Почему мы называем друг друга детками и малышами?

Содержание

9 советов психолога, как помочь ребёнку найти друзей в школе

Почему мы называем друг друга детками и малышами?

Даже результаты учёбы напрямую зависят от того, насколько ребёнку комфортно в коллективе. Для многих детей главная задача осени — превратиться из новенького в школе в уверенного в себе одноклассника. Психолог и мама детей, которые не раз меняли школу, Ирина Беляева рассказывает, как родители могут помочь ребёнку найти друзей.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Как не обесценивать чувства ребёнка

В этом году моим сыну и дочери снова предстоит стать новенькими в школе. Мы живём в разных странах, они часто меняют школы. У дочки, которой 10 лет, это будет четвёртая школа, у сына, которому 12, — шестая. Поэтому я знаю, что быть новеньким очень непросто.

Когда дочь пошла в первую американскую школу, она плакала каждый вечер, говоря, как одиноко и плохо ей там.

Даже обещала «устроить забастовку» и больше не ходить (не знаю, что бы я сделала, если бы она её всё же устроила).

Мне было очень тяжело видеть её слезы, и хотелось успокаивать: «Да это всё ерунда, ты всем нравишься, все хотят с тобой общаться, это совсем не страшно и не грустно и скоро пройдёт». Но так не работает.

Мне приходилось слушать, как тяжело моей маленькой девочке, разделять её боль и подставлять объятия для слёз. Всё это, а ещё книги о новеньких и рассказы о собственном опыте, помогло. В итоге дочь нашла и близкую подругу, и своё место в коллективе, и любимого учителя, и стала одной из самых популярных девочек в начальной школе.

В момент ощущения тотального одиночества очень важно не обесценить чувства ребёнка и не отрицать их 

Тогда всё обязательно получится. Для нас важен коллектив, в котором мы проводим большую часть времени, и отношения внутри него. Когда мы говорим, что школа в первую очередь — институт социализации, мы признаём, как важно для детей, насколько удачно или неудачно сложатся их отношения в классе.

Почему каждому страшно быть новеньким

Роль «новенького в классе» — это вызов. Он действует на эмоции ребёнка, его разум, иногда даже меняет судьбу. Конечно, это интересно, захватывающе, многообещающе, но ещё тревожно, пугающе и даже опасно. Эта роль предполагает внутренний рост и развитие, хотя придётся приложить определённые усилия.

Быть новеньким страшно. Ребёнок переживает из-за тысячи вещей: вдруг он никому не понравится? А вдруг одноклассники не понравятся ему? А если просто не заметят? А если они будут смеяться? Как сделать первый шаг? Как рассказать о себе? Как узнать о других?

Ещё страшнее маме и папе: самый дорогой, уязвимый и прекрасный ребёнок (даже если у вас их пять) идёт к неизвестным людям, где каждый может его задеть, где некому будет его поддержать, где вас не будет рядом.

Конечно, хороший педагог всегда работает над климатом в коллективе, но и мы как родители можем помочь ребёнку. Ведь научиться строить отношения с людьми можно так же, как и математике, езде на велосипеде или скрипке.

Такой навык точно пригодится в жизни, ведь все мы иногда бываем новенькими.

Как родители могут помочь

Первое, что родители должны сделать, — это успокоиться. Дети хорошо считывают тревогу взрослых, поэтому важно, чтобы ребёнок видел: родители верят в него и знают, что всё получится.

Мама и папа рядом, но у него достаточно сил, чтобы решить эту задачу самостоятельно.

Помните метафору материнской любви из «Гарри Поттера»? Если вы смогли передать ребёнку ощущение надёжной защиты — всё, вы справились, можно отдыхать.

Предложите ребёнку в сложные моменты представлять вас за его спиной или щит вашей любви вокруг него

Второй шаг — посоветуйте ребёнку сесть и подумать, какие его качества могут привлекать других. Остроумие, рассудительность, умение играть в футбол, готовность помочь? Пусть таких качеств будет как можно больше. Но у всех есть и то, что может помешать наладить отношения.

Излишняя тяга к справедливости, которую легко спутать с ябедничеством? Категоричность? А может, застенчивость? Очень острый язык? Конечно, от того, что мы назовём вещи своими именами, они не исчезнут, но ребёнок будет знать, что ему самому мешает, и сможет лучше справляться с этим.

Главное правило: не надо ничего подсказывать ребёнку, даже если вы твёрдо уверены, что знаете о нём всё. Не спешите с предположениями: пусть человек изучит себя сам. Иначе вы рискуете превратиться из того, кто помогает, в того, кто оценивает.

После того как ребёнок провёл исследование, какой он друг, ему нужно дать силу и союзника. В начале любых отношений помогает умение быть собой и открываться навстречу другим, улыбка, приветливость, прямой взгляд, ровная осанка, готовность поддержать беседу. Все эти вещи достаточно легко даются при уверенности в себе, и наоборот: исчезают при тревожности и страхе.

