Неадекватная САМООЦЕНКА

Содержание

Неадекватная САМООЦЕНКА

Неадекватная САМООЦЕНКА

Одна из главных психологических проблем человека – нарушение способности принимать себя таким, какой ты есть.

Наука психология имеет один некий фундаментальный постулат, с которым очень трудно согласиться. Сразу становится обидно и хочется спорить и что-то доказывать. Мол, «сами вы дураки, а меня не трожьте»… Но тем не менее, наука психология неумолима: она, к тому же, на больных не обижается.

Нарушение способности принимать себя таким, какой ты есть

А постулат этот вот какой. Одна из главных психологических проблем человека – нарушение способности принимать себя таким, какой ты есть.

И первый признак этой проблемы – Неадекватная самооценка. Заниженная самооценка.

Есть один трюк у психологов-практиков, трюк, который позволяет сразу сбить с ног занудствующего о том, «как он плох»… Сбив с проторенной колеи пациента, Вы его уже излечите на 50%. Вот эта волшебная фраза.

На жалобы о маленьких деньгах и прочем, нужно задать вопрос:

«А по сравнению с чем (с кем)?»

Этой фразы-вопроса всегда бывает достаточно для того, чтобы человек соскочил со своей пластинки и перешёл к конструктивному и здоровому разговору.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Я люблю веселить людей одной историей про себя саму.

Помнится в детстве я одно время страдала очень заниженной самооценкой. Потому что я хотела и хотела очень сильно – быть похожей на … Виктора Цоя. Я часами стояла перед зеркалом, корчила «цоевские» рожи и с грустью констатировала: «Нет, не похожа. Ни капельки».

Представляете, что бы было, если бы моё желание было услышано и я стала бы в одночасье копией Цоя? И что бы я сегодня со всем этим делала?

Как более хитро проявляется заниженная самооценка?

Человек не всегда ходит ссутуливши плечи и шаркая ногами. Поэтому мы не всегда сразу можем угадать: вот он идёт! Человек с клинически заниженной самооценкой!

Низкая самооценка иногда прячется, маскируется… под Перфекционизм.

Стоит только немножко поразмыслить, и простота этой истины откроется Вам во всём своём великолепии.

Ну подумайте, кто ещё будет не спать ночами, не ходить в отпуск годами, уходить позже всех с работы, брать работу на дом?

Будущий директор филиала?

Кто ещё будет после лекций бежать сразу в библиотеку и сметать оттуда все книжки и статьи в сборниках, включая иностранные, вскользь порекомендованные преподавателем к следующему семинару?

Будущий Нобелевский лауреат?

Кто будет готовить все билеты и сдавать сессию досрочно, не потому, что он едет с родителями в Дубаи, а всегда и из принципа?

Будущий президент Америки?

Кто будет «крутить банки» (30 с помидорами, 30 с огурцами и 60 с компотом) до падения в обморок на своей кухне?

Запасливая Хозяюшка?

Кто будет выходить из дома при полном параде и макияже даже за хлебом?

Безупречная Леди?

Нет! Человек, который полагает, что он настолько ничтожен и некрасив, а также просто бездарен, что обязательно должен… ну хоть чем-то компенсировать свою «зияющую пустоту».

Мыслей о том, чтобы доставить себе радость, у этих людей нет и быть не может.

Себя они уже давно отождествили со своей должностью, работой, компанией, детьми, внучкой, продукцией, партией, идеей фикс…

Но у партии и у внучки (в основном) не разыгрывается мигрень.

А у должности мигрень не разыгрывается по определению.

Мигрень разыгрывается у конкретного человека. Таким образом Природа и наш организм вежливо напоминают нам о том, что отождествлять себя со своей должностью, со своей социальной ролью – можно, но не до бесконечности.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Что человек, забывший себя, похож на человека, оставившего дом без дозору, без присмотру. Буря выбьет там ставни и стёкла, ветер нанесёт мусора, воры вынесут всё добро, а дикие лисицы и барсуки совьют там свои гнёзда и выведут детёнышей…

Захочется ли Вам или кому-то ещё вернуться в такой дом и жить в таком доме? Не вызовет ли он ужас у стороннего наблюдателя?

А не вызываем ли ужас мы, когда чужой взгляд смотрит на нас со стороны?

Психология жестко констатирует: все люди-перфекционисты страдают заниженной (неадекватно заниженной) самооценкой. Потому что за их проблемой стоит невротическая (надуманная) уверенность человека в том, что его в сущности не за что любить. Нарушение способности принимать себя таким, какой ты есть.

