Как научить ребенка держать слово

Содержание

Как научить ребёнка писать

Как научить ребенка держать слово
sugar-home.ru

Письмо — сложный навык, требующий согласованной работы мышц руки, развитой зрительной памяти, пространственного восприятия, внимательности и усидчивости. Освоить всё это сразу дошкольнику сложно. Поэтому возьмите за правило: немного пописали — отдохнули. Перегрузки плохо сказываются на развитии детского организма.

Не торопите

verywellfamily.com

Исследования показывают , что дети начинают видеть разницу между словами и рисунками уже в три года вне зависимости от того, умеют они читать или нет. Однако в столь раннем возрасте малыши ещё не готовы к письму: их мозг сформирует необходимые навыки только к 5–7 годам.

Проверить готовность к письму можно так:

  • Дайте ребёнку лист бумаги и предложите что-нибудь нарисовать.
  • Попросите закрасить часть рисунка.
  • Если малыш будет постоянно поворачивать лист бумаги и с трудом менять направление линии, значит, он ещё не готов к написанию букв.

Не заставляйте

userapi.com

Если ребёнок не хочет учить буквы, не насилуйте его. Займитесь лучше упражнениями, развивающими мелкую моторику, пространственное мышление и память.

Формального требования «уметь писать» к будущему первокласснику нет. В возрасте 5–7 лет стоит отдать предпочтение подготовке руки к обучению письму в школе.

Марина Суздалева, психолог, педагог раннего развития, автор книг для родителей, создатель проекта «Клуб увлечённых мам»

Подавайте информацию в игровой форме

twimg.com

Не превращайте занятия в обязаловку, а себя — в строгого учителя. Обучение дошкольника должно напоминать занимательную игру.

По словам Марины Суздалевой, необходимо исключить любые отрицательные эмоции, оценки и критику.

Не учите рукописным буквам

o-krohe.ru

Об этом просят родителей педагоги начальных классов. Дело в том, что способы написания букв в учебниках разнятся.

Родители научат соединять и писать буквы одним способом, а требования по программе будут другие. И ребёнку придётся переучиваться.

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов, разработчик пособий для детей, родителей и педагогов

Если у родителей и, главное, малыша всё же есть желание освоить каллиграфию, займитесь отработкой элементов букв. Такие упражнения можно найти в прописях для дошкольников.

Развивайте мелкую моторику

Чтобы научиться писать, ребёнку нужно иметь развитую мелкую моторику. Это значит, что он должен без труда манипулировать небольшими предметами и выполнять действия, требующие координированной работы глаз и рук. Например, лепить из теста или рисовать.

Чтобы подготовить руку дошкольника к письму, попробуйте следующие упражнения:

  • Вырезайте фигуры из бумаги по контуру.
  • Рисуйте и раскрашивайте цветными карандашами, фломастерами и красками.
  • Лепите из теста и пластилина.
  • Создавайте аппликации.
  • Собирайте модели из конструктора.
  • Работайте с мозаикой.
  • Вяжите крючком и вышивайте крестиком.

Упражнения нужно выполнять регулярно в удобном ребёнку темпе и совместно со взрослыми.

Кстати, при движении пальцев рук усиливается деятельность лобных и височных отделов мозга, отвечающих за речь: дети с развитой моторикой лучше говорят.

Научите сидеть за столом

Причём до того, как малыш начнёт писать. Потом он будет слишком увлечён буквами и не сможет контролировать своё тело.

Помните, что неправильное положение за столом приводит к нарушению кровообращения и заболеваниям позвоночника, задерживает развитие грудной клетки.

Каждый раз, когда ребёнок сядет за стол, чтобы есть, рисовать, читать или делать что-то ещё, контролируйте его положение.

Малыш должен сидеть прямо, не опираясь грудью на стол. Плечи на одном уровне. Голова немного наклонена вперёд. Расстояние от глаз до стола — не меньше 30–35 см. Руки лежат так, чтобы локти немного выступали за край стола.

Обе ноги стоят на полу и согнуты в коленях под углом 90 градусов. Левую ногу (если ребёнок правша) или правую (если левша) можно немного выдвинуть.

Depositphotos.com/maia3000

Покажите, как держать карандаш

Для начала возьмите толстые трёхгранные карандаши: на них проще объяснить, как поставить пальчики. Когда перейдёте на круглые, можете воспользоваться тренажёрами-насадками для правильного письма.

Лучше всего показать ребёнку, как вы сами держите карандаш, и ручкой или фломастером отметить на детских пальчиках места, где должен располагаться инструмент.

Некоторые педагоги для улучшения почерка требуют, чтобы кончик карандаша был направлен к правому плечу у правшей или левому у левшей.

Вы также можете сделать простое упражнение. Возьмите карандаш указательным и большим пальцем правой руки в том месте, где заканчивается краска. Левой рукой ухватитесь за противоположный край и переверните инструмент.

Если пальчики съезжают, поправьте их. Переучить ребёнка потом будет очень сложно. Следите, чтобы малыш не сжимал карандаш слишком сильно. В перерывах делайте пальчиковую гимнастику.

Многие педагоги сходятся во мнении, что желательно прививать навык письма с помощью карандаша, а не авторучки. Ребёнок не будет бояться своих ошибок (можно ластиком стереть неудачный вариант), а также научиться контролировать степень нажима.

