Контролирующие родители: 6 характерных черт

Содержание

9 типов поведения людей, которые росли под чрезмерным контролем родителей

Контролирующие родители: 6 характерных черт

«Психологический контроль может ограничивать независимость ребенка и делать их менее способными в плане регулирования своего поведения», – доктор Май Стаффорд.

Иногда, семья может вмешиваться в вашу жизнь очень настойчиво. Попытка найти баланс между тем, чтобы позволить своим детям быть независимыми, по-прежнему контролируя их жизнь, может быть крайне сложной задачей. Однако, чрезмерное следование одному принципу может привести к формированию семьи, в которой осуществляется тотальный контроль.

«Семьи и родители, которые пытаются контролировать каждое движение своего ребенка, своими руками делают их них людей, которые проявляют неадаптивное поведение просто потому, что контроль поведения «может ограничивать независимость ребенка и делать их менее способными в плане регулирования своего поведения», – говорит доктор Май Стаффорд. Вот некоторые из наиболее распространенных типов поведения уже взрослых людей, которые выросли в семье под пристальным присмотром своих близких.

1. Проблема с независимостью

Взрослые люди, которые выросли в семье, где осуществлялся жесткий контроль, будут иметь проблемы в плане сохранения независимости от других людей, встречающихся в их жизни. Иногда, это могут быть даже близкие друзья.

Но, чаще всего, новая роль со-зависимости приходится именно на романтического партнера.

Из-за контролирующего характера в поведении прошлой семьи, уже взрослый человек может начать искать кого-то, кто сможет создать аналогичную атмосферу уже в его новой семье.

2. Перфекционизм

Тот, кто вырос в семье под контролем, скорее всего, станет перфекционистом. Этот перфекционизм часто связан с желанием избежать неприятностей или критики со стороны семьи. Будучи взрослым, перфекционизм переносится на остальную часть их повседневной жизни. Такое поведение часто является неадаптивным и может вызывать проблемы на работе или в построении отношений с партнером.

3. Проблема с самооценкой

Контроль в семье вынуждает ребенка чувствовать некоторую неопределенность. Это делается для того, чтобы его поведение было легче контролировать то.

«Часто, корень заниженной самооценки находится глубоко внутри ребенка, , который чувствует себя «недостаточно хорошим».

Как дети, мы чувствуем себя принятыми и правильно оцененными только в той степени, в какой мы чувствуем себя безоговорочно любимыми и поддерживаемыми со стороны наших родителей», – говорит д-р Сонера Джавери.

Эта неопределенность переносится и во взрослую жизнь в форме заниженной самооценки и неуверенности в себе.

Это означает, что кто-то, у кого есть излишне контролирующая семья, с большей вероятностью будет искать подтверждения своих достижений и поведения в целом от своих друзей или романтических партнеров.

У них могут возникнуть проблемы с выполнением обычных повседневных задач, если они не будут получать одобрения от кого-то еще в их жизни.

4. Чувство страха

Вокруг тех людей, которые выросли в семье под излишне пристальным присмотром, будет постепенно создаваться запугивающая атмосфера. Она появляется от пережитых чувств от своих близких родственников.

Уже во взрослой жизни, эти люди не могут контролировать и правильно понимать свои эмоции, что может заставить их бороться с чувством страха.

По их мнению, все вокруг пытаются их запугать, хотя на самом деле никто даже и не думал о проявлении недоброжелательности.

5. Неумение расслабляться

Взрослые, выросшие в контролирующей семье, не могут должным образом отдохнуть. Они часто ощущают, что за ними следят и подвергают проверке. Это происходит из-за того, что таких людей постоянно контролировали в детстве.

Это нарушает чувство собственной территории, из-за чего человек не может ощущать себя комфортно в уединении.

В зрелом возрасте эти люди по-прежнему будут чувствовать, что за ними следят, независимо от того, насколько они далеки от своей семьи.

6. Чувство предательства

Если бы ребёнку с детства навязывали мнение, что ему нельзя набивать татуировки ни при каких обстоятельствах, то во взрослой жизни, если он все-таки сделает это, он будет чувствовать, что предал своих близких.

Это наглядный пример того, что станет с человеком, если постоянно давить на него и навязывать свое мнение. Неприемлемое поведение – довольно субъективное понятие.

Взрослые люди, которые выросли в подобной семье, не могут полностью выразить себя из-за страха разочарования или предательства своих близких.

7. Изменение личности

Когда ребенок становится взрослым, он начинает пользоваться свободой, которую ограничивали его родители. Для некоторых людей эта свобода может вызвать привыкание.

Например, многие взрослые, которые выросли под контролем, пьют гораздо больше, чем они должны были бы. А все потому, что теперь они свободны от контроля.

По этой причине злоупотребление психотропных и других вредных веществ довольно распространено среди взрослых, которые выросли в подобных семьях.

8. Ложь

Взрослые, у которых была контролирующая семья, часто росли не гнушаясь лжи. Это превращалось в привычку, поэтому к ней прибегали даже тогда, когда это было не нужно. Они лгут о мелочах: о том, что у них было на обед, или о том, что они делали в выходные.

Ложь обычно не является чем-то достаточно большим, чтобы попасться на этом. Это остаточный механизм преодоления, сформировавшийся с детства. Из-за этого ребенку приходилось лгать своей семье, чтобы избежать неприятностей и для выражения некоторой независимости.

