Сценарий, который разрушает жизни 90% людей

Содержание

Жизненный сценарий и как он ведет к счастью или неудачам

Сценарий, который разрушает жизни 90% людей

Статья рассказывает о том, что такое жизненный сценарий и как он влияет на судьбу человека, как ведет к успеху или преподносит неудачи и несчастья

Здравствуйте,

уважаемые гости и читатели блога! 

Вы, наверное, согласитесь, что людей условно можно поделить на удачливых и не очень, на тех, кому везет и на тех, кого везение обходит стороной.  

Трудно не заметить, что многие из нас постоянно наступают на одни и те же грабли.

При этом многие очень хотят изменить свое поведение, изменить свою жизнь, но продолжают делать то, что приносит им только разочарования. 

Вот скажите:

  • Почему одних людей судьба любит и всячески им помогает, а другим постоянно набивает шишки?
  • Почему одним благоволит, а другим расставляет препятствия на их жизненном пути?
  • Что лежит в основе удачливости и везения и, наоборот, — хронических неудач и неуспеха?
  • Являются ли причины этого врожденными или приобретенными?
  • И как можно скорректировать свое поведение, чтобы судьба смилостивилась и стала нашим помощником?

Эти и другие вопросы часто задают себе многие люди.

В чем причина? Рок, судьба, предопределенность жизни, сглаз, порча или же неэффективная жизненная программа, привитая нам с детства?

Как измениться и как стать успешным в жизни?   

Психологи полагают, что у каждого из нас есть жизненный сценарий, который во многом определяет наше поведение, мышление и стечение многих жизненных обстоятельств.

От него зависит, ведем ли мы себя как победители, или как жертвы, как успешные люди, или как неудачники.  

Данная и следующая за ней статьи посвящены именно этой проблеме.

Из этой статьи вы узнаете:

Что такое сценарий жизни

Как происходит его формирование

А из следующей:

Какие бывают жизненные сценарии (об этом Здесь и в этой статье)

Как изменить свой сценарий и сделать его эффективным 

Для начала давайте посмотрим …

жизненный сценарий

Согласно Э. Берну, — психологу с мировым именем, сценарий или скрипт – это неосознаваемый план, эскиз или контур нашей жизни, который был привит нам в детстве.

Это устойчивый алгоритм разворачивания событий нашей жизни, практически независимый от нашей воли и желаний.     

Признак сценария – это предопределенность и повторяемость жизненных событий, коллизий и перипетий.

Например, для одних – это: «Постоянно наступать на одни и те же грабли», для других: «Уметь ловить удачу за хвост».  

Этот алгоритм предопределяет не только наши мысли и поступки, но и наше отношение к миру, к самим себе и окружающим людям.

Кроме того, именно неосознаваемая жизненная программа может предрешать то, какими будут наши друзья, наши близкие, наши успехи и неудачи, и даже наши болезни, травмы и счастливые, и несчастные случаи.

К этой теме близка статья:  

12 признаков того, что ваша жизнь — это не «ваша» жизнь

Печальный пример

Мне известен случай, когда 8 летний мальчик очень сильно изменился под влиянием человека, жившего по соседству.

Тот только что демобилизовался из армии. Проходил службу в горячих точках. Вернулся героем, весь в медалях и орденах, по городу наперебой рассказывали о его подвигах и военных успехах.

Маленький сосед был настолько впечатлен образом героя, что стал даже копировать его жесты и слова.

Вымолил у бабушки сшить ему камуфлированный костюм, который стал его любимой одеждой. Начал посещать секцию рукопашного боя и закаляться ледяной водой.

Вечерами постоянно находился у скамейки, где бывший солдат рассказывал мужикам о своих подвигах.  

К сожалению, через несколько лет герой стал алкоголиком, и, в конце концов, скончался от ножевого ранения в одном из местных кабаков.

Как вы думаете, какова была судьба его восьмилетнего соседа?

Все совпало даже в деталях: спустя годы, также побывав на войне, он начал пить, и вскоре был убит ножом в той же самой забегаловке, где и его старший сосед.

Поразительно, но убит он был в тот же календарный день, практически в тот же час и при схожих обстоятельствах.  

Не стоит искать здесь какой-то мистической подоплеки, все вполне объяснимо психологически. 

Мальчик бессознательно скопировал сценарий жизни своего соседа. Ключевую роль здесь сыграл образ героя, с которым он себя отождествил.

Кроме того, решающим обстоятельством было и то, что в социальном окружении мальчика не нашлось ни одного значимого человека, на которого следовало бы равняться, и чей благополучный сценарий можно было бы перенять.    

Конечно, это уникальный и очень редкий случай.  

Но он хорошо показывает, что сценарий  жизни – очень навязчивая штука, и при некоторых обстоятельствах может стать приговором, которого не так-то просто избежать.  

Отсюда очень важный вопрос:

Жизненный сценарий: что это в психологии, его строение и типы. Теория жизненного сценария по Э. Берну. Как изменить жизненный сценарий

Сценарий, который разрушает жизни 90% людей

Психика человека похожа на компьютер, в который можно загрузить ту или иную программу. И первая такая запись делается в детском возрасте.

