Почему мы играем в прятки

Прятки – Психологос

Почему мы играем в прятки

Цель психологически направленных игр состоит, в первую очередь, в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекция, если они уже входят в характер ребенка.

Прятки

​Игра “Прятки”. Заранее оговариваются места, где нельзя прятаться, например шкаф. Как и в предыдущих играх, участников не менее трех, и они сами договариваются, кто из них будет искать первым. Свет выключается, остается только небольшой ночник.

Тот, кто водит, обходит комнату или квартиру, произнося шутливые угрозы в адрес спрятавшихся. Последние стремятся ничем не выдать себя, что требует опять же достаточной выдержки и терпения.

Кроме того, спрятавшийся остается какое-то время один, пока его не найдут или он сам не выйдет из укрытия по счету 10.

Состояние эмоционально напряженного ожидания в игре поддерживается не только нарочито угрожающим поведением ищущего, но и тем, что он “не обнаруживает” вначале спрятавшегося так удачно ребенка, как бы проходит мимо со словами: “И здесь никого нет. Куда же все подевались, исчезли?”. “А я тут!”, – воскликнет вдруг нетерпеливый игрок. Это уже нарушение правил, и игра начинается снова.

Для укрытия каждый раз подыскивается новое место, и надо найти его достаточно быстро, не растеряться, пока водящий у двери медленно считает до 5 и со словами “я иду искать” начинает поиск, как уже отмечалось, в сумраке или даже полной темноте.

Наилучшие результаты от игры – когда ребенок сразу становится ведущим, то есть с ходу преодолевает страх и нерешительность.

Хороших результатов можно достичь и когда взрослые “сдаются”, “не найдя” младшего участника игры, а он, наоборот, стремится найти всех без исключения.

Во всех случаях нужно заинтересовать, вовлечь детей в игру, но не принуждать к ней, тем более на главные роли. Обычно затруднения отсутствуют после эмоционально заряжающей игры в пятнашки и при желании играть у самих взрослых.

Найденные участники игры продолжают принимать в ней активное участие, идя цепочкой сзади водящего и отчасти помогая ему в случае необходимости соответствующими репликами, замедлением или ускорением движения.

Если игра проводится в квартире, то используются все помещения, в которых заранее выключен свет, в том числе туалет и ванная комната. Чтобы найти, надо открыть дверь и, не включая свет, искать на ощупь, в то время как спрятавшийся сидит, как мышка, и ничем – ни шумным дыханием, ни движением – не выдает себя.

Однако при обнаружении спрятавшийся бурно выражает эмоции, пугается, говорит, что больше так не будет (прятаться, скрываться, как бы уходить от ответственности). Достаточно иногда и возгласов: “Ой!”, “Аи!”, “Зачем?”, “Почему?” и т. д.

Возникающие при игре азарт, эмоциональное вовлечение, поддержка всех играющих не дают проявиться страхам темноты, одиночества, замкнутого пространства и способствуют их эффективному устранению.

Приходится ведь прятаться в темноте, одному, и находиться какое-то время в неудобном, стесненном положении.

Одновременно исчезают и порождаемые в ситуациях темноты, одиночества и замкнутого пространства ассоциированные со смертью страхи чудовищ, в том числе привидений, невидимок (полтергейста), Бабы Яги, Кощея и т. д.

В рассмотренном комплексе игр “Пятнашки” лучше всего снимают страх неожиданного воздействия, “Жмурки” – страх замкнутого пространства, “Прятки” – страхи темноты, одиночества и опять же замкнутого пространства. Вместе все три игры естественным образом устраняют столь часто встречаемое перед сном в младшем дошкольном возрасте сочетание страхов темноты, одиночества и замкнутого пространства.

Играть в пятнашки можно (и нужно) с 2 лет, в Жмурки с 3, а в прятки – с 1 года, когда сияющий от гордости малыш стоит “невидимый” в углу или за прозрачной занавеской. Взрослые сначала не могут найти его, а потом это происходит к всеобщей радости.

Игра в пятнашки “отмирает” только в подростковом возрасте, но жмурки и прятки – в младшем школьном возрасте. Все эти игры являются прелюдией к более композиционно сложно построенным играм “Кто первый” и “Быстрые ответы – игра”.

