Перестаньте искать себя! Как китайские философы научат вас хорошей жизни

Содержание

Пять воззрений китайской философии

Перестаньте искать себя! Как китайские философы научат вас хорошей жизни

Кругозор

Пять воззрений китайской философии

10 августа 2017 9 140 просмотров

Лиана Хазиахметова

«Лучше иметь слишком мало, чем слиш­ком много; лучше оставлять что-то незавершенным, чем слиш­ком усердствовать», — пожалуй, за это мы и любим китайскую философию.

В ней сочетается возвышенная духовность и мирская слабость, тонкое искусство и жизнь. Китайская философия сильно повлияла на восточное мировоззрение в целом.

А основные идеи философии и ре­лигий Дальнего Востока тесно связаны с физикой. Об этом взаимодействии пишет Фритьоф Капра в книге «Дао физики».

Поговорим подробнее о китайском миропонимании. О том, что составляет основу взглядов мудрецов небесной империи. Быть может, вы найдете для себя ответ на вопрос: почему однажды познакомившись с китайским образом мысли, хочется возвращаться к этому снова и снова.

Гармония

Разберем фразу, с которой мы и начали повествование: «Лучше иметь слишком мало, чем слиш­ком много; лучше оставлять что-то незавершенным, чем слиш­ком усердствовать». Китайская философия нацелена на внутреннюю гармонию человека.

Вспомните, как вы себя чувствовали, когда делали что-то через силу, потому что «надо», а не потому что «хочу». И если отпустить ситуацию и не корить себя за «слабость», вы почувствуете облегчение и тихое счастье.

По мнению китайцев, если вы будете слишком настойчивы, все равно не добьетесь желаемого. Так же и с излишками.

Как человек, желающий идти все дальше на восток, в результате может оказать­ся на западе, так и склонные к непомерному накопительству могут окончить дни свои в нищете.

Красноречивый пример действия этой древней китайской мудрости — современное индустриаль­ное общество, которое ставит во главу угла повышение «уровня жизни», хотя тем самым на деле ухудшает качество жизни своих членов.

Переменчивость

Китайцы, как и индийцы, считают, что многообразие вещей и явлений объединяет некая высшая ре­альность. Термины «полное», «всеохватывающее» и «целостное», несмот­ря на внешние различия, отражают одну реальность.

Китайцы называли эту реальность Дао, что первоначально означало «Путь». Это Путь всей Вселенной, порядок мироустрой­ства. Позже конфуцианцы дали этому понятию другое толкование.

Они заговорили о Дао человека или человеческого общества, по­нимая под ним моральный образ жизни.

В первоначальном космическом смысле Дао — высшая, не подда­ющаяся описанию реальность. Но Дао отличается от них своей внутренней меняющейся сущностью, которая, по мнению китайцев, состав­ляет основу Вселенной. Дао — всеобъемлющий процесс, в который вовлечены все вещи. Мир постоянно течет и изменяется.

Цикличность

Китайцы же не только считают, что текучесть и изменчивость свойственны всему мирозданию, но увере­ны в существовании устойчивых моделей, в соответствии с кото­рыми происходят все изменения. Мудрец стремится распознать их и действует в соответствии с ними. Он становится «человеком с Дао», живущим в гармонии с природой и преуспевающим во всех начинаниях.

Если сравнивать мир природы и внутренний мир человека, можно найти много общего. Источник

Основной признак Дао — цикличность его движения и изменений. Все процессы в природе и во внутреннем мире человека цикличны и имеют фазы прихода и ухода, расшире­ния и сжатия. Прообразом этих представлений, несомненно, стали движе­ния Солнца и Луны и смена времен года, воспринятые китайцами как проявление вселенской закономерности.

Инь и ян

По мнению китайцев, все проявления Дао рождены динами­ческим взаимодействием этих противоположных сил.

Эта идея очень древняя, и много поколений размышляли об этом, прежде чем символизм архетипической пары инь и ян стал основополага­ющим понятием китайской философии.

