Шпаргалка по чувствам и эмоциям для НЕ психологов

Содержание

Эмоции и чувства: чем они отличаются, основные виды и типы эмоций

Шпаргалка по чувствам и эмоциям для НЕ психологов

Эмоции и чувства присущи каждому человеку. Но задумывались ли вы, что это вообще такое и в чем различия между этими понятиями? Часто они используются как синонимы, хотя с такой точкой зрения согласны далеко не все психологи, психиатры и прочие представители науки.

Конечно, вопрос эмоций и чувств в психологии очень многогранен и охватить его в рамках одной статьи просто невозможно (тем более что и специалисты далеко не всегда едины во всем, что касается этой сферы).

В данной статье мы разберем, что такое эмоции человека и что такое чувства, чем они отличаются и какие бывают эмоции.

Эмоции: вопрос определения

С разным подходом к эмоциям мы сталкиваемся уже на этапе определений. В зависимости от разбираемых теорий, взглядов и идей, психологи, психиатры и другие специалисты порой дают очень разные ответы на вопрос о том, что значит эмоция. В контексте данной статьи наиболее подходящими видятся, например, следующие определения:

  • эмоции – особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей (Большая психологическая энциклопедия);
  • эмоции – состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности (Психологический словарь);
  • эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям (Г. Вербина. Психология эмоций).

Все эти определения объединяет восприятие сути эмоций как реакции на внешние события и явления. Потребности в таком контексте рассматриваются максимально широко: это как потребности в прямом смысле слова, так и желания, планы, представления о чем-либо и т.д.

Так же широко понимаются события/явления: они могут происходить сейчас, мы можем только представлять их или переживать как-то иначе. Соответственно, все черты эмоций, их внешние (мимика, жесты и т.д.

) и внутренние (наши отношения, переживания) проявления становятся следствием такой реакции.

Вне зависимости от интерпретации, что такое эмоции, специалисты сходятся в том, что само это слово восходит к латинскому глаголу emovere – возбуждать, потрясать, волновать.

Чем эмоции отличаются от чувств?

Так где же чувства, а где – эмоции? Согласно некоторым теориям, главное отличие эмоций от чувств связано с упомянутым выше определением. Так, эмоциями мы называем ответную реакцию на какое-либо событие или ситуацию.

Например, найденная на дороге банкнота в 1 000 рублей вызывает радость, потерянная – грусть. Как правило, эмоции довольно быстро проходят, если реакция на событие/явление так или иначе сходит на нет. Вы нашли 1 000 рублей – и радуетесь.

Потом отвлекаетесь – и радость уходит.

Чувство же – это устойчивое эмоционально окрашенное отношение к какому-либо объекту/субъекту, которое не является реакцией на конкретные ситуации или события. Например, любовь к супругу/супруге, ненависть к предателю и т.д. – они постоянны во времени, хотя также способны меняться (как тут не вспомнить, что от любви до ненависти всего один шаг).

Еще одно различие чувств и эмоций – в их характере. Чувства, как правило, касаются социальной сферы (отношений с другими людьми), тогда как для эмоций это необязательно. Кроме того, чувства привязаны к какому-либо субъекту/объекту, а для эмоций это, опять же, необязательно. Невозможно абстрактно любить или ненавидеть – только кого-то конкретного.

Отметим, что у разных специалистов разное отношение к чувствам. Некоторые рассматривают их как высшие эмоции (мы разберем этот вопрос далее), другие же выделяют в отдельный вид эмоциональных/психических состояний.

И здесь придется отметить, что в научном сообществе есть разные определения эмоциональных и психических состояний.

Поэтому предлагаем принять, что чувства качественно отличаются от быстропроходящих эмоций, но к вопросу, что такое эмоциональные/психические состояния, мы обратимся в следующих материалах.

По отношении к одному и тому же объекту/субъекту мы можем испытывать одновременно разнонаправленные чувства и эмоции. Например, можно очень любить супруга, но быть раздосадованным на него за то, что он не выполнил свое обещание. А в следующий миг – радоваться тому подарку, который он сделал в качестве извинения.

Мы часто не знаем об истинных чувствах к нам другого человека и порой делаем вывод о них на основе тех эмоций, которые он к нам проявляет (которые могут и не совпадать с чувствами).

Об этом полезно помнить: и когда вы хотите понять, что к вам чувствует другой человек, и когда вы пытаетесь представить, как он воспринимает ваши чувства к нему.

