Как придумать сказку вместе с детьми: советы Джанни Родари:

Секреты сказок Джанни Родари

Как придумать сказку вместе с детьми: советы Джанни Родари:

После падения полки, о котором я писала здесь, книги переложили на шкаф и пока не решили, что сделать: взять побольше уголки и винты и повесить на ту же стену или остановиться на не подвесном стеллаже.

Но пока книги лежат на шкафу и не представляют опасности, я расскажу о замечательном сборнике — «Большой книги сказок«, Джанни Родари.

Вообще, я купила этот сборник сказок, не возлагая на него каких-то особенных надежд. В детстве у нас была одна книга Джанни Родари — о Чиполино.

И я ее не любила, потому что читать мне ее пришлось самой в возрасте, когда читать я только научилась.

И видимо само по себе сложное произведение, да ещё с очень низкой скоростью чтения, полностью отбило какой-либо интерес.

Кстати, мне кажется это один из аргументов за то, чтобы родители продолжали читать детям даже когда, те давно умеют сами, а не старались развить в ребенке сверх-самостоятельность. Более подробно я рассказывала об этом явлении в статье «Что почитать ребенку 5 лет, если он сам умеет читать?«?

В этой книге не было нелюбимого мной «Чиполино», зато здесь оказалось столько интересных сказок! Практически все они построены по необычному, фантастическому сюжету заставляющему воображать и видеть необычное даже в самых обыкновенных вещах.

Из плюсов книги — каждая картинка находится, там, где она должна быть и чувствуется, что художник читал произведения, которые иллюстрирует.

Если вы думаете, что это всегда так, то уверяю вас — нет. Мне столько раз встречались книги с рисунками, где были перепутаны не только цвета, но даже персонажи, что уже накопилось на целую статью.

Что еще могут дать сказки Джанни Родари, кроме увлекательного чтива

1.Многие сказки можно очень интересно обыгрывать. Наверное, благодаря нестандартному сюжету, игры тоже выходят необычные.

Мы обыгрывали сказку Джанни Родари «Жареная кукуруза«. Не буду полностью описывать игру и что мы делали, а просто расскажу, какие активности помогут превратить сказку в увлекательную сюжетно-ролевую игру.

– в сказке королю решили подарить памятник, который был бы его точной копией. Я тоже попробовала строить памятник, а Глеб старался в точности его повторить. Мы строили из мелкого «лего», но можно использовать — кубики, магнитные конструкторы, блоки Деньеша или палочки Кьюзенера

– приготовление фантазийных блюд. На кубиках «лего» мы написали разные слоги и положили их все в мешочек.

Достаем наугад 3-4 штуки, скрепляем, стараемся прочитать, что вышло и после — это и есть название нашего блюда.

А теперь можно представить, как его готовить, какого оно вкуса, какие ингредиенты используются; обыграть различные ситуации, когда оно нравится и не нравится посетителям остерии.

– королю на его день рождение принесли множество других подарков, они были в желтых и не квадратных коробках (мы использовали кубики «лего» в качестве коробок)- выбери все. Кстати, все эти игры будут интересны и девочкам особенно если использовать яркие кубики лего френдс, о которых я писала.

– попробовать строить воображаемые памятники: вилкам, тележкам, котами, пуговицам и придумывать когда и за что такой могли возвести.

Это только одна сказка, а в книге множество других, которые помогут объяснить ребенку, что такое созвездия, коснуться темы войны и фантастических изобретений.

2.Если вы любите сами сочинять сказки для ребенка, то прочитав вместе с ребенком эту книгу, у вас откроется второе дыхание.

Автор берет за основу различные необычные явления, наделяя персонажей несвойственными им качествами, находит тайну и загадку даже в повседневных вещах — и виртуозно превращает это в цельное произведение со своей философией, неординарным сюжетом и концом.

Внимательно приглядевшись к этим приемам, у меня стали получаться по-настоящему интересные сказки для Марка и Глеба, а не прямолинейные повествования по типу репки или колобка.

Конкурс чтецов: будем рады вашей поддержке!