Родители воздействуют на настоящее и будущее ребенка, формируя подсознательные мотивы поведения.

Большая часть психотерапевтической работы отводится на корректировку неблагополучного сценария из детства, выход из него и построение новой жизни. Но обо всем по порядку.

Что такое жизненный сценарий

Жизненный сценарий – постепенно реализующийся план жизни, сформированный в детстве. Он отражает установки, ценности, правила, которые внушили родители. Притом чаще это внушение происходит делом, а не словом, хотя сами родители не всегда это понимают.

Жизненный сценарий требует корректировки в том случае, если препятствует развитию личности.

Обычно это описывают как «злой рок», «клеймо неудачника», «рождение под несчастливой звездой», «мне попадаются одни негодяи», «меня прокляли», «на мне венец безбрачия», «это родовое проклятие» и т. д.

На самом деле нет ни рока, ни судьбы, есть программа родителей, их образец, плотно засевший на бессознательном уровне.

Почему каждый ребенок усваивает сценарий родителей? Дана готовая цель жизни:

  • кому-то твердят о ценности образования;
  • кому-то о замужестве;
  • кому-то о самореализации;
  • кому-то показывают, что можно существовать без цели (асоциальные семьи);
  • для кого-то целью становится делать все для других людей, для получения их любви и внимания.

Жизненный сценарий отражает опыт родителей, их способ жизни, который ребенок усвоил в совершенстве. Родители учат тому, чему научились сами, по крайней мере, сами они так считают.

Потому из успешных семей чаще выходят успешные дети, а вот выходцам из асоциальных семей приходится нелегко.

Они в будущем становятся клиентами психотерапевта или пытаются самостоятельно разорвать шаблон жизни родителей, сломать стереотипы, начать жить по-новому, по-своему.

Типы сценариев

В психологии принято говорить о 4 сценариях жизни:

  1. Сценарий победителя: «Я – хороший, они – хорошие, жизнь – хороша».
  2. Сценарий неудачника: «Я – плохой, они – плохие, жизнь – плоха».
  3. Сценарий озлобленного пессимиста: «Я – хороший, но они плохие, жизнь – плоха».
  4. Сценарий с комплексом неполноценности: «Я – плохой, а они – хорошие».

Сами названия отлично описывают мироощущение людей, живущих по ним. Первый тип вряд ли попадет к психотерапевту, а вот три остальных входят в группу риска.

Основатель теории Эрик Берн выделил 3 сценария:

  1. Победитель. Всегда ставит цели, добивается их. Притом достигает конкретных результатов, не больше и не меньше намеченного. Победители борются, конкурируют, за что их нередко недолюбливают.
  2. Непобедитель. Человек, который тратит много сил на сохранение прежней позиции. Он много трудится, но не ради победы, а для сохранения своего положения. Из непобедителей получаются всеобщие любимцы, а сами они за любой результат благодарны судьбе.
  3. Неудачники. Доставляют массу неприятностей себе и другим, вовлекают окружающих в свои проблемы, тянут на дно.

Заподозрить, по какому сценарию живет человек, можно при внимательном слушании:

  • «Теперь я знаю, как сделать в следующий раз», – говорит победитель.
  • «Я бы, конечно, сделал это, но…» или «Если бы только…», – скажет неудачник.
  • «Я поступил так, но, по крайней мере, я…» или «Ничего, спасибо и за это», – говорит непобедитель.

Жизненный сценарий отражается в жизненных позициях в работе, любви, дружбе, браке. Жизненная позиция – отношение человека к чему-либо.

Структура сценария

В структуру сценария входят следующие элементы:

  1. Финал сценария. Да, он закладывается первым и звучит как проклятие или благословение. «Ты умрешь так же, как твой отец-алкоголик!», «Ненавижу тебя, лучше бы тебя не было!» – суровые проклятия, которые, увы, встречаются в реальной жизни и формируют неудачников. Конечно, это не происходит после одного выкрика, но систематическое повторение подобного превращается в установку. А вот фразы «Будь великим!», «Ты станешь самым известным футболистом» и тому подобные воспитывают победителей.
  2. Предписания: приказы и запреты. «Не будь эгоистичным», «Ты сегодня вел себя хорошо» – предписания победителя. «Никому не говори об этом» – предписание непобедителя. «Не приставай!», «Не умничай!», «Не ной!» – предписания неудачника. Для закрепления также нужны множественные повторения, но в совокупности с физическим наказанием бывает достаточно и одного раза.
  3. Провокация, опасность которой не всегда осознается родителями. Пример: «Он у нас неряха», «Он у нас такой дурачок».
  4. Нравоучения о том, как жить: «много работай», «будь хорошей девочкой», «не ходи гулять». Большую трудность вызывает противоречие родительских наставлений, в будущем человек так и живет – бросается из крайности в крайность.
  5. Образцы поведения. Родители передают практический опыт реализации нравоучений и предписаний.
  6. Импульс. Это желание поступать наперекор родителям. Возникает при излишке наставлений и предписаний.
  7. Антисценарий, или внутреннее освобождение. Человек дает себе разрешение быть другим, например, выйти замуж и построить счастливый брак, хотя все женщины в семье оставались одиночками.