Второй признак проблемы – страх быть смешным

Знаете, что такое «отсутствие чувства юмора»? Это не неумение понять чужую шутку или увидеть комизм той или иной ситуации. «Отсутствие чувства юмора» – это только лишь неумение смеяться над самим собой. Это тенденция воспринимать себя слишком серьёзно. Дон Хуан (или Карлос Кастанеда) называли это «чувством собственной важности».

К сожалению, никто кроме самого человека не научит его смеяться над самим собой, воспринимать себя и свои поступки с юмором. Эта потребность должна прийти изнутри.

Третий признак проблемы – страх совершить ошибку

Этот страх приводит нас к неспособности совершить нечто действительно важное. Зато мы совершаем массу ненужных нелепых мелких действий.

Что стоит за этим и предыдущим страхами? За этим стоит глубинный страх – страх утраты любви, боязнь быть отвергнутым.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Эти глубинные страхи идут из нашего младенчества и связаны с ошибками в общении матери с младенцем. Но!

Работа над ошибками может быть начата и успешно завершена в любой момент. Исправить ситуацию не поздно никогда. Главное, задуматься и самим себя вытащить за волосы из трясины. Когда Всевышний создавал этот мир за семь дней, он не создавал отдельно психотерапевтов. Он полагал, что человек сам справится с решением задач своей жизни.опубликовано econet.ru.

Елена Назаренко

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Новый взгляд на самооценку и уверенность в себе

Неадекватная САМООЦЕНКА

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих качеств и черт личности. Это центральный компонент Я-концепции и самосознания.

“Как себя оценивать положительно? Как повысить самооценку?” – не самые правильные вопросы.

“А нужно ли ограничивать себя рамками оценок? Может, чтобы быть успешным, достаточно быть уверенным в себе? Иметь самоценность?” – вопросы, которыми стоит задаться.

Неадекватная самооценка

Самооценка определяет тип направленности личности и регулирует ее поведение.  

Отталкиваясь от оценки самого себя собою же, человек решает как ему действовать в мире и как относиться к окружающим.

А еще самооценка помогает “защититься”, обозначить границы и отличие своего “Я” от “Я” других.

Отсюда, функции самооценки, определяемые в науке как:

Неадекватная (чрезмерно низкая/высокая) самооценка тождественна неадекватному (несоответствующему ситуации) поведению по отношению к:

  • себе,
  • другим,
  • делу/труду/занятию,
  • миру.

Неадекватная самооценка появляется когда уровни притязаний и реальных возможностей человека расходятся:

  1. Заниженная самооценка – “Могу больше, чем думаю, поэтому не достигаю целей”.
  2. Завышенная самооценка – “Могу меньше, чем думаю, поэтому не достигаю целей”.

Если взять за основу, что достижение любой сознательно и грамотно поставленной цели подразумевает повышение психологического благополучия личности (то есть способствует счастью), то недостижение целей – напротив, подавляет личность и ее рост.

В конце концов человек перестает к чему-либо стремиться, потому что теряет… уверенность в себе! Перестает верить в возможность счастья для себя!

Адекватная самооценка

Адекватную самооценку принято связывать одновременно с двумя понятиями:

  1. Уверенность в себе – вера в то, что стоящие в жизни задачи и самостоятельно определенные цели адекватны реальным возможностям.
  2. Успех (успешность) = Удовлетворенность жизнью  =Счастливая жизнь.

Личности, достигшие успеха в жизни, не ставят себя ниже или выше других. Они вообще не сравнивают, не соотносят себя с другими. Они знают себя, поэтому хотят то, что могут, и могут то, что хотят. Их самооценка адекватна.   

Адекватная самооценка выстраивается не на эмоциональном, ситуативном и относительном отношении к себе, а на:

  1. Умении спокойно (без эмоций, руководствуясь лишь разумом) анализировать имеющиеся возможности, личные качества, место среди людей, прочее. Анализировать с той целью, чтобы сделать вывод в каком направлении дальше развиваться.
  2. Умении принимать себя безоценочно, то есть любить себя. Это позиция: “Любая оценка меня – условность. Я изменяюсь в каждую секунду времени, и в то же время остаюсь собой истинным. Я – это Я! И Я себя люблю просто потому, что Я есть. Безоценочно!”

Адекватная самооценка предполагает наличие в сознании у человека идеи о самоценности и глубинное, духовное переживание этого знания.

Самоценность, как и уверенность в себе, не имеет ничего общего с завышенной или заниженной самооценкой.  Она появляется, когда человек осознает, что он сам по себе ценность.

От самооценки к уверенности в себе

Самооценка выстраивается на базе тех которые давались человеку другими людьми (главным образом, значимыми) и социумом в целом.

