КАК ПОМОЧЬ НЕОБЩИТЕЛЬНОМУ РЕБЕНКУ: 8 СОВЕТОВ

Содержание

Необщительный ребенок: 8 причин почему ребенок необщительный | Тенотен Детский

КАК ПОМОЧЬ НЕОБЩИТЕЛЬНОМУ РЕБЕНКУ: 8 СОВЕТОВ

Если ребенок сознательно избегает общества своих сверстников или у него в садике или школе нет друзей, не следует впадать в панику, но вместе с тем нельзя игнорировать сложившуюся ситуацию.

Нежелание общаться со сверстниками может быть связано с внешними причинами

В одних случаях «нестандартное» поведение может быть проявлением личности малыша, что вполне естественно для интровертов. В других случаях замкнутость и неумение/нежелание ребенка общаться связано с внешними причинами, которые обязательно нужно выявить и устранить. Задача родителей – выяснить, что является сдерживающим фактором для конкретного ребенка.

Интроверт: особое восприятие дружбы

По типу темперамента всех людей делят на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Но существует еще одно разделение – в зависимости от того, каким образом человек пополняет свою душевную энергию.

Одним людям, которых называют экстравертами, для энергетической подпитки нужен внешний источник – общение с другими людьми. А вот интроверт черпает силы в самом себе. Дети-интроверты не любят суеты и шумных компаний, они предпочитают тишину и одиночество.

Интровертов намного меньше, чем экстравертов – по мнению экспертов, не более 30%, поэтому их поведение считается «нестандартным». Присмотритесь к своему чаду.

Если ребенок сторонится больших компаний и часто «уходит» в себя, не расположен к общению, раним и обидчив, предпочитает тихую возню со своими игрушками вместо активных игр с другими детьми, скорее всего, в вашей семье растет интроверт.

Психологи настойчиво советуют не пытаться «растормошить» такого ребенка. Не навязывайте ему лишнее общение, не тащите силой на игровую площадку к другим детям – такое обращение может заставить кроху замкнуться в себе.

Вместе с тем родителям нужно попытаться разобраться, является ли поведение малыша исключительно интроверсией, или дополнительно имеет место застенчивость. В чем же разница?

ИнтроверсияИнтроверсия + застенчивость
Один ребенок-интроверт может обладать достаточным уровнем самооценки и обходиться без дополнительных контактов. Такие дети уверены в себе, они не ищут новых знакомств, но и не боятся общения, просто им комфортно в одиночестве. Когда они встретят достойный (по их мнению) объект для дружбы, то непременно найдут способ познакомиться.Другие малыши-интроверты могут быть склонны к повышенной стеснительности. Они не только боятся общения, но и теряются в различных ситуациях.Обратите внимание: если интроверсия является врожденной предрасположенностью, которую нельзя изменить, то застенчивость можно преодолеть.

Застенчивость: почему нужно от нее избавляться

Необщительный, потому что стесняется, – так зачастую считают взрослые, дети которых не идут на контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми. Почему излишняя застенчивость – это недостаток, который следует преодолеть?

Все люди время от времени чего-то стесняются – это «универсальное» свойство, присущее всем. Но если у одних оно проявляется в исключительных случаях (на приеме у врача, при встрече с человеком, которому мы симпатизируем), то другие страдают от него постоянно.

Например: ребенок стесняется подойти к своим одногодкам во время уличной прогулки или боится поднять руку на уроке, хотя знает ответ.

Ваша задача – помочь ему преодолеть дискомфорт от общения, потому что патологическая застенчивость в будущем сулит множество проблем:

  • малыш будет страдать от критики сверстников – слишком стеснительных детей зачастую дразнят и игнорируют;
  • вследствие постоянных сомнений, переживаний и отрицательных эмоций у стеснительного ребенка развиваются тревожность, неврозы, депрессия и т.д.;
  • стеснительному крохе трудно раскрыть свой потенциал в детском возрасте и проблематично достичь профессионального и карьерного успеха (сложности начинаются еще в детсаду);
  • в будущем могут возникнуть сложности при создании семьи (застенчивые люди часто остаются одинокими или вступают в неудачный брак) и т.п.

Вы уверены, что ребенок – вовсе не интроверт, он совсем не против того, чтобы наладить коммуникации с другими людьми, но у него не получается. Помогите ему.

Лучше всего развитие навыков социализации начать еще с песочницы. Если одни малыши смело вступают в разговор и играют в коллективные игры, то другие достаточно болезненно относятся к любым попыткам общения. Если такая реакция наблюдается постоянно, ребенок требует повышенного внимания.

  • Эксперты уверены, что неконтролируемое смущение и застенчивость у детей можно заметить уже с двух лет. В этом возрасте малыш любым способом избегает людей (прячется за родителей) и дружеской компании.

Такие дети отличаются повышенной возбудимостью, они редко смеются (особенно в присутствии посторонних) и часто без причины обижаются.