9. Проблемы с принятием решений

Контролирующая семья принимает решение о чем угодно за своего ребенка. Это приводит к тому, что он никогда не узнает, как принимать самостоятельные решения.

Когда ребенок становится на путь взрослой жизни, эта неспособность принимать решения по-прежнему остается.

Люди, которые выросли в такой семье, ищут информацию от людей вокруг них, прежде чем приступить к действиям, или просто избегают ответственности вовсе.

Итог

Взрослые, которые выросли в жестких контролирующих условиях, могут не понимать, что они демонстрируют такое поведение, пока им самим не покажут это.

Как и большинство неадаптивных поведений, есть надежда на устранение проблемы, которая образовалась с самого детства.

Терапевты и эксперты в области психического здоровья уже давно помогают взрослым научиться контролировать свою жизнь после того, как они выросли в подобных семьях. Помните, что надежда есть всегда!

Перевод статьи — 9 Behaviors People Who Grew Up In A Controlling Family Display In Their Adult Lives via Клубер

Чем опасны контролирующие родители и авторитарное воспитание

Контролирующие родители: 6 характерных черт

Воспитание детей – это сложная задача, в результате которого родители часто перегибают палку с дисциплиной. Они предпочитают авторитарное воспитание, ведут постоянный контроль за жизнью своего ребенка, в результате, это провоцирует отдаление детей от родителей. Как распознать контролирующих родителей и как с ними бороться?

Контролирующее или авторитарное воспитание характеризуется непрестанной требовательной природой родителей.

Ожидая хорошего поведения от своих детей, они принимают все решения самостоятельно без ребенка, не позволяя ему участвовать в открытых обсуждениях, а только подчиняться приказам без каких-либо объяснений или исключений.

Если ребенок не делает этого, он / она будет “наказан”, даже если он не виноват. Хотя цель состоит в том, чтобы достичь совершенства. Родители часто пренебрегают эмоциональными потребностями ребенка. В доме мало смеха и игры.

Некоторые могут контролировать своих детей через эмоциональные манипуляции. На людях они могут казаться “нормальными”, но будут использовать тишину и любовь, чтобы заставить детей делать то, что они хотят. Они могут внушить детям страх или чувство вины, или сказать им, что это их обязанность делать, как того требует родитель.

Такое поведение проистекает из чрезмерного беспокойства и любви к ребенку, но может привести к тому, что он станет зависимым и незрелым взрослым.

Признаки контролирующего родителя

Почти каждый ребенок чувствует, что его/ее родитель является неоправданно требовательным, жестким. Выяснить это легко:

  • Завышенные ожидания. Контролирующий родитель часто нажимает на ребенка. Правильное действие, это поощрение его достижений, поддержка ребенка и восстановление уверенности в себе.
  • Никакого инакомыслия. Детям запрещается обсуждать или не соглашаться. Более снисходительный родитель будет объяснять рассуждения, лежащие в основе ожидаемого поведения, и поощрять ребенка к самовыражению.
  • Собственное “Я”. Ребенок должен следовать пожеланиям и желаниям родителя. Более здоровое воспитание, если ребенок достигает своих собственных целей и устремлений.
  • Обусловленная любовь. В контролирующем доме дети должны “заслужить” любовь. В более открытых и доверительных отношениях детей будут любить безоговорочно, без необходимости что-либо доказывать или “заслужить”.
  • Чувства и эмоции. Контролирующий родитель часто игнорирует эмоциональные потребности ребенка и обескураживает его/ее, чтобы показать свои эмоции или чувства. Правильно, если родитель признает и помогает ребенку справиться с такими чувствами, как страх или гнев.
  • Никакой свободы. Контролирующие родители не дают ребенку много свободы в любой сфере от их социальной жизни до одежды. Более сбалансированным подходом было бы установление соответствующих границ и пределов.
  • Я всегда прав (а). Контролирующий родитель никогда не признает, что он неправ. Правильное решение – признавать свои ошибки и извиняться за них. 

Последствия контролирующего воспитания

Контролирующие родители негативно влияют на личность ребенка и его самооценку. Ниже приведены некоторые последствия:

  • Дети, особенно подростки, чаще становятся непокорными и агрессивными с родителями.
  • Они могут стать далекими и холодными по отношению к своим родственникам, даже когда они в беде.
  • Более склонны быть асоциальными личностями.
  • Не иметь спонтанности, креативности и лидерских навыков.
  • Чаще страдают от депрессии и тревоги.
  • Имеют более низкие социальные навыки.
  • Не принимают решений.
  • Не напорны.

Все это может нанести значительный удар по материальной и личной жизни ребенка.

Как жить с контролирующими родителями

Когда ребенок маленький, он ничего не может изменить или проанализировать, но начиная с подросткового возраста и старше дети вполне могут разобраться в себе, что их не устраивает, что не так в их семье, и попробовать нормализировать отношения. Как это сделать?

Для начала, нужно абстрагироваться от своих обид и попытаться понять своих родителей. Почему они так поступали/говорили? Почему запрещали или наказывали? Скорей всего причина не в ребенке, а в том, что их родители также поступали и также говорили с ними.

У них просто нет другой модели общения и поведения. Возможно, они просто не справлялись с жизненными трудностями и со своим психологическим состоянием, и вымещали все на более слабом и беззащитном ребенке.