Человека научают внутренне оценивать себя, давая ему оценки извне. Маленький ребенок не оценивает себя, не анализирует мысли, желания, способности, поступки и возможности, пока его не научат это делать.

Умение себя оценивать не врожденное. Самооценка формируется в течение жизни и изменяется под влиянием внешних обстоятельств, порой очень быстро и кардинально.

Чем здоровее человек и чем он целостнее как личность, тем стабильнее и адекватнее его самооценка.  

Оценивая себя, люди, как правило, категоричны – выделяют в личности лишь:

  • достоинства (положительные черты) – “светлую” сторону,
  • недостатки (отрицательные качества) – “темную” сторону.

Но о том, что одни черты положительны, а другие отрицательные, человеку “говорят” социальные нормы, стандарты, мораль. В то время как природа человека едина, она не знает “что такое хорошо и что такое плохо”.

Если какие-то черты или свойства есть на данном этапе становления личности, значит, они способствуют этому становлению, нужны и естественны.

Невозможно себя оценить, не прибегая к сравнению.

И если человек, сравнивая, ставит себя выше других, и если считает более “низким”, он вредит себе. Так формируется неадекватная самооценка.  

А вот сравнение себя с самим же собой – полезное занятие. При условии адекватности!

В плане оценивания себя с собой же в прошлом и в желаемом будущем, гораздо эффективнее пользоваться словом “отметка”.  Не оценивать, а отмечать (замечать, примечать, оставлять пометку) свои особенности.

Полезно:

  1. Отмечать свои успехи в прошлом и настоящем, замечать те, которые впереди.  
  2. То, что принято называть ошибками и неудачами, помечать как опыт и извлекать из него уроки, делая выводы как не нужно себя вести, чтобы нежелательная ситуация не повторилась.
  3. Отмечая свои относительно устойчивые качества, руководствоваться логикой и, в частности, законом причины и следствия. Логически можно предположить к какой жизни приведет устоявшаяся черта, свойство, модель поведения. Так, не сложно быть самому себя “гадалкой”.  

Трудность в том, что любая (даже адекватная) оценка всегда субъективна. Не может человек сам себя оценивать объективно, как бы ни старался!

Нужен взгляд со стороны? Но и сторонний наблюдатель всегда субъективен, так как он тоже человек.

К счастью, из любого правила всегда есть исключение.

Специалист, помогающий наиболее объективно определить уровень самооценки, поставить цель и провести работу над собой – профессиональный психолог.

Адекватная самооценка и уверенность в себе – цель, которую реально достичь, поработав над собой.

Работа над собой – всегда личная ответственность и труд, приносящий положительный результат!

Если Вы хотите поработать над собой, отталкиваясь от рекомендаций психолога, обратите внимание на проект Юлии Пряхиной “Женская Академия онлайн-тренеров”. 

Обучение здесь беспланое и :

  • позволит понять, какие части Вас спрятаны и подавлены,
  • поможет принять их и освободить свою энергию,
  • вернет Вам ресурсное состояние,
  • позволит заглянуть в светлое будущее.

Настало время, понять, что на самом деле, подлинная Вы – прекрасная личность!

Поделитесь своим мнением

Вопросы и комментарии

Развитие неадекватной самооценки. Коррекция и путь к свободе

Неадекватная САМООЦЕНКА

Специалисты в области психологии определяют термин «самооценка» как совокупность критериев, по которым человек самостоятельно оценивает свои качества, сравнивая их с преимуществами и недостатками окружающего общества. Эти критерии являются основоположниками построения самого себя.

Любой человек на подсознательном уровне проводит черту сравнения по мере «лучше», «хуже» или «такой же, как». Первоначальной оценке подлежат социальные качества, играющие первостепенную роль для общества.

Какие именно – устанавливаются исходя из потребностей современного социального слоя.

Без этих социально значимых качеств индивид не способен осознать свою значимость, определить себя как достойную личность в настоящий момент и именно в этом обществе.

Понятно, что каждый может оценивать себя в различных ситуациях. Кто-то гордиться тем, что сделал, а кто-то занимается самобичеванием.

  Суть самооценки заключается в том, что она – прочный фундамент, устойчивое образование, которое помогает справиться с ситуацией, возникшей здесь и сейчас.

Несмотря на тот факт, что самооценка изменчива, ее приоритеты не зависят от определенной настоящей ситуации. Наоборот, она корректирует эту ситуативную неадекватную самооценку личности.

Самооценка – что это такое?

