Соционика: красивая теория или наука будущего

Лженаучность соционики

Соционика: красивая теория или наука будущего
В соционике утверждается, что поведение, манера общения, мышление, отношения, вкусы, ценности, нравственные ориентиры и физические возможности человека определяются тем, какие соционические функции у этого человека сильные, а какие – слабые.

Причем каждая соционическая функция определяет и особенности общения и поведения, и физические возможности, и ценности и моральные ориентиры, и особенности мышления, и даже строение тела и черты лица.При этом четкого определения соционической функции не существует.

И это не удивительно, учитывая, что соционическая функция воспринимается как нечто, определяющее совершенно разноплановые свойства человека: и физические возможности, и психологические особенности, и социальные (ценностные, морально-нравственные) предпочтения.

Но мало того, что под соционической функцией создатели и адепты соционики подразумевают столь разнообразные вещи, что понятие соционической функции размывается: в соционике еще и очень много “школ”, в каждой из которых имеется свое понимание того, что именно включают в себя соционические функции, и наблюдаются существенные разночтения в отношении их содержания.

При этом у одного и того же человека разные школы видят различное, часто даже диаметрально противоположное так сказать соционическое содержание: одни соционики скажут, что у Вас одни функции сильные, а другие соционики скажут, что другие; одни затипируют Вас в один соционический тип, другие – в другой, причем соционики еще и могут поменять свое мнение о Вашем типе с течением времени.

Но к каким бы соционикам Вы не попали, точного метода выявления соционических функций просто не существует. При этом адепты соционики просто не понимают, что отсутствие метода выявления соционических функций ставит под сомнение саму реальность их существования.

Адепты соционики ошибочно рассуждают примерно так: “соционические функции, конечно, реально существуют, просто мы пока не научились их выявлять”. На самом же деле получается, что соционики работают с некими параметрами человека, которые невозможно точно зафиксировать, выявить, измерить. С такими же параметрами работают и представители других лженаук. Сюда относится, например, экстрасенсорика, работающая с аурой, чакрами: ауру или чакры тоже никто не видел и, как и в случае с соционическими функциями, не существует метода их обнаружения в человеке.

Другими словами, за описаниями соционических функций ничего не стоит – только умозрительные рассуждения Юнга, Аушры и ее последователей – других социоников.Кстати, не все соционики отдают себе отчет в том, что точного метода выявления соционических функций (типирования) не существует.

Таких людей я называю соционутыми.

Так вот, когда соционутому человеку объясняешь, что нет достоверных методов выявления соционических функций, такой человек бьет себя кулаком в грудь и с пеной у рта возражает: “ничего подобного, в моей любимой соционике полно методов выявления функций!!!”Давайте же посмотрим, о каких “методах” ведется речь.Среди неточных, необъективных, ненаучных подходов, применяемых социониками с целью типирования, выявления соционических функций, можно перечислить следующие.
1. Создание описаний соционических типов с тем, чтобы человек, читая эти описания, принял решение о том, к какому соционическому типу он относится. Подобный метод – это просто нонсенс. Работают подобного рода описания на основе эффекта Барнума. Человек может признать достоверными не только соционические описания, но и описания астрологические, например, признать себя ярким стрельцом или типичным марсианином.

2. Различные соционические анкеты и опросники. В современном мире существует такая вещь, как популярные психологические тесты.

Называться такие тесты могут по разному, например, Уверенны ли Вы в себе? Верен ли Вам Ваш партнер? Насколько Вы сексуальны? Совместимы ли Вы и Ваш партнер? И т.д. и т.п. Конечно, эти тесты никакие не тесты, а просто ерунда, и выявить ими ничего нельзя.

В таких тестах достижения психометрии не применяются, да и вряд ли создатели таких псевдотестов что-то вообще о психометрии знают. Соционические опросники и анкеты страдают тем же пороком.

И при создании описаний соционических типов, и при создании соционических анкет и опросников используется не наука, а житейский уровень познания. Почитал соционик несколько соционических книжек, понаблюдал за людьми, отнес их к тем или иным соционическим типам и пошел делать однозначные выводы о соционических функциях и соционических типах: писать описания, формулировать вопросы.

Приведем более конкретный пример. Увидел соционик одного человека, у которого, по мнению соционика, сильная черная сенсорика, а этот человек занимается бодибилдингом – и все: соционик делает вывод, что все “черные сенсоры” склонны качаться и вообще заниматься силовым спортом.

