Школа все требовательней, дети все слабее: что происходит?

Решаем проблему школьной неуспеваемости

Школа все требовательней, дети все слабее: что происходит?

Школьная неуспеваемость – одна из самых серьезных проблем. И учителя обычно рекомендуют родителям, которые столкнулись с этой проблемой, подобрать для ребенка школу с облегченной программой обучения. Однако, не нужно спешить и записывать малыша к отстающим. Возможно, причина неуспеваемости скрыта совсем не в умственных способностях ребенка.

Причины неуспеваемости ребенка

Наиболее распространенной причиной является плохая подготовка ребенка к школе. Это происходит из-за нерегулярных занятий с малышом на дошкольном этапе, а также в проблемных семьях, где ребенок предоставлен сам себе. Если ребенок до школы посещал садик или какие-либо развивающие занятия, тогда, как правило, такой проблемы не возникает.

Если малыш был хорошо подготовлен к школе, умел писать буквы, считать и уже осваивал чтение, тогда причиной неуспеваемости будет, скорее всего, низкая мотивация к самому процессу школьного обучения.

Отсутствие мотивации или ее недостаток тоже является достаточно распространенным явлением.

Вполне возможно, что ребенок был неплохо подготовлен в садике, где его научили всем навыкам, которые необходимы в школе, однако, никто не объяснил ему, зачем нужно учиться, а в семье не привили навык трудолюбия.

Приходя на урок, ребенок должен понимать, что учеба – это огромный труд, а чтобы получить результат, необходимо приложить серьезные усилия. Столкнувшись с первыми сложностями, немотивированный ребенок, у которого слабая дисциплина, быстро «опускает руки» и теряет интерес к обучению.

Важную роль играют и отношения, которые сложились в классе между ребенком и одноклассниками, учителем. Школьная программа, мастерство педагога – все это также влияет на успеваемость.

Неуспеваемость может быть связана с тем, что родители, наслушавшись «советчиков», пытаются из ребенка-левши сделать правшу. Конечно же, можно обучить малыша пользоваться правой рукой, как ведущей, однако, мозговые структуры от этого не изменятся.

Помните, что у вашего ребенка все равно останется ведущим правое полушарие, которое «отвечает» за функции левой руки. А в ведущем полушарии, как правило, располагаются центры, которые способствуют формированию письменности. Повезет, если ваш переученный ребенок окажется амбидекстером, способным владеть обеими руками в равной степени.

У таких детей определенные мозговые центры расположены в обоих полушариях.

Немалую роль играют и особенности ребенка – низкие адаптационные возможности, повышенная тревожность и возбудимость, а также заниженная самооценка.

К неуспеваемости может привести, например, минимальная мозговая дисфункция или же какие-либо проблемы, связанные с органическими изменениями в мозге. Важную роль играет и физическое здоровье. Дети с астеническим синдромом, часто болеющие, со слабым иммунитетом также могут не справляться со школьной программой.

Что предпринять родителям

Услышав неутешительную новость от педагога, что ребенок не справляется с учебой, не спешите паниковать. Прежде всего, выясните причину, из-за чего это происходит. Для начала, нужно выяснить, как складываются отношения вашего малыша со сверстниками и учителем.

Иногда бывает достаточно просто перевести ребенка в другой класс или школу, чтобы навсегда избавиться от проблем с успеваемостью

Если ваш ребенок часто болеет, у него снижен иммунитет, скорее всего, он пропускает школьные занятия. Возможно, вам стоит дополнительно позаниматься с сыном или дочкой, чтобы он смог «догнать» одноклассников. Однако, старайтесь, чтобы ребенок при этом не переутомлялся. Для ослабленного организма важно поддерживать строгий распорядок и правильно организовать отдых.

При серьезных проблемах, связанных с нервной системой, следует обратиться к специалисту и, возможно, перевести малыша на домашнее обучение.

Чтобы ваш маленький ученик не боялся трудностей и заинтересовался учебой, нужно поощрять его любознательность. Чаще говорите с ребенком, объясняйте ему, почему необходимо учиться. Бороться с ленью помогает правильный распорядок и распределение обязанностей в семье.