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Научите ориентироваться на листе бумаги

Ребёнок должен овладеть пространственным мышлением и уметь ориентироваться на листе бумаги. Это поможет ему в дальнейшем считывать размер и расположение буквы на строке, понимать количество входящих в неё элементов, выбирать наклон и размах. Освоить этот навык помогут графические диктанты.

babyblog.ru

Освойте алфавит

Прежде чем писать, ребёнку нужно выучить алфавит и научиться читать. Для этого существует много техник: азбука и буквари, кубики Зайцева, «Складушки» и «Теремки» Воскобовича, динамические кубики Чаплыгина. Выберите способ, который подходит вашему ребёнку.

Рисуйте пальчиками

Разучивать буквы можно, рисуя их на бритвенной пене, крупе, рассыпанной на противне, запотевшем стекле, в воздухе, мелом на асфальте или пальчиковыми красками на бумаге. Буквы можно складывать из семян и лепить из пластилина. Проговаривая букву, нужно называть соответствующие ей звуки и вспоминать слова, на неё начинающиеся.

Важно связывать букву с предметом, на которую он начинается. И правильно называть имя буквы и звук, который она обозначает. Например, букву зовут «эм», а звуки — «м» или «мь».

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Пишите элементы букв и цифр в альбоме для рисования

Начните с освоения элементов: вертикальных и горизонтальных палочек, кружочков, овалов и прочих. Задания можно найти в пособиях для дошкольников или придумать самостоятельно.

Нарисуйте образец элемента и попросите ребёнка повторить. Если он ошибается, объясните, почему нужно делать именно так. Для первых опытов лучше завести отдельный альбом для рисования, чтобы ребёнка не отвлекала разлиновка.

Тяжелее всего деткам даются верхний элемент малых букв «в», «б», нижний элемент букв «у», «з», «д», «ц», «щ». Научить писать малую букву «г» сверху вниз, а также крючочки букв «т» и «ш» тоже важно.

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Выполняйте упражнения в прописях для дошкольников

В прописях для дошкольников вы найдёте массу полезных упражнений: «продолжи узор», «дорисуй орнамент», «дорисуй по образцу», «соедини по точкам», «дорисуй по клеточкам», «заштрихуй», «раскрась», «вспомни слово на букву» и многие другие. Благодаря ним ребёнок подготовит руку к более аккуратному письму, выучит написание печатных букв, станет лучше ориентироваться внутри клетки и на строке.

Что можно купить

  • «Готовим руку к письму», Ольга Макеева, 64 рубля →
  • «Развиваем навыки письма», Ольга Макеева, 64 рубля →
  • «Пишем печатные буквы», Ольга Макеева, 64 рубля →
  • «Прописи для дошкольников 5-6 лет», Елена Колесникова, 80 рублей →
  • «Прописи для будущих первоклашек. Рисуем по клеточкам», Олеся Жукова, Елена Лазарева, 99 рублей →

Чек-лист для тех, кто хочет научить ребёнка писать

Письмо — комплексный навык, успешное овладение которым основывается на развитой мелкой моторике, навыках зрительно-моторной координации и зрительной памяти, уверенной ориентации в пространстве. На практике это означает, что ребёнок:

  • Правильно держит ручку или карандаш.
  • Умеет копировать с доски и с листа простые узоры, геометрические фигуры, печатные буквы, написанные крупным шрифтом.
  • Быстро и безошибочно определяет направление, положение в пространстве (право-лево, верх-низ, ниже-выше, вперёд-назад).

Эффективное освоение навыка письма также немыслимо без способности к концентрации и распределению внимания. Всё это касается только «технической стороны» письма.

Параллельно идёт освоение орфографических и грамматических навыков, которые успешно ложатся на развитый фонематический слух, умение выполнять звуко-буквенный анализ слова, широкий словарный запас и грамотную устную речь ребёнка.

8 способов научить ребёнка ждать (и не ныть при этом)

Как научить ребенка держать слово

Пока очередь дошла до кассы, ваш ребёнок внёс в 45-ю версию вопроса «мы ещё доолго?» интонацию пожарной сигнализации, а ещё успел вступить в рукопашный бой с тележкой. А ведь вы стояли в очереди вторыми! Как помочь ребёнку пережить тягостные моменты ожидания и сделать так, чтобы он не мучился сам, не выводил из себя других, и, разумеется, не действовал на нервы вам.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Многие заметили, что дети с трудом переносят увлекательнейший девятичасовой перелет, и даже высказали их родителям всё, что они думают о поведении этих невоспитанных… Да-да, мамаша… Расселись тут, а он, между прочим, ногой в спинку кресла уже четвертый раз пинает!

Да и родители стараются лишний раз не брать малыша на совещание, посвящённое проблемам нефтегазовой отрасли. Что там! Родители боятся брать детей даже на балет — хотя на балете, в отличие от совещания, все происходит под музыку, и в целом зрители засыпают гораздо позже.

Эксперимент с маршмеллоу

Вопрос «сколько дети могут терпеть» занимает не только нас, но и учёных. Американский психолог Уолтер Мишел провёл первую версию своего знаменитого зефирного теста ещё в конце 60-х годов.

