Мойше Фельденкрайз: Как формируется Образ Себя

Содержание

Метод Фельденкрайза

Мойше Фельденкрайз: Как формируется Образ Себя

Последнее обновление: 28.02.2020

Оглавление

Краткий обзор метода
Примечание
Подробный обзор метода
Профессиональные программы
Книги
Ссылки

Саморазвитие через психофизическое обучение

Доктор Моше Фельденкрайз (1904–1984)был необыкновенным человеком, который никогда не переставал учиться и последние40 лет своей жизни посвятил тому, чтобы каждый мог обнаружить в себе этотнеисчерпаемый ресурс для саморазвития. Он продолжал совершенствовать метод,названный в его честь, до конца своей жизни.

Как истинно целостный подход к здоровью и благополучию, обучение по методу Фельденкрайза может иметь удивительные терапевтические эффекты и значительно улучшить осанку, дыхание, физические и ментальные способности. Однако это не терапия, не техника и не программа упражнений.

В конечном счете метод ставит более высокие цели, предлагая открытые пути исследования, направленные на реализацию наших устремлений. Это достигается через непосредственный опыт, знакомый нам с младенчества, который возвращает нас к органическому научению.

В начале нашей жизни мы самостоятельно, без всякой помощи или наставления, достигли удивительных способностей, овладели вертикализацией, научились ходить и говорить. В то время мы с удовольствием исследовали, экспериментировали и учились, пока намерения не воплощались в эффективные действия и удовлетворенность достигнутым.

Поддерживаемые в этой исследовательской деятельности нашим врожденным любопытством, мы снова и снова испытывали вполне естественно то, что студенты Фельденкрайза вскоре начинают понимать сознательно: при соответствующем отношении к себе и задаче невозможное становится возможным, возможное — легким, а легкое — приятным и простым.

В этом смысле мы все можемвернуться к той природной естественности, которая давала нам возможностьпознавать и жить наиболее полноценно, будучи маленькими детьми: радость полнойжизни, спонтанности, творчества, здоровья и целостности.

Истинное обучение являетсяоткрытым

Метод Фельденкрайза лучше всегоможно описать как разумно организованный подход к «обучению научению». Его характернаяигривость смоделирована на основе естественных процессов научения, как это былов детстве.

Совершение ошибок поощряется, поскольку они могут привести кнепредсказуемым открытиям и поразительным результатам. Заранее определенныхцелей избегают, потому что они, как правило, препятствуют реальному обучению.

Фельденкрайз говорил:

«В знании того, что делать, прежде чем мы научимся учиться, мы можем достичь только предела нашего невежества».

Хорошие и плохие привычки

В большинстве случаев обучение через погружение в опыт приводит к формированию устойчивых привычек. Однако не все эти привычки приносят нам большую пользу. И если мы будем вести себя так, как будто наши привычки сами по себе, как будто невозможно найти новые и лучшие решения, мы можем оказаться в настоящей беде:

«Привычка должна служить тебе, а не ты — ей. Привычки — это замечательные вещи. Используйте их для своего блага, а не для самоуничтожения».

Соматическое обучениеФельденкрайза — это мощное противоядие от непреднамеренного самовредительства,например от износа суставов из-за плохой осанки и неэффективных действий,характеризующихся ненужными усилиями.

Вместо того чтобы терпеливо ждать,скажем, замены тазобедренного сустава, мы можем сами принять профилактическиемеры: научиться находить освобождение от ограничений привычных моделейповедения и обнаружить лучшие решения, которые способствуют регенерациипораженного сустава.

Люди часто оказываются искренне удивлены, когдаобнаруживают, что метод помогает им раскрывать их скрытый потенциал.

Этонеизменно происходит, когда естественный процесс развития и становления какуравновешенного, зрелого человека возобновляется после того, как он был прервансоциальной обусловленностью и требованиями, предъявляемыми в школе и обществе.Моше Фельденкрайз говорил о том, что необходимо «избавиться от всего тогохлама, который вкладывается в нас с самыми наилучшими намерениями».

«Движение есть жизнь — бездвижения жизнь немыслима»

Метод использует движение, самоеестественное проявление жизни, как основную среду для самопознания исамопомощи.

Мягкое исследование привычных последовательностей движений —вместе с чрезвычайно необычными вариациями — выявляет части тела, которыепохожи на незаполненные места на старой карте, они обычно остаются неподвижными,не вовлекаясь в физическую активность.

Получая непосредственный чувственныйопыт в процессе уроков, обращая  вниманиена степень комфорта или дискомфорта — то есть гармонии, легкости и удовольствияили усилия, борьбы и неудовлетворенности, — мы можем восстановить важныеаспекты самих себя, которые были забыты и исключены с раннего детства как изосознания, так и из движения.

И самое главное, что разумностьнашей нервной системы получает шанс вновь заявить о себе и действительновыполнять ту работу, которую она призвана выполнять не только в ранние годы, нои на протяжении всей нашей жизни: создавать порядок в нашем восприятии,чувствах, мыслях и действиях и придавать смысл нашему опыту. Таким образом,наша нервная система будет продолжать расширять свои возможности исовершенствоваться до последнего вздоха.

Когда это происходит, мы испытываем удивление или наполняемся радостью. Возможно, также мы начнем ценить необыкновенную разумность человеческой нервной системы. Как подчеркивал Фельденкрайз, эта система развивалась на протяжении тысячелетий эволюции.

Поэтому она, в конечном счете, гораздо умнее и надежнее нашего интеллекта, который был воспитан и обусловлен в учебных заведениях современного общества.

Когда мы начнем заново соединяться с невероятным потенциалом  накопленной в нашей нервной системе мудрости, мы также получим возможность гораздо более здраво и ответственно относиться ко всей воплощенной жизни на Земле.

Два вида работы

Сознавание через движение(ATM) и функциональная интеграция (FI) — два дополняющих друг друга подхода в рамках метода. Ихэффективность заключается в способности получить доступ к врожденнойспособности нашей нервной системы меняться и совершенствовать свое собственноефункционирование.