Разработайте систему поощрений, как за успехи, так и за поражения. Важно, чтобы ребенок смог научиться принимать неудачи, как часть рабочего процесса и не «опускать руки». Ребенок должен верить в себя и не бояться ошибок. Если малышу просто скучно, старайтесь находить вместе с ребенком интересную информацию по теме, которую он проходит на уроках в школе.

Школьная неуспеваемость – очень многогранная проблема. Если ребенок не справляется с учебой, нужно искать сразу несколько причин. Иногда они весьма поверхностны, но чаще всего находятся глубоко и вам нужно будет постепенно их устранять, чтобы ваше чадо могло учиться в школе без общепринятых ярлыков.

А как ваш ребенок справляется со сложностями учебной программы?

«Не приводите её завтра!»: как выжить родителям ребёнка с трудным поведением

Школа все требовательней, дети все слабее: что происходит?

Каждый день вы с ужасом ждёте звонка из школы, потому что ваш ребёнок… Нет, он способный, просто не самый простой и ведёт себя хуже других. Наш постоянный автор и мама троих детей Ксения Букша рассказывает, как родителям детей с трудным поведением не потерять веру в себя и почему учителя никогда не должны винить ребёнка.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

В этом году моя подруга повела свою дочку в небольшую питерскую частную школу. Частная была выбрана потому, что у девочки есть трудности с тревожностью и самоконтролем: в непривычной обстановке, особенно если взрослые не обладают педагогическими навыками, она может напоказ нарушать правила и мешать другим детям учиться.

В то же время ребёнок не агрессивен, не драчлив, интеллектуально развит на свой возраст, гиперактивности у неё нет.

Подруга договорилась со школой заранее, в апреле–мае, и по просьбе администрации дважды в неделю возила дочку на пробные занятия к учительнице начальной школы. Всё было хорошо.

В сентябре, когда девочка пошла в первый класс, никто не говорил о проблемах. Учительница отмечала, что «небольшие трудности есть, но в целом она старается, и мы справляемся — ничего такого».

Вдруг, ни с того ни с сего, одним совсем не прекрасным поздним вечером директор школы написала моей подруге: «Всё очень, очень серьёзно. Приходите на разговор с педагогами».

Когда моя подруга, недоумевая, пришла, педагогический коллектив (в лице директора — остальные, включая учительницу, помалкивали) объявил: ваша девочка-первоклассница настолько страшна и ужасна, что никто из учителей больше не хочет ходить на работу, пока она здесь.

— Но что произошло? — недоумевая, спросила моя подруга.

Она действительно растерялась. Девочка посещала детский сад, кружки, общалась с другими детьми, и таких отзывов о ней не было ещё ни разу.

— Она дерётся с другим мальчиком, выражается матом и выбегает из класса, — закатила глаза директор. — Мы просто выгораем от вашей девочки. Не приводите её завтра, ведь её будет просто некому учить.

Моя подруга натурально выпала в осадок. Впервые она столкнулась с настолько вопиющим непрофессионализмом. Предположим даже, что директор ни разу не слышал мата из детских уст и никогда не разнимал дерущихся первоклашек. Но педагоги обязаны были:

  • Предупредить маму о том, что происходит, посоветоваться о возможных вариантах и мерах.
  • Дать испытательный срок (хотя ведь он уже был — в апреле и мае).
  • Если всё-таки было бы принято решение расставаться — дать срок найти новую школу, хотя бы месяц (ведь в начале октября это не так уж просто).
  • Расстаться с ребёнком максимально деликатно (вместо этого учителя, как оказалось, несколько раз грозили девочке тем, что «мама заберет её отсюда, если она окажется не готова», — отличная мера воздействия на нервного и тревожного ребёнка, нечего сказать!).
  • Дать попрощаться с одноклассниками.