Раз уж речь зашла о фантазировании, то хочу показать вам стих который сочинил Антон. А после постарался обыграть с Глебом для конкурса, который проходит на форуме Лены Даниловой.Конкурс уже закончился, но сейчас открыто ание, поэтому если хотите посмотреть, как некоторые двухлетки бодро декламируют стихи – то смотрите.

Кстати, если вы зарегистрированы на этом форуме, то можете и проать и отдельное спасибо всем, кто поддерживает наше творчество!

Как вместе сочинять сказки?

Как придумать сказку вместе с детьми: советы Джанни Родари:

Когда пропадает интерес к жизни, начинается ностальгия по детству. А детство — вот оно — рядом! В улыбке, сказке, какой-то игре. Стоит настроиться, и дорога открыта.

Это же просто! Вспомнить себя ребёнком и улыбнуться миру. И произойдёт Чудо. Мир станет ярким и разноцветным, день долгим-предолгим, а добро победит зло. И сон будет крепким.

Как же иначе? Ведь в мире детства читают сказки, смотрят добрые фильмы и ложатся спать с чистой душой.

Известный фольклорист и исследователь сказок В. Я. Пропп сказал: «Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все».

Так почему бы не сочинить сказку? Себе, ребёнку, друзьям.

11 декабря 2010 г. в рамках Фестиваля «Я — книга» в Тургеневской библиотеке (Москва) вела семинар на тему: «Сочиняем сказки вместе». Продумывая план выступления, хотела поговорить о сказке как уникальном жанре, рассказать о картах Проппа (была даже мысль — почитать свои сказки).

Однако план полетел в сторону, как только увидела слушателей (преобладала молодёжь). Мне стало очевидно, что они пришли не за тем, чтобы слушать теорию — гостям Фестиваля было интересно: можно ли сочинить сказку обычному человеку? И я им сказала: «Да. Мини-сказку может сочинить любой.

Достаточно иметь желание, некие ключи, навыки, подключить воображение и… окунуться в детство».

И мы решили попробовать.

Я изменила канву выступления и включила слушателей в творческий процесс. Взяв за основу советы Джанни Родари, мы начали вместе сочинять сказки.

Первый приём — «Бином фантазии»

Слушатели получили небольшие листочки, где нужно было написать два слова (существительных) так, чтобы один участник не видел слова другого.

Получились такие пары: ёжик — бюст, ветер — ухо, пианино — юла, памятник — мармеладки, высота — механизм, конь — шар, корабль — мечта.

Начало было за мной, а мои слушатели подхватывали мысль, добавляли, придумывали интересные сюжеты. В результате получилось несколько забавных сказок, которые раскрепостили аудиторию и способствовали созданию сказочной атмосферы.

Коротко сюжет на тему: памятник — мармеладки (не сказка, а канва сюжета).

Площадь, на ней памятник, напротив — кондитерский магазин. Предновогодняя ночь на исходе. Памятник смотрит вниз. На грязном снегу — конфетти, гирлянды, фантики…

Памятник одинок, никто не подарил ему ни единого подарка. Вдруг он замечает около постамента мармеладного зайца. Грязный, с откусанным ухом — тот тихо стонет.

Дальше у нас родился сюжет о том, как памятник и мармеладный заяц стали настоящими друзьями.

Второй приём — «Что было бы, если бы…»

Варианты:

…если б из книжки убежали все буквы;

…если бы ёжик захотел сменить прическу;

…если бы воздушный шарик умел мечтать;

…если бы компьютер ожил;

…если бы Снегурочка весной не таяла, а Водяной с Лешим жили бы не в лесу-болоте, а на печке в избе;

…если бы дедушка превратился в кота.

Начало сказки на тему «Что было бы, если бы компьютер ожил»:

«Засиделся как-то Серёжа за компьютером и только собрался его выключать, как на экране появился другой экран. На серебристом поле — квадратные глаза, нос, словно закорючка, крутые завитки по краям.

«Странно! — подумал мальчик. — Такой картинки ещё не видел».

Вдруг глаза дрогнули, и в нарисованных зрачках сверкнули искры. Будто всполохи пролетели. Узкая щель рта стала шире, и из неё вынырнул овал. Он расположился где-то на левой щеке, и по его полю побежали буквы: «Привет! Давай дружить».

Как в комиксах: на переднем плане — герой, в овале — его слова.

