Социальные эмоции: нейрофизиология зависти и злорадства

9 эмоций человека, подробный разбор! Классика психологии

Социальные эмоции: нейрофизиология зависти и злорадства

Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии. Радость. Удивление. Печаль. Гнев. Отвращение. Презрение. Страх. Стыд. Зависть.

Всем привет, уважаемые читатели!

Сегодня мы продолжаем рассматривать психическую составляющую – эмоциональные переживания, а если конкретно, то одну из форм – собственно эмоции человека.

Первую часть про переживания Вы сможете прочитать здесь:

Статья «Эмоции в психологии это? Эмоции людей список.»

Что такое собственно эмоции человека?

Эмоции – это переживание субъектом событий с разной характерной окраской, возникает как реакция на угрозы или возможности с одной стороны, и при оценке последствий или перспектив, с другой стороны.

Эмоции проявляются более длительно, чем аффекты. И не носят локальный характер. Эмоции связаны в том числе с воспоминаниями, с прогнозируемыми событиями.

Так, например, в переговорах «тяжелая развязка» в прошлом может вызывать отрицательные эмоции при воспоминаниях, но в то же время человек испытывает облегчение, потому что это уже закончилось, а затем опять может возникнуть страх от того, что ожидает в будущем. Эмоции различаются в зависимости от оценки явления на разных участках персональной стрелы времени.

Различают четыре основных вектора направления эмоций.

  • Удовольствие – неудовольствие.
  • Напряжение – облегчение.
  • Возбуждение – успокоение.
  • Стеничность – астеничность.

Эмоциям также свойственна амбивалентность (двойственность), когда в отношении одного и того же объекта человек испытывает разнонаправленные эмоции.

Можно выделить «фундаментальные» эмоции, которые частично пересекаются с классификацией Пола Экмана.

Скачать книгу Пол Экман «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь».

Скачать книгу Пол Экман «Психология лжи. Обмани меня»

1. Эмоции. Радость.

Радость – это положительное эмоциональное переживание, возникающее в ситуациях с исчерпывающим удовлетворением актуальных потребностей.

Радость можно разделить на несколько вариантов:

  • Восторг – человек удовлетворен происходящим с избытком. «Чаша ожиданий» субъекта переполнена.
  • Собственно, радость – «чаша ожиданий» заполнена настолько, насколько планировалось.
  • Смех – человек оказывается внезапно удовлетворенным.
  • Удовлетворенность, «тихая радость» – человек находится в состоянии спокойного удовлетворения фактом наполненной «чаши ожиданий».

СМОТРИТЕ ВИДЕО “Возражения в продажах и ответы на них”.

2. Эмоции. Удивление.

Удивление – это эмоциональная реакция, возникающая в ситуации внезапности без выраженного оценочного окрашивания.

Удивление самая краткосрочная реакция, поскольку человек практически сразу начинает «трудиться» над событием и рационализировать его. Удивление можно разделить на ряд вариантов:

  • Изумление – человек оказывается в ситуации крайнего удивления. Нередко это сопровождается шоковым состоянием. Произошедшее событие никак не вписывается в когнитивную модель мира и противоречит основным принципам, схемам категоризации знаний индивида.
  • Собственно, удивление – человек сталкивается с неожиданным в условно объективной реальности.
  • Сомнение – человек полагает, что причинно-следственная связь явлений, или источник некого явления, или структура, или содержание не являются правдивыми, истинными.
  • Недоумение – состояние человека, возникающее при столкновении с искажениями информации, неадекватным поведением, сопоставляемыми с стандартными шаблонами, образцами, очевидным.

3. Эмоции. Печаль.

Печаль – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающие в ситуации невозможности удовлетворить ключевые потребности жизнеобеспечения.