Есть простой способ повысить уверенность ребёнка в себе: предложите ему подумать о герое, который его восхищает, и в нужный момент представить, а что сделал бы он. Можно заранее помочь школьнику визуализировать его тревоги и то, как супергерой справляется с ними (им может быть как персонаж из фильма или книги, так и дедушка или старший брат).

Когда его уверенность в себе возросла, можно переходить к конкретным практическим рекомендациям.

9 советов вашему ребёнку, как лучше завести друзей

  • Если ребёнок новенький, он вызывает у других детей любопытство. Подготовьте его к тому, что одноклассники подойдут и спросят, кто он, откуда, что он любит, в какие игры играет, какие фильмы смотрит. Возможно, ему будет легче не растеряться и отвечать уверенно и прямо, если он заранее подумает над ответами на эти вопросы.
  • Скорее всего, в классе (особенно в первом) новеньким ребёнок будет не один. Кому-то в классе будет так же страшно и одиноко. Объясните ему, что можно подойти и спросить: «Привет! Ты тоже новенький? Я — да!» Вдвоём детям уже будет проще. Но замыкаться на первом найденном знакомом не стоит — ребёнку нужно познакомиться и с другими одноклассниками, понять, с кем у него больше общего.
  • Посоветуйте ребёнку показать его интересы и таланты. Возможно, он любит какую-то книгу, игру, болеет за спортивную команду. Он может взять с собой вещи, которые помогут увидеть это людям с похожими интересами. В первые месяцы вообще важно делать то, что ребёнок любит: рисовать, петь, заниматься спортом, — это поможет ему притянуть близких по духу людей.
  • Нужно быть приветливым и научиться начинать разговор первым. Это не так сложно. Можно просто сделать комплимент или спросить что-то у одноклассника про него самого: «Отличная сумка! Классный цвет!», «О! Ты тоже любишь „Гарри Поттера“! Мой любимый факультет — Слизерин, а твой?» Важно научиться быть внимательным слушателем. Тренироваться можно на соседях, в ближайшем магазине, при походе в музей или парикмахерскую.
  • Люди любят помогать другим и выступать в качестве эксперта. Им всегда приятно знать, что они могут дать хороший совет и продемонстрировать жизненный опыт. Не нужно бояться спрашивать: «Я новенький и ничего здесь не знаю, не подскажешь, где библиотека?» — и быть благодарным за помощь.
  • Если ребёнок ещё маленький, запишите его на кружок, который отвечает его интересам. Там он познакомится с детьми с похожими увлечениями. Подросток способен сам выбрать для себя дополнительные занятия, так что давить на него не стоит. Но напомните, что совместная деятельность лучше всего помогает завести друзей.
  • Ребёнку стоит активно участвовать в жизни класса, искренне высказывать своё мнение, но следить за тем, чтобы никого не задеть и не обидеть.
  • Можно найти одноклассника, который живёт рядом с вами, или просто дойти до метро вместе. Совместный путь здорово сближает — это идеальное время, чтобы обсудить день, да и просто поговорить обо всём на свете.
  • Многие родители не одобряют компьютерные игры, но для детей это важная часть жизни. Пара партий в Фортнайт — и ребёнку уже есть о чём поговорить с одноклассниками, чем заняться вместе. Онлайн-игры для нескольких пользователей рассчитаны на взаимодействие и коммуникацию. Они часто сплачивают коллектив гораздо быстрее и эффективнее любого педагога или психолога.

Иллюстрации: Shutterstock (GoodStudio)

Дети могут понимать друг друга без слов!

Почему мы называем друг друга детками и малышами?

Понимают ли дети друг друга? Если да, то как? Новое исследование позволит и вам узнать язык малышей! Попробуйте понять о чем говорит эта детвора. А теперь узнайте о чем шла речь!

Ученые изучали коммуникативные возможности маленьких детей – то есть, грубо говоря, принципы их общения. Оказалась, что уже к пятимесячному возрасту дети могут корректно воспринимать эмоции сверстников.

Это исследование стало закономерным продолжением научного пути профессора Флома, который ранее изучал способность детей понимать настроение собак и обезьян.

«Вербальное общение – недоступный коммуникативный инструмент для младенцев. Они не могут словами сообщить о том, что голодны или устали или хотят спать.

Поэтому детишки полагаются в первую очередь на эмоциональную сферу», – рассказывает Флом.

«Таким образом, нет ничего удивительного в том, что уже в относительно раннем возрасте дети приобретают способность тонко различать оттенки настроения».

Известно, младенцы начинают воспринимать эмоции взрослых примерно с семимесячного возраста. Однако в отношении своих сверстников это происходит значительно раньше – в возрасте пяти месяцев.

«Возможно, это объясняется тем, что мимика и ая активность имеют очень схожий характер у всех младенцев. Поэтому детям легче интерпретировать эмоции себе подобных, чем взрослых», – рассуждает Флом.

Суть данного исследования состояла в следующем. Детей сажали перед двумя мониторами. На одном из них демонстрировалось счастливое, улыбающееся лицо малыша, тогда как на втором экране лицо было грустное и хмурое.

