Симптомы заниженной самооценки у ребенка

Содержание

Поднять самооценку у ребенка помогут 8 простых правил

Симптомы заниженной самооценки у ребенка

По утверждению психологов, ребенок, который часто произносит выражения, подобные: «Я не справлюсь, задание слишком сложное», «На тренировке ребята отжимают больше, чем я», «Я не могу стать спортсменом, потому что быстро устаю», «Я не получу высокий балл, потому что я слишком глуп и не смог разобраться в теме урока» и так далее, обладает заниженной самооценкой.

Во всем мире, вне зависимости от положения в обществе, благосостояния, менталитета, сталкиваются с такой психологической проблемой.

Главной задачей родителей является помощь ребенку справиться с собственной слабостью, неуверенностью и разрешить проблемы с самооценкой. Важно понимать, что уверенность в собственных силах у человека периодически пропадает на протяжении всей его жизни.

Поэтому необходимо уже в детстве взрастить задатки работы над собой, чтобы побороть сложности в эмоциональном состоянии.

Так что же такое самооценка? Как она проявляется и как ее полноценно развить?

Что такое самооценка?

Самооценка – это субъективная оценка личности, то есть, она отражает то, что мы думаем о себе. В связи с этим возникает вопрос, свойственны ли детям подобные размышления? Оказывается, дети сталкиваются с такими мыслями. Однажды ребенок станет взрослым, поэтому его самооценка сыграет весомую роль в выборе жизненного пути.

Известно две грани самооценки: низкая и высокая. Под первой подразумевается отсутствие уверенности в собственных силах, правильности мыслей. У ребенка отсутствует положительный образ собственного «я». Все это отражается не только на учебе, наличии друзей, но и на главном факторе – ощущение счастья.

Как развить высокую самооценку у детей?

Начнем с того, что самооценка у ребенка развивается с раннего возраста, поэтому родители играют в ее становлении главную роль. Мама и папа оказывают огромное влияние на жизнь малыша, все, что они говорят и делают, словно в зеркале отражается в ребенке, его мышлении и отношении к самому себе.

Психологи выделяют несколько способов развития высокой самооценки у детей:

  • Если родители проявляют к своему ребенку безусловную любовь, принимают его таким, каким он есть, учат его любить и понимать окружающий мир, прислушиваться к собственным ощущениям и мыслям, то этот малыш с младенчества взрастит в себе зерна высокой самооценки. Мама и папа обнимают ребенка, говорят добрые слова, поддерживают в начинаниях, поэтому малыш чувствует себя любимым, что делает его увереннее. Психологами доказано, что для проявления любви достаточно только улыбки.
  • Родителям следует акцентировать внимание ребенка на его сильных сторонах, достоинствах, а не на недостатках. Важно поощрять его в начинаниях, чтобы появилось желание проявлять свои таланты, сильные стороны. Но при этом нужно помочь ребенку соразмерно оценить свои силы, определить слабости, найти способ избавиться от смущения и робости.
  • Неизменной задачей родителей является поощрение малыша к достижению успеха. Да, даже взрослым не всегда удается такими быть, проигрывать – это нормально. Успех не является показателем ценности, уровнем высокой самооценки.
  • Следует развивать у ребенка новые способности и навыки, потому что они приведут его к достижению новых высот. Пусть это будут не столь важные для жизни умения, допустим, выращивание зеленого лука в зимнее время, выгуливание собаки или кормление черепашки. Все это повышает его самооценку.
  • Если ребенок имеет выбор, значит, в нем развивается ответственность. При этом малыш ощущает свою значимость, чувствует себя лучше и увереннее. Возможность выбора дает ему понять, что есть шанс одержать победу или подвергнуть себя риску. Родителям рекомендуется начать с малого, например, позволить ему выбирать самостоятельно одежду на прогулку, сад или школу, выбирать продукты или игрушки, которые хочется взять на пляж или пикник. Только после таких маленьких шагов, ребенок будет способен самостоятельно принимать решения относительно важных жизненных проблем.
  • Когда взрослый решает какой-то проблемный вопрос, то в нем проявляется ощущение чувства выполненного долга. То же самое происходит и с ребенком. Не стоит решать вместо него проблемы, подтолкните его к самостоятельному решению, пусть он сам справиться с ними. Все это повышает у малыша чувство собственного достоинства на интуитивном уровне.
  • Важно научить ребенка заботиться о себе, об окружающих. Задача родителей: научить ребенка поддерживать здоровый образ жизни, заботиться о себе. Сюда же входит выбор одежды в зависимости от погоды.
  • Малыши от природы являются натурами любознательными и стремящимися пробовать что-то новое и необычное. Если он проявляет интерес к новым видам спорта, не нужно мешать ему, пусть ищет себя. Следует поощрять его в поисках нового и полезного, но при этом рассказывать о возможных сложностях.
  • Если малыш хочет попробовать свои силы в единоборствах, то следует объяснить ему, что нужно будет раньше вставать, усиленно заниматься, но все это сделает его лучше.

