Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать

Содержание

Перестать беспокоиться и начать жить: рецепты стоицизма

Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать

То, о чём писали и думали участники важного, но полузабытого философского направления Древней Греции и Рима, сегодня не потеряло, а только прибавило в актуальности.

К счастью, многие это понимают: философия стоиков уже собирает тысячи людей в интернет-сообществах, служит ориентиром для современных психологов, психотерапевтов, педагогов, бизнес-консультантов, писателей и людей с менее заметными профессиями.

Дело в том, что стоики и сами были превосходными психологами. Принципы, которые они выработали, помогают устранить источники напрасного беспокойства и лучше подготовить сознание к более существенным вещам — среди которых важное место занимает собственное развитие, обучение и выполнение общественных обязательств.

Со времен Сенеки и Марка Аврелия многое сильно изменилось, но только не человеческая психология. Принципы и упражнения (или «практики себя») античного стоицизма так же хорошо работают сегодня, как и пару тысяч лет назад.

Линия преемственности от античных стоиков тянется через Монтеня, Спинозу и Декарта к таким неожиданным персонажам как адмирал ВМС США Джеймс Стокдейл, и — Спок из сериала Star Trek.

Источник: afisha.ru

Мы выделили 7 принципов стоической философии, которые имеют отношение к образованию и обучению.

1. Поглощайте информацию целенаправленно

Информационные перегрузки — не какое-то новейшее изобретение. Стоики хорошо понимали, что в стремлении к знаниям невоздержанность может быть так же вредна, как и во всём остальном. Уже тогда необходимо было себя ограничивать, чтобы факты и утверждения не проносились мимо внимания со скоростью 25-го кадра, а приносили какую-то пользу.

…разве чтение множества писателей и разнообразнейших книг не сродни бродяжничеству и непоседливости? Нужно долго оставаться с тем или другим из великих умов, питая ими душу, если хочешь извлечь нечто такое, что в ней бы осталось. Кто везде — тот нигде.

Кто проводит жизнь в странствиях, у тех в итоге гостеприимцев множество, а друзей нет. Даже самое полезное не приносит пользы на лету. Во множестве книги лишь рассеивают нас.

Поэтому, если не можешь прочесть всё, что имеешь, имей столько, сколько прочтешь — и довольно.

В любом деле важно уметь сосредоточится на самом важном — на задаче, которая стоит перед тобой сейчас, ведь «многое доставляет удовольствие, но немно­гое при­но­сит побе­ду».

2. Подумайте о плохом

Обычно мы быстро становимся равнодушными к тому, чем обладаем. Нас прельщает ещё недостигнутое, а старое воспринимается как само собой разумеющееся. От этого возникает постоянное стремление выпрыгнуть из текущего момента в светлое завтра.

Чтобы почувствовать ценность настоящего, стоики предлагают представить, что всего, что у нас есть, нас лишили — это называется «негативной визуализацией»:

Если ты хочешь избавиться от всякой тревоги, представь себе, что пугающее тебя случится непременно, и какова бы ни была беда, найди ей меру и взвесь свой страх. Тогда ты наверняка поймешь, что несчастье, которого ты боишься, или не так велико, или не так длительно.

Может показаться, что следствием такой установки станет пессимизм, но на деле всё наоборот: она приведёт к ощущению ценности момента и уверенности, что самое главное у нас всё равно не отнять.

В пресловутом споре оптимистов и пессимистов о том, наполовину пуст стакан или наполовину полон, стоик занимает самую выгодную позицию: для него достаточно уже и того, что есть такая замечательная и удобная вещь, как стакан.

Источник: alexandria-company.ru

3. Следуйте внутренним целям и обращайте меньше внимания на других

Стоики могут быть хорошими учителями по развитию внутренней мотивации. Следует обращать все свои силы и внимание на то, что находится в нашей власти, и отрешиться ото всего остального.

Делай всё настолько хорошо, насколько сможешь, и этого будет достаточно — ведь всегда найдутся недовольные тобой и твоей работой, поэтому нельзя всё время рассчитывать на чужие аплодисменты или высокие оценки.

Считай себя достойным всякого слова и дела по природе, и пусть не трогает тебя последующая брань или молва, а только то, прекрасно ли сделанное и сказанное — не отказывай сам же себе в достоинстве. Потому что у тех своё ведущее, и собственными устремлениями они распоряжаются. Так что не смотри на это, а шествуй прямо, следуя природе собственной и общей — у них обеих одна дорога.

«Кто из людей непобедим?» — однажды спросил Эпиктет, и сам же ответил: «Тот, кого не волнует ничего, что находится за пределами его выбора».

4. Смена активности лучше пассивного отдыха

Наш мозг не может постоянно перебирать одни и те же нейронные связи, время от времени ему нужно переключаться, «менять пластинку». Даже если весь день завален делами, нужно находить небольшие промежутки свободного времени. Но вместо беспорядочного поглощения контента своей новостной ленты в это время лучше заняться чем-то более полезным — к примеру, пойти прогуляться.

…как резчик опускает и отводит на что-нибудь
приятное утомлённые долгим напряжением глаза, так и мы должны порой дать отдых душе и подкрепить её каким-нибудь удовольствием. Однако пусть и удовольствие будет делом; тогда и из него ты, если присмотришься, извлечешь что-нибудь целительное.

Стоики признают важность отдыха, но он должен придавать сил, а не просто служить пассивному расслаблению.

5. Следуйте достойным образцам

Стоики понимали важность ролевых моделей в человеческом поведении. Наше окружение постоянно влияет не только на наши привычки, но и на способы восприятия мира, самооценку и самоопределение. Чтобы оно не увело в ненужную сторону, нужно брать за образец тех, кого ты считаешь наиболее достойным.