Первоначально слова инь и ян обозначали соответственно тенистый и солнечный склоны горы, и это уже отражало относительность данных понятий.

Две точки на рисунке символизируют идею о том, что, когда одно из двух начал достигает пика своего развития, оно уже гото­во отступить, поэтому в этот момент в зародыше содержит в себе свою противоположность. Источник

С глубокой древности два противоположных начала прояв­лялись не только как светлое и темное, но и как мужское и жен­ское, твердое и податливое, верх и низ.

Ян — сильное, мужское, творческое начало — ассоциировалось с Небом, а инь — темное, женское, восприимчивое и материнское — с Землей.

Небо на­верху и наполнено постоянным движением, а Земля, согласно геоцентрическим взглядам древних, покоится внизу. Поэтому ян стало символизировать движение, а инь — покой и неподвиж­ность.

В области человеческого мышления тоже есть такие соот­ветствия: инь — сложный интуитивный женский ум, ян — четкий рациональный рассудок мужчины. Инь уподобляется спокойной неподвижности погруженного в созерцание мудреца, а ян — сози­дательной деятельности правителя.

Китайцы верят: если ситуация в своем развитии доходит до крайности, она начнет дви­гаться в противоположном направлении и превратится в свою противоположность.

Эта уверенность придавала им сил и стой­кости во времена бедствий и делала осторожными и скромными в благоприятные времена. В результате сформировалось учение о золотой середине, общее для конфуцианцев и даосов. «Мудрец, — говорил основатель даосизма Лао-цзы, — избегает излишеств, сумасбродства и потвор­ства своим слабостям».

По материалам книги «Дао физики»

Обложка поста: pexels.com

Перестаньте искать себя! Китайские философы о жизни

Перестаньте искать себя! Как китайские философы научат вас хорошей жизни

mafab.hu

Удивительно, но Конфуций, Мэн-цзы, Лао-цзы и другие классические китайские философы стремились сделать мир лучше, расширяя границы человеческих возможностей и… подрывали условности своего общества.

Они подчёркивали, что великие перемены случаются лишь тогда, когда мы начинаем с приземлённого и выполнимого. Итак, какие альтернативы идеям, которыми мы дорожим, предложили китайские философы?

Прекратите искать себя

Популярный постулат гласит: нужно заглянуть в себя, чтобы понять и осознать свою истинную сущность.

Китайские мыслители понимали, что человек многогранен и развивается по направлению к внешнему миру, а не вовнутрь. Человеческая индивидуальность формируется через взаимодействие с другими людьми, через реакцию на вещи и события, через род занятий.

Вы ведь не ведёте себя одним и тем же образом с матерью, коллегой, стоматологом и с близким другом. Каждый из нас — сложное создание, которое постоянно сталкивается с другими сложными существами. Каждая встреча обрисовывает различные стороны.

Мы состоим из моделей поведения и эмоциональных привычек, которые сформировались с течением времени. А это значит, что в нас заложены многочисленные возможности того, кем мы можем стать.

Будьте неаутентичным

Мы есть не только то, что мы о себе думаем. Как только мы обнаруживаем свою сущность, мы считаем, что должны принять себя и быть верными самому себе.

Но великий китайский мыслитель Конфуций, который родился в шестом веке до нашей эры, размышлял иначе. Он бы сказал, что проблема с аутентичностью в том, что это не освобождение, как мы полагаем.

Как думаете, кто это «истинное Я», которое вы в себе обнаруживаете? Это ваш образ в конкретный момент времени. Если вы позволите этому образу стать вашим ориентиром, то он сдержит и ограничит ваш личностный рост.

Чтобы возобновить развитие, просто признайтесь, что вы постоянно меняетесь.

Мы преуспеваем, когда признаём свою сложность и учимся работать с ней через самосовершенствование.

Рост начинается, например, когда приходит понимание, что вы забияка только потому, что склонны думать о себе как о человеке вспыльчивом, или, наоборот, застенчивы, потому что считаете себя интровертом.