Более композиционно сложно построенные игры

Снятие страха неожиданного воздействия, тренировка процессов внимания и торможения: – игра Кто первый

Снимает торможение, возникающее при внезапных вопросах, развивает сообразительность, находчивость, смекалку: – игра Быстрые ответы – игра

Почему нужно играть с детьми в прятки: игры для малышей 2-3 лет

Почему мы играем в прятки

Играете ли вы в прятки со своими детьми? Если «нет», то очень зря. Психологи уверены, что эта игра имеет очень много плюсов для развития малыша.

mir-tema.ru

Почему полезно играть в прятки?

  • Прятки помогают развить внимание, восприятие и память.
  • Прятки учат детей целеустремленности.
  • Прятки помогают сформировать образное мышление, дети учатся мыслить логически (Где можно спрятаться?), рассуждать, домысливать (Где мог бы спрятаться товарищ?).
  • Прятки развивают опорно-двигательный аппарат.
  • По своей природе дети любознательны, прятки развивают это качество.
  • Прятки помогают бороться со своими страхами.

Если ребенок боится темноты, то в процессе игры он осмелеет и не будет бояться прятаться в темной комнате.

Если его пугают замкнутые пространства, он сможет забраться в шкаф или спрятаться в корзине для белья. 

  • Прятки помогают малышу стать самостоятельнее, адаптироваться к жизни в обществе, самостоятельно принимать решения.

В процессе игры каждый ребенок демонстрирует свой темперамент. Кто-то с трудом может усидеть на месте и при первой же возможности бежит, чтобы «застучаться», а кто-то сидит в «убежище» до победного.

  • Прятки развивают эмоциональную сферу.

Малыш ищет маму и переживает при этом целую гамму чувств. Он может испугаться и расплакаться, что мама потерялась и он больше никогда ее не найдет. Но мама выглядывает со словами «Ку-ку, я здесь!», и на лице малыша удивление и улыбка. Он рад, что маму можно «найти», он начинает понимать, что от его действий зависит, как быстро она вернется.

Малышей прятки учат понимать, что если кто-то спрятался — это не навсегда. Потерял игрушку — обязательно найдется. Ушла мама — обязательно вернется. Малыш учится осознавать, что если что-то скрылось из виду — это не значит, что оно исчезло навсегда.

  • Прятки помогают малышу не терять связь с окружающим миром.

До 1 года малыш верит, что, если закрыть личико руками, он исчезнет, его никто не увидит. Раз я не вижу — значит и меня никто не видит. Регулярные игры в прятки помогают избавиться от этой иллюзии.

Как только малыш убирает руки от лица, он видит, что вокруг ничего не изменилось: мама и любимые игрушки на своих местах.

Ничего не исчезло! Для маленького ребенка это большое открытие! Он понимает, что никогда не потеряет связь с окружающим миром и не останется в одиночестве.

Как играть в прятки с малышами

www.rastishka.ru

Родители должны понимать, что малыш в возрасте от 0 до 2 лет плохо осознает себя в пространстве, в отрыве от мамы. Он еще не осознает себя как отдельного самостоятельного человечка. Задача взрослых — помочь ему в этом.

Двух человек вполне достаточно, чтобы начать играть в прятки, но с детками постарше можно играть и большой компанией.

«Ку-ку!»

Мама склоняется над крохой и прячет за руками свое лицо, приговаривая «Ку-ку, где же мама?». Главное делать это быстро, чтобы малыш не успел испугаться. «Вот мама!» — и мама убирает от своего лица ладошки. 

Малыш научится это повторять и будет сам с большим удовольствием закрывать личико ручками и выглядывать на мамино «ку-ку». Можно при этом использовать различные стишки, прибаутки и песенки. Заодно и память потренируете.

n1s2.parents.ru

Можно закрывать свое лицо платочком (полотенцем, простыней, тюлью) и прятаться от малыша. Выглядывать из-за платочка со словами «Ку-ку!».

Или поднести платочек к личику ребенка со словами: «Где же моя доча, я ее не вижу… Ну куда же ты спряталась, Машенька?» Маленькая Маша в это время будет сидеть, затаив дыхание.

Радости ребенка не будет предела, когда мама откроет личико и уберет платочек со словами «Ку-ку!».

happy-giraffe.ru

Так можно встречать папу с работы, здороваться с друзьями или произносить волшебное заклинание, когда страшно или грустно. Можно играть на прогулке, дома и даже в кровати.