Экспериментатор клал перед дошкольником зефир. Тут внезапно у взрослого появлялись срочные дела, он выходил, но перед этим говорил, что если ребёнок дождётся его возвращения, он получит ещё один «маршмеллоу». Проверялась способность детей к самоконтролю: смогут ли они отложить немедленное удовольствие и дождаться увеличенной награды.

Спустя годы Мишел провёл ещё ряд исследований и выяснил, что те ребята, которые в детстве заработали бонусную зефирку, чувствуют себя благополучнее, чем их товарищи. Во всяком случае, баллы за тест SAT и уровень образования у них были выше, индекс массы тела — ниже, да и по другим показателям вышли сплошные преимущества.

Не секрет, что самоконтроль влияет на успех часто сильнее чем уровень интеллекта. Секрет в другом — как им удалось обуздать порыв?

Уолтер Мишел в своей книге The Marshmallow Test: Mastering Self-Control, которая вышла в 2014 году, объясняет, что ребята, которые не ели зефир, пытались отвлечься, а тем, кто не смог себя занять, не осталось ничего другого, кроме как подкрепиться.

С этой стороны, гаджеты — беспроигрышный вариант. Человек бьёт зомби лопатой по темечку и совершенно не ощущает, как вагон несётся в Чертаново.

С другой стороны, он в этот момент не учится сам себя занимать: изучать любопытный пыльный узор на ботинках напротив сидящих, пересчитывать соседей-альбиносов, сочинять фантастический рассказ «Приключения поручня».

В конце концов, у тех ребят из зефирного теста не было под рукой айпада.

Как помочь ребёнку ждать без телефонов и планшетов

1. Поддерживайте и сопереживайте ребёнку в его тягостном ожидании

Первое, что нужно знать о человеке, который не смог дослушать приветственную речь воспитательницы, — он вырастет. Способность себя контролировать становится тем лучше, чем больше развита нервная система. Мозг дошкольника функционально не созрел, и «Подожди, киоск с мороженым ещё не открыт!» приравнивается к вашему отказу угощать его пломбиром.

А значит, сейчас могут случиться и слёзы, и истерики, в общем, те штуки, из-за которых родитель чувствует неловкость и растерянность. Тут нужно признать чувства парня, оставшегося без эскимо, посочувствовать, возможно, выяснить, какой конфигурации и какого размера нужен вафельный рожок, и отправиться искать его в другое место.

Или не искать, это уже не так важно.

Сопереживание и адекватная реакция на странные выходки ребёнка — как раз то, что помогает ему растить самоконтроль

Задача взрослого — эмпатически помочь младшему перенести дискомфорт в тягостной ситуации. Например, в очереди на карусель вместо злобного шипенья «Хватить хныкать!» мы можем предложить объятия, интересные истории про девочку, которая ждала-ждала, а потом приплыл корабль с алыми парусами и ей удалось послушать оркестр.

Вообще, не нужно рассчитывать на невероятное. Даже если ваш ребёнок уже учится в школе, вряд ли стоит ожидать, что трёхчасовой документальный фильм о бухгалтерском документообороте заставит его неподвижно сидеть на месте со сложенными руками. Не будет удивительным и то, что за это время он успеет разжечь костёр трением палочек, которые он выстругал из ножек впереди стоящего стула.

2. Визуализируйте время

У детей плохо развито чувство времени, особенно когда мы не очень конкретно выражаемся: «Что неясного? Я же говорю — обед будет потом! Позже». Если мы не научили дочь пользоваться часами, даже фраза «Я освобожусь через один час и пятнадцать минут» ни уму, ни сердцу ребёнка ничего не скажет.

Когда наступает потом? Когда — позже? А что значит нелепое: «До твоего дня рождения ещё два месяца»? Время хорошо визуализировать: «Матч кончится, когда вот эта стрелочка доползёт вот до этого деления», «Зубы чистим, пока пересыпается этот песок», «Папа встанет, когда солнышко поднимется до вот той крыши». Используйте адвент-календари, закрашивайте дни недели, сообщайте, сколько минут мы поднимаетесь по эскалатору, и что печенья должны стоять в духовке 35 минут, ну то есть песок три раза пересыпется. В конце концов, ребёнок догадается, что 10 минут — это не так уж и много в масштабах вечности.

3. Покажите, как время может тянуться и, наоборот, пролетать

Покажите ребёнку, что время может лететь, если ты занят чем-то интересным, и тот же временной отрезок может быть бесконечным, если у вас гостит неприятная тётя Нюра. Играйте в стратегические настолки, где противника нужно брать измором, собирайте марки и займитесь наблюдениями за живой природой.

«Видишь, да? Птица не расстроилась, что самец не построил гнездо с первой попытки. А вот сибирский кедр. Он может расти 500 лет. Если мы сядем за ним наблюдать, меня уволят с работы.» Покажите стремительному малышу медленных животных («Черепашки-ниндзя» не подходит).

«Когда черепашка доползёт до конца комнаты, я допишу годовой отчёт!».

4. Держите слово

Умение подождать связано с доверием и уверенностью в своих взрослых. И, вот приятный сюрприз: как раз те родители, которые чутко реагируют на потребности детей, укрепляют и доверие, и способность воздержаться от истерики. Гораздо легче подождать папу, если ты твёрдо знаешь, что он сейчас сбегает за стремянкой и всё-таки снимет тебя с этого дерева. Папа сказал, папа сделал.