Суть вышеперечисленного состоит в том, что родителям следует поощрять ребенка, а не хвалить его. От похвалы человек получает больше вреда, чем пользы.

Если родители часто используют слова «потрясающе», «прекрасно» и другие, то самооценка ребенка затормаживается, что мешает его саморазвитию.

Нередки случаи, когда малыш противится частым словам похвалы и старается сделать наоборот, чтобы указать на ошибку родителей.

Развлекательные игры и увлекательные занятия для развития самооценки у детей

Итак, похвала отрицательно отражается на саморазвитии и внутренней мотивации ребенка. Есть один беспроигрышный способ, который позволит родителям поднять самооценку ребенка – это игры. Ниже перечислены некоторые из них:

«Я»

Игра позволит выяснить предпочтения ребенка, что ему нравится, чем он гордится. Также в ходе игры выясняется, чего опасается малыш, чего стыдится и какие недостатки имеет?

Позвольте ребенку ответить на несколько вопросов. Также приготовьте ватман, старые журналы и газеты, клей, ножницы, фломастеры. На бумаге ребенок перечисляет свои положительные и отрицательные качества. Затем акцентируйте внимание малыша исключительно на его положительных характеристиках.

Далее идет работа с образами. В центре ватмана наклеивается фотография ребенка, а вокруг нее пишутся все положительные слова, которые выбрал для себя ребенок, а также те, которые помогли выбрать родители. Полученный яркий коллаж повесьте на видное место в детской комнате. Это позволит усилить восприятие положительных качеств у ребенка.

Жизненные достижения ребенка

Вне зависимости от возраста, ребенок имеет собственные достижения и успех в своих делах. Родителям нужно напомнить ему об этом. Для этого снова понадобится лист бумаги и ручка.

Мама и папа могут первыми начать описывать достижения ребенка, а продолжить он сможет сам.

Это может быть преодоление страха перед клеткой тигра в зоопарке или выход к доске у строгого преподавателя, мытье посуды или победа на олимпиаде.

Перечень подобных достижений напоминает малышу о том, что он обладает большим потенциалом. Пусть запись происходит ежедневно, это развивает уверенность и повышает самооценку.

Получение положительного опыта

Здесь все просто. Малыш приобретает полезный положительный опыт в игре или групповом занятии с родителями. Для игры понадобится емкость и карточки.

Участники становятся в круг, записывают на карточке свои имена и кладут в емкость. Карточки перемешиваются. Затем участники берут карточки в руки, читают имя и записывают одно положительное качество этого человека. Затем карточки снова перемешивают, раздают и действие повторяется вновь. В итоге, каждый участник получает информацию о том, что думают о нем окружающие.

«Я боюсь, поэтому не смогу»

Невероятно, но страх способен запретить человеку выполнять не только сложные, но и простые задачи. Следующая игра позволит ребенку перебороть страх и стать увереннее. Здесь также нужно воспользоваться бумагой и ручкой.

Ребенку нужно перечислить на бумаге свои страхи. Нередко дети пишут то, что боятся произнести вслух, например, боязнь посещать бассейн из-за лишнего веса, посещать тренировки по единоборству – по причине шанса проиграть, выступать перед публикой, приглашать на день рождения, попросить ручку или книгу. Предложение должно иметь следующий вид: «я боюсь просить помощь на уроке, потому что…».

Затем нужно предложить ребенку сделать то, чего он боится. Пусть он представит, что во время урока просит у своих одноклассников учебник.

И еще один важный аспект. После каждого описанного ребенком страха, он должен написать несколько вариантов его преодоления. Пусть наравне с волнением и негативными ощущениями будет написано, даже если я промолчу и не попрошу учебник, я сделаю хороший конспект и выучу урок. Это облегчит страх и неуверенность в своих возможностях.

Игра для матери и дочери

Мать для своих детей является мощным подражателем. То, как мать позиционирует себя, как ведет, отражается на девочке. Поэтому следующая игра поможет повысить самооценку девочке.

Нужно взять ватманы, маркеры или фломастеры.

Создаем четыре плаката: два «Я», «Моя мама», «Моя дочь». Отдайте девочке плакать «Я» и «Моя мама». Пусть она подробно опишет положительные качества свои и матери. Остальные плакаты следует заполнить маме. После этого нужно обменяться работами и изучить, что написано на них. Как показывает практика, самое сложное – это мотивировать дочь писать о себе самой что-то положительное.

Ответственность

Если родители доверяют ребенку, то в нем развивается ответственность. Лучший способ повысить самооценку малышу – это доверие со стороны родителей. В этой игре также понадобится лист бумаги и ручка. На бумаге перечисляются задания, которые под силу выполнить ребенку. Это может быть уборка постели, складывание вещей или обуви, полив цветов и другое.