База сценария закладывается к 6 годам. В дальнейшем при негативном жизненном сценарии человек, сам того не замечая, препятствует собственному успеху, срывает собственные планы. Он вредит сам себе, движимый неадекватным родительским воспитанием.

Строение сценария

Фундамент сценария – жизненная позиция. Она вытекает из ранних отношений матери и дитя, которые определяют доверие или недоверие малыша к миру. У ребенка уже на первом году жизни появляются убеждения относительно себя и других:

  • «Я хороший, со мной все в порядке» / «Я плохой, у меня не все в порядке».
  • «Ты хороший, с тобой все в порядке» / «Ты плохой, с тобой не все в порядке».

Первые убеждения окрашены знаком плюс, вторые – минус. Это ядро сценария. Жизненная позиция зависит от комбинации знаков:

  1. Я (+) и Ты (+). Это позиция успеха. Такой человек психологически здоров, способен достигать успеха, выходить победителем из любой ситуации.
  2. Я (+) и Ты (–). Позиция превосходства. Такой человек привык в шутку и всерьез обвинять других людей, издеваться, критиковать. Он постоянно ищет врагов, находит, притом чаще надуманных, а после с удовольствием избавляется от них. Такая позиция характерна для любителей давать советы, всех вразумлять, а также для тиранов и убийц. Встречаются как победители, так и неудачники.
  3. Я (–) и Ты (+). Позиция депрессивности, саморазрушения, самоуничижения. Такой человек позволяет помыкать собой, пользоваться его слабостями, унижать. Он мучает сам себя, обрекает на одиночество, болезнь, тюрьму. Это сценарий неудачника, ключевые фразы которого: «Если бы только…», «Я должен был бы…».
  4. Я (–) и Ты (–). Позиция безнадежности, обуславливающая сценарий неудачника. Такие люди озабочены идей смерти, часто сходят с ума, становятся клиентами клинического психолога.

Жизненная позиция у большинства людей устойчивая, но встречаются типы с нестабильной позицией. Они регулярно колеблются между всеми четырьмя типами. Это тревожные и нестабильные типы. Работа с ними, как и другие отношения, представляет собой особую трудность.

Дело в том, что мы видим друг в друге эти позиции и тянемся к таким же, как мы сами. Нестабильный человек тянется то к одному кругу лиц, то к другому, а в результате нигде не чувствует комфорта, да и окружение его не понимает.

Именно с жизненной позицией и нужно бороться, чтобы выйти из сценария. Разрушите фундамент – дом рухнет сам собой. Но изменить позицию, как отметил Берн, можно только двумя способами: работая с психотерапевтом или найдя источник большой и искренней любви. Психоаналитик был уверен, что сильные чувства способны разрушить даже детские установки относительно себя и мира.

Как определить свой сценарий

Берн рекомендовал честно ответить на 4 вопроса и проанализировать результат:

  1. Каким лозунгом пользовались ваши родители? Ответ поможет запустить антисценарий.
  2. Как жили родители? Ответ – ключ к навязанным образцам поведения.
  3. Каким был главный родительский запрет? Поможет понять, на что вы его заменили или против чего протестуете.
  4. Что ваших родителей радует, а что огорчает? Ответ помогает увидеть альтернативу запрету.

Результаты могут быть весьма неожиданными. Например, в книге Берна говорится, что запрет «Не думай!» запускает программу пьянства. Алкоголь – уход от реальности, возможность не думать о проблемах.

Как изменить сценарий

Нужно увидеть несовершенство установленной программы – в этом и заключается трудность, ведь сценарий записан на диск бессознательного. Когда проблема найдена, нужно начинать работу по захвату самостоятельности: ставить осознанные жизненные цели, самостоятельно выбирать социальные роли, способы достижения целей.

Самостоятельно изменить сценарий непросто. Лучше обратиться к психотерапевту, но прямо сейчас можно сделать первый шаг к изменению судьбы:

  1. Подумайте, есть ли у вас конкретный план жизни, или вы слепо плывете по течению? Нужно, чтобы были четкие задачи на день, неделю, год, всю жизнь, важные и полезные для вас. Если вы ставите цель ради кого-то, значит, снова поддаетесь сценарию. Это должны быть исключительно ваши цели.
  2. Есть ли у вас сознательный план достижения этих целей.
  3. Ориентируетесь ли вы на сознательно выбранные образцы поведения.

Нужно подумать, что вы хотите изменить, как вы хотите жить, какие ресурсы для этого нужны, где их взять. Эрик Берн отмечал, что самая важная работа – дать себе разрешение жить по-своему, развиваться, любить, меняться. Запретов, сохранившихся от родителей, в голове и так достаточно.

Послесловие

Предрасположенность к жизненным проблемам, способы реагирования на них уходят корнями в семейное воспитание. Но не только генетика, поведение родителей, условия среды формируют жизнь человека. На нее влияет сама личность, внешние обстоятельства, неподвластные родительскому сценарию.