5. Не забывайте, что дети берут пример с родителей

При этом, конечно, мы должны следить за своим поведением. Не рвать на себе волосы, если вам не приходит важное письмо, а дилижанс вообще сбился с пути.

Если мы не управляем своими эмоциями и впадаем то в отчаяние, то в глухое раздражение по всякому поводу, ребёнок получает однозначный сигнал: жизнь полна чрезвычайных ситуаций, тут вообще нельзя расслабляться, а противогаз надо держать под рукой.

6. Вооружитесь всем, что может занять ребёнка дольше чем на пять минут (и едой тоже)

Если вы собираетесь ехать в поезде дальнего следования, и у вас пока нет возможности медитативно наблюдать за убегающей рекой времени, стоит подумать о том, как обезопасить от ваших детей окружающих. Для малышей умные мамы берут с собой исследовательские наборы.

Верёвочки, бусы, разноцветная проволока, палочки, наборы для творчества и пальчиковые игры, книжки, блокноты, мелки и карандаши — отлично срабатывают при минимальной поддержке. Самые юные могут посвятить себя работе с канцелярским скотчем и сортировке пуговиц, дети постарше будут рады книгам (вы тоже можете почитать им вслух), словесным играм и прочим крестикам-ноликам.

И не забудьте позаботиться о бытовых моментах. Наука говорит нам о том, что под действием голода, сильного напряжения или расстройства, всякий норовит скатиться к дёрганью взрослых за штанину и неприятному нытью, что может порядком испортить игру в города.

7. Хвалите ребёнка за его терпение

Стэндфордский профессор Келли Макгонигал в книге «Сила воли. Как развить и укрепить» сообщает, что сила воли тренируется, подобно мышцам. У детей она работает похожим образом.

Каждый раз, откладывая минутный импульс, младший становится всё более волевым человеком.

Будет не лишним говорить о том, что вы цените усилия ребёнка и верите в него: «Ваня! Ого! Ты отказался от манеры внезапно дёргать стоп-кран! Я вижу, что тебе удаётся побеждать и руки, и подозрительные стоп-краны. Ты, брат, силен!»

8. Напоминайте ребёнку о долгосрочной цели

Психологи из Колорадского университета в Боулдере провели исследование, из которого стало ясно, что перед лицом опасности гораздо эффективнее говорить ребёнку о глобальной цели, нежели убеждать его досчитать до десяти.

Видя, что сынок готовится съесть торт, хотя до прихода гостей осталось ещё два оборота минутной стрелки, не говорите ему: «Петь, прежде чем случится непоправимое, сосчитай до десяти!» (вообще такой дикий метод только колорадским учёным и мог прийти в голову).

Эффективнее будет выкрикнуть другое: «Стой! Ты же хотел показать другу Васе розочку на торте! Мы же вместе её делали!». А теперь уберите лучше угощение подальше на полку. Зачем зря мучить ребёнка.

iStockphoto (magda_istock, Barryj13, LittleBee80)

Как научить ребёнка держать своё слово?

Как научить ребенка держать слово

Статья ТАТЬЯНЫ Лариной январь 2016 года

Как научить ребенка держать свое слово?

В наше время умение держать слово, выполнять свои обещания не только вызывает положительное отношение и уважение окружающих к счастливому обладателю этой способностью, но и укрепляет самооценку, а соответственно веру и доверие к самому себе.

Сдерживать обещания данные самому себе – это значит научиться жить той жизнью, которая нас так привлекает  и мы с таким трудом стремимся к ней. Держать слово – это привычка успешного человека, лидера.

Как научить ребенка держать свое слово?

Естественно, чтобы научить ребёнка держать своё слово вышеперечисленных доводов недостаточно. Малыш их просто-напросто не поймёт, так как он еще не стал самостоятельным «элементом» социума, а находиться под надёжной опекой своих родителей. Но всё же приучать ребёнка к ответственности стоит с самого рождения.

Ребёнок растет, взрослеет, с каждым годиком приобретает всё больше навыков. И вот родители уже считают его достаточно взрослым для того, чтобы самостоятельно выполнять некоторые задания.

Они берут с него обещания самостоятельно собирать игрушки и разбросанные вещи, договариваются не засиживаться за компьютером или телевизором перед сном, не устраивать истерику на прогулке или в магазине. Ребёнок соглашается, даёт слово, но эти обещания снова и снова нарушаются.

В итоге получается еще больший бардак в квартире, поход в магазин заканчивается очередной истерикой из-за игрушек и сладостей. А мультики или игра на компьютере настолько увлекающие, что невозможно от них оторваться…

Почему ребёнок не держит слово?

Родители больше для него не авторитет или таким образом малыш пытается манипулировать взрослыми?
Прежде чем делать неутешительные выводы необходимо разобраться и найти причину такого поведения. В дошкольном возрасте причин может быть несколько.

– Ребёнок искренне может верить в то, что сдержит свое обещание, но в силу того, що он еще не умеет оценивать свои силы и переступать через себя (малыш не может преодолеть усталость или долго быть сосредоточенным на одном занятии), обещание нарушает.