После того, как ребенок выполняет какое-то задание, он получает похвалу. Но здесь важно не переусердствовать. Если малыш допускает ошибки или ленится что-то делать, мотивируйте его, помогайте исправить неточности, но не акцентируйте внимание на его недостатках. Эта игра улучшает самовосприятие ребенка, придает ему внутреннюю силу.

Игра на визуализацию

Негативные мысли, апатия или лень способны тяготить даже уверенного в себе человека, что же говорить о ребенке? Если малыш переживает подобный период, ему можно помочь игрой на визуализацию или, другими словами, медитацией. Способ немного непривычный для менталитета людей нашей страны, но признанный как эффективный во всем мире. Поэтому психологи рекомендуют взять его на вооружение и использовать по мере необходимости.

Игра начинается с разговора. Родитель узнает, чего остерегается ребенок, почему испытывает негативное ощущение к какому-то действию или предмету, почему он недоволен своим поведением.

За основу медитации берется определенный вопрос и ребенку предлагается сосредоточиться на возможных путях решения его. Малыш закрывает глаза и визуализирует в своих мыслях то, что он чувствует, когда справляется с поставленными задачами.

Рекомендуется не только устно описать свои ощущения, но и записать их.

Изменение внутреннего диалога

Внутренний диалог – мощная практика, которая оказывает грандиозное влияние на человека, его душевного состояние. Не имеет значения, что говорят или думают окружающие, главное то, что человек думает сам о себе, то, во что он верит. Эта практика способна всего за несколько часов сменить негативный взгляд на положительный.

Берется ручка и бумага. Лист делится на две колонки с названиями положительных и отрицательных черт характера и убеждений. В первую колонку записывают все негативные качества. Во второй ребенок должен преобразовать их в положительные. Все фразы должны быть четки и понятными ребенку.

Применяйте свой родительский опыт, вспоминайте то, как решали вопросы в детстве и юности. Используйте свое влияние и авторитет перед ребенком, все это оказывает положительное влияние на развитие высокой самооценки ребенка.

Комплекс неполноценности (заниженная самооценка) у детей и подростков. Признаки и причины его возникновения

Симптомы заниженной самооценки у ребенка

Заниженная самооценка или комплекс неполноценности — это постоянное, навязчивое ощущение себя хуже других, сопровождающееся постоянной неуверенностью в себе и своих силах.

Самооценка ребенка влияет на то, как ребенок умеет общаться, как реагирует на критику, как ведет себя в конфликтной ситуации, насколько сильно он стремится к общению, каких друзей себе выбирает.

Признаки заниженной самооценки у детей и подростков:

  • Внешний вид — может быть неряшлив, небрежен.
  • Тихий тембр голоса, невнятная речь, заискивающие интонации, привычка извиняться без видимых причин за свои поступки.
  • Излишняя критичность к себе и своим поступкам, самобичевание.
  • Часто на лице страдальческое выражение лица, при разговоре дети с комплексом неполноценности обычно избегают смотреть на собеседника; чрезмерно сутулятся (желание быть незаметным); садятся на самый край стула, переплетая ноги (защита от окружающих) или пряча их под стул.
  • Малообщительны, ведомые, постоянно жалуются на плохое самочувствие, неприятности. Чаще всего неуверенные в себе дети и подростки — интроверты (эмоции, чувства направлены внутрь себя, а не во внешний мир). 
  • Излишняя агрессивность. Грубость с окружающими как защита от внешнего мира, неверие в себя рождает недоверие и к окружающим.
  • Болезненная реакция на критику, плаксивость.
  • Чрезмерная внешняя самоуверенность в поведении, как ни странно, говорит о низкой самооценке, сопровождается желанием «выделиться из толпы» (необычная одежда или поведение с претензией на «оригинальность»). Особенно сильно проявляется в подростковом возрасте.
  • Желание быть первым всегда и везде. Подросток живет в постоянном стрессе, вынужден доказывать себе и окружающим, что он лучше всех. Личности, уверенной в себе, любящей себя, нет нужды доказывать свою «исключительность».

Эти признаки могут наблюдаться по отдельности или в разном сочетании.

Почему у ребенка заниженная самооценка? Основные причины:

  • Наследственный фактор. Особенности физического развития (наличие заболеваний, инвалидности способствует формированию комплекса неполноценности), темперамента (к примеру, сангвиники чаще всего общительны, склонны к лидерству, меланхолики очень впечатлительны, остро чувствуют других людей и их чувства), умственные способности (у детей, имеющих умственные отклонения или задержку психического развития, комплекс неполноценности может быть особенно ярко выражен).
  • Воспитание. Гиперопека — излишняя и навязчивая забота или гипоопека — отсутствие теплых и доверительных отношений между ребенком и родителями. Даже любящие родители, сами неуверенные в себе, вряд ли смогут воспитать активного и уверенного в себе ребенка. Ведь как можно учить тому, что не умеешь сам?
  • Социальные контакты — отношения вне семьи с одноклассниками, педагогами, друзьями, знакомыми. Детям, особенно в подростковом возрасте, свойственен «дух коллективизма», им важно быть не хуже других (по их мнению), нередко травля одноклассников из-за особенностей внешности, физического или психического развития ребенка крайне негативно сказывается на характере — подросток или замыкается в себе, или становится агрессивным.

