Себе хозяин: 7 правил самостоятельности ребенка

Содержание

Мой ребенок должен быть самостоятельным. Как этого добиться? – Психологос

Себе хозяин: 7 правил самостоятельности ребенка

Детская самостоятельность – это необходимость.

Об этом знают практически все родители, при этом частенько пренебрегают этим правилом.

Почему? Мы взрослые часто спешим, не хватает времени, а иногда и терпения: «Ну что ты копошишься?! Давай я быстро тебя одену, обую, а то опаздываем!» Знакомо? И вот ребенок растет, возможно, он уже одевается сам, но за него решают родители задачку по математики, потому что давно пора уже ложиться спать. Готовят портфель на завтра и одежду, потому что обязательно он что-то забудет.

В результате такой «помощи» ребенок трудно адаптируется к школе, а еще трудней к изменяющимся ситуациям. Можно застраховаться заранее от таких нежелательных последствий? Конечно, если с раннего детства (1,5 – 3 года) следовать определенным правилам:

Даже если ребенок трудно справляется сам в какой-то ситуации, но имеет уже определенные навыки, спокойно даем ему время для решения своей задачи. Споткнулся и упал, реакция родителей, не – о, ужас! Какой плохой ковер, давай его побьем, а мудрая.

– Давай, поднимайся малыш. Ты уже можешь сам.

Если вам не нравится, что делает ребенок, вместо поучительного «ну что ты натворил!» стоит вовлекаться в процесс и сменить деятельность ребенка незаметно, играючи.

Самостоятельность развивается, когда пробуждается интерес к окружающему миру методом «посмотри», «потрогай», «пощупай», «погладь».

И самый главный момент, научитесь доверять своему ребенку. С ранних лет даем установку: «Ты у меня молодец!», «Хорошо справляешься!», «Классно, оригинально у тебя получилось!»

Самостоятелен ребенок тот, кто способен сам ставить свои цели и сам их достигать, способный решать свои проблемы за свой счет: понятно, в соответствии со своим возрастом.

Две главные стороны самостоятельности – это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу.

В 3 года самостоятельный ребенок сам завязывает себе шнурки, в 7 лет может сам сделать себе завтрак и постирать свои вещи, в 8 лет самостоятельно может качественно делать свои уроки.

Первое и самое простое в воспитании самостоятельности – это не воспитывать несамостоятельность. Да, к сожалению, многие родители, и чаще мамы, делают это весьма настойчиво. Несамостоятельность воспитывается так же, как и любое другое умение и черта характера: в первую очередь с помощью внушений и подкрепления несамостоятельного поведения.

“Не ходи! Не бегай! Да кто тебя спрашивает, бестолочь! Тебе ничего нельзя доверить” – ну и что ждать после такого?

Если мама всего боится, ее ребенок самостоятельным не вырастет. И что делать? Признать, что мужское воспитание более продуктивно, перестать ему препятствовать и, напротив, поддерживать воспитательную активность мужа.

Рассказ участницы летних тренингов в Синтоне. Рядом с нами в палатке живет мальчик Данила, ему 6 лет, всегда живой, энергичный и самостоятельный.

Я его спрашиваю: “- Слушай, Данила, а ты можешь дров нарубить? – Конечно, могу. – А сестру Настю накормить? – Я и так ее кормлю. – А палатку поставить? – И палатку поставить могу, мне папа уже доверял.

– Данила, почему же ты все можешь? – Ну, я же мужчина!

Данила уверен в себе и самодостаточен. Спрашиваю маму, как она этого добилась? Она говорит: “Я отношусь уже не к проблемным родителям, но еще и не к продвинутым. Данилу воспитывает в первую очередь мой муж, за что ему большое уважение с моей стороны. Моя задача – не саботировать, просто идти за ним, не мешать”.

А что такого делает с ребенком муж? “Он делает две вещи, которые трудно делать мне: он не боится давать ребенку большую свободу и одновремено учит его беспрекословному послушанию. Я боюсь разрешать Даниле играть большим острым ножом или рубить дрова для костра, а Костя ему разрешает.

С другой стороны, Данила меня слушает не всегда, а команды Кости он выполняет сразу, и это меня успокаивает”.

Важный момент самостоятельности – привычка и способность принимать самостоятельные решения. Да, но вместе с этим родителям нужно, чтобы ребенок принимал нужные решения. Как это совместить?

Я росла самостоятельной. Сейчас понимаю, что самостоятельность, конечно, была подконтрольной. И тем не менее, меня с детства приучали все делать самой. А еще всегда давали выбор, создавая иллюзию того, что я сама принимаю решение.

Да, выбор часто был безальтернативным и я, освоив это на уровне подсознания, сейчас пользуюсь таким выбором со своими детьми: «Катя, ты будешь рисовую кашу или гречневую?», «Катя, мы идем гулять в парк или в лес?», «Катя, ты пойдешь кататься на коньках или на лыжах?».

“Учить плавать, бросая ребенка в воду” – тактика ошибочная. Этапы становление навыка самостоятельности: 1. Ребенок участвует в деле, которое делают старшие, помогая им и под полным контролем старших. 2. Ребенок делает новое дело совместно с родителями. 3. Ребенок делает дело, родители ему помогают. 4. Ребенок делает все самостоятельно!

Важнейший вопрос – разделение ответственности: в каких ситуациях родители должны помогать ребенку, а в каких – ставить его перед фактом необходимости самому решать свои проблемы?