– Ребёнок может забыть об обещании: смотря мультик или играя, малыш может дать слово, пропуская ваши слова «мимо ушей», чтобы поскорей вернуться к любимому занятию.

– Чаще всего взрослому трудно устоять перед влиянием окружающих, что уж говорить о ребёнке.

Кто-то курит за компанию, кто-то тратит всю зарплату на модную одежду, ну а кто-то каждую свободную минуту проводит с телефоном в руках…Поэтому, прежде чем брать с ребёнка обещание не покупать жвачки или сладости на карманные деньги, вспомните, что у вашего малыша есть друзья, с которых подобного обещания могли родители и не взять…

– Ребёнок может не до конца понимать поставленной перед ним задачи и дать обещание, чтобы не разочаровывать родителей.

– Малыш может не сдержать обещание, потому что ему его навязали, заставили дать слово, не объяснив важность или суть требуемого. Если у него в этот момент появиться собственное желание, то будьте уверены, что он выполнит более привлекательный для себя вариант.

Не такой я человек, чтобы на обещаниях экономить…

Даже забавно, как часто мы, взрослые, нарушаем обещания. Начиная от «навсегда» у алтарей и заканчивая банальными обещаниями самому себе не есть на ночь. Брать обещания с маленького ребёнка, при этом не выполняя их самому – это смешно. Поэтому, прежде чем наказывать ребёнка за несдержанное слово, задумайтесь о своих поступках и о том, достойный ли вы пример для своих детей.

Не просите обещать…

Для того, чтобы всё же добиться от ребёнка выполнения обещаний необходимо чётко формулировать свои просьбы, а перед тем, как что-то попросить,  отвлеките ребёнка от игр и обратите все его внимание на себя.

Так же лучшим вариантом было бы то, если малыш сам понимал зачем необходимо складывать вещи и игрушки и ложиться спать раньше, поэтому старайтесь объяснять важность ваших просьб и почему они необходимы.

В случае если ребёнок не сдержал слово, то не стоит кричать на него или обзывать – следующий раз лучше помогите ребёнку или сделайте все возможное, чтобы малыш сдержал обещание.

 Но, а если вы всё же не можете сдержать обиду и гнев на ребёнка за проступок, то ругать его стоит не за то, что не собрал игрушки, а за то что обещал и не сдержал слово. Ну и не менее важно научить ребёнка не только выполнять обещаное, а и оценивать свои силы и учитывать интересы перед тем, как эти обещания давать. Ведь лишний раз лучше настоять на своём, объяснив причину отказа, чем дать обещание без возможности его выполнить.

Автор Татьяна Ларина Психолог | Гипнолог | НЛП – Тренер |

январь 2016 года

Чи змінилося життя сімей на краще після участі в проекті? В цьому допоможе розібратися досвідчений фізіогноміст Тетяна Ларіна, яка не потребує багато слів, їй досить побачити міміку та рухи людини і вона з впененістю може виявити брехню…

далее

Психолог Татьяна Ларина советует, на что следует обращать внимание, чтобы быстро и качественно освоить навык раппорта при самостоятельном изучении НЛП.

далее Очень часто так складывается, что в нашем кругу общения появляется человек, у которого всегда всё плохо: работа не устраивает, куча проблем, никто не понимает. Как же выдержать такое общение, не потеряв самообладание?
далее

В студии эксперты и гости программы решили выделить 5 основных ошибок, которые допускают люди, стороя отношения. Кроме того, рассамтривали проблему участников проэкта семьи Жирносенко.

далее

Как научить ребенка держать свое слово

Как научить ребенка держать слово

Как часто многие родители сталкиваются с тем, что просят ребенка выполнить то или иное задание и, получив утвердительный ответ, вопреки всем ожиданиям находят задание невыполненным, невзирая на обещания со стороны ребенка и договоренности.

Первая реакция родителей на проблемы такого рода заключается в серии обвинений в адрес ребенка. Осознавая то, что он подвел, конечно же, обещает исправиться и впредь так не поступать. Раскаяния выглядят более чем убедительно, но история повторяется в следующий раз с поразительной точностью.

Конечно, у многих родителей возникает вопрос, о причине возникновения ситуаций подобного рода, а также методах борьбы.

Увы, родители рассматривают своего, пока еще достаточно маленького ребенка, как «недо…взрослого».

Подразумевая под этим, что психика взрослого человека и ребенка одинакова, просто дети имеют менее развитую память, недостаточный опыт и не могут уделить достаточно внимания.

Но внутренний мир детей кардинально отличается от мира взрослого человека. Они воспринимает все вокруг, смотря другим взглядом, так как мышление работает все еще по-другому.

Взгляд глазами ребенка

Действие 1

На просьбу матери провести уборку в комнате до ее прихода с работы, ребенок отвечает что-то типа «угу…». Стоит ли воспринимать это как согласие на выполнение работы? Ребенок осмысленно дал ответ на поставленный вопрос и согласился навести порядок или это просто слова, чтобы родители отстали?

Действие 2

В следующий момент ребенок понимает, что времени на полноценную уборку у него не хватает.

На это может быть масса разнообразных причин, которые включают в себя не только важные (невыполненное домашнее задание, походы на дополнительные занятия и так далее), но и ряд причин которые родителям могут показаться пустяковыми, но они имеют большое значение для ребенка (друзья во дворе ждут его чтобы сыграть в футбол и осознание того что он несет определенную ответственность перед друзьями, может затмить необходимость уборки).

