Секрет креативности: Как научить ребёнка думать?

Содержание

Творческое мышление: как развивать креативность своего ребёнка

Секрет креативности: Как научить ребёнка думать?

Для современного человека умение креативно мыслить и подходить к выполнению задания творчески – превосходный навык. В наше время, сотрудник, имеющий в своём арсенале ассортимент идей и нестандартных решений – невероятно ценная находка. Однако для того, чтобы воспитать и развить данное умение, нужно зародить семя творчества ещё в детстве.

В этой статье вы узнаете, как вовремя заметить и развить креативность ребёнка, как воспитывать в нём критический подход и нестандартное мышление, и с помощью каких упражнений этого достичь.

Что такое креативность и творческое мышление?

Под творческим мышлением мы понимаем способность подходить к решению любого вопроса новаторски и оригинально, не привязываясь к стандартным схемам. Это неординарность и поиск альтернативы, выход за рамки привычных границ, индивидуальное видение той или иной ситуации или проблемы.

Говоря о креативности, можно с уверенностью утверждать, – это высший степень творческого мышления человека, которое реализуется в качественно новый продукт.

Американский психолог Абрахам Маслоу говорил, что креативность свойственна нам врождённо, но тем не менее, мы можем потерять её в ходе социальной практики или сложившихся системах воспитания и образования.

Именно поэтому очень важно проследить творческий потенциал ребёнка и развивать в нём креативность уже с малых лет.

Полезные советы, как развить креативность ребёнка

Знания и навыки, которые мы приобретаем в первые годы жизни, определяют наше будущее. Это заложенный фундамент, на котором в следствии строятся все наши достижения как в личной жизни, так и в профессии.

Отлично, что современные родители стремятся всячески развивать своих детей и уделять достаточно внимания не только физическому и интеллектуальному развитию, но и творческим способностям.

Мы подготовили список полезных советов для вас!

Не бойтесь оставлять ребёнка наедине с собой и позволяйте самостоятельно делать выбор

Данный совет относиться к досугу ребёнка. Когда вы позволяете ему выбирать, какими игрушками играть, рисовать или лепить из глины, читать или петь детское караоке, развязывать головоломки или строить замок из кубиков.

Уже с самых малых лет позволяйте ребёнку самостоятельно выбирать, чем он хочет заниматься.

Не мешайте, когда заметите, что он тянет ножницы для вырезания снежинок, даже если после этого надо будет собирать мелкие обрезки бумаги по всему дому.

Это правило не касается дисциплины. Ваш малыш должен понимать, что он может сам выбрать занятие и вы поддержите её при любом выборе, но тем не менее обязательство убрать за собой разбросанные машинки или краски с кисточками и пролитой на пол водой никто не отменял.

Сведите просмотр телевизора и игры в планшете до минимума

Если же вместо творческого занятия ребёнок ноет, чтобы вы включили мультики, постарайтесь объединить приятное с полезным.

К примеру:

  • договоритесь, что после просмотра он попытается нарисовать любимого героя;
  • установите правило краткого пересказа – это пересказ главной идеи мультфильма, сказки или сочинения;
  • при просмотре телешоу, дайте задание по окончанию спародировать актёра или певицу;
  • задавайте наводящие вопросы, когда смотрите фильм вместе, чтобы ребёнок учился анализировать информацию, которую воспринимает;
  • спрашивайте у него, каким на его мнение может оказаться финал.

Кроме этого, оставляйте в поле зрения ребёнка материалы, с которыми он может работать и создавать что-то новое своими руками: пластилин, карандаши, кубики, конструктор.

Учитесь рифмовать: сочинять вместе весело и увлекательно

Правила игры очень просты. С вас слово – с ребёнка рифма. Упражняйтесь сначала на одном слове, потом на словосочетании и вскоре диктуйте целую строку.

На пример:

  1. Собачка – морячка; пилот – бегемот.
  2. Красная машина – проколола шины. Синий лимузин – в Киеве один.
  3. Сегодня ветра нет совсем – и я на пляже фрукты ем.

Игра «Как найти выход» – поиск вариантов и решений

Играйте в ситуации. Это воображаемые условия, в которые вы ставите друг друга поочерёдно. У каждой заданной ситуации должна быть проблема, которую необходимо решить. Кто подберёт больше решений – тот найдёт выход.

Допустим:

Ситуация №1. Ребёнок играет на улице и порезал пальчик. Что делать? Какие действия будут первостепенные, а какие последуют позже? Как найти рациональный выход и справиться с возникшей проблемой?

Ситуация №2. Вам надо узнать который час, но ни часов ни мобильного при себе нет. Что вы будете делать? Подберите максимальное количество решений задачи.

Развивайте умение видеть позитив в негативных ситуациях

Учите ребёнка концентрировать внимание на позитиве и оптимистически настраивать себя на любое начинание. Самое, казалось бы, неприятное, что с нами случается, тоже имеет некоторые плюсы: болеете дома – зато, много читаете и смотрите интересные фильмы; запланировали пикник и грянул дождь – заварите чай, включите релаксирующую музыку и готовьте любимые вкусности.