Чтобы ребенок привыкал действовать самостоятельно, нужно позаботиться о трех условиях: 1. Собственное желание ребенка. 2. Препятствие на пути к предмету желания, которое ребенок может преодолеть. 3. Длящееся вознаграждение! Эта идея гениальна, но как ее осуществить в жизни, не всегда понятно сразу.

Чтобы наши дети (а иногда уже и совсем взрослые) переставали быть детьми и становились самостоятельными, важно:

  • Приучить детей к послушанию. Это звучит парадоксально, но это именно так: надежнее всего вы вырастите своего ребенка самостоятельным, если вначале приучите его вас слушаться. См.→
  • Увлекать самостоятельностью. Если перед глазами ребенка будут красивые и яркие примеры самостоятельных, успешных детей, ребенок захочет быть на них похожим.
  • Создавать ситуации, когда самостоятельность возможна и им по силам. Отдайте ребенку на откуп какие-то области, в которых он может осваивать незнакомые непривычные для него действия. Как будем эти области намечать, например, для ребенка пяти лет? Записываете, что ваш ребенок должен уметь делать самостоятельно и хорошо в шесть лет. Например, накрывать на стол, содержать в порядке игрушки и так далее… Тем самым вы создаете ему возможность самостоятельно это делать изо дня в день и оттачивать умение до состояния, когда эту область новых для него действий ребенок сможет контролировать полностью сам.
  • Создавать ситуации, когда самостоятельность и взрослость престижна и становится привлекательной,
  • Создавать ситуации, когда самостоятельность обязательна и просто вынуждена. Детей нужно просто приучать ко взрослой жизни, ответственности и самостоятельности, включая во взрослую жизнь, дела и заботы. В Африке дети пасут скот с 3 лет, как только научаются хорошо ходить. В деревне дети имеют взрослые обязанности лет с 5-7. “Какой тебе годик? – Седьмой миновал…” (Некрасов, Мужичок с ноготок).

Основные меры коррекции – лишение психологического инфантила привычных для него уютных удобств, помещение его в ситуацию реальных трудностей, выставление к нему все нарастающих требований.

Прекратить (или последовательно уменьшать) денежное содержание, потребовать (обязать) учиться и работать, обслуживать себя (сходить в магазин, приготовить себе еду, прибирать за собой вещи). Заботиться о близких и родных.

– Все это вещи предельно простые, житейские, но именно из этого и состоит взрослая жизнь и именно выполнение этих дел начинает превращать инфантила во взрослого человека.

Как помочь ребенку стать самостоятельным

Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий? См. →

Свободное воспитание и воспитание самостоятельности

Вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность – это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут?

Армейский стиль воспитания и воспитание самостоятельности

Одним из отработанных в культуре путей воспитания самостоятельности является армейский стиль воспитания. См.→

Освоение дома: план дел самостоятельному мужчине

Письмо молодому человеку, решившему начать учиться самостоятельной жизни: “Я шлю тебе план того, что тебе, по моему мнению, нужно выполнять каждый день. Ты можешь скорректировать его с учетом других своих обстоятельств. После этого твоя задача – каждый день выполнять все пункты. И каждый день в письменном виде подводить итоги: что сделал, что не сделал…” См.→

Самостоятельность ребенка – как воспитать, сформировать и развить способности малыша

Себе хозяин: 7 правил самостоятельности ребенка

Самостоятельность – одно из важнейших качеств, которое стремится воспитать в своих детях каждый родитель. Именно от того насколько ребенок готов принимать самостоятельные решения, во многом зависит его успешность во взрослой жизни.

Что такое самостоятельность?

  • Умение проявлять инициативу там, где это необходимо
  • Выполнять повседневные задачи без напоминания со стороны
  • Правильное использование прошлого опыта в похожих ситуациях
  • Адекватность оценки своих возможностей и контроль над ситуацией

Когда начинать воспитание самостоятельности?

Формировать самостоятельность у детей лучше с первых дней жизни. Но, если вы сейчас поняли, что упустили этот момент, а вашему сыну или дочке уже больше десяти лет, не волнуйтесь, начинать такое важное дело никогда не поздно.

Поощряйте инициативу

Когда ваш малыш еще маленький не мешайте ему проявлять инициативу, ведь это первые шаги к дальнейшей самостоятельности. Если он хочет что-то сделать и это не угрожает его жизни и здоровью – разрешите ему.

Пусть сам попробует надеть ботиночки, убрать игрушки или даже помыть небьющуюся тарелку. Возможно, потом вам потребуется что-то переделать или доделать, но не забудьте похвалить ребенка – он же так старался!

Эксперты советуют при обучении самостоятельности проявлять терпение и не ругаться на малыша, если он что-то делает не так, а мягко указать ему на ошибку и показать, как правильно.

Дождитесь просьбы о помощи

Если малыш чем-то уже долгое время занят, например, надеванием любимой  кофточки, а у него никак не получается, не спешите бежать на помощь. Если вы никуда не торопитесь – дайте ребенку время.

Дождитесь пока он сам попросит вас помочь ему. Когда будете помогать, объясняйте, как правильно, похвалите его, что он почти все сделал сам и в следующий раз обязательно все получится.

Дайте ребенку делать те вещи, которые он уже умеет

Держать ложку, собирать игрушки, застегивать пуговицы, если ребенок все это уже умеет пусть делает сам. Он же уже научился, не стоит своими действиями убеждать его в обратном.

Разрешите ребенку самому выбирать, что ему хочется

В любом деле, которое касается интересов ребенка важно учитывать его мнение. Начиная от малого, во что сегодня одеться на прогулку, заканчивая решением идти ли в тот или иной кружок или секцию, или это не интересно.