Непостоянство уровня самооценки

Уровень самооценки может измениться: есть немало способов избавиться от комплекса неполноценности и стать уверенным в себе человеком. Более подробно можно прочитать в статье Как стать уверенным в себе?.

Среди знаменитых людей, добившихся успехов, есть множество тех, кто в детстве имел низкую самооценку, но сумел справиться с ней.

Уровень самооценки может стать ниже из-за серьезных неудач, длительной стрессовой обстановки, проблем общения с родителями и т.д.

Кто чаще страдает комплексом неполноценности?

Комплексу неполноценности подвержены дети, воспитывающиеся без родителей, нежеланные дети — они уже во младенчестве ощущают свою ненужность в мире. У них нет поддержки и опоры в виде родителей, они чувствуют себя несовершенными и не умеют себя любить, рассматривают себя как помеху, а не как свободную личность.

Опасность комплекса неполноценности

Комплекс неполноценности не только мешает развитию личности, но и может перерасти в затяжную депрессию, невроз, особенно если он усугублен иррациональным (необъяснимым, подсознательным) чувством вины.

Кроме того, если ребенок или подросток страдает заниженной самооценкой, то у него могут быть страхи, фобии, и другие навязчивые состояния, могут возникнуть и психосоматические заболевания (физиологические заболевания на фоне психических факторов).

Справиться с тяжелой формой этого комплекса помогут специалисты (психологи, психиатры, психоневрологи).

Екатерина Пашкова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Заниженная самооценка

Симптомы заниженной самооценки у ребенка

Заниженная самооценка может проявиться в любом возрасте, но задатки ее формируются родителями в детстве. В современном социуме она является часто встречаемой проблемой и характеризуется неадекватным видением личностью самой себя. Данная проблема может серьезно подпортить жизнь индивиду.

К основным «спутникам» заниженной самооценки относят конфузливость, боязнь быть непринятым или получить отказ, нерешительность, неуверенность в личном потенциале и собственной привлекательности, ревность, трусость, застенчивость, чрезмерную обидчивость, зависть, опасение показаться смешным.

Люди с заниженной самооценкой могут так никогда и не стать победителями. Они заведомо в социуме занимают невыгодное положение.

Причины заниженной самооценки

К основным причинам возникновения заниженной самооценки относят оценку и влияние родителей в детском возрасте, принятие оценочных мнений окружающих людей как объективную реальность, придание значимости какому-нибудь делу, в котором вы одержали поражение, завышенный уровень притязаний.

Самооценка личности, как многое другое, начинает свое формирование с раннего детства. В данном периоде малыш пока не может самостоятельно оценивать свои поступки и действия, поэтому мнение о себе он составляет посредством внушения ближайшего окружения, в основном при помощи родительских реакций на все его действия и поступки.

Не уделяя детям любви, внимания и ласки родители в них зарождают заниженную самооценку. Постоянная критика в адрес малышей, чрезмерная требовательность к ним обязательно отражается на всей их дальнейшей жизни. Беспрерывная критика от значимых для детей фигур приводит к весьма низкой степени самоуважения. Ребенок привыкает к постоянной критике и воспринимает ее как норму.

Поэтому подрастая, он уже не будет требовать к себе лучшего отношения.

Еще одной причиной заниженной самооценки, которая берет свое начало из детства, является использование в воспитании родителями «тарани долженствований».

Чрезмерное использование данного метода воспитания может вызывать у детей чувство огромной ответственности, впоследствии которое приводит к эмоциональной скованности. Часто взрослые говорят: «Твой отец уважаемый человек, поэтому ты должен себя вести как он».

В подсознании малыша формируется эталонная модель, воплощая которую, он станет хорошим и идеальным, однако т.к. она не осуществляется, появляется несоответствие между идеалом и имеющейся реальностью.

Детские заболевания или внешние дефекты также могут внести негативный вклад в развитие самооценки. Больной ребенок или ребенок с недостатками внешности ощущает себя не таким как окружающие. Если в детском возрасте над его дефектами насмехались сверстники, непрестанно напоминая ему об их существовании, то у такого ребенка обязательно будет низкая самооценка.

Вне зависимости хорошего или плохого выполнения задания всегда находятся люди, которые будут критиковать. Если человек будет принимать все без исключения высказывания окружающих на веру, то обязательно это отразится на его самооценке.

Люди с заниженной самооценкой личности характеризуются устойчивым приданием большой значимости некоторым событиям или считают себя заведомо проигравшими в сравнении с другими. Это рушит их уверенность в себе и личном потенциале, ведет к утрате чувства личного достоинства, что, в конечном итоге, приводит к заниженной самооценке.