Какие бывают эмоции? Несколько базовых классификаций

Все специалисты согласны с тем, что эмоции можно классифицировать и разбивать на разные группы в зависимости от тех или иных их качеств и характеристик.

Хотя, вопрос, как именно делить эмоции на группы, конечно, решается по-разному.

Мы предлагаем остановиться на тех основных признаках и классификациях, которые наиболее полно соответствует приведенным выше определениям. И здесь можно выделить следующие виды эмоций:

1. Положительные и отрицательные

Конечно, в первую очередь эмоции бывают положительные (радость, любовь, восхищение, восторг, благодарность) и отрицательные (гнев, ярость, отвращение, разочарование, грусть). Другое название для того же разделения эмоций по знаку, по модальности – позитивные и негативные. Также выделяют нейтральные эмоции (интерес, любопытство).

2. Стенические и астенические

Эмоции и чувства не только по-разному выражаются (как внешне, так и внутреннее), но и оказывают разный эффект на наш организм, влияя на метаболизм, кровообращение, выброс гормонов и другие физиологические процессы.

Эмоции способны замедлять или ускорять реакции, повышать/понижать уровень энергии и положительно/отрицательно влиять на восприятие, внимательность и многое другое.

По характеру такого влияния эмоции делятся на стенические (они же активные) и астенические (они же пассивные).

Стенические эмоции активизируют жизненные процессы (придают нам энергии, работоспособности и т.д.); астенические, напротив, угнетают. Так, радость позволяет забыть об усталости, дарит ощущение легкости, хорошее самочувствие и т.д. В свою очередь, из-за грусти у нас могут опуститься руки, уровень энергии падает, наваливается усталость.

3. Простые и сложные

Эмоции бывают простыми и сложными (другие названия для той же классификации: базовые/элементарные и составные). Образно говоря, сложные эмоции состоят из простых/базовых/элементарных. В свою очередь, простые/базовые/элементарные эмоции невозможно разделить на более мелкие составляющие.

Напомним, что это только одна из версий такой классификации. Так, некоторые специалисты, например, разделяют понятия базовых эмоций и элементарных. Для них элементарные – это те, которые нельзя разделить на более мелкие, а базовые – те, что свойственны каждому человеку, вне зависимости от его возраста, культуры, который он принадлежит, и т.д.

Списки простейших эмоций, конечно, также разнятся. Например, Декарт выделяет желание, любовь, ненависть, радость, печаль и удивление. К. Изард в своей книге «Психология эмоций» приводит 11 базовых, или фундаментальных, эмоций: вина, гнев, интерес, отвращение, печаль, презрение, радость, смущение, страх, стыд и удивление. А есть и такой список: гнев, печаль, радость, страх, стыд.

Или такой: отвращение, печаль, радость, страх, удовольствие.

Как видим, большинство специалистов выделяют радость как простую эмоцию, вместе с тем восхищение или нежность – составные. Печаль тоже, как правило, рассматривается как базовая эмоция, в то время как обида или раздражение – сложная. Интересно, что в большинстве списков отрицательных элементарных эмоций больше, чем положительных.

4. Высшие и низшие

Еще один тип эмоций – низшие и высшие. Низшие – это эмоции, направленные на удовлетворение простейших потребностей и инстинктов (радость от еды или отдыха).

Тогда как высшие касаются интеллектуальных, социальных, нравственных, эстетических и иных сложных вопросов (в самом широком смысле этого слова, например, восхищение от прекрасной картины или гордость за ребенка, победившего на школьной олимпиаде).

При этом существует точка зрения, что высшие эмоции – это и есть чувства, однако с таким подходом согласны далеко не все.

Эмоции и чувства в психологии: сущность, виды, функции. Чем отличаются эмоции от чувств

Шпаргалка по чувствам и эмоциям для НЕ психологов

Одна из самых интересных и таинственных сфер нашей психики – это мир эмоций. Изучаемый не одну тысячу лет учеными разных областей знания, он и до сих пор хранит многие свои тайны и загадки.

Эмоции пронизывают всю нашу жизнь, делая ее яркой, насыщенной, то трепетной и нежной, то наполненной невыносимой жгучей болью.

Да они и есть сама эта жизнь, потому что там, где исчезают чувства, кончается существование человека.

Наиболее полно сущность этой области человеческой психики раскрывает именно психология – единственная из наук сумевшая органично связать воедино физиологическую основу и проявления эмоциональных состояний.