Конечно, это неправильно, но только став сами родителями, дети начнут понимать, как было непросто их родителям с ними.

Понимание причины поможет определить стратегию поведения с родителями. Чем более несчастен человек, тем больше ему нужно любви. Это непросто отпустить обиды на родителей, принять и понять их ошибки, простить хотя бы у себя внутри и подарить им свою любовь.

Чем старше человек, тем тяжелее ему просить прощения, признавать свои ошибки, отпускать обиды. Поэтому не стоит портить себе жизнь и здоровье, нося в себе обиды на родителей.

В конце концов, они подарили вам жизнь, а вы можете сделать свою жизнь легкой и счастливой, даже если этого не смогли сделать ваши родители для вас.

Источник:,www.vitamarg.com

6 типов токсичных родителей: признаки, как они влияют на детей и как себя с ними вести

Контролирующие родители: 6 характерных черт

Токсичные родители травмируют психику детей своими действиями или словами, поэтому бездействовать в этом случае нельзя.

Родители — одни из самых важных людей в жизни любого человека, а воспитание — очень тяжелый труд.

Родители могут допускать ошибки в воспитании, ведь идеальных родителей не бывает, и трудности в период взросления ребенка есть у всех.

Но есть тонкая грань между родительскими ошибками и нанесением психологических «увечий» ребенку. Родители, которые наносят своими действиями вред психике ребенка, называются токсичными.

Дети, выращенные токсичными родителями, часто становятся клиентами психотерапевтов, ведь они просто не могут жить нормально и гармонично выстраивать отношения. Некоторые из таких детей и сами впоследствии становятся токсичными родителями.

Помните, что если вашу жизнь разрушают ваши собственные родители, — не нужно сидеть сложа руки. Это не значит, что надо отказаться от родителей и никогда с ними не общаться (хотя иногда — это единственный способ наладить свою жизнь), это значит, что нужно себя правильно с ними вести.

1. Контролирующие родители

Такие родители следят буквально за всем, что делает их ребенок. Они выставляют себя заботливыми и осторожными, но на самом деле думают лишь о себе.

Чрезмерный контроль — признак того, что родители боятся стать ненужными и остаться в одиночестве.
Они манипулируют ребенком через формирование у него чувства вины.

Вот фразы, которые выдают чрезмерно контролирующих родителей:

  • «Если ты сделаешь это, то я буду очень переживать и заболею.
  • «Если ты поступишь так, то ты больше мне не сын!»
  • «Ты не можешь отказаться от поступления в медицинский, ведь я всю жизнь потратила на твое образование!»
  • «Или ты этого не делаешь, или я с тобой не смогу больше разговаривать!» и т.д.

Во всех случаях контролирующие родители пытаются показать, что если решение ребенка отличается от родительского, то он делает им больно и заставляет страдать.

Что бывает в этом случае с ребенком?

  • формируется излишняя тревожность, ребенок становится пассивным и не хочет познавать мир и совершать собственные открытия (пример: «Я не могу сдать на права, потому что мама всегда говорит, что водить автомобиль очень опасно.»);
  • постоянное чувство вины и ответственность за самочувствие родителей (пример: «Если я не приду домой вовремя, то у мамы заболит сердце.»);
  • низкая самооценка (пример: «Я очень хотел стать программистом, но пошел учиться на врача, ведь мама с папой так этого хотели.»).

Что делать ребенку контролирующих родителей?

Неважно сколько вам лет, нужно выйти из-под контроля, не думая о последствиях. В 99,9 % случаев все «хватания за сердце» и «демонстративные всхлипывания» — не более, чем шантаж. Вы пришли в этот мир, что прожить свою собственную жизнь, а не отдавать ее своим родителям.

2. Инфантильные родители

Иногда вред приносят не только слишком активные действия, но и бездействие. Родители, которые ведут себя, как дети, безответственно и бессильно, также не смогут дать ребенку достойное воспитание.
Такие родители стимулируют быстрое взросление ребенка, который должен брать на себя слишком многое.

Как можно определить влияние инфантильных родителей?

  • потеря детства — ребенок с малых лет становится «взрослым», воспитывающим младших детей или собственных родителей, — готовит еду, ходит по магазинам, убирает, делает с младшими уроки и т.п. Имеют место быть упреки от родителей, например:» Как ты можешь отдыхать, когда мать не успевает приготовить ужин?»;
  • дети инфантильных родителей могут часто чувствовать тревогу и вину, когда не могут чем-либо помочь семье. Например: «Я плохая дочь, потому что мой младший брат плохо учится», «Я плохой сын, потому что папа много пьет» и т.д.;
  • у таких детей начинаются проблемы с эмоциональной сферой во взрослой жизни, так как в детстве он не дополучает эмоциональной поддержки от родителей, а также проблемы с самоидентификацией — не могут определиться с профессией и выбором супруга.

Что делать детям инфантильных родителей?

Домашние дела ребенка не должны ставиться в приоритет учебе, здоровью и общению с друзьями.

Можно оперировать фактами: «Если я буду каждый день готовить ужин и убирать, то не смогу хорошо учиться», «Если я буду присматривать за младшей сестрой, то не смогу выполнять учебные проекты с друзьями» и т.д.

Выросшим детям таких родителей можно посоветовать лишь перестать чувствовать себя ответственным за все, что с родителями происходит и позволить себе стать собой.