Вместе с тем психологи уверяют, что примерно до 10 лет взрослые могут повлиять на развитие личности маленького человечка, главное – найти источник проблемы и действовать целенаправленно.

Если же спохватиться уже в подростковом возрасте, прививать навыки коммуникации будет весьма затруднительно.

Что может стать причиной застенчивости и проблем с социальным развитием?

  1. 1. Чрезмерная стеснительность и, как следствие, необщительность, развиваются как защитная реакция, например, если у ребенка есть врожденные физические недостатки, из-за которых он чувствует себя неполноценным.

  2. Огромное значение имеет поведение родителей. В семье с авторитарным воспитанием дети опасаются гнева за любой поступок. Они не знают, чего ждать от посторонних, поэтому предпочитают свести к минимуму внешние контакты, а взрослея, сохраняют эту привычку.

  3. 2. Ограничение круга общения ребенка со стороны родителей. Некоторые взрослые сами, осознанно или вынужденно, с раннего детства ограничивают круг знакомств своего ребенка, и дети, вырастая рядом с одной мамой, бабушкой или няней, не получают навыков общения с другими людьми.

  4. 3. Нельзя забывать про проблемы неврологического характера. Если у ребенка постоянно болит голова, повышенная/постоянная утомляемость, проблемы со сном, то ему просто не хочется общения с более активными и здоровыми детьми. В подобных случаях требуется консультация невролога.

  5. 4. Поведенческие проблемы. Если одни дети совершенно искренне и бесконтрольно робеют перед другими людьми, то есть и такие, которые капризничают, демонстрируя свое упрямство.

    Причем временное упрямство со временем может перерасти в постоянную привычку и модель поведения. Проблема с социализацией возникает также у эгоцентричных детей, которые хотят, чтобы все подчинялись их воле.

    В свою очередь, эгоцентризм обычно развивается вследствие чрезмерной опеки со стороны близких.

  6. 5. Трудности с коммуникативными навыками возникают у детей, имеющих проблемы с умственным развитием. Нарушения памяти и внимания мешают социально-психологической адаптации так же, как и различные осложнения психического развития.

  7. 6. Эмоциональные и личностные проблемы. Детям постоянно требуется внимание, чтобы поделиться своими эмоциями. Маленький человечек каждый день узнает и учится чему-то новому, и своими открытиями и достижениями ему нужно с кем-то поделиться, в первую очередь – с родителями. Если они не реагируют, он учится сдерживать свои эмоции, впечатления и желания, что в итоге приводит к замыканию в себе.

  8. 7. Задержка социального развития. Ребенок по мере взросления должен пройти несколько этапов – от самостоятельной игры до командного взаимодействия со сверстниками, предполагающего распределение ролей.

    К последней стадии дети обычно приходят в 4–6 лет. Если же и в этом возрасте малыш так и не научился играть вместе со сверстниками, возможно, он задержался на каком-то этапе.

    Причинами, почему малыш «не взрослеет» могут быть:

    • длительные болезни (когда ребенок долгое время находится в больнице);
    • переживания из-за рождения в семье других детей (малыш страдает из-за недостаточного внимания);
    • чрезмерная занятость (такое встречается, когда родители хотят вырастить ребенка-вундеркинда: из-за того, что дети много занимаются, у них не хватает времени для традиционных детских игр, которые позволяют освоить навыки общения).

Что делать если ребенок необщительный?

Как видим, причин отсутствия у ребенка необходимых социальных навыков множество.

Помогите ребенку преодолеть застенчивость и стать общительней!

С одними родители могут попробовать справиться сами, с другими следует обратиться за профессиональной помощью (в частности, если проблема связана с психическими травмами или неврологическими заболеваниями). В любом случае:

  • Не нужно напоминать малышу о его проблеме, чтобы у него не развился комплекс неполноценности.
  • Оцените обстановку в семье и убедитесь, что для малыша созданы все условия для нормальной социальной адаптации.
  • Поощряйте попытки ребенка выражать свое мнение. Приучайте его принимать участие в домашних делах, покажите, что его мнение важно.
  • Ненавязчиво помогайте стеснительному малышу преодолеть застенчивость и заводить друзей. Приглашайте других детей к себе домой и не оставляйте ребят самих – попробуйте поиграть втроем, впятером. Учите детей знакомиться и дружить.
  • Внимательно присмотритесь, нет ли у вашего ребенка чего-нибудь такого, что выделяет его из компании сверстников (застенчивому малышу ни к чему повышенное внимание). Может быть, неправильная речь или одежда? Устраните причину неприятия.
  • При освоении и коррекции коммуникативных навыков специалисты советуют обратить внимание на специальные игры и тренинги, которые разрабатываются опытными психологами.

В некоторых случаях, помимо психологических методов, детям может быть рекомендован прием средств, помогающих улучшить когнитивные способности и справиться с повышенной тревожностью и возбудимостью. Маленьким детям (от 3 лет) с этой целью врач может назначить Тенотен Детский.