Задавайте примеры ситуаций из его жизни и пусть ребёнок ищет положительные стороны.

На пример:

Ребёнок потерял дневник или рюкзак… Это хорошо или плохо?

Организуйте музыкальную викторину

Используйте музыкальные произведения разных стилей. Поочерёдно включайте классику, народную музыку, звуки природы, песни, ориентированы на школьный возраст. Спрашивайте, что чувствует ребёнок при прослушивании? О чем эта музыка? Что хотел донести композитор до слушателя?

Список книг для развития творческого мышления

Если ребёнок уже более взрослый, много чем заинтересован и активно ищет себя, мы предлагаем список полезных книг, которые развивают творческое мышление и креативность:

«Кради как художник» Остин Клеон

Увлекательная книга с лично подобранными фотографиями автора, которые вдохновляют и объясняют путь к творческой реализации своих идей. Как разумно перенимать опыт у более креативных и успешных людей, извлекать полезное для себя и развивать в себе нестандартный подход к работе.

«Гениальность на заказ» Марк Леви

Книга, в которой автор делится уникальной системой создания гениальных идей. Если вам нужен по-настоящему мощный толчок, вдохновение и мотивация, узнайте больше об авторской технике создания качественного и нового – фрирайтинге. Здесь вы найдёте 6 секретов эффективного фрирайтинга и 15 принципов для улучшения работы в целом.

«Взлом креатива» Майкл Микалко

Эксперт по креативности Майкл Микалко приводит примеры нестандартных решений и подходов. В этой книге автор анализирует стратегии успешных креативных людей и делиться с аудиторией, как достичь желаемого результата в жизни и бизнесе.

«Рисовый штурм» Майкл Микалко

Ещё одна книга превосходного автора о том, как вырывать летающие в воздухе идеи и реализовывать их в масштабные проекты. Примеры креативных прорывов и большое количество упражнений помогут вам вдохновиться и развить в себе творческое мышление.

«Как люди думают» Дмитрий Чернышев

Думающие люди изменяют собственную жизнь и мир вокруг себя. Автор книги Дмитрий Чернышев с уверенностью утверждает, что наше с вами мышление – это несомненно творчество. С помощью этой книги вы сможете включать свой мозг на полную: впечатляющие факты, истории и головоломки, задания и решения. Думайте творчески!

Верьте в свою индивидуальность и воспитывайте ребёнка с уважением к его личности!

Главное в воспитании маленького креативного человечка – не мешать креативить. Уважайте выбор своего ребёнка, поддерживайте его интересы и желание всесторонне развиваться.

Когда ребёнок видит, что вы умеете увлечённо что-то создавать, он отлично учится на вашем примере. Креативная деятельность и творческое мышление развивается, когда мы чётко осознаем свою индивидуальность и даём себе шанс.

Приходите на познавательные курсы и тренинги от школы «Шалений равлик»! Мы всегда вам рады!

5 советов, которые помогут научить ребёнка нестандартно мыслить

Секрет креативности: Как научить ребёнка думать?

Люди, умеющие творчески подойти к любой задаче и найти нестандартное решение, всегда двигали вперед науку, совершали открытия, создавали новые технологии. В современном мире это умение ценится ещё больше. Как развить у ребёнка способность нестандартно мыслить? Несколько советов от автора курса «Воспитание креативности в семье» на «Универсариуме» Анатолия Гина.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Помогите ребёнку установить связи в окружающем мире

Способность связывать между собой различную информацию называется синкретическим мышлением. В школе ребёнок изучает предметы по отдельности, без связи друг с другом и с окружающим миром.

Чтобы научить ребёнка видеть связи между предметами и явлениями, поиграйте с ним в игру.

Например, надуйте несколько воздушных шариков и спросите: «Что изменилось в комнате из-за того, что я надул шарики?» Когда версии закончатся, задайте следующий вопрос: «Из-за того, что я надул шарики, орёл сегодня съест на одну птичку больше.

Почему?» И попробуйте вместе с ребёнком найти как можно больше ответов. Ещё один каверзный вопрос для подобной игры: «Какая связь между авторучкой и Альфой Центавра?» Задавая ребёнку подобные загадки в соответствии с его возрастом, вы удивитесь тому, какие нетипичные решения он сможет придумать.

2. Используйте его природную любознательность

Обращайте внимание на самые обыденные предметы и явления окружающего мира, будь то растения, камни, дома, дождь и так далее. Помогите ребёнку увидеть мир в новом, необычном ракурсе. Используйте развивающие фразы: «Ух ты! Это похоже на… Почему?», «Смотри, как удивительно!», «Это такое, потому что…» и так далее.

Всегда следуйте за интересом ребёнка, а когда интерес проявится — подхватывайте и поддерживайте с помощью новой информации и развивающих фраз.