3. Непогрешимые родители.

Ребенок таких родителей должен все делать только так, как они ему говорят. Любое, даже самое незначительное действие, не входящее в заданные рамки, воспринимается как бунт и неуважение к родителям, ведь исключительно они знают как правильно.

Такие родители с легкостью будут принижать самооценку ребенка, обесценивать его достижения, оскорблять ребенка, и все это для того, чтобы «закалить» его характер.

Как проявляется воздействие непогрешимых родителей?

  • ребенок придумывает себе параллельную реальность, в которой родители его очень любят: «На самом деле мама меня любит, ведь она специально указывает на мои ошибки, чтобы мне было легче во взрослой жизни!»;
  • дети непогрешимых родителей всегда винят себя во всех несчастьях: «Я слишком плохой сын и недостоин маминой и папиной любви, они правильно делают. что унижают меня»;
  • постоянная тревожность и поиск рационального объяснения поведения родителей: «Мой отец бьет меня потому, чтобы я усвоил урок, а не для того, чтобы сделать мне больно».

Что делать ребенку?

Необходимо уяснить, что вашей вины нет в том, что родители ведут себя именно так, а не иначе, — оскорбляют, унижают или бьют. Этому типу токсичных родителей нет смысла что либо доказывать, они вряд ли послушают.
Можно посмотреть на их поведение так, будто вы посторонний человек, тогда вы поймете, что ваши родители не такие уж идеальные и безгрешные.

4. Унижающие родители

Тип родителей, похожий на предыдущий. Они постоянно пытаются унизить и оскорбить ребенка, подвергнуть критике любые его поступки. Зачастую критика оказывается беспочвенной.

Унижающие родители могут регулярно жестоко подшучивать над своим ребенком, придумывать ему обидные прозвища. Иногда такое поведение связано с чувством конкуренции, возникающим у родителей, когда они видят, что ребенок что-либо делает лучше, чем когда-то делали они.

Как проявляется влияние унижающих родителей?

  • у ребенка очень низкая самооценка, вплоть до развития ненависти к самому себе: «Моя мама всегда говорила, что я ни на что не способна, поэтому я начала себя ненавидеть и чувствовать совершенно никчемной»;
  • дети таких родителей существенно занижают свои таланты и способности: «Я думал, что хорошо рисую и даже готовился к конкурсу, но отец сказал, что моя мазня никому не нужна, и я забросил рисование»;
  • у ребенка могут быть нереальные желания и, связанные с ними, глубокие разочарования: «Моя мама верила, что я стану гениальной пианисткой, но у меня не получилось, ведь я играть не сильно-то люблю, и мама сказала, что я ни на что не способна»;
  • такие дети не могут адекватно принять неудачи, считая любую ерунду концом света: «Мне часто говорили, что лучше бы я не появлялся на свет, и все это потому, что я не занял первое место на олимпиаде по физике».

Что делать детям унижающих родителей?

Нужно запомнить, что вы не обязаны что-либо доказывать своим родителям, а уж тем более пытаться добиться ненужного вам лично успеха, только чтобы хоть как-то «оправдать их надежды».

Постарайтесь не реагировать на оскорбления и отвечать на них односложно и спокойно.

Не позволяйте доводить вас до появления неприятных эмоций, заканчивайте разговор, как только начинаются попытки вас критиковать или оскорбить.

5. Пьющие родители

Обычно родители, страдающие от алкогольной зависимости, не признаются сами себе, что такая проблема на самом деле существует. В семье, где пьет отец, мать часто выгораживает его перед детьми, преподнося алкоголизм папы, как результат тяжелой работы или отношений с начальством.

Пир этом, ребенку внушается, что «сор из избы» выносить не следует, а потому нужно помалкивать о вредных привычках родителей.

Как влияют на ребенка пьющие родители?

  • ребенок живет в постоянном напряжении и опасении выдать «секрет» семьи;
  • дети алкоголиков часто остаются одиночками и не заводят семьи, так как опасаются предательства со стороны близкого человека;
  • люди, выросшие в семье пьющих родителей, часто страдают от неуверенности в себе, гиперответственности и постоянного чувства вины;
  • дети алкоголиков превращаются в «невидимок» и по жизни стараются быть как можно менее заметными;
  • к сожалению, каждый четвертый ребенок, выросший в пьющей семье, сам становится алкоголиком.

Что делать детям из пьющих семей?

В первую очередь нужно понять, что вы не несете ответственности за алкоголизм ваших родителей. Это их личный выбор, как взрослых людей, а не потому, что вы плохо учились или потому, что семья не могла позволить себе ездить на море каждый год.
Вам необходимо общаться с людьми из благополучных семей, чтобы вы могли видеть, как развиваются отношения в таких семьях.

6. Родители-каратели

Родители, которые позволяли себе совершать насилие по отношению к своим детям, скорее всего сами выросли в аналогичных условиях и не знают иного способа выплеснуть свой гнев и решить проблемы.

Дети таких родителей чаще всего предпочитают умалчивать такие подробности своей жизни, не рассказывая об этом никому. Положение ухудшается тем, что маленькая жертва не знает, что ей делать, ведь ей причиняют вред те люди, которые должны были бы стать для нее опорой.

Как проявляется воздействие бьющих родителей?