Как заинтересовать ребенка учебой, если он не хочет учиться?

КАК ПОМОЧЬ НЕОБЩИТЕЛЬНОМУ РЕБЕНКУ: 8 СОВЕТОВ

Как заинтересовать ребёнка учёбой — вопрос, который наверняка задавал себе каждый родитель. Прокрастинировать и лениться время от времени свойственно всем, и нестрашно, если это единичные случаи. Но что делать, если ребёнок совсем безразличен к школьной программе, не хочет учиться и старается ускользнуть от «домашки» под любым предлогом? Как заинтересовать его?

Жёсткий контроль и «зубрёжка» из-под палки — не выход. Рано или поздно ребёнок начнёт списывать, а отношения в семье могут испортиться. Никто не любит, когда его постоянно заставляют. Более того, такой подход может навсегда вызвать отвращение к образованию. Этого нельзя допустить. Ведь мир в XXI веке стремительно меняется, и чтобы угнаться за ним, необходимо постоянно развиваться. 

Надёжный способ заинтересовать ребёнка учиться — создать мотивацию. Она может быть внешней и внутренней, а также положительной и отрицательной. Рассмотрим эти виды подробнее.

Типы учебной мотивации

Внешняя мотивация связана с какими-либо обстоятельствами извне, например, наградой или, наоборот, наказанием. Внешняя мотивация, в свою очередь, может быть положительной — когда ребёнок за хорошие оценки по итогам четверти получает новый телефон — и отрицательной — если заканчивает год с «тройкой» и поэтому не едет в лагерь.

Внутренняя мотивация связана с самой деятельностью и её значением для человека.

Положительная внутренняя мотивация — это когда ребёнок старается получать «пятёрки», чтобы хорошо сдать экзамены, поступить в вуз на специальность своей мечты и работать тем, кем хочется. Отрицательная — когда понимает, что если не будет хорошо учиться, не сможет поступить на бюджет. 

Самая продуктивная мотивация — внутренняя положительная. Именно она источник всех выдающихся поступков, реализованных проектов и свершений. Люди, которые многого добились в жизни и в своём деле, — это, прежде всего, люди с высокой внутренней мотивацией. А вот внешняя, по мнению психологов, совсем не поможет заинтересовать ребёнка учёбой в школе.

Так, Альфи Кон, автор популярной книги «Наказание наградой» утверждает, что при попытках замотивировать «пряником», то есть внешним поощрением, ребёнок ищет не творческий способ выполнения задания, а самый простой и безопасный. Отсюда возникают списывания, решебники, выполнения домашних работ методом «гугления».

Какая разница, как добиться результата, если главное — не знание, а новый телефон?  

Так что лучший совет, как заинтересовать ребёнка учёбой — сделать так, чтобы он сам искренне полюбил образовательный процесс. Это не всегда бывает просто, особенно если в школе авторитарные преподаватели, испорчена атмосфера в классе или есть конфликты. 

1. Создавайте настрой на учёбу 

Если у вас есть какое-то хобби — допустим, игра на фортепиано, — вы вряд ли садитесь за него, когда голодны, устали, пребываете в плохом настроении или когда болит голова. Так же и с учёбой. 

Ребёнок должен садиться за уроки спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете помочь ему настроиться на учёбу, сделав вместе с ним идеальное рабочее место: с органайзером, стикером, с удобным стулом и подходящим освещением. Помогает настроиться и просматривание конспектов за предыдущие занятия перед подготовкой домашних заданий.

2. Поддерживайте увлечения ребёнка

Поощряйте всё положительное, что попадает в радар интересов подростка. Если ему нравятся астрономия и звёзды, сводите его на лекцию в планетарий, купите карту звёздного неба и красочную энциклопедию.

Есть интерес к чтению, посетите литературные места, например, Пушкинские горы и Ясную поляну, побывайте на открытых поэтических вечерах.

Старайтесь участвовать во всех активностях по интересующей ребёнка теме, а после обязательно делитесь впечатлениями друг с другом. 

3. Вдохновляйтесь примерами великих людей

Как уже было сказано выше, люди, которые добились успеха в жизни, — это ходячие вулканы внутренней мотивации. Поколение центениалов любит истории успеха бизнесменов, предпринимателей, технологических инноваторов.

Почитайте вместе с ребёнком биографии Джека Ма, Илона Маска, Сергея Брина. Каждый из них — пример постоянного самообучения.

Джек с детства проводил много часов, общаясь с иностранными туристами, чтобы выучить английский, Илон с нуля штудировал пособия по космонавтике, физике, ракетостроению и стал большим профессионалом. 

4. Отвечайте на все вопросы

Не отмахивайтесь, какими бы наивными или бесполезными вам ни казались вопросы ребёнка. Рассказывая всё развёрнуто и с удовольствием, вы сформируете привычку быть любознательным, анализировать происходящее вокруг, мыслить критически, задавать вопросы себе и другим.  