В науке «Психология» принято разделять понятие оценки личности на адекватную и неадекватную самооценку. Часто также используются понятия «оптимальная» и «неоптимальная», которые подчеркивают, что небольшое отклонение от установленных норм – вполне естественная структура саморазвития.

Но другое дело, когда эти отклонения уходит от допустимых значений, что приводит к проблемам во взаимоотношениях, нарушениям психологического восприятия, изменениям во внешнем виде: набор лишнего веса, анорексия, «помятый» вид, повышенное чувство усталости, гиперактивность и многое другое.

Каждый человек является частью социума. Поэтому для каждого представителя социального слоя важна оценка окружающих его людей, их отношение и мнение касательно определенной личности. Но немаловажную роль в построении личного «Я» играет именно способность корректно оценивать себя.

Неадекватная самооценка

Под термином «неадекватная самооценка» часто понимают отклонения от средних норм. Степень отклонения может быть разной.

Часто встречаются случаи, когда у личностей замечены небольшие отклонения немного выше или ниже среднего уровня. Они могут не проявляться в поведении, выявить их можно исключительно посредством специализированных тестов.

  Небольшие отклонения от нормы, особенно в случаях с повышением самооценки, не считаются проблемой. Психологи не считают, что не много большее уважение человека к себе играет фатальную роль в его саморазвитии или общении с окружающими людьми.

Такие реальные случаи часто даже не корректируют.

Но также нередко встречаются ситуации, когда отклонения от нормы бывают очень больших размеров: неадекватно завышенная или заниженная самооценка. Таковые проявления оказывают прямое влияние на поведение, приводят к конфликтам и неурядицам.

Характерные особенности неадекватной самооценки личности

Людей с чрезмерно повышенной или пониженной самооценкой можно практически сразу определить в коллективе. Первые всегда стремятся всем руководить, давать советы, распоряжаться, вторые же, наоборот, стараются держаться в тени, держатся одиночками. Каждую таковую личность с неадекватной самооценкой характеризуют определенные индивидуальные качества:

Корректирующая терапия неадекватно завышенной и заниженной самооценки. С чего начать?

Люди с низкой самооценкой такие же эгоисты, как и их антиподы. Только их далеко не хорошее качество проявляется в отсутствии внимания к проблемам близких людей. Заниженная неадекватная самооценка заставляет человека настолько глубоко погружаться в собственные проблемы и неудачи, что он попросту не замечает, что происходит в жизни их близких.

Первоначальным этапом коррекции неадекватной самооценки является определение того, что стало причиной ее возникновения. Формирование собственной значимости начинается еще в детстве, то есть с родителей. Люди с нормальной самооценкой «видели» любовь своих родителей и их отношение к успехам малыша. Важно учитывать именно «видели», а не чувствовали.

Если ребенок с ранних лет понимает, что любовь его родителей безусловна, то у него будет формироваться нормальная самооценка. Если же любовь мамы и папы нужно было чем-то заслужить, то с возрастом человек начинает осознавать, что просто так его любить никто не может, любовь нужно заслуживать.

Оценочные суждения старшего поколения оказывают очень важную роль на формирование личности. При формировании индивиду важно получать оценку старших, но объективную: «Ты с этим справишься», «Ты такой смелый, ты сможешь это преодолеть» и подобное. Но не хвалебные и лестные, которые потом становятся причиной повышенной неадекватной самооценки.

Встречаются случаи низкой самооценки, когда ее принижение случилось уже в зрелом возрасте. С этим чаще всего сталкиваются женщины, живущие под гнетом мужей-тиранов, принижающих их как личность.

Вне зависимости от того, какой тип отклонения имеется у определенного человека, бороться с ним нужно обязательно.

Сделать это можно следующим образом:

  1. Саморазвитие, получение новых знаний, навыков и впечатлений.
  2. Реалистичные комплименты.
  3. Отказ от хвастовства и оправданий.
  4. Умение всегда создать хорошее настроение, регулярная радость, даже по незначительным поводам.

    Для пониженной самооценки также важно поощрение за любое, даже небольшое действие.

  5. Признание и прощение собственных ошибок.

В моменты, когда человек начинает работать над собой и исправлять свое неадекватную самооценку, важно избавить его окружение от токсичных людей.

То есть тех, кто оскорбляет, критикует, унижает, или, наоборот, льстит, подхалимничает, если речь идет о завышенном самомнении. В таких ситуациях желательно отказаться от общения с ними, лучше пусть они изливают свой «яд» подальше от человека, идущего по пути успеха.

Важные показатели адекватного самоанализа:

  1. Правильная оценка собственных желаний и возможностей.
  2. Постановка реалистичных осуществимых целей.
  3. Способность критичной оценки самого себя.
  4. Способность предусматривать исход задуманного события.