• В группах АТМ учащиеся направляются,главным образом вербально, на переживание тела в пространстве и действии (тоесть учатся полагаться на обычно недостаточно используемые проприоцептивные и кинестетическиеощущения) и тем самым обнаруживают, что разум и тело являются одним неразделимымцелым. Опыт участников уроков можно охарактеризовать как легкие и увлекательныеэксперименты.

• Индивидуально в FI ученик/студент обучается точно так же. Только на этот раз он направляется в основном невербально, через прикосновение.

Здесь речь идет о том, чтобы быть вовлеченным в необычайно сложный внутренний танец, включающий тонкий, иногда очень интересный, забавный или в какой-то степени парадоксальный диалог между двумя нервными системами, то есть между учеником и практиком.

«Успешное действиеосуществляется с наименьшими усилиями тела и разума»

Моше Фельденкрайз подчеркивал, что такое действие всегда включает в себя четыре составляющих: мышление, ощущение, чувство и движение, потому что они «никогда не происходят в отдельности, никогда, ни на мгновение».

Он знал из собственного опыта и опыта своих учеников: если мы начнем использовать все эти возможности с большей осведомленностью вместо того, чтобы жить в основном в головах и эмоциях, как это обычно бывает, мы найдем пути успешной реализации намерений, потому что тогда в нашем распоряжении «мы имеем неисчерпаемые средства».

Непосредственным и очень ощутимымпреимуществом участия в групповых уроках или проведении несколькихиндивидуальных занятий является растущая способность ощущать себя — и, вчастности, чувствовать, как физическая работа, связанная с любым действием,может быть надлежащим образом распределена во всем теле. Например, нагрузка натазобедренные суставы значительно уменьшится, когда межпозвоночные диски начнутфункционировать так, как это предусмотрено природой, смягчая воздействиекаждого шага.

Когда мы принимаем вызов заботитьсяо нашем собственном комфорте, действуя мягко и не спеша, без чрезмерныхусилий, прислушиваясь к себе, мы можем снова начать жить тем единством тела иума, которое мы все знали, будучи младенцами и малышами. И тогда мы поймемсмысл типичного утверждения Фельденкрайза:

«В любое комфортное действие обязательно вовлекается все тело, весь я, целиком».

«Просто измени свой образ!»

Самая доступная книга МошеФельденкрайза «Сознавание через движение» начинается со слов: «Мы действуемв соответствии с нашим Образом Я». Далее он объясняет, что этот Образ Я «обусловленв разной степени тремя факторами: наследственностью, образованием исамообразованием».

В конечном счете, мы можем влиять в полной мере только на направление и качество самообразования.

Весь метод Фельденкрайза основан на одном важном постулате: попытки улучшить конкретные навыки и действия — как мы все обычно пытаемся делать, когда мы не удовлетворены собой, — не изменят то, как мы были обусловлены мыслить, чувствовать и действовать.

Это условие определяет наш в основном бессознательный Образ Я, и пока это остается неизменным, ничего не может измениться к лучшему. Разрыв между образом и потенциальными возможностями может быть преодолен только путем «поиска лучших способов действия через изменения нашего способа действия».

По мере развития новых навыков и компетенций посредством активного исследования Образ Я человека также начинает меняться. Это, в свою очередь, повлечет за собой действительно ощутимые изменения в мышлении и поведении.

Такой процесс непрерывного самосовершенствования или самообразования может в конечном итоге привести к тому, что Моше Фельденкрайз назвал Могущественным Я. Такое возможное Я обладает свободой от навязчивого обусловленного поведения, уверенностью в себе, способностью к самонаблюдению, саморефлексии, ответственному мышлению и действиям.

«Чем больше ты понимаешь, ощущаешь, чувствуешь… тем менее отчужденным ты будешь от себя и мира».

«Мы все умственно отсталые — скорее всего, большинство из нас используют только 5 % потенциала нервной системы»

По опыту Моше Фельденкрайза, те,кого называют инвалидами или умственно отсталыми, иногда более развиты каклюди, чем так называемые нормальные люди.

Объяснение: при удачном стеченииобстоятельств такие люди получают правильную поддержку и поощрение, чтобыразвить свой врожденный потенциал в полной мере вместо того, чтобы сократитьего, присоединившись к крысиным бегам, как это пришлось сделать большинству изнас.

Вот Моше Фельденкрайз говорит прямо: «Кто из нас, в конце концов, неумственно отсталый в том смысле, что мы позволяем многим областям нашего мозгаатрофироваться в результате ненадлежащего обращения или неиспользования? Мысогласны на столь малое! До тех пор, пока мы можем выжить, мы оставляем все какесть.

У нас могут быть ужасные позы, движения и привычки, которые искажают иразрушают наши тела и мозги, — и мы все еще можем быть классифицированыкак нормальные. Скорее всего, большинство из нас используют только 5 %потенциала нервной системы. Тогда кто мы, чтобы называть других людей умственноотсталыми просто потому, что их специфический дефицит вызывает видимые эффекты,которые мы называем болезнью?»

Шаг в эволюции сознания

В процессе непрерывной адаптациии оптимизации, приближающей нас к тому, на что мы действительно способны, мыможем начать нейтрализовать некоторые, если не все, из этих изнурительных привычек,которые с самого рождения прививает нам общество: потребность угождать,бездумное достигаторство, соперничество, а иногда и парализующее чувствонеуверенности в себе.

Такое пробуждение случается сомногими людьми, когда они испытывают гармонию, спокойствие и умиротворение вовремя уроков соматического обучения.

Те, кто практиковал неподвижные медитациив течение многих лет, несмотря на все неудобства, связанные с длительнымсидением, могут внезапно обнаружить себя способными преследовать свои высшиедуховные устремления  более практичным именее болезненным образом, потому что «путь к бесконечному и вечномуначинается здесь и сейчас, в том, как мы дышим, сидим, ходим и функционируем вкаждый момент. Одно и то же слово — «благодать» — описывает какдуховное достижение, так и эстетическое удовлетворение движением. Осознаниеисцеляет и пробуждает чувство целостности, полноты жизни, что являетсясущностью духовного переживания» (Стивен Шаферман, AWARENESS HEALS, стр.184).

Кому это нужно?