В конечном счете, каждый человек – сам хозяин своей судьбы. Только его индивидуальные особенности и личные устремления играют решающую роль. Родители могут записывать сценарий, но они не влияют на врожденные особенности психики, темперамент. А это играет немалую роль в коррекции судьбы.

Сценарий дня рождения в стиле начала 90-х

Сценарий, который разрушает жизни 90% людей

Данный сценарий придется по душе и тем, кому нравилось жить в 90-х годах и молодым людям, желающим окунуться в необыкновенную атмосферу того времени. Увлекательные конкурсы с ноткой ностальгии, яркие наряды, популярная музыка 90-х и необыкновенная атмосфера праздника сделают день рождения незабываемым.

Ведущим может быть, как сам виновник торжества, так и кто-нибудь из гостей.

Пригласительные на праздник

Можно найти в интернете и распечатать на принтере увеличенные вкладыши от жвачек «Love is…», популярных в 90-е, и на них написать приглашение на день рождения.

Также для приглашений подойдут коробочки от кассет. В них нужно вложить небольшой яркий постер с изображением кассетного магнитофона и надписью «Лихие 90-е». На обратной стороне постера сообщить о времени вечеринки и соответствующем дресс-коде в одежде.

Дресскод для участников вечеринки в стиле 90-х

Наряд для праздника должен быть броским и смелым.

  • Девушкам рекомендуется нарядиться в лосины и футболки с широким ремнем, кофты-платья, джинсы варенки, цветные колготки, на ноги – обувь на высокой платформе или кроссовки. Образ рекомендуется дополнить ярким макияжем: черные жирные стрелки, тени, помада синего, коричневого или алого цвета. Прическу тоже стоит сделать в духе тех времен: хвост высоко на макушке, начесанная челка либо начес по всей длине волос.
  • Мужчины на вечеринке могут покрасоваться в малиновых пиджаках и толстых цепочках на шее. Также подойдут: свитер с надписью «BOSS» или спортивный костюм.

Украшение места проведения

Помещение, в котором будет проводиться праздник, можно оформить в стиле дискотеки 90-х годов.

Для этого понадобятся:

  • светомузыка;
  • разноцветные воздушные шары;
  • постеры популярных в 90-е музыкальных кумиров — например, таких, как «Ласковый май», «Комбинация»;
  • зеркальный шар.

Изюминкой стилизованной дискотеки станет главный раритет – кассетный магнитофон и кассеты к нему.

А если он к тому же еще и в рабочем состоянии, то участники праздника смогут полностью окунуться в атмосферу дискотеки 90-х годов.

Сценарий праздника

Всем гостям на входе раздаются ваучеры с номерами, которые позднее будут принимать участие в лотерее. Затем все рассаживаются за столом и поднимают бокалы за именинника (именинницу).

Ведущий предлагает совершить путешествие в прошлое, в лихие 90-е. Обращает внимание на то, что все гости приготовились к вечеринке, нарядились в соответствующую одежду и выглядят весьма винтажно.

Для телепортации в прошлое нужно наполнить бокалы, закрыть глаза, вспомнить себя в тот период и выпить.

Звучит песня «Ностальгия» группа «Белый орел».

Гости выпивают, закусывают.

Когда немного насытятся, ведущий предлагает похлопать громко в ладоши тем:

  • Кого в школу не пускали без сменной обуви?
  • Кто сдавал в 90-е макулатуру?
  • Кто играл в классики?
  • Кто коллекционировал обертки от конфет, календарики, открытки?
  • Кто знает, зачем склеивали пленку на кассете скотчем?
  • Кто смотрел сериал «Элен и ребята»?
  • Кто на дискотеках прыгал и поднимал руки вверх под песню «Ну где же ваши ручки?»
  • Кто сегодня на вечеринке будет во всю веселиться, танцевать и участвовать в конкурсах?

Ведущий объявляет первую игру и объясняет правила.

У людей при слове «девяностые» непременно появляются какие-то ассоциации, и у каждого они свои. Для одних — это время беззаботного детства с «Денди», «Тетрис», жевательными резинками «Love is…», для других – период взросления с талонами на сахар и сигаретами, первыми поцелуями и дискотеками.

Ведущий предлагает подумать, с чем у присутствующих ассоциируется это время, а потом вытащить карточку и продолжить фразу:

  • Спасибо 90-м годам за…
  • Зимой в 90-х обычно я …
  • Начало 90-х ассоциируется у меня с…
  • Как и в 90-е я до сих пор…
  • В 90-е мне повезло…
  • Как и все в 90-е я обожала (обожал) этот популярный напиток и назывался он…
  • 90-е были лучшими (худшими) годами моей жизни, потому что…
  • В 90-е я увлекалась (увлекался)…
  • Хотите верьте, хотите нет, но в 90-е я выглядела (выглядел) совсем иначе…
  • Как и в 90-е годы я до сих пор…
  • Я сейчас спою пару строчек из любимой песни 90-х годов…
  • В 90-е я всегда…

Ведущий предлагает вспомнить, чем занимались дети в 90-е и сыграть в парочку игр тех времен.

На столе раскладываются вкладыши от жевательных резинок «Турбо».