Нельзя сказать, что для подобных личностей не важно мнение социального общества.

В отличие от своих антиподов, адекватная оценка позволяет личности воспринимать стороннее мнение, полагаясь на собственные понятия о добре – зле, вреде – пользе.

Осанка как признак жертвы

Нравится статья? Поделись с друзьями!

Перейти в рубрику “Самооценка”

Адекватная самооценка

Неадекватная САМООЦЕНКА

Адекватная самооценка – это соответствие собственного мнения о себе, реалистичной оценки возможностей и умений в контексте требований ситуации, реальной картины происходящего и ожиданий других людей.

Случается два варианта перекоса: когда личность думает, что легко справится с планами и результат не соответствует, и когда прогнозирует провал, хотя легко может совершить необходимое.

Уровень оценивания себя и его адекватность выявляется по исполнимости планов, как одному из главных критериев.

Адекватная самооценка личности является не только набором внутренних убеждений, но имеет подтверждения от специалистов в выбранной области. Т.е. человек может складывать, какой угодно образ себя и оценивать себя в соответствии с внутренними процессами, детскими установками, если это совпадает с мнением большинства авторитетов ситуации, то самооценку можно считать адекватной.

Характеристика адекватной самооценки

Признаки адекватной самооценки человека выражаются в критичном и объективном понимании своих возможностей, ограничений, социального и интеллектуального статуса. Адекватная самооценка всегда привязана к социуму, поскольку первоначальное формирование образа себя происходит через других и в дальнейшем проверяется на истинность также через контакт.

Инфантильная личность, не зрелая и не самостоятельная в своих суждениях будет опираться в самооценке на мнение референтной группы, поэтому и данные показатели не стабильны, зависят от того, кто выдаёт своё мнение. Чем более развитой и самостоятельной становится личность, чем больше зрелости в её структуре, тем больше самостоятельности и адекватности.

Адекватный уровень самооценки является психотерапевтической задачей, если говорить о глубокой личностной оценке себя, некотором постоянном фоне восприятия, не соответствующем действительности.

Это важно, поскольку самооценка бывает ещё и ситуативной, например, при необходимости совершить новую неизвестную деятельность, человек может естественно чувствовать неуверенность, тогда как в родных стенах становится более уверенным и понимает возможность совершить больше, чем в чужом помещении.

С такими ситуативными проявлениями психотерапевтическая работа не нужна, поскольку они автоматически регулируются изменением ситуации.

Люди с адекватной самооценкой находятся в реальном времени, имеют сбалансированное представление о себе – тут не будет перекоса в ощущение бога или ничтожества. Такой человек умеет точно приспосабливаться, зная, какую деятельность выполняет хорошо, а там, где делает пробелы – пользуется услугами профессионалов.

Как правило, адекватная самооценка дарит чувство удовлетворения и внутреннего покоя, потому что из расстраивающих ситуаций остаются только объективные, а сам человек не накручивает себя и не рвёт жилы в попытках что-то доказать окружающим.

Это залог принятия себя и мира с недостатками и проблемами, но без чрезмерного стремления изменить и подстроить под себя мир.

Сходно с философией буддизма и тем состоянием, куда стремится большинство психотерапевтических школ – оставить то, на что не можешь повлиять и обрести покой, занимаясь своим.

Развитие адекватной самооценки даёт возможность легко и быстро принимать решения, т.к. есть чёткая картинка мира.

Такие люди не боятся перемен, потому что имеют прозрачную систему координат, а любые совершённые ошибки воспринимают не как крах всей своей личности и вселенной, а исключительно как ценный опыт развития или познания собственных пределов. Т.е.

не справившись с чем-то, они могут попытаться улучшить свои навыки и запомнить, что эта сфера пока не их прерогатива, а возможно никогда ею не станет, и жить дальше, изучая или не изучая пробелы в зависимости от необходимости.

Для сравнения, неадекваты претендуют на должности, которые не тянут или вкладывать чрезмерное количество усилий в деятельность, где просто нет врождённых наклонностей, вместо того, чтобы сконцентрироваться на успешной деятельности.

Для чего она нужна

Развитие адекватной самооценки требуется для практического выживания в социуме. Зная свои достоинства и недостатки, можно грамотно подчёркивать одни и скрывать другие – это работает на создание позитивного образа, помогает в карьере, установке правильных связей и общему продвижению.