Или затипировал соционик человека в Дон Кихоты, а этот человек любил черный хлеб с горчицей – и все: соционик делает вывод, что все Доны Кихоты любят черный хлеб с горчицей. И так создаются целые соционические “школы”, пишутся соционические книжки и пр.

3. Беседа с опытным типировщиком.

Следует отметить, что многие адепты соционики считают, что лучший способ типироваться – это обратиться к опытному типировщику. Это утверждение напоминает утверждение создателя спиритизма Аллана Кардека о том, что лучший способ пообщаться с духами – это обратиться к опытному медиуму [3].

Кто бы сомневался? Человек, который постоянно занимается соционическим типированием, так сказать, публично (зарабатывает этим на жизнь), конечно, найдет массу способов того, как сделать о человеке правдоподобные соционические выводы, а потом убедить клиентов, почему эти выводы оказались неверными.

Точность этого метода ничуть не выше предыдущих. По сути, это та же анкета, просто вопросы не пишутся, а произносятся. Но в добавок этот метод подвержен и целому ряду специфических когнитивных искажений.

В частности, при проведении беседы типировщик склонен скорее искать подтверждения своей гипотезы о соционическои типе типируемого, чем опровержения (детально это явление исследуется в [7]). А наличие непосредственного межличностного контакта между типировщиком и типируемым создает питательную среду для срабатывания для постановки так называемого самоподтверждающегося диагноза.

В процессе беседы соционик делает выводы о типе человека, и эти выводы влияют на то, какие вопросы задаст соционик и в какой последовательности, оказывая этим влияние на ответы и поведение того, кого тщится записать в тот или иной соционический тип.Кроме того, следует отметить, что ответы типируемого соционический типировщик не просто воспринимает, а интерпретирует.

Я говорю вот о чем: то, что у одного человека покажется соционику признаком интуиции, у другого будет проинтерпретировано им же как признак противоположной функции – сенсорики. Вообще, по-видимому, во время диагностической беседы типировщик считает себя не менее свободным, чем художник, имеющий право на творческую непоследовательность и авторские знаки препинания.

Соционики, добавим, сами постоянно сомневаются в том, что беседуя с человеком можно определить его соционический тип, и потому постоянно предлагают различные “усовершенствования” для типирующей беседы.

В частности такие соционические гуру как Удалова и Бескова (они на сегодняшний день уже разошлись) утверждают, что для успешного типирования в процессе беседы нужен не один типировщик, а пара дуалов, поскольку по их мнению узнать интуита может только интуит, сенсорика – только сенсорик и т.д [6].

Мда, следуя такой логике, можно уверенно констатировать: чтобы диагностика соционического типа в процессе беседы действительно состоялась, нужно, чтобы беседу вели сразу 16 типировщиков… Вообще, как это ни удивительно, лженаучность соционики не только в том, что соционических функций объективно не существует, в социнике полно лженаучных, да и просто откровенно бредовых концепций.

Например, концепция информационного метаболизма. Суть этой лженаучной концепции в том, что человек должен получать информацию на свои функции. Если он получает релевантную информацию, то все супер, а вот если он получает иррелевантную информацию, то возникают проблемы. Полностью релевантную информацию на соционические функции может регулярно подавать только дуал.

Поэтому жениться надо не на сиротах, а на дуалах, ну, в крайнем случае, на активаторах. Эта концепция не только не фальсифицируема, но и не подлежит верификации, поскольку объективно ни соционических функций, ни какой-то подаваемой на них информации просто не существует.Еще больше лженаучность соционики видна в ее подходе к отношениям.

Ведь соционика сводит все многообразие межличностных отношений всего лишь к 16 вариантам. Причем отношения, по мнению социоников, полностью определяются соционическими типами вступающих в эти отношения людей. Это, конечно, поразительно вульгарный редукционизм.
Бросается в глаза и лженаучность концепции искажения типа.

В соответствие с этой концепцией, разделяемой многими адептами соционики, часть поведения человека обусловлена соционическим типом, а часть – внешними факторами (влиянием родителей и пр.), и не соответствует описанию этого типа. Именно это поведение якобы и затрудняет типирование и искажает соционический тип. И постулируя эту концепцию, адепты соционики даже не понимают, что выглядят дураками, какую питательную почву для субъективизма, лженаучных выводов, обмана и самообмана создают. Фактически концепция искажения типа опровергает соционику в целом. Ведь, по сути, эта концепция означает, что сам типировщик решает, кем объективно является человек: что у него настоящее, тимное, а что – искаженное.