Печаль проявляет себя в настоящем относительно прошлых событий, когда была утрата доступа к целевым ресурсам или прогностически к будущему, когда ожидается отсутствие возможности получить доступ к ценным ресурсам. Также можно выделить несколько вариантов печали:

  • Скорбь/горе – данное переживание связано с потерей преимущественно живого существа, представлявшего большую ценность для человека.
  • Тоска – данное переживание характеризуется длительным периодом, когда человек не может удовлетворить собственные потребности и это стимулирует его поменять данную ситуацию.
  • Уныние – человек пребывает в состояние пассивного созерцания отсутствия доступа к субъективно значимым целевым ресурсам.
  • Собственно, печаль – человек страдает из-за неполучение желаемого.
  • Грусть – данное переживание представляет собой самую легкую степень печали. Обычно сопровождает потерю доступа к результату, ценность которого не значительна.

4. Эмоции. Гнев.

Гнев – это отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаше всего в форме аффекта, вызывается внезапными образовавшимися обстоятельствами, блокирующими удовлетворение категорически важной для человека потребности.

Совсем не обязательно, чтобы обстоятельства произошли в действительности, возможно возникновение гнева в результате собственных выводов.

Причины возникновения гнева весьма различны.

  • Это может быть «пробка» на дороге, из-за которой человек опаздывает по своим делам, т.е. возникают препятствия, блоки, мешающие получить доступ к целевым ресурсам.
  • В «пробке» на дороге соседний водитель может совершить опасный маневр и заблокировать автомобиль человека, после чего выскочить из салона собственного «четырехколесного друга» с намерением наказать «обидчика» и броситься к машине неприятеля. В результате, человек-мишень категоризует события как угрозу своей собственности или даже здоровью, жизни, и сам бросается с пистолетом на потенциального обидчика в гневе. Гнев порождается угрозой.
  • В той же самой пробке проезжающий мимо водитель может обозвать человека обидным плохим словом, что будет восприниматься как оскорбление и также вызовет гнев.
  • Автомобиль, находящийся впереди, вместо того, чтобы двигаться в прямом направлении, поскольку возник просвет в «пробке», продолжает «цепляться колесами» места. Водитель начинает испытывать гнев по отношению к «тормозному автомобилисту», потому что ситуация видится неадекватной и не соответствует ожиданиям.
  • В «пробке» водитель соседнего автомобиля может громко кричать, пребывая в состоянии гнева и «заражать» словно вирусом своим состоянием других водителей.
  • Автомобиль, проезжающий мимо на скорости может забрызгать грязью только что помытого «железного коня» человека, что вызовет опять же гнев, поскольку нарушено относительно комфортное состояние.
  • Проезжающий в попутном направлении по встречной полосе люксовый автомобиль с престижными номерами, объезжающий пробку, также способен вызвать гнев своим «несправедливым поведением» и претензией на исключительность.
  • Наконец, гнев может быть направлен против самого себя, когда человек оказался в «пробке», вместо того, чтобы заранее посмотреть в смартфоне электронную карту, отображающую текущую дорожную ситуацию и выбрать другой путь.

Гнев также может быть представлен в различных вариантах:

  • Ярость – это высшее проявление гнева. Человек почти теряет способность контролировать собственное поведение.
  • Злость/собственно гнев – это переживание человеком сильного напряжения, сопровождающееся желанием разрушить причину, породившую дискомфорт.
  • Возмущение – это переживание человеком несправедливости по отношению к себе и «СВОИМ».
  • Обида – мягкая форма гнева. Данное переживание возникает обычно как реакция человека на раздражитель, которая не реализуется «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» в достойном ответе обидчику. Возникает затяжной характер. Это гнев, растянутый во времени.

5. Эмоции. Отвращение.

Отвращение – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающие при контакте с предметами, субъектами, явлениями, характеризующееся антагонистическим неприятием из-за разницы в оценках и принципах с нравственной, этической, идеологической позиции.

Отвращение тесно связано с пищей, водой, т.е. с теми ресурсами, которые необходимо регулярно восполнять в течении жизни. Качество пищи, ее съедобность, полезность являются факторами высокой важности для благополучного существования.