Помимо визуальной информации ученые использовали также и звуковую: параллельно с картинкой они воспроизводили аудиозаписи детского смеха или плача соответственно.

При этом испытуемые дети намного больше внимания уделяли первому экрану, чем второму.

«Наши наблюдения убедительно доказывают, что младенцы уже в пятимесячном возрасте весьма точно интерпретируют различные проявления эмоциональной сферы у своих сверстников», – говорит Флом. «Это лишний раз подчеркивает значимость первого полугодия жизни с точки зрения психического развития ребенка».

Так что не обижайтесь на своих детей, если они не понимают вас! Встаньте на один уровень с ними и объясните все эмоциями!

Лунные календари, компресс из петрушки, топор под кроватью и заговоры – отбросим сразу все эти «народные» способы ускорить беременность и поговорим о мифах, в которые верят даже прогрессивные будущие родители.

1. Если не удалось забеременеть за полгода, значит, у вас проблемы со здоровьем

По подсчётам британских учёных, для зачатия нужно на протяжении 6 месяцев минимум 4 раза в неделю заниматься сексом. А диагностику бесплодия врачи советуют начинать, если не получилось забеременеть после целого года попыток.

Расслабьтесь и не повторяйте ошибок трёх тысяч женщин, опрошенных теми же учёными: 25% из них сказали, что во время усиленных попыток забеременеть секс становится скучным, и 11% признались, что их мужья жаловались на «полное истощение».

2. Пол ребёнка можно спланировать

Вспомним уроки биологии: все яйцеклетки содержат Х-хромосому. Половина сперматозоидов содержит Х-хромосому, половина – Y-хромосому. Если с яйцеклеткой сольется Х-сперматозоид, то получится девочка (ХХ), а если Y-сперматозоид – то мальчик (ХY). Ни японские таблицы, ни китайские календари, ни специальные диеты не заставят аиста работать по заказу.

Есть такая гипотеза, что скорость сперматозоида зависит от того, какую хромосому он несёт. Якобы Y двигается быстрее, а Х дольше живёт. Поэтому если зачатие случилось в день овуляции, то будет мальчик, а если за несколько дней до овуляции, то будет девочка. Мол, яйцеклетки достигнет медленный и живучий сперматозоид. Но это только предположение, доказательной базы у него нет.

Единственный надёжный метод планирования пола – это фильтрация сперматозоидов при ЭКО. Но в России эта процедура запрещена законом, да и в других странах вам не дадут никаких гарантий.

3. Нужно родить до 35-ти. Часики-то тикают

На самом деле, беременность в 35 от беременности в 20 отличается куда меньше, чем принято считать.

Во-первых, безнадёжно устарели данные о том, что после 35 лет зачать в 2 раза сложнее. На самом деле, по сравнению с 27 годами, вероятность сокращается с 86% до 82%. То есть, остаётся почти такой же.

Во-вторых, риск хромосомных мутаций сильно преувеличен. Даже после 45 лет у женщины сохраняется достаточно высокая вероятность родить здорового ребенка.

В-третьих, если вам 35, это совершенно не значит, что ваш организм уже «не тот», и беременность для него будет тяжёлым испытанием. В этом возрасте здоровье куда больше зависит от образа жизни, чем от цифр.

4. Если не удаётся забеременеть, значит, дело в женщине

По данным американской клиники Майо, в 30% случаев проблема, действительно, в женском организме. Ещё в 30% женщина не может забеременеть «по вине» партнёра. В остальных случаях проблемы есть у обоих, а иногда причину и вовсе не удаётся установить.

5. Поза берёзки после секса поможет сперматозоидам достичь цели

Многие подглядели этот способ в кино: героиня, желающая забеременеть, на полчаса задирает ноги у стены. Чтобы помочь сперматозоидам добраться до яйцеклетки. Выглядит всё логично: сперма – жидкость, а всем жидкостям свойственно стекать вниз.

На самом же деле сперматозоиды и сами вполне могут преодолевать гравитацию, иначе они бы никогда не смогли попасть в маточную трубу и оплодотворить яйцеклетку. Специальными позами и движениями вы им особо не поможете.

Page 3

Пару веков назад перед операцией больным давали опиум, кокаин, белену, алкоголь или марихуану. В 13 веке некоторые врачи считали, что ушная сера собаки, смешанная с дегтем, вызывает сон.

Другим пациентам «везло» ещё больше – лекари пережимали им артерию, снабжающую мозг кровью. В результате человек на несколько минут терял сознание, и за это время нужно было успеть его прооперировать.

Ну а с самыми везучими работали специалисты, которые знали, с какой силой и куда нужно ударить больного по голове, чтобы он отключился, но не умер.