Ни возраст, ни физическоесостояние не должны быть препятствием для обучения по методу Фельденкрайза.Метод предназначен для тех, кто заинтересован в изучении и расширении своихвозможностей более искусно реагировать на многочисленные жизненные вызовы иобрести более высокую степень свободы выбора.

Однако большинство людей приходят на уроки из-за некоторой недееспособности —ревматоидного артрита, рассеянного склероза, болезни Паркинсона, рецидивирующего перенапряжения (часто из-за долгих часов работы с компьютером или занятий на музыкальном инструменте), «замороженного плеча», хлыстовой травмы и т. д.  или просто потому, что этот метод  — их последняя надежда научиться справляться с парализующей болью в спине.

Такое обучение способствует осознанию структуры и взаимосвязей скелета, что одновременно снижает и выравнивает преобладающий мышечный тонус, и, как следствие, уменьшается количество прилагаемых усилий, затрачиваемых на все, что мы делаем.

Значительно возрастаетчувствительность, позволяя нам замечать даже небольшие отклонения от нормы, чтоулучшает нашу способность ориентироваться в пространстве и добавляет гибкость и многогранность тому, как функционируетнаш интеллект.

Как результат, значительноснижается утомляемость, тем самым увеличивая нашу работоспособность ивыносливость. Улучшается осанка и дыхание, укрепляется здоровье и повышается способностьк действию.

Можно отметить, что облегчается любоеобучение, будь то умственное или физическое.

Это все приводит к более глубокому самосознанию и благополучию.

Физика движения. Моше Фельденкрайз

Мойше Фельденкрайз: Как формируется Образ Себя

Одним из самых важных развиваемых навыков для взрослых людей, пришедших в социальные танцы, является выстраивание отношений со своим собственным телом.

Как правило, в обычной жизни, никак не связанной с осознанной и развиваемой двигательной активностью, нам вполне хватает минимального уровня контроля над собственным телом, минимального взаимодействия с ним, и если мы чем-то начинаем сознательно заниматься, то только когда прижмет, например, заболит.

Поэтому для большинства пришедших молодых танцоров первые годы проходят в борьбе со своим телом, а многие так и продолжают эту борьбу, которая потом провоцирует недовольство собой, нежелание и невозможность развития. А у некоторых получается все достаточно легко и непринужденно.

Как понять природу этой борьбы, чем можно облегчить себе жизнь? Почему у одних получается с нуля и быстрее, а у других медленно и вообще не особо?

Дальше в тексте будет немного теории из книжки гениальнейшего физика Моше Фельденкрайза, читая которого у меня создается стойкое ощущение, что ему надо было преподавать танцы (автор методики развития возможностей человеческого потенциала, в том числе и тела).

В своих работах Моше говорит о том, что у человека есть «шестое чувство»: кинестетическое ощущение. Это чувство восприятия — пространства, движения, ощущения.

С помощью этого самого чувства мы воспринимаем сами себя —  движение своих мышц, свое положение в пространстве, свой вес, свой баланс и пр.

Причем это чувство (мне даже кажется, что его можно назвать инстинктом) от рождения дано людям в разной степени – у кого-то врожденно достаточно развито, у кого-то очень слабо.

https://www.youtube.com/watch?v=Pz2yVLxOFVg

Центром этого чувства является (по теории Фельденкрайза) является внутреннее ухо, а «ушами» — нервные окончания, которые находятся у нас практически везде.

Представьте: вы берете в руки, например, 10 кг, закрываете глаза, и вам абсолютно незаметно добавляют какой-то вес к имеющимся 10 кг. Муху, конечно, не уловит никто, но добавку в 500 грамм вы заметите.

Закон ощущений гласит, что чем меньший вес вы удерживаете, тем меньший добавляемый или убираемый вес вы сможете заметить, причем данный закон применим приблизительно для всех ощущений: света, звука, тепла, боли, запаха, мышечных усилий и т.д.

Но есть еще такая особенность, что один человек заметит прибавку в 50 грамм, а другой только 250.

Давайте переложим эту теорию на танцы

Когда напряжение в вашем теле находится в низкой степени, вы можете услышать и воспринять даже самое небольшое изменение сигналов. Вы сможете ощущать и осознавать происходящие в вашем теле изменения и процессы и производить действия, не вызывая в теле напряжения. Так вот, люди с хорошим кинестетическим ощущением склонны к тому, чтобы стремиться к минимальным величинам напряжения,

Люди же с неразвитым ощущением сразу изначально настроены только на результат, а не на способ его достижения – поэтому результат достигается за счет на порядок большего усилия, чем это действительно необходимо, и при этом напряжение, находящееся в их теле, только увеличивается. Тем ниже порог восприятия, в какой-то момент процесс развития останавливается. Фельденкрайз даже говорит о том, что можно достигнуть такого уровня в своем неправильном движении, что обучение будет вообще невозможно. Но это теория.

Вот и ответ на вопрос – почему одни, даже не очень много занимаясь, становятся лучше. Их кинестетический аппарат постоянно находится в поиске лучшего способа движения и начинает улавливать все больше нюансов и учится на них реагировать.

А другие продолжают использовать свой не лучший способ движения и не могут ощутить разницу, пока не поймут ее мозгом. Такой вот порочный круг. Мы воспринимаем привычный способ более правильным и легким, даже если это совершенно не так.

Кстати, когда человек, обычно работающий на неэффективном уровне движения, вдруг ловит ощущение «легкости» и «плавность» без потери скорости и точности – это становится открытием.

Но самое важное, что можно вынести – наследственность, конечно важна, но у нее совершенно не решающая роль! Хорошее кинестетическое ощущение может быть утеряно из-за неправильного применения, так и слабое кинестетическое ощущение поддается развитию!

С чего же можно начать?

Кстати, и Фельденкрайз, и Лоуэн единодушны в мнении, что физические напряжения всегда тесно связаны с вызвавшими их эмоциональными проблемами, и само по себе решение такой проблемы чистой физиологией не обеспечить.

Но также они говорят о том, что если отсутствие похвалы в детстве заставляет вас ходить согнувшись и не отсвечивать, а установка на то, что ты должен быть серьезным, не позволяет расслабиться на танцполе, то разработка тела приведет к снижению давления подобных установок на наше подсознание.