Большинство ярлыков — это модели поведения, которые у нас сформировались. Но они поддаются разрушению. Мы всегда можем становиться лучшей версией самого себя.

Играйте (совершайте ритуалы)

Когда вы улыбаетесь, словно не сердитесь, или прикусываете язык, чтобы не наброситься на обидчика, вы притворяетесь. Не лучше ли позволить проявить своё настоящее «Я»?

Конфуций учит, что определённые ритуалы помогают человеку трансформироваться, поскольку ломают модели поведения, в которые он угодил. Эти «как будто» создают крошечный отрыв от реальности, поэтому они так ценны. Мы в этот момент действуем «как будто», мы сейчас другие, и поэтому наши чувства становятся более зрелыми.

Поступая так, мы превращаемся в кого-то более доброго и щедрого, вместо того, чтобы выражать свои истинные, но разрушительные чувства. Мы делаем это снова и снова, такие действия становятся ритуалами, позволяющими поведению брать верх над чувствами, а не наоборот. С течением времени мы изменяемся, становимся лучше.

Обнаружьте непостоянство мира

Часто, рассматривая себя как стабильную личность, человек и мир видит постоянным.

Конечно, мы понимаем, что жизнь может меняться, но в то же время склонны исходить из предположения, что в целом мир предсказуем и главная задача — вписаться в него.

Если мы считаем себя сильными в математике, то продолжаем следовать этому академическому пути; если мы считаем себя непредсказуемыми, то ищем спутника жизни, который присоединится к нашим приключениям.

Мэн-цзы, представитель конфуцианской традиции, живший в конце 4 века до нашей эры, видел мир фрагментарным и непостоянным. Он бы посоветовал работать с изменениями окольными путями — использовать случайные разговоры, впечатления и общение для расширения жизни. Подход Мэн-цзы означает, что нужно не планы на жизнь строить, а настраивать траекторию по ходу дела, в движении.

Прекратите принимать решения

Знаете, что плохого в жизненном плане? Когда вы планируете свою жизнь, то принимаете решения для будущей личности, полагаясь на индивидуальность, которой вы являетесь сегодня.

Мэн-цзы посоветовал бы идти мелкими шагами. Когда вы задумались об изменении карьеры, утвердиться в решении или отбросить его будет легче, если сначала получить новый опыт в малом масштабе. Обратите внимание на свою реакцию от полученных впечатлений, именно она поведёт вас в новом направлении.

Будьте слабыми

Ещё одна распространённая гипотеза: побеждает сильнейший. Нам твердят, что нужно быть сильными и уверенными в том, чего хочешь. Но Лао-цзы в трактате Дао Дэ Цзин выступает за силу слабости над очевидной силой. Часто люди думают, что это означает необходимость в гармонизации с природой.

Некоторые студенты, впервые столкнувшись с учениями Лао-цзы, отправляются на прогулки в лес, чтобы слиться с величием природного мира. Но пассивность — это не совсем то, что он подразумевал. Философ говорил, что мы должны замечать, как всё в мире взаимосвязано, а не разделено и различно. Это понимание помогает гармонировать с другими.

Сонастройка позволит осуществлять влияние, не применяя открытую силу.

Не заигрывайтесь в свои сильные стороны

Нас призывают с юных лет раскрыть и отточить свои умения и таланты. Если вы спортивны, то вступаете в футбольную команду; если постоянно зарываетесь в книги, то изучаете литературу. Становясь старше, человек развивает подобные природные наклонности, пока они не становятся частью его личности. Но если увлечься таким образом мышления, можно перестать делать всё остальное.

Китайские философы поощрили бы вас ломать предубеждения. Если вы считаете себя неуклюжим, займитесь танцами. Если вы не сильны в языках, запишитесь на уроки французского. Цель заключается не в том, чтобы стать в новой сфере лучше всех, а в том, чтобы прожить жизнь как серию прорывов, потому что это то, что изменяет нас со временем.