С тех наркоз стал совершенно иным, но анестезиологи говорят, что многие до сих пор боятся его больше, чем самой операции. И всё из-за вредных и живучих мифов, с которыми давно пора попрощаться:

Миф 1: Во время наркоза можно проснуться и почувствовать, как тебя режут

Вообще, вероятность того, наркоз не до конца подействует, есть, но она составляет не более 0,2%. Дело в индивидуальной реакции на препарат: даже самое эффективное лекарство не может вылечить 100% пациентов. Всегда остаётся 1%, которому оно не поможет.

Если во время операции окажется, что вы входите в тот самый «невезучий» процент, анестезиолог это сразу поймёт. Работа сердца, давление, пульс, температура тела, активность мозга – всё это находится под постоянным наблюдением специалиста. Даже при минимальных отклонениях от нормы, анестезию тут же скорректируют.

Возможно, этот миф так популярен потому анестезиологи иногда «выпускают» пациентов из сна, когда врачи уже закончили саму операцию, но ещё накладываются повязки, отключают больного от аппаратуры и т.д. Некоторые пациенты слышат голоса врачей, и думают, что они проснулись во время работы хирурга.

Миф 2: Наркоз отнимает 5 лет жизни

Певице Шер сейчас 71 год, а ведь ей приписывают больше ста пластических операций. Если хотя бы половину из них сделали под общим наркозом, получается, технически Шер исполнился… 321 год.

Люди переносят десятки наркозов и доживают до старости – таких примеров много. Другое дело, что сама по себе операция – это один из самых сильных стрессов для организма. Частое хирургическое вмешательство действительно может привести к серьёзным осложнениям и сократить жизнь.

Миф 3: Из-за наркоза становятся наркоманами

Такое возможно только если пациент в крайне тяжёлом состоянии, его много раз подряд вводили в наркоз и несколько недель после операций давали наркотические анальгетики. Да и то маловероятно.

Миф 4: От наркоза можно не проснуться

Шанс умереть из-за анестезии – в среднем 1 на 20 000. Точная цифра зависит от уровня медицины в стране: в Зимбабве погибает 1 пациент из 350, в Европе – 1 из 250 тысяч. В целом же вероятность умереть от наркоза в несколько раз ниже, чем, например, вероятность погибнуть в автокатастрофе по пути в больницу.

Миф 5: Наркоз губит здоровье. В том числе, психическое

У современных анестетиков нет серьёзных побочных эффектов. Может появиться тошнота, головокружение и рвота, но эти симптомы снимаются лекарствами. А ещё после общей анестезии на несколько недель может ухудшиться память, но вы этого не заметите, поскольку нарушения будут минимальны. Примерно как после алкоголя.

Что касается психических расстройств, то они встречаются крайне редко – в основном у пожилых людей или у тех, кто и так склонен к психопатологии: например, у алкоголиков и наркоманов. Галлюцинаций и приступов агрессии тоже не будет – препараты, которые их вызывали, остались в прошлом веке.

Как научить ребенка дружить с другими детьми: советы для родителей

Почему мы называем друг друга детками и малышами?

Нужно ли учить ребенка дружить, в чем особенности дружбы в каждом возрасте и  как помочь застенчивому ребенку найти друзей – статья на Итсе посвящена этой теме.

Почему дружба важна?

Ребенок, умеющий дружить и общаться, легче адаптируется в коллективе. Ему проще учиться, и развивать свои способности. Кажется, что дружеские отношения у детей начинаются самопроизвольно.

Вот подошли друг к другу, спросили имя и предложили поиграть. Но это видимость. Дружбе, как и правилам общения со старшими нужно учить.

Возрастные особенности детской дружбы

До трех, а то и четырех лет детишки не умеют дружить. Они еще психологически не дозрели.

Полуторалетние или двухлетние дети просто играют вместе. Их можно научить делиться или обмениваться. Но требовать большего от карапуза глупо.

Детская дружба в привычном для нас понимании начинается с трех лет. Дети начинают играть в ролевые игры и им требуются компаньоны. Начинают складываться первые дружеские отношения.

 Дошкольники

Начиная с трехлетнего возраста деткам нужно объяснять, как правильно дружить, что нужно учитывать мнение другого. Обычно малыши называют друзьями всех, чье имя узнали, или с кем поиграли 15 минут на площадке.

Четырехлетки назовут другом того, кто делится игрушками, угощает сладостями и не ябедничает.  Большую роль играет и личная симпатия.

Пятилетки разборчивее в выборе друзей. Не каждый, с кем они пообщались пять минут, достойны этого звания. При выборе компаньона они ориентируются на:

  • любимые совместные игры;
  • на общую деятельность в детском саду (убрать посуду со стола или игрушки на площадке);
  • общее увеличение, например, игрушками одной серии.

Для старших дошкольников важно совместное проведение времени где-то еще кроме сада. Прогулки на площадке рядом, походы в гости друг к другу.

Школьные годы

Младшие школьники выбирают компаньонов, ориентируясь на взаимовыгодное сотрудничество. Друг и списать даст, и ручкой поделится. Большую роль играет и «географическая близость». Сдруживаются дети, сидящие за одной партой, живущие неподалеку, посещающие одни и те же секции или кружки.