«Кусочек счастья»

Спрячьте маленькую игрушку, формочку в песок на улице или в миску с крупой дома. Детским пальчикам полезна тренировка! Пусть юный кладоискатель откопает свой «кусочек счастья».

Сначала прячьте игрушки на глазах у малыша, а позже можно делать это, попросив его отвернуться.

Больше идей для создания сенсорных коробок ТУТ.

В какой руке сюрприз?

Зажмите маленькую игрушку или конфету в кулак и спрячьте руки за спину. Угадал — получил приз.Потом меняйтесь с малышом ролями. Старайтесь иногда не угадывать: малышу будет весело, что он смог вас перехитрить. 

Кто спрятался под подушкой? 

aroundpet.ru

Спрячьте любимую игрушку малыша под подушку, но так, чтобы была видна какая-то часть. Например, заячье ушко или лапка. Это приведет ребенка  в неописуемый восторг, ведь он убежден, что это именно зайка и лиса так неудачно спрятались, а он —  такой умница, что смог их отыскать.

«Горячо-холодно»

Взрослый что-то прячет в комнате, а ребенок пробует отыскать предмет по подсказкам. Когда малыш приближается к искомому предмету, ему говорят «горячо», когда удаляется – «холодно». Можно добавлять выражения «очень-очень горячо, сейчас обожжешься!», «брррр, совсем холодно» и т.п. 

Как играть в прятки дома

В условиях ограниченного пространства бывает сложно найти удачное место, чтобы спрятаться, но пусть вас это не останавливает!  Детские психологи уверяют, что для ребенка главное, чтобы его нашли. Именно поэтому многие дети часто прячутся в одном и том же месте или выходят из укрытия раньше, чем их успевают «застукать».

Если в квартире мало места, прятаться особо негде, но очень хочется, усложните задачу — завяжите глаза «водящему». Важно обезопасить пространство, убрать лишние предметы, чтобы ничего не опрокинуть, не споткнуться и не получить травму. Игроки должны время от времени хлопать в ладоши, чтобы обозначить себя.

Если нет времени играть с ребенком в прятки, используйте игрушку. Пусть она прячется, а малыш — ищет. Можно также придумать легкие подсказки, которые помогут юному детективу. 

Минутка юмора: как играют в прятки маленькие дети и животные

fishki.net

www.yaplakal.com

fishki.net

kaifolog.ru

kaifolog.ru

kaifolog.ru

edinstvennaya.ua

kaifolog.ru

static.boredpanda.com

www.boredpanda.com

www.boredpanda.com

Крайне серьезное занятие. Почему играть в игры — важно

Почему мы играем в прятки

«Игру нельзя отрицать. Можно отрицать почти любую абстракцию: право, красоту, истину, добро, дух, Бога. Можно отрицать серьезность. Игру — нельзя», — писал философ и культуролог Йохан Хёйзинга.

От младенческих игр с погремушками до профессионального спорта. От пряток и салок до шахмат и сложных компьютерных видеоигр. Можно долго продолжать список того, во что играет человек.

Но лучше мы ответим на главный вопрос: почему мы это делаем?

Игровой инстинкт

Хёйзинга, автор известного трактата о «человеке играющем» («Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры»), был убежден, что вовсе не игра является феноменом культуры, а, наоборот, именно культура: человеческая речь, мифы, культы и даже экспериментальная наука — имеет игровую природу и проистекает из игровой деятельности.

Достаточно понаблюдать за котятами и щенками, чтобы убедиться: у живых существ есть своего рода инстинкт к играм. Они забавляются с мячами и веревками, покусывают друг друга, затевают догонялки и вовлекают во взаимодействие родителей.

В играх детеныши хищников учатся прятаться, догонять, сражаться, что необходимо в дальнейшем для охоты. Многие забавы молодых животных и людей похожи: дети, как и приматы, любят раскачиваться, взбираться, карабкаться и висеть на перекладинах, играют в домик, догонялки, прятки, войнушку.

Это учит их необходимым навыкам для выживания, готовит ко взрослой жизни, развивает физически и психически, а также помогает в социализации.