Отбросьте осознанность

В последнее время мы многое слышим о том, как важна осознанность. Она должна помочь человеку в достижении мира и спокойствия при быстром темпе жизни. Её даже преподносят как инструмент для повышения производительности и эффективности в бизнес-школах, корпорациях и в вооружённых силах.

Широко принятые принципы осознанности — в том числе, заглянуть в себя и принять обнаруженное с беспристрастием и неосуждением — это противоположность того, чем осознанность должна была стать.

В конфуцианском самосовершенствовании речь идёт о взаимодействии с миром и взращивании себя через каждое столкновение и взаимодействие.

Оно исповедует активный, а не пассивный способ самовоспитания, чтобы стать лучшей версией самого себя.

По материалам Theguardian

Отправить

Понравился материал? Поблагодари автора

Перестаньте искать себя и начните притворяться. Как китайские философы научат вас хорошей жизни

Перестаньте искать себя! Как китайские философы научат вас хорошей жизни

Люди часто удивляются, узнав, что Конфуций, Мэн-цзы, Лао-цзы и другие классические китайские философы не были жёсткими традиционалистами, которые учили, что наше высшее благо исходит от ограничений социальных ролей.

Не были они и безмятежными мудрецами, проповедующими гармоничное сосуществование с миром природы. Скорее, они относились к ярким и радикальным мыслителям, которые подрывали условности своего общества.

Они стремились сделать мир лучше, расширяя границы сознания и возможностей.

Середина первого тысячелетия до нашей эры была такой же бурной, как и наши дни относительно споров о том, как жить, как сохранить нравственность и как построить лучшее общество. В отличие от западных философов, которые известны нам лучше, китайские мыслители задавались не столь крупными вопросами.

Их философию можно назвать высоко прагматичной, основанной на вопросах, которые казались малозначительными, например: «Как проходит ваша повседневная жизнь?» Эти мыслители подчёркивали, что великие перемены случаются лишь тогда, когда мы начинаем с приземлённого и выполнимого.

Их учения показывают, что многие наши самые фундаментальные допущения о том, как мы должны жить, на самом деле вводят нас в заблуждения.

Итак, какими же идеями мы дорожим, и какие альтернативы вместо них предложили бы китайские философы?

Быть неаутентичным

Мы есть не только то, что мы о себе думаем.

Как только мы обнаруживаем свою сущность, мы должны принять себя и быть верными самому себе. Но великий китайский мыслитель Конфуций, который родился в шестом веке до нашей эры, размышлял иначе. Он бы сказал, что проблема с аутентичностью в том, что это не освобождение, как мы полагаем.

Как думаете, кто это «истинное Я», которое вы в себе обнаруживаете? Это ваш образ в конкретный момент времени. Если вы останетесь ему верны, позволите этому образу стать вашим ориентиром, то он сдержит и ограничит ваш рост, который наступит, когда вы признаете, что постоянно меняетесь.

Мы преуспеваем, когда признаём свою сложность и учимся с ней работать через самосовершенствование.

Рост начинается, например, когда приходит понимание, что вы не забияка только потому, что склонны думать о себе как о человеке вспыльчивом, или застенчивы, потому что считаете себя интровертом.

Большинство ярлыков – это модели поведения, которые у нас сформировались и поддаются разрушению. Мы не просто то, что мы о себе думаем. Мы всегда можем становиться лучшей версией самого себя.

Притворяйтесь (совершайте ритуалы)

Когда вы улыбаетесь, словно не сердитесь, или прикусываете язык, чтобы не наброситься, вы притворяетесь – ведёте себя взрослее.

Противоположная сторона нашего почитания аутентичности – это ритуалистические способы поведения, которые называют «притворством». Не лучше ли позволить выступить «настоящему Я»?

Но Конфуций учит, что определённые ритуалы – когда мы ведём себя «как будто» – помогают человеку трансформироваться, поскольку ломают модели поведения, в которые он угодил. Когда вы улыбаетесь, как будто не злитесь, или прикусываете язык, чтобы не наброситься, вы притворяетесь. Эти «как будто» создают крошечный разрыв от реальности, поэтому они так ценны.