Внутреннее спокойствие от понимания своего места в жизни (хоть президент, хоть студент-двоечник) даёт внутреннюю стабильность. Это адекватная точка, от которой можно отталкиваться, а вот если преподносимый образ и реальный расходятся, то спокойствия меньше, окружающие реагируют, как на мыльный пузырь и обходят стороной.

Меньшее количество тревог, внутреннего напряжения делает человека более здоровым соматически, получает безопасные отношения с другими, выстроенные на честности, и безопасную среду для обитания, и надёжное функционирование организма без нервных сбоев.

Также адекватная самооценка позволяет человеку легче принимать и окружающий мир, и все свои проявления, отсюда меньше склонности к различным типам зависимостей и расстройствам питания.

Реалистичность поставленных целей, способность рассчитать свои возможности позволяет достигать значительно большего. Повсеместное стремление улучшить самооценку, поднять её и чувствовать уверенность и счастье приводят только к иллюзии. Думая, что легко справится со всем, человек не рассчитывает время, свои ограниченные силы и получает провал.

Тот, кто адекватен по оценке, не пойдет на противостояние с более сильным, а предложит кооперацию, спросит совета у профессионала, а не будет самостоятельно решать вообще все вопросы.

Возможно, даже признавая свою истинную глупость можно достичь больше, просто делегируя все необходимые задачи, чем имея средний интеллект пытаться всё сделать в одиночку.

Это главный механизм выживания, заложенный даже у животных. Грамотное сканирование окружающего пространства, соотнесение этого со своими умениями и габаритами позволяет выжить. Средних размеров хищник, видя маленькую добычу, принимает решение напасть и остаётся сытым, что продлевает его жизнь.

А вот при столкновении с большим противником спасается бегством, и тоже остаётся жив. Если не правильно оценить себя, силы и окружающий мир, одинаково действовать в этих обеих ситуациях, то результат будет плачевным.

Поэтому некоторые механизмы отслеживания мира закреплены эволюционно, остальные более высокоразвитые, обычно касаются социального уровня, человек должен доращивать сам.

Самооценка касается не только собственного положения и умений, но и ресурсов, и возможности их распределять. Понимая, что у вас много денег, но вы дико устали, имеет смысл заказать такси, тем, кто бодр, но беден, стоит выбрать пройтись пешком.

Это всё является не только методом экономии и правильного распределения ресурсов, но также построения успешной дальнейшей деятельности и развития. Человек, наконец, может прогнозировать, к чему приведут его действия.

Только при незрелой личностной структуре, неадекватной самооценке любые действия человека могут приводить к разным, а главное удивляющим его результатам.

Как достичь адекватной самооценки

Многие ищут способы, как достичь адекватной самооценки во взрослом возрасте, понимая, что с восприятием что-то не так.

К счастью, это не статичная конструкция и не имеет генетической привязки, попадая в разные ситуации, человек получает различные отклики, испытывает разные эмоции, а также выполняет непохожую деятельность, что постепенно расширяет представление о себе и меняет самооценку. Не всегда это адекватно и объективно, но если изменения возможны внешними факторами, то их можно направлять в необходимом русле.

Развитие адекватной самооценки ребёнка зависит от близких взрослых и их поведения. Поддержка должна чувствоваться в важных моментах, но при этом нельзя перехваливать ребёнка. Можно обнимать, просить о помощи, напоминать, что у него получится. Вместе с этим всем, когда малыш берётся за какое-то сложное действие, важно находиться рядом и объяснять моменты ему непонятные.

Нельзя кричать, что это слишком сложно или он ещё не дорос, необходимо отвечать на каждую задачу, встающую на пути решения проблем. Если просто запрещать, заранее оценивая, что он не справится, то так формируется низкая самооценка, а если без устали хвалить – завышенная. Предоставляйте заботу и поддержку.

Некоторые основы самооценки зависят от того, насколько желаемым был ребёнок, как его ждали и относились.

Во взрослом возрасте самооценка перестаёт складываться только из мнений взрослых, тут важную роль начинает играть собственное мнение человека о себе и мнение значимых персон (хоть красивая сотрудница офиса, имя которой не известно).

Тут на первый план начинают выходить ценности и смыслы самого человека, поскольку оценивание своего образа строится не из пустого пространства, а относительно ориентаций – важные вещи. Значимые качества, стремления, экзистенциальная сфера.

Внутри есть некий сформированный идеальный образ, подсказывающий, что ещё ему необходимо откорректировать в своей личности. Поэтому для формирования соответствия нужно перестать сравнивать себя с другими, а только с собственными стремлениями.

Хорошо помогает упражнение сравнения своих успехов не с коллегами, а со своим же уровнем год назад.