Но оставим это психотерапевтам, и давайте про наше, про танцевальное.

Наблюдая за некоторыми новичками у меня складывается ощущение, что они, даже выучив уже основной шаг, не очень осознают, что именно делают их ноги. Просьба остановиться в середине выполняемого движения (особенно, если это поворот) приводит к потере координации.

А просьба к девочкам самостоятельно прошагать то, что они делают в паре, вообще нереальна для выполнения. Больше того, начинающие партнерши чувствуют себя настолько неустойчиво, что любой элемент с расхождением с партнером вызывает чуть ли не паралич.

Они вообще не уверены, что одни устоят на ногах!

И второе мое наблюдение, совсем другое, но по эффекту, есть подозрение, очень связанное – это наблюдение за некоторыми «бурными» партнершами, которые, кажется, что-то стайлят и делают каждую секунду.

Нет, я абсолютно не против стайлинга в целом:) Но когда создается ощущение, что девушка просто боится или не может хорошо, качественно идти основной шаг и не мельтешить при этом, кажется, что она боится остановиться и уйти в осмысление того, что она делает и вообще не сможет ровно и комфортно шагать.

Поэтому я предлагаю всем попробовать начать ощущать собственное тело и то, что делают его части в пространстве.

Фельденкрайз дает упражнения на совершенно разные части тела для осознания, но для танцора, думаю, самым первым является осознание комфортного положения своего тела стоя. Не буду приводить упражнения, их много. Приведу лишь несколько, для примера.

Стать ровно, неосознанно, как вы обычно стоите. Посмотрите, как стали ваши стопы – одинаково ли, где находится ваш вес. Закройте глаза.

Не задерживайте дыхание! Потрогайте руками свой таз (ключевое место для танцующих! Не потому, почему вы подумали, а потому что там живет наш центр тяжести) – ровно ли стоят косточки? Постарайтесь ощутить, где находятся ваши плечи.

Какое из них по ощущениям выше? Соедините мысленно ниточками правое плечо с мочкой левого уха, левое плечо с правой. Какая ниточка длиннее?

А теперь попробуйте пораскачиваться. Вправо-влево, вперед-назад. Кругами. Попробуйте скрутится влево-вправо. Понаблюдайте, что работает в данный момент, может быть, в какую-то сторону вам это делать легче, а в какую-то сложнее.

Хорошая поза стоя – это та поза, из которой одинаково удобно двигаться в любую сторону.

https://.com/wall3568590_2823

Партнеры:

В процессе взаимодействия недостаточно того, что вам просто удался элемент (я не говорю о начинающих, которым просто хорошо бы вообще что-то сделать в нужное время), а когда уже что-то получилось, уже стабильно понято, задайте себе вопрос – как оно получилось? Спросите хорошую партнершу, как она ощущает ваше ведение. Попробуйте приложить меньше усилий, попробуйте проконтролировать в этот момент, что у вас напряжено, и не является ли это напряжение лишним, насколько комфортно для вас вашего передвижение, и не просто рывком ли вы повторяете то, что вам дал преподаватель.

Кстати, хороший преподаватель на определенном этапе, после усвоения достаточно первичной схемы, переходит к «чистке движений», поскольку усвоенное, но некачественное движение не даст вам свободы использования в будущем.

Партнерши:

В процессе движения, например, в поворотах, проследите – удается ли вам оставаться «в сознании» в процессе поворота, можете ли вы остановится в любой момент, не зажато ли ваше тело, где находится ваш таз, как себя чувствуют ваши плечи, не напрягаете ли вы их, и так далее.

Осознанность движения – ключ к качественному выполнению, а это уже основа легкого и свободного танцевания. И на практике — недостаточно просто выполнить движение. Нужно уделить много внимания поискам правильных ощущений.

Отсутствие лишних усилий

У вас не напрягаются лишние мышцы, вы находитесь в тонусе, а не в зажиме. Достаточно понаблюдать за хорошим танцором (как и фигуристом, наездником, и т.д.

— вообще за любым человеком, который научился надлежащим образом использовать свою умственную и телесную активность) для того, чтобы убедиться, что ощущение усилия есть субъективный признак наличия лишнего движения. По теории, любое неэффективное действие сопровождается этим ощущением; это признак некомпетентности.

При внимательном анализе всегда возможно убедительно показать, что ощущение усилия появляется из-за наличия других действий, происходящих помимо намеренного действия.

Для преподавателей: со стороны приложение излишнего усилия может быть идентифицировано по заметным перерывам в ритме дыхания, перегибам в нормальной кривизне позвоночника, а также по наличию излишней фиксации суставов в пространстве (слишком резкой передаче движения от одного сустава к другому) – визуальному «рывку».

Отсутствие ощущения сопротивления

Важный момент – наше тело сообщает нам, что ему удобно. Ощущение сопротивления в теле означает, что мы некачественно отнеслись к сигналу о том, что ему удобно.

Сопротивление обычно стараются переломить «волевым» усилием, а требуется анализ, почему же тело сопротивляется, и найти источник неудобства.

По теории, ощущение сопротивления возникает, когда конечности, грудная клетка, плечи или другая часть тела задействуется для работы, которую должны выполнять мышцы таза или брюшные мышцы.

Вопрос сопротивления чрезвычайно важен: во-первых, потому что игнорируя его, мы продолжаем действовать против самих себя, продолжая верить, что мы сражаемся с объективными трудностями; во-вторых, потому что без осознания сопротивления мы никогда не сможем избавиться от него; в-третьих, потому что когда мы видим других людей, добивающихся успеха там, где мы терпим неудачу несмотря на все старания, мы приписываем себе в попытке самозащиты какие-либо врожденные недостатки и прекращаем заниматься такой деятельностью.

Наличие обратимости

Ключевой фактор при ведении-следовании. Партнер должен быть в состоянии преобразовать свое ведение, а партнерша быть способной в любой правильный момент среагировать на это ведение. Наличие обратимости развивается при медленном выполнении движения, и ее наличие является показателем тонкого контроля движения.