5. Формируйте правильное окружение

Зачастую именно отсутствие интереса к обучению у сверстников отбивают у подростка желание учиться. Привить любовь к образованию может помочь правильное окружение. Друзья по секциям и кружкам, одноклассники и кураторы, старшие братья и сёстры, приятели с олимпиад и конкурсов — любой человек, которого уважает подросток, может преподать ему пример в учёбе. 

6. Учитесь вместе с ребёнком

Покажите, что вам тоже интересно узнавать новое. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, вы можете смотреть вебинары вместе с ребёнком, когда у вас есть свободная минутка. Подойдут также образовательные ролики и документальные фильмы на . 

Ещё один хороший способ совместного обучения — игры.  

7. Хвалите и правильно критикуйте

Грамотная обратная связь — один из действенных инструментов мотивации. Хвалите ребёнка за проявленный интерес к обучению, творческие решения и дисциплинарные успехи.

Критика тоже нужна, но не в виде оценочных суждений («Ты подготовился плохо!») или эмоций («Я так и знала, что ты опять подведёшь меня»).

Сядьте вместе с ребёнком и проанализируйте, что получилось, а что можно улучшить в следующий раз. 

«Не оценивайте ребёнка: “Ты очень умный”, “Молодец, ты справился лучше всех”. Так он будет постоянно ждать оценки своих поступков, станет зависим от вашего мнения о нём. Лучше говорите, что чувствуете из-за его действий. Это оценит сам поступок, покажет, что вам не всё равно, вы искренне переживаете, и научит ребёнка проговаривать свои эмоции. Например, если он верно выполнил задание, скажите “Я очень рада, что ты отлично усвоил эту тему”. А ещё лучше спросите, как чувствует себя ребёнок, преодолев трудности».

                                                              Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда» 

8. Освободите ребёнка от лишнего

Знать всё и обо всём невозможно. Если подростку совсем неинтересна, допустим, химия, не стоит требовать по ней идеальных результатов — достаточно знать аттестационный минимум.

Он окончит школу и забудет про валентность и химические формулы, а углублённый курс по любимому предмету может сыграть решающую роль при поступлении. Пусть лучше направит силы на те дисциплины, которые его действительно увлекают.

В «Домашней школе Фоксфорда» существуют индивидуальные образовательные маршруты, в которых большее количество часов уделено нужным ученику дисциплинам. 
«Чем больше свободы получаешь, тем выше взлетаешь. Когда я поняла, что в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» мне доступны любые знания — только успевай брать, — я начала больше к ним стремиться».

                                                               Мария Соколай, ученица «Домашней школе Фоксфорда»

Сравнивать с «сыном подруги»

Конкуренция, конечно, способна стать источником мотивации, но уже во взрослом возрасте и далеко не для всех. А если постоянно сравнивать ребёнка с другими детьми, это, наоборот, демотивирует. 

Переходить на личность

Как бы ни расстроил вас ребёнок своим очередным проявлением разгильдяйства, не оскорбляйте его. Слова ранят сильно, помните о том, что одна фраза может запомниться навсегда и стать установкой, которая негативно отразится на всей жизни человека. 

«Если ребёнку постоянно повторять, что он глупый, разгильдяй, неряха и другие неприятные вещи, у него даже не появится желание стараться это исправить. Зачем что-то делать, когда взрослые уже навесили на тебя «ярлык»? Лучше оцените старания ребёнка или результат его работы. Например, скажите «Я видел(а), как долго ты готовился к этой контрольной. Я горжусь тобой!».

                                                                Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Перегружать учёбой

В 1965 году американский педагог начальной школы Барбара Шил провела интересный эксперимент со своим классом из 36 трудных подростков. Она объявила, что каждый в течение дня сможет заниматься тем, чем захочет.

Назавтра всё повторилось, но теперь Барбара помогала школьникам составлять план на день. Затем объяснила, что есть определённая учебная программа на неделю, которую нужно пройти.

Результатом эксперимента стало то, что у всех ребят запустилась внутренняя мотивация, и они стали гораздо успешнее заниматься. 

Не ставьте образование во главу угла, поощряйте хобби, занятия спортом, музыкой, творчеством. Оставляйте время на увлечения и общение с друзьями. Даже когда учёба станет любимым делом, нужны перерывы на другие занятия.

Продолжать ходить в обычную школу

Если вы чувствуете, что традиционная школьная система снижает внутреннюю мотивацию и природную любознательность ребёнка, подумайте о смене формата обучения.

С каждым годом всё больше мам и пап выбирает семейное обучение, где можно индивидуализировать учебный процесс и найти поддержку профессионалов.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», к примеру, обучение проходит онлайн, но записи доступны в любое время: ребёнок сам выстраивает свой график дня, просматривает уроки, выделяет время на домашнюю работу.

Необщительный ребенок: что делать?