3. Научите ребёнка замечать детали

Поиграйте с любым предметом: предложите ребёнку назвать как можно больше его свойств. Предмет может быть любой, например, кружка, тарелка, какая-нибудь игрушка. Хорошо играть в такие игры в компании нескольких детей и взрослых, это включает азарт и помогает находить все новые детали, мелочи, нюансы, не замеченные другими игроками.

Предложите ребёнку рассказать, что он видит на картине. Разумеется, сюжет картины должен соответствовать возрасту. Называя все новые и новые детали, ребёнок учится их замечать, понимать замысел художника, выражать свои мысли и объяснять те или иные явления, опираясь на интуицию и фантазию.

4. Решайте с ребёнком открытые задачи

Открытые задачи — это задачи, у которых всегда больше одного решения. Например, зачем ежу яблоки, которые он несёт на спине? Как Персею победить Медузу Горгону без зеркального щита? Как извлечь из реки твёрдые деревянные сваи, мешающие судоходству?

Упражняясь в решении открытых задач, дети учатся уходить от стереотипных решений, тренируют логику и стратегическое мышление, начинают видеть, какое решение наиболее легкое и менее затратное, а какое решение самое продуктивное.

Из таких детей вырастают специалисты, востребованные в любой сфере деятельности.

Кроме того, решение открытых задач готовит ребёнка к повседневной жизни, которая в каком-то смысле целиком состоит из таких задач и поисков ответов на них.

5. Создайте в семье среду для развития

Несмотря на то что современные дети всё больше времени проводят в детском саду и школе, семья по-прежнему остаётся главной питательной средой для развития интеллекта и креативности.

Создайте дома творческую атмосферу. Если вы не читаете книги и разговариваете только на бытовые темы, у ребёнка не будет примера для подражания и материала для развития. Читайте, рисуйте, играйте в настольные игры всей семьёй.

Пусть в доме будут картины, старинные предметы и произведения искусства. Обсуждайте прочитанные книги и фильмы, которые вы посмотрели вместе с ребёнком. Приглашайте в дом интересных людей из числа своих друзей и знакомых.

Пусть они расскажут, чем занимаются, ответят на вопросы ребёнка.

Занимайтесь ручным трудом и рукоделием и привлекайте к этому детей. В определённом возрасте умение обращаться с отцовскими инструментами или мамиными спицами — огромный стимул для развития интеллекта и креативности.

Планируйте свою жизнь и учите этому ребёнка. Три четверти жизненного успеха зависит от самоорганизации.

iStockphoto (KristinaKibler, petrenkod, Deklofenak, shironosov)

Почему курсы подготовки к школе вредны для детей

5 действенных советов, как не срываться на своих непослушных детей

Что делать, если ребёнок решил создать страницу в соцсетях

Как научить детей мыслить оригинально

Секрет креативности: Как научить ребёнка думать?

Одна из главных ошибок многих родителей — введение слишком большого количества правил. Правила не учат детей думать самостоятельно. Из-за них дети стараются либо совсем избегать рисков, либо рисковать только в тех случаях, когда можно избежать наказания. А ведь боязнь риска не даёт ребёнку пробовать что-то новое и искать нестандартные пути выхода из ситуации.

Поэтому больше внимания уделяйте ценностям, а не правилам. Например, вместо «Вот что тебе можно делать, а вот что нельзя» лучше сказать: «Вот принципы, которые мы ценим в нашей семье, давай поговорим о том, как ты хочешь их применять».

Что же, нужно совсем отказаться от правил и не поручать детям никаких домашних дел? Нет. Сами по себе правила — это неплохо. Главное — объяснить, почему они важны. Не стоит делать упор только на кнут и пряник. Лучше скажите: «Вот какие у нас правила. Вот что они для нас значат. Вот как они связаны с тем, что мы ценим».

Объясняйте ребёнку, почему вы требуете от него что-то

Так вы приучите ребёнка к ответственности. Поручая какие-то дела по дому, объясняйте: «Вот почему нам важно, чтобы в доме было чисто и прибрано» или «Вот почему мы заботимся о своих вещах». Детям нравится, когда они могут как-то помочь и поучаствовать в жизни семьи. Если вы правильно сформулируете домашние обязанности, ребёнку не будет казаться, что они ограничивают его свободу.

Используйте метод мозаики

Этот метод был разработан в 1971 году психологом Эллиотом Аронсоном. Он подразумевает, что ученики вместе работают над каким-то проектом и зависят друг от друга. «Возможно, мы научим детей прислушиваться друг к другу и уважать друг друга, если будем поручать им совместные проекты, которые собираются как мозаика», — говорил Аронсон.

Например, ученикам даётся задание изучить биографию какого-то исторического деятеля, а потом рассказать о нём классу. Все ученики делятся на группы, и каждый работает над определённым периодом жизни этого человека. Потом проект собирается воедино и каждый рассказывает о своей части.