Сколько раз попадались мне считающие невозможным всё, чего сами они не могут, и говорящие, будто мы требуем больше, чем выдерживает человеческая природа. Насколько же лучше я думаю о них! Ведь и они многое могут, да не хотят.

Хорошо, если позитивной ролевой моделью для своих учеников станет педагог. Но, — возвращаясь к предыдущим советам — главной его целью должно быть его собственное дело, а не впечатление, которое он производит на окружающих.

6. Будьте честными с собой и признавайте свои недостатки

У каждого из нас есть свои слабости. Единственный способ жить с ними в мире — признать те из них, что исправить не можешь, и исправлять то, что поддаётся исправлению. А чтобы признавать свои ошибки, необходимо спокойствие и уверенность — этому и учит философия стоиков.

Я не хочу сказать, будто во мне уже нечего переделывать, да и не надеюсь на это. Как может больше не быть такого, что надо было бы исправить, поубавить или приподнять? Ведь если душа видит свои недостатки, которых прежде не знала, это свидетельствует, что она обратилась к лучшему. Некоторых больных надо поздравлять и с тем, что они почувствовали себя больными.

Практика, известная не только в стоицизме, но и во многих других традициях — в конце дня размышлять о своих поступках. Точно так же полезно подумать о том, что ты узнал за день, составить «карту знаний» — и мысленно отметить для себя пустые места, которые ещё нужно заполнить.

7. Превратите трудности в полезные испытания

Трудности делают нас сильнее — в этом стоики полностью сходятся с народной мудростью и здравым смыслом. Только благодаря трудностям мы можем проявить и усовершенствовать свои лучшие качества.

Бедный ты, несчастный — оттого, что никогда не был несчастен. Ты прожил жизнь, не встретив противника; и никто никогда не узнает, на что ты был способен, даже ты сам.

Не нужно самому искать трудностей, но не нужно их и бояться. Если заранее готов к неприятностям, то встретишь их гораздо спокойнее, и даже сможешь извлечь из них какую-то пользу.

Источник: scorpiondagger.tumblr.com

Дальнейшее чтение

3 психологических эксперимента, которые многое объясняют

О применении стоических принципов в повседневной жизни уже написано немало книг. К примеру, прославившийся своими бестселлерами экономист-эссеист Нассим Талеб трактует стоицизм как философию антихрупкости, которая помогает справиться с непредсказуемостью и переменчивостью судьбы.

А врач-психотерапевт Дональд Робертсон в 2010 году написал книгу-руководство, в которой рассматривает философию стоиков как когнитивно-поведенческую психотерапию. В англоязычном интернете также есть целая группа сайтов и сообществ, посвященных современному стоицизму.

STOIC WEEK 2015 from Alex de Valcarcel on Vimeo.

Уже четыре года подряд проводится Stoic week — открытое мероприятие, к которому может присоединиться каждый, кто хочет прожить неделю по принципам стоической философии.

Источник: vimeo.com

Легко и увлекательно изложенная современная трактовка стоицизма есть в книге американского философа Уильяма Ирвайна. И конечно же, стоит обратиться к первоисточикам: в первую очередь это «Размышления» Марка Аврелия и письма Сенеки.

Стоики были одними из создателей когнитивной модели эмоций, суть которой выражает следующее высказывание Эпиктета: «Расстраивают человека не факты и события, а то, как он смотрит на них».

Стоицизм — это практическая, а не умозрительная философия, — философия как искусство жить среди людей и заниматься своим делом. Делать это так же, как все остальные, но без лишнего беспокойства, смятения и напрасных сожалений.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Как философия стоицизма помогает справляться с трудностями в жизни, спустя 2500 лет с момента зарождения

Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать

На протяжении всего существования человека, мы сталкиваемся с трудностями, потерями, переживаниями, препятствиями в жизни. Это неотъемлемая ее часть. Неудивительно, что постоянно ищутся пути противостоять этим явлениям.

Древние философы, как самые активные искатели истины, обращались к этой теме и выводили свои учения по борьбе со сложностями жизни. Одним из таких направлений стало учение стоицизм. А его приверженцы – зовутся стоиками.

Невозмутимый мудрец

Как мне нравится этот термин – невозмутимый мудрец! Он совмещает в себе две важнейшие составляющие полной жизни – спокойствие и разум. Причем, ощущается плавное перетекание одного в другое – разумность дает спокойствие, спокойствие дает разумность. Идеальное взаимовлияние.

Для стоиков, такой человек – невозмутимый мудрец, являлся идеалом. Конечной целью, высшим достижением всего учения.

Основным положением учения является – принятие трудностей, а не избегание.

Также важны следующие понятия:

Есть вещи вне нашего контроля. То, на что человек не в силах повлиять. О них не стоит беспокоится или тревожиться.Ограничение материальных ценностей. Не привязываться к вещам. Не боятся их потерять.

Быть человеком, а не слепым механизмом природы. Человеку дан разум, чтобы иметь возможность вести образ жизни в соответствии с разумными деяниями.

Однако, это больше теория, пока.

Что же дает нам стоицизм сегодня?

Практика стоицизма на каждый день

Все зависит от того, как мы смотрим на вещи

Как удивительно пересекаются явления, которые, на первый взгляд, кажутся совершенно далекими друг от друга. Восточные практики и древнегреческая философия – сложно сопоставить эти течения. Однако, как часто бывает – истина раскрывается со многих сторон.

Счастье человека не зависит от внешних событий.

Человек сам выбирает, каким является то или иное событие в его жизни. Наши мысли создают наш мир. Если в каждом событии видеть лишь зло, неправильность, негатив – то и мир будет таким. Если же, мыслить положительными образами, то и мир будет видеться таким.

Ничего не напоминает? Конечно – это, один в один, практика позитивного мышления. Основа большинства теорий и практик саморазвития. Причем такая заезженная, что уже смотришь на это сквозь призму недоверия или сарказма.