Мы действуем «как будто» мы другие и наши чувства становятся более зрелыми. Поступая так, мы превращаемся в кого-то более доброго и щедрого, вместо того, чтобы выражать свои истинные, но разрушительные чувства. Мы делаем это снова и снова, такие действия становятся ритуалами, позволяющими поведению брать верх над чувствами, а не наоборот.

С течением времени мы изменяемся, становимся лучше.

Увидьте непостоянство мира

Любые окольные пути – случайные разговоры, впечатления, общение – питают жизнь.

Часто рассматривая себя как стабильную личность, человек видит и мир постоянным.

Конечно, мы понимаем, что жизнь может меняться, но в то же время склонны исходить из предположения, что в целом мир предсказуем и нужно определить как нам в него вписаться.

Если мы считаем себя сильными в математике, то продолжаем следовать этому академическому пути; если мы считаем себя непредсказуемыми, то ищем спутника жизни, который присоединится к нашим приключениям.

Мэн-цзы, представитель конфуцианской традиции, живший в конце 4 века до нашей эры, видел мир фрагментарным и непостоянным. Он бы посоветовал работать с изменениями окольными путями – использовать случайные разговоры, впечатления и общение для расширения жизни. Подход Мэн-цзы означает не строить планы на жизнь, а настраивать траекторию в движении.

Не заигрывайтесь в свои сильные стороны

Проживите свою жизнь как серию прорывов, потому что это меняет вас с течением времени.

Нас призывают с юных лет раскрыть и отточить свои умения и таланты. Если вы спортивны, то вступаете в футбольную команду; если постоянно зарываетесь в книги, то изучаете литературу. Становясь старше, человек развивает подобные природные наклонности, пока они не становятся частью его личности. Но если увлечься таким образом мышления, можно перестать делать всё остальное.

Наши философы поощрили бы вас не сосредотачиваться на том, что вы о себе думаете, а ломать предубеждения. Если вы считаете себя неуклюжим, займитесь танцами. Если вы не сильны в языках, запишитесь на уроки французского. Цель заключается не в том, чтобы стать в новой сфере лучше всех, а в том, чтобы прожить жизнь как серию прорывов, потому что это то, что изменяет нас со временем.

Отбросить осознанность

Принципы осознанности в широком понимании противоположны её истинному назначению.

В последнее время мы многое слышим о том, как важна осознанность. Она должна помочь человеку в достижении мира и спокойствия при быстром темпе жизни. Её даже преподносят как инструмент для повышения производительности и эффективности в бизнес-школах, корпорациях и в вооружённых силах.

Широко принятые принципы осознанности – в том числе, заглянуть в себя и принять обнаруженное с беспристрастием и несуждением – это противоположность того, чем осознанность должна была стать.

Буддизм, в конце концов, придерживается учения о несуществовании индивидуального «Я». Конфуцианское самосовершенствование отличается. Речь идёт о взаимодействии с миром и взращивании себя через каждое столкновение и взаимодействие.

Оно исповедует активный, а не пассивный способ самовоспитания, чтобы стать лучшей версией самого себя.

Переосмыслите традиционность и современность

Современное отношение ко всему предполагает, что вы высвободились от репрессивного традиционного мира и живёте своей жизнью, сами делая выбор.

Но если вы определяете традиционный мир как тот, в котором люди пассивно принимают всё как есть и пытаются вписаться в стабильный, предварительно налаженный порядок, значит вы традиционалист.

Знания, которых мы придерживаемся и считаем истинными, ограничивают наши возможности.

По материалам Theguardian.

Хватит искать себя. Как китайские философы научат вас хорошей жизни

Перестаньте искать себя! Как китайские философы научат вас хорошей жизни
sh: 1: –format=html: not found

Давайте разберем наиболее интересные советы о том, как стать лучше, согласно Конфуцию и другим выдающимся мыслителям и философам Китая.