Это не только помогает детям лучше понимать друг друга, но и даёт им возможность взглянуть на проблему с новой точки зрения, то есть развивает их оригинальное мышление.

Правильно подходите к работе в группах

Исследования подтвердили, что работа в группах не всегда эффективна . Если посадить вместе пять учеников и устроить мозговой штурм, идеи, полученные в результате, окажутся не такими оригинальными. Да и в целом их будет меньше, чем в том случае, если бы каждый из учеников работал самостоятельно.

Это усложняет работу преподавателей и идёт вразрез с общепринятым мнением о том, что одна голова хорошо, а две лучше. Вот несколько причин, объясняющих, почему работа в группах не так эффективна, как кажется.

Во-первых, просто невозможно говорить всем разом. В результате некоторые идеи и некоторые ученики остаются неуслышанными. Во-вторых, существует так называемая угроза эго, из-за которой мы боимся выглядеть глупо и не высказываем свои самые необычные идеи вслух. Ну и в-третьих, нежелание выделяться.

Обычно высказывается пара популярных идей, и все в группе соглашаются с ними, не пытаясь предложить какой-то радикально новый способ решения проблемы.

Поэтому лучше всего дать ученикам время поработать самостоятельно, а только потом собрать их в группы для обсуждения идей. Работая в группе, как раз легче оценить, какие идеи действительно можно применить в жизни.

Не бойтесь прокрастинации

Кроме всем известной прокрастинации существует ещё и прекрастинация. Прекрастинаторы любят взяться за дело как можно быстрее и закончить его раньше назначенного срока. Это отлично сказывается на продуктивности, но вот для креативности это только помеха.

Если мы сразу же погружаемся в работу, мы не даём себе времени обдумать проблему.

Если мы раньше заканчиваем, мы просто не успеваем подойти к задаче нестандартно и останавливаемся на самой первой идее. Так что прокрастинация в данном случае только играет нам на руку.

Преподавателям можно так подойти к этой проблеме: поручите какое-то задание и дайте ученикам время над ним поработать. А потом продлите срок сдачи работы и посоветуйте вернуться к тем идеям, которые ученики вначале отмели. Это даст им время и возможность подойти к задаче более оригинально.

Конечно, если откладывать всё до последнего момента, никаких творческих идей не появится, вместо них возникнет стресс и желание хоть как-то успеть к сроку. В такой ситуации мы останавливаемся на первой пришедшей в голову идее. Поэтому важно научить детей соблюдать баланс: ждать подходящего момента, но всё-таки выполнять поставленные задачи.

Развитие креативного и творческого мышления детей

Секрет креативности: Как научить ребёнка думать?

10.12.2019

1

12672

Наряду с общим образованием, современному человеку также важно развивать множество других навыков, одним из которых является креативность. На сегодняшний день именно она задействуется во множестве сфер профессиональной деятельности.

Искусство и творчество, реклама и маркетинг повсеместно требуют нестандартного подхода к решению рабочих задач. Даже в области науки и техники не обходится без свежих идей, именно они двигают прогресс вперед.

Родители также замечают данную тенденцию, а потому нередко задаются вопросом: как развить творческий потенциал сына или дочки? Давайте разберемся в этом в данной статье.

Развитие творческого потенциала ребенка

Креативное мышление играет огромную роль в жизни человека.

Оно является тем фактором, наличие которого просто необходимо для создания чего-то нового, ведь все современные изобретения являются результатом нестандартного подхода к привычным вещам.

Начиная с тех времен, когда человек изобрел колесо, и, вплоть до современного века высоких технологий, лучшие умы мира работают над тем, чтобы сделать нашу жизнь проще.

Стиральная машина, пылесос и даже обычная лампочка сегодня являются знакомыми нам с детства предметами, доступными для каждого человека. Мы с трудом можем представить себе жизнь без различных полезных гаджетов, редко задумываемся о том, что все они когда-то были новаторскими идеями изобретателей прошлого.

Всем нам еще со школьной скамьи известны имена великих деятелей науки: Никола Тесла, Томас Эдисон, Александр Белл – их труды опередили время и подтолкнули человечество к множеству современных открытий. Неизвестно, как выглядел бы наш быт, если бы не их вклад в мировую науку.

Но не только в сфере технологий важно креативное мышление: существует множество профессий неразрывно связанных с творчеством. Искусство, дизайн, реклама, маркетинг – в основе всех этих областей лежит умение специалистов нестандартно подходить к решению самых разных задач.

Конечно, если человек обладает талантом к творчеству, то у него больше шансов преуспеть в подобных сферах профессиональной деятельности. Неудивительно, что многие родители интересуются различными методами развития креативного мышления ребенка, ведь это может дать ему существенное преимущество перед сверстниками и заложить основу для будущей специальности.

Современная система общего образования не уделяет должного внимания развитию творческого мышления у школьников: акцент делается на логику, а также на усвоение знаний по ряду точных и гуманитарных дисциплин.