Если родители или другие родственники все время решают все за ребенка – это совсем не способствует его самостоятельности.

Закрепите за ребенком домашние обязанности

Пусть это будет что-то не слишком сложное, но ребенок должен выполнять это через какое-то время без напоминаний с вашей стороны. Пусть это будет уборка своих игрушек и одежды, уход за домашним любимцем или что-то еще.

Ребенок должен чувствовать, что у него теперь есть дела наравне со взрослыми и быть ответственным за них. С возрастом круг обязанностей расширяется, а их сложность увеличивается соответственно возросшим способностям.

Не заостряйте излишнего внимания на ошибках

Все мы учимся на ошибках. Если ребенок где-то сплоховал сначала похвалите его за то, что было сделано правильно, а затем укажите где он ошибся. Такой подход будет более продуктивен, чем постоянное указывание на недочеты. Подумайте вместе, как можно было бы избежать ошибки и какую пользу можно извлечь из сложившейся ситуации.

Позвольте ребенку самому находить себе занятие

Если взрослые заняты ребенок должен сам придумать, чем заняться. Игра в одиночестве – одна из форм самостоятельности ребенка. Есть множество вещей, которыми дошкольник может занять себя сам, от игры в машинки до рисования.

Уже в год малыш должен уметь на некоторое время занять себя сам и с возрастом продолжительность самостоятельных занятий должна только увеличиваться.

Поддерживайте ребенка в его начинаниях

Предложите помощь или просто поддержите словами о том, что у него все получится. Такое отношение со стороны родителей окрыляет и дает дополнительный стимул для завершения начатого.

Перестаньте чрезмерно контролировать ребенка

Гиперопека подавляет любую инициативу. Уже будучи взрослыми, дети, которые выросли у излишне опекающих родителей, страшатся принимать самостоятельные решения, что негативно сказывается на самооценке и, соответственно, на всех аспектах жизни, включая карьеру и личную жизнь.

Если вы заметили за собой признаки гиперопеку, проанализируйте ее причины. Возможно следует обратиться к специалисту психологу, чтобы он помог справиться с вашей тревожностью.

Подавайте пример

Будьте самостоятельны. Проявляйте инициативу, занимайтесь домашними делами с воодушевлением. Если родители не могут быть самостоятельны, не знают, чем себя занять, как они смогут научить ребенка?

Помните, что дети в первую очередь смотрят на старших и берут пример с них. Так что подавайте правильный пример, и ваши дети будут самостоятельны и инициативны.

Воспитывая в ребенке любое качество главное помнить, что все получится не сразу. Поэтому запаситесь терпения и создайте условия, в которых у ребенка будет возможность принимать свои решения, учится на ошибках и нести ответственность за свои действия и у вас все получится. Помните, легче всего воспитать самостоятельность еще в раннем возрасте, чем добиваться ее позже.

Фото самостоятельного ребенка

Также рекомендуем просмотреть:

Себе хозяин: 7 правил самостоятельности ребенка

Себе хозяин: 7 правил самостоятельности ребенка

Экологичное родительство: Тема детской самостоятельности — одна из лидирующих в запросах к детскому психологу. Родители переживают, тревожатся и злятся, когда в какой-то момент обнаруживают, что их ребенок так и не становится самостоятельным.

Самостоятельный ребенок

Тема детской самостоятельности — одна из лидирующих в запросах к детскому психологу. «Мой ребенок не хочет учиться», «Он совсем отказывается отпускать меня», «Мой сын не может ничего делать сам», «У дочери никакой ответственности, если я не стою над душой и не повторяю по 150 раз, она не делает ничего…»

Эти и многие другие фразы я слышу очень часто. Родители переживают, тревожатся и злятся, когда в какой-то момент обнаруживают, что их ребенок так и не становится самостоятельным.

И действительно, почему получается так, что у одних дети сами прекрасно спят и учатся, а у других — многочасовые укладывания и уроки со слезами? Как же помочь ребенку стать самостоятельным? И нужна ли ему в этом наша помощь?

1. Самостоятельность в детях не нужно воспитывать

Это основное правило, из которого вытекают уже все последующие. Самостоятельность — это качество, которое формируется в результате естественного процесса развития ребенка.

Просто в какой-то момент он начинает делать сам то, что раньше делал только с чужой помощью: держать голову, стоять, бегать, ходить по ступенькам, сам засыпать, оставаться с другим взрослым, оставаться один на один со сверстниками. И тут главное — увидеть его готовность переходить на новый уровень и не помешать, руководствуясь своими страхами или другими эмоциями.

2. Дети могут гораздо больше, чем нам кажется

В нашем обществе принято воспринимать детей более слабыми и инфантильными, чем они есть на самом деле. С рождения их предписывают кутать, оберегать от всевозможных микробов, защищать от малейших стрессов. Это путь к формированию тревожного и боязливого ребенка, к сожалению.

Детский организм имеет колоссальную способность к адаптации и восстановлению.

Дети, на самом деле, могут пить холодное, бегать босиком и самостоятельно преодолевать многие болезни без дополнительного лечения.

Главное — замечать эти возможности детского организма и не мешать. Самостоятельность ребенка начинается с самостоятельности его иммунитета, доверия и опоры на свое тело.

3. Ребенок формирует свое самоощущение, опираясь на то, как воспринимают его родители

Поэтому замечайте посыл, который вы транслируете своему ребенку о нем самом. Проведите эксперимент и записывайте те слова и выражения, которые вы чаще всего говорите: «Аккуратнее, там можно упасть» или «Не ходи туда, ты упадешь», «У тебя не получится, ты еще маленький» или «А давай ты попробуешь вот так, вместо …»

Можно записывать на диктофон свою прогулку или игру с ребенком, а потом проанализировать. Сам факт наличия включенного диктофона позволит вам сосредоточиться на том, что именно вы говорите.