В возрасте 7-9 лет теплые отношения дети заводят с представителями своего пола. Начавшееся еще в саду разделение на два лагеря мальчишек и девчонок еще сильно.

При переходе в среднюю школу дети выстраивают более доверительные и личные отношения. При этом школьникам важно быть как все, коллекционировать одно и то же, слушать похожую музыку. И в то же время они ценят что-то необычное привлекающее внимание.

Лучший способ, как помочь ребенку подружиться с одноклассниками – придумывать необычные развлечения и занятия.

Подростковый возраст

В 11-14 лет в друзья дети выбирают тех, кто сохранит их секреты. Важны и лидерские качества, способность спорить с учителями, отстаивать свое мнение. Подросток тянется к сверстникам популярным у противоположного пола.

Именно в этом возрасте появляются настоящие друзья, случаются первые крупные ссоры. Ребенку болезненно важно быть частью группы, не отличаться от других.

В подростковой дружбе важны эмоции, поддержка. Разговоры с приятелем становятся чем-то вроде психотерапевтического сеанса.

Но у откровенности и близости есть и обратная сторона медали. В моменты конфликтов подростки ради мести с легкостью делятся интимными секретами друг друга.

Как научить дружить

Нет пошаговой инструкции, как научить ребенка дружить. Но есть личный пример и разговоры по душам. Дети, как губка, впитывают все, что слышат от нас. Поэтому важно обсуждать с ними сказки, мультфильмы. Рассказывать на примере героев, что дружба – это взаимовыручка, доверие, доброта и верность.

Расширить круг общения ребенка, можно записав его в кружок или секцию. Дети в начальной школе дружат по интересам.

Говорите с ребенком о дружбе. Рассказывайте, что она важна.

Вместе дайте ей определение, например:

  • комфортно молчать вместе;
  • помощь придет в трудную минуту;
  • тебя ценят вместе с недостатками;
  • тебе скажут правду, пусть и горькую;
  • тебя прощают.

Учите школьника разбираться в людях. Но не давите и не запрещайте дружбу с «плохишами». Оставляйте ребенку право выбора.

Категорический запрет настроит сына или дочь против вас.

Тонкости общения со сверстниками

Прививать уважение к другим можно уже с раннего возраста. Объясняйте малышу, что отбирать чужие игрушки или драться нехорошо. В конфликтных ситуациях поддерживайте и защищайте своего ребенка. В старшем возрасте это поможет ему отстаивать свои права.

Виноват ваш малыш – извинитесь перед «пострадавшей» стороной. А все «разборки» с ним проведите без свидетелей.

Детям младшего возраста помогайте общаться – предлагайте совместные игры, обмен игрушками. Но не командуйте – это никому не нравится, особенно детям. Лишь направляйте и решайте конфликты.

Чем старше становится ребенок, тем больше свободы в коммуникации вы ему даете. Тем больше ответственности он несет.

Что делать в конфликтной ситуации

Жить дружно у детишек получается не всегда. И дело тут не в ужасном поведении Васи или Маши. Они еще не до конца усвоили все понятия о правильном поведении, они этому только учатся.

Ссоры и споры учат управлять эмоциями, своими действиями.  Родителям нужно научить детей правильно вести себя в конфликтных ситуациях.

Объясните, что каждый имеет право на:

  • выражение эмоций;
  • уважение;
  • отстаивание своих права, но без агрессии.

Объясните ребенку, что этот «билль о правах» работает в обе стороны. Не приучайте малыша терпеть и поступаться своими правами.

Для маленьких детей главным арбитром остается взрослый. Он объясняет обеим сторонам, в чем они неправы, помогает помириться.

В чем польза разновозрастного общения

Детям полезно общение не только со сверстниками. Научиться дружить и понимать ближнего позволяет разновозрастное общение. Общаясь и с теми, кто постарше, и с младшими ребенок учится чуткости, внимательности.

Старшие учатся сопереживать малышам, помогать им. Младшие подражают старшим, примеряют их роли.

Это благотворно сказывается на их развитии. У детей в таких коллективах повышается чувство ответственности.

Личный пример

Детям, чьи родители приглашают в друзей в гости, ходят на совместные прогулки, проще заводить друзей.  В «закрытых» семьях растут более замкнутые дети.

Когда общаетесь с друзьями при детях, следите за своим поведением. Хотя с близкими людьми это нужно делать всегда. Не давайте своим друзьям оценки в присутствии детей. Все взрослые разговоры и разногласия должны быть за закрытыми дверями.

Ребенок почти до подросткового возраста стремится быть похожим на родителей. Поэтому ваше уважительное и доброе общение с друзьями – отличный ориентир для него.

Как помочь замкнутому ребенку

Не все дети общительны и с легкостью идут на контакт. Стеснительному ребенку или интроверту новые знакомства даются с трудом.

Психологи советуют родителям замкнутых детей:

  1. Принять характер ребенка и не давить на него, заставляя дружить.
  2. Учите ребенка общаться.
  3. Поощряйте самостоятельность.
  4. Повышайте самооценку ребенка, учите его верить в себя.