Малого количества часов, уделяемых изобразительному искусству, музыке, хореографии в современных школах, недостаточно детям для масштабного развития их потенциала.

По этой причине многие родители отдают ребенка в различные кружки на базе школ или центров дополнительного образования, ведь творческая деятельность является хорошим способом привить креативный подход к решению самых разных проблем.

Ребенок и творчество

Интерес к различным видам искусства меняет сознание человека, делает его взгляд шире на все, что его окружает. То, чему обычный человек не придаст особого значения, может заинтересовать творческую личность. Для таких людей привычные вещи могут стать неиссякаемым источником вдохновения.

Творческая деятельность всегда подразумевает креативность. Пробует ли себя ребенок в изобразительном искусстве или открывает в себе музыкальные таланты – подобные занятия способствуют развитию неординарного мышления.

Увлечение различными видами рукоделия также являются полезным видом деятельности. Для вышивки, плетения браслетов из бисера или пошива одежды требуется сначала продумать дизайн будущего изделия. В рукоделии этот период работы максимально задействует креативное мышление детей, заставляет их придумывать все новые и новые варианты.

Театральная деятельность также развивает творческий потенциал. Учителя обычных школ нередко задействуют детей разных возрастов для участия в концертах, приуроченных к различным праздникам.

Постановка сценок, разработка сценария, подбор костюма, нанесение грима, изготовление декораций – подготовка к выступлению потребует проявить самые разные таланты.

Поэтому постарайтесь привить малышу интерес к школьным мероприятиям.

Важно понимать что креативность – это не столько навык, сколько образ мышления, умение нешаблонно реагировать на поставленную задачу, находить неожиданные варианты решений. Кроме творческой деятельности есть также целый ряд методик, благодаря которым можно развить эту способность.

Как научить ребенка мыслить нестандартно

Существует множество методов, подходящих для развития творческого и креативного мышления. Когда речь идет о детях, идеальной формой образовательной деятельности является игра.

Именно она позволяет одновременно сохранять мотивацию ребенка к процессу и обучать его полезным навыкам.

На сегодняшний день существует огромное множество разновидностей настольных игр для всей семьи, которые задействуют воображение и творческий подход участников.

Лучше всего подойдут те игры, в которых на ведущего возложена задача объяснить игрокам с помощью рисунков, слов или жестов какое-либо загаданное слово. Подобная деятельность не только позволит весело провести время в компании близких людей, но и даст проявить творческий потенциал детей.

Наряду с различными играми существуют и упражнения для развития креативности:

  • «игра в ассоциации». Для нее необходимо иметь двух и более участников: один игрок называет слово, другой должен назвать то, что ассоциируется с ним, затем игроки меняются. Этот метод положительно влияет на образное мышление и воображение.
  • «да или нет». В течение определенного времени отвечайте на вопросы окружающих односложно, используя только эти слова. Постарайтесь сделать так, чтобы никто не придал этому особого значения. Это упражнение позволяет научиться оперативно реагировать на изменение ситуации, быстро искать из нее выход. К тому же, такое времяпрепровождение может стать интересным и даже веселым занятием.
  • «мозговой штурм». Для выполнения данного упражнения нужно придумать проблему, например: человек попал на необитаемый остров, у него с собой только вилка, бинокль и веревка. Необходимо придумать несколько различных вариантов, как можно было бы выбраться из этой ситуации. У данного упражнения нет единственно верного решения, его задача в том, чтобы продемонстрировать как можно больше идей, даже самых бредовых. Лучше тренироваться группой: так у участников появится возможность выслушать предложения других игроков и провести время весело и с пользой.
  • «креативность». Возьмите за основу любую простую фигуру: треугольник, квадрат, ромб или круг. На листе A4 распечатайте или нарисуйте несколько таких значков в три строчки. Засеките время и постарайтесь как можно быстрее изобразить на основе этих фигур какой-либо свой рисунок. Ничего страшного, если нет особого художественного таланта: важно быстро придумать несколько оригинальных идей, а качество их исполнения второстепенно.
  • «аббревиатуры». Возьмите любое слово и представьте, что оно является аббревиатурой. Придумайте интересную расшифровку, например: «КОТ – кого обожаем тискать».
  • «необычный подход». Нас окружает множество самых разных предметов, придумайте им необычное применение. Чем больше вариантов – тем лучше! Это не только отличный способ развить креативность, но и хорошая возможность скоротать время в поездке или в ожидании транспорта.

Нельзя забывать и про то, что развитие креативного мышления невозможно без расширения кругозора. Чтение художественной литературы, увлеченность различными головоломками, познавательный интерес ко всему новому отлично этому способствуют.

Методики развития креативного мышления

Нагрузка в современных школах больше направлена на запоминание и применение информации, чем на развитие креативности и творческого мышления.

Общее образование предполагает решение различных заданий без использования нестандартного подхода: случается так, что ученику даже может быть снижена оценка за решение задачи по математике методом, который не включен в программу.