В одном из опытов ученым удалось научить игре в прятки даже лабораторных крыс: зверьки усвоили правила игры и понимали, когда нужно забежать за непрозрачный картон, а когда пора водить и, покинув укрытие, отправляться на поиски человека.

Примечательно, что никакого лакомства за участие в прятках грызуны не получали. Единственной наградой было почесывание от сотрудника Берлинского университета имени Гумбольдта.

Результаты этого исследования — еще один аргумент в пользу того, что умение играть в игры — эволюционно очень древний навык млекопитающих.

Игра — это природный процесс обучения. Дети и животные, которые были лишены возможности свободно играть в детстве, в дальнейшем имели проблемы в развитии: они вырастали агрессивными, трусливыми, замкнутыми, имели проблемы с социализацией и вниманием. При этом игра — не всегда веселая забава, но и труд.

Само собой, животные играют в свои игры «без улыбки», но и дети, подражая взрослым, остаются серьезны, когда «лечат», «готовят», пользуются игрушечными сервизами и столярными инструментами, играют в семью или магазин.

А если понаблюдать за младенцами первого года жизни, то вообще не останется сомнений, что игра — это крайне серьезное занятие.

Надеть кольцо на палочку, собрать пирамидку, построить башню, нажать на кнопку — все это требует большой сосредоточенности и не терпит легкомысленного отношения. Многие педагоги пишут о важности игр для развития ребенка и прямо заявляют: дети не играют, дети работают

Почему играют взрослые

Ученые предполагают, что игра помогает взрослым не останавливаться в развитии и формировать новые нейронные связи в мозге. Также это эффективный способ избавиться от агрессии у социальных животных, и для человека, по всей видимости, тоже актуален этот механизм. Игра помогает расслабиться и снять напряжение, уйти от проблем, переключиться и отдохнуть.

Еще одна гипотеза ученых состоит в том, что именно игры помогли удлинить жизнь наших предков и обеспечили Homo sapiens долгожительство. Любознательность, активность, готовность узнавать новое и экспериментировать — это эволюционное преимущество, которое человек «заработал» себе в буквальном смысле играючи

Не так давно ученые открыли эффект бабушки — доказали эволюционную пользу удлинения жизни женщин, которые вышли из детородного возраста. С древних времен старшее поколение играло с младшими членами племени, и именно бабушки помогали не только ухаживать за потомством, но и обучали детей, играли с ними и передавали им свои гены долгожительства.

Есть объяснение феномену игры и у генетиков. В одном из опытов ученые удалили у детеныша крысы — очень игривого социального млекопитающего — кору головного мозга, так называемый высший центр.

Грызун выжил, выздоровел, а когда достиг возраста четырех недель, издал писк, который должен был привлечь других крыс — ученые трактуют его как сигнал «я хочу поиграть». После этого детеныш начал энергично играть, как это делали его братья и сестры с полноценным мозгом.

Даже аспиранты, наблюдавшие за группами прооперированных и нормальных крыс, игравших вместе, не могли идентифицировать тех, кому была удалена кора головного мозга. Обе группы играли в свои грубые и драчливые крысиные игры одинаково.

Авторы исследования пришли к выводу о том, что мозговые структуры, ответственные за раннюю игровую деятельность, анатомически расположены в подкорковых структурах мозга, которые участвуют в формировании всех поведенческих реакций у человека и у животных.

Таким образом, побуждение к игре не является усвоенным поведением, а скорее составляет врожденный инстинкт и фундаментальную потребность живого существа.

Поэтому ученые призывают уважать и поддерживать игривость не только у младенцев и детей, но и у взрослых людей — на протяжении всей жизни.

В ряде исследований было доказано, что игра способствует выбросу эндорфинов, творчеству, усиленной работе мозга. Пожилым людям она помогает сохранять энергичность и интерес к жизни, улучшает память и стимулирует рост коры головного мозга.

Играем в прятки с детьми

Почему мы играем в прятки

Одна из самых любимых детских забав — это прятки. Первый опыт игры малыши обычно приобретают еще до года, однако в столь раннем возрасте они не могут полноценно включиться в процесс. Трехлетний же ребенок способен понять правила игры, поэтому прятки нередко становятся частью их ежедневного досуга.