4. Самостоятельность ребенка может пугать, и ей можно неосознанно сопротивляться, если материнство — это самая главная или даже единственная сфера реализации

В таком случае будут бороться два противоположных спектра чувств: радость за ребенка и гордость от его взросления, и страх потери контроля, потери смысла жизни и ощущения собственной значимости. Мама может радоваться сепарации и самостоятельности, если ей понятно, на что потратить освободившееся время так, чтобы чувствовать при этом глубокое удовлетворение.

5. Вседозволенность также вредна для самостоятельности, как и сверхопека

Это менее очевидно, но это так. Представьте, что вы проснулись завтра утром, а вы — президент страны. Однако у вас нет ни соответствующих знаний, ни понимания происходящих процессов, которые вы должны контролировать и возглавлять. И при этом есть необходимость решать огромное количество задач.

Ребенок, сталкиваясь со вседозволенностью, чувствует себя аналогично. Он не может руководить взрослыми, корректно принимать решения, строить долгосрочные планы и прочее.

Поэтому возложение на ребенка обязанности «главы семьи» и полное подчинение его малейшему желанию формирует тревогу и неуверенность, а отнюдь не самостоятельность.

Самостоятельность появляется там, где есть внутренняя уверенность и понимание границ своих возможностей.

6. Не помогайте, не спросив, нужна ли ваша помощь

Речь не идет о тех ситуациях, когда что-то угрожает жизни или здоровью ребенка. Мы говорим, например, о ситуациях, когда ребенок не может справиться с поставленной задачей и ищет пути ее решения.

Так вот пока он ищет, и не просит о помощи, не вмешивайтесь. Дайте ему возможность попробовать еще раз самому. Если видите, что ситуация заходит в тупик, вы можете спросить: «Тебе помочь?».

Для меня было удивительно, что моя на тот момент еще годовалая дочь уже могла выбрать — помогать ей или нет. Она еще не умела отвечать словами, но, например, тянула руку, если нужно было помочь ей подняться. А могла и не тянуть.

7. Принимайте ошибки своих детей

Именно ошибки позволяют формировать опыт. Именно ошибки учат пониманию границ возможностей, чувствованию своих потребностей и желаний. Без ошибок самостоятельность невозможна. А чтобы любить детские ошибки, нужно иметь толерантность к своим!

Подводя итоги, я бы хотела еще раз сказать: дети станут самостоятельными и сами. Лучшая помощь в этом аспекте — это не мешать. И, конечно, подавать пример – заниматься собой, идти вперед, развиваться, ошибаться и обязательно пробовать снова. опубликовано econet.ru

Джон Вильгельм

 Дарья Селиванова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Как приучить ребенка к самостоятельности: 7 правил для успеха

Себе хозяин: 7 правил самостоятельности ребенка

Здравствуйте, дорогие читатели! Как вы считаете — когда нужно приучать ребенка к самостоятельности: в 2 года, 4 года или, может быть, в 10 лет? Что должен уметь ребенок в определенное время? Какие самые распространенные ошибки допускают родители? Сегодня мы поговорим с вами о том, как приучить ребенка к самостоятельности и какую линию поведения стоит выработать родителям.

Каждый родитель хочет вырастить своего ребенка умным, счастливым и успешным человеком. Но не многие родители знают, что первым шагом к его успеху в будущем, является развитие способности у ребенка мыслить и действовать самостоятельно как можно раньше.

Две главные ошибки в воспитании самостоятельной личности

Не всегда мы, родители, выбираем правильный метод воспитания наших детей. Очень часто нам мешают две крайности: гиперопека или принцип «сам научится со временем». Давайте подробней рассмотрим каждый из этих ошибочных методов воспитания и постараемся их не использовать в воспитании наших детей.

Гиперопека — такой стиль воспитания, при котором родители чрезмерно подавляют любое желание и попытку ребенка сделать что-нибудь самостоятельно. Как правило, все это объясняется обычным родительским страхом и инстинктом.

В этих случаях мы часто говорим своим детям: «Не нужно быстро бегать, а то упадешь», «Ты еще слишком мал», «Тебе будет тяжело», «Ты не справишься, дай, я все сделаю сама», «Не смей трогать — поранишься» и т. д.

Малыша ограждают от обычной жизни и все время оберегают от мнимых опасностей. В конце-концов у крохи входит в привычку даже не пытаться что-либо делать самостоятельно, ведь все всегда делают за него.

Подавление стремления к самостоятельности выливается в третирование родителей и требования все большего внимания. В итоге малыш не может нормально общаться с другими детьми и может превратиться в маленького невротика.

Такой неправильный метод воспитания ребенка может привести в будущем к развитию инфантилизма, проявляющемуся в демонстрации черт, свойственных ребенку, таких как капризность, замкнутость, излишняя обидчивость, невозможность принятия самостоятельных решений.

Другой ошибочный метод воспитания — это частичное, а порой даже и полное самоустранение взрослых от поддержки и одобрения всех самостоятельных действий ребенка. Девизом такого воспитательного метода является утверждение — «сам научится со временем».

Не поощряя и не замечая самостоятельных стремлений ребенка сделать что-то самому, родители порой очень сильно тормозят в нем процессы развития. У ребенка исчезает стимул приобретать новые знания и навыки. В таких случаях, ребенка необходимо почаще хвалить и ни в коем случае не ругать, если какая-нибудь самостоятельная попытка закончится не очень удачно.