С одной стороны, такой подход дисциплинирует, учит придерживаться общепринятых рамок, с другой – не дает раскрыться творческому потенциалу, негативно отражается на качестве обучения.

Благодаря левому полушарию мозга, задействуются логика и анализ, так необходимые школьникам. Правое полушарие, отвечающее за воображение, мечты, цветоощущение и креатив не получает такой же нагрузки.

Большинство программ обучения действуют точечно, участвуют в формировании какой-либо одной определенной способности.

По этой причине необходимо подобрать такую методику, которая поможет разносторонне развивать навыки человека.

Программой, идеально подходящей данным параметрам, является ментальная арифметика. Она использует методы, позволяющие не только задействовать в работе оба полушария мозга, но и улучшать взаимодействие между ними.

К тому же, после прохождения курса у ученика заметно повышается успеваемость и по гуманитарным, и по точным наукам: ребенок начинает не только мгновенно выполнять арифметические действия в уме, но и улучшает работу мозга в целом.

Правое полушарие получает нагрузку, начинает функционировать также эффективно, как и левое, а значит и креативность повышается.

Ментальная арифметика – универсальная тренировка мозга, дающая отличную базу как для учебы в школе, так и для взрослой жизни.

Чтобы добиться максимального эффекта от занятий, важно выбрать центр дополнительного образования, в котором данный курс преподается опытными педагогами и по уникальной методике.

Тогда и результаты тренировок будут достаточно хорошо закреплены, а приобретенные навыки сохранятся на всю жизнь.

6 ежедневных привычек для развития у детей креативного мышления

Секрет креативности: Как научить ребёнка думать?

Что такое ТРИЗ-педагогика?

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — это набор инструментов, помогающих решать нестандартные задачи. Если смотреть шире, это ключ к продуктивному мышлению.

Для ребёнка — это способ получить знания через самостоятельную постановку задачи и варианты её решения с учётом ситуации. Это развитие ума и сообразительности.

Бесценная помощь самому себе, с какой бы проблемой вы ни столкнулись. Это умение быстро найти выход из любого затруднения. Это живое, открытое, креативное отношение к жизни. Это радость познания.

Это творческая атмосфера в семье. Всё это — результат применения подходов ТРИЗ-педагогики.  

Основной инструмент ТРИЗ-педагогики — решение так называемых открытых задач. Вообще, творческое мировоззрение в принципе перестраивает отношение к миру.

Потому что трудности перестают восприниматься как неразрешимые проблемы — нет места печали, страху и другим негативным эмоциям, которые мешают действовать.

Напротив, любое затруднение начинаешь воспринимать как задачу, требующую решения. Как вызов!

Обучить ребёнка продуктивному мышлению можно. Для этого нужно внедрить в жизнь несколько важных привычек.

1. Привычка к интеллектуальной смелости

Интеллектуальная смелость — навык, который позволит вам не бояться задачи, не бояться делать шаги в ситуации, когда вы не знаете ответа, не бояться ошибаться.

Не поборов эти страхи, вы не сможете изобрести что-то новое, решить жизненную задачу или предложить нестандартную идею, усомниться в устаревших догм. Без привычки к интеллектуальной смелости все остальные инструменты продуктивного мышления будут намного менее эффективными.

Привыкайте сами и приучайте к этому своих детей! А для этого оставляйте им возможность принимать свои решения и совершать свои ошибки.

2. Привычка переходить в режим решения задачи

Творческий ум — это умение видеть и решать задачу. Воспринимать жизнь как череду задач, а не последовательность событий.

Если мы не научимся этому, если будем любую трудность воспринимать как проблему, то и реагировать мы на нее будем «в лоб»: терпеть, страдать, ругаться…

Согласитесь, это не лучший вариант. Наша цель — научиться находить красивые решения, когда всем хорошо. А для этого нужно, как минимум,  увидеть и поставить задачу. Перейти из режима «страдаю» в режим «решаю».

С какого возраста мы можем обучать этому навыку ребёнка? Как мировоззрение и ролевую модель поведения ребенок может перенимать это с рождения, а непосредственно начинать решать свои задачи — примерно с двух с половиной лет.

И для этого не нужно специальных занятий, специального времени. Задачи окружают нас повсюду, нужно просто научиться их видеть! И тогда качество жизни существенно возрастет.

Кстати, родительство — это бесконечный источник разных задач. Конечно, если вы подходите к нему творчески.

Скажем, одна из распространённых проблем: ребенок отказывается есть. Можно ли поставить тут задачу и придумать креативное решение, вместо того, чтобы заставлять, угрожать или подкупать? Конечно, да! И не одно!

3. Привычка искать альтернативные варианты»

К сожалению, традиционное школьное обучение не развивает в детях навыка пытливого естествоиспытателя. В школе практикуются задачи закрытые, имеющие один ответ, окончательный и не обсуждаемый. Когда в классе задаётся такая задачка, первый правильный ответ означает конец дискуссии.