Действие 3

Соответственно к назначенному сроку работа не выполнена, потому что у ребенка были другие более важные (для него) дела, которые не позволили справиться с уборкой в срок.

Действие 4

Невыполненное задание заставляет мать злиться, а ребенка испугаться того что он не в состоянии выполнить простые дела о которых его просят. Чтобы предотвратить скандал и утихомирить недовольство мамы, ребенок клянется что такая ситуация не повториться больше и он обязательно исправится, хотя при повторении подобной ситуации результат, скорее всего, будет аналогичным.

Причины, приводящие к проблемам

Конечно, если бы поведение ребенка действительно соответствовало поведению взрослого, вместо «угу… конечно… сделаю…», был бы получен ответ, который в полной мере отражал не только понимание ситуации в целом, но и действительные намерения. Для этого необходимо было бы указать на то, что выполнение уборки возможно в ущерб домашнему заданию, так как в итоге на него не останется свободного времени.

Ответы подобного рода связаны с осознанием себя в полной мере (рефлексией) и достаточно смелости ребенка, ведь в ответ можно услышать обвинения от матери в том, что она делает все для ребенка, а он это не ценит.

Великолепным примером низкой детской рефлексии является часто употребление слов и словосочетаний в речи ребенка, который начинаются с фраз «я всегда…» или «я больше никогда…» Более того искренне желая угодить родителям, дети весьма часто обещают выполнить невыполнимые задания.

Для ребенка во много раз проще сказать просто «угу», а в итоге не сделать ничего, отмахнувшись фразой из серии «ну не получилось…». Это один из самых ранних сценариев развития конфликтных ситуаций.

Большая часть просьб родителей не является приоритетной для ребенка, и они соответственно не будут выполняться по ряду причин, которые имеют вес только для него.

До того момента, пока ребенок не изменит свое отношение и поведение в ситуациях такого рода, он будет использовать этот метод, провоцируя новые ссоры и обиды.

Чему нужно научить ребенка

В первую очередь необходимо учить ребенка ответственному отношению к тем обещаниям, которые он давал. Не нужно ругать детей за то, что они «не убирают вещи», а стоит немного пожурить за то, что не сдержано обещание, которое было дано ранее. Это научит дитя ответственно относиться к своим словам и обещаниям, трезво оценивать свои силы и не разбрасываться словами.

Такая постановка вопроса положительно повлияет на развитие ребенка в психологическом плане и улучшит отношения между ним и родителями. Более того, это будет первым шагом к тому, чтобы успешно управлять своей жизнью и адекватно реагировать на происходящее вокруг.

Как научить ребенка держать ложку

Как научить ребенка держать слово

Среди всех двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, т. к. оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.

Протянуть руку к предмету и взять его — трудная задача для младенца первых месяцев жизни: у него отсутствуют координированные, целенаправленные действия, которые начнут складываться только в конце первого — на втором году жизни, а сформируются лишь в процессе воспитания и обучения.

В истории развития человечества роль руки исключительно велика: она дала возможность создать путем жестов — указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и т. д. — первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей.

На ранних этапах детства, когда ребенок еще не владеет словом, он усиленно пользуется языком жеста. Мимика и жест — первый язык малютки, его первая «речь», обращенная к взрослому, дополняемая вокализациями, т. е.

возгласами, протяжными гласными звуками (гуление) и фонемами (лепет).

Первая двигательная функция руки — схватывание. Как и другие двигательные акты, оно сначала выявляется как врожденный рефлекс (хватательный рефлекс Робинзона): новорожденный настолько плотно прижимает пальчики, что способен удерживать себя, ухватившись за пальцы взрослого.

Этот рефлекс исчезает уже в первые месяцы жизни. Вместо него вырабатывается так называемый «ладонный рефлекс»: ребенок накладывает на предмет все пальцы и прижимает его к ладони, при этом сами пальцы еще не точны в своих действиях.

Рефлекс формируется исключительно в процессе взаимодействия со взрослым, в процессе усвоения чисто человеческих форм поведения.

К началу девятого месяца ребенок начинает брать предмет пальцами. Он умеет захватывать предмет из любых положений.

Впервые это получилось на шестом месяце жизни, а к концу года малыш уже выполняет три типа ручных пассажей: петлеобразные, планирующие, скользящие.

В первом случае кисть руки, приближаясь к объекту, описывает в воздухе петлю и опускается на него; в планирующем движении рука начинает опускаться до приближения к объекту, а при скользящем движется по его поверхности.

Если вы понаблюдаете за тем, как малыш берет в руки предметы, игрушки, то увидите совершенно самостоятельную, характерную именно для второго года линию освоения предметной деятельности.

Вначале он часто совершает промахи, движения руки неточны. Но постепенно они становятся все более координированными и четкими. Действия руки постепенно начинают как бы предвосхищать форму, величину и положение предмета в пространстве. Теперь рука, приближаясь к предмету, начинает приноравливаться к захвату и более точному действию.

Предлагаем родителям ознакомиться с динамикой развития умений руки ребенка конца первого и начала второго года жизни.