Что такое эмоциональные состояния

В психологии понятие «эмоции» употребляется и в широком смысле, как эмоциональные состояния, и в узком, как один из видов этих состояний, наряду с чувствами, настроениями, аффектами и т. д. Эмоциональные состояния – это особый класс психических явлений, отражающих отношение человека к миру.

Эмоции и потребности

Взаимодействуя с окружающим миром и с другими людьми, человек постоянно сталкивается с ситуациями, вызывающими у него разное отношение: радость или возмущение, грусть или ненависть, удивление или симпатию. То есть человек отражает мир и хранит в памяти информацию не только в образах и понятиях, но и в форме чувственных переживаний – эмоций.

Эмоции тесно связаны с потребностями человека. Те жизненные обстоятельства, ситуации или люди, что способствуют удовлетворению потребностей, вызывают у нас положительные эмоции, а те, что мешают, препятствуют – отрицательные. Вот так все просто и одновременно сложно.

  • Во-первых, мы не всегда осознаем свои потребности, а вот эмоции, связанные с ними переживаем – всегда. Поэтому часто даже сами себе не можем объяснить, почему нам не нравится тот или иной человек, или из-за чего вдруг испортилось настроение.
  • Во-вторых, человек живет сложной и многогранной жизнью, и нередко его потребности вступают в конфликт не только с потребностями других людей, но и со своими же желаниями. Поэтому разобраться в этом запутанном и хаотичном водовороте эмоций бывает крайне сложно даже опытному психологу. Вы ведь, наверное, знаете, что можно одновременно любить и ненавидеть одного и того же человека или одновременно бояться и с нетерпением ожидать какое-то событие.

Разобраться со своими переживаниями можно, лишь осознав и приведя хоть в относительный порядок свои запутанные желания и потребности. Помочь в этом человеку могут опытные психотерапевты. Ведь только поняв и приняв свои потребности или сознательно отказавшись от них, можно снизить остроту негативных переживаний.

Психофизиология эмоциональных состояний

Эмоции – это древнейший вид психических состояний, они есть у животных и связаны с удовлетворением естественных, а у высших животных и социальных, потребностей.

  • Древность этого вида психических состояний подтверждает тот факт, что рождаются они в старой, с точки зрения эволюции, подкорковой части головного мозга – в лимбической системе. Кстати, название это очень говорящее. Лимбо – это чистилище, место между раем и адом, а еще глубже таятся животные инстинкты и скрытые, часто темные желания и потребности. Они иногда прорываются с уровня подсознания, пробуждая у нас странные, пугающие даже нас самих эмоции.
  • А вот контролирует проявление эмоций и управляет ими самая «молодая» и рациональная часть головного мозга – неокортекс («новая кора»). И когда рациональная часть мозга отключается, например, при сильном алкогольном опьянении или в состоянии аффекта, то эмоции выходят из-под нашего контроля, а поведением начинают управлять инстинкты, а не разум.

Любое внешнее воздействие вызывает в коре головного мозга очаг возбуждения. Если раздражение слабое, то очаг быстро затухает, но чем сильнее воздействие, тем больше и устойчивее этот очаг. Проникая в подкорковую зону, он активизирует центры эмоций.

Эмоции, в свою очередь, вызывают разнообразные изменения в физиологических системах организма, потому что эмоции – это сигнал о характере воздействия раздражителя. И если они отрицательные, то наш организм перестраивается, готовясь отразить опасность или убежать от нее.

Причем для нашего мозга, оказывается, не важно, реальный это враг или воображаемый – сигнал к перестройке работы организма все равно поступает, и мы переживает разнообразные, часто неприятные ощущения.

Так, возникновение чувства страха сопровождается следующими процессами:

  • в кровь выбрасывается адреналин, который должен усилить снабжение кислородом мышц и активизировать работу симпатической нервной системы;
  • кровь и питательные ресурсы направляются на поддержку мышечной системы; это уменьшает снабжение других систем организма, поэтому человек ощущает чувство холода, озноб, у него бледнеет лицо, из-за недостатка кровоснабжения может возникнуть головокружение и даже потеря сознания;
  • чтобы справиться с возросшими потребностями в кровоснабжении сердце начинает биться чаще, учащается дыхание для снабжения крови кислородом и, как следствие, возникают затруднения с речью;
  • рациональный контроль за поведением снижается, так как несколько подавляются функции коры головного мозга, и человек в буквальном смысле слова глупеет, плохо мыслит рационально.