Ничего этого сделано не было. Их попросту вышвырнули из школы в никуда, нанеся явный моральный урон и маме («Я не справляюсь, и куда мне теперь девать дочку, пока я на работе?»), и ребёнку («Меня выгнали из школы, потому что я не подхожу»). Правда, спустя неделю учительница передала прощальное письмо от одноклассников и попрощалась сама.

А главный вопрос: куда теперь? В обычную государственную школу? Но выбор невелик. К хорошим педагогам классы набираются чуть ли не за год. К тому же они несколько чаще встречаются в школах с усложнённой программой, которая всё-таки не подходит умной, но неусидчивой семилетке. И класс в 30 человек тоже ей не подходит.

В коррекционку, где маленькие группы и понимающие учителя? Но девочка неплохо читает, пишет печатными буквами целые рассказы, запросто складывает двести и сто, да и прописи с репетитором выводит очень старательно.

Снова в частную школу? Но найдётся ли в ней сильный и заботливый педагог, с которым ребёнок будет себя чувствовать уверенно без проверок на прочность?

В детском саду такие воспитатели были, а вот в первом классе не повезло. К тому же частные школы стоят дорого, и далеко не все из них семья может себе позволить.

Учиться дома? В любом случае именно это сейчас и происходит. Ведь другой вариант надо ещё найти.

А пока «этот страшный ребёнок», из-за которого выгорел целый педагогический состав, каждый день дисциплинированно проходит школьную программу.

Родители уже думают, не проще ли научить её оставаться одной дома и делать задания. Ведь в одиночестве ей проще вести себя хорошо, чем в коллективе… Проще, но намного скучней.

Куда идти ребёнку, у которого есть определённые трудности с поведением, но нет ни существенных диагнозов, ни проблем с интеллектом? Каким должен быть учитель, который учит таких детей?

Ниже я предлагаю несколько мыслей, которые могут помочь, если вы родитель ребёнка с трудностями в поведении, который пошёл в школу и, как все дети, хочет быть там успешным.

1. У вас не плохой ребёнок, и вы не плохой родитель

Помнить об этом всё время трудно, особенно когда педагоги считают иначе. Но нужно. (Кстати, учителя тоже не обязательно плохие, если считают ребёнка негодным для их коллектива. Возможно, у них просто недостаточно квалификации.)

Всё же гораздо полезнее быть на своей стороне и на стороне ребёнка, даже если он очень сильно вас расстраивает и вам кажется, что вы не справляетесь с ситуацией. Отношения важнее учёбы, если с ними в семье не всё в порядке, ребёнок или подросток не может учиться как следует.

У многих родителей отношения с детьми портятся именно из-за школы.

Дома они уже как-то приноровились к особенностям ребёнка, или они проявляются намного слабее (как у дочери моей подруги), а вот в школе, на людях, всё вылезает наружу.

Родитель испытывает стыд, ему страшно за будущее ребёнка, и от ругани и самообвинений удержаться сложно. Даже если мы понимаем, что сделали всё, что могли, а ребёнок просто не может держать себя в руках.

Правильные вопросы тут такие: что можно сделать для укрепления отношений? Как минимизировать ситуации, в которых вы и ребёнок чувствуете себя виноватыми и плохими? Можете ли вы договориться с ним о том, чтобы он поработал над своими привычками? А что думает по этому поводу сам ребёнок?

2. Подходящий человек найдётся

Многие мамы детей с СДВГ и другими поведенческими проблемами говорят: «Нам нигде не рады». Это не совсем так. Мама, о которой я говорю, нашла для своей дочки и воспитателя в садике, и репетитора.

Я видела, как ребёнка, от которого отказались в одной школе, в другой учили с удовольствием, и он расцветал. Пацана, который, сидя на последней парте, выкрикивал непристойные слова, в другой школе посадили на первую. И школа была ничем не лучше.

И класс — такой же переполненный. А вот учитель наконец попался хороший.