В конце концов ребёнку оказывается проще заглянуть в решебник или глянуть ответы в конце учебника, чем докопаться до истины самостоятельно или начать задавать вопросы самому себе и взрослым.

Новая информация — просто данность, она переписывается в тетрадку с доски, а не добывается как собственная, полученная с интеллектуальным усилием догадка.

Школа не стимулирует творческий импульс, а зачастую гасит. Дети приходят к ощущению, что думать — скучно и нудно. Ещё и поэтому важно, чтоб развитием творческой активности ума занимались в семье.

4. Привычка понимают

Когда вы общаетесь с ребёнком, просите его объяснить какое-то новое слово в его речи. Когда читаете книгу — делайте паузу, обсуждайте прочитанное. Пусть он даст свои версии происходящего.

Пусть абстрактные незнакомые понятия или цифры воспринимаются им не как абстракция или информационный мусор, а как что-то осязаемое, доступное, близкое. Например, если в книге про динозавров написано, что его высота — 12 м, вы можете рассказать, что он мог бы заглянуть в окно квартиры на четвёртом этаже.

Или если где-то упоминается килограмм чего-то — дайте ребёнку ощутить этот вес, пусть почувствует собственными руками!

Понимать — это и обнаруживать нестыковки, уточнять, связывать разрозненные данные, пусть они даже получены в разное время и из разных источников. Пусть ребёнок вдумывается в значение фраз и слов, событий и собственных наблюдений.

Это могут быть знакомые всем вещи: например, почему морская свинка так называется или почему пираты носили повязку на одном глазу. И не стремитесь сразу «нагуглить» правильный ответ — ищите новые источники информации.

Это могут быть компетентные друзья семьи, и тогда ребёнок сможет с ними общаться предметно, а не формально, как обычно взрослые гости общаются с детьми.

5. Привычка не давать псевдоответы

Хорошо бы приучить себя (и ребёнка) не довольствоваться бездумным повторением известных формул, а стремиться понять механику какого-то явления, алгоритм, лежащий в его основе. Это могут быть известные вещи, которые мы часто видим, не фиксируя на них своё внимание.

Например: почему от дождя на воде появляются пузыри? Каким образом отопление высушивает воздух в помещении? И не отмахивайтесь от вопросов ребёнка, не злитесь на него из-за них, не давайте бессмысленных ответов типа «Вырастешь — узнаешь», не бойтесь утратить свой авторитет в его глазах.

Важно научиться продолжать задавать вопросы, когда ответ кажется уже известным и общепринятым. Спросить себя: а как люди это узнали? Почему я в это верю? А ещё желательно, чтоб это знание, это решение задачи было полезным, целесообразным, а не просто фантазийным. Ведь все изобретения и инновации сделаны с целью улучшить и упростить жизнь людей.

6. Привычка мыслить критически

Без критического мышления вас будет легко убедить в противоположном. Поэтому любое новое знание важно осмыслить и понять, а не моментально принимать на веру. А ещё необходимо осознавать границу своих знаний — серую зону или даже черную. Отдавать себе отчёт, в чем вы не профессионал.

Все эти привычки со временем станут неотъемлемой частью вашей жизни, и вы незаметно для себя начнёте открывать для себя новое.

Секреты воспитания: как воспитать креативную личность

Секрет креативности: Как научить ребёнка думать?

«Креативный подход», «креативное мышление», «креативная личность» — сегодня мы то и дело слышим подобные словосочетания. Но что за ними скрывается? Что значит «быть креативным», надо ли им быть и как сделать, чтобы таким вырос ваш малыш?

Давайте разбираться вместе!

Что такое креативность

Под креативностью понимается способность индивидуума отказаться от общепринятых шаблонов поведения (стандартов) в пользу решений нестандартных, а также способность генерировать принципиально новые идеи и создавать принципиально новые образы.

Для ребёнка первых лет жизни креативность — естественное состояние. Незнакомый с условностями социума, в котором ему посчастливилось появиться на свет, малыш открыт всему новому, он доверяет собственной интуиции и не боится экспериментировать.

В процессе воспитания многие дети утрачивают этот щедрый природный дар. Они становятся удобными для общества. Действуют так, как предписывают не ими установленные правила. Также они начинают мыслить согласно правилам. И даже творить детей учит кто-то, кто рассказывает, как правильно рисовать, лепить, создавать аппликации и поделки из природных материалов.

Но стоит ли родителям отказывать ребёнку в праве мыслить нестандартно? В чём польза креативности?

5 свойств креативного человека

Личность, в которой всячески поощряется развитие креативного мышления, приобретает в процессе воспитания 5 важных качеств, которые, бесспорно, будут полезны в различных отраслях жизни. В таких, например, как:

  • учёба;
  • общение;
  • творчество;
  • карьера.

Свойство 1. Внимание к мелочам

Именно внимание к мелочам позволяет креативному человеку найти в условиях задачи зацепку для оригинального решения. Внимание к мелочам помогает предложить необычные варианты применения обычных предметов. Оно облегчает быт и делает жизнь более насыщенной и интересной.