Для замкнутых деток важно бывать в коллективе, общаться со сверстниками. Совместные игры отлично тренируют коммуникацию. Ребенок перестает стесняться, становится увереннее.

Итог

Будьте и сами другом для ребенка, уважайте его, это поможет научить его общаться со сверстниками. Родительское уважение станет фундаментом для крепкой дружбы ребенка, в которой он не будет ведомым.

Дружба делает жизнь светлее и приятней. Но ей, как и многому другому, нужно учиться. Только вы можете помочь ребенку сделать это.

Воображаемые друзья у ребенка: стоит ли беспокоиться родителям?

Почему мы называем друг друга детками и малышами?

Поздравляем, у вашего малыша появился хороший приятель. Одно плохо – никто, кроме самого ребенка, его не слышит и не видит. Он существует только в детском воображении.

Как вести себя мамам и папам в подобной ситуации? Скажем сразу, бить тревогу и паниковать точно не следует, поскольку в большинстве случаев воображаемые друзья в детском возрасте – это абсолютно естественное явление, которое вскоре пройдет само собой. Сегодня мы расскажем, откуда берутся вымышленные приятели и что с этим делать.

Зачастую возникновение воображаемых приятелей застает взрослых врасплох. В нашем обществе невидимых друзей принято считать явным поводом для беспокойства и чуть ли не симптомом психического заболевания. Все потому, что мы смотрим на детский мир с взрослой точки зрения.

Однако воображаемый друг в дошкольном детстве и в зрелости – совершенно разные вещи.

Придуманные друзья, появляющиеся обычно у трех-четырехлетних детей, свидетельствуют не об отклонениях в психике, а, наоборот, о нормальном психологическом развитии.

Именно с трех до пяти лет у малышей бурно развивается воображение, благодаря чему они начинают играть в сюжетно-ролевые игры и активно фантазировать. И часто партнером по таким развлечениям становится воображаемый друг.

Воображаемые друзья: кто они?

Мы уже говорили, что маленькие дети существуют в своем собственном чудесном мире, в котором на крыше живет Карлсон, растворяется в воздухе Чеширский кот, а обычная рукавица способна превратиться в лохматого щенка.

Воображаемый друг появляется у малышей, начиная с трех лет, и может принимать самые разные формы: мягкой игрушки или куклы, бесстрашного супергероя, мальчика Пети или девочки Кати.

Невидимый товарищ не обязательно должен быть человеком – почти у половины деток он «выглядит», как забавный зверек. «Внешность», способности и привычки выдуманных приятелей зависят только от выдумки ребенка.

Не торопитесь на прием к психологу, если в жизни вашего чада появился такой друг.

Во-первых, в живой детской фантазии нет ничего ужасного. А во-вторых, воображаемый приятель может послужить замечательным диагностическим материалом. Особенности общения с невидимым товарищем отражает как детские проблемы, так и семейные неурядицы.

Причины появления воображаемых друзей

Самое главное, о чем предупреждают специалисты, – не стоит запрещать детям проводить время с вымышленными приятелями, иначе они начнут встречаться с ними тайком.

Правильнее будет узнать причину подобного явления (помимо бурной фантазии) и помочь малышу, если имеется какая-либо проблема. Что же приводит к возникновению воображаемых товарищей?

  1. Одиночество. Вероятность возникновения выдуманного приятеля резко возрастает, если ваше чадо является единственным ребенком. В этом случае специалисты говорят о компенсации недостатка общения, особенно если у малыша нет приятелей его возраста.
  2. Подражание. Если вы внимательно прислушаетесь, как общается ваш карапуз с невидимым товарищем, то узнаете свои слова или фразы воспитателя в садике. Дело в том, что все дети стремятся подражать взрослым, хотят казаться старше и влиять на кого-то. Повода для тревоги нет, если кроха ведет себя спокойно и не проявляет агрессии.
  3. Стремление к первенству. Если у ребенка есть старший брат, сестра или властные приятели, которые любят командовать, он может выдумать друга, чтобы брать на себя инициативу в играх, всегда в них побеждать. То есть воображаемый персонаж нужен малышу, чтобы почувствовать себя победителем.
  4. Страхи. Иногда дошкольники ищут и находят у своих выдуманных товарищей поддержку, поскольку вдвоем не так страшно переживать пугающие моменты, как одному. Вероятность появления такого друга увеличивается, если ребенок стесняется рассказать о своих страхах или родители отмахиваются от него, считая детские тревоги несерьезными.
  5. Боязнь наказания. Взрослым следует задумываться, если малыш, ломая игрушки или устраивая беспорядок, начинает утверждать, что виновен не он, а невидимый мальчик Петя. Вполне возможно, что вы чересчур часто ругаете или наказываете свое чадо по поводу и без.

Как общаться с воображаемыми друзьями детей?