Понимаю, что это все несколько оторвано от реальной жизни, но работа со своим телом несет заманчивые перспективы дружбы со своей телесностью, а это нужно не только для танцев, но вообще для качества жизни и здоровья.

Оглавление

Мойше Фельденкрайз: Как формируется Образ Себя

Моше Фельденкрайз ●Осознавание через движение (2001)168

МОШЕ ФЕЛЬДЕНКРАЙЗ

ОСОЗНАВАНИЕ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ

Оздоровительныедвижения для личностного роста

Москва

Институт общегуманитарныхисследований

2001

Оглавление 2

Метод Фельденкрайза 3

Часть I. Понимание при действии 6

Предисловие 7

Образ себя 14

Уровни развития 27

С чего и как начать 31

Структура и функция 40

Направление прогресса 48

Часть II. Действие ради понимания: двенадцать практических уроков 53

Общие указания 54

Несколько практических советов 59

Урок 1. Что такое хорошая поза? 61

Урок 2. Что такое хорошее действие? 77

Урок 3. Некоторые фундаментальные свойства движения 82

Урок 4. Дифференциация частей и функций в дыхании 89

Урок 5. Координация флексоров (сгибателей) и экстензоров (разгибателей) 98

Урок 6. Дифференциация тазовых движений с помощью воображаемых часов 105

Урок 7. Посадка головы влияет на состояние мускулатуры 112

Урок 8. Совершенствование образа себя 118

Урок 9. Пространственные отношения как средство координации действия 128

Урок 10. Движения глаз организуют движение тела 133

Урок 11. Осознавание частей, находящихся вне сознания, с помощью средств, подвластных сознанию 143

Урок 12. Мышление и дыхание 149

Заключение 158

159

Метод Фельденкрайза

Различные системы развития личности,ориентированные на работу с телом,независимо возникшие в различных местахземного шара, имеют много общего. Ониратуют за так называемое «недеяние»,то есть стремятся к тому, чтобы телодействовало естественно и легко.

Всеони предпочитают релаксированныедействия напряженным, все стараютсянаучить человека уменьшить привычноенапряжение в теле.

Все эти системырассматривают тело и ум как единоецелое, как постоянный психофизическийпроцесс, в котором изменения на любомуровне воздействуют на остальные части.

Различия между этими системами появляютсяот того, что каждая из них, по‑видимому,специализируется на определеннойобласти физического функционирования.Райхианская и биоэнергетическая работасвязана с эмоционально нагруженнымиблоками в теле, рольфинг восстанавливаетструктуру частей тела, которая моглабыть нарушена в связи с физическойтравмой или по другим причинам.

МетодАлександера занимается использованиемтела в повседневной жизни, так же как иметод Фельденкрайза, однако упражненияпоследнего содержат значительно болеесложные паттерны поведения, восстанавливающиефизическую эффективность и грацию.

Метод Шарлотты Селвер (sensory awareness) и методсенсорной релаксации концентрируютсяна ощущениях, прикосновениях, на лучшемосознавании тела и мира вокруг нас.

Все эти системы стремятся научитьчеловека быть более расслабленным,более «естественным» как во времяотдыха, так и в действии.

Все они стремятсяустранить ненужные напряжения, которыемы несем в себе и с собой, стараютсявозвратить нас к действию в «недеянии»,учат позволять телу быть эффективным,вместо того чтобы осваивать бесполезныенавыки и наращивать мышцы.

Наиболееважно отучиться от дурных привычек,которые возникают в детстве и позже,вернуться к естественной мудрости,координации и равновесию тела.

Метод Фельденкрайза предназначен длявосстановления естественной грации исвободы движений, которыми обладаютвсе маленькие дети. Фельденкрайз работаетс паттернами мышечных движений, помогаячеловеку найти более эффективный способдвижения и устранить ненужные мышечныенапряжения и неэффективные паттерны,ставшие привычными за долгие годы.

Фельденкрайз получил докторскую степеньпо физике во Франции и до сорока летработал физиком. Он глубоко заинтересовалсядзю‑до и основал первую в Европешколу дзю‑до, сформировав своюсобственную систему. Фельденкрайзработал с Александером, изучал йогу,фрейдизм, работы Гурджиева, неврологию.После Второй Мировой Войны он посвятилсебя работе с телом.

Фельденкрайз использует множествоупражнений, меняющихся от урока к уроку.Они обычно начинаются с небольшихдвижений, постепенно соединяющихся вбольшие и более сложные паттерны. Цельсостоит в том, чтобы развить легкостьи свободу в каждой части тела.

Фельденкрайз указывает, что нам нужнопринять на себя большую ответственность,понять, как действует наше тело, научитьсяжить в соответствии с нашей естественнойконституцией и нашими способностями.Он отмечает, что нервная системазанимается прежде всего движением ичто паттерны движения отражают состояниенервной системы.

Фельденкрайз подчеркивает,что необходимо научиться расслаблятьсяи находить собственный ритм, чтобыпреодолеть дурные привычки в использованиитела. Мы должны освободиться, играть,экспериментировать с движением, чтобынаучиться чему-то новому. Пока мынаходимся под давлением, напряжены,спешим, мы не можем учиться.

Мы можемлишь повторять старые паттерны.

Работа Фельденкрайза направлена навосстановление связей между двигательнымиучастками коры головного мозга и мышцами,которые напряжены или испорчены дурнымипривычками или негативными влияниями.

Цель состоит в том, чтобы создать в телеспособность двигаться с минимальнымиусилиями и максимальной эффективностьюне благодаря увеличению мышечной силы,а благодаря возрастающему пониманиютого, как тело работает.

СогласноФельденкрайзу, возрастающее осознавание(awareness) и подвижность могут быть достигнутыпри успокоении и уравновешиваниидвигательных участков коры головногомозга.

При этом мы можем достичьзначительного расширения осознаванияи сможем попробовать новые сочетаниядвижений, которые были невозможны, когдасвязи между корой и мускулатурой былиограничены предписанными и ограниченнымипаттернами.