Польза игры

Возможно, взрослые об этом не задумываются, но детские забавы — это больше, чем просто способ поднять настроение. С их помощью малыши развиваются и приобретают новые навыки.

Чему учит ребенка игра в прятки? Как минимум, умению концентрироваться и ориентироваться в окружающей его среде. Прячась в квартире или на улице, малыш изучает пространство и анализирует имеющиеся возможности.

А будучи «водящим», он должен включить внимательность и логику, чтобы отыскать своих товарищей по игре.

Еще один большой положительный момент в прятках — это необходимость ребенка бороться со своими страхами. Если он боится темноты, то в процессе активной игры может смело спрятаться в темной комнате. Если его пугают замкнутые пространства, то он сможет забраться в узкий шкаф.

Прятки помогают и детям, боящимся разлуки, хоть и кратковременной, с мамой или папой. В процессе игры с ровесниками они так увлекаются, что забывают обо всех своих небольших страхах и просто веселятся. Кроме того, игра в прятки учит детей независимости.

В отсутствие рядом взрослых людей, они вынуждены принимать решения, что положительно сказывается на развитии их самостоятельности.

Таким образом, игра в прятки помогает развить следующие способности и навыки:

  • Память;
  • внимание;
  • «здоровое» любопытство;
  • самостоятельность;
  • уверенность в себе;
  • умение анализировать;
  • поисковые способности.

Интересно, что в процессе игры каждый ребенок демонстрирует свой темперамент. Кто-то с трудом может усидеть на месте, поэтому старается быстрее «застучаться». Кто-то, наоборот, прячется в своем «убежище» до победного — пока его не найдет «водящий».

Общие правила

Вариаций правил игры в прятки достаточно много, т.к. в каждой группе детей устанавливаются свои порядки. Однако существуют базовые правила, которым все следуют. Для игры необязательно созывать большую толпу — двух человек вполне достаточно, чтобы начать игровой процесс.

Один из участников становится «водящим», остальные же от него прячутся. Определить «водящего» можно с помощью считалочки, жеребьевки или известной игры «Камень-ножницы-бумага». Обязательно выбирается место, на котором участники будут «застукиваться».

«Водящий» отворачивается, закрывает глаза и считает до установленного числа (обычно до 15−20), а затем отправляется на поиски. Задача участников — незамеченными добежать до обозначенного места и «застучаться», прокричав об этом как можно громче.

А участник, которого нашел и «застукал» «водящий» сам «водит» в следующей игре.

Чтобы игра в прятки была еще интереснее и познавательнее, можно использовать различные стишки, прибаутки и песенки. У малышей при этом будут тренироваться память и умение справляться с многозадачностью.

Играем с малышом дома и на даче

На детских площадках дети без проблем инициируют игру — много места, участников и возможностей спрятаться. Вопрос в том, как играть в прятки дома, особенно если малыш остался один со взрослыми.

В условиях ограниченного пространства достаточно сложно найти удачное место, чтобы спрятаться, однако это не является серьезным препятствием для начала игры. Детские психологи уверяют, что для ребенка главное — быть найденным.

По этой причине, они часто прячутся в одном и том же месте.

Далеко не всегда взрослые могут выделить время для игры с малышом. В этих случаях можно прибегнуть к альтернативному варианту пряток — использовать, например, любимую игрушку ребенка.

Взрослые прячут игрушку в доме, а малыш пытается ее найти. Можно также придумать легкие подсказки, которые помогут юному детективу обнаружить пропажу.

В игровой форме ребенок будет развивать базовые навыки аналитики и логики.

Если в квартире мало места, а играть в прятки очень хочется, то можно несколько усложнить задачу для «водящего». Завяжите ему глаза, а спрятавшихся участников попросите хлопать в ладоши. «Водящему», чтобы найти товарищей по игре, нужно будет ориентироваться на слух. Однако перед началом игры убедитесь, что пространство комнаты безопасно, и с завязанными глазами ребенок не получит травму.

В поисках решений, чем развлечь ребенка на даче, хорошим вариантом также станут прятки. Задача взрослых при этом — четко обозначить территорию, на которой будет проходить игра. Это очень важно, т.к. дети, заигравшись, часто теряют чувство безопасности и пространства. Поэтому лучше, если взрослые все же будут приглядывать за малышами и контролировать их передвижения.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.