Свойство 2. Умение разглядеть суть явления

Про креативных людей говорят: «Зрит в корень». Способность увидеть суть вопроса, не отвлекаясь на второстепенные темы, помогает сэкономить массу времени и быстрее конкурентов предложить эффектное и эффективное решение.

Свойство 3. Гибкость мышления

Чтобы предлагать новые идеи, нужно уметь легко и без сожалений отказываться от идей, которые исчерпали себя. Обладатель гибкого мышления извлекает из имеющихся условий максимум пользы и выгоды для себя лично или для общего дела.

Свойство 4. Пытливый ум

Потакая заложенной природой креативности, человек постоянно тренирует свой ум. А тот, как и мышцы от постоянной работы, крепнет и развивается. Привычка мыслить, неустанно задавать себе вопросы и самостоятельно искать на них ответы делает ребёнка яркой звёздочкой в детском коллективе.

Свойство 5. Свобода от стереотипов

Отказ принимать на веру всё, что преподносится как прописная истина, помогает ребёнку расти свободным от стереотипов и предрассудков. Стремление в любом явлении разглядеть его суть, разобраться в первопричине помогает креативным людям не поддаваться информационному шуму.

Совет 1. Не препятствуйте творчеству

Чем меньше рамок встречает реализация врождённых творческих потребностей, тем легче ребёнку расти креативным. Нет, мы не призываем позволить малышу изрисовать замысловатыми узорами все доступные поверхности в доме, но рекомендуем организовать пространство, в котором у него будет возможность творить, не опасаясь последствий в виде праведного родительского недовольства.

Знакомьте малыша с разными способами творческого самовыражения. Предлагайте нестандартные методы рисования. Вырезайте и клейте. Лепите из пластилина и складывайте из бумаги различные фигурки.

Организуйте пространство ребёнка так, чтобы он имел доступ к материалам, необходимым для творчества.

Совет 2. Давайте больше самостоятельности

Стремление современных родителей максимально наполнить смыслом каждую свободную минуту малыша вместо ожидаемой пользы зачастую даёт плачевные результаты. Взращиваемые в таких условиях, дети не учатся находить себе занятие по душе. Они лишены необходимой для полноценного развития возможности познавать себя, прислушиваться к собственным желаниям, учиться слышать голос интуиции.

Позвольте ребёнку быть предоставленным самому себе. Пусть он сам решает, в какие игры поиграть, какие книжки полистать, какой мультик посмотреть в час, отведённый для общения с современными гаджетами.

По возможности обеспечьте малыша личным пространством, где он может творить и вытворять всё, на что в вашей семье нет явного запрета.

Совет 3. Хвалите осторожно

Детей можно и нужно хвалить. Но делать это надо осторожно. Иначе есть риск воспитать человека, который патологически зависит от внешней оценки. Такие люди имеют сниженную внутреннюю мотивацию.

Риску, в некоторой доле необходимому для принятия креативных решений, они предпочтут надёжные и проверенные методы, которые их никогда не подводили и всегда помогали получить общественное одобрение.

Замечайте достижения или даже просто старания ребёнка, но озвучивайте свои одобрительные замечания в максимально объективной форме:

  • «Ты стараешься завязать шнурки сам».
  • «Мне нравится, как ты нарисовала этот цветочек».
  • «Я рада, что ты помог мне убрать со стола».

Напомним, что мы уже рассматривали подробно, как правильно хвалить ребёнка.

Совет 4. Ошибки — наши друзья

«Я нашёл 2000 неправильных способов — осталось найти лишь один, верный способ», — метко заметил изобретатель лампы накаливания Томас Эдисон в ответ на замечание о том, как долго его попытки не давали ожидаемого результата.

Учите ребёнка, что отрицательный результат — тоже результат. Что каждый неверный вариант приближает тот момент, когда решение окажется верным. Учите малыша не бояться неудач и ошибок. Помогите ему относиться к ним с юмором, делать нужные выводы и двигаться дальше.

Совет 5. Развивайте детский интеллект

Безусловно, важно не путать креативность мышления с отсутствием элементарных знаний.

Чтобы делать верные выводы из ошибок, чтобы искать эффективные решения, чтобы анализировать имеющиеся данные, нужно обладать определённым багажом знаний.

Развивайте детский интеллект, рассказывайте малышу о том, как устроен наш мир, учите его читать и считать, решайте интересные логические задачки, тренируйте внимание и память.

  1. Креативность рождается на стыке развитого воображения, эрудиции, критического и логического мышления.
  2. Креативность процветает там, где к нестандартным предложениям относятся с уважением.
  3. Креативная личность вырастает в счастливой семье, где малышам с раннего детства позволяют иметь собственное мнение, совершать собственные ошибки, искать собственные пути.

Друзья, пусть родительство ваше будет счастливым!

До новых встреч!

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.