Серёжа прилип к стулу. Картинка напоминала робота. Вернее, его лицо…

“.

Дальше можно придумать сюжет, как компьютер выходил на связь и «жил» на экране. Каким-то неведомым образом он знал о событиях в жизни Серёжи, и тот получил настоящего друга — того, с кем можно обсудить всё. А потом…, потом Комп ввёл его в свой мир (здесь, конечно, должны быть знания программиста — иначе не будет достоверности).

Приём третий — «Сказки наизнанку»

Выворачиваем известные сказки «шиворот-навыворот». Могут получиться очень смешные произведения.

Например, темы сюжетов:

• «Колобок». Колобок в сказке — злой-презлой и за всеми гоняется, чтобы съесть. Возмездие наступает тогда, когда он проглотил ёжика. • «Волк и семеро козлят». Здесь семеро козлят — семеро разбойников-охотников. Они охотятся за Волком (допустим, он занесен в Красную Книгу, такой же ценный и исчезающий, как уссурийский тигр).

Козлята хотят его поймать и продать «левому» зоопарку.

• «Золушка». Золушка в нашей сказке была не падчерицей, а младшей, любимой дочерью «мачехи”-колдуньи. И доброй она только прикидывалась.

А сама, когда отца дома не было, сестёр по дому гоняла, волосы им драла, мышей за шкирку засовывала — словом, колдунью радовала и в её чёрную душу надежду вселяла.

Приём четвёртый — «Салат из сказок»

Здесь я позволила себе прочесть отрывок из моего детского романа «Аришины истории», где три героини сочиняли сказку, в которой были перемешаны герои из «Огниво», «Краснозорька и Белозорька», «Крошечка-Хаврошечка»

Следующие приёмы — «Ребёнок, как действующее лицо», «Что было потом», «Пять + один», «Народные сказки как строительный материал»…

Слышала, что психологу Л. С. Выготскому принадлежат слова: «Творчество — это сохранение детскости». Думаю, так и есть. Те, кто во взрослом состоянии может смотреть на жизнь свежим, оптимистичным взглядом, как правило, занимается творчеством.

В толковом словаре под редакцией Д. Н. Ушакова есть определение: «Детскость — ребячество характера, неразумность, наивность, свойственная детям. Выбросив «неразумность», я бы добавила «доверчивость».

Как правило, дети чисты, доверчивы, открыты. Их «гуру» — интуиция, разум — лишь поводырь. И меня это радует. Ведь интуиция — это связь с Космосом, а разум — лишь инструмент. А между ними — барьеры. Те, что построила жизнь.

У одних — частокол, у других — маленькие и ветхие. Думаю, те, кто умеет сметать барьеры, рядом с детьми. И в этих людях живёт детскость. Она в улыбке, глазах, слове, в желании фантазировать. Думаю, это — дар, и его надо беречь. И ещё.

Этим даром надо делиться.

Думаю, мир тогда станет светлей, и мы окажемся в сказке — в той, что сочинили сами. детство, творческая мысль, сказки, воспитание, обучение, дети

Как развить фантазию и воображение ребёнка. Рецепт Джанни Родари

Как придумать сказку вместе с детьми: советы Джанни Родари:

В 1973 году сказочник Джанни Родари, автор «Приключений Чиполлино» и «Джельсомино в Стране лжецов», написал книгу «Грамматика фантазии», в которой собрал разные способы сочинения сказок, развития детской фантазии и творческого мышления.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Писатель упоминает, что в итальянских школах вниманию и запоминанию отдаётся главная роль, тогда как воображение там практически отсутствует. Он предложил изменить обстановку, в которой дети находятся на уроках и дома, — больше выдумывать, творить и заниматься смешной ерундой.

Сказка из одного слова

Простая игра с одним словом: сначала предложите детям выбрать слово и придумать другие слова, которые бы начинались на его буквы. Потом усложните задачу и придумайте предложение из букв слова. И чем абсурднее оно будет, тем лучше для тренировки творческих способностей.

Для сюжета целой сказки или рассказа одного слова будет маловато — используйте два. Родари предлагал своим ученикам весёлый способ: дети, не советуясь, придумывали каждый своё. Чем дальше по значению эти слова друг от друга, тем веселее будет история.