Отвращение в процессе эволюции способствовало выживанию особей, видов. Данное эмоциональное переживание является сигналом, регулирующим пригодность продукта для последующего поедания, установления контакта или категорического отрицания.

На отвращение оказывают не меньшее влияние социокультурные факторы, разграничивающие приемлемые формы поведения и категорически не приемлемые, отвратительные.

Отвращение помогает человеку отвергнуть то, что может нанести ему вред, ущерб. При отвращении субъект стремиться прервать контакт с предметом и отказаться от будущих столкновений.

Люди различных религиозных вероисповеданий могут с отвращением относится к «ЧУЖИМ», например, «неверным». Субъект воспринимает коллегу на работе, совершившего аморальный поступок, как отвратительного человека. Пища отвратительного содержания вызывает тошноту и рвоту.

Отвращение усиливается по мере усиления внутреннего диалога, связанного с «плохим» объектом и ситуаций в целом.

Заказать тренинг “Переговоры – Партнерство”

6. Эмоции. Презрение.

Презрение – это отрицательное эмоциональное состояние, характерное для межличностных отношений, возникает при расхождении убеждений и верований относительно предмета или явления.

Так, надменный человек с презрением относится к людям, которые не соответствуют его формату представлений о том, каким надлежит быть. Проявление робости может вызвать презрение со стороны субъекта, придерживающегося взглядов, что робость – это удел слабых, а слабые – это низшая «каста».

Человек выделяет один – два ключевых критерия, которые являются лекалом для других людей. Это своеобразное «прокрустово ложе», когда все несущественное «отсекается». Человек может не уметь отстаивать свою позицию, может говорить интеллигентно и мягко, и за это быть презираемым.

7. Эмоции. Страх.

Страх – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на реальную или воображаемую опасность.

При страхе человек боится. Страх возникает, когда субъект воспринимает предмет, как несущий угрозу здоровью, жизни, благополучию собственному и «СВОИМ». Страх можно разделить на три варианта:

  • Ужас – высшая степень страха. Проявляется в том, что человек в большей степени теряет способность к сознательному контролю собственного поведения. Все его психическое пространство заполнено причиной ужаса.
  • Собственно, страх – это реакция, при которой человек стремиться скорее убежать от источника, несущего угрозу.
  • Тревога/беспокойство – переживание, связанное с потенциальной опасностью, которая четко не локализована в пространстве и времени.

8. Эмоции. Стыд.

Стыд – это отрицательное эмоциональное состояние, характерное для ситуаций, когда человек осознает, что собственные мысли, действия не соответствуют своим представлениям – убеждениям – верованиям о нормативном поведении или ожиданиям значимых людей.

Различают варианты стыда:

  • Вина – это переживание человеком своего поведения или поведения «СВОИХ», как не соответствующее установившимся нормам, правилам, поставленным задачам.
  • Совесть – это сложное переживания человеком соотношения личных мыслей, поступков культурным, религиозным, социальным нормам, как они представлены в собственной когнитивной модели мира.
  • Непосредственно стыд – это острое переживание собственной негативной оценки своих поступков.

9. Эмоции. Зависть.

Зависть – это отрицательное эмоциональное состояние, характеризуется переживанием несправедливости по отношению к собственной личности при сравнении с успехами других людей.

Встречаются и формы зависти по отношению к предметам за пределами человеческого общества. Некоторые люди могут испытывать зависть к цветущему дереву, к довольному коту, развалившемуся на диване. Происходит в некотором смысле очеловечивание таких объектов.

Зависть часто маскируется под плохое настроение, раздражительность, презрение, гнев.

В основе зависти лежит острое переживание отсутствия доступа «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» к ценным и важным результатам, которое зачастую тщательно скрывается от других людей и от самого себя, в то время как у другого человека такой доступ присутствует, как это представлено в модели мира завидующего субъекта.

Зависть к тому, кто улыбается, что означает наличие хорошего настроения у человека, связана с отсутствием доступа к хорошему настроению. Не высока вероятность того, что возникнет зависть одного индивида к хорошему настроению другого, если оба в прекрасном расположении духа.

