Митрополит Афанасий Лимассольский: 3 искушения в браке

В браке нужно меняться, а не менять. митрополит афанасий о том, почему распадаются семьи

Митрополит Афанасий Лимассольский: 3 искушения в браке

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга митрополита Афанасия Лимасольского «Брак — ад или рай?». Беседы с кипрским митрополитом полны жизненных примеров, юмора и святоотеческой мудрости.

Брак — это трудно

Бывало, молодые люди спрашивали старца Паисия: «Отче, помолитесь, чтобы мы нашли себе хороших девушек», на что старец отвечал шутя: «Да ладно вам! А с плохими девушками что делать? Законсервировать их в банки и убрать подальше в погреб? Кто-то же должен взять в жены и плохих».

Далее старец Паисий пояснял, что имеет в виду. Когда мы хотим в жены хорошую девушку, мы неправильно подходим к самой идее брака. А что, если она окажется не такой хорошей, как мы ее себе представляем? Что, если с годами будут видны ее недостатки, которые, без сомнения, есть у всех?

Брак — это такой же подвиг, как и монашество. Кто-то уходит в монастырь спасать свою душу послушанием и трудом, другие же занимаются тем же самым, спасая душу через брак.

Однажды Афанасий Лимасольский повстречал в монастыре своего однокурсника. Он был весь седой и постаревший. Совсем не по годам.

Брат Панайот, — обратился к нему Афанасий, — ты ли это?

Я, брат Афанасий.

А что с тобой случилось? Ты заболел?

Нет, брат Афанасий, я женился.

Жена, по словам Панайота, совсем его измотала — к 30 годам превратила в старика. Вот он и пришел за благословением на развод. Старцы же вразумили Панайота: каждый человек проходит через трудности и если относиться к ним правильно, можно извлечь пользу для души.

Не важно, какой путь мы избрали, монашество или семейную жизнь — мы должны быть готовы к испытаниям.

Меняться, а не менять

Когда мы приходим в монастырь, мы не меняем старцев или братию под себя. Мы меняемся сами. Так же и в браке — измениться должны мы, а не наш супруг или супруга.

Ефрем Катунакский 42 года жил со старцем, которого никто не мог выносить и 15 минут. Этот старец был очень тяжелым человеком, душевно больным, настолько невыносимым, что даже не буду упоминать, чтобы вас не шокировать.

Много раз Ефрем намеревался уйти от старца. Но каждый раз что-то внутри останавливало его.

В невыносимых мучениях он провел 42 года. И вот, когда деспотичный старец отдал Богу душу, Ефрем последний раз приложился к его останкам. В этот момент он обратился к Господу: «За что? Почему я мучился? В чем был смысл?». И тогда просветление снизошло на Ефрема — все это время он спасал свою душу. Через испытания он постигал добродетели. А если бы ушел — потерял бы все.

Жизнь и поучения старца Ефрема изложены в замечательной книге «Старец Ефрем Катунакский». Рекомендуем

Спасение приходит к человеку через Крест. Но не стоит воспринимать свою супругу как гонителя Нерона: «Какое счастье, что моя жена палач! Сейчас она меня обезглавит и я спасусь!». Нет, мы вступаем в брак, чтобы отсечь свои страсти, подвизаться и превозмочь себя. Изменить себя к лучшему.

Почему распадаются семьи

Нас с детства учат быть добрыми. Уважать старших, быть вежливыми, соблюдать хорошие манеры. Это правильно. Но нас не учат слушать собеседника.

Православная церковь уделяет умению слушать большое внимание. Например, святой Никодим Святогорец, монах и аскет, наставлял духовников, как им правильно выслушивать исповедующихся. Как сидеть на стуле, как смотреть на человека, даже как правильно дышать, чтобы не смутить пришедшего на исповедь. Как жаль, что в наше время эта мудрость почти утеряна.

Супруги, у которых есть проблемы не умеют слушать друг друга. Они как два магнитофона, воспроизводят каждый свою пленку. Но разве можно договориться, если умеешь только говорить, но не умеешь слушать?

Смотрите, Христос, чтобы спасти людей, Сам стал человеком. Он не спас мир только через посланных пророков и оставленные Им заповеди. Нет. Он принял на Себя человеческую плоть.

Так же и в браке — мы должны примерить на себя духовный мир супруга. Понять, его, что он чувствует, какие у него потребности, трудности, страхи. Только так брак может быть крепким.

Измены происходят не на пустом месте. Обычно измене предшествует отдаление супругов друг от друга. Непонимание. Именно неумение слушать и понимать своего спутника чаще всего становится причиной разводов, а не измена.