Пёс — Шкаф:

«По улице бежит пёс со шкафом на спине…», «Шкаф пса, в котором пёс из богатой семьи мог бы хранить свою одежду…», «Доктор Полефимо возвращается домой и обнаруживает, что его пёс в шкафу…»

Сказка получается смешной, когда одно из слов пары попадает в необычный контекст. Можно рассказывать про обыкновенную всем привычную вещь, будто видим её впервые. Этот приём Родари называл эффектом «отстранения».

Фантастические гипотезы использованы во многих книгах. Что было бы, если бы человек превратился в насекомое? Знакомый вопрос, которым задавался Кафка. Или что было бы, если бы человек уменьшился? Эту гипотезу рассматривал и Льюис Кэрролл, и Ян Ларри в «Приключениях Карика и Вали».

«Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и даёт гипотезу, на основе которой можно работать. Пусть подлежащим будет „Милан“, а сказуемым „окружен морем“.

Что было бы, если бы Милан внезапно оказался посреди моря? То же самое и с детьми: больше всего их увлекают самые нелепые и неожиданные вопросы.

Прививая вкус к вымыслу и умножая способы выдумывания историй, мы помогаем детям проникать в действительность через окно, минуя дверь. Раз это интереснее, значит, — полезнее».

Всё наоборот

Любую вещь можно рассмотреть с приставкой анти-, микро-, макси- или удвоить/отменить её функции и их количество.

Например, придумать вешалку, с которой можно только снимать одежду, но никогда не вешать. Представить сразу две Земли или два Солнца. Острый опасный нож назначить отвечающим за безопасность даже младенцев.

Помечтать о магазинах без касс и витрин, где покупателям платят деньги за покупки.

«Если бы мне сказали: посоветуй какое-нибудь упражнение на эту тему, я бы предложил написать префиксы и любые существительные в два столбика, а затем как попало их комбинировать. Я лично уже пробовал. Девяносто девять брачных союзов, заключенных с помощью такого ритуала, распадаются уже во время свадебного обеда, но сотый оказывается удачным и плодотворным».

Фантазировать на ошибках

Ошибка, если к ней внимательно присмотреться, может стать поводом для кучи забавных ситуаций.

«Как-то раз мальчику, который сделал необычную ошибку: вместо casa (дом) написал cassa (ящик, касса и т. п.), я посоветовал придумать историю о человеке, жившем в „cassa“. Тему подхватили и другие ребята.

Получилось много историй: один человек жил в cassa da morto (в гробу); другой был настолько мал, что для спанья ему хватало ящика, в котором держат зелень, в результате чего он очутился на рынке среди цветной капусты и моркови, и какой-то покупатель во что бы то ни стало хотел его приобрести по стольку-то за килограмм».

Чтобы хоть как-то разнообразить скучную школьную программу по литературе Родари предлагает переписывать стихи с ошибками. Это упражнение приучает «соскальзывать со слишком накатанных рельсов обычного смысла»:

«Возьмём первую строку известного стихотворения Кардуччи: Семь пар ботинок износил я. Попытаемся переписать её, образно говоря, зажмурившись, с ошибками, неуважительно меняя силлабику, как если бы перед нами была просто мешанина из звуков, заготовка, ожидающая, чтобы ей придали окончательную форму.

Семь карпов в тине: ишь, засилье

Или:

Семь швабр один я не осилю»

Игра с заголовками

Если собрать заголовки новостей и соединить их почти в случайном порядке, получатся сообщения о нелепейших, сенсационных или просто забавных событиях вроде:

Купол собора Святого Петра,

Раненный ударом кинжала,

Ограбив кассу, сбежал в Швейцарию.

Серьёзное столкновение на шоссе А-2

Между двумя танго

В честь Алессандро Мандзони.

Создание лимерика и лжезагадки

Принцип созданий лимериков очень простой:

В первой строке появляется герой: Жил да был старик болотный,

Во второй дана его характеристика: Вздорный дед и тягомотный,

В третьей и четвёртой реализуется сказуемое: На колоде он сидел,

Лягушонку песни пел,

В пятой строке обычно появляется эпитет героя: Въедливый старик болотный.