В повседневной жизни субъект в больше степени завидует тем, кого он знает, кто как он полагает не лучше, чем он сам. При этом сравнение обычно происходит с людьми, находящимися в точно таком же культурно – социальном срезе.

Так, балерина завидует другой балерине, которой подарили больше цветов после концерта или дали главную роль. Балерина оценивает себя как более достойного человека вообще и в частности. Отсюда образ восприятия сложившегося положения дел оценивается как социально несправедливый.

Балерина при этом вряд ли будет завидовать министру культуры либо обслуживающему техническому персоналу театра.

Наличие доступа к результату у «счастливого» соседа при зависти со стороны субъекта равноценно проявлению «несправедливости», которую человек нередко стремиться исправить, что проявляет себя в сформированном намерении «усложнить жизнь» предмету зависти.

Субъект может проявлять агрессию прямо/косвенно или усложнять жизнь самому себя, возникает аутоагрессия.

В некоторых случаях индивид учиться каждый раз справляться с завистью, рационализируя ее, и смещает фокус с агрессии, независимо от формы/направления ее проявления, на формирование намерения обрести доступ к целевым результатам, либо происходит сознательное обесценивание предмета зависти.

Эмоциональное состояние человека. Нейрофизиология эмоций

Социальные эмоции: нейрофизиология зависти и злорадства

Эмоциональный спектр и гамма чувств индивидуальны и уникальны у каждого человека, этому предшествуют особенности и закономерности протекания и проявления физиологических реакций в организме человека.

Эмоции возникают как определенные реакции на стимулы внешней среды, с которой человек активно взаимодействует. Чаще всего, их проявление воспринимается человеком, как адекватное выражение чувств.

Эмоции могут быть различны по яркости переживания, интенсивности, длительности, иметь положительный или отрицательный заряд, тем самым влиять на тонус человека и, в дальнейшем, на его активность и деятельность. Один и тот же стимул у двух разных людей может вызвать разное проявление эмоций.

Это связано не только с физиологией человека и с его личностными особенностями, а также с имеющимся жизненным опытом, прошлым, ценностями, воспитанием в семье и многим другим. Поэтому, мы различны не только в том, как проявляем эмоции, но и в том, как их переживаем.

Воздействие на эмоциональное состояние человека

Если не брать во внимание аффективные расстройства (патологические изменения настроения, как психические заболевания), а рассматривать обычное эмоциональное состояние, следует обратить внимание, что переживать различные эмоции не только нормально, но и полезно!

Управление эмоциональным состоянием позволяет научиться взаимодействовать со своим миром эмоций, лучше его понимать и принимать. В этой статье мы рассмотрим физиологические особенности проявления эмоциональных состояний.

Что влияет на эмоциональное состояние человека?

Наши эмоции имеют физиологическую основу – это результат нейрохимических (нейромедиаторных) процессов в организме человека.

Нейрорегуляторы (нейротрансмиттеры и нейрогормоны) отвечают за передачу сигналов из головного мозга по центральной нервной системе (ЦНС), когда информация передается между нейронами.

Они влияют на появление тех или иных эмоциональных переживаний, которые могут зависеть от состояния соматического здоровья, генетических факторов и прошлого жизненного опыта человека.

Серотонин, как гормон радости, влияет на поддержание тонуса мышц, вызывая ощущение бодрости. Он поддерживает внимание человека, обеспечивая познавательную активность. Серотонин отвечает также за стрессоустойчивость, что объясняет, почему некоторые люди при малейших неудачах теряют над эмоциями контроль и впадают в отчаяние, а некоторые остаются держаться на плаву.

По одной из теорий, низкий уровень серотонина в мозгу соответствует депрессии, высокий – мании. Другая теория утверждает, что пониженная активность серотонина позволяет низкому уровню катехоламинов вызывать депрессию, а высокому уровню – манию .