Итак, вначале рука ребенка словно связана, пальцы практически не участвуют в захвате предмета. С возрастом место соприкосновения ладони с предметом смещается от мизинца к большому пальцу.

Примерно к 1 году 3 месяцам при схватывании начинает активизироваться большой палец руки. Именно к этому времени ребенок овладевает умением удерживать в руках чашку, мячик и другие предметы, обхватив их ладонями и большими пальцами обеих рук.

Умение брать предметы тремя пальцами — большим, указательным и средним — формируется на протяжении всего раннего детства. Чем старше ребенок, тем активнее становится большой палец. Более тонкие движения пальцев сформируются только к трем годам. Вот почему маленький ребенок не может удерживать ложку тремя пальцами, не может застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки.

Поэтому развитие действий руки следует осуществлять и в повседневной жизни, в процессе овладения элементарными навыками самообслуживания (умывание, одевание, прием пищи и т. п.

), и организуя специальные занятия с дидактическими игрушками — кольцами, пирамидками, бочатами, матрешками и т. п.

Кроме того, малышу следует предлагать специальные пособия для развития мелкой моторики пальцев — шнуровки, занятия с пуговицами, крючочками, кнопками и т. п. Полезны пальчиковые, перчаточные игры, пальчиковый театр.

На втором году жизни ставится задача научить ребенка пользоваться ложкой так, чтобы к полутора годам он мог самостоятельно есть первое и второе блюда.

Взрослый должен помочь малышу выстроить манипуляции с ложкой в орудийное действие.

Рисунок этого действия должен быть отработан до автоматизма, тогда навык перейдет в привычку, которая с самого начала должна складываться на основе правильного показа.

Показ. Ребенок должен видеть взрослого за приемом пищи.

Метод пассивных движений. Взрослый кормит ребенка, фиксируя его руку в своей руке. Не позволяя переворачивать ложку, учит доносить ее до рта в горизонтальном положении. Так складывается двигательный рисунок навыка приема пищи.

Метод подражания. Подводя руку ребенка с ложкой ко рту, взрослый вытягивает губы трубочкой, имитирует втягивание ее содержимого. Малыш, подражая взрослому, снимает с ложки пищу.

Метод неоднократного повторения. Взрослый отпускает руку ребенка с пустой ложкой, и он погружает ее в тарелку, вновь наполняя.

Когда навык закрепится (ребенок способен сам горизонтально донести ложку до губ и снять с нее пищу), можно считать, что обучение действиям приема пищи (техническая сторона) состоялось. С каждым приемом пищи умение будет оттачиваться.

Однако ребенок этого возраста очень быстро устает сидеть за столом, часто отвлекается, его трудно организовать. Поэтому мама может докормить его, взяв другую ложку, при этом ребенок продолжает самостоятельно брать пищу своей ложкой.

Итак, взрослый в совместной деятельности с ребенком выполняет сразу несколько функций:

  • дает смысл действий с предметом;
  • организует действия и движения ребенка, передает ему технические приемы осуществления действия;
  • через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий.

Очень важно при формировании навыка обеспечить удобную посадку ребенка за столом. Для кормления лучше иметь маленькие, по росту ребенка, столы и стулья.

Малыша до 1 года 3 месяцев сажают в детское креслице. Сидя в нем, ребенок опирается ступнями о пол (ноги не зависают).

Это важно для формирующейся осанки: опора на ноги позволяет выровнять спину и сохранить позу «над тарелкой» для аккуратного приема пищи.

Ребенку повязывают нагрудник из непромокаемого материала, под который можно подложить один угол салфетки, а на другой поставить тарелку. Тогда и рубашка, и штанишки малыша останутся чистыми после еды.

Посуда также должна соответствовать возрасту ребенка: десертная ложка с выемкой достаточной длины и глубины (слишком плоская ложка не годится); тарелка для первого достаточной глубины (наполнять ее следует до внутреннего ободка); тарелка для второго блюда с высокими краями или широкое блюдце, но не миска; чашка (бокал) с прямыми стенками.

Имеет значение и сервировка стола.

На стол стелят скатерть или красивую клеенку, ставят хлебницу (малыш должен учиться брать хлеб самостоятельно), бумажные салфетки (ребенок будет сам вытирать подбородок, губы), красивую детскую посуду.

Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит. Очень скоро он начнет узнавать свою тарелку, свою чашку, свою ложку. А они действительно должны быть только его — это требование гигиены раннего детства.

Источник: http://www.7ya.ru/article/Uchim-rebenka-polzovatsya-lozhkoj/

Как научить малыша держать ложку

Любой ребенок уникален, поэтому в процессе его развития всегда можно выделить индивидуальные особенности. Для некоторых детей обычная ложка становится объектом пристального внимания уже в шесть месяцев, а иные, уже достигнув трехлетнего возраста, все еще предпочитают кушать с помощью мамы.

Однако выделить общую возрастную тенденцию можно. Обычно с полугодовалого возраста ребенок постепенно привыкает к прикорму, постепенно включаемым в его меню кашкам и различным пюре. В этот момент его может заинтересовать ложка, которую держит мама.

Он с любопытством рассматривает новый для него предмет, думая «а не игрушка ли это»? Если малыш попытается потрогать ложку или взять ее в ручки, можно отдать ее, а для кормления воспользоваться другой.