Люди часто удивляются, узнав, что Конфуций, Мэн-цзы, Лао-цзы и другие классические китайские философы не были закостенелыми традиционалистами, которые учили, что высшее благо для нас начинается с ограничений в социальных ролях.

Не были они и безмятежными мудрецами, проповедующими гармоничное сосуществование с миром природы. Скорее, они относились к ярким и радикальным мыслителям, которые подрывали устои своего общества. Они стремились сделать мир лучше, расширяя границы человеческих возможностей. Середина 1-го тысячелетия до н. э.

была такой же бурной, как и наши дни: те же споры о том, как жить, как быть добродетельным человеком и построить лучшее общество. В отличие от западных философов, которых мы знаем лучше, китайские мыслители задавались не такими глобальными вопросами.

Их философия очень прагматична и строится на обманчиво незначительных вопросах, например: «Как проходит ваша повседневная жизнь?» Эти мыслители подчеркивали, что великие перемены происходят только тогда, когда мы начинаем с земного, реального и выполнимого.

Их учение показывает, что многие из наших самых фундаментальных предположений о том, как мы должны жить, на деле привели нас к заблуждениям. Итак, какими идеями мы дорожим, и какие альтернативы предложили бы китайские философы?

Прекратите искать себя

Наши мыслители скептически отнеслись бы к существованию истинного «Я». Особенно к тому, которое вы обнаруживаете в абстракциях.

Существует такой популярный постулат: важно заглянуть в себя и открыть, кто же ты такой на самом деле.

Наши мыслители скептически отнеслись бы к существованию истинного «я». Они понимали, что мы многогранны и развиваемся вовне, в направлении к внешнему миру, а не внутрь. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми, в том, чем мы занимаемся, в реакциях на все, что окружает нас.

Вы ведь не ведете себя одинаково с матерью, коллегой, стоматологом и близким другом.

Каждый из нас — сложное существо, которое постоянно сталкивается с другими сложными существами. Каждая такая встреча показывает наши разные стороны. Кто мы на самом деле, так это совокупность моделей поведения и эмоциональных привычек, которые формировались долгое время. Но это значит, что в нас заложено множество возможностей того, кем мы можем стать.

Не цепляйтесь за то, кем вы являетесь

Мы не только то, что думаем о себе, мы можем работать над тем, чтобы стать лучше со временем.

Как только мы находим себя, мы должны принять себя и быть верными этому образу. Но великий китайский мыслитель Конфуций, который родился в 6-м веке до н. э., думал иначе.

Он бы сказал, что проблема с аутентичностью в том, что это не освобождение, как думаем мы. Что это за истинное «я», которое вы в себе обнаруживаете? Это ваш образ в данный момент времени. Если вы останетесь ему верны, позволите этому образу стать вашим ориентиром, то он будет сдерживать вас.

Он ограничит тот рост, который начнется, если вы поймете, что меняетесь всегда.

Мы преуспеваем, когда признаем свою сложность и учимся работать с ней через самосовершенствование.

Вы развиваетесь, например, когда понимаете, что вы импульсивны только потому, что склонны думать о себе как о вспыльчивом человеке, или застенчивы, потому что считаете себя интровертом.

Большинство ярлыков — это модели поведения, в которые мы погрузились и которые можно разрушить. Мы не просто то, что думаем о себе. Мы можем работать над тем, чтобы постоянно становиться лучшим человеком.

Совершайте ритуалы

Когда вы улыбаетесь, словно не сердитесь, или прикусываете язык, чтобы не наброситься, вы притворяетесь – ведёте себя взрослее.

Обратная сторона нашего почитания аутентичности — это наше недоверие к ритуалам в поведении, которые называют «притворством». Не лучше ли позволить выступить настоящему «Я»?