Однако. Как вы думаете – стоят ли доверия слова человека, чье правление признано одним из 5 самых великих в истории императоров?

Я говорю сейчас о Марке Аврелии. Правитель Римской Империи, один из, так называемых, “пяти хороших правителях”. Стоик.

Вот несколько его цитат (из, к счастью, сохранившихся его трудов – “К себе самому” и “Размышления“):

Каковое часто представляешь себе, такова будет и твоя мысль, потому что душа пропитывается этими представлениями; вот и пропитывай её с упорством такими представлениями, что, где живешь, там можно счастливо жить.

А живешь при дворе, значит можешь счастливо жить при дворе. И опять же: ради чего устроена всякая вещь, к тому она и устроена, а к чему устроена, к тому стремится, а к чему стремится, в том её назначение, а где назначение, там и польза всякой вещи, и благо.

Так вот благо разумного существа в общности, а что мы рождены для общности, давно доказано. Или не явственно доказано, что худшее ради лучшего, а лучшее одно ради другого? А ведь одушевленное лучше бездушного, разумное же — одушевленного.

Напоминаю – это было сказано 2000 лет назад. Великим человеком. Имеет ли смысл прислушаться? Решает каждый сам.

Вещи сами по себе ничуть даже не затрагивают души, нет им входа в душу и не могут они поворачивать душу или приводить её в движение, а поворачивает и в движение приводит только она себя самое, и какие суждения найдет достойными себя, таковы для нее и будут существующие вещи.

Ничто не может повлиять на человека, кроме его мыслей. Ничто не может изменить человека, кроме него самого.

Делай то, что в твоих силах и не переживай об остальном

Есть то, что мы контролируем и на что можем влиять. В первую очередь – наши мысли, а потом действия. Полностью отдаваясь делу, всего себя, мы совершаем все, что можем. Результат, последствия и все, что находится за этим моментом – не поддается изменению или контролю.

С мужеской, с римской твердостью помышляй всякий час, чтобы делать то, что в руках у тебя, с надежной и ненарочитой значительностью, приветливо, благородно, справедливо, доставив себе досуг от всех прочих представлений.

А доставишь, если станешь делать всякое дело будто последнее в жизни, удалившись от всего случайного и не отвращаясь под влиянием страсти от решающего разума, вдали от притворства, себялюбия, неприятия сопутствующих решений судьбы.

Видишь, сколь немногим овладев, можно повести благотекущую и богоподобную жизнь — ведь и боги ничего больше не потребуют от того, кто это соблюдает.

Делай то, что можешь. Отдавайся делу так, будто ничего больше в мире не существует.

Живи здесь и сейчас

Мое любимое – есть только настоящее, сегодня, этот самый момент. Прошлого уже нет, будущего еще нет. Все, что в наших силах, может быть сделано сейчас.

Так брось же все и только этого немногого — держись. И ещё помни, что каждый жив только в настоящем и мгновенном. Остальное либо прожито, либо неявственно. Вот, значит, та малость, которой мы живы; малость и закоулок тот, в котором живем.

Малость и длиннейшая из всех слав, что и сама-то живет сменой человечков, которые вот-вот умрут, да и себя же самих не знают — где там давным-давно умершего.

Проходит слава, приходят и уходят жизни людей. Ничто не вечно. И значение имеет лишь мгновенье.

Сейчас, сегодня.

Вставай и делай

Особенно впечатлил этот отрывок. Как он согласуется с моими актуальными мыслями и размышлениями! И как он согласуется с тем, что каждому приходится делать ежедневно.

Поутру, когда медлишь вставать, пусть под рукой будет, что просыпаюсь на человеческое дело. И ещё я ворчу, когда иду делать то, ради чего рождён и зачем приведен на свет? Или таково моё устроение, чтобы я под одеялом грелся? — Так ведь сладко это.

 — А ты значит родился для того, чтобы сладко было? И ничуть не для того, чтобы трудиться и действовать? Не видишь ты разве травку, воробышков, муравьев, пауков, пчел, как они делают своё дело, соустрояют, насколько в их силах, мировой строй? И ты после этого не хочешь делать дело человека, не бежишь навстречу тому, что согласно с твоей природой? — Отдыхать тоже нужно. — Верно. Так ведь природа дала меру этому, как дала меру еде и питью. И все-таки ты берешь сверх меры, сверх того, что достаточно; а в деле — нет, все «в пределах возможного». Не любишь ты себя, иначе любил бы и свою природу, и волю её. Вот ведь кто любит своё ремесло — сохнут за своим делом, неумытые, непоевшие. Ты, значит, меньше почитаешь собственную свою природу, чем чеканщик свою чеканку, плясун — пляску, серебро — сребролюбец, тщеславие — честолюбец? Ведь эти, когда их захватит страсть, ни еду не предпочтут, ни сон — только б им умножать то, к чему они устремлены, а для тебя общественное деяние мелковато и недостойно таких же усилий?

Человек рожден для свершений, дел. Прозябать в ничегонеделании – действовать вопреки природе.

Источник

Удивлен, что до последнего времени, я не знал о трудах Марка Аврелия. Я счастлив с ними познакомиться.

Попробуйте, вдруг сделаете открытия:

1. Марк Аврелий “Размышления”

2. Марк Аврелий “К себе самому”

Фотография из открытых источников

Как философия стоицизма поможет вам лучше выполнять свою работу

Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать

Античная философия не только учит нас, как лучше жить и становиться лучше, но и помогает нам лучше работать.

Стоицизм напоминает нам, что мы можем подчинить наши эмоции, действия и реакции, и превратить свои недостатки в возможности для роста

Согласно древним философам, мы ограничены во времени, но мы занимаем наше время несущественными вопросами, не озаботившись их важностью или ценностью.