Изменения работы разных систем организма под воздействием эмоций носят рефлекторный характер, поэтому сознательно мы не можем ими руководить, но можем управлять эмоциями, по крайней мере, на начальном этапе их возникновения.

Наш мозг вполне способен «уговорить» организм не поддаваться чувству страха или гнева.

А в психотерапии есть специальные методики и тренинги, позволяющие человеку научиться управлять своими эмоциями даже в самых критических ситуациях.

Управление эмоциями необходимо не только для регуляции поведения, но и для сохранения физического здоровья. Дело в том, что у отрицательных чувств (а они переживаются человеком сильнее, чем положительные) есть весьма неприятные последствия.

Их систематическое переживание может привести к развитию психосоматических заболеваний, в первую очередь, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Именно эти системы в большей степени страдают от выбросов адреналина и других физиологических изменений.

То есть у поговорки: «Все болезни от нервов» есть рациональное основание.

Виды эмоций

Самый древний и примитивный вид эмоциональных состояний – это состояния удовольствия и неудовольствия, которые относят к простейшей органической чувствительности.

Связаны эти переживания с удовлетворением (или неудовлетворением) естественных потребностей и человеком ощущаются даже больше в физиологическом, чем в психологическом плане.

Например, когда после долгого и утомительного дня, проведенного на ногах, вы садитесь в мягкое удобное кресло.

Но большинство эмоциональных состояний у нас «очеловечено», то есть носит осознанный характер и связано с деятельностью, социальными отношениями.

Настроения

Это наиболее обобщенный вид эмоциональных состояний. Настроения, с одной стороны, слабо выражены, а с другой они создают фон всей нашей деятельности, как бы окрашивают нашу жизнь на том или ином этапе.

Настроение достаточно устойчиво. Смена его зависит не только от ситуации, но и от личностных характеристик. У людей с подвижной нервной системой настроения менее устойчивы и часто сменяются.

Самая важная характеристика настроения – беспредметный характер. Это эмоциональное состояние создает фон, но не связано с конкретным предметом.

Хоть человек вполне может осознавать то обстоятельство, которое испортило ему настроение, но сама эмоция распространяется не только на это обстоятельство, а затрагивает и деятельность (все из рук валится, хочется все бросить и т. д.) и межличностные отношения.

Часто мы срываем наше плохое настроение на тех, кто к этому никакого отношения не имеет, или делимся своим радостным самочувствием со всем миром.

Эмоции

Собственно эмоции (в узком понимании) и чувства довольно близки и похожи, и психологи до сих пор спорят, какое из этих эмоциональных состояний можно отнести к более высокому уровню, а какое более примитивное. Но это важно для науки, а в обыденной жизни роли не играет.

Собственно эмоции более кратковременны, чем настроения, но и более отчетливо выражены. Сила проявления эмоций тоже значительно выше, чем у настроения. Эмоции в большей степени осознаются человеком, и он четко их дифференцирует: радость и гнев, страх и ненависть, наслаждение и неприязнь.

Но главное отличие эмоций от настроений в том, что они предметны и направлены на конкретный объект или ситуацию. Эти эмоциональные состояния носят социальный характер, то есть они являются частью процесса коммуникации, человек передает свои эмоции (с помощью мимики, пантомимики, интонации, жестов) другим людям и сам способен воспринимать их, сопереживать, сострадать другим.

У эмоций есть еще одна уникальная особенность – мы способны их переживать по отношению не только к реальной ситуации, но и к воображаемой. Воспоминания и приключения героев книг и фильмов тоже способны вызвать эмоции.

Чувства

Этот вид эмоциональных состояний так же, как эмоции, связан с определенными объектами. Мы любим или ненавидим вполне конкретных людей, явления и ситуации. Любить, испытывать чувства уважения или неприязни вообще нельзя.

Но чувства продолжительнее, устойчивее эмоций, глубже и разнообразнее их. И еще можно сказать, что чувства более социализованы и зависят от взаимодействия человека с окружающими людьми.