  • ребенок постоянно испытывает чувство отчаяния и полной беспомощности, что непременно приводит к развитию невроза;
  • дети, которых регулярно бьют, начинают ненавидеть себя, ведь у них появляются мысли о том, как все было бы хорошо, если родитель, причиняющий им вред, умер;
  • такие дети привыкают держать в себе все свои переживания и, вырастая, имеют проблемы с доверием и открытостью в собственных отношениях.

Что делать детям родителей-карателей?

Необходимо обращаться к учителям или родственникам, не молчать, не скрывать проблему, утверждая, что синяки на ваших руках из-за вашей неусидчивости. Повзрослевшим детям необходимо как можно быстрее покинуть родительский дом, не виня себя за произошедшее.

Общие рекомендации для детей токсичных родителей:

  • вы не сможете изменить родителей, но вы можете измениться сами и изменить свое отношение к жизни;
  • вы не несете ответственность за поступки ваших родителей, что бы они не говорили;
  • общение с родителями нужно сократить до комфортного для вас минимума;
  • если вы пока что не можете уехать из родительского дома, найдите место, где вы сможете давать выход эмоциям, например, спортивный зал;
  • не стоит искать оправдания для родителей, думайте о собственном благополучии.

Контролирующие родители: 6 характерных черт

Контролирующие родители: 6 характерных черт

Есть разные стили воспитания детей и, к сожалению, контролирующий стиль – один из самых распространенных. Вместо того, чтобы мягко направлять формирование отношения ребенка к самому себе, родители пытаются сделать ребенка таким, каким, по их мнению, он должен быть. 

Как следует из самого названия, основным признаком данного стиля является контролирующий подход к детям. Иногда его называют авторитарным или «вертолетным воспитанием», потому что родители ведут себя в диктаторской манере или постоянно «нависают» над ребенком, словно вертолет, контролируя каждый его шаг. 

Признаки контролирующего воспитания и почему это вредно

Методы, используемые при контролирующем стиле воспитания, чреваты нарушением личностных границ и не отвечают истинным потребностям ребенка. 

1. Нереалистичные ожидания и сценарий, обреченный на провал. 

Родители ожидают, что ребенок будет соответствовать иррациональным, нездоровым или попросту недостижимым стандартам, и наказывают его, если этого не происходит. Например, ваш отец приказывает вам делать что-либо, но никогда не объясняет, как это сделать, а потом злится на вас, если вы не выполнили задание своевременно или должным образом. 

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Часто приказания контролирующих родителей таковы, что провал неизбежен и ребенок переживает негативные последствия, независимо от того, что он сделал и как они справился с заданием. Например, ваша мать велит вам срочно бежать в магазин, хотя на улице дождь, а потом сердится на вас за то, что вы вернулись домой вымокшим до нитки. 

2. Необоснованные, односторонние правила и нормы. 

Вместо того, чтобы говорить с детьми, вести переговоры или потратить время на то, чтобы объяснить установленные правила, которые применимы ко всем членам семьи или обществу в целом, контролирующие родители устанавливают собственные строгие правила, которые применимы только к ребенку, или только к определенным людям. Эти правила носят односторонний, несправедливый характер и часто даже не имеют внятного объяснения. 

«Иди уберись в комнате!» – «Но почему?» – «Потому что я так сказала!». 

«Не кури!» – «Но ты же сам куришь, папа». – «Не спорь со мной и делай то, что я говорю, а не то, что я делаю!». 

Вместо того, чтобы взывать к собственным интересам ребенка, это обращение делает акцент на неравенстве сил и власти родителей над ребенком. 

3. Наказания и контроль. 

Когда ребенок не желает подчиняться или не в силах соответствовать всему, что от него ожидается, его строго наказывают и лишь ужесточают контроль. Опять же, часто без каких-либо объяснений, за исключением: «Потому что я твоя мать!» или «Потому что ты плохо себя ведешь!». 

Существует два типа контролирующего поведения: 

Первый: активный или явный, который включает применение физической силы, крики, вторжение в частную жизнь, запугивания, угрозы или ограничения в свободе передвижения. 

Второй: пассивный или скрытый, который подразумевает манипуляцию, апеллирование к чувству вины, стыда, принятие на себя роли жертвы и так далее. 

Таким образом, ребенок вынужден или подчиниться силе, или поддаваться манипуляции. И если этого не происходит, его наказывают за непослушание и несоответствие стандартам. 

4. Недостаток сочувствия, уважения и заботы. 

В авторитарных семьях, вместо того, чтобы быть принятым в качестве человека, обладающего равными правами со всеми, ребенок, как правило, занимает роль подчиненного. По контрасту с ним, родители и другие властные фигуры рассматриваются как начальство. 

Ребенку не разрешается оспаривать сложившееся распределение ролей или бросать вызов родительскому авторитету. Эта иерархия выражается в отсутствии сочувствия, уважения, теплоты и эмоциональной заботы о ребенке. 

Большинство контролирующих родителей обычно способны позаботиться о физических, базовых потребностях ребенка (в пище, одежде, крыше над головой), но они либо эмоционально недоступны, либо являются слишком властными и эгоистичными. 

Обратная связь, которую ребенок получает в виде наказания и контроля, разрушает его чувство собственной ценности и идентичности. 

5. Смена ролей. 

Поскольку многие контролирующие родители имеют сильные нарциссические тенденции, они осознанно или бессознательно верят, что предназначение и смысл жизни ребенка – удовлетворять потребности родителей, а не наоборот. 