(Из книги: Д. Фейдимен, Р. Фрейгер,«Личность и развитие»)

Метод Фельденкрайза: восстановление подвижности суставов и позвоночника

Мойше Фельденкрайз: Как формируется Образ Себя

Индивидуальные занятия в Москве с опытным преподавателем
+7 903 555-22-61

Большинству людей не приходит в голову читать книжки вверх ногами и задом наперёд, это привычка, которую мы называем здравым смыслом.

По рзелультатам илссеовадниий одонго анлигйскго унвиертсиета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без порбелм.

Опыт показывает, что большинство людей обнаруживают подвох в этом тексте только ко второму, и даже к третьему предложению. Так велика степень автоматизма наших обычных действий.

А что же с физиологией? Одни и те же нервные схемы, которые мы используем в привычных движениях, постепенно истощаются, а 90% мозга так и остаётся не у дел.

Некоторые мышцы оказываются всю жизнь зажаты в одном и том же состоянии, и мы даже не чувствуем этого.

В таких случаях специалисты говорят о сенсорно-моторной амнезии, которая существенно снижает подвижность суставов, хотя суставы при этом могут быть совершенно здоровы.

Мойше Фельденкрайз предлагает нам делать привычные вещи непривычным образом, обращать внимание на маленькие различия, трудные действия делать лёгкими, а потом и приятными за счёт оптимального использования тела и нервной системы.

Что такое метод Фельденкрайза

Метод Фельденкрайза это метод восстановления естественной грации движений. Движение рассматривается не как функция мышц, а как функция мозга. Мы не тренируем мышцы и не делаем упражнений. Мы занимаемся исследованием собственных движений и расширением образа себя за счёт развития мышечного чувства и чувства движения.

Образы движений хранятся в командных нейронах коры головного мозга. Часто эти образы сужены, неполны или их просто мало вследствие очень разных причин — наследственности, боли, травм развития, физических травм и т.п. Но самая существенная причина — это недостаток обучения.

Учась заново самым простым вещам — стоять, ходить, сидеть, вставать со стула — мы обнаруживаем в себе новые способности и новые возможности.

О Фельденкрайзе

Мойше (Моше) Пинхас
Фельденкрайз

(1904—1984)

Родился в Российской Империи, в городе Славута (в настоящее время — Украина). В 14 лет уехал в Палестину. Участвовал в деятельности групп самообороны во время арабо-еврейских столкновений. Изучал джиу-джитсу, разработал свою собственную технику самообороны.

Потом учился и работал во Франции, а после оккупации её немецкими войсками — в Британии. По образованию физик. После знакомства в 1933 г. с основоположником дзюдо Дзигоро Кано Фельденкрайз начал изучать дзюдо. Организовал первую в Европе секцию дзюдо. В 1936 году получил чёрный пояс, а в 1938 — второй дан дзюдо. Преподавал джиу-джитсу, дзюдо.

Автор нескольких книг о самообороне. Разрабатывая теоретические основы дзюдо, заложил основы своего метода восстановления естественной свободы движений.

В 50-х годах, после возвращения в Израиль разработал курсы «Осознавание через движение» (Awareness through Movement) и «Функциональная интеграция» (Functional Integration). Готовил преподавателей своего метода в Европе и США, издал несколько книг.

Нужно сказать и о том, что инструменты, которые нам даёт метод Фельденкрайза, можно использовать в обучении музыкантов, танцоров, спортсменов, в реабилитации после травм и инсультов, т.е. везде, где мы имеем дело с движением.

Лучше учиться, чем лечиться, даже если вас действительно вылечат.

М. Фельденкрайз

Обычному человеку в обычной жизни:

  • стоять и сидеть не уставая, ходить легко и грациозно;
  • ложиться спать расслабленным, вставать отдохнувшим;
  • наклоняться без скрипа, подниматься без напряжения;
  • сохранять молодую гибкость и радость движения до самого конца.

Психологу:

  • телесный образ «Я»;
  • возможность, не разрушая защит, работать с ресурсами.

Врачу ЛФК:

  • возможность работать с посттравматическими блоками и возрастными изменениями через восстановление мышечной чувствительности.

Танцовщице:

  • развитие мышечного чувства и чувства движения, что освобождает от скованности, механистичности движений и делает тело и движения очень выразительными, эмоциональными и пластичными;
  • чувство пространства, а вместе с ним — устойчивость и точность движений;
  • богатство телесных выразительных средств;
  • уверенность в себе.

Преподавателю танцев:

  • видение и понимание тела;
  • видение и понимание проблем учеников и владение простыми и эффективными средствами для работы с ними.

Танцевальному коллективу:

  • развитие чувства взаимодействия, вместе с которым возникает естественная синхронность движений, когда каждый чувствует каждого.

Практикующему йогу, цигун, тайцзи:

  • тонкое и точное чувствование своего тела, осознанность, устойчивое внутреннее внимание.

Научиться по-настоящему можно только тому, что имеет к вам прямое отношение.

М. Фельденкрайз

Чего никогда не потребует от Вас метод Фельденкрайза:

  • заметных физических усилий: упражнения физически очень лёгкие, это хороший отдых;
  • сложной техники движений: упражнения простые, хотя Вам, возможно, придётся перебрать много вариантов прежде чем Вы придёте к оптимальному движению;
  • радикального изменения своего мировоззрения: метод Фельденкрайза занимается только человеком; хотя обретаемая свобода движений будет усиливать и свободу Вашей личности от когда-то навязанных Вам стереотипов.

Знайте: вы можете выполнять движение как следует, и эта мысль приводит в порядок каждую голову и каждое тело.

М. Фельденкрайз

Чего потребует от Вас метод Фельденкрайза:

  • чуткого внимания к своему телу, к малейшим изменениям в его ощущениях при выполнении упражнений;
  • неустанного поиска наиболее лёгкого, экономичного способа выполнения движений;
  • постоянного сознательного устранения возникающих напряжений и связанных с ними задержек дыхания.

Обо мне

Наталья Николаевна
Королёва

  • образование: высшее (биофизика), 1982;
  • опыт занятий методом Фельденкрайза: с 1995;
  • опыт преподавания метода: с 1999;
  • участник международной программы по Бодинамике (с 2009);
  • участник международной программы по методу Фельденкрайза с Элизабет Блюм (с 2016 г.);
  • автор программы «Анатомия движения».