Но Конфуций учит, что определённые ритуалы — ритуалы «как будто» — меняют человека, разрушая те модели поведения, в которых он застрял. Когда вы улыбаетесь, как будто не злитесь, или прикусываете язык, чтобы не разразиться упреками, вы притворяетесь. Эти самые «как будто» создают крошечный разрыв с реальностью, поэтому они так ценны.

Мы действуем, как будто мы другие, и наши чувства становятся более зрелыми. Так, мы превращаемся в кого-то более доброго и щедрого, вместо того, чтобы выражать свои истинные, но разрушительные чувства. Мы делаем это снова и снова, такие действия становятся ритуалами, которые помогают брать верх над чувствами, а не наоборот.

Мы меняемся и со временем становимся лучше.

Замечайте непостоянство мира

Любые окольные пути – случайные разговоры, впечатления, общение – питают жизнь.

Так же, как мы часто смотрим на неизменных себя, таким же постоянным мы видим и мир.

Конечно, мы понимаем, что жизнь может меняться, но в то же время предпочитаем думать, что в целом мир предсказуем и нужно определить как мы впишемся в него. Если мы считаем себя сильными в математике, то продолжаем следовать этому академическому пути.

Если мы считаем себя эксцентричными, то ищем спутника жизни, который присоединится к нашим приключениям.

Мэн-цзы, представитель конфуцианской традиции конца 4-го века до н. э., видел мир фрагментарным и непостоянным. Он бы посоветовал работать с изменениями и окольными путями, использовать случайные разговоры, впечатления и общение для расширения жизни. Подход Мэн-цзы означает не отказ строить планы на жизнь, а выстраивать траекторию в движении.

Хватит принимать решения

Когда вы продумываете большие перемены, принять решение будет легче, если сначала попробовать что-то похожее.

Что плохого в жизненном плане? Когда вы планируете свою жизнь, то принимаете решения для будущего «я», полагаясь на того, кем являетесь сегодня.

Принимая важные решения, Мэн-цзы посоветовал бы подойти к ним через мелкие и выполнимые шаги. Когда вы задумали сменить род деятельности, расстаться с кем-то или чем-то, переехать, решение будет легче, если сначала получить подобный опыт в малом масштабе. Обратите внимание на свою реакцию от полученных впечатлений: именно она поведет вас в новом направлении.

Будьте слабыми

Замечайте все взаимосвязи в мире, вместо того, чтобы видеть различия и разделять всё. Вам станет проще быть в ладу с окружающими.

Еще одна распространенная гипотеза: побеждает сильнейший. Нам твердят, что нужно быть сильными и уверенными в том, чего хотим. Но Лао-цзы в трактате Дао Дэ Цзин выступает за силу слабости над очевидной силой.

Часто люди думают, что это означает необходимость быть в гармонии с природой. Некоторые студенты, которые только познакомились с учениями Лао-цзы, отправляются на прогулки в лес, чтобы слиться с величием природы. Но пассивность это не то, что он подразумевал. Философ говорил, что мы должны замечать, как всё в мире взаимосвязано, а не разделено и различно.

И понимание всех связей можно использовать для того, чтобы быть в ладу с окружающими.

Такая сонастройка открывает возможности для влияния любого рода. Вместо того, чтобы обладать прямой властью над людьми, вы видите, как искусно изменить ситуацию так, что люди и не заметят вашего превосходства.

Не играйте только в свои сильные сторонами

Проживайте свою жизнь как серию прорывов: так вы изменитесь со временем.

Нас с детства призывают раскрыть и отточить свои умения и таланты.

Если вы спортивны, то вступаете в футбольную команду; если постоянно зарываетесь в книги, то изучаете литературу. Становясь старше, человек развивает такие природные наклонности, пока они не становятся частью его личности.

Но если увлечься этим образом мышления, вы перестанете делать все остальное.

Наши философы посоветовали бы не сосредотачиваться на том, что вы о себе думаете, а ломать предубеждения. Если вы считаете себя неуклюжим, займитесь танцами. Если вы не сильны в языках, погрузитесь во французский язык. Цель не в том, чтобы стать в этом лучше всех, а в том, чтобы прожить жизнь как серию прорывов, потому что это то, что меняет нас со временем.