Поэтому чувства разнообразны, и выделяют несколько их видов:

  • предметные чувства – самая большая разновидность чувств, связанных с различными сторонами человеческого бытия; к ним относятся, например, восхищение и отвращение, чувства возвышенного и чувство юмора (комического);
  • моральные чувства связаны с отношениями в обществе (любовь, ненависть, чувство долга, дружба, зависть и т. д.);
  • интеллектуальные чувства связаны с познавательными потребностями (любопытство, любознательность, чувство тайны, сомнения, уверенности и т. д.);
  • эстетические чувства возникают в ответ на восприятие красивого или безобразного в природе и искусстве, в целом их можно охарактеризовать как переживание удовольствия или неудовольствия, наслаждения или отвращения и т. д.

Эта классификация, конечно, не совсем точная и полная, так как любое чувство, по сути, предметно. Но она достаточно хорошо отражает разнообразную и красочную палитру человеческих чувств.

Аффект и стресс

Аффект – очень сильный и яркий эмоциональный ответ на внезапную ситуацию, угрожающую здоровью и жизни человека. Аффекты кратковременны, но они выражаются в резкой активизации всех защитных функций организма. Можно сказать, все силы и скрытые резервы человека направляются на избавление от причины столь сильных отрицательных эмоций.

Описаны случаи, когда в состоянии аффекта люди перепрыгивали через четырехметровые заборы, забирались на высокие деревья. Зафиксирован даже случай, когда женщина, спасая ребенка из-под колес машины, смогла ударом рук в борт небольшого грузовичка перевернуть его в кювет.

Особенность аффекта в том, что он сопровождается не только мощным выбросом физической и эмоциональной энергии, но и состоянием измененного сознания. Оно проявляется в утрате человеком рационального контроля за своими действиями.

Субъект как бы выпадает из реальности, а потом не может вспомнить, что он совершил в состоянии аффекта.

В криминалистике убийства, совершенные в этом состоянии, относят к особым видам преступлений, так как человек не осознает своих действий и не управляет ими.

После аффекта наступает «откат» – израсходовав все свои силы, даже внутренние резервы, человек ощущает слабость, у него дрожат руки, делаются «ватными» ноги, и иногда он даже теряет сознание.

Стресс похож на состояние аффекта тем, что возникает как ответ на травмирующую или угрожающую ситуацию. Но он менее сильный и более продолжительный. Что важно – стресс не сопровождается изменением сознания и отключением рационального контроля. Хотя человек, погруженный в круговорот своих проблем, может и не осознавать, что живет в состоянии стресса.

Стресс тоже активизирует силы организма, причем не только физические, но и интеллектуальные. Но на начальных этапах это ощущается как повышенный тонус и своеобразная стимуляция активности, и внутренние резервы не расходуются. Вреден для человека только слишком затянувшийся стресс, который приводит к перегрузке нервной системы, синдрому хронической усталости, а то и к депрессии.

Функции эмоций

Эмоциональные состояния приносят нам много минут наслаждения, но нередко кажутся лишними. Мы бы хотели избавиться от негативных переживаний, не тревожиться за близких, не испытывать чувства гнева или страха. Но эмоции, даже самые неприятные, выполняют очень важные функции в нашей жизни.

  • Управляющая или регулирующая функция. Эмоции, как негативные или позитивные переживания, управляют нашим поведением, формируют мотивы и являются сильнейшим стимулом. Ведь любое живое существо стремится к тому, что приносит наслаждение, и пытается избежать неприятных ощущений.
  • Оценочная функция. Эмоции помогают разобраться в сложном мире, навести порядок в наших отношениях. Они оценивают все, что происходит с нами: как хорошее, так и плохое. Эта оценка позволяет нам делить людей на друзей и врагов, а события на приятные и неприятные.
  • Защитно-мобилизующая функция. Эмоции предупреждают нас об опасности, и они же включают защитные механизмы нашего организма, мобилизуют силы на решение проблемы.
  • Сигнальная или экспрессивная. Эмоции играют огромную роль в общении, передавая другим людям информацию о нашем состоянии и отношении. Экспрессивные движения, сопровождающие эмоции – важная часть невербальной коммуникации.
  • Синтезирующая функция. Эмоции – это своеобразный «цементный раствор», соединяющий в памяти события, образы, явления. Именно эмоции создают в памяти единые блоки-комплексы событий, связанных переживаниями.

Но наряду с положительными и, несомненно, важными и нужными функциями, эмоциональные состояния могут играть и дезорганизующую роль, то есть мешать нормальным действиям человека.

Чувство страха способно перерасти в панику, которая мешает нормально осмыслить ситуацию и принять правильное решение. Волнение не дает сосредоточиться на деятельности, например, решить задачу на контрольной.