Зачастую родители, узнав о существовании у ребенка невидимого приятеля, не знают, как себя с ним вести. Нужно ли игнорировать его или, наоборот, вступить в игру и общаться, как с реально существующим?

Предлагаем несколько полезных рекомендаций, которые помогут вам взаимодействовать с воображаемым другом малыша.

  1. Не говорите ребенку, что иметь вымышленных приятелей – признак сумасшествия, иначе он поверит, что с ним не все в порядке. Хотя ничего неправильного и тем более страшного с ним не происходит. Также не игнорируйте возникновение нового Карлсона, иначе малыш может замкнуться в себе.
  2. Не подавляйте детскую фантазию, а, напротив, интересуйтесь, не станет ли возражать девочка Катя, если вы отодвинете стул, мешающий вам пройти в комнату. Не сопротивляйтесь, если малыш попросит поставить тарелку воображаемому другу или расстелить ему кровать. Включитесь в игру и потренируйте собственное воображение.
  3. В то же время не выступайте инициатором взаимодействия с невидимым приятелем ребенка. Не спрашивайте у своего чада, пойдет ли его друг Петя с вами в магазин. Подождите, пока сам малыш вспомнит о нем и предложит вам подключиться к игре.
  4. Не следует разрешать детям перекладывать ответственность за свои проступки на воображаемых друзей. Дошкольники по-прежнему должны отвечать за недостойное поведение, а ваша задача – напоминать о последствиях. Малыш обвиняет в разбросанных игрушках прилетевшего Карлсона? Попросите навести порядок в комнате вместе с ним.
  5. Если причина подобного явления – одиночество, постарайтесь проводить с ребенком больше времени. Чтобы выдуманный друг не заменил реальных приятелей и родителей, развлекайтесь вместе: надевайте костюмы супергероев, играйте в кукольный театр, читайте вслух и по ролям приключенческие книжки.
  6. Иллюзорные товарищи придут вам на помощь, если вы захотите узнать, что чувствует ваше чадо на самом деле. Если невидимый друг пугается темноты, вероятно, именно ребенок испытывает эту боязнь. Впрочем, чаще всего малыши придумывают таких приятелей, чтобы веселиться.

Таким образом, возникновение выдуманных приятелей у деток до шести лет можно считать совершенно нормальным явлением.

Но иногда воображаемый друг появляется у детей постарше. В этом случае всплеск воображения работает в качестве защитного механизма.

Своеобразным пуском, способствующим появлению друга-невидимки, может стать любое травмирующее событие: переезд на новое место жительства, смерть домашнего любимца или близкого человека, развод родителей.

Возможно, вам понадобится помощь специалиста, однако его совет будет однозначен – уделять больше внимания ребенку или записать его в художественную студию.

Наличие воображаемых друзей у малыша является признаком нормального развития. Зачастую они помогают детям справляться с тревожащими переменами и помогают приобрести социальные навыки. Поэтому относитесь к ним как к естественному этапу взросления вашего чада.

Как стать ребенку другом, оставаясь при этом его родителем?

Почему мы называем друг друга детками и малышами?

Всем мамам и папам хочется, что ребенок воспринимал их не только как родителей, но и как друзей: мог делиться своими переживаниями и чувствами и откровенно говорить о том, что с ним происходит. «Я — Родитель» расскажет о том, чем отличаются и в чем сходятся родительская и дружеская роли, и каким образом их можно удачно совместить.

Родитель и друг: сходства и различия

Роли друга и родителя во многом похожи. И дружеское, и родительское отношение подразумевает взаимное уважение и доверие. Друзья всегда готовы выслушать, предложить пути решения сложившихся проблем и дать советы. Но в то же время друг не несет ответственности за наше здоровье и безопасность, поскольку эта роль априори отводится мамам и папам.

Родители никогда не предложат ребенку пуститься в рискованное приключение или впервые попробовать алкоголь на вечеринке, в отличие от друзей, которые оказываются способными на это, не осознавая возможный риск. Как же можно совместить в процессе воспитания обе роли, не бросаясь при этом в крайности и не потеряв родительский авторитет? Давайте разберемся.

Уважайте своего ребенка: давайте ему право на выбор и будьте с ним честны

Взаимное уважение — это первый ключ к тому, чтобы стать другом своему ребенку. Уважать — значит, давать ребенку право на собственное мнение.

Как вы интересуетесь мнением супруга, супруги или других членов
семьи — так же интересуйтесь и мнением ребенка.

Не так важно, о чем именно идет речь: о планировании места проведения отпуска или выборе блюда, которое будете готовить на праздничный ужин. Дайте ребенку возможность озвучить его точку зрения и примите ее в расчет.

Однако одним только правом на собственное мнение взаимное уважение не ограничивается. Есть еще
честность — важный атрибут искренних дружеских отношений. Когда близкие люди что-то скрывают от нас, нам становится неприятно, поэтому перед тем, как утаить что-то от своего ребенка, задумайтесь: что бы почувствовали вы, будучи на его месте?

Взаимное уважение включает в себя также уважение к интересам и праву выбора другого человека.