Но кроме этих ошибок, есть и другие, о них вы сможете узнать в бесплатном курсе врача-гинеколога Ирины Жгаревой «Естественное родительство: мифы и рифы».

Что делать, чтобы малыш стал целостной личностью: 7 простых правил

Родителям необходимо постараться найти золотую середину в своих воспитательных принципах и руководствоваться, в первую очередь, здравым смыслом. Однако следует знать и соблюдать следующие правила:

  1. Когда ребенок первый раз пробует что-то сделать самостоятельно, не нужно его останавливать и мешать ему. Пусть первоначально он подражает вам буквально во всем, со временем он уловит взаимосвязь и начнет действовать самостоятельно;
  2. Не нужно делать за малыша его работу, в попытках облегчить ему (и себе в первую очередь) жизнь. Крохе так или иначе придется обучиться простым и элементарным вещам;
  3. Постепенно приучайте малыша к тому, что он должен выполнять некоторые задания самостоятельно: к примеру, аккуратно складывать свою одежду в шкаф, собирать игрушки, умываться и чистить зубы, убирать за собой, и делать это все он должен регулярно, не взирая на то, что иногда он будет капризничать или лениться. Очень важно, чтобы он вначале привык это делать, а затем понял, что эти действия являются правилом;
  4. Поощряйте принятие самостоятельных решений, например, пусть выбирает одежду перед прогулкой на улице или походом в гости. Малыш поймет, что вы склонны доверять его мнению и будет вам благодарен;
  5. Заведите домашнего питомца, и часть работы по уходу за ним поручите ребенку. Это тоже поможет вашему ребенку стать самостоятельней и ответственней;
  6. Относитесь к своему ребенку серьезно, не смотря на его юный возраст. В обсуждении некоторых вопросов интересуйтесь и его мнением. Такое ваше поведение не просто повысит самооценку у малыша, а поможет ему осознать, что его мнение также ценно, как и мнение старших;
  7. Приобщайте малыша чаще к повседневным домашним заботам и делам. Просите его вам помочь, объясняйте, что без его помощи вам сложно справиться. Всегда соглашайтесь, когда кроха проявляет желание помочь вам даже по мелочам. Позже, когда вам по-настоящему нужна будет помощь, ваш ребенок всегда вам пойдет навстречу.

Для более наглядного примера ознакомьтесь с видео по теме, в нем вы найдете примеры того, как можно поощрять в ребенке стремление к самостоятельности:

Таким образом, получив эти полезные советы, я думаю, вы теперь знаете — как приучить ребенка к самостоятельности. И я уверена, что ваш ребенок обязательно вырастет счастливым и успешным человеком!

Ответы на многие вопросы вы найдете в других наших статьях. Чтобы не пропустить выход новой публикации, подписывайтесь на обновления нашего блога, а также обязательно делитесь статьями в социальных сетях.

9 золотых правил воспитания самостоятельности

Себе хозяин: 7 правил самостоятельности ребенка

Идеальная картинка, которую рисуют в своем воображении родители, часто выглядит так: ребенок все делает сам, быстро и аккуратно. За кадром остается одна важная деталь – он выполняет только то, что ему говорят.

Вставай, умывайся и чисти зубы, иди завтракать – пожалуйста! Но готовность охотно следовать указаниям, каким бы ценными они ни были, никак не самостоятельность, а всего лишь послушание.

Именно привычка «слушаться» взрослых становится одной из главных причин пассивности, безыдейности и безынициативности – психологических проблем, с которыми так часто сталкиваются родители школьников. «Не может толком сказать, чего хочет, и ничего сам не сделает, пока не напомнишь! И в кого только он такой?» – можно услышать сетования взрослых.

На самом деле самостоятельность начинает формироваться достаточно рано. Главное – вовремя это заметить. Уже в 1-2 года у крохи проявляются первые осознанные желания самостоятельных действий. Как только он понимает, что часть своих потребностей может удовлетворить сам (вылезти из кроватки, попить из бутылочки, включить свет), то старается это сделать.

И сразу же слышит первые родительские запреты: не трогай, иначе разобьешь, поставь на место, а то обольешься! Дальше – больше: стой, не ходи туда, положи на место, отдай… В 3-4 года малыш переживает первый серьезный кризис взросления, когда к нему приходит понимание: не только его поступки, но и желания могут отличаться от того, что требуют взрослые.

В детский сад он хочет надеть желтую футболку, но мама натягивает серую – практичнее. Мелочь? Отнюдь! Неусыпный контроль и постоянное давление взрослых не только губят детскую тягу к познанию мира, но и напрочь отбивают охоту к самостоятельным действиям вообще.

Довольно быстро ребенок понимает: прикладывать усилия там, где не хочется, порой и не нужно (взрослые сделают все сами), и начинает этим пользоваться. Как не допустить такого развития событий?

1. Дайте ребенку возможность проявить свою самостоятельность

Годовалый малыш раскидывает игрушки? Не бегите сломя голову подбирать и подавать – пусть ползет к ним сам. С удовольствием размазывает фруктовое пюре по лицу? Не ругайте. Ваша задача – дать маленькому человечку возможность действовать, а значит, чувствовать себя самостоятельным.

Позволяйте ему делать то, что он хочет, даже если результаты сначала будут неудачными. Когда вы не уверены, что ребенок что-то умеет (подносить ложку ко рту, пить из чашки, застегивать кнопки на курточке и т.п.), покажите, как делать это правильно. Не получается – не беда.