КАК ПОМОЧЬ НЕОБЩИТЕЛЬНОМУ РЕБЕНКУ: 8 СОВЕТОВ

Добрый день, дорогие читатели! С вами психолог Ирина Иванова. Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о замкнутых детях, о том, страдают ли от одиночества такие дети.

Моя подруга считает, что у нее необщительный ребенок, потому что когда она забирает Марину в школе с продленки, все дети носятся по спортивной площадке, смеются и что-то весело обсуждают, ее дочь сидит в сторонке и что-то рисует или читает. Одна, всегда одна… Девочка уже во втором классе, но у нее нет ни одной подружки, никто и никогда не звонит, сверстники не приходят в гости.

На вопросы мамы Марина отвечает, что она просто не хочет ни с кем дружить. Родители тихо переживают, убежденные в том, что современное общество «заточено» на общительных и коммуникабельных, а таким, как их дочка, суждено оставаться всегда на вторых ролях. Что делать, если ребенок почти не общается с другими детьми, как ему помочь? И, вообще, нужно ли помогать?

Почему он такой?

Странным такое поведение кажется родителям, которые сами были в детстве «душой компании», участвовали во всех кружках и спортивных секциях сразу и проводили каждое лето в спортивном или оздоровительном лагере по две смены подряд. Вот несколько вероятных причин того, что ребенок не играет и мало общается с другими детьми:

  • Еще не пришло время для сюжетно-ролевой игры.

Эта причина чаще всего встречается у детей дошкольного возраста, когда ребенок, переходя с одной стадии развития игры на другую, на каком-то этапе задержался или просто не дорос до него. В норме к ролевой игре дети подходят к 4-5 годам, а до этого играют индивидуально. Они общаются с мамой и с отцом, но не нуждаются пока в обществе сверстников.

  • Малыш сохраняет привычный для него стиль семейного поведения.

Вполне возможно, что в его семье принято мало общаться друг с другом, вести уединенный образ жизни, не принимать гостей. В таком случае ему негде взять было пример того, как можно вести себя в обществе.

  • В семье царит авторитарный стиль воспитания.

Властные и строгие родители могут стать причиной того, что замкнутый ребенок не решается высказать свое мнение, проявить свои чувства, опасаясь немотивированной жесткой реакции и ожидая того же от всех окружающих.

  • Врожденные, генетически обусловленные особенности психики.

Многолетние исследования показали, что по наследству передается активность некоторых генов, и тогда человек боится перемены привычных обстоятельств и избегает новых впечатлений. Вполне возможно, что родители застенчивого ребенка сами были такими, но крепко-накрепко об этом забыли.

Как помочь замкнутому ребенку

Вполне возможно, что малышу не скучно и наедине с самим собой. Так бывает с детьми-интровертами, погруженными в свой внутренний мир. Чаще всего, это одаренные интересные личности с богатым внутренним миром.

Присмотритесь внимательно к своему ребенку, чаще беседуйте с ним – в спокойной обстановке, без давления и принуждения, такой малыш общается подолгу и с видимым удовольствием.

Как играть с ребенком, чтобы научить его общаться? Покажите на примере игрушек-зверюшек или персонажей кукольного театра примеры поведения и знакомства с навыками общения. Разыграйте сценки, как куклы пришли в детский сад, на площадку, в магазин, в больницу.

Отличный прием для детей постарше – поиграть в игру «Угадай, о чем идет разговор». Для этого нужно вместе с ребенком посмотреть телевизионное ток-шоу с выключенным звуком и предложить угадать, о чем говорят его персонажи. Цель игры – научиться считывать с лица человека не вербальные (не словесные) сигналы, обращенные к собеседнику.

Помогите ребенку находить в окружающих положительные качества и черты поведения. Мало того, научите его говорить комплименты окружающим, естественно заслуженные.

Почему мы так легко осуждаем других людей, но не можем сказать о них пары добрых слов? Переняв от родителей доброжелательное отношение к людям, ребенок нередко будет получать в ответ от окружающих позитивное отношение и готовность пойти на контакт.

Не принуждайте детей знакомиться с теми, кто вам приглянулся. Лучше познакомьтесь с понравившимся мальчиком или девочкой сами, показав пример того, каким способом этого можно достичь.

Цените, если у ребенка появился приятель, даже если он вам совершенно не нравится. Это значительное достижение для необщительных детей. Держите ситуацию под контролем, но издалека, не критикуя друзей и не устраивая «разбор полетов».

Признаки неблагополучия в случае повышенной замкнутости:

  • Появление тиков, заикания, недержания мочи, навязчивых движений и странных ритуалов;
  • Потеря интереса к окружающему;
  • Непривычная вялость и потеря интереса к окружающему.

Если имеется хотя бы один неблагоприятный симптом – это повод для обращения к психоневрологу.

Если вас заинтересовала тема статьи, поделитесь ею со своими друзьями из социальных сетей. , и я обещаю вам немало интересных минут за чтением страничек моего блога. Желаю благополучия вам и вашим близким!