Ну вот, теперь пришло время озаботиться вопросом, как научить ребенка правильно держать ложку.

Когда стоит начать обучение

Возвращаясь к теме возраста, можно сказать, что обычно малютка в 7–9 месяцев находит ложку занимательным предметом окружения. Достигнув годовалого возраста, дети, как правило, умеют ей пользоваться, хотя часть пищи отправляют мимо рта.

Двухлетние дети уже в состоянии держать ложечку более-менее уверенно, причем могут кушать с помощью нее даже жидкие супы. К трем годам малыш «взрослеет» и приобретает уверенные навыки использования этого столового прибора.

Это не мешает некоторым деткам и в пять лет успешно «кормить» пол и прочие, не нуждающиеся в пище поверхности, но это, скорее, особенности характера и воспитания.

Учим ребенка правилу – ложка только для еды

Объяснить, какие действия с ложкой уместны нужно сразу, как только малыш начнет держать ее уверенно. Пусть он исследует возможности применения ложки за столом, засовывает ее в рот, звонко барабанит по тарелке, пытается покормить маму или бабушку либо озаботится тем, что любимой кукле тоже следует питаться с помощью ложки.

Если же чадо, схватив ложку, выбегает из-за стола и начинает таскать ее по квартире, пытаясь приспособить в качестве детали интерьера, то нужно спокойно, без агрессии забрать прибор.

Так создается правильная модель поведения – даже если ложка – это «игрушка», то «играть» ей можно только во время еды.

И уж абсолютно точно не стоит рыхлить ею землю в горшках с цветами, пытаться нацарапать закорючки на обоях или проверить на прочность обивку мебели.

Обозначение рамок, придерживаться которых ребенок должен в своем поведении, важно всегда. Многие проблемы воспитания обусловлены неумением твердо объяснить ему границы дозволенного на самых ранних этапах развития.

Обучаем малыша пользоваться ложкой самостоятельно

Вот малышу наконец-то захотелось вытащить ложку из рук мамы. Его стоит похвалить за проявленную самостоятельность и инициативу. Копируя ваши действия, он попытается взять ложкой еду из тарелки. Но, не все получается с первого раза, возможно, придется помочь ребенку, поспособствуя тому, чтобы в ложке оказалось хоть немного пищи.

Конечно, сначала вам будет немного неприятно, ведь кухонный стол, стены и пол, покрытые размазанными пятнами и кусочками пищи, будут являть собой грустное зрелище. Это время нужно просто пережить. А чтобы ускорить процесс появления у малыша самостоятельных навыков питания могут пригодиться следующие советы:

  1. Используйте «правильную» ложку. Металлический прибор хорош для взрослых, деткам очень тяжело его держать. К тому же ее использование может быть травмоопасным – ей легко ударить себя по голове, травмировать язык и слизистую. Подойдет пластиковая ложка, хорошо если она будет привлекательной, с картинками.

    Для детишек, у которых еще только режутся зубы, будет удобна силиконовая ложка, которую можно прикусывать безо всякого вреда.

  2. Позаботьтесь о комфортном месте для кормления. Неустойчивый стул и стол, слишком низкий или высокий, создадут ненужные трудности, и, возможно, сформируют привычку сидеть в неудобной позе.

  3. Положите пищу на «особую» тарелку. В продаже имеются тарелки на присосках, снять ее со стола можно только приложив усилие. Это не даст малышу возможности смахнуть тарелку со стола.
  4. Не пренебрегайте личным примером.

    Пусть ребенок питается в то же время, когда едят другие домочадцы, нелишне обратить его внимание на то, как они держат столовые приборы.

  5. Не торопитесь помогать ребенку кушать. Сразу же хватая вторую ложку, можно успешно отбить у малыша желание учиться питаться самому.

    Когда он голоден, он будет употреблять силы на то, чтобы есть, и делать это относительно аккуратно. А вот с остатками пищи ему лучше помочь, предупредив его желание развлечь себя, разбрасывая еду по кухне.

  6. Будьте аккуратны в выборе консистенции пищи.

    Для самостоятельного кормления подходят каши и пюре, с супами ребенку лучше справляться с вашей помощью.

  7. Не забывайте о предпочтениях крохи в еде. Приучить ребенка держать ложку будет проще, используя продукты и блюда, которые он любит. Если к овощному пюре малыш относится прохладно, усердствовать в «упражнениях» с ложкой он не захочет и попытается свести процесс к игре.

Если ребенок уже достиг полутора лет, а желания самостоятельно поесть не появилось, попробуйте объяснить ему, что учиться питаться самостоятельно необходимо. Когда малыш проголодается, предложить ему блюдо с любимой едой и ложечку. Затем притвориться, что вы очень заняты, и отойти в сторону. Когда он поймет, что никто не сможет помочь, ему придется попытаться поесть своими силами.

Обучаем не спеша и на личном примере

Ходить нам всем тоже пришлось учиться, и умение правильно держать ложку нельзя привить мгновенно. Абсолютно естественно, что сначала ребенок держит ложку, зажав ее в кулачке.

Чуть позже, с возрастом, можно обратить его внимание на то, как папа или мама пользуются ложкой.

Это нужно делать регулярно, но мягко, сопровождая это действием – исправляя положение пальчиков малыша, держащих прибор.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.