Не мешайте его попыткам самостоятельно справиться с проблемой и помогайте только тогда, когда он сам вас об этом попросит! Конечно, обязательно нужно принимать в расчет возраст и уже накопленный опыт.

Действуйте последовательно: пусть сначала малыш учится снимать штанишки, и только потом – надевать, прежде всего, покажите, как орудовать ложкой, а уже затем – вилкой и т.п. Усложняйте задачи постепенно – успешное освоение новых самостоятельных навыков хорошо стимулирует детский интерес к ним.

Чувство собственности – одно из проявлений развития детской самостоятельности. Не ругайте и не стыдите кроху, если он не хочет делиться своими игрушками или сладостями, но внимательно следите за его поведением. Чувство собственности быстро может перерасти в эгоизм или жадность!

Старайтесь по возможности избегать строгих запретов – «Не бегай!», «Брось!», «Стой!», «Не мешай!» – и «предсказаний» вроде «сломаешь», «порвешь», «разольешь». Четырехлетка хочет помочь вам с уборкой? Не выставляйте его из комнаты, а наградите тряпкой.

Желает помыть посуду? Подставьте к раковине табуретку и включите теплую воду. Старайтесь как можно реже категорично отказывать, а объяснять причины отказа и предлагать альтернативные варианты. Чтобы «разбудить» детскую инициативность, предоставьте свободу выбора.

Собираясь на прогулку, спросите, куда кроха хочет пойти гулять – на детскую площадку или в парк? Какую шапку он завтра наденет – красную или синюю? Таким образом малыш будет учиться принимать решения (какими бы незначительными на ваш взгляд они ни были), думать и действовать самостоятельно.

Предоставьте ему пространство, за которое будет отвечать только он – если не собственную комнату, то хотя бы детский уголок в квартире – пусть сам определяет положение вещей и следит за порядком.

Сначала помогайте ему в этом непростом деле, объясняйте, почему лучше складывать игрушки в коробку, а книги – ставить на полку, но не упорствуйте, если малыш с вами не согласен. Он просто хочет сделать по-своему и почувствовать, что его решения тоже имеют вес. Дайте ему это право.

3. Составьте четкое расписание

Жизнь по графику – предсказуема и понятна. Но это именно то, что необходимо детям. Привыкание к определенному распорядку дня (подъем, умывание, уборка кровати, завтрак, прогулка и т.д.) упорядочивает жизнь ребенка.

Когда такого режима нет, он мается (в том числе от безделья), а родителям приходится постоянно стоять над ним, заставляя сделать то или иное. Вы должны понимать, что составленное расписание – это опора, которая поможет малышу быстрее запомнить все то, что нужно сделать.

Визуализируйте режим дня, нарисовав расписание и повесив его на самое видное место.

4. Поручите ему домашние дела

Дети часто проявляют инициативу в этом направлении – не препятствуйте! Найдите ребенку занятие по душе: обожает воду – пусть поливает цветы, любит украшать – сервирует стол.

Непременной обязанностью, посильной даже для двухлетнего малыша, должно стать поддержание порядка в своем «игрушечном уголке».

Обязательно хвалите ребенка за своевременное выполнение его собственных домашних «дел» и подчеркивайте пользу от его труда.

Секция хоккея или кружок современных танцев, иностранный язык или музыкальная школа – главное, чтобы он ходил туда с удовольствием. Это важно не только для физического или умственного развития. Просто воспитание самостоятельности предполагает в том числе и формирование у ребенка умения занять себя на какое-то время без помощи взрослых.

6. Научите его распоряжаться деньгами

Введите практику получения карманных денег (пусть в самом начале это будут самые копеечные суммы), подарите малышу копилку и позвольте ему самому распределять траты.

На первых порах объясняйте, почему нельзя скопить много, если постоянно тратить. Немного погодя, дайте задание: попросите ребенка заранее просчитать свои «расходы», учитывая запланированные и непредвиденные траты.

Если нужно, помогите, но не навязывайте своего мнения – пусть решает все сам.

7. Разговаривайте

Придумывайте спорные ситуации, чтобы показать ребенку разные возможности их решения, и просите его самого решить, как именно лучше поступить. Обсуждайте итоги всех его действий и поступков и позволяйте ему свободно выражать свои мысли. Пусть он открыто говорит о том, что вызывает его непонимание.

В свою очередь, объясняйте, почему вы в конкретной ситуации поступаете именно так, а не иначе. Заключайте соглашения! Договоритесь, например, что вы почитаете сказку на ночь и посекретничаете минут 10 перед сном, если малыш вовремя прекратит вечерние игры и самостоятельно приготовится ко сну.

Предупредите, что если договоренность с его стороны будет нарушена, все запланированное сразу отменяется.

8. Поддерживайте

Похвала – один из самых приятных и доступных стимулов. Хвалите и ободряйте всегда, даже если у малыша пока еще не все получается. Он будет чувствовать, что вы цените его усилия и захочет попробовать еще. Не нужно петь дифирамбы и сыпать лестными словечками по любому поводу – похвала должна быть не преувеличенной, а заслуженной.

Терпение – одно из главных качеств, которого потребует от родителей воспитание у ребенка самостоятельности. Даже при нехватке времени не нужно делать за малыша те дела, с которыми он может справиться сам.

Вместо этого почаще говорите своему ребенку, как вы его любите, десятки раз объясняйте самые очевидные вещи, слушайте все, что он говорит, отвечайте на все его вопросы, помогайте ему рассуждать и давайте возможность принимать решения, даже если они вам не совсем по душе.