Цитаты Сократа, Платона, Конфуция, Марка Аврелия, Эпиктета и других философов напоминают нам о необходимости подчинить себе наше время, приоритеты и внимание, чтобы добиться цели.

Какое отношение стоицизм имеет к достижению цели?

Стоики придают значение двум вопросам:

1. Как вести полноценную и значимую жизнь?

2. Как человеку стать лучше?

Античные философы утверждают важность активной жизненной позиции и выступают против лишних переживаний в нашем стремлении к лучшей жизни.

Философия стоиков также призывает игнорировать все, что отвлекает вас от жизни.

Сократ однажды сказал: «Остерегайся бесполезности занятой жизни».

Не всем вопросам стоит уделять одинаковое время и внимание.

Разумно рассчитывайте свои действия и задачи.

Античная философия стоицизма может помочь нам лучше исполнять нашу ежедневную работу.

Сосредоточьте ваше внимание

«Важно, чтобы вы помнили, что внимание, которое вы уделяете каким-либо действиям, должно быть пропорционально их ценности, чтобы вы не устали и не сдались, если не будете делать меньше, чем это возможно… »

– Марк Аврелий

Внимание и сосредоточенность исключительно редки в современном цифровом веке.

Вы можете эффективно и продуктивно выполнять работу, только если знаете, как лучше управлять своей энергией, временем и вниманием.

Внимание работает так же, как мышца: используйте его плохо, и оно может снизиться; используйте хорошо, и оно повысится.

Внимание – это больше, чем просто сосредоточение на выполнении задачи. Мы используем наше внимание, чтобы создавать и формировать общую картину жизни.

Постоянное внимание (сосредоточенность) с течением времени приносит соответствующие результаты.

В своей книге «Сосредоточенность: скрытый двигатель к совершенству» психолог Дэниэл  Гоулман углубляется в науку внимания во всех ее аспектах.

Способность решать одну задачу не отвлекаясь, является важной составляющей успеха. Как говорится, «успешный человек — это обычный человек, способный сосредоточиться».

Самая пугающая задача — идти только вперед

«Препятствия на пути только помогают двигаться».

– Марк Аврелий

Вот длинная цитата, которая поясняет его высказывание.

«Нам могут встретиться трудности, но не может быть никаких препятствий для наших намерений или настроений. Потому что мы способны приспособиться и адаптироваться. Разум приспосабливает и использует в своих целях препятствие на нашем пути. Препятствия помогают движению. То, что стоит на пути, становится путем».

Это глубоко и так верно!

Брейн Трейси называет проблемы на работе «лягушками»: это то, что вы не хотите, но должны делать, чтобы продолжать работу.

Сложные задачи неудобны, вызывают стресс и могут страшить.

Трейси призывает самое сложное и самое важное дело выполнять с самого утра.

Как только эта проблема решится, вы сможете пройти весь день ‘с удовлетворением от преодоления одного из ваших самых больших препятствий.

«Чтобы работать продуктивно, мы должны стремительно идти навстречу вызовам и решать самые страшные задачи. Мы должны принять их, насладиться процессом и напасть на них со свирепостью, которая лишает их их власти над нами », — говорит Крис Майерс из журнала Forbes.

Каждое препятствие, с которым вы сталкиваетесь, является способом решения вашей следующей проблемы. То, что стоит на пути, становится путем. Действие — это решение и лекарство от проволочек.

Сосредоточьтесь на контроле ваших действий

«Некоторые вещи в наших силах, а другие нет. В нашей власти находятся мнение, мотивация, одобрение, отвращение и, одним словом, все, что мы делаем сами; то, что нам неподвластно — это наше тело, наша собственность, репутация, офис и, одним словом, все, что не принадлежит нам».

– Эпиктет

Эпиктет разделил вещи на те, что находятся под нашим контролем и те, что не под нашим контролем. Его классический труд «Энчиридион» (Учебник о счастливой жизни) начинается с этой основной идеи контроля.

Основная идея подчинения нашему контролю действий и опыта известна уже давно.

По словам стоиков, весь день вы должны обращать свое внимание на относительно маленькую сферу дел, которые вы можете контролировать.

Мы так много всего стремимся сделать, но чтобы сэкономить время, следует определить всё, что вы не можете изменить или сделать, и перестать беспокоиться об этом.

Если вас поджимают сроки, составьте список всего, что необходимо для завершения проекта.

Перечислите все мельчайшие задачи, которые вам нужно сделать, чтобы приблизиться к этой цели.

Не принимайте решения, которые вы не можете контролировать, и сосредоточьтесь на своих обязанностях и на своём вкладе в проект.

Контроль над своим временем, и сосредоточенность освобождает еще больше времени, чтобы делать то, что важно для вас.

Добивайтесь прогресса, независимо от того, насколько он мал

«Лучше сделать немного, но хорошо, чем много, но плохо».

– Платон

Создать полезные привычки сложно. Сохранять хорошие привычки еще сложнее. Небольшие поступки обязательно дают результаты.

Многие люди не могут понять, чего они хотят достичь в жизни, потому что они видят только общую картину, вместо того, чтобы следить за важными, крошечными повседневными действиями.

Последовательное действие влечёт за собой длительный прогресс.

Небольшие улучшения приводят к значительным изменениям. Накопление изменений даёт гарантированный эффект в различных областях.

Прогресс всегда находится под вашим контролем, если вы можете максимально использовать накопившиеся способности.

Что бы вы ни собирались сделать в ближайшие несколько месяцев, расставьте приоритеты в своих действиях.

Самая простая стратегия для достижения большего успеха состоит в том, чтобы разбить достижение конечной цели на управляемые и доступные шаги. Такие, какие вы можете совершать ежедневно.

Время летит, но вы управляете им

Никто не раздает прохожим свои деньги, но часто раздает свою жизнь! Мы держимся за собственность и деньги, но слишком вольно тратим время, то единственное, в чем мы все должны бы скупиться. – Сенека

Ваши способности к повышению производительности в то небольшое время, которое вам отпущено, может быть поразительным, но вы всегда контролируете ситуацию.