Они видят в своем ребенке собственность и объект, который нужен, чтобы обслуживать их нужды и желания. В результате, во многих сценариях ребенок вынужден играть роль родителя, а родители охотно принимают роль ребенка. 

От ребенка ожидают, что он будет заботится о своих родителях эмоционально, финансово, физически обслуживать их и даже с пониманием относиться к их сексуальным нуждам и желаниям. Если ребенок не хочет или не в состоянии делать это, его называют плохим сыном/дочерью, наказывают, принуждают силой или манипулируют чувством вины. 

6. Инфантилизм

Поскольку контролирующие родители не видят в своем ребенке отдельную независимую личность, они растят в нем зависимость. Это отношение негативно влияет на самооценку ребенка, его ощущение собственной компетентности и идентичности. 

Поскольку родители ведут себя так, словно их ребенок неполноценный и не способен жить в соответствии с собственными интересами, они убеждены, что сами знают, как лучше для ребенка, даже когда он способен самостоятельно принимать решения и оценивать риски. Это усиливает зависимость и приводит к задержкам в развитии, потому что ребенок не может установить адекватные границы, развить чувство ответственности за себя и ясное ощущение собственной идентичности. 

На психологическом, обычно бессознательном уровне, не позволяя ребенку вырасти в сильного, компетентного и самодостаточного человека, родитель удерживает его привязанным к себе еще теснее, продолжая удовлетворять собственные потребности (см.пункт 5). Такой ребенок обычно испытывает трудности с принятием решений, развитием необходимых компетенций. Ему не удается построить полноценные и построенные на взаимоуважении и доверии отношения. 

Став взрослыми, такие дети демонстрируют поведение, направленное на постоянный поиск одобрения, страдают от чувство недооцененности, чрезмерной привязанности, нерешительности, зависимости и множества других эмоциональных и поведенческих проблем.опубликовано econet.ru.

By Darius Ciranavicius 

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Особенности психического развития детей 6-7 лет

Контролирующие родители: 6 характерных черт

Психическое развитие ребенка 6-7 лет проходит очень динамично. Активизируются важные психические механизмы: мышление, внимание, память, воображение – все это помогает приспособиться к школе.

С поступлением в первый класс связанны некоторые новые особенности поведения. Теперь главный вид деятельности детей — учеба. С этого момента начинается совершенствование речи. Она становится более предметной, осмысленной. Родителям нужно понять: школьник быстро взрослеет, ему хочется почувствовать себя более самостоятельным, важным – как в школе, так и в семье.

Для детей важно принимать участие во всех важных семейных событиях. Кроме того, 7 лет — время очередного возрастного психического кризиса. Меняется поведение, привычки – ваш малыш хочет скорее стать взрослым. Его поведение сильно зависит от того, в какой среде он находится.

Психическая деятельность

В 6-7 лет психическая деятельность детей заметно усложняется. Он уже совсем скоро пойдет в школу, а там будет большая учебная нагрузка. Постепенно меняются механизмы психики – становятся больше похожими на взрослые.

Восприятие

Главные особенности восприятия детей 6-7 лет:

  • осмысленный процесс;
  • познаются более сложные вещи, понятия.

Восприятие становится незаменимым психическим механизмом для обучения. Речь идет не только о школе. Ежедневно ребенок получает из внешнего мира новые знания благодаря развитому восприятию.

Память

Возрастное психическое развитие оказывает влияние на память. Ее объем заметно увеличился к семи годам. Если еще несколько лет назад малышу было тяжело выучить стихотворение, то теперь это сделать гораздо легче. Усложняется и сама структура памяти: накапливается личный опыт, и ребенок уже может соотнести прошлый опыт с похожей ситуацией и сделать выводы.

https://www.youtube.com/watch?v=BMtMpxTR-9w

Если раньше память носила непроизвольный характер, то теперь это уже не так. Дети не просто запоминают, а устанавливают связи между явлениями, людьми, событиями. Теперь их механизм памяти практически такой же, как у взрослых. Развитие памяти делает возможным нормальное обучение.

Внимание

Внимание у детей развивается постепенно. Больше всего их интересует все яркое, интересное. Внимание и память развиваются параллельно. Для детей всегда лучшая модель обучения — наглядная. Опыты, фильмы, яркие презентации привлекают внимание и хорошо запоминаются.

В начальной школе советуют использовать как можно больше такого материала, ведь тогда малышам проще привыкнуть к урокам, заинтересоваться происходящим. Таковы особенности обучения детей младшего школьного возраста. Даже сложные предметы можно эффективно преподносить таким интересным образом.

Воображение

Не менее важный психический процесс — воображение. Его развитие начинается еще в 4-5 лет, но к 6 годам воображение становится более управляемым. Его цель — создавать новые образы и использовать полученный опыт для того, чтобы они получались оригинальными.

Воображение помогает не только что-то выдумывать, но и решать жизненные задачи. Чем лучше развито воображение у детей, тем проще им находить выход из разных ситуаций. Творческое развитие дает воображению направленный характер.

Психическое развитие в возрасте 6-7 лет подразумевает, что воображение, вымысел могут стать защитной функцией. Если в жизни малыша много стресса, страха, то воображение начинает работать гораздо активнее. Он может с вдохновением рассказывать о выдуманных людях, событиях. Допускать такую ситуацию, когда миры воображения и реальности для детей переплетаются, нельзя.