Откажитесь от гиперопеки, не требуйте от малыша полного подчинения, а будьте ему другом и советчиком.

Малыши так невероятно любознательны и неутомимы, что развивать у них стремление к самостоятельности проще простого. Главное – не мешать и чуть-чуть помогать.

  • Упрощайте. Без создания некоторых бытовых условий, соответствующих возрасту и развитию, крохе может быть трудно учиться быть самостоятельным. Создайте ему эти возможности. Если хотите, чтобы он сам одевался-раздевался и привыкал следить за порядком в одежде, освободите пару полок в шкафу, до которых легко дотянуться: пусть учиться складывать туда носки, майки и футболки. Желаете, чтобы самостоятельно умывался? Обзаведитесь подставкой, которая поможет ему дотянуться до раковины, и переместите крючок для собственного полотенца пониже.
  • Не навязывайте, а показывайте. Собственный пример – очень эффективный метод воспитания, ведь маленькие дети – великие подражатели! Обучая ребенка тому или иному действию (как завязывать шарф, застегивать молнию на кофте, зашнуровывать ботинки), показывайте все не спеша, как в замедленной киносъемке, четко проговаривая последовательность действий. Хорошим подспорьем будут не только ваши комментарии, но и вопросы: «Что мы берем, чтобы вымыть руки? Как правильно мылим? Куда кладем мыло? Что делаем потом?». Ответы на них помогут малышу запомнить последовательность действий, чтобы потом легко воспроизводить ее самостоятельно.
  • Напоминайте. Делайте это не только словесно. Если кроха все еще забывает, что перед едой нужно помыть руки, повесьте на двери в ванной напоминание в виде забавного рисунка. Посмотрев на него, он сразу вспомнит, что должен сделать. Чтобы закрепить самостоятельные навыки, больше играйте. Например, любые вариации игры «дочки-матери» прекрасно тренируют у детей знания о последовательности в одевании, раздевании, умывании и т.д.

6 этапов приучения к самостоятельности детей, сотрудников и себя. Статья. Воспитание ребёнка. Самопознание.ру

Себе хозяин: 7 правил самостоятельности ребенка

О приучении к самостоятельности детей и сотрудников в одной статье? Разве это одинаковые темы? Да, одинаковые.

В каждом есть свой внутренний ребёнок — именно он капризничает против самостоятельности в зрелом возрасте. Более того, на это есть свои причины, о которых я расскажу в конце середине статьи.

Так же на примере ребёнка — легче объяснить, понять и принять, почему нужно делать именно так.

Дети

Они с раннего детства привыкли делать все важные дела вместе с родителями. Самостоятельность для них сильно не привычна. Более того, пока дети были маленькими, за них всё делали родители. Без обид, но детям кажется, что это естественно, и всегда так будет продолжаться.

В этом главное не спешить и без резких движений. Вы начинаете делать всё постепенно, терпеливо, с любовью:

  • Начинаем с этапа — давай сделаем вместе. Давай вместе соберём твои игрушки. Давай вместе уберём твою комнату, постираем твои вещи, сделаем твои уроки. Давай вместе приготовим что-то поесть, сходим в магазин и выберем продукты.

Можно и с другими формулировками: Помоги мне сделать… Давай сделаем вместе… Или в игровой форме: Давай поиграем в уборку, готовку, стирку, уроки… Давай посмотрим, кто быстрее и аккуратнее (правильнее) сделает…Главное — делать это мягко, чтобы не нарваться на протест: принцип противоречия.

Это может быть много раз, а чтобы быть точнее, много десятков раз, пока ребёнок не повзрослеет. Вы меняете привычку, а это занимает от 3 недель до 3-х месяцев. И создаёте новую привычку. Пусть Вас не удивляет, что после десятка раз совместного делания ребёнок всё ещё не самостоятелен.

Это очень маленькое количество. Пусть Вас не пугает количество — с помощью этого мягкого подхода Вы всё равно быстрее сможете привить Вашему ребёнку самостоятельность, сэкономите много нервов. Самое главное — Вы всё-таки приучите к самостоятельности.

Если Вы сразу согласитесь быть терпеливыми и немного поимпровизируете, то Вы легко сможете это всё сделать в игровой форме. Будет легко и Вам, и ребёнку. Играть ребёнок всегда готов сколько угодно, и самое лучшее обучение — это игра.

Не выгоняйте его, когда он крутится под ногами на кухне или когда Вы делаете уборку — используйте это для прививания самостоятельности.

  • Следующий этап: покажи, а я посмотрю и подскажу — покажи как ты сам это делаешь. Покажи, как ты умеешь делать. А я буду рядом и посмотрю и подскажу. В начале действительно придётся рядом сидеть и подсказывать мягкими наводящими вопросами. А вот этот уголок ты помнишь? А под кроватью будешь убирать? А кровать застелить? А игрушки собрать в одно место?

Спешить и давить не надо — этот этап, так же, как и следующие — это новый слом старой привычки и создание новой привычки. А смена привычки в любом возрасте — серьёзный дискомфорт. Да, тоже нужно сделать несколько десятков раз.

И Ваш ребёнок научится быстрее и в более раннем возрасте, чем другие. Но не обольщайтесь. Скажу мягко, спешка приводит как минимум к стрессу ребёнка, чтобы не рубить правду-матку и не упоминать более худшие последствия.