Негативные высказывания о себе необходимо исключить. У вас есть тело только такой формы, в настоящем моменте вы обладаете только этими знаниями.

Изменить такое положение дел можно не всегда, а если и можно, то не сейчас. Кроме того важным первым шагом в любых изменениях – это признание истинного положения дел, т.е.

не «я уродина», а «мой гардероб не сформирован», тогда можно выстроить концепцию дальнейших действий.

Определите сферы деятельности, где вы чувствуете интерес, где азарт захватывает и хочется развиваться – именно там вы сможете наиболее полно проявить себя. Также составьте список того, что вам точно не под силу и разработайте систему решения таких проблем.

Нравится смешивать краски и понятия не имеете, что делать с протекающим краном – идите в художники, маляры, дизайнеры и запаситесь телефонами сантехников.

Честное признание своих возможностей и недостатков даёт возможность реорганизации жизни по индивидуальному проекту, а не так как привыкли жить все поколения вашей семьи.

Как можно больше действует и пробуйте, только так можно узнать, на что вы действительно способны, как реагируете на этот мир и какую концепцию лучше выстроить. Адекватная самооценка рождается из практики, а не из отзывов друзей или вашей фантазии.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Вот как неадекватная самооценка вредит вашей работе

Неадекватная САМООЦЕНКА
Фото с сайта supercoolpics.com

Недавно мы писали, как распознать стресс и как бороться с ним. Сегодня, в продолжение темы, психолог Елена Солодкая расскажет, как связаны уровень стресса в работе и самооценка человека.

— Все мы хоть раз слышали фразу: «Все, что не убивает, делает нас сильнее». Но от чего зависит наша жизненная и бизнес-устойчивость? Разберемся.

Елена Солодкая
Психолог

Любая нерутинная рабочая задача — это стресс. Идет ли речь об изменениях внутри компании (уход и появление новых сотрудников, трансформация отделов и подразделений, технологий, ассортимента, материалов, качества и т.д.

) или о внешних пертурбациях (резкие колебания курса, законодательные инициативы, серьезные социальные и политические инновации) — ко всему этому приходится адаптироваться и компании в целом, и каждому работнику в частности.

Мы уже писали, что бороться со стрессом можно двумя способами:

  • Изменить ситуацию
  • Измененить свою реакцию на нее.

В идеале имеет место и то, и другое. Обстоятельства — это продукт нашей активности, психологическое состояние людей — результат пребывания в определенной (долговременной или острой) ситуации. Так, внимательное отношение ко всем элементам технологического процесса приведет к тому, что производство будет функционировать без сбоев.

Но верно и обратное: налаженная работа компании снижает тревогу и беспокойство сотрудников, позволяет им сосредоточиться на решении текущих задач, получать удовольствие от работы.

Таким образом, мы можем продуманно и целенаправленно влиять на обстоятельства лишь тогда, когда у нас хватает выдержки и осознанности, когда мы четко видим стратегическую цель (а не хаотично латаем спонтанно возникающие дыры), можем действовать поступательно и планомерно (а не пороть горячку), способны замечать и использовать максимальное количество ресурсов — своих внутренних психологических и из среды.

Вот как раз о них — психологических ресурсах — мы сегодня и поговорим.

Личностные детерминанты

Выделяют ряд так называемых личностных детерминант, которые определяют — какую именно копинг-стратегию (способ совладания со стрессом) мы изберем. Среди особенностей, влияющих на выбор стиля и стратегии поведения, называют:

  • Уровень самопринятия
  • Самооценку
  • Локус контроля
  • Степень тревожности
  • Возраст
  • Пол и его социальный коррелят — гендер
  • А также социальную компетентность, которая определяется, помимо прочего, принадлежностью к тому или иному социальному слою, опытом, приобретенным в семье, школе и т.д.

Фото с сайта koffkindom.ru

Второе понятие в этом списке — самооценка — на мой взгляд, одно из ключевых в череде возможных причин успеха или неудач (в жизни и бизнесе). Подозрение, что она чересчур занижена — часто встречающаяся причина обращения за психологической помощью.

И действительно, адекватная самооценка — это основа спокойного и уверенного отношения к себе и, как следствие, к различным ситуациям (даже если они сложные и неожиданные — человек знает свои сильные и слабые стороны, знает, где можно рискнуть, а где — подстелить соломки).

Как самооценка влияет на нас

Что же такое самооценка? Это мнение человека о самом себе, оценка своих собственных качеств (достоинств, умений), определенная степень самоуважения и самопринятия, чувство личной ценности и компетентности (или, наоборот, ощущение никчемности и неумелости).