А любовь тоже, бывает, так кружит голову, что человек больше ни о чем не может думать и не оценивает свои действия здраво.

Однако выход есть. Человек вполне может научиться управлять эмоциями и подчинить их контролю разума.

Чувство – психология

Шпаргалка по чувствам и эмоциям для НЕ психологов

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека, отличающаяся относительной устойчивостью. Благодаря чувству можно выяснить эмоциональное отношение человека к тем или иным вещам, определить его моральные убеждения и особенности внутреннего мира человека.

Всё новое происходящее в жизни и деятельности человека воспринимается и выражается в новых чувствах и переживаниях. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, образования, культуры и других факторов.

Функции чувств:

  1. мотивационная – чувства мотивируют поведение;
  2. сигнальная – чувства сигнализируют человеку о потребностной значимости объектов и побуждают направлять на них деятельность;
  3. оценочная – чувства помогают определить значимость всего, что происходит;
  4. функция синтезирующая основы образа — отражает разнообразие раздражителей в виде целых и структурных образований;
  5. экспрессивная функция – обеспечивает невербальную коммуникацию.

Классификация чувств: чувства различают по модальности, по интенсивности, по продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, по формам и условиям своего развития, по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию. Существующие классификации различаются по своей теоретической и эмпирической обоснованности.

Принято выделять низшие и высшие чувства:

  • Низшие чувства связаны с удовлетворение или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека.
  • Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Высшие чувства отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего и определяющего его личность.

Нравственные или моральные чувства – это форма переживания ценности или наоборот, недопустимости иных действий, поступков, мыслей, намерений человека с точки зрения требуемого от него отношения к обществу, к интересам общества, к нормам поведения, выработанным обществом.

Эти переживания могут возникнуть лишь на основе соотнесения действий, поступков людей с нормами, выражающими общественные требования к поведению человека. Они зависят от знания норм поведения, требований морали, принятой в данном обществе, выражают отношение человека к другим людям.

К таким чувствам относятся чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанности к определённым людям, потребность в общении с ними. Отношение к своим обязанностям, принятым на себя человеком по отношению к другим людям, к обществу называется долгом.

Несоблюдение этих обязанностей приводит к возникновению отрицательного отношения к себе, выражающегося в чувство вины, стыда и в угрызениях совести. Также к ним относятся чувство жалости, зависти, ревности и другие проявления отношения к человеку.

Эстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи). Развиваются они в связи с развитием искусства.

Именно музыка и пробуждает у нас музыкальное чувство. Эти чувства – это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического.

К ним относятся чувство юмора, ирония, злоба, издёвка, сарказм, чувство трагического, драматического.

Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью людей, с удовлетворением любознательности, познавательных интересов, с поисками истины, с решением мыслительной задачи.

Источник:

Человеческие эмоции и чувства в психологии

Как много людей испытывают душевные волнения, не осознавая их, а просто переживая и ощущая. Однако, не понимая, что испытываешь, трудно управлять чувствами, мыслями, действиями и поступками, которые они вызывают.

Даже очень сильные положительные, но неконтролируемые переживания оказываются для организма стрессом и серьезным испытанием, что и говорить об отрицательных чувствах.

Научившись осознавать, понимать и контролировать усилием воли свои душевные волнения, можно сделать жизнь гармоничнее и счастливее.

Определение чувств и эмоций

Яркие эмоции и сильные чувства, захватывая сознание и руководя им, не оставляют разуму шансов проконтролировать ситуацию.

Именно поэтому вплоть до середины XIX века (периода активного развития и революционных открытий в естествознании и становления науки психологии) чувственные переживания и разум противопоставлялись друг другу как два принципиально разные способа взаимодействовать с миром.

Сегодня считается, что душевные переживания человека – чувства, эмоции, настроения, аффекты, страсть и стресс – дополняют мыслительную деятельность и регулируют поведение. В экстремальных и новых ситуациях эмоции заменяют мышление. Когда человеку некогда размышлять, когда от скорости реакции зависит жизнь и здоровье, эмоции «спасают», руководя поведением на бессознательном уровне.

Ученые расходятся во мнении о том, чем отличаются чувства от эмоции и определяют их по-разному. Некоторые переживания сложно классифицировать как чувство или эмоцию, так как грань между ними бывает очень тонкой.