Часто индивиды по незнанию определяют для себя с целью достижения, настолько завышенные цели и очень короткий период времени для осуществления, что их реализация является практически нереальной.

После того, как они не достигают этих целей, у них значительно ухудшается самооценка.

 Индивид перестает верить в личный потенциал, разочаровывается в собственных силах и прекращает совершать любые попытки для воплощения в жизнь своей мечты.

Признаки заниженной самооценки

Основным признаком, по которому можно сделать вывод о наличии у индивида низкого уровня самооценки является отношение к его личности окружающих. Ведь окружающие интуитивно воспринимают личность в соответствии с ее самооценкой.

Поэтому, если человек относится к себе с уважением и принимает свою личность, то его обязательно будут принимать и уважать окружающий социум. Если же человек не любит себя, то и не следует ждать любви от окружающих людей.

Ведь когда индивид сам принижает себя в собственных глазах, тогда и другим довольно трудно относиться к нему и думать о нем по-другому.

Кроме этого, индивидуум с низким самооцениванием будет неосознанно выбирать для себя таких же партнеров по взаимодействию, которые лишний раз будут только такую самооценку подтверждать.

Такое поведение идет от того, что каждая личность стремится непроизвольно удостоверить свою самооценку.

Такая тенденция для личностей с внутренней неуверенностью, нерешительностью и заниженным самооцениванием является естественной.

Проблема заниженной самооценки часто сопровождается привычкой постоянно жаловаться на жизнь, обстоятельства, свою беспомощность, невозможность ничего изменить в сложившихся условиях, влечением мысленно называть себя невезучим, плохим, несовершенным и т.д.

Ощущение чувства жалости к себе происходит от неспособности управлять собственной жизнью. Люди осознанно отдаются на милость окружающих или обстоятельств. Их то и дело толкают в ту или другую сторону.

Они позволяют другим расстраивать себя, ранить, ругать, критиковать и злить, поскольку имеют зависимый характер и любят внимание, хотят всем быть хорошими. Часто многие индивиды радуются тому, что они болеют.

Ведь в слабости заключается сила – окружающие начинают уделять им до такой степени желанное внимание и всегда готовы услужить.

Люди склонны обвинять окружающих и жаловаться на них, потому что отказываются взять ответственность за все происходящее с ними на себя. Ведь намного проще переложить вину на окружающих людей или неудачные обстоятельства, чем осознать, что проблема заключается в нем самом.

Индивид, который имеет привычку жаловаться окружающим и винить их в собственных неудачах, ощущает себя неполноценной личностью и старается закрепить свое положение, унижая других. Довольно часто индивиды вменяют в вину другим то, что не любят в себе или в чем обвиняют себя.

Они рвутся осуждать в окружающих индивидах именно те недостатки и слабости, которые есть в них самих.

Проблема заниженной самооценки также заключается в акцентировании своего внимания на собственных недостатках. Люди с заниженной самооценкой обычно выглядят следующим образом: понуренная голова, грустная мимика, уголки рта опущены книзу, скованность движений и т.д. Человек с адекватной самооценкой выглядит более расслабленным физически.

Манера одеваться также свидетельствует об адекватности самооценки. Прическа, одежда, макияж и  ухоженность является своеобразной самопрезентацией личности.

Индивиды с низким уровнем самооценки характеризуются неадекватными реакциями на критику. Любые замечания и высказывания они принимают на свой счет. Нужно понимать, что абсолютно все люди могут совершать ошибки.

Обсуждение и разбор ошибок будет конструктивным, если разговор ведется с адекватной личностью.

Индивид с низким уровнем самооценки воспринимает разбор ошибок как личное оскорбление, своеобразное свидетельство собственной неполноценности, душевную травму.

Заниженная самооценка мешает такому человеку отделить свою личность от проблемы, себя от ситуации. Личности, надевающие фальшивые маски, думают, что они хуже окружающих.

Стремясь противостоять этому ощущению, они часто бывают фамильярными, хвастливыми, они излишне громко говорят, показательно смеются или пытаются сразить своим материальным благополучием. Такие люди не хотят демонстрировать окружающему обществу подлинное отношение к себе.

Искусственные маски предназначаются для прикрытия собственной неуверенности, являются попыткой компенсировать дефицит собственного достоинства.

Люди с заниженной самооценкой, как правило, характеризуются отсутствием близких друзей.

Ощущая неприязнь к собственной личности, они делаются или «одиночками», которые живут отдельно от социума, или придерживаются противоположной манеры поведения и превращаются в агрессивных, напористых, излишне критичных, требовательных людей. Ни одна из перечисленных моделей поведения не содействует дружеским отношениям.

Заниженная самооценка довольно часто может сопровождаться боязнью совершить ошибку. Постоянно сомневаясь в возможности осуществить то, что от него ждут другие, индивид обычно не делает вообще ничего или может отложить выполнение действий на более длительный срок.

Человек отказывается принимать решение, так как считает, что не сможет сделать верный выбор. Результатом заниженной самооценки одного партнера или обоих супругов одновременно может быть развод.