Особенности возраста

Особенности возраста 6-7 лет таковы, что дети быстро взрослеют. Психическое и личностное развитие проходит быстрее – они учатся, общаются, быстро запоминают все новое. Теперь у детей появляется ощущение, что они уже достаточно взрослые.

  1. Школьник хочет участвовать в жизни семьи, принятии решений (куда ехать отдыхать, что покупать, как проводить праздники и т.д.).
  2. Стремится скорее стать взрослым, избавиться от своего детства (часто смеется над прошлыми увлечениями, одеждой, интересами).
  3. Старается больше походить на взрослого (выбирает более взрослую одежду: например, девочкам хочется носить сумочку, туфли с каблучком).
  4. Хочет самостоятельно принимать решения (малыш борется за возможность выбора).
  5. Пытается позиционировать себя в коллективе, стремится стать популярным.
  6. Ищет похвалу взрослых. Ему необходим знать, что он нужный, ценный, что поступает правильно.

Такие особенности характерны для взрослеющих девочек и мальчиков. Сейчас у них разные интересы, потребности, но в целом возрастные особенности одинаковы для всех.

Кризис 7 лет

В 7 лет (или чуть позже) происходит кризис взросления: у детей наступает пора, когда хочется скорее повзрослеть. Они очень гордятся своим новым статусом школьника, и им необходимо чувствовать себя более самостоятельными, взрослыми.

Сильно меняется поведение детей в этот период. Они ищут себя, стараются понравится коллективу, влиться в новое общество (школа, класс). Родители отмечают, что совершенно не узнают своего ребенка после начала школьного обучения. Некоторые дети меняют свой характер, становятся более агрессивными или, наоборот, тихонями. В этом возрасте для них важно следовать общему настроению в коллективе.

В кризисный период ребенку сложно, и родителям нужно это понимать. Ругать его за несвойственное поведение неправильно. Старайтесь больше говорить, обсуждать, что и зачем он делает. Так ему будет проще разобраться в себе.

Обучение и развитие

Нормальное психическое развитие невозможно без целенаправленного обучения. В 6-7 лет дети нуждаются в получении новых знаний. Детский сад и школа, общение со сверстниками, игры, занятия помогают им получить достаточно информации для развития. Ограждать детей от чего-то из этого списка нельзя – это плохо повлияет на их личность, характер, психику.

Три компонента мышления у детей

В возрасте 6-7 лет у детей отмечаются некоторые особенности мышления. Можно выделить три основных компонента мыслительной деятельности:

  1. Мотивация.
  2. Регуляция (возможность планирования, воля).
  3. Операционный компонент (сформированный план действий, занятий).

Очевидно, что психическое развитие в этом возрасте уже качественно отличается от развития ребенка еще 2 года назад. Тогда не было возможности планировать, учитывать последствия своих действий, отсутствовала воля. Теперь развитие мышления позволяет детям лучше сосредоточиться на учебе, делать успехи.

Развитие речи

Развитие мышления тесно связано с развитием речи. Мышление детей стимулирует потребность общаться, обсуждать, высказывать собственное мнение. Младший школьный возраст выводит развитие речи на новый этап:

  • речь уже носит контекстный характер (малыш знает, когда и что нужно или можно говорить);
  • речь регулируется (знает, как обращаться ко взрослым, что следует говорить в конкретном случае);
  • совершенствуется произношение, уходят некоторые дефекты;
  • проявляется смысловая сторона речи, то есть речь уже гораздо осмысленнее.

Перед тем как разрешить малышу поступить в первый класс, его будет проверять логопед. Некоторые простые дефекты не влияют на возможность учиться – это индивидуальные особенности произношения. Более серьезные дефекты придется лечить. Если речь развита очень плохо, вам могут назначить занятия в специальной школе.

Главные функции речи

Можно выделить 3 главные функции речи для детей 6-7 лет:

Коммуникативная

Речь необходима для общения с родителями, учителями, друзьями. Важно, чтобы словарный запас был достаточно богатым – тогда возможно полноценное общение.

Обучающая

Здесь играют важную роль механизмы мышления и восприятия. Малыш слышит, понимает, запоминает материал. Его речь обогащается специальными терминами.

Регулирование

Данная функция позволяет осуществлять устное планирование.

Особенности развития речи необходимо учитывать еще раньше, в 4-5 лет. Родители должны контролировать свою речь, ведь их ребенок учится, слушая самых близких ему людей, и неосознанно воспринимает их речь за образец.

Стили воспитания детей: обзор

Контролирующие родители: 6 характерных черт

Каждый родитель самостоятельно или на подсознательном уровне выбирает определенный стиль воспитания детей. Выбор стиля зависит от многих факторов, среди которых атмосфера, царящая в семье, возраст родителей, характер ребенка и многие другие. Условно все стили воспитания разделены на 4 вида – особенности каждого из них мы рассмотрим прямо сейчас.

Возможные варианты

Психологи выделяют следующие стили:

  • авторитарный,
  • демократический,
  • индифферентный,
  • либеральный.

Это основные виды, но существуют многочисленные подвиды, среди которых интуитивный и невовлеченный стиль воспитания, а также гиперопекающий, подразумевающий контроль над каждой секундой жизни дочери или сына.