Коммуникация начинается там, где кончается смерть

Нет более неподходящего человека, чтобы говорить о семье, чем я, — признается митрополит Афанасий, — я никогда не был женат и ничего не знаю о супружеской жизни. Но когда читаешь святых отцов, начинаешь понимать, как устроены отношения между людьми.

Мы, монахи, тоже учимся общаться и коммуницировать. Учимся признавать свои ошибки. Даже если другой тебя оклеветал, ты, как человек духовный, не можешь ответить ему злом. Т.е. у тебя есть на это право, но ты не имеешь такого права. Так нас учат старцы.

Когда случается неприятная ситуация, мы следуем заветам святых — взять ошибку на себя и сказать: «Я не прав. Это я виноват». Не важно, что по закону ты прав, а неправ другой. Так ты учишься преодолевать себя, учишься коммуницировать.

Знаете, как это нелегко? 10 часов стоять на бдении, когда рядом с тобой кто-то сплевывает, храпит или дурно пахнет. Ты не хочешь это терпеть, но ты будешь это терпеть, потому что никуда не денешься.

И в браке нелегко, и в монашестве.

Я говорю, превозмогать себя, как будто это просто. Нет, это не просто. Это, наверно, самый большой подвиг для человека.

Чтобы научиться такому, и даже ощутить некоторый уют — нужно преодолеть смерть. Чтобы не испытывать перед ней страха. А для этого нужно вкусить бессмертия, ощутить Божью любовь по ту сторону этих мирских вещей. Эта любовь дает тебе ощущение бессмертия, и ты уже ничего не боишься: ни клеветы, ни обиды, ни даже если тебя убьют. Ты проходишь через мирские трудности без каких-либо затруднений.

У тебя появляется реальная свобода, которая рождается от правильного взгляда на вещи.

Из книги «Брак — ад или рай?»

Занимайтесь чем угодно, но оставьте душу свободной. Советы священников о смирении

«Просто поговорите…» Протоиерей Сергий Николаев о любви и ревности

Вместе тесно, а врозь скучно. Три правила брака от архимандрита Андрея Конаноса

Таинство брака и сложности семейной жизни — Афанасий Лимассольский

Митрополит Афанасий Лимассольский: 3 искушения в браке

Мудрый старец Афанасий Лимассольский учит, что таинство брака можно уподобить нежному цветку. Для того, чтобы этот цветок вырастить, о нем нужно заботиться.

Необходимо, чтобы он был посажен в добрую (подходящую) почву, надо удобрять землю, в которой он растет, своевременно поливать его.

Если же за ним не ухаживать, то возможно, что сначала он будет прекрасен и будет испускать благоухание, однако вскоре засохнет и погибнет.

Так и в браке от человека требуется большое умение, чтобы поддерживать первоначальную любовь, утвердив ее на прочном основании так, чтобы она смогла выстоять. Вполне естественно, что в какой-то момент можно пресытиться плотскими отношениями и внешней красотой, и тогда вперед выступают твои основные, твои главные отношения с другим человеком.

С этого момента тот человек, с которым ты заключил брак, будет являться твоей супругой или супругом, это будет тот человек, с которым вы вместе держите путь от этой временной жизни к жизни вечной в Царствии Божием. Следовательно, брак является очень серьезным предприятием.

Также необходимо знать, что деторождение не является основной целью брака, а только лишь второстепенной. же цель брака состоит в том, чтобы люди, заключающие его, после ухода из этой земной жизни заключили великий брак с Владыкой Христом.

И через взращивание взаимных отношений, основанных на любви к Богу, совместно преодолевая трудности, встречающиеся в семейной жизни, сумели сочетаться в вечности со Христом.

Таинство брака и его сложности

Бывают случаи, когда отношения выходят за пределы любви и брак изменяется. Зачастую люди, состоящие в браке, сталкиваются с серьезными проблемами, многие браки распадаются.

Оказавшись в подобной ситуации, супруги обязательно должны, как говорится, «посидеть, подумать» о сложностях, возникших во взаимоотношениях со своей второй половиной, и о том, правильно ли каждый из них ведет себя по отношению к другому.

Делать это надо обязательно, даже если человеку кажется, что он поступает правильно.

Потому что вот это «правильно» должно рассматривать с той позиции, удовлетворяют ли твои действия другого человека, сохраняют ли они мир в семье, а не думать, что раз это кажется правильным, значит так оно и есть.

Когда у супругов есть желание изменить ситуацию к лучшему, начиная с самого себя, тогда Сам Бог помогает им, внутрисемейные проблемы постепенно решаются, человек опытно приобретает снисходительность и уже не судит другого так строго.