Признаки хорошего учителя для ребёнка с трудностями в поведении:

  • Это человек не жёсткий и суровый, а гибкий, иногда с юмором.
  • Он сталкивался с разными ситуациями и умеет их разруливать. Спросите у него, насколько трудные дети ему попадались, как он к ним относился? Выслушайте ответ, обращая внимание не только на смысл, но и на тембр голоса, выражение лица. Если учитель говорит о трудных учениках брезгливо или равнодушно («Там были такие родители… не наш контингент…», «Ребёнок с большими проблемами», «Родители заступаются, а надо бы диагноз поставить») — это не ваш вариант. Если учитель винит ребёнка («Там просто была барышня, которой всё было по барабану», «Это полные отморозки») — бегите от него. А вот если он говорит о трудных учениках с гордостью («Вон Вася идёт, Вася, помнишь, как ты не приходил ни на один урок литературы? А он просто в пятом классе читать не умел. Так бывает. Сейчас в седьмом — сочинения пишет на четыре листа») — вам сюда!
  • Он однозначно на стороне ребёнка, что бы там ни было («Все хорошие, всех выучим»).
  • Он не считает, что дети или родители могут быть врагами учителя. Конечно, есть семьи, в которых действительно равнодушны к ребёнку или потакают его плохим чертам. Есть ребята с педагогической запущенностью. Но вины их в этом всё-таки нет. Спросите, был ли кто-то, с кем не удалось справиться, кто ушёл и почему — и тоже послушайте, каким голосом учитель будет отвечать (хорошо, если с сожалением говорит о том, что «в некоторых случаях он бессилен»).
  • Ваш учитель не детоцентрист, а школа не предлагает ученикам абсолютной свободы. Детям с трудностями в поведении не полезно ходить по струнке и бояться наказаний, но ещё вреднее им абсолютная свобода. Им нужны разумные рамки, когда правила чётки и определены, а исключения оговариваются отдельно вместе с родителем.

3. Только вы знаете, как правильно

Трудности в поведении бывают разные, даже если они одинаково называются. И только вы, родитель, а не учитель и не врач, можете точно знать, что именно нужно вашему ребёнку.

Вас могут всей командой уговаривать уйти на домашнее обучение или пойти в школу, перевестись в коррекционный класс или в обычный из коррекционного, но если вы уверены, что это не пойдёт ребёнку на пользу, заставить вас не смогут.

А главное — помните, что любые трудности в поведении ещё не конец света и не признак того, что ребёнок непременно будет неуспешен и несчастлив. Даже «большая психиатрия» в наше время корректируется препаратами, и даже для детей с тяжёлыми психотравмами вроде сиротства существуют методики коррекции.

Признаюсь: мне тоже приходилось менять классы и школы из-за проблем с поведением и отношением одноклассников и учителей. К счастью, школьные годы заканчиваются, а в большом мире даже очень трудному ученику адаптироваться, как ни странно, гораздо легче!

Школа все требовательней, дети все слабее: что происходит? | Браво девушка!

Школа все требовательней, дети все слабее: что происходит?

Родители не вылезают из школьных чатов, знают наизусть авторов всех учебников и ходят на курсы «Как научить ребенка учиться». Однако у современных школьников все чаще встречаются трудности с мотивацией, они не хотят ходить в школу, не усваивают программу и не справляются со своим собственным поведением.

В чем причина? Психолог Елена Лутковская считает, что корни разнообразных трудностей часто лежат в дошкольном детстве. В своей новой книге «Школа: всё получится! Навигатор для родителей от детского психолога» она рассказывает о том, что на самом деле можно считать хорошей подготовкой к школе, а что только вредит.

Елена Лутковская — детский и семейный психолог. Работает в православной школе в Подмосковье и активно консультирует московские школы, проводит семинары, выступает с лекциями и ведет частную практику.

Елена Лутковская

Что на самом деле является подготовкой к школе

драма подготовки к школе сегодня — в том, что она требует все большего количества усилий, а уровень готовности детей «на входе» все ниже. Педагоги, родители — все признают этот феномен, но такое впечатление, что сделать с этим они ничего не могут. Как бывает в дурном сне, когда ты хочешь проснуться и не получается.

Основных причин такого положения дел несколько, но в этой книге мне хотелось бы отметить две самые существенные.