В основном распадаются такие союзы, в которых один из партнеров испытывает устойчивую потребность доминировать над супругом, контролировать его или безраздельно им владеть.

Как избавиться от заниженной самооценки

Возникновение неадекватного оценивания самого себя является, на самом деле симбиозом из страхов, чувства вины, обид, стыда, которые чаще всего людьми не осознается.

Завышенная и заниженная самооценка считаются двумя сторонами одной медали непринятия своей личности.

Ведь в случае малейшего неуспеха завышенный уровень самооценки мгновенно трансформируется в заниженный, а в случае успешности – заниженная  степень самооценки стремительно переходит в завышенную, таким образом она никогда не бывает адекватной. Поэтому завышенная и заниженная самооценка могут сосуществовать в одной личности.

Как бороться с заниженной самооценкой? Изначально следует обнаружить причины ее возникновения и переосмыслить их.

Работа с заниженной самооценкой начинается с осознания собственных преимуществ и изъянов, удостоверения в том, что вы обладаете замечательными качествами и сильными сторонами, которые достойны уважения и высокой оценки.

Можно сыграть с самим собой в довольно простую игру, которая заключается в ежедневном свершении трех вещей, которые доставляют вам радость.

Нужно начать жить для себя, поэтому следует строить простейшие планы и выполнять их, жить с хорошим настроением, позитивным настроем, чаще улыбаться и регулярно хвалить себя.

Занижена самооценка, что делать? Для начала нужно полюбить себя со всеми изъянами, ошибками, дефектами и недостатками. Следует постараться понять, что вы, как и любой другой человек, сотканы не только из недостатков, но еще имеете массу достоинств и преимуществ.

Нужно научиться следить за собой, за своей походкой, манерой поведения и др. Если вы заметили, что шагаете по улице, смотря себе под ноги, то переведите взгляд вперед, нацепите на лицо улыбку, вспомните приятные моменты жизни и смело идите навстречу мечте.

Как бороться с заниженной самооценкой? Очень просто! Нужно всего лишь начать ценить себя. А для этого дайте себе возможность заниматься тем, к чему у вас лежит душа, начните больше читать. Может нужно сменить работу? Если нет такой возможности, то найдите себе любимое хобби.

Работа с заниженной самооценкой заключается в самоконтроле и тренировки силы воли. Активный отдых, физические упражнения, ежедневные тренировки, контрастный душ – идеально укрепляют тело и дух.

Как избавиться от заниженной самооценки? Ответ на этот вопрос лежит в хорошем отношении к окружающим и любви к ближнему. Старайтесь помогать людям, не избегайте просьб о помощи, если можете помочь. Это придаст вам значимости в собственных глазах.

Измените свои взгляды на окружающий мир и социум. Избавляйтесь от постоянных удручающих мыслей о надобности повышения уровня самооценки. Такие мысли не приведут к хорошему результату. Самое главное правило на пути к адекватному самооцениванию – это вера в самого себя, личный потенциал и собственные силы.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Как узнать самооценку ребенка: определяем и принимаем меры

Симптомы заниженной самооценки у ребенка

Привет, привет, родители!

В малыше с двух лет уже начинает формироваться самооценка, он начинает понимать и осознавать всю важность своего прибытия и может в некотором смысле нести ответственность за свои поступки и даже действия.

В будущем это непосредственно скажется на его жизненном статусе, его социальном положении, взаимоотношениях с другими людьми.

Самооценка, как взрослого человека, так и маленького ребенка играет непосредственную роль в его жизни и напрямую связана с его личными успехами и достижениями. Безусловно, немаловажную роль в этом играет и мотивация.

Поэтому, так важно отнестись к ее формированию именно в дошкольный период, когда закладывается фундамент. Если не будет слишком перекошена в ту или иную сторону, можно скорректировать в последующие годы.

Но как, говорится, лучше все делать вовремя и меньше нужно будет исправлять в последствии.

Из чего же складывается самооценка маленького ребенка? От чего зависит ее перекос? Как не наделать ошибок или исправить имеющиеся? Как узнать самооценку ребенка?

Интересно? Будем читать?

Как формируется?

Мнение о себе у маленького ребенка начинает формироваться в возрасте с 2,5 — 3 лет посредством переживания кризиса самостоятельности, когда ему хочется все попробовать делать самому. Вторым показателем формирования является похвала со стороны взрослых, это является основным стимулом для дальнейшего выполнения определенных действий.

Часто в этом возрасте малыши делают определенные поступки для того, чтобы на них обратили внимание, сначала для мамы: ребенок рисует и бежит показывает маме свое изображение, или висит на турнике с одной рукой и кричит маме, чтобы она посмотрела, как он может. Встревает в разговоры взрослых со своей «срочной»просьбой.

Важно обращать на все это внимание, не игнорировать, а корректировать, стимулировать, подбадривать, объяснять, мягко направлять в нужное русло.