Его мышление перестраивается: он приучается терпеть другого человека, размышляя над тем, что Господь терпит всех нас. Если человек начинает работать над самим собой, то он старается избегать причин, приводящих к ссорам.

Когда в семье супруги сталкиваются с трудными обстоятельствами, необходимо действовать с большой любовью и смирением, один член семьи должен поддерживать другого, более немощного, он должен в такие моменты, образно говоря, носить его на руках. Предположим, что человек, устраивающий сцены и создающий проблемы в семье, – не супруг или супруга, а кто-либо из детей.

Что делали бы родители в этом случае? Выгнали бы его из дома, чтобы он им больше на глаза не попадался? Конечно, нет.

Но если мы своих родных детей терпим и многое им прощаем, почему же мы не можем выносить своего мужа или жену? Если мы на все будем смотреть с добрым помыслом, это поможет нам быть более терпимыми до тех пор, пока мы, уже по доброму навыку, не научимся избегать легких путей, приводящих к разводу.

К разводу ведет легкий путь

А трудным путем мы идем тогда, когда пытаемся во что бы то ни стало удержать другого человека, когда мы его терпим, когда стараемся ему помочь.

Подлинная любовь, которая «не ищет своего», которая жертвует собой ради ближнего, не ищет легких решений. Поскольку брак является таинством любви между двумя людьми противоположного пола, значит любовь – это, прежде всего,жертвенность.

Именно этой жертвенной любви, которая терпит и переносит все ради другого, нас учит Церковь.

К сожалению, в некоторых семьях случаются чудовищные происшествия, инциденты, о которых мы не так редко слышим. Я говорю о случаях ужасного насилия по отношению к детям.

Это настоящая трагедия! Как надо поступать в таком случае? Если существует опасность со стороны такого «отца» или такой «матери», то этот человек непременно должен быть удален из дома, где живут дети, потому что он создает угрозу для них. Другого решения здесь быть не может.

Я уверен, что такие люди психически больны. Не может быть, чтобы нормальный человек сделал нечто подобное. Даже если в доме, где находятся дети, у таких людей хранится имущество, сосуществование с таким родителем невозможно. Должна быть исключена любая возможность продолжения этой трагедии. Ведь психика детей, подвергшихся насилию в семье, остается травмированной практически на всю жизнь.

Однако здесь мы должны быть очень внимательны. Прежде чем утверждать, что что-то произошло, нужно сперва удостовериться, что это действительно так, надо убедиться, что это не ошибка, не недоразумение.

Я постараюсь объяснить, что имею в виду: есть категория людей, внутри которых столько одиночества, горя и развращенности, что они на самом деле совершают преступления и аморальные поступки. Но есть больные другого рода, которые безосновательно подозревают своего супруга или супругу в подобных действиях.

К примеру, к нам в митрополию не однажды обращались некоторые женщины и сообщали, что их муж, их брат или кто-то еще занимается подобными вещами.

Митрополит Афанасий Лимассольский

Потом выяснялось, что в действительности ничего подобного не было, что это просто плод больного воображения матери, которая уверена, что к ее детям пристают.

Если человек, которому сообщили об этом, будь он духовником, врачом, полицейским или кем-нибудь другим, по неопытности не в состоянии разобраться в ситуации, то с легкостью может поверить такой матери, которая предпринимает целые операции по спасению своего чада, рассказывая в подробностях о якобы происходящих случаях насилия в семье, в действительности же оказывающихся ее фантазиями, в которые она верит с такой живостью. И такое случалось не один раз. Я повторюсь, что мы должны быть очень внимательными, прежде чем обвинить человека в насильственных действиях по отношению к детям.

Значение Церкви в семейной жизни

Если говорить о тех психических травмах, которые переживает конкретный человек (или все мы), когда испытывает различные жизненные потрясения в какие-то моменты своей жизни – возможно, что собственными человеческим усилием такому человеку и удастся справиться с этой душевной раной. Однако из многовекового опыта нашей Матери-Церкви мы знаем, что когда человек обращается к Богу и предоставляет свободу действовать благодати Святого Духа через участие в Таинствах, с этим человеком происходит нечто преславное: он не только исцеляется от своих душевных травм, но со временем, при содействии благодати, сам становится причиной множества исцелений. Об этом мы читаем в одной молитве, в которой говорится, что Бог соделал источник горьких, непригодных для питья вод источником исцеления множества недугов.

Наш старец Паисий Святогорец говорил, что Благой Господь и смертельные яды претворяет в целебные снадобья. Опытно переживая различные действия благодати, посредством молитвы и личных отношений с Богом, человек исцеляется от чрезмерной чувствительности, которая присутствует в его душевном мире по причине перенесённых психических травм.