Структура лжезагадки похожа на лимерик, в ней важно прислушаться к каждому звуку: «А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало. Кто остался на трубе?» (Ответ: И).

«Я считаю, что такого рода упражнения играют и воспитательную роль, ибо в жизни очень часто, чтобы принять правильное решение, надо уметь отбросить ложную альтернативу».

Зачем переписывать сказки

Дети любят сказки, но рано или поздно возникает момент, когда сказка исчерпала себя, герои уже не сообщают ничего важного.

Рассказанная с перевиранием фактов, она становится пародией, этим будит интерес к себе: «Жила-была Жёлтая Шапочка, и отправил её папа…». Иногда этот способ помогает переболеть многими страхами.

Например, не бояться волка, который в ложном варианте сказки может превратиться в зайца.

Можно предложить ребёнку составить сказку с заданными словами, подсказывающими сюжет известной истории: «девочка», «лес», «пирожки», «волк», «бабушка». И добавить неожиданное слово «вертолёт». Можно менять героев качествами: Красную Шапочку делать злой, а волка добрым.

Иногда готовьте «салат из сказок», смешивая героев разных историй в одной. Тогда Красная Шапочка может встретить в лесу Мальчика-с-Пальчика, который на самом деле сам сбежал из дома, Золушка с удовольствие выйдет замуж за Синюю бороду, а Пиноккио будет восьмым гномом Белоснежки.

Как вырастить гения

7 советов, как развить в себе творческие навыки

Как отвечать на самые популярные детские вопросы

Как придумать сказку вместе с детьми

Как придумать сказку вместе с детьми: советы Джанни Родари:
Увы, ни для кого не секрет, что практически каждому литературному произведению отмерено свое время, которое стремглав несется в вечность. Лишь единицы творений, став классикой, могут рассчитывать на понимание и признание как нынешних, так и грядущих поколений.

В читательских кругах и в среде критиков с момента выхода в свет легендарного романа Генрика Сенкевича «Огнем и мечом» велись жаркие споры по поводу – постигнет ли его участь романов-однодневок, или станет он классикой. Но, только время способно расставлять все по своим местам – творением польского писателя до сих пор зачитываются книголюбы всего мира.

А вот о том, какой невероятный резонанс произвел этот роман на читателей более 135 лет тому назад, далее – в нашем обзоре.

Генрик Сенкевич.

Генрик Сенкевич – талантливый польский писатель, а также историк в какой-то степени, потому как переработать столько исторической информации, подняв груды архивов, и придать сухому материалу ярких красок и сочных оттенков, а также наполнить увлекательнейшим содержанием – дано не каждому автору. В свое время литератор совершил прорыв в жанре приключенческой и исторической литературы. И читатели, жаждущие приключений, глубоких переживаний и незабываемых впечатлений, с головой окунались в события захватывающих страниц его романа.

Поход армии Хмельницкого и Тугай-бея “на ляхiв”. Иллюстрации к роману «Огнем и мечом» Юлиуша Коссака.

«Огнем и мечом» – ошеломительный успех начинающего писателя

Изначально автором планировалось, что первая часть «Трилогии» «Огнем и мечом» будет состоять из 60 частей, в результате их оказалось – 206. Несмотря на весьма нелестную оценку некоторых критиков, роман приобрел такую популярность, что Сенкевичу пришлось написать продолжение – другого выхода у него просто не оставалось.

Отряд Скшетуского и спасённый Хмельницкий. Иллюстрации к роману «Огнем и мечом» Юлиуша Коссака.

Его роман читали всюду: в шляхетских усадьбах, в ремесленных мастерских, конторах и почтовых отделениях…

В редакцию газеты, где с 2 мая 1883 по 1 марта 1884 года отрывками печатался роман Сенкевича «Огнем и мечом», приходило огромное количество писем от читателей, которые умоляли автора не умерщвлять никого из героев книги.

Когда персонаж романа Лонгинус Подбипятка все же погиб от рук татар под Збаражем, в стране наступил траур, в костелах заказывали молебны об упокоении его души.