Если придерживаться мнения о том, что чувства – это эволюционно развитые и социально обусловленные высшие эмоции, то каждое чувство можно будет определить как комплекс эмоциональных переживаний, который связан с каким-либо объектом (предметом, поступком, событием,  человеком, животным). Чувства всегда имеют предметную определенность.

Чувства – не врожденные, а развитые, «выученные» переживания. Они развиваются потому, что человек живет в социуме, среди представителей человеческого рода, воспитывается и обучается.

Предполагается, что чувства как высшие эмоции присущи и некоторых животным. В частности, доказано, что человекообразные обезьяны умеют сопереживать и сочувствовать своим сородичам. А ведь эти чувства определяются как возвышенные и благородные.

Человеческие чувства появляются и исчезают, меняется их интенсивность, тон, значимость. Одно и то же чувство может быть стимулом, мотивировать к совершению поступков, а через время потерять эту функцию. Одно и то же чувство, испытываемое к разным людям фактически разные чувства.

Чувства бывают:

  • возвышенными (например, любовь, эмпатия) и низменными (например, ненависть и зависть);
  • гармоничными (положительные или отрицательные) и амбивалентными (включают и отрицательные и положительные эмоции);
  • предметными (к неодушевленным предметам) и межличностными (к людям).

Эмоции – ситуативные и беспредметные ощущения. К примеру, испуг всегда выражается одинаково. Чего бы ни испугался человек, он вздрагивает, вскрикивает, отстраняется от пугающего объекта.

Еще одно значительное отличие эмоций от чувств в том, что их очень трудно контролировать. Чувствами легче управлять, несмотря на то, что они сложнее и богаче по содержанию.

Для чего нужны переживания

Эмоции – врожденные положительные или отрицательные переживания, связанные с удовлетворением потребностей. Если потребности удовлетворяются и организм функционирует нормально, человек испытывает положительные потребности, если нет – отрицательные.

Эмоции – это сигнал о том, что все в порядке и о том, что что-то не так, если есть реальная угроза или потенциальная опасность. Грубо говоря, эмоции – это душевная реакция на внешние или внутренние раздражители. В этом суть первой, сигнальной функции эмоций.

Следующая функция определяется как защитная. Эмоции призваны защищать человека от угроз.

Например, такая сильная негативная эмоция, как страх, часто воспринимается людьми как переживание, мешающее нормально жить. Но так можно сказать только о преувеличенных и необоснованных страхах.

Изначально страх оберегает человека, не позволяя ему вступить в контакт с опасным явлением или объектом.

Эмоции мобилизуют организм, задействуют его резервные силы и потенциал, волнуют, вдохновляют и побуждают на защиту личности.

Мотивационнаяфункция в большей степени присуща чувствам, нежели эмоциям. Чувства побуждают действовать в определенном направлении относительно объекта переживаний. Так, испытывая дружескую симпатию, человек стремится помочь другу, поддержать, оказать услугу и так далее.

Эмоции также регулируют поведение, а в стрессовых ситуациях и вовсе заменяют мыслительный процесс. Регуляционная функция эмоций сводится к тому, что они либо способствуют прекращению деятельности, либо, напротив, стимулируют ее.

То, как индивид выражает (или не выражает) свои чувства и эмоций по отношению к собеседнику, позволяет сделать вывод об отношениях между людьми.

Кроме того, посредством чувств и эмоции от человека к человеку передается информация, в том числе и на невербальном уровне. В этом коммуникативная функция чувств и эмоций.

Душевные волнения, которые можно заметить, всегда правдивее слов, так как они плохо контролируются и выражаются спонтанно.

Истинные эмоции видны по физиологическим реакциям тела (пот, покраснение кожи, расширение зрачков), мимике, пантомимике, в жестах и позах.

Даже если собеседник не понимает языка тела, на подсознательном уровне эти невербальные сигналы воспринимаются им. Человек говорит: «Я не знаю точно, но чувствую, что мне лгут» или «Что-то мне подсказывает, что я нравлюсь собеседнику».

Весь накопленный опыт жизни обрабатывается на подсознательном уровне за долю секунды, рождая интуитивные знания.

К сожалению, среди всего многообразия человеческих переживаний, не все люди могут назвать и дюжины их. Знание того, что такое эмоции и чувства, как они влияют на внутренний и внешний мир, развивает осознанность личности и способность контролировать свою жизнь.

Основные человеческие эмоции: страх, радость, вина, гнев, удивление, интерес, отвращение, презрение.