Как воспитать в ребёнке 8 лет самостоятельность и ответственность

КАК ПОМОЧЬ НЕОБЩИТЕЛЬНОМУ РЕБЕНКУ: 8 СОВЕТОВ

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

— Можно ли перевоспитать ребёнка восьми лет или уже поздно? Он избалован, с нежеланием выполняет просьбы родителей, всегда нужно заставлять делать элементарное: не забудь почистить зубы, принять ванну, выучить уроки и т. д. Мальчик 8 лет. Второго ребёнка, дочку, воспитываем по статьям Монтессори — в 2 года уже самостоятельная. Заранее спасибо!

На вопрос, как приучить ребёнка к самостоятельности, отвечает Ольга Селецкая — Монтессори-педагог ММЦ «Отрада» (AMI 6–12)

«Можно ли перевоспитать ребёнка восьми лет или уже поздно?»

Воспитание — непрерывный процесс, который длится всю жизнь. Даже взрослые меняются с течением жизни. На нас влияют окружающие люди, обстоятельства, жизненные вызовы. Поэтому никогда не поздно оказывать положительное влияние на ребёнка.

Как воспитывать ребёнка 8 лет

Чтобы влиять, необходимо стать значимым для сына. Прежде, чем начать предъявлять требования, наладьте с ним позитивное и значимое для него общение — установите контакт. Сделайте так, чтобы ребёнок к вам тянулся, чтобы ему хотелось с вами поговорить, поделиться, просто находиться рядом.

Высокая самооценка — главное условие развития в ребёнке чувства ответственности и самостоятельности.
Как поднять самооценку ребёнку восьми лет? Дети чувствуют себя значимыми, если взрослые находят время поговорить с ними. Частое общение и обсуждение разных тем помогает в развитии уверенности в себе.

Спрашивайте о его друзьях и тех занятиях, которые ему нравятся. Поделитесь лучшими и неудачными эпизодами своей жизни.

Спрашивайте, что ему больше всего понравилось в сегодняшнем дне? Какие были трудные моменты? Дайте ребёнку почувствовать, что можно и нужно делиться отрицательными чувствами и моментами жизни.

Это даёт понимание, что в жизни есть позитивные и негативные ситуации. Открытое, доброжелательное и честное общение с ребёнком создают тесные длительные узы между родителями и детьми.

Как воспитать в ребёнке ответственность

Ответственность — это умение делать правильный выбор и осознавать последствия своих действий. Ответственный человек заботится о благополучии окружающих и понимает, что каждый играет значимую роль в обустройстве окружающего мира.

Ответственное поведение для восьмилетнего ребёнка выражается в следующем:— самостоятельно готовиться к школе;— держать в порядке свои вещи;— помогать взрослым по дому;— быть помощником в школьных делах;— соблюдать порядок в своём доме и во дворе;— заботиться о растениях и животных;— помогать младшим детям и пожилым людям;

— сообщать в соответствующие инстанции об аварийных или опасных ситуациях на улице.

Чтобы воспитать ответственность в ребёнке 8 лет, обязанности должны соответствовать его возрасту. Привычки самообслуживания развиваются постепенно и под руководством родителей. Если ребёнок неорганизован, упрёки и категоричные инструкции не приведут к успеху.

Причиной невыполнения ребёнком своих обязанностей могут стать слишком обобщённые родительские требования: «убери свои вещи», «приготовься к школе на завтра». Разбейте эти требования на более конкретные: «собери рюкзак — что тебе понадобится завтра?», «приготовь одежду, которую ты наденешь завтра в школу: достань чистые носки и рубашку и повесь их на стул».

Режим дня и обязанности, которыми наделён ребёнок в семье, дают ему ясность, что ожидать в тот или иной момент времени суток. Утром он принимает душ, чистит зубы, одевается и завтракает. Вечером собирает школьный рюкзак на завтра, готовит форму для тренировки или других кружков после школы, принимает душ, чистит зубы, читает перед сном.

В семье должно быть выделено определённое время для просмотра телевизионных передач или использования компьютера. Общее время, проведённое за телевизором или компьютером не должно превышать двух часов в день.

Ответственность и самостоятельность означают, что ребёнок знает границы дозволенного. Если ребёнок нарушает правила, объясните просто и немногословно, что ребёнок сделал неправильно и какие могут быть последствия, если эти правила не выполнять.

Расскажите о том, что происходит в его организме, если он не чистит зубы, покажите картинки поражённых кариесом зубов. Расскажите, как болезнетворные бактерии попадают из полости непочищенного рта в организм, разносятся по крови, влияют на работу сердца, печени, почек. Информированность о гигиене полости рта и тела мотивирует школьника соблюдать гигиену.

Поговорите с ребёнком о гормоне мелатонин, который выделяется во время сна. Почему важно ложиться спать вовремя, поскольку активность гормона мелатонин начинается с 9 часов вечера. Почему важно не пересидеть, не упустить этот момент, чтобы сон был качественным. Нужно культивировать здоровый образ жизни, объяснять детям значение гигиены сна, труда и собственного тела.