Вы можете перестать отвлекаться и сосредоточиться на реальной работе

Творивший в первом столетии, Сенека был удивлен тем, как мало людей ценят свою жизнь, растрачивая своё время.

Он заметил, что даже богатые люди жалуются на свою жизнь, надеясь в будущем отдохнуть.

В своей книге «О краткости жизни» Сенека демонстрирует глубокое понимание искусства жизни. Он пишет: «Дело не в том, что у нас мало времени, а в том, что мы так много его теряем. Наша жизнь не коротка, но мы крадём её у себя; мы не плохо обеспечены, но то, что имеем тратим расточительно».

Возьмите под контроль свое время и начните правильно его распределять.

Начните с обзора вашей повседневной жизни. Отслеживайте свои ежедневные действия в течение некоторого времени, чтобы четко видеть, где ваше время тратится. Встречи, телефонные звонки, электронные письма, уведомления, чаты и многие другие отвлекающие факторы постоянно занимают ваше внимание.

Составьте себе расписание. Запланируйте все заранее.

Заключение

Принципы стоицизма дают жизни перспективу.

Они дисциплинируют и глубоко мотивирует нас. Нашу жизни и работу нужно строить на основных принципах стоицизма.

Делайте меньше, но лучше.

Меньше разбрасываясь и уделяя больше внимания вашей текущей задаче, вы измените вашу жизнь и работу. Не жертвуйте настоящим ради неизвестного будущего.

Наслаждайтесь тем, что вы делаете, и гордитесь своими результатами.

По словам Аристотеля: «Удовольствие от работы – это достижение совершенства».

    • 7 жизненных уроков Аристотеля, которые необходимо знать

Стоицизм и смерть: что философия говорит о самом большом страхе | Егор Нагель

Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать

Никто не знает точно, что делать со страхом своей смерти. Никто. Мы все боимся, ведь никто не знает, как это — умереть. Смерть наводит ужас и парализует. Если ночью она не мешает спать, то как минимум одаривает кошмарами.

Днем она заставляет двигаться вперед, чтобы сделать что-то, чем можно будет гордиться. Она несомненно придет к каждому. Но когда и что последует за этим? Этот вопрос терзает человечество тысячелетиями. И это великая тайна. Великая неизвестность. Великая неизбежность.

И для большинства людей — великий страх.

О смерти размышляли на протяжении всей задокументированной истории — от Шумеров до Инков и остались хорошие философские и практические советы о том, как преодолеть этот страх. Во всех книгах философов-стоиков прослеживается один практический совет — вести хорошую жизнь. Стоики не любили пустые слова, как это сейчас модно у коучей «помоги себе сам».

Чтобы помочь вести хорошую жизнь, они разработали целую концепцию, которая состоит из трех дисциплин: восприятие, действие, и воля. За каждой следует глубокий анализ и прожитые жизни. Восприятие — как мы видим вещи и события, действие — как мы реагируем, а воля — как мы терпим.

Эти три дисциплины составляют общий подход к жизни, который отвечает на все вопросы смерти.

Сила древней традиции — Momento mori

«Посмотри, на что уходит жизнь, посчитай, сколько времени тратим на низкие расчеты, сколько на интриги, сколько отнимает страх, сколько угождение тем, кто нужен, и сколько — угожденье тех, кому нужны, сколько времени уходит на хождение в суд по своим или чужим делам, сколько на пиршества, которые и есть собственно обязанности. Ты увидишь, что весь этот кошмар — или счастье, с какой стороны взглянуть — не дает нам перевести духа».

Сенека

Парадоксально, но то, от чего мы так отчаянно бежим в жизни, больше всего нам нужно — правды. Мы убегаем от всего, что напоминает о реальности. В фантазиях жить безопасно и приятно, хотя и неполезно.

Но есть один простой факт, который большинство из нас избегает настолько искусно, что совершенно не размышляют о нем, прикидываемся, будто его совсем нет: факт смертности.

Человек смертен и как бы не хотел избежать конца — он его настигнет.

Стоическая философия в осознании этого факта продвинулась настолько, что Сократ описал цель изучения философии как «чтобы научиться умирать и быть мертвым».

Ранние буддистские тексты использовали термин maraṇasati, что переводится «помнить смерть». Суфиев называли «люди могил», потому что они часто ходили на кладбища, чтобы поразмышлять о смерти.

Для современного человека все это кажется пугающим и странным. Кто хочет думать о смерти по своей воле?

Почему бы вместо того, чтобы бояться, сделать противоположное — принять ее? Что, если размышление над смертью — простой ключ к полноценной жизни? Что, если это ключ к нашей свободе, как сказал Мишель де Монтень: «Практиковать смерть — значит практиковать свободу. Человек, который научился умирать, разучился быть рабом».

В Древнем Риме была традиция. Когда полководец возвращался с победоносной битвы, жители Рима встречали его с ликованиями, возлагали на голову венец, всячески превозносили лестными словами.

Пиршество могло длиться несколько дней, полководец считался чуть ли не богом во плоти. И в это же время, согласно правилам, один раб должен был постоянно следовать за ним и время от времени шептать на ухо: «Respice post te.

Hominem te esse memento. Memento mori!».

«Оглянись. Помни, что ты смертен. Помни, ты должен умереть!»

Раб напоминал победителю на пике славы, что это обожание скоро закончится, закончится слава, и, в конце концов, закончится жизнь. Все смертны — ничто не вечно.

Размышление о своей смерти угнетает только если упускать ее суть. Фактически, смерть — инструмент, который помогает создать приоритеты в жизни и приобрести смысл.