Забудьте об осознанности

Принципы осознанности в популярной культуре противоположны тому, что они означали на самом деле.

В последнее время мы многое слышим о том, как важна осознанность. Она должна помочь человеку в достижении мира и спокойствия при быстром темпе жизни. Её даже преподносят как инструмент для повышения производительности и эффективности в бизнес-школах, корпорациях и в вооружённых силах.

Осознанность, на первый взгляд, не слишком отличается от конфуцианского «обращать внимание на эмоциональные реакции».

Но это популярное понятие осознанности — в том числе, заглянуть в себя и принять обнаруженное с беспристрастием и несуждением, — это противоположность тому, чем на самом деле является осознанность. Буддизм, в конце концов, придерживается учения об отсутствии «я».

Конфуцианское самосовершенствование отличается. Речь идет о взаимодействии с миром и взращивании себя через каждое столкновение и взаимодействие. Оно поддерживает активный, а не пассивный способ воспитания себя.

Переосмыслите традиционность и современность

Современное отношение ко всему предполагает, что вы высвободились от репрессивного традиционного мира и живете свою жизнь, как хотите.

Но если мы видим традиционный мир как тот, в котором люди пассивно принимают все как есть и пытаются вписаться в стабильный, уже существующий порядок, значит мы и сами в этой «традиции».

Знания, которых мы придерживаемся и считаем истинными, ограничивают наши возможности.

В Дао Дэ Цзин говорится: «Путь (дао), о котором можно поведать, — не постоянный Путь». Если вам кажется, что можете создать идеальный план жизни, вы сбились с «Пути».

Вместо этого признайте, что мы сложные существа, которых постоянно тянет в разные направления. Признайте, что работа над нашими взаимоотношениями, опытом и ответами, — то, что развивает нас.

Это те маленькие действия, которые меняют нас и мир в лучшую сторону.

Why it’s better to stop searching for your true self: выступление Майкла Пуэтта на TED (есть английские субтитры).

Перевод выдержек из книги The Path: What Chinese Philosophers Can Teach Us About the Good Life by Michael Puett and Christine Gross-Loh, опубликованные в The Guardian.

Мой канал в Телеграме о спокойствии, медитации, расслабленности — Живи медленно @toliveslow

Как китайские философы научат вас хорошей жизни

Перестаньте искать себя! Как китайские философы научат вас хорошей жизни

История китайской философии в наше время стала самым популярным курсом в Гарварде. Чем же она так занимательна? Давайте разберём наиболее интересные советы о том, как стать лучше, согласно Конфуцию и другим выдающимся мыслителям и философам Китая.

Люди часто удивляются, узнав, что Конфуций, Мэн-цзы, Лао-цзы и другие классические китайские философы не были жёсткими традиционалистами, которые учили, что наше высшее благо исходит от ограничений социальных ролей.

Не были они и безмятежными мудрецами, проповедующими гармоничное сосуществование с миром природы. Скорее, они относились к ярким и радикальным мыслителям, которые подрывали условности своего общества.

Они стремились сделать мир лучше, расширяя границы человеческих возможностей.

Середина первого тысячелетия до нашей эры была такой же бурной, как и наши дни относительно споров о том, как жить, как сохранить нравственность и как построить лучшее общество. В отличие от западных философов, которые известны нам лучше, китайские мыслители задавались не столь крупными вопросами.

Их философию можно назвать высоко прагматичной, основанной на вопросах, которые казались малозначительными, например: «Как проходит ваша повседневная жизнь?» Эти мыслители подчёркивали, что великие перемены случаются лишь тогда, когда мы начинаем с приземлённого и выполнимого.

Их учения показывают, что многие наши самые фундаментальные допущения о том, как мы должны жить, на самом деле вводят нас в заблуждения.

Итак, какими же идеями мы дорожим, и какие альтернативы вместо них предложили бы китайские философы?
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.