Первая — тревога родителей. На рациональном уровне мы понимаем чрезмерность наших вложений, но внутреннее неосознанное беспокойство запускает процесс суетливого бега в колесе. Родители мчатся толпой, и страшно сойти с дистанции.

Вторая — изменения характера жизни детей и взрослых. Разрушение нормального уклада семьи привело к тому, что в ней почти не осталось места для совместного общения, общих дел и игр.

Этот дефицит родители стараются компенсировать на стороне. Они отдают детей на бесконечные бессистемные развивающие занятия. Как психолог, я наблюдаю печальные результаты «образовательного забега» родителей каждую весну и осень. И мне очень трудно обсуждать с ними эти итоги.

Потому что я знаю: к тому моменту, как они дошли до моего кабинета, было истоптано три пары сапог. Ведь к психологу приходят очень хорошие родители, которые искренне пекутся о будущем своих детей.

И как сказать им, что их ребенок, несмотря на все их усилия, еще не готов к полноценному включению в учебный процесс?! Но, с другой стороны, я обязана ответить на запрос, с которого начинается консультация: «Проверьте нас на готовность к школе».

Итак, что я, как психолог, имею в виду, когда говорю о подготовке к школе? Конечно, не умение считать, писать и читать длинные сложные тексты. Все эти умения — плоды обучения ребенка, о которых пока рано говорить.

Школу в первую очередь интересуют результаты воспитания и развития, потому что именно они создают условия для обучения.

На самом деле, готовность к школе состоит из трех основных условий: саморегуляции, мотивации ребенка и уровня его интеллектуального развития.

Родители хорошо помнят про третью, последнюю, составляющую, все силы тратятся на ее тренировку. В результате саморегуляция и мотивация формируются недостаточно, но без них подготовки к школе не бывает.

Саморегуляция — всему голова

В первую очередь нас интересуют навыки саморегуляции. То есть способность ребенка управлять собой и контролировать свое поведение. В школе ему придется столкнуться с множеством сложных задач.

Нужно вовремя приходить в класс, подстраиваться под коллективный темп занятий, слушать и слышать учителя.

Для того чтобы у ребенка все получилось, у него «должна» быть способность понимать смысл правил и умение их соблюдать, удерживать полученные инструкции и контролировать свои действия.

«Должна» я беру в кавычки, потому что на самом деле школьник нам ничего не должен. Но для того, чтобы он мог учиться сам, будущему первокласснику требуется способность выделять обращенную к нему речь педагога из бурного потока классной жизни. А еще — самому организовывать свои занятия.

Большинство тестов на готовность к школе включают задания, выполнение которых потребует от ребенка удерживать внимание, напрягать память, управлять зрительным восприятием. Например, его могут попросить скопировать домик, отдельные детали которого похожи на прописные буквы.

Нужно различить, из каких элементов состоит рисунок, соотнести их форму, величину, держать в руках карандаш и срисовывать домик. Как мы видим, выполнить эту задачу без осознанных действий невозможно.

Ребенок должен овладеть к этому моменту планированием и контролем хотя бы на начальном уровне, его деятельность должна быть целенаправленной. Многим детям это пока не под силу.

Для нас, специалистов, саморегуляция — очень важный навык. Это фундамент, на котором потом будет строиться все образовательное здание. И если с фундаментом у нас есть какие-то проблемы, то, соответственно, наша постройка будет стоять косо. Опытные педагоги отмечают, что в первую очередь у детей сегодня страдают именно навыки саморегуляции.

От чего зависит эта способность и почему у современных детей появился пробел в этой области? Критическое значение для ее развития имеют правила и границы в семье, игра и совместные занятия со взрослыми.

Правила и границы в семье

Связь саморегуляции ребенка с тем, какие нормы приняты семье, более очевидна, чем все остальные условия в нашем списке. Их значение для будущей жизни ребенка в мире людей, как правило, родителям понятно. Трудности возникают скорее с исполнением.