Некоторые человеческие чувства: любовь, симпатия, ненависть, разочарование, ревность, лень, эмпатия, совесть, тревога, гордость, чувство прекрасного, чувство долга, чувство уверенности в себе и другие.

Ждем Вашей оценки

Источник:

Чувства, их психологическая характеристика | Учеба-Легко.РФ — крупнейший портал по учебе

Чувства- наиболее устойчивые переживания человека, возни­кающие при удовлетворении или неудовлетворении социальных потребностей (любовь, гордость, ненависть, мировоззренческие чувства и др.). Отличительными особенностями чувств являются их осознанность, предметность и обобщенность.

Чувства моральные (нравственные) — переживание человеком его отношения к другим людям, к обществу, к правилам и нормам обще­жития. Возникают при сравнении явлений действительности с общественными нормами после их принятия.

К положительным мо­ральным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, пат­риотизма, долга и т. д.

К отрицательным моральным чувствам отно­сят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти и т. д.

Чувства интеллектуальные- чувства, связанные с познаватель­ной деятельностью и регулирующие интеллектуальную активность личности.

К этим чувствам относят чувства интереса, удовлетворе­ния от интеллектуальной деятельности, любви к истине, сомнения, удивления, юмора и пр.

Интеллектуальные чувства позволяют пре­одолевать трудности, поддерживают стремления к поиску истины. Поэтому так поразительна работоспособность у некоторых ученых.

Чувства эстетические — своеобразная окраска ощущений, харак­теризующих наше отношение к отдельным качествам предмета. Пе­реживание прекрасного и уродливого в природе, жизни, искусст­ве, человеке и др.

Связаны с пониманием гармонии, возвышенного, трагического, комического. Огромное влияние на эмоциональные состояния человека оказывает искусство.

Чувства, эмоции и ощущения: первый шаг к профайлингу

Шпаргалка по чувствам и эмоциям для НЕ психологов

Каждый, кто интересуется психологией, изучает людей и хочет научиться на них влиять, наверняка осознает важность понимания чувств, эмоций и ощущений. Эти три психических процесса отображаются в мимике, жестах, позе и других элементах языка тела. Человек представляет собой открытую книгу, которую можно научиться читать.

После прочтения этой статьи и понимания того, что такое чувства, эмоции и ощущения, вы можете пройти наш курс по профайлингу, где научитесь анализировать людей, их мимику, жесты, поступки, чтобы лучше понимать их мотивы и чувства. Давайте по очереди изучим данные понятия и попытаемся понять, как эти знания помогут нам лучше разбираться в людях и влиять на них.

Ощущения

Ощущение – это психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.

Свойства ощущений бывают следующими:

  • Интенсивность: классическая количественная характеристика ощущений.
  • Модальность: качественная характеристика ощущений. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для слуховых ощущений таковыми могут быть высота тона, тембр, громкость; для зрительных – цветовой тон, яркость, насыщенность; для тактильных – твердость, шероховатость и т.д.
  • Длительность: характеристика ощущения по времени.
  • Локализация: пространственная характеристика ощущений, информация о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях (интероцептивные, болевые ощущения) локализация затруднена, неопределенна.

Ощущение – это мгновенная реакция тела на внешний раздражитель. Например, холодно, зябко, сыро, легко. Это тут же запускает связанную с ним эмоцию. Если вашему собеседнику стало холодно, в первую очередь он ощущает это своими органами чувств, а затем вырабатывает эмоцию: удивление, злость, беспокойство.

Что это значит для тех, кто изучает профайлинг? Вы сможете выявить отношение человека к изменениям внешней среды. Например, понять:

  • Действительно ли ему нравится вкус этого супа?
  • Раздражает ли его эта песня?
  • Как он относится к тому или иному запаху?

Коммуникация – это сложнейший процесс, к которому примешивается язык тела, выражение лица и целый комплекс физиологических и психических проявлений. Для того, чтобы научиться читать человека и влиять на него, важно понять, что он испытывает внутри, а не что говорит.

Чувства, эмоции и ощущения, проявленные на лице и теле, скажут вам намного больше, чем слова. Поэтому уделите значительное количество времени, чтобы разобраться в хитросплетении внутренних ощущений человека, и это поможет понять не только его, но и самого себя, что также положительным образом повлияет на развитие взаимоотношений с окружающими.

Желаем вам удачи!

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.