Как я пришла к методу Фельденкрайза

В начале 90-х годов прошлого столетия Москву и окрестности стала захватывать эпидемия восточных танцев. В стране, где «секса не было», женщины начали открывать для себя чувственность и женственность восточной пластики. Заниматься хотелось всем — и девочкам, и бабушкам.

Но оказалось, что с восточной негой у многих проблемы. Тогда, в 1995 году, мне в руки попала небольшая книжка М.Фельденкрайза «Осознавание через движение», ещё в самиздатовском варианте. Там я и нашла ответы на вопрос, как вернуть телу его естественную грацию.

Постепенно это стало моим основным занятием.

Невозможное делайте возможным, возможное — лёгким, а лёгкое — элегантным.

М. Фельденкрайз

Попробуйте сами!

В переобучении по методу Фельденкрайза важно не сделать, а почувствовать.

Чтобы почувствовать, надо уменьшить усилие, т.е. сделать небольшое движение медленно и мягко. Возвращаясь к привычным ритмам и амплитудам, человек часто с удивлением обнаруживает забытую лёгкость, плавность и целостность своих движений — всё то, что называют грацией.

На наших занятиях у нас будет возможность убедиться в эффективности такого подхода, исследовав свои привычки в некоторых простых движениях, например, при повороте головы или вставании со стула. Мы увидим, что способность к самосовершенствованию бесконечна и даже пожилые люди могут весьма быстро вернуть себе лёгкость и грацию движений.

Образ собственного тела: тест Фельденкрайза

Мойше Фельденкрайз: Как формируется Образ Себя

Замечательный специалист по телесно-ориентированной терапии Ирина Соловьева пишет: “Вопрос «Кто я?» является ключевым вопросом в психологии. Это фундаментальный, основополагающий бытийный вопрос в жизни человека. Все остальные вопросы следуют из него: «Зачем я?», «Куда я?» и т.д.

Если дан ответ на вопрос «Кто я?», все остальные вопросы автоматически получают следующие из этого ответы. Но этот ответ может дать только сам человек, бесполезно искать ответы вовнеНо для этого нужно взять на себя ответственность за себя, за свою жизнь, а не перекладывать ее вовне, считая себя «жертвой обстоятельств», «случайных совпадений» и т.д.

Ответ на вопрос «Кто я?» подразумевает принятие на себя ответственности, а ответственность всегда пугает. Но именно ответственность – основная характеристика психологической зрелости, показатель психологического взросления.

Важным компонентом самоидентичности является образ тела, у каждого из нас есть 2 представления о своем теле: сознательное и бессознательное 

Курс длясамостоятельной работы “Здоровая осанка” онлайн.

Образ собственного тела: тест Фельденкрайза.

Ирина Соловьева отмечает, что “Сознательное представление о своем теле более приближено к реальности. У психически сохранного человека оно в значительной степени совпадает с реальностью. Одна из характеристик патологии – нарушение тестирования реальности, то есть адекватного ее восприятия. Так, анорексия – пограничное состояние, и сознательный образ тела у анорексички уже далек от тела реального: обладая очевидной нехваткой веса, она воспринимает свое тело как полное. В случае еще более серьезных расстройств, а тем более бредовых состояний, по поводу своего тела могут возникать любые фантазии…

Бессознательное представление о собственном теле может отличаться от реальности даже у психически сохранного взрослого человека. М.Фельденкрайз называет среднестатистическое искажение бессознательного образа тела (отличие от тела реального): 20-25%. Последующие исследования подтверждают эту цифру. 

Как преимущества работы с образом тела, М.Фельденкрайз называет следующие. Во-первых, тело явлено нам объективно, у нас есть критерий, с которым мы можем сравнить субъективные представления клиента: константная точка отсчета.

Во-вторых, сфера психологическая более затабуирована, менее доступна: к своим эмоциональным переживаниям и раннедетским воспоминаниям клиент подпустит не так охотно, как к исследованию образа тела. Чтобы изменить свою жизнь, надо изменить образ действий, а для этого надо изменить образ себя. И начать легче всего с образа своего тела.

Пока образ собственного тела искажен, человек не может иметь реалистичное представление о себе в целом, в т.ч. о психологических качествах. “

Образ собственного тела: тест Фельденкрайза.

Телесный образ Я, или бессознательный образ тела – одна из глубинных и базовых структур личности, влияющая на всю личность в целом и на её движение по жизненному пути. С него можно считывать информацию об особенностях структуры характера, актуальной проблематике, мышечном панцире и травмах развития.

О телесном образе Я, о возможности его выявления впервые заговорил М.Фельденкрайз, основатель одной из школ ТОП. Он предложил способ выявления телесного образа Я посредством простой и оригинальной методики: человек с закрытыми глазами показывает размеры частей своего тела, а его партнёр их замеряет.

На основании этого простого принципа была разработана методика определения телесного образа Я. В методике содержатся ключевые измерения для создания схематического изображения фигуры человека. После измерения они переносятся на бумагу, где в масштабе 10:1 создаётся графическое изображение.

Целью методики является выявление степени соответствия бессознательного образа тела сознательному, то есть для выявления количества искажений телесного образа Я, а значит степени понимания своего тела, адекватности его ощущения.

Чтобы по достоинству оценить оригинальную и весьма информативную методику по выявлению внутреннего образа Я, лучшее, что можно сделать, – это выполнить её. Помимо удивления полученным результатом, она принесёт ещё и некоторый элемент новизны, когда вы сможете увидеть себя с неожиданной стороны.

Методика Фельденкайза (Образ собственного тела).

1. Нужен ассистент (подойдет даже ребенок), линейка, измерительная лента, калькулятор, таблица с показателся и два листка А4. 2. Один человек – испытуемый – стоит с закрытыми глазами, руки вытянуты перед собой и ладони сведены вместе. Ассистент (второй человек) спрашивает его, какой размер имеет та или иная часть тела. Допустим кисть левой руки.

Испытуемый разводит руки в стороны на расстояние, которое, как ему представляется (ощущается) как длина левой кисти. Разводить руки можно как вертикально, так и горизонтально, – как удобнее ощущать своё тело испытуемому. Но здесь один момент, – если размеры показываются в вертикальной плоскости, то ВСЕ только в вертикальной. Если в горизонтальной, то, соответствено, правило соблюдается.