Это инструмент, который использовали сотни поколений, чтобы понять, что делать в жизни, когда и, главное, зачем. Например, относиться ко времени как к подарку, и не тратить его на пустяки и суету.

Смерть не делает жизнь бессмысленной, а скорее целеустремленной и осмысленной.

К счастью, нам не нужно физически умереть, чтобы понять это. Простое напоминание может приблизить к жизни, которую мы отчаянно хотим продлить. Неважно, кто вы и сколько дел еще предстоит сделать, машина может врезаться в вас на перекрестке. Вот и все. Все может быть кончено сегодня, завтра, или когда-нибудь скоро.

Стив Джобс смог выразить подобную мысль никак лучше: «Память о том, что я скоро умру – самый важный инструмент, который помогает мне принимать сложные решения в моей жизни.

Потому что всё остальное – чужое мнение, вся эта гордость, вся эта боязнь смущения или провала – все эти вещи падают пред лицом смерти, оставляя лишь то, что действительно важно.

Память о смерти – лучший способ избежать мыслей о том, что у вам есть что терять. Вы уже голый. У вас больше нет причин не идти на зов своего сердца».

В смерти скрыта единственная вечная истина, на которую можно положиться: богатый ты или нет, успешный или нет, религиозный, философский или ученый — не имеет значения — смерть ждет каждого. От начала времен и до конца, смерть — это единое, что объединяет всех людей.

Короли, крестьяне, умные, глупые — все умирают или мертвы. Люди стараются не думать об этом. К сожалению, чем безопаснее становится мир, тем охотнее мы думаем, что будем жить вечно и все будет так, как хотим.

Стоики сказали бы, что смерть – это то, что придает жизни смысл — это неизбежный конец, который помогает нам максимально использовать отпущенное время.

Восприятие

Восприятие — то, как мы думаем о том, что видим. Фактически — наши мысли. Мысли формируют действия, потому что восприятие всегда приводит к деятельности (причем решение бездействовать — тоже действие). Восприятие — это вообще одна из главных идей, на которой строится теория познания в стоицизме. Марк Аврелий, Эпиктет, Сенека, Катон и прочие отцы стоицизма писали об этом.

Только человек обладает когнитивной способностью использовать восприятие, чтобы оценивать единичное событие либо как «добро», либо как «зло».

При этом, он основывается исключительно на интерпретации, навязанной первоначальным впечатлением. Стоики называли это «способностью разума» или «способностью выбирать».

Вместе с этим они утверждали, что не существует ни добра, ни зла — это просто продукт личного суждения.

Стоики потратили значительное количество времени и сил на размышления и попытки овладеть своим восприятием, потому что восприятие формирует поведение.

Если наше восприятие затуманено, окрашено эфемерностью, бессмыслицей, или если оно просто было подвержено давлению, сплавлено с нашими обстоятельствами и окружением, такие вещи, как страх, тревога, неуверенность и ощущение несчастья полностью контролируют жизнь. Этот процесс восприятия можно представить как привычку.

Привычки формируются из слушания, практики, повторения одного и того же изо дня в день. Во многом то же самое происходит и с восприятиями, укоренившимися в результате повторяющихся мыслей.

«Людей мучают не вещи, а представления о них».

Марк Аврелий

Таким образом, восприятие может быть мощным источником силы и решимости или мощным источником слабости и ужаса. Это правда, которая должна утешать. Мы можем контролировать свои мысли.

Мы должны сделать выбор. Мысли, интерпретации, впечатления, которые вы сейчас несете, могут быть с вниманием и устойчивостью перевернуты вверх дном. Тогда они будут служить вам, а не питать страх смерти.

Эпиктет говорил об этом через жизненные ситуации: «Никогда не говори, что ты что-то потерял, но говори, что отдал. Умер твой сын? Он был отдан назад. Умерла твоя жена? Она была отдана назад.

У тебя отняли участок земли? Следовательно, и он был отдан назад. Однако бесчестен тот, кто отнимает.

Но какое тебе дело, чьими руками даритель востребовал назад? А на сколько времени он даст тебе это в пользование, заботься о нём так, как постояльцы заботятся о гостинице».

Действие

Восприятие — то, что мы думаем о смерти. Действие — то, что мы делаем, основываясь на мыслях. Как мы относимся к страху? Разрешаем ли ему мучить нас? Выталкиваем ли из мыслей всеми силами и стремимся избегать? Помните, что противоположность фразы «поддаться страху» — «победить страх». Победить! Значит должна быть битва, а битва — это действие.

Если относиться к смерти пассивно, то страх становится мучительным, а его тень все темнее. Смерть может поляризовать жизнь и парализовать. Мы не хотим думать об этом. Мы не хотим говорить о ней. Мы стремимся избегать даже думать о том, что сами когда-то умрем.

Сталкиваясь со смертью близких, мы стремимся как можно быстрее «вернуться в строй» и не пускаем в голову мысли, потому что они парализуют.

Но этот как раз то, что мы должны делать — впустить смерть, говорят стоики! Мы не позволяем мыслям о смерти жить своей жизнью, приходить и уходить, когда им удобно.

Мы не позволяем мыслям загноиться от невнимательности, но всегда рассматриваем их сверху вниз, обрабатываем, как рану и помним, что это наше будущее. Мы используем смерть, чтобы получать силу, а не парализоваться. Тогда мы можем жить соответственно.

Memento Mori — это напоминание, что время скоротечно и у нас в распоряжении есть только настоящий момент. Воспоминание о смерти — это толчок счастья, когда понимаешь, что можешь отпустить все тривиальное и сомнительное.

Марк Аврелий сказал: «Сосредоточься на том, чтобы жить тем, чем можно жить (что означает настоящее)… тогда ты сможешь провести оставшееся время в спокойствии. И в доброте. И в мире с духом внутри тебя».

Это то, что все мы хотим получить — осмысленную жизнь, свободу от стрессов и тревог, которые слишком часто так легко впускаем. Примите меры. Начните свою битву. Подумайте о смерти.