Задание: участники должны хлопнуть по вкладышу таким образом, чтобы он перевернулся. Если вкладыш не перевернулся, то в этом случае ход переходит к другому игроку.

Выигрывает тот, у кого получится перевернуть наибольшее количество картинок.

Конкурс «Пузырь»

Ведущий напоминает, что в 90-е многие увлекались надуванием пузырей из жевательных резинок, и предлагает желающим поучаствовать в конкурсе.

Участникам раздаются жвачки. Выигрывает тот, у кого получится надуть самый большой пузырь.

Ведущий сообщает, что в начале 90-х именинник (именинница) был ребенком (подростком, молодым человеком), обожал слушать песни тех времен, а иногда с удовольствием и подпевал. Чтобы подготовиться к следующему конкурсу, всем присутствующим следует «промочить горло» и как следует подкрепиться.

Застолье с провозглашением тостов в честь виновника торжества.

Конкурс «Угадай мелодию»

Конкурс проводится по принципу телевизионного проекта «Угадай мелодию». Для отгадывания используются известные хиты 90-х годов.

Ведущий приглашает немного размяться и потанцевать.

Под музыку из кинофильма «Танцор диско» все участники праздника танцуют.

Затем ведущий подходит к каждому и предлагает на листике написать имя того, кто заслужил звание «Лучший танцор (танцовщица) диско.

Выигрывает танцор, получивший наибольшее количество . Под бурные аплодисменты происходит награждение победителя конкурса.

Музыкальная пауза 15 минут

Все приглашаются за столы, чтобы выпить за здоровье именинника.

Застольная викторина «Сейчас так никто не делает»

Ведущий предлагает гостям вспомнить, что они или их знакомые делали в 90-е эдакого. Например, подчеркивали в программе телепередач фильм, который хотели посмотреть, стирали кульки, пили воду прямо из колонки, стоявшей на улице, играли в «резиночку» на школьных переменках и т.д.

Как вариант, можно провести викторину «Вспомним цену». Задание: вспомнить цены на вещи, продукты и т.д. в 90-е годы.

Ира «Резиночка»

Для игры понадобится обычная резинка (несколько метров), концы которой связаны между собой так, чтобы получился круг.

Участники становятся по кругу внутри резинки и поднимают ее в район щиколоток. Правила игры: ходить под музыку по кругу, а за сигналом быстренько выпрыгнуть из него. Тот, на ком останется резинка – выбывает из игры.

С каждым раундом резинка поднимается все выше и выше, а участников становится все меньше и меньше. Тот, кто продержится в игре дольше всех, и становится победителем.

Танцевальный мастер-класс

Участники должны стать в круг. Считалкой выбирается первый «учитель танцев». Он выходит в круг и под музыку начала 90-х показывает какое-нибудь движение. Остальные должны в точности повторить это движение.

Затем «учитель танцев» подходит к танцору, который, по его мнению, лучше всех справился с заданием, и назначает его своим «преемником». Новый учитель танцев («преемник») становится в круг и показывает свое движение, затем выбирает нового «учителя танцев» и т.д.

Танцевальный мастер-класс продолжается до тех пор, пока все участники не побывают «учителями танцев».

Конкурс кубик Рубика

В конкурсе участвуют 6 парней и 6 девушек. Ведущий показывает им кубик Рубика, напоминает, что 90-е он пользовался особой популярностью и показывает, как его нужно складывать.

Затем девушек отправляют в другую комнату, в которой они надевают на себя 6 вещей разных цветов (шарф, платок, кофточка, пояс, перчатки и т.д.).

Задача для мужчин: быстрее всех переодеть свою девушку в один цвет, то есть снять вещь нужного цвета с другой девушки и надеть на свою.

Победителю вручается приз – кубик Рубика.

Игра «Фанты»

В эту игру также любили играть детишки того времени.

Суть ее проста: собрать у всех присутствующих по 1 вещи (фант), сложить их в шляпу. Именинник отворачивается спиной, а кто-нибудь из гостей достает из шляпы по очереди вещи и спрашивает: «Что делать этому фанту?» Виновник торжества придумывает задание, а тот, чью вещь вытащили – исполняет.

Задания могут быть разными. Все зависит от фантазии именинника и количества выпитых гостями горячительных напитков.

Варианты заданий:

  • Расставить всех присутствующих в необычных позах и сделать групповое фото.
  • Сказать комплимент имениннику.
  • Выпить стакан воды.
  • Сказать тост на другом языке.
  • Обняться с соседом справа.
  • Накрасить губы помадой соседу слева.
  • Вспомнить 5 популярных исполнителей 90-х годов.
  • Продолжить слова песни тех времен.
  • Поцеловать ведущую.
  • Поздороваться с каждым за руку и сказать комплимент.
  • Стать на стул и рассказать стих «Идет бычок качается».

Игра «Кто быстрее»

Для ее проведения нужно 2-4 участника и кассеты на каждого. Ведущий напоминает, что в 90-е годы у многих были кассетные магнитофоны, в которых не работала перемотка и порой приходилось вручную их перематывать, либо кассету «зажевывало» и здесь тоже не обходилось без ручной перемотки.