Ассистент замеряет это расстояние сантиметровой (портновской) лентой и заносит результат в таблицу. Испытуемый снова сводит руки перед собой до следующего вопроса. 3. Важно! Эту фразу надо говорить каждый раз, перед указанием части, которую промеряем:  «Покажи руками, как ты ощущаешь, какой размер имеет…»

4.

Когда все представляемые промеры будут совершены и записаны, испытуемый может открыть глаза, а ассистент производит замеры называвшихся частей тела в «натуральную» величину, и также заносит результаты в таблицу. Здесь есть один нюанс, – при измерении объемных значений, например, ширины грудной клетки, замер идёт именно ширины, так как если бы замеряли силуэт на фотографии.

Это нужно учесть, т.к. позволит избежать путаницы измерения как объёма. Если будет замеряться объём, то возникнут искажения в схеме.

Да, есть еще и тест по собственному образу тела:
 

Измеряемые показатели: 1. Высота головы 2. Ширина головы (+ширина рта) 3. Длина шеи (от угла нижней челюсти до плеча) 4. Длина левого плеча от яремной ямки 5. Длина правого плеча от яремной ямки 6. Длина от плеча до локтя левой руки 7. Длина от плеча до локтя правой руки 8. Ширина локтевого сустава левой руки (по боковым выступам сустава) 9. Ширина локтевого сустава правой руки (по боковым выступам сустава) 10. Длина левого предплечья от локтя до кисти 11. Длина правого предплечья от локтя до кисти 12. Длина левой кисти 13. Длина правой кисти 14. Длина туловища от яремной ямки до пупка 15. Длина от пупка до паха 16. Ширина груди 17. Ширина талии 18. Ширина таза 19. Длина левой ноги от паха до колена 20. Длина правой ноги от паха до колена 21. Ширина левой ноги в коленном суставе 22. Ширина правой ноги в коленном суставе 23. Длина левой ноги от колена до косточки ступни 24. Длина правой ноги от колена до косточки ступни 25. Длина левой стопы 26. Длина правой стопы Полученные данные переносятся на бумагу в масштабе 10:1, в результате возникает схематическое изображение фигуры человека, являющееся отображением бессознательного образа тела, (его для удобства нанесения рисунка лучше разделить вертикальной линией по центру и от неё симметрично откладывать размеры). 

Затем, на другом листочке рисуется схема тела по настоящим размерам, также в соотношении 10:1. Она нужна для сравнения реального образа с тем, как образ представляется внутренне. И, уже имея на руках наглядные схемы, можно приступать к анализу полученных результатов. Напоминаем, что бессознательный образ тела может существенно отличаться от реального тела. И данные изображения являют собой именно бессознательный образ тела, а не тело реальное.

При количественном анализе подсчитывается процент искажения по каждому из параметров (маркируется проблемная зона) и среднестатистический показатель (искажение бессознательного образа тела вцелом). Конечно, для этого нужны параметры не только образа тела, но и тела реального: они замеряются обычной линейкой.

На калькуляторе считаете процент отклонения каждого показателся от реального значения (не важно в какую сторону). Затем складываете все отклонения и получаете итоговую цифру искажения. Запомните ее и рисунок, повторите тест через месяц и вы получите реальную цифру улучшения образа собственного тела.

+ можно высчитать процент расхождения правых и левых измерений и получить коэффициент ассиметрии бессознательного образа тела.

Ладонный тест (карта ладони)

Есть сокращенная экспресс-версия. Для нее вам нужна только линейка, можно делать самому. Одну руку заводите за спину, а пальцами другой показываете размеры отдельных пальцев, фаланг, ширины и высоты ладони, сравнивая представляемые размеры с лежащей на столе линейкой. Затем измеряете реальные размеры и так далее.

Ученые из Университетского колледжа в Лондоне  обнаружили, что образ тела в мозгу в большей степени искажен, и может быть на две трети шире, чем на самом деле. В ходе эксперимента исследователи создали “карту” ладони добровольцев, сравнив реальные размеры их руки с тем, как рука воспринимается мозгом.

Выяснилось, что, например, расстояние между большим и указательным пальцем мозг участников воспринимает на 69 процентов больше, чем на самом деле. А сами пальцы кажутся добровольцам на 27,9 процентов короче.

Ученые полагают, что искажение происходит из-за большого числа сенсорных сигналов, поступающими в мозг от различных участков кожи.

Такую «искривленную» модель тела, по мнению авторов исследования, можно экстраполировать и на остальные части тела, особенно те, что обладают повышенной тактильной чувствительностью. 

Исследователи считают, что такой эффект более выражен у женщин, поскольку они, как правило, более восприимчивы к особенностям своего внешнего вида. Представительницы слабого пола обычно воспринимают габариты живота и бедер слишком преувеличенными.

Ученые предполагают, что результаты их исследования помогают объяснить, почему столько стройных женщин при взгляде в зеркало находят у себя лишний вес, хотя на самом деле имеют его дефицит, а также причину развития некоторых расстройств пищевого поведения.

Анализ

Можно проанализировать и самому. Внимательный анализ образа тела реального и бессознательного уже даст вам пищу для размышлений. Но еще лучше сделать это у телесно-ориенированного терапевта или опытного психолога. Первые десять человек, кто напишет мне на почту, получат бесплатный анализ =)) При условии опубликования их результатов (анонимно, разумеется). Спешите!)

Образ собственного тела: тест Фельденкрайза.

“,”author”:null,”date_published”:null,”lead_image_url”:”https://1.bp.blogspot.com/-BM8gz1n8JuY/Ve0lFcLS92I/AAAAAAAAHTs/cdKbF0nP1lE/w1200-h630-p-k-no-nu/1ebcf98a0a57f6a63b0dc2c225da4a15.jpg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://www.beloveshkin.com/2015/09/obraz-sobstvennogo-tela-test-feldenkrajza.html”,”domain”:”www.beloveshkin.com”,”excerpt”:”образ тела”,”word_count”:1437,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.