Гиперопека формирует в детях неуверенность в своих силах, они не умеют принимать решения, во взрослой жизни могут испытывать проблемы с коммуникацией и построением карьеры, семьи.

Существует медленный стиль, при котором родители оставляют простор для свободы: не оказывают влияние на решения, принимаемые сыном или дочерью, дают возможность познавать мир и выбирать свой путь, мягко направляя. Это хорошее решение для семей, желающих воспитать творческого и успешного ребенка.

Авторитарный стиль

Авторитаризм предполагает полное подчинение человеку, который несет ответственность за управление семьей. При таком стиле ребенок остается управляемым, послушным, а основополагающие решения за него принимают родители. Последние возлагают на ребенка большие надежды, требуют от него высоких оценок и успешности в любом деле, которое он выполняет.

При общении с младшим поколением взрослые используют безапелляционные фразы: «Я лучше знаю!», «Будет так, как я сказал!», «Не дружи с Машей – она мне не нравится!» и иные, накладывающие вето на принятие самостоятельных решений. Этот стиль помогает скорректировать поведенческие проблемы: невоспитанность, грубость, тотальное непослушание.

Применяя его, можно достичь нежелательных результатов:

  • слабость личности;
  • ненависть к родителям (характерно для подросткового возраста);
  • утрата семейных ценностей;
  • приобретение деспотичных качеств, которые ярко проявятся во взрослой жизни.

Поэтому психологи рекомендуют использовать авторитаризм не в чистой, а в смешанной форме, что позволяет сохранить грань между строгостью и родительской заботой. Необходимо учитывать вкусы и интересы ребенка, прощать ему мелкие слабости и шалости, не ставить априори невыполнимые задачи.

Демократия

Демократический стиль – это модель, основополагающим камнем которой является совместное принятие решений. Каждый член маленькой социальной ячейки, которой является семья, вправе высказывать свое мнение по тому или иному вопросу.

Ребенок в таком стиле воспитания – яркая индивидуальность, он с малых лет учится самостоятельно принимать решения, которые касаются как его, так и судьбы семьи (не в глобальных масштабах, конечно).

В основе такого стиля лежат взаимопонимание, взаимоуважение, любовь и забота. Родители адекватно оценивают таланты и способности ребенка, развивая в нем те черты, которые выражены наиболее сильно.

Например, школьник не любит математику, но отлично рисует и обожает литературу – родители будут поддерживать его стремления, закрывая глаза на тройки по точным наукам.

В целом демократия позволяет развить в мальчиках и девочках важные черты, которые пригодятся им во взрослой жизни:

  • умение принимать решения и нести за них ответственность;
  • навыки правильной расстановки приоритетов и целей;
  • коммуникативные способности и покладистость;
  • правильная оценка своих возможностей;
  • навыки планирования и грамотного распределения ресурсов.

Демократический стиль воспитания, если рассматривать его с точки зрения психологии, наиболее удобен для всех членов семьи. Однако иногда в него нужно добавлять немного авторитарности, в противном случае ребенок может ощутить вседозволенность.

Индифферентность

Индифферентный стиль подразумевает полное игнорирование потребностей, интересов детей. Такой подход зачастую выбирают родители, которые заняты работой, личной жизнью или решением других насущных проблем.

С ребенком не ведутся задушевные разговоры – он просто есть, но не получает своей доли внимания и любви. Нередко родители, не вкладывая в ребенка силы и время, начинают ругать его за плохие оценки или любые другие неудачи.

Воспитательный процесс формирует в девочках и мальчиках эмоциональный холод, из-за которого они во взрослой жизни не способны к эмпатии, ответственности.

Часто такие дети могут быть несобранными. Они испытывают проблемы при построении своей семьи, плохо разбираются в людях, поэтому, движимые одиночеством, в подростковом возрасте могут попасть в плохую компанию.

Если вы непроизвольно придерживаетесь такого стиля, то добавьте в общение с ребенком больше тепла: не бойтесь сказать о своей любви, уделите разговорам с сыном или дочерью хотя бы 30-60 минут в день, хвалите за достижения и поменьше ругайте за ошибки.

Либерализм

Родители, придерживающиеся либерального стиля воспитания, разрешают ребенку все! В такой семье дети могут без ограничения смотреть мультфильмы, есть много конфет, не спать допоздна. Однако отсутствие ограничений формирует в детях ряд негативных черт характера, среди которых:

  • чрезмерная самостоятельность, граничащая с непослушанием;
  • определенная доля эгоизма;
  • низкий уровень сопереживания.

Разрешая ребенку все, родители пускают воспитательный процесс на самотек. Поэтому для либерального стиля характерны незаинтересованность проблемами членов семьи, отстраненность, отсутствие запретов и четких границ.

Подведем итоги

Оптимальное решение – комбинирование всех вышеперечисленных стилей. При выборе стратегии воспитания необходимо в первую очередь учитывать возраст детей. Дело в том, что ребятам до 3-5 лет необходима определенная доля авторитаризма, а вот индифферентный стиль не рекомендуется использовать для подростков.

В любом случае, стоит уделять детям время, прислушиваться к их мнению и учитывать пожелания, а также вкусы и способности.

Выбирайте способы коммуникации и воспитания, ориентируясь на текущую ситуацию, ведь неправильная поведенческая модель может стать причиной формирования у ребенка комплексов и негативных черт характера.

Похожие посты

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.