Ни одна часть романа, ни одно значимое событие не оставалась без отклика читающей публики. Современник Генрика Сенкевича, историк литературы Станислав Тарновский, вспоминал, что в то время каждая беседа начиналась и заканчивалась дискуссией о романе, причем о его персонажах говорили, как о живых реальных людях.

Самая первая встреча Скшетуского с княжной Курцевич. Иллюстрации к роману «Огнем и мечом» Юлиуша Коссака.

Первоначально у писателя была задумка главной сюжетной линией произведения показать любовный треугольник между главными героями романа – Яном Скшетуским, красавицей-княжной Еленой Курцевич и полковником Иваном Богуном. И аудитория, затаив дыхание следила за развитием их отношений.

Однако вскоре роман начал обрастать эпизодами, в которых читатель стал зачитываться описанием сражений, побегов, погонь, поединков, романтикой степной жизни и многим другим, являющимся теперь неотъемлемой частью книги.

А тема рыцарства и патриотизма, буквально пронизавшая произведение, пробудила у поляков очень глубокое чувство национальной гордости.

Подбипятка один сражается против превосходящей силы противника. Иллюстрации к роману «Огнем и мечом» Юлиуша Коссака.

Действие «Огнем и мечом» разворачивается по законам приключенческой литературы и, разумеется, без романтической нити здесь не обошлось: за сердце польской красавицы сражаются два кавалера на фоне кровавых столкновений, похищений, побегов, погонь.

Однако эта сюжетная линия является в книге второстепенной. Особый же взгляд автора был, направлен на сражения, характер героев, их силу и доблесть.

Автор колоритно, с большим мастерством описывал диалоги действующих лиц, которым присущи и юмор, и ирония, и достоинство.

Князь Иеремия Вишневецкий, дающий клятву. Иллюстрации к роману «Огнем и мечом» Юлиуша Коссака.

Сейчас сложно судить, о том, кто был прав, а кто виноват почти пять веков тому назад: каждому всегда была своя рубашка ближе к телу. Но, традиционно в истории советского времени образ Богдана Хмельницкого был возведен в ранг национального героя, что, впрочем, и немудрено, ведь в результате возглавляемого им восстания обширные украинские территории перешли в российское подданство.

Генрик Сенкевич же в своем романе “Огнём и мечом” показывает события с другой, с “польской” стороны. У него Хмельницкий – сумасброд и пьяница, начавший бунт из-за личной обиды. Фактически разрыву между казачеством и польской шляхтой послужил случай, который полностью изменил жизнь казачьего полковника, и окончательно настроил против Польского государства.

Богдан Хмельницкий.

Польский подстароста Даниэль Чаплинский разгромил его хутор, украл его возлюбленную и приказал жестоко избить полковничьего сына.

Обратившись к королю за помощью, Хмельницкий получил лишь совет: лучше защищать свои земли. Что, тот и сделал, подняв вооруженный мятеж и, со временем, присоединив большую часть Украины к России.

Чрезмерно высокой оказалась цена личной обиды Хмельницкого для польской шляхты. Но, это будет гораздо позже…

А по роману Сенкевича, вспыхнувшая искра вражды разожгла пожарище войны, из которой Речь Посполитая вышла победительницей – роман заканчивается описанием битвы под Берестечком в 1651 году, в которой польская армия нанесла сокрушительное поражение казацко-крымскому войску.

Интересные факты из жизни писателя Генрика Сенкевича

Портрет Генрика Сенкевича.

И в завершение хотелось бы перелистнуть несколько страниц из биографии Генрика Сенкевича, дабы наш читатель больше смог узнать о перипетиях жизни писателя и его литературной деятельности.

Детство и юность

Генрик Адам Александер Пиус Сенкевич родился в мае в 1846 году в деревеньке Воля-Окшейска, что в Польском Царстве, где было помещичье имение отца.

Что любопытно, его родственники по батюшке являлись татарами, принявшими католическую веру и переехавшими в Польшу. Род по материнской линии происходил из белорусских дворян.

Однако родители Генрика считали себя полноценными поляками и, разумеется, такое восприятие передали своим шестерым детям.

Портрет Генрика Сенкевича в юности.

Семья Сенкевичей внезапно разорившись, оказалась в затруднительном финансовом положении. Поэтому отец вынужден был продавать за долги свои имения, а кода было продано последнее, семейство Сенкевичей переехало в столицу Польши Варшаву.