Постепенно этот этап переходит в следующий этап:

  • Ты сделай тут вот это, а я буду делать там вот то. Другими словами, Вы увеличиваете дистанцию. Вы отходите на большее расстояние. Да, тоже слом привычки, да, нужно сделать несколько десятков раз в некоторых случаях, как уборка, готовка, уроки — ну или любая другая работа. Да, на это требуется время именно потому, что это работа.
  • Этап: ты сделай тут сам, а я потом приду и посмотрю. Или мы Вместе посмотрим, как у тебя получилось. Или ты мне покажешь, как у тебя получилось.

На каждом этапе — важна мотивация, не скупитесь на похвалу. Хвалите много за каждую мелочь. Чем меньше ребёнок, тем чаще хвалите. Никакой критики — просто забудьте о её существовании, если не хотите, чтобы у ребёнка появился невроз. Вместо критики задавайте мягкие уточняющие вопросы — посмотри, а вот это ты забыл, или давай вот здесь ещё посмотрим, а что будем делать с этим?

  • Этап: ты сделай сам и расскажи мне, что и как у тебя получилось.

Может показаться, что не нужно рассказывать, что получилось, раз уж ребёнок уже может сам делать. Но помните — это ребёнок. И ему сложно выполнять работу. Рассказать нужно, чтобы Вы дали поддержку — похвалу. Да, нужно смотреть и “проверять”, чтобы похвалить.

Вы думаете, на этом всё? Нет, конечно, последний и не менее важный этап, но, наверное, самый забытый.

  • Вы помогли спланировать. Ребёнок сделал всё сам. А Вы похвалили.

Вы напоминаете о следующей уборке, готовке, стирке, уроках. Прививаете привычку планировать и самостоятельно делать до конца. Это уже для детей среднего школьного и подросткового возраста.

В этом есть хитрость, Вы можете научить планировать что-то лёгкое, простое — например, уборку. И это поможет научить планировать и делать уроки самостоятельно. И самое важное и самое забытое — поддержать, похвалить.

Вы всё ещё проверяете, но на этом этапе проверка носит дружеский характер. Вы даёте больше свободы. Но всегда хвалите с поддержкой.
Для поддержания дисциплины — рекомендую хвалить следующим образом: Ты справишься. Ты умный, старательный. Я знаю, что ты можешь это сделать.

Я знаю, что ты сделаешь. Я тебе доверяю. Ты сделаешь хорошо. Ты молодец, и поэтому сделаешь хорошо. И другие разновидности положительной похвалы с поддержкой.

Как воспитывать самостоятельность у сотрудников

Для начала выясним, почему взрослые люди несамостоятельные? Ну, мало с кем прошли все эти этапы, чтобы сформировалась самостоятельность. И если и проходили их, то в более жёсткой форме, поэтому есть очень много внутренних протестов: против работы и, в частности, самостоятельной работы. Т.е.

взрослый уже имеет много лет и возможно, имеет своих детей, но ещё не перестал быть ребёнком. Потому что не прошёл все детские этапы. Потому что с самого детства пытались продавить, чтобы сделать взрослее быстрее.

Вот и получается, чтобы воспитать полностью самостоятельного и надёжного сотрудника, нужно пройти с ним все или частично эти “детские” этапы при обучении работать:

  1. Посмотри, а я покажу.
  2. Делаем вместе.
  3. Ты делаешь, а я подсказываю.
  4. Ты делай, а я посмотрю.
  5. Ты сделай, а я буду где-то рядом.
  6. Ты сделай, а я потом посмотрю.
  7. Ты сделай сам и расскажи мне, что и как получилось.

Надо помнить, что каждый взрослый — это ещё и ребёнок. Поэтому, на каждом этапе хвалить и поддерживать мотивационными словами как ребёнка выше — обязательно. Но так же взрослому ребёнку можно добавить немного конструктивной критики и отрицательной мотивации.

Слово “конструктивной” — ключевое, т.е. без перехода на личности, критикуем действия, а человека не обзываем, отмечаем положительные стороны обязательно.

Вся остальная критика — деструктивна: зачем она Вам?

Могут быть ещё несколько этапов, но это уже развитие высокопрофессионального навыка:

  1. Ты расскажи как получилось, а я подскажу, где ошибки.
  2. Мы вместе разберём твои ошибки.
  3. Ты разбираешь сам свои ошибки, а я слушаю.

Во многих компаниях нет самостоятельных сотрудников, или их мало, потому что не смогли пройти все эти этапы формирования самостоятельности, потому что нет чётких и внятных рабочих инструкций, как выполнять работу. Потому что у сотрудника не сформировали привычку к самостоятельной работе.

Для развития в себе самому самостоятельности в чём-то нужно пройти все этапы самостоятельно. И самостоятельно себя хвалить. А так же отучиваться себя критиковать, осуждать, упрекать себя. Да, Вас в детстве не хвалили достаточно. Или много ругали, критиковали. Это убивает самостоятельность, создаёт невроз, недовольство собой, придирчивость к себе.

Вы теперь плохо замечаете свои положительные моменты, крайне нетерпеливы к себе, критичны, придирчивы, недовольны. В чём-то недооцениваете себя, что автоматически вызывает переоценивание себя в чём-то другом, как компенсация.

Пройдите все эти этапы, и сможете быть более самостоятельны. Зависимость от кого-то — это ужасно.

Не надо прикрываться, что мне “скучно одной или одному”. “Вместе прикольнее” — или ещё как-то прикрывать несамостоятельность красивыми словами.

Некоторых людей сравнивают с мороженным и говорят, что сперва холоден, потом тает, течёт, а потом клеится. Это про несамостоятельных людей. Зависимость или отсутствие самостоятельности — это ужасно. Так же, как ужасно быть в чём-то ребёнком в 30–40 лет.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.