Повторю, сначала это для мамы и близкого окружения, где вращается ребенок, затем для воспитателя, учителя, тренера, а потом для понравившейся девочки и так далее. Так складывается наша жизнь, и все это наслаивается, формируется, и лепется она, как слоеный пирог, самооценка человека.

Как определить?

Чтобы определить самооценку своего ребенка совсем не обязательно быть детским психологом, в помощь вам подойдут всевозможные тесты, игры, да и само поведение ребенка расскажет вам об этом.

У ребенка и у взрослого человека может быть завышенной, заниженной и адекватной.

При нормальной (адекватной) самооценке человек оценивает свои силы и возможности так, какие они на самом деле, без каких-то обид на себя или окружающих. Это не приводит к дискомфорту. Взрослый, зная свои слабые и сильные стороны, может использовать в своих личных целях. Такие люди жизнерадостны и оптимистичны.

Признаки заниженной самооценки

Заниженная самооценка приносит много печали и горя своему обладателю. Ребенок превращается в закоренелого пессимиста.

  1. Очень раним и обидчив, часто капризничает, плачет. Его переполняет неуверенность в себе и своих силах. Испытывает стеснение, волнение, тревогу, чаще уединяется или замыкается.
  2. Обратите внимание, какие слова он использует в разговоре: я не могу, у меня не получится, они сделают лучше.
  3. Даже не пытается проявить инициативу, уверен, что все равно у него не получится или кто-то другой сделает лучше него.
  4. Не участвует в общественных мероприятиях и командных играх. Ребенку трудно находиться в коллективе, играть и контактировать с другими детьми.
  5. Нет настойчивости, стремления, нет цели.

И чем дольше так происходит, тем еще сильнее падает самооценка. Обратите внимание, в каком обществе вращается ваш ребенок, кто его друзья, какие у них отношения с вашим ребенком?

Признаки завышенной самооценки

Завышенная самооценка ничем не лучше заниженной, поскольку оборотная сторона все той же медали. Противоположная крайность.

  1.  Такой ребенок слишком эгоистичен, высокомерен.
  2. Ставит себя выше других, не считается с чужим мнением.
  3. Не воспринимает советы, критику.
  4. Становится  частым провокатором конфликтных ситуаций со сверстниками.
  5. Неудачу воспринимает, как негативное стечение обстоятельств, а не не хватку навыков или знаний.
  6. Не умеет быть благодарным.

Самооценка может меняться в течение жизни, но ее основное формирование происходит в раннем возрасте, что бывает достаточно проблематично изменить. Здесь закладываются детские комплексы, обиды, несбывшиеся надежды и мечты.

Вариантов определения самооценки ребенка множество. Ознакомившись с ними, можете просто время от времени наблюдать за своим ребенком, но делать конкретные выводы можно после шести лет. Тогда ребенок уже может воспринимать себя как отдельную личность, отвечать и осознавать свои поступки, оценивать свои силы. Наблюдайте и прислушивайтесь к своему ребенку:

  1. Когда ребенок рисует или делает поделку, где он ее располагает: в верхней или нижней части листа. Если в верхней самооценка завышена, если внизу — занижена. О том же свидетельствует и почерк, когда ребенок пишет в тетрадке выше клеточек или линеечек, то завышена и наоборот.
  2. Как он выражает свои мысли: я не смогу, у меня не полается, учительница ко меня придирается, ты меня не любишь. Если подобного рода фразы вы слышите чаще всего, то вот вам сигнал.
  3. Методика оценки «Дерево». Предложите ребенку рассмотреть картинку, объясните, что на дереве много человечков и все они разные, каждый занят своим делом. Раскрась красным фломастером того человечка, который похож на тебя? Который напоминает тебя? А зеленым фломастером раскрась того, на месте какого человечка ты хотел бы быть?

Смотрим, какого человечка ребенок выбрал красным, а какого зеленым. каким он хочет быть и каким является на самом деле. Чтобы было понятно, человечки пронумерованы.

Выбор человечков под номерами 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 — хорошие отношения с окружающими, общительность.

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 — отстраненность , уход в себя.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 — кризисное состояние, депрессия.

№ 20 часто выбирают дети с завышенной самооценкой.

Если ребенок выбрал человечка №16 или №17, обязательно уточните, что именно ребенку видится. Здесь важно: что №16 несет на себе №17, а не то, что они играют или обнимаются.

4. Методика оценки «Кружочки». На рисунке ниже нарисованы кружки. Представь, что эти кружки — люди. Каким кружком ты видишь себя?

Если ребенок указывает на третий — четвертый круг слева, значит адекватно воспринимает особенности своего » Я -образа», осознает свою целостность и принимает себя.

При указании на первый круг, имеет завышенную самооценку.

При указании на круги далее пятого — заниженную.