Поручите сыну определённые обязанности по дому:— накрывать на стол для семейного ужина;— прибирать на своём рабочем столе и держать в порядке свои принадлежности;— кормить домашних питомцев;

— бросать грязную одежду в корзину для стирки.

Хвалите ребёнка. Хвалите за усилия, а не за результат. Вы увидите, как растёт его самооценка по мере того, как эти обязанности станут для него привычкой.

Ответственность школьника в учёбе

Наиболее распространённые жалобы родителей — это жалобы, что ребёнок не может заставить себя сесть за выполнение домашнего задания. Чтобы помочь ребёнку 8 лет в выполнении учебных обязанностей, установите правила.

Начните с организации учебного места школьника. Оно должно быть подальше от телевизора и других отвлекающих приборов. Когда ребёнку нужно начать выполнять домашнее задание, выключите телевизор.

Восемь лет — ещё не возраст, когда от школьника можно ожидать самостоятельной сосредоточенной домашней работы. Велика роль родителей в исключении отвлекающих предметов.

Поэтому допустимо, чтобы ребёнок выполнял домашнее задание за кухонным столом, в присутствии взрослого, который готовит еду.

Установите правило относительно смартфонов: когда школьник занимается, сигналы телефонов переключаются в беззвучный режим. Моделирование такого поведения чрезвычайно важно для ребёнка — он ощущает поддержку окружающих и их уважение к учебной деятельности.

Вместе со школьником подготовьте его письменный стол к работе: на нем не должно быть лишних предметов, стол должен быть хорошо освещён, и все нужные предметы должны быть под рукой, чтобы ребёнку не нужно было отвлекаться и вставать из-за стола.

Составьте с сыном расписание домашних занятий. Установите через каждые 30 минут пятнадцатиминутные переменки. Следите, чтобы помещение было хорошо проветрено. Повесьте на стену комнаты сына большой календарь, а также лист со списком его домашних обязанностей. Дети получают удовлетворение, когда можно поставить галочку или наклеить стикер напротив выполненного дела.

Пока ребёнок выполняет домашнее задание, лучше сесть рядом и заняться своими делами: семейным бюджетом, оплатить счета онлайн и т. д. Так ребёнок почувствует, что он не одинок со своими обязанностями. Кроме того, вы моделируете сосредоточенное и внимательное отношение к выполняемым задачам.

Что делать, если ребёнок не слушается родителей

«Он избалован, с нежеланием выполняет просьбы родителей, всегда нужно заставлять делать элементарное: не забудь почистить зубы, принять ванну, выучить уроки и т. д. »

Почему ребёнок 8 лет не слушается? Здесь мы имеем дело с «игнорирующим» поведением — ребёнок с первого раза «не слышит», что ему говорят взрослые.

Сначала нужно понять причины такого поведения. Скорее всего это происходит потому, что взрослые повторяют требования несколько раз и ребёнок просто привык не реагировать на слова.

Установите правило — просить что-то сделать нужно один раз.

В вашем случае, когда вы видите, что ребёнок не реагирует, используйте технику «вовлечённого руководства». Не дайте ребёнку проигнорировать вашу просьбу и продолжать заниматься своими делами.

Подойдите к нему, доброжелательно скажите, что вы понимаете его чувства: ему хочется ещё немножко поиграть и жаль расставаться с игрушками.

Выражая понимание чувств ребёнка, вы тем самым ставите себя на его сторону, настраиваетесь на его волну.

Затем доброжелательно объясните мальчику, почему необходимо прекратить свои дела и выполнить требуемое (время ложиться спать или пора садиться за уроки).

В доброжелательном тоне обсудите, какие могут быть последствия невыполнения требования (невыученные уроки, невыспавшийся ребёнок).

Потом предложите участие в выполнении требования: «Пойдём вместе и посмотрим, что нужно прибрать на столе, чтобы начать работать над домашним заданием» или «Пойдём выберем, какую книжку бы ты хотел почитать перед сном».

«Игнорирующее» поведение встречается часто и для его коррекции от взрослого требуется мудрость и огромное терпение. Важно дать почувствовать мальчику, что вы с ним не в конфронтации, а поддерживаете его в необходимости справляться со своими обязанностями.

Помните, что развитие самостоятельности и ответственности ребёнка в восемь лет — не изолированный процесс, а лишь часть комплексного подхода в воспитании личности, системы ценностей и привычек.

Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и читайте
9 книг для детей и их родителей о взаимоотношениях в семье

Что делать родителям, если ребенок необщительный? Основные причины. Как воспитать общительного ребенка?

КАК ПОМОЧЬ НЕОБЩИТЕЛЬНОМУ РЕБЕНКУ: 8 СОВЕТОВ

Все дети разные: кто-то обожает играть в догонялки с другими ребятами, а кому-то нравится собирать пазлы в одиночестве. Замкнутость и излишняя скромность мешает крохе влиться в общество, завести друзей, проявить свои таланты, добиться признания со стороны сверстников.