И конечно, типировщик может утверждать, что “вот это вот тимное, а вот это уже искаженное”, руководствуясь соображениями личной выгоды, например, с целью привязать к себе клиента.

Так если соционик увидит физически и духовно слабого, нервозного, неуверенного в себе молодого человека с женской профессией, про которого спрашивают “он случайно не гомосексуалист?”, то он может сказать примерно следующее: “твоя неуверенность в себе – это не тимное, это искажение твоего типа, а на самом деле ты очень сильный человек: волевая сенсорика у тебя развита, это твоя творческая функция; более того, твоя неуверенность это как раз плод твоей силы, ведь только сильный человек может правильно оценивать силу других и обоснованно их бояться”. Конечно, такой подход обрадует неуверенного в себе мальчика, и он привяжется к типировавшему его таким образом соционическому гуру. Я называю эту придумку соционических гуру “льстивое типирование” или “компенсаторное типирование”.Итак, мы рассмотрели несколько ключевых для соционики понятий и концепций и увидели их лженаучность. А дальше, как говорится sapienti sat.

Еще по теме:

  1. Соционика как лженаука.
  2. Соционические заблуждения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аугустинавичюте А. Социон. — М.: Черная белка, 2008. — 192 с.
  2. Ермак В.Д. Как научиться понимать людей. Соционика – новый метод познания человека / В.Д. Ермак. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 523 с.
  3. Кардек, А. Книга духов; Книга медиумов: философия спиритуализма, рук. для изучающих спиритизм, для медиумов и вызывателей духов / Аллан Кардек. —Москва: Эксмо, 2006. — 780 с.
  4. Кашницкий С. Среди людей. Соционика – наука общения. – М.: Армада-Пресс, 2001. – 416 с.
  5. Рейнин Г. Соционика: Типология. Малые группы. — Спб.: Изд-во «Образование – Культура», 2005. — 240 с.
  6. Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не научили в школе / Елена Удалова, Любовь Бескова. — М.: Астрель: АСТ: Профиздат, 2005. — 478 с.
  7. Snyder, M., Swann, W.B., Jr. Hypothesis-Testing Processes in Social Interaction // Journal of Personality and Social Psychology, 1978, Vol. 36, No. 11, 1202-1212.

?

|

nina_alОригинал взят у neveev в Психология против лжепсихологииЛекция, прочитанная для Общества Скептиков 31.10.2013:Научна ли психология?Насколько точны и объективны данные, получаемые психологической наукой?В чем принципиальное отличие психологии от лжепсихологий?Как отличить научные рекомендации от рекомендаций лженаучных?Можно ли выработать условный рефлекс у инфузорий?Также рассмотрены:Лженаучные выводы социониковЛженаучная рекомендация Елены СидоренкоЭксперимент Эллен Лангер — выполнение простой просьбыЭксперимент Музафера Шерифа — автокинетический эффектФундаментальная ошибка атрибуцииЭксперименты по вынужденному согласиюНормальное распределениеИгнорирование регрессии к среднемуСм. также:

Что делает психологию наукой? http://neveev.ru/content/chto-delaet-psikhologiyu-naukoi

Лжепсихология: http://neveev.ru/content/lzhepsikhologiya

Монтаж: Евгений Павлюк (http://.com/paul3dru)

Соционика: очередное псевдонаучное направление в современной психологии

Соционика: красивая теория или наука будущего

Соционика переживает невероятный взлет популярности в последнее время. Особенно популярна она среди молодых людей 25-30 лет с высшим образованием или студентов ВУЗов, активных «жителей» интернета — сервисов дневников и соцсетей.

Если заглянуть в различные группы знакомств ВК, можно встретить такие параметры поиска потенциальных друзей и партнеров: «Ищу Бальзака», «Я Гамлет, ищу дуала» и прочее в подобном духе. Для непосвященного человека подобная терминология выглядит странно, если не сказать — дико.

В самом деле, станет ли здоровый человек звать себя Жуковским, Наполеоном, Максимом Горьким или еще какой известной личностью? Уж слишком напоминает симптом психического заболевания.

Соционика: история и суть