Постепенно эта его чувствительность преобразуется из травмирующей в позитивную, и впоследствии он становится способен помогать другим людям. Мы это часто можем наблюдать на личном примере или на примере людей, окружающих нас.

Когда какой-то человек страдает или очень остро воспринимает разные события, случающиеся в его жизни, то он очень легко находит подход к другому человеку, переживающему подобное.

Видите, как премудро Господь устроил Церковь? В ней не существует безвыходных ситуаций, которые с помощью благодати Божией не смог бы преодолеть человек, чтобы ему не пришлось потом оправдываться: «Господи, если бы в моей жизни не случилась эта трагедия, я был бы совершенно другим человеком, несравненно лучшим». Нет, я абсолютно с этим не согласен. Если только человек захочет, он может с помощью Божией достигнуть совершенства.

Благодать действует превыше уставов естества

Потому и Господь воспринял человеческую плоть и терпел искушения, «чтобы и искушаемым помочь».

А именно: быв безгрешным Богочеловеком, Он смирился до того, что пришел в этот мир в подобии странника, был отвержен родом Иудейским, испил чашу Крестных страданий и вкусил смерть, которая не имела над Ним власти, показав этим пример нам, следующим вслед за Ним.

Разве не мог бы Господь помогать Своему созданию, не пройдя через Крестные страдания? Конечно, мог бы. Но Спаситель добровольно, ради человека прошел этот Крестный путь, чтобы показать нам, по какому пути следовать, чтобы быть Его учениками. Так же и человек, лично пройдя через страдания, глубже понимает своего ближнего и сострадает ему.

Можно сказать, что насколько стеснен человек жизненными обстоятельствами, настолько предпочтительнее его место перед Богом. Благой Господь милует несчастного, о котором говорит в 50-м псалме пророк Давид: «Сердце сокрушено и смиренно Бог не уничижит». Вот это-то сокрушенное и смиренное сердце Господь преобразует и утончает, и оно становится очень восприимчивым.

Боль, несправедливость или какого-либо рода страдание приносят человеку пользу. Боль перерождает человека, делает его прекрасным, она «сокрушает» его сердце.

Человек, испытывающий страдания, становится мудрым, он познает немощь человеческого естества, он узнает, что в мире кроме него страдают многие, и таким образом сообщается с другими людьми, понимая, что и они испытывают подобное.

С другой стороны, что происходит с родителем, который творит насилие в семье? Какой-нибудь святой, услышав об убийстве, не сокрушался бы столько о жертве, сколько об убийце. Жертва всегда заслуживает сожаления и помощи Божией. И поскольку она зачастую несправедливо обижена, то Господь воздает ей по своей Божественной справедливости, утешая ее своей благодатию.

А вот этого зверя, убийцу, кто его пожалеет? Кто воззрит на него? И сам он к кому прибегнет? Если даже и придет ему мысль обратиться к Богу, что он Ему может сказать? Ведь руки его обагрены кровью. Подобен зверю этот человек и заслуживает большего сожаления, чем его жертва, поскольку и люди его отвращаются, и ко Господу он не имеет дерзновения обратиться.

Какое утешение может иметь такой человек?

Но все же, даже и для самого отчаянного грешника есть прибежище – Господь.

Да, даже от убийцы, даже от родителя-насильника, даже от таких людей, уподобившихся скотам, Всемилостивый Господь ждет покаяния. Не существует ничего, что могло бы превзойти любовь Божию.

Господь безграничной своей любовью обнимает все человечество, и так как все мы являемся Его чадами, то нет такого греха, который бы превзошел Его благость. Поэтому и мы никогда не должны осуждать человека, мы должны осуждать его грех, действие, поступок.

Знание о безграничной любви Божией является для грешника великим утешением.

Ведь даже если и весь мир гнушается им, существует Некто, Кто принимает его покаяние, Кто не испытывает к нему ненависти, Кто не осуждает его, и это есть Сам Господь.

Давайте ни в коем случае не терять надежду на изменение человека, даже если он утратил образ Божий, даже если он стал скотоподобным. Даже в этом случае существует надежда, и для него еще открыта дверь к Богу.

Господу возможно спасти каждого человека, только бы он сам предоставил Ему свободу действовать.

И наконец, хочу добавить нечто очень важное, что должны иметь в виду родители: в детях очень глубоко живут добрые или негативные впечатления об их родителях.

Нужно приложить все старания, чтобы наши дети видели добрые примеры в своей семье, чтобы они хранили их в своих душах.

В будущем, когда они создадут свои семьи, эти добрые примеры будут помогать им в устройстве их личной взрослой жизни и, подобно здоровому иммунитету, будут сохранять их от всего дурного.

Перевел с новогреческого Димитрий Лампадист

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.