Задание: как можно быстрее перемотать кассету. Для перемотки можно использовать любые подручные средства.

Ведущий приглашает гостей за стол на сладкую часть вечера. Вносится торт с зажженными свечами. Именинник загадывает желание, задувает свечи. Застолье.

Ведущий сообщает, что пришло время лотереи, просит внимательно посмотреть на ваучер, полученный в начале вечеринки и найти на нем цифру, которая будет участвовать в розыгрыше призов.

Имениннику предлагается подойти к стеклянному сосуду, наполненному закрученными бумажными листочками, на которых заранее были написаны цифры. Он должен вытаскивать их по одному и называть цифру, которую увидит на лотерейном билетике.

Ведущий сверяется со списком призов и называет вещь, которую выиграли в лотерею.

Данный этап можно интересно обыграть.

Сценарий, который разрушает жизни 90% людей

Сценарий, который разрушает жизни 90% людей

Есть один жизненный сценарий, который разрушает жизнь 90% людей. Это игнорирование проблем, способ реакции человека на стрессовые события. Можно ли изменить данную модель поведения и как понять, что она вам присуща, рассказал практикующий психолог, руководитель центра психологической помощи и популярный блогер Александр Шахов.

20 лет назад я работал в органах прокуратуры и размышлял, что же приводит людей на скамью подсудимых? Спрашивая напрямую, получал почти всегда одинаковый ответ: случай, окружение. Став психологом, я помогал клиентам понять, почему разрушились отношения с близкими, подкосилось здоровье или пострадала карьера. И везде я видел один и тот же сценарий.

Какой сценарий может разрушить жизнь человека?

Первая стадия. Сначала это слабый сигнал. В отношениях с любимым человеком появляется скука, рутинность, а потом и легкие подозрения в том, что муж начал общаться с кем-то на стороне, поставил пароль на телефоне. Или начал периодически побаливать живот. Дома возникают споры с ребенком о невыполненных уроках.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Как правило, реакция на эти сигналы одна — игнорирование. Как-то все образуется. Само. Без меня. Поболит и перестанет. Супруг догадается, что флирт в браке недопустим. И ребенок снова станет послушным.

Люди предпочитают не замечать дискомфорта. Не за горами и второй этап, когда сигналы становятся отчетливее и громче.

Но и тогда, вместо работы над определением проблемы, начинается «побег»: человек пьет таблетку, чтобы не болело, супругу устраивают скандалы, а ребенка ждут наказания за то, что он лентяй и не хочет учиться.

Этот период характерен тем, что силы направлены не на поиск причин, а на борьбу с симптомами или другим словом последствиями.

На третьем этапе происходит взрыв. Слишком долго проблема игнорировалась. И тогда доктор ставит серьезный диагноз, болезнь в запущенной стадии. Мужа ловят на измене.

Классный руководитель ставит в известность, что ребенок уже как несколько месяцев пропускает уроки. В этот момент уже точно пора искать истинные причины и разбираться с последствиями. Но нет, вновь мимо.

Отойдя от первого шока, люди ищут виноватых и сваливают ответственность: на докторов, супруга и ребенка. Ведь именно они – источник проблем. Многие зависают на этой стадии.

Что же лежит в корне проблем? Со здоровьем – это плохое питание, малоподвижный образ жизни, недостаток сна, что в целом привело к болезни. В браке – это незнание мужской психологии, отсутствие доверия, отчего партнер решил искать утешение на стороне. С ребенком – неспособность понять его проблемы с учебой.

Человек видит, как рушится его жизнь. Он впадает в депрессию, опускает руки, живет днем сурка. Так работает жизненный сценарий неудачника, который наблюдается у 9 человек из 10.

Как покинуть этот замкнутый круг? Алгоритм работы над жизненным сценарием

1. Услышав первые сигналы проблемы, начните наблюдать. Это может быть любая боль – как физическая, так и психологическая в виде негативных эмоций. Не игнорируйте.

Ищите закономерности. Пожар лучше погасить на ранней стадии, но, если огонь разгорится, останется только беспомощно смотреть, как он забирает все, что было создано.

Наблюдать за собой, означает быть осознанным.

2. Ищите хорошего специалиста, который сможет помочь. Не тратьте время на дешевых и неопытных врачей и психологов. Они принесут больше вреда: потратите время, деньги, а проблема может еще более усугубиться.

Как понять, что специалист хороший?

Советую изучить отзывы и отобрать 3-4 подходящих, после чего записывайтесь на первичную консультацию. Часто она бывает бесплатной или за минимальную сумму.

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!

Ну, и самое главное. Поймите, что это вы несете ответственность за решение проблемы. Если заболели, начните искать информацию, читайте медицинские книги или сайты, просите врачей объяснить механизм болезни.

Разбирайтесь, ведь это ВАША жизнь. Даже самые опытные врачи не возьмут на себя ответственность и не гарантируют полного выздоровления. Изменяет супруг? Не ждите, пока он исправится сам: либо изучайте мужскую психологию, идите на совместную терапию и прощайте измену, либо расставайтесь. Это и называется ответственность.опубликовано econet.ru.