Замечательный педагог Януш Корчак писал: «Детское „Дай“, даже просто протянутая молча рука должны столкнуться когда-нибудь с нашим „Нет“, а от этих первых „Не дам, нельзя, не разрешаю“ зависит успех целого и огромного раздела воспитательной работы.

Конечно, это непростая и творческая задача для родителей — придумать ясную и устойчивую систему правил, которые будут помогать малышу осваивать мир.

Создать условия, чтобы ребенку хотелось слушаться взрослых, чтобы, за исключением естественных для детей «островков» капризов и упрямства, он хотел сотрудничать, а не бороться по каждому поводу, — это и есть настоящая подготовка к школе.

Моя психологическая практика показала, что разумные ограничения, если их правильно вводить в жизнь ребенка, развивают, а не подавляют. Они помогают сделать мир понятным, стабильным и безопасным. Выстраивают правильную иерархию в голове ребенка. В ней есть область, в которой решения принимают только мама и папа, но есть и достаточно свободы для самостоятельности.

Слово «послушание» для современных родителей звучит старомодно. Со всех сторон их поучают, как важна свобода для маленького человека. Но жизнь ребенка, не умеющего слушаться в школе, полна страданий, без преувеличения.

Непонимание или игнорирование внешних требований ведет его не к подлинной свободе, а к проблемам в отношениях с другими людьми. В школе ему предстоит столкнуться с обществом, с его системой норм и правил, и способность понимать и соблюдать их облегчит его жизнь.

Это не значит, что он должен стать «удобным» для взрослых, безвольным и бесправным. Речь о его праве оставаться ребенком и не нести полноту ответственности за все выборы своей жизни. Он пока к этому не готов.

Для того чтобы научиться полностью справляться с жизнью, ему нужно научиться справляться с собой. И без взрослых ребенку в этом деле не обойтись.

Мне бы очень хотелось вернуть родителям право быть родителями. проблема, как обычно, состоит в том, как найти баланс и не впасть в крайности. Об этом написаны сотни книг, но готовые рецепты психологов иногда разрушают контакт с ребенком и подрывают веру родителей в себя.

В чудесной детской книжке «Таинственный сад» Фрэнсис Бёрнетт дано много подсказок на этот счет, поэтому я рекомендую ее не только детям, но и родителям. Не главная, но очень важная героиня этой книжки, многодетная мама, обладающая замечательным педагогическим чутьем, замечает: «Хуже нет, когда ребенку ничего не разрешают — или, наоборот, разрешают все.

Еще не известно, которое из этих двух зол злее». Желаю родителям вдохновения, мудрости и сил, чтобы еще до школы привить ребенку понимание важности правил.

Игра

Еще одна важная помощница в деле развития саморегуляции. Если эта связь выглядит неубедительно, давайте вспомним, где ребенок-дошкольник может столкнуться с правилами. Причем так, чтобы их хотелось выполнять. Конечно, в игре.

Некоторые родители помнят, как здорово было в детстве выбежать во двор, где разные компании детей играли постоянно.

И вот тебя приняли к старшим… Как важно было понять и в точности соблюсти правила! Если кто-то не хотел этого делать, капризничал, то есть не принимал условия игры, его считали «маленьким».

Где ребенку захочется управлять своим вниманием, воображением, выстаивать последовательность действий, а значит, управлять своим поведением? Опять же — в игре. Разворачивается сюжет: ты ведешь свой отряд в разведку.

Конечно, всем нужно идти тихо, внимательно смотреть по сторонам, быть готовыми встраивать в игру неожиданные действия «противников». Такая игра называется сюжетно-ролевой.

Она, по мнению многих исследователей, вносит ключевой вклад в развитие навыков саморегуляции.

Основа игры — пространство свободы и инициативы ребенка. На развивающих занятиях воспитатель или педагог вводит игровой элемент. Это хорошо, что занятия проводятся в игровой форме.

Но если игры всегда организуются взрослыми, этого недостаточно. Ведь ключевое значение имеет инициатива ребенка.

Он сам должен выстаивать сюжет и сам же должен следить, чтобы его поведение, реакции соотносились с ролью, с внутренними, задан

www.matrony.ru

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.