей душой хочешь быть самым лучшим, чтобы уважали, к твоему мнению прислушивались. Или мечтаешь о финансовом успехе. Или грезишь о вечной любви. Но в детстве мама тебя никогда не хвалила. Ты ощущал, что над твоими идеями взрослые насмехаются. Родители постоянно указывали на то, что другие дети в чем-то лучше.

Для каждого вектора существует что-то, что убивает в ребенке уверенность в правильности своих намерений. А может быть, наоборот, тебя слишком оберегали, не давая шанса научиться самостоятельно преодолевать трудности, получать удовольствие от своих маленьких побед.

Осознание этого отчасти отвечает на вопрос – почему ничего не хочется во взрослом возрасте.

Только нет смысла винить родителей за незнание и ошибки воспитания. В тех же условиях обладатели других векторов, наоборот, могли бы получить максимальное развитие. Но и у тебя есть возможность вернуть себе всю полноту ощущений жизни.

Хочу научиться хотеть

Основная проблема выхода из состояния апатии в том, что желания настолько подавлены и не ощущаемы, что их не хватает даже на то, чтобы захотеть хотеть. Замкнутый круг. Сосредоточение на своем состоянии только ухудшает ситуацию.

Попытки доставить себе наслаждение тортиком или новой вещью, приносяит лишь мимолетную тень радости, камуфлируя реальные потребности. Даже секс оставляет после себя какое-то послевкусие неудовлетворенности.

И снова накатывает привычное: ничего не хочу делать, и вообще – я ничего не хочу!..

Системно-векторная психология предлагает действенный путь выхода из апатии. Это намного проще, чем кажется. Знакомя нас с самими собой, показывая нам наш потенциал, о котором мы никогда не догадывались, четко обозначая наши желания и то, что может нас наполнить настоящей глубокой радостью, СВП возвращает нам ощущение жизни.

Желания просыпаются в нас заново, и мы уже не боимся, что они несбыточны. Мы точно знаем: каждое желание обеспечено возможностью, свойствами внутри нас для его обеспечения. Так устроен человек.

Читайте многочисленные отзывы людей, прошедших тренинг – многие из них, описывая свои состояния, говорят о том, что жизнь разделилась на ДО и ПОСЛЕ.

«Мой внутренний диалог, скорее всего, перерос в дружбу с самой собой. Моим родственникам стало легче со мной общаться. Мой муж каждыми дня поддерживает меня. Были дни, когда я вообще не вспоминала о панической атаке, потом эти дни перерастали в недели. Это такое чувство наполнения и осознания, что тебе хочется жить. Я все понимаю, что в моем случае одним разом все не вылечить, я знаю, что мне придется закреплять весь материал, но у меня появился смысл жизни. Я ощутила на себе самой, что я могу жить без лекарств, я принимаю все свои изменения. Я вообще меняюсь внутри и снаружи. Замечательные отношения стали в моей семье. Я взялась за себя. Действительно, как говорят многие люди, жизнь начала делиться на до и после, и это только еще начало…» Евгения Б.
г. Москва Читать полный текст результата

Вместо унылого «я ничего не хочу» возникает «хочу, а значит – могу». И человек действительно воплощает желаемое в реальность. Начать жить полной жизнью можно в любом возрасте. Подробнее с методикой можно познакомиться на бесплатном онлайн-тренинге Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Регистрация – здесь.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.