Несмотря на бедственное положение, родители всеми силами пытались дать своим детям хорошее образование.

Благодаря чему юный Генрик окончил варшавскую гимназию и успешно сдал экзамены в местный университет на медицинский факультет, но вскоре из-за отсутствия интереса к предмету перешел на историко-филологический.

Однако в 1871 году Генрик был вынужден и вовсе оставить университет, теперь уже из-за банального отсутствия денег. Учась в вузе, юноша был довольно посредственным студентом, но при этом хорошо преуспевал в литературе и польском языке.

Именно эти предметы и помогли начинающему таланту проявить себя и в скором будущем добиться немалого успеха.

Вдохновляясь романами Вальтера Скотта и Александра Дюма, он еще в студенческие годы сочинил свой первый рассказ «Жертвоприношение», которое так и не удалось опубликовать.

Генрик Сенкевич – наинающий писатель.

Сенкевич – журналист

Не остановившись на неудачном опыте, Генрик пробует себя в журналистике. Бедный студент взял псевдоним Литвос и принялся писать статьи, эссе и очерки для нескольких периодических изданий Варшавы (“Нива”, “Газета польска” и другие).

Его талантливые работы заметили и начали публиковать.

У юного Сенкевича был новаторский подход к сочинительству и легкий слог, что быстро оценили в журналистских кругах, поэтому Генрик и решил бросить учебу в университете и посвятить все свое время работе.

Генрик Сенкевич в столовой.

В кругу польской интеллигенции он совсем скоро приобрел репутацию чуть ли не самого лучшего журналиста Варшавы. Уже в 1872 году состоялся первый дебют Сенкевича, написавшего повесть “Начало”. Окрыленный успехом новичок продолжил активно сочинять собственные произведения и публиковаться.

Во второй половине 70-х за счет редакции газеты много путешествовал по Европе, посетил Америку, где, набравшись впечатлений и вдохновившись путешествием и невиданной ему ранее заграничной жизнью, молодой человек пишет множество новелл, очерков, репортажей, которые регулярно появлялись в польской печати.

Генрик Сенкевич с детьми.

Так, путешествуя по Италии, он знакомится с полькой Марией Шенкевич. Через два года молодые сыграли свадьбу. Брак оказался успешным, счастливым, но, увы, недолгим.

В 1882 году у Сенкевичей родился сын Генрик Йозеф, через год – дочка Ядвига. После рождения дочери здоровье супруги пошатнулась, и в 1885 году она умерла от туберкулеза. Сенкевич остался с двумя детьми на руках.

После смерти жены писатель еще дважды женился.

Генрик Сенкевич и его третья жена Мария Бабская.

Сенкевич – романист исторического жанра

Громкий успех разразился вокруг имени писателя после первого романа «Трилогии» «Огнем и мечом» (1883—1884), за которым последовали – «Потоп» (1884—1886) и «Пан Володыёвский» (1887—1888).

Все эти романы были встречены читателями с восторгом и сегодня считаются классикой польской литературы.

После небывалого успеха «Трилогии» из-под пера писателя вышли еще несколько исторических художественных произведений, но они достигли меньшей популярности.

Вновь оказался писатель в зените славы, опубликовав роман «Камо грядеши» (1894—1896), в переводе из старославянского «Куда идешь». Эта фундаментальная работа мастера прославилась далеко за пределами Польши, была переведена на более 50 языков и отмечена самим Папой Римским.

К слову сказать, именно благодаря этому роману Сенкевич получил Нобелевскую премию по литературе в 1905 году.

Генрик Сенкевич за работой.

Интересным фактом является то, что именно этот роман экранизировали чаще всего, а именно семь раз. Всего же за историю кинематографа было экранизировано свыше 20 произведений выдающегося писателя, творившего на рубеже 19-20 столетия.

К слову, в 1999 году польский кинорежиссер Ежи Гофман экранизировал роман «Огнем и мечом». В следующем обзоре вы узнаете о предыстории создания четырехсерийной исторической киноленты, об интересных фактах и о том, что осталось за кадром.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/250320/45874/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.