Но нарушение баланса (количества) серотонина в синаптической щели может приводить не только к возникновению депрессии, но и повышению тревоги, появлению фобий, панических атак, навязчивых мислей (обсессий) и действий (компульсий), изменения пищевого поведения.

Также считается, что серотонин принимает участие во многих центральных процессах: восприятие боли, агрессия, память, аппетит, терморегуляция, контроль кровяного давления, сердечного ритма, частоты дыхания.

Дофамин – вырабатывается при приеме пищи, тактильных контактах, интимной близости и отвечает за хорошее настроение, общий тонус организма.

Этот гормон начинает вырабатываться даже при мыслях о вознаграждениях или успехе в будущем! Можно предположить, что, приступая к работе и думая о будущем успехе, мы, наверное, не склонны доводить свою работу до конца, в связи с тем, что уже получили необходимую дозу этого вещества. Но нужно также понимать, что дофамин дает вам лишь обещание счастья и успеха!

Дофамин участвует в мотивации человека, в принятии решений и поведения, и определенных эмоциональных реакциях, так как мы испытываем наслаждение даже тогда, когда по-настоящему его еще не получили.

К примеру, мы только начали думать о том, каким образом лучше всего поступить, мозг уже подсказывает решение, что «когда-то в опыте у нас было вот так вот и нам было хорошо», что служит объяснением «случайных» покупок, зависимости алкогольной и отношений!

Дофамин играет роль в формировании чувства любви, а также когнитивной деятельности. Недостаточность дофаминергической передачи приводит к замедлению когнитивных процессов. Дофамин учавствует в осуществлении мышления и перцепции (percipio — ощущаю, воспринимаю). 

Шизофрения, при которой отмечаются галлюцинации, иллюзии, расстройства мышления и эмоциональная неадекватность или апатия, связана с нарушениями в дофаминовой передаче в мезолимбической и, возможно, мезокортикальной областях мозга. В основном психотические симптомы шизофрении являются результатом гипердофаминэргического состояния.

Норадреналин влияет на мобилизацию сил в организме, движении «напролом», необдуманные поступки, сиюминутные решения и самосохранение. Норадреналин включается тогда, когда организм ощущает некую угрозу, что проявляется в таких реакциях, как бежать или бить. Например, в споре, когда нам нужно постоять за себя, у нас вырабатывается больше норадреналина.

Норадреналин играет определенную роль в таких физиологических функциях как ритм сна, боль, страх и возбуждение.

Предполагается, что норадреналинэргическая система принимает участие в осуществлении ориентировки. Считается, что норадреналин имеет важное значение для формирования настроения, и соответственно он может иметь отношение к расстройствам настроения и тревожным расстройствам.

Предполагается, что норадреналин участвует в развитии разнообразных расстройств движения (болезнь Паркинсона, синдром Туретта, акатизию (расстройство, которые заключаются в постоянном двигательном беспокойстве, может быть связано с приемом нейролептиков),

Выработка эндорфинов влияет на появление состояния эйфории и ощущения счастья. Эндорфины стабилизуют жизненные показатели организма, гармонизируют системы человека. Когда мы, испытав сильный стресс, через некоторое время начинаем чувствовать некий подъем. Регенеративная функция организма восстанавливает наши системы, в том числе и эмоциональный баланс.

Окситоцин понижает чувство страха и тревоги в общении, вызывает чувство удовлетворения и повышении доверия. Это гормон доверительных отношений.

Уверенность в своих силах и возможностях, зависит от количества тестостерона в крови. Этот гормон интенсивно выделяется при выигрыше, победах, соревнованиях или конкурсах, конкурентных ситуациях, где победа усиливает его выработку, а человек ощущает потребность и дальше двигаться в достижении своей цели.

Восприятие эмоционального состояния человеком

У вас есть возможность переживать различные эмоциональные реакции, так же, как и возможность выбора конкретного эмоционального состояния. Понимая, как устроен человеческий организм, физиологические основы эмоций, вы можете учиться воздействовать на эмоциональное состояние, корректировать его, тем самым, влияя на свой день и жизнь в целом!

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.