Воля

Третья дисциплина, которой стоики посвятили огромное количество времени, — это воля. Стоики делили все на две категории: внутреннее и внешнее.

Внутреннее — это просто то, что мы контролируем, такие вещи, как восприятие и действие. Внешние факторы прямо противоположны. Внешнее — это то, над чем мы не властны.

Воля определяет наше отношение к тому, что находится вне нашего контроля, к тому, что происходит с нами под действием внешних сил.

Мы бессильны перед внешними событиями, за исключением того, как мы будем на них реагировать.

Воля обладает силой — она способна должным образом вырастить безразличие к тому, что находится вне нашего контроля. Цицерон также повторял, что бояться смерти довольно глупо.

Даже вне зависимости от религиозных взглядов или научного атеизма, эта древняя сила философии стоиков отрезвляет и успокаивает:

«Поистине несчастен человек, который за свою долгую жизнь не понял, что смерти нечего бояться. Ибо смерть либо полностью уничтожает человеческую душу, в этом случае она ничтожна, либо уносит душу туда, где она может жить вечно, что делает ее желанной. Третьей возможности нет».

Цицерон

Последние мысли этой статьи я хочу отдать Марку Аврелию, который тщательно описал, как думать о жизни и смерти: «Ты жил как гражданин в большом городе.

Пять лет или сто — какая разница? … И быть изгнанным из него не тираном или нечестным судьей, а природой, которая первая пригласила тебя войти в город — почему это так ужасно? Как импресарио, опускающий занавес перед актером: «Но я только три акта отыграл!» Да, так и есть.

Тогда это будет драма в трех действиях, продолжительность которой определяется силой, что руководила твоим творением, а теперь руководит твоим распадом. И не тебе решать. Так что уходи с благодатью — той же благодатью, которая тебе была показана».

Стоицизм во многом сконцентрирован на учении, как справляться с эмоциями. Но важно понимать, что стоики не поощряют нас подавлять свои чувства или игнорировать горе и страх.

На самом деле, было бы весьма тревожно, если бы мы никогда не испытывали горя. В стоицизме горе рассматривается как один из основных примеров универсального человеческого побуждения заботиться о других людях.

Короче говоря, наши эмоциональные реакции на смерть — это часть того, что делает нас людьми.

В чем суть отношения стоицизма к смерти

Основной посыл философии стоицизма о смерти заключается в том, что смерть — это не то, чего следует бояться. Любая игра бессмысленна без завершения. Книги и фильмы будут скучными без развязки. Спорт интересен тем, что есть конец и победитель.

Мы буквально бежим наперегонки с часами. Стоики советуют каждый день спрашивать себя, что я сделал сегодня и прожил ли день так, как считаю нужным? Если нет, то я живу в мире фантазий, где я не умру и обладаю бесконечным запасом времени.

Это глупая позиция.

Смерть пугает тем, что мы ничего о ней не знаем. Что будет после того, как мы умрем? Есть ли загробная жизнь или мы просто исчезнем в небытие? Бесчисленные философы сосредоточились на этом вопросе, но никто никогда не сможет сказать, что происходит наверняка.

Но по сути, неважно, что там происходит — выбора у нас немного. С гарантией в 100% наша жизнь ограничена исчезновением. Наши желания не имеют значения. В конце концов, что бы не происходило после смерти — изменить это не в наших силах и вне нашего контроля.

«Именно так: мы не получили короткую жизнь, а сделали ее короткой. Мы не обделены ею, а бессовестно ее проматываем. Как богатое царское достояние, перейдя в руки дурного хозяина, в мгновение ока разлетается по ветру, а имущество, пусть и скромное, переданное доброму хранителю, умножается, так и время нашей жизни удлиняется для того, кто умно им распорядится.»

Сенека

5 советов стоицизма для современной жизни

Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать

Стоицизм возник как философия, образ жизни, похожий на религию. Это философское течение прошло через тысячи лет, и учение стоиков даже сегодня продолжает быть актуальным. Основной целью древнего стоицизма было найти самый лучший и оптимальный образ жизни, который обеспечил бы комфортное существование каждому человеку.

Несмотря на то, что известнейшие представители этого направления, такие как Сенека, Эпиктет, доносили свои мысли до масс несколько тысячелетий назад, их воззрения и принципы актуальны до сих пор, и их можно использовать как некое руководство для жизни даже в современном мире. Мы выделили 5 основных мыслей стоицизма и хотим поделиться ими с тобой.

Возможно, это одна из лучших техник древних стоиков, которая учит ценить то, что у тебя есть, заодно позволяя человеку понять, что для него является настоящим богатством и какие ценности стоит оберегать так же, как банкир бережет свои счета.

Это учение не призывает тебя останавливаться в своем развитии, отказываться от своих целей, но в тот же момент позволяет переосмыслить то, чем ты так дорожишь.

Представь, что в один момент у тебя исчезнут все друзья. Один тебе казался слишком нудным, другого было не вытащить из дома, третий гиперактивный. Но несмотря на то, что все были разными, вы нашли общий язык и стали друзьями. А теперь их не стало. Не стало и любимой девушки.

 Хотя она была любительницей выяснить отношения, ты считал ее хорошей и надежной подругой. Но теперь и ее нет. Маленькая квартира недалеко от центра, но размер жилплощади оставляет желать лучшего, да и ты часто жаловался на узкие коридоры и грязный подъезд.

Так вот, дома у тебя тоже больше нет.

Как тебе такая жизнь? Наверное, она кажется пустой, ты чувствуешь себя одиноким и брошенным. Если вовремя не сделаешь переоценку ценностей, если не сможешь понять, насколько счастливым человеком являешься на самом деле, то в один момент есть риск потерять все, что у тебя есть. И речь не только о материальных ценностях.

Философские вопросы, которые не имеют однозначного ответа

2. Помни, что ты тут не навсегда

«Давайте научим наши умы мыслить так, будто мы дошли до самого конца жизни. Дальше не будет ничего. Давайте каждый день жить ярко. Тот, кто живет, будто сегодня последний его день на Земле, не бывает несчастлив и не тратит времени даром».
Сенека

Представь, будто сегодня твой последний день на Земле. Как ты его провел? Общался с друзьями, занимался тем, что так любишь, позвонил родителям, наконец-то уделил время себе? Скорее всего, нет, ведь ты, как и большинство людей, погружен в постоянные заботы, суету, где практически не остается места для радости.

Мы проживаем жизнь так, будто человеческий век бесконечен, и можно пренебречь бесценными минутами, часами, днями, которые даны каждому из нас.

Не совершай этой ошибки — живи так, будто твое время на исходе; цени каждый радостный момент, который можешь разделить с близкими, ведь все это может закончиться в любую секунду.

Пол Каланити написал книгу «Когда дыхание растворяется в воздухе». Примечательно то, что писал он ее в тот момент, когда умирал от рака легких. В этой книге есть одна фраза: «Даже если я умираю, пока я не умру, я все еще живу».

Человек даже на пороге смерти не впадал в отчаяние и старался жить максимально насыщенной жизнью, отчасти из-за осознания скорой смерти, а отчасти из-за того, что понял тщетность большинства мирских забот. Не воспринимай каждый новый день как должное, а старайся жить яркой жизнью, ценя окружающих тебя людей.

3 восточных философии для тех, у кого не получается жить нормально

3. Устанавливая цели, не думай о результате

«Некоторые вещи находятся в пределах нашей власти, а другие — нет. В нашей власти есть мнение, мотивация, желание, отвращение и, словом, все, что от нас зависит; не в нашей власти — наше тело, наша собственность, репутация — словом, все, что не принадлежит нам».
Эпиктет

Когда мы ставим перед собой цель, то сразу же думаем о тех благах, результатах, которые принесет нам ее достижение. После мы начинаем представлять все те сложности и трудности, которые предстоит преодолеть, и именно мысли о негативном исходе могут зарубить на корню даже самые амбициозные начинания.

Но подумай вот о чем: спортсмены не думают о поражении, когда усиленно тренируются перед соревнованиями — в их умах лишь победа. Они готовят свое тело, чтобы стать лучшими из лучших.

Футболисты не боятся поражения из-за того, что во время матча вдруг пошел дождь (ну кроме нашей сборной), ведь эти атлеты тренировались для того, чтобы победить.

Хочешь найти себе хорошую подругу? Не думай о том, где ее искать и как завоевывать сердце — преврати себя в такого парня, с которым бы захотела быть каждая девушка. Работай над собой, моделируй ситуацию, создавай возможности, чтобы в итоге результат превзошел ожидания.

4. Не бойся дискомфорта

«Природа смешивает удовольствие с необходимыми вещами не для того, чтобы мы искали удовольствие, но для того, чтобы удовольствие могло сделать существование привлекательным для нас».
Сенека

Мы стремимся сделать нашу жизнь максимально комфортной, ищем теплое местечко для жизни, избегаем конфликтов, трудностей, перекладываем работу на других. Мы жаждем лишь мгновенного удовольствия, легкой жизни, ограждаем себя от различных испытаний.

Но что получаем в итоге? Отсутствие стрессоустойчивости, неспособность бороться за свои идеалы. Такие изнеженные люди не умеют достойно конкурировать, неспособны отстаивать свои жизненные позиции. Это превращает человека в аморфную личность, которая будет существовать, слушая лишь чужие указания.

Ты не должен бояться сталкиваться с дискомфортом в своей жизни, и вот почему :

1) Это отличная подготовка к будущим испытаниям. Многие парни упорно тренируются перед тем, как поступить в военное училище. Сейчас им тяжело, зато в дальнейшем они будут чувствовать себя комфортно и покажут отличные результаты; 2) Ты научишься планировать риски, а неудача не будет выглядеть как злой рок;

3) Ты научишься ценить то, что у тебя уже есть, и не будешь принимать многие вещи как должное.

5. Работай над характером и твори добро

«Каждый день — возможность уменьшить количество своих пороков».
Сенека

Для стоиков одним из смыслов жизни было самосовершенствование, работа над характером и обретение добродетели. Философы считали, что лишь добрый человек, который способен жить не только ради себя, но и приносить пользу другим, творить добро, достоин называться полезным человеком.

Такая личность не оставит никого в беде, будет стремиться занять лидерские позиции, чтобы объединить вокруг себя массы и направить их по верному пути. У каждого из нас есть лучшая версия себя, которую мы идеализируем и думаем: «А как я должен был правильно поступить в этой ситуации?».

Чтобы понять свою суть, задай себе некоторые из этих вопросов, заодно обращаясь к своей «идеальной версии»:

Моя «идеальная версия» нашла бы 40 минут в день для тренировки? Моя «идеальная версия» нашла бы 5 минут, чтобы позвонить и поговорить с родителями? Моя «идеальная версия» часто звонит старым друзьям?
Моя «идеальная версия» покрыла бы матом с головы до ног парня, который нагло подрезал меня на трассе?

И так далее.

https://www.youtube.com/watch?v=fcyHAeoZN9w

Если ты стремишься к саморазвитию, то просто стань добрее. Тебе кажется, что это просто и быть добряком очень легко, но не стоит так думать. Порядочных, светлых людей не так-то много в нашем мире.

К тому же тебе придется сочетать внутреннюю доброту с железным характером, ведь люди часто путают добро и слабость.

Старайся помогать другим, избавься от злости, чтобы начать жить в спокойствии и гармонии.

Великие философы и их невероятное видение этого мира

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.