Родители «молчунов» начинают бить тревогу, посещают психологов и беседуют с педагогами, пытаясь повысить общительность ребенка. В чем причина такого поведения? Как помочь крохе? Ответы найдете в этой статье.

А пройти тест и оценить уровень общительности вашего сына или дочери можно здесь.

В чем разница?

Общительный ребенок быстро находит общий язык с другими детьми и преподавателями, развивает уверенность в себе, легче преодолевает стресс и трудности. Во взрослой жизни таким малышам будет проще адаптироваться в обществе, добиться успехов в работе и личной жизни.

Что касается замкнутых детей, увидеть разницу очень просто:

  • Необщительный ребенок никогда не будет в центре внимания. Скорее всего он попытается улизнуть в зону своего комфорта, предпочтет остаться в тени.

  • Малыш не любит выражать свое мнение и много разговаривать, в коллективе старается держаться обособленно.
  • Завести друзей для крохи — настоящая проблема. Зачастую у такого малыша есть лишь один верный друг либо друзей нет вообще.

  • Замкнутые дети часто очень любознательны и хорошо учатся, находят интересные, порой даже необычные хобби. Однако делиться своими впечатлениями не торопятся, все держат в себе.

Причины. Почему ребенок не общителен?

  • Семья — основа всего. Именно в семье зарождаются первые детские привычки, происходиткопирование родительского поведения.

    Если мама и папа не любят принимать гостей, а веселые и

    активные выходные давно сменились на скучные посиделки у телевизора — не стоит ждать от ребенка чрезмерной общительности.

    Скорее всего, он примет такой стиль поведения своих домочадцев за норму и продолжит семейную традицию «молчунов», сидя за чтением книг или компьютерными играми.

  • Холодные, излишне строгие отношения между матерью и ребенком могут повлечь за собой настоящую психологическую травму, спровоцировать недоверие и отрешенность к другим людям. То же самое может произойти вследствие любого сильного стресса, например, развода, смерти близкого человека, потери домашнего питомца и т. д.
  • Задержка социального развития — одна из возможных причин такого замкнутого поведения. Существует несколько систем отношений: сначала ребенок играет сам с собой, затем в игру подключаются игрушки, далее происходит совместное взаимодействие с другими детьми, и, наконец, наступает кооперативная стадия игры — распределение ролей, согласование поведения и т. д. Преодолеть все ступени социального развития удается примерно к 4 годам — в этом возрасте малыш любит общаться со сверстниками, с радостью участвует в общих видах деятельности. Если растет необщительный и молчаливый ребенок, вполне возможно, что он застрял в одной из стадий, так и не дойдя до ступени кооперативного взаимодействия.
  • Общительность ребенка может зависеть и от особенностей темперамента. К сожалению, родителям-экстравертам очень сложно принять интровертный характер своего чада. Один из симптомов такого «скромного» темперамента — стеснительность.
  • Бывает и так, что ребенок боится других детей. Это может случится, например, после неприятного инцидента в школе или в детском саду. Обидные насмешки и унизительные оскорбления сверстников заставят кроху замкнуться в себе, потерять уверенность и стать «изгоем».
  • Проблемы со здоровьем также могут отразиться на поведении малыша, ухудшить его эмоциональный настрой.

Что делать?

Развить в ребенке общительность бывает сложно, однако терпение, поддержка и внимание родителей помогут справиться с ситуацией.

  • Первое, чего не стоит делать — так это напоминать малышу о его недостатке. Из-за постоянного давления ребенок обязательно заработает комплекс неполноценности, от которого тоже придется избавляться.
  • Если ваше чадо стесняется новых знакомств, помогите ему в этом. Ненавязчиво познакомьте его со сверстниками на детской площадке или договоритесь с другими родителями малышей о встрече. Для совсем маленьких можно устроить веселые групповые игры на свежем воздухе с участием взрослых.
  • Всегда поощряйте инициативу, спрашивайте мнение крохи по любому вопросу: «Что приготовить на обед?», «Какой фильм посмотреть?» и т. д. Он должен знать, что его мнение важно.
  • Семейное гнездо должно быть наполнено спокойствием и уютом. Скандалы с супругом по поводу и без оставьте на потом.
  • Самореализация — одна из ступеней к успеху. Поддерживайте детское стремление к новым знаниям, запишите ребенка в творческие кружки. Смена коллектива пойдет ему на пользу.
  • Мама и папа должны быть в постоянном контакте с классным руководителем в школе или воспитателем в детском саду. Грамотный педагог сможет наладить отношения между одноклассниками и сплотить детский коллектив.
  • Лечение серьезных психологических травм лучше доверить профессиональному психологу, который поможет родителям грамотно подойти к проблемной ситуации и улучшить социальную жизнь крохи.

(1 5,00 из 5)

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.