Автор Психолог Александр Шахов

Подписывайтесь на наш канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Типы воспитания и жизненные сценарии

Сценарий, который разрушает жизни 90% людей

Сценарий — это план жизни человека. Жизненный спектакль подчиняется тем же принципам драматургии, что и трагедия в театре. По Аристотелю, трагедия должна состоять из трех частей: завязки, кульминации и катастрофы.

Например, завязка депрессии (завершившейся самоубийством) — детство героя, а протагонисты — его родители. Кульминация — период взрослости, в течение которого герой борется с предназначенной ему судьбой.

Ему удается стать более или менее счастливым, и иногда ему кажется, что судьбы (катастрофы = самоубийства) удалось избежать.

Кульминация — состояние неустойчивое, это битва сценария или саморазрушительной тенденции с желанием избежать катастрофы. Кульминация (счастливые взаимоотношения или временное процветание) внезапно оборачивается катастрофой: человек перестает бороться с судьбой, она берет над ним верх, и он в отчаянии убивает себя.

Для Аристотеля герой трагедии — человек, в общем-то, хороший, но допустивший роковую ошибку (hamartia). Когда герой по неведению, желая добиться своими действиями одного результата, добивается прямо противоположного (peripeteia)  — это трагическая ошибка. После того как ошибка допущена, герой внезапно прозревает (anagnorisis)  и видит, что он натворил.

Сценарий типа Трагическая ошибка

Жизненный сценарий некоторых людей прямо следует правилам драматургии, сформулированных Аристотелем, и именно поэтому их сценарий называется сценарием трагической ошибки.  Они идут по жизни, слепо выполняя предписания других людей, которые ведут их к саморазрушению.

Некоторые из них прозревают, когда уже поздно, например на смертном одре. Некоторые умирают, так и не увидев, что они с собой сделали. Зрители их спектакля в ужасе и не в силах отвратить трагическую развязку смотрят, как герой, как им кажется, сознательно разрушает себя.

Алкоголизм и другие виды зависимости, хроническая депрессия, завершившаяся самоубийством, безумие — все это сценарии типа Трагическая ошибка.

Сходство течения жизни человека с античной драмой позволяет лучше понять законы судьбы через закономерности драматургии.

В любом трагическом сценарии, в частности в трагедии «Царь Эдип», герой обязательно совершает нечто известное заранее, причем совершает, послушно следуя велению рока, и публике с самого начала известно, что героя ждет катастрофа. Как мне кажется, интерес к трагедии обусловлен не только ее сходством с жизнью зрителей, но и предсказуемостью, с которой на сцене постепенно реализуется сценарий жизни героя.

Финал «Царя Эдипа» известен заранее. В тексте трагедии три разных предсказателя последовательно предвещают, что Эдип убьет своего отца и совершит инцест с матерью. Тирезий тоже предсказывает события пьесы, когда говорит: «И будет показано, что (убийца Лая. — Примеч. авт. ) — Тебан. И это откроется слепому, который сейчас видит; нищему, который сейчас богат».

Все предсказания трагедии сбываются, и это делает ее еще более увлекательной.

В жизненном сценарии также присутствует предсказание будущих событий. Например, один сорокапятилетний алкоголик сказал мне, что он верит, что причиной его алкоголизма стало предсказание одного старика из Сиама, сделанное за пятнадцать лет до нашей с ним встречи.

Этот мужчина рассказал мне, что пятнадцать лет назад он служил пилотом и, будучи в отпуске, отправился в Сиам, где один ясновидец буквально сразу сказал ему, что он умрет от пристрастия к алкоголю. Теперь, пятнадцать лет спустя, он чувствовал, что его неудержимо влечет к спиртному, и боялся, что предсказание действительно сбудется.

Он понимал (его Взрослый знал), что предсказание не может стать причиной алкоголизма, но тем не менее чувствовал (его Ребенок верил), что это так и что он бессилен что-либо сделать, чтобы отвратить неизбежный исход. Этот мужчина чувствовал себя зрителем трагедии, происходившей помимо его участия и помимо его воли.

Для него события его жизни разворачивались в соответствии с пророчеством ясновидца, так же как для Эдипа его жизнь развивалась в полном соответствии с предсказанием Тирезия.

Откуда берется сценарий жизни

Сценарий — это план, в котором записаны важнейшие события жизни человека. Этот план не составляется богами. Он происходит из детства человека, из решения, принятого им. Можно предположить, что в случае с моим знакомым мудрый старец сумел увидеть его склонность к саморазрушительному поведению, которая позже привела его к зависимости от спиртного.

Люди (например врачи), которым приходится беседовать с большим числом людей (например больных), чувствуют саморазрушительные тенденции индивида задолго до того, как они себя проявят и он заметит их.

Сценарий руководит жизнью человека (начиная с позднего детства и до конца жизни), определяя ее направление, и тренированный наблюдатель способен довольно точно предсказать это направление.