Вы же не перестанете общаться со своим другом, который любит рыбалку, даже если сами, находясь на природе, предпочитаете собирать грибы? Стать другом для своего ребенка можно, лишь предоставив ему право на самостоятельный выбор (безусловно, в рамках дозволенного).

Если вы хотите отдать ребенка в бокс, а он в восторге от танцев, пойдите на уступку и разрешите ему выбрать тот кружок, в который он будет ходить действительно с удовольствием, а не по принуждению.

Проводите с ребенком больше времени

Ничто так не сближает родителей и детей, как совместное времяпрепровождение. Мама или папа, проводящие все вечера за компьютером и оставляющие ребенка заниматься своими делами в одиночестве, никогда не смогут стать для него настоящими друзьями, ведь дружба — это, помимо взаимного уважения, еще и время, которое друзья проводят вместе.

Речь здесь идет не только об играх, но и о других видах семейного досуга: совместных прогулках в парке, выездах за город на пикники, посещении интересных выставок и театральных представлений, прогулках на велосипедах, роликах или коньках, просмотре хороших фильмов, приготовлении праздничного ужина и многих других.

Все это способно сблизить вас и сделать ваши отношения более дружными и доверительными.

Слушайте ребенка, старайтесь понять его и поддержать в любой ситуации

В чем еще проявляется дружба? Согласитесь, что друг для нас, взрослых, — это в первую очередь человек, который способен выслушать нас в трудную минуту, оказать поддержку, дать дельный совет.

Точно так же нужно относиться и к трудным ситуациям в жизни собственного ребенка, если вы хотите стать для него другом. Даже если его проблемы кажутся вам незначительными, не стоит от них «отмахиваться» или говорить «разбирайся сам».

Выслушивайте ребенка, когда он хочет вам что-то рассказать, вникайте в его переживания, поддерживайте и помогайте разобраться в ситуации. Только тогда он начнет доверять вам.

https://www.youtube.com/watch?v=qtg793iH3Zg

Когда наши друзья выглядят расстроенными или озабоченными, мы всегда обращаем на это внимание и спрашиваем, что произошло.

Поэтому если ребенок выглядит обиженным или сердитым, интересуйтесь, что послужило причиной его недовольства, начинайте разговор сами — не ждите, когда он придет и все расскажет вам.

Так стоит поступать и когда дети чему-то сильно радуются: спрашивайте, что рассмешило ребенка или подняло ему настроение. Пусть он привыкает делиться с вами не только проблемами, но и позитивными эмоциями. Только при таких условиях возможна настоящая душевная близость.

Поощряйте идеи ребенка и хвалите его за них

Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда нами овладевает какая-то идея и мы спешим поделиться ей со своими друзьями, ведь дружеское одобрение и поддержка делают достижение цели более реальным.

Друзья дают нам силы для осуществления задуманного, благодаря им мы чувствует особое воодушевление, становимся готовыми действовать решительно, в то время как непонимание окружающих словно тормозит нас и вгоняет в ступор. Чтобы стать для своего ребенка не только родителем, но и другом, поощряйте его стремления и задумки, хвалите его разумные идеи.

Даже если желания ребенка выглядят слишком фантастически, не насмехайтесь над ним и не называйте фантазером, лучше просто поговорите с малышом и объясните, почему его задумку трудно или невозможно воплотить в жизнь.

Обосновывайте и объясняйте все запреты

Наконец, мы подошли к еще одному важному правилу. Помните о том, что вы несете ответственность за жизнь, здоровье и будущий характер своего ребенка, а значит, определенные запреты все равно имеют место быть.

Родитель-друг — это не тот человек, который разрешает своему ребенку поздно вечером возвращаться без сопровождения из гостей или позволяет «смести» с полок все игрушки в магазине. Родитель-друг — это тот, кто объяснит, почему этого делать не стоит. Ключевое слово здесь — объяснит.

Когда вы просто говорите категоричное «нет» или «нельзя», ребенок считает, что вы пытаетесь таким образом показать свой родительский авторитет или поступаете так просто «из вредности». Поэтому запреты всегда нужно обосновывать. Если вы просто одернули руку ребенка от горячей кастрюли — объясните ему, почему вы это сделали.

И так стоит поступать с каждым запретом, даже если пускаться в длительные объяснения вам вовсе не хочется. Только тогда ребенок с первых лет жизни поймет, что определенный запрет — это не ваша личная прихоть, а способ обеспечения его безопасности или результат сложившихся жизненных обстоятельств.

Соблюдая приведенные выше правила, вы сможете стать для своего ребенка не только любящими и понимающими родителями, но и настоящими, близкими друзьями, которыми он будет гордиться и которым будет доверять.

Виктория Котлярова

Кем вас видит ваш ребенок?

Эксперты портала «Я-родитель» разработали тест для родителей, который поможет понять, кем видит вас собственный ребенок – другом, тираном или слугой, и что следует изменить в отношениях с ним, чтобы достигнуть взаимопонимания.

Пройти тест

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.