Выделяют заниженную, завышенную и адекватную самооценку. И какая бы она ни была, это достаточно устойчивое психическое образование, которое не меняется так легко, как, возможно, иногда бы хотелось.

Американский философ и психолог Уильям Джеймс, один из основателей прагматизма, придумал следующую формулу:

Самооценка = успех ÷ уровень притязаний.

Под последним понимается степень трудности задач, которые человек считает приемлемым перед собой ставить. Чем сложнее задачи, тем выше уровень притязания. Соответственно, для укрепления и роста самооценки необходимо, чтобы всем этим задачам-притязаниям сопутствовал успех, т.е. задуманное — выполнялось, намеченное — реализовывалось, запущенные процессы приносили результат.

И тут мы подходим, пожалуй, к самому важному качеству самооценки — ее адекватности.

Если человек оценивает свои способности нереалистично (завышено или занижено), то ему будет сложно правильно соотнести свои силы с различными задачами и требованиями окружающей среды.

Соответственно, ему сложно будет достичь успеха, так как в итоге он поймет, что решал тривиальные задачи, и его выигрыш ничтожен, или, наоборот, что он многое поставит на карту, но полученные дивиденды затрат не окупят.

Фото с сайта casinoz.biz

Таким образом, неадекватность самооценки может привести к нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям, что означает выбор слишком трудных или легких целей. В любом случае это приводит к возникновению стрессовой ситуации (т.е.

сама ситуация может и не содержать в себе ничего объективно угрожающего, но вот ее субъективное проживание будет связано с ощущениями тревоги, неуверенности в своих силах, паническим настроением и, как следствие, некритичностью в оценке достигнутого, ошибочностью в прогнозах и т.п.).

Понятно, что как бы вы к себе ни относились, резкое изменение ситуации (стресс) вызывает естественную мобилизацию сил. Но есть важное отличие.

Человек с адекватной самооценкой знает предел своих способностей, сильные и слабые стороны. И поэтому грамотно направляет и распределяет силы — не ставит перед собой невыполнимых задач, радуется посильному (!) успеху, не стесняется обратиться за помощью.

Если же самооценка неадекватна, то сложность ситуации возрастает в разы. Мобилизация внутренних сил происходит, только вот оцениваются они неправильно, и результат получается совсем не тот, на который человек рассчитывал.

Например, если вы с детства усвоили, что сильные люди решают проблемы исключительно самостоятельно, а в помощи нуждаются только слабаки, то в каком-то новом, совершенно непредвиденном для вас случае привычно будете требовать от себя немедленного и успешного решения проблемы. Вы будете нагнетать количество своего возбуждения, применять испытанные средства, но это не будет приводить к решению проблемы. Точнее, наоборот, проблема обострится, так как вырастет уровень тревоги, и трезво оценить ситуацию станет еще сложнее.

Примерно то же произойдет, если вы с детства усвоили: я слабый человек и без посторонней помощи практически ни с чем справиться не могу. Так же будут возрастать тревога и возбуждение, и так же это не даст желаемого результата — из-за того, что энергия будет направляться не на прямое решение ситуации, а распылится на поиск поддержки.

Что можно посоветовать?

Безусловно, знание своих сильных и слабых сторон важно для любого человека, а для бизнесмена особенно. Кроме того, это знание должно быть встроено в цепочку поведенческих алгоритмов, автоматически воспроизводимых и в стрессовых условиях.

Поясню на примере. Вы — руководитель отдела,  у вас планируются важные переговоры. Но общение — не ваш конек. В случае неадекватной самооценки возьмете процесс переговоров на себя и, скорее всего, они будут неуспешными.

При адекватной самооценке возможны следующие действия:

1. Вы заранее, зная свою характерологическую особенность, позаботились о наличии в компании достаточного количества квалифицированных менеджеров, способных решить эти задачи.

2. Вы работали над собой и готовы в сложившейся ситуации спокойно и уверенно применить свои новые навыки и знания.

Работа над собой подразумевает: признать существование у себя проблемы, самостоятельно или с помощью специалиста выявить ее причину, определить, как ее устранить и опробовать эти способы в безопасной нестрессовой обстановке, откорректировать, почувствовать эффективность и принять на вооружение.

Можно ли сформировать адекватную самооценку? Да, но для этого вам нужна корректная обратной связь — от коллег, начальства, в семье.

То есть если вы плохой переговорщик и сами не понимаете этого, вам это должен кто-то сказать, причем эту оценку вы должны уважать и принимать.

Но если вы чувствуете, что часто ошибаетесь в оценке своих сил (не важно в какую сторону), то лучше обратиться за помощью к специалисту.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.