Понятие о решении относительно жизненного пути, которое принимается в раннем детстве, не удивит того, кто хоть раз слышал, как строили жизненные планы дети, которые позже стали адвокатами, врачами или инженерами. Это кажется естественным, но труднее поверить, что точно так же, как решают стать инженером или адвокатом, можно решить в будущем стать алкоголиком или самоубийцей.

Пока Фрейд не создал понятия «эдипов комплекс», миф об Эдипе было принято считать трагедией судьбы, чей «…трагический эффект возникает от контраста между высшей волей богов и тщетными попытками человека избежать предназначенной ему беды». Так писал Аристотель в «Поэтике». Фрейд же принял иную точку зрения, сделав акцент на инцесте.

Фрейд считал, что частое желание его пациентов мужского пола убить своего отца и обладать матерью имеет отношение трагедии Софокла. По мнению Фрейда, названная трагедия вызывает в зрителях страх и жалость, так как отражает переживания каждого ребенка, которого воспитывают родители.

Однако, как мне кажется, для анализа сценария трагедии Эдипа главное — это предрешенность трагической развязки; я считаю, что именно она зачаровывает зрителя, который чувствует себя таким же бессильным перед своей судьбой, как и Эдип.

Жизненный сценарий — почти то же самое, что судьба. Разница лишь в том, что богов греческой трагедии в нем заменяют отец и мать человека, перед запретами которых он бессилен и чьим предписаниям он слепо следует всю свою жизнь, несмотря на то что они подталкивают его к саморазрушению.

Клод Штайнер. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна

Сценарий жизни человека закладывается в раннем детстве и влияет в дальнейшем на всю его жизнь. Именно условия воспитания, установки и запреты, данные родителями в раннем детстве и решения ребенка принятые в этот период формируют в дальнейшем его судьбу. Существует несколько основных типов воспитания:

Жесткие условия воспитания: 

  • Постоянные избиения(физические или психологические)
  • Психологическое преследование ребенка (крики, оскорбления, постоянное недовольство, унижения, игнорирование)
  • Жесткое обращение.

Следствие жестких условий воспитания: стремление доказать, что меня можно любить и уважать любыми способами( часто воровство, преступления, вандализм или наоборот – излишнее усердие в учебе)

Тип воспитания “Ежовы рукавицы”:

  • Полный контроль.
  • Тебе нельзя.
  • Постоянные запреты и ограничения.

Следствие условий воспитания по типу “Ежовы рукавицы”: Неуверенность, желание подчиняться лидеру, бездумное подчинение, протест, зачастую отсутствие своего мнения или боязнь его высказать.

Тип воспитания “Золушка”:

  • Слишком много работы.
  • Много обязанностей.
  • Отсутствие поощрений.
  • Часто так воспитываются дети в многодетных семьях.

Следствие условий воспитания по типу “Золушка”: Отсутствие своего мнения, желание угодить, стеснительность. Это преданные жены, дочери, матери. Мужей и детей это зачастую устраивает, но сами женщины редко становятся счастливыми.

Тип воспитания “Кумир семьи”:

  • Огромная любовь к ребенку(больше вампирическая).
  • Удовлетворение всех капризов ребенка.
  • Все делается в угоду ребенку
  • Часто так воспитывают поздних детей.

Следствие условий воспитания по типу “Кумир семьи”: Отсутствие авторитета родителей, высокомерие, истеричность, нервозность, неприспособленность к жизни, завышенные требования от окружающих к себе, капризность. 

Типичным примером такого воспитания может служить герой и книг про Гарри Поттера – Дадли Дурсль.

Тип воспитания “Оранжерея”:

  • Воспитание только в семье.
  • Ограниченное общение со сверстниками.
  • Бесконечное развитие способностей.
  • Множество разных кружков.

Следствие условий воспитания по типу “Оранжерея”: У ребенка много умений, но нет глубокого понимания чего он хочет, неприспособленность к жизни, проблемы с общением.

Тип воспитания “Повышенная ответственность”: 

  • Формирование повышенной марали у ребенка.
  • Смотри не подведи!
  • Мне за тебя стыдно!
  • Ты должен!
  • Тебе нельзя!

Следствие условий воспитания по типу “Повышенная ответственность”: Неуверенность. Одновременно высокомерие и недооценка.

Это так называемый смешанный тип воспитания, когда с одной стороны ребенку говорят, что он что-то должен, от него требуют результатов в каких-то сферах и областях жизни, а с другой – постоянный контроль и  большое количество запретов. Таких детей как будто разрывают на две части.

От них что-то ожидают и одновременно с этим ограничивают и не дают проявить себя в полной мере. В последующим таким людям очень тяжело в жизни. У них может развиться гордыня, завышенная самооценка, высокомерие и вместе с тем они постоянно сомневаются в себе и в правильности своих действий.

Более подробно обо всем этом и многом другом (признаки сценария, работа с Внутренним Ребенком, жизненные позиции, принципы выхода из сценария и прочее) Вы можете узнать посмотрев выступление Анны Бересневой на конференции “Найти и принять себя 2.0”

Если статья понравилась и была полезна – подписывайтесь на обновления. 

Сказка про Пушистиков

Начальная подготовка по безрадостности

Путь к самому себе или кто я такой?

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.