Характерные ошибки родителей

Развитие самооценки ребенка происходит постепенно и складывается путем наложения нескольких факторов. В первую очередь, если идет дисбаланс, то в этом непосредственную роль играют близкие члены семьи: его родители, братья и сестры, бабуси и дедуси:

  • Даем оценку не поступку ребенка, а переходим на характеристику личности. Как часто мы можем разговаривать с ребенком в подобном ключе: «какой ты бестолковый, не можешь сам уроки сделать, все тебе помогать нужно»; «какой ты поросенок, весь вывозился, посмотри (подтверждаем свои слова)»; «опять наделал тут делов, убирай все немедленно, пока не надовала тебе, растяпа».
  • Так же, противоположный пример, когда ребенка при малейших успехах слишком расхваливают и превозносят. Как, когда и за что хвалить можно почитать здесь.

И таких примеров можно привести миллиарды, даже порой мы не придаем им особого значения, они происходят как бы сами собой. Но ребенок все та же губка, которая все впитывает и впитывает.

Так же если ребенок старался, делал поделку или рисовал, радостно с вдохновением показывает маме свое творение, но мама, занятая домашними делами, не проявила достаточного интереса. Ребенок разочарован, он думает, что маме не понравилось, теряется стимул для дальнейшего творчества, если подобное происходит регулярно.

В школьные годы ребенка начинают оценивать не только близкое окружение, но и учителя, тренера и другие люди. Происходит сравнение его с другими ребятами, их отношение к нему. Как много у него друзей и есть ли они вообще, их взаимоотношения. Все это приводит к формированию мнения о себе.

 Как правильно сформировать самооценку у ребенка

♥  Оценивайте поступки, а не самого ребенка, не переходите на личности. Ты не помыл посуду, получил двойку, не сделал уроки — значит ты плохой.

Ты погулял с собакой, убрался в квартире, сходил в магазин — ты молодец! Так важно понимать и отделять сами поступки от ребенка.

«Мне не нравится твой поступок, ты поступил неправильно», — так ребенок учится контролировать именно свои действия и не проецировать переживания на себя, как на личность.

 Всегда проговаривайте, что вам нравится, что не нравится, как нужно делать, как не следует поступать. В раннем возрасте, до 5 лет, ребенок интуитивно отождествляет свои поступки с реакцией взрослых. Если ему не сделали замечание, не объяснили, значит это не плохо, нормально.

Всегда объясняйте ребенку, как можно поступать, а как не следует и почему. Ребенок должен услышать это от вас, а не читать ваши мысли и догадываться и самостоятельно делать ошибочные выводы.

♥ Оценивайте поступки правильно. Не нужно чересчур восхищаться и нахваливать ребенка за обычные повседневные дела. Да сделайте акцент, что он вам помог — теперь у вас появится время, чтобы вместе поиграть, это хорошо. За хорошие поступки хвалите, за проказы — поправляйте и корректируйте поведение. Знайте меру.

♥ Не манипулируйте, не угрожайте ребенку, не шантажируйте своими чувствами: если он не сделает, то вы его не будете любить, если сейчас же не приберешься в своей комнате, не поедешь на выходные в лагерь.

♥  Чаще давайте ребенку различного характера просьбы: помочь вам почистить картошку, вынести мусор, прибраться в квартире. Это делает ребенка более самостоятельным и ответственным, что в формировании самооценки играет не последнюю роль.

♥ Просите ребенка делать то, что ему по силам, то что он сможет сделать. Тогда он будет помогать вам с удовольствием. Если вы будете давать ребенку постоянно непосильные задачи, то это скажется отрицательно на формировании его самооценки.

♥ Если ребенок провинился, контролируйте свои эмоции, речь и тон. В порыве мы можем наговорить разного. Старайтесь не сравнивать ребенка с другими детьми, не обобщайте что произошло: ты как всегда не смотришь под ноги, ты все время грязный.

Если все же не удержались, наговорили — имейте смелость извиниться даже перед самым маленьким ребенком. Это вызовет его доверие, и на вашем примере будет понимать, что нужно и можно извиняться, в этом нет ничего предосудительного.

♥ Уважайте вашего ребенка не смотря на его возраст. Учитывайте его мнение и желание, но не путайте с ленью и наглостью.

♥ Работайте над ошибками вместе. Если ребенок сделал что-то неправильно, или не получается сделать, подбадривайте его: давай сделаем в следующий раз по-другому и обязательно получится.

Помните, что самооценка маленького ребенка напрямую зависит от влияния взрослого окружения. Любите вашего ребенка, не бойтесь говорить ему теплые слова и обнимать ежедневно.

В  заключение хочется отметить, что в дошкольном возрасте все еще можно поправить. Если обнаружили тревожные звоночки, не впадайте в панику, это положение вещей на текущий момент и примите меры по коррекции.

С возрастом самооценка ребенка может формироваться и без вашего участия, ведь ребенок вращается не только в кругу семьи, у него появляются свои друзья и знакомые, свои победы и неудачи.

В ваших же силах все решить и исправить, дорогие родители!

Пока, пока, до новых встреч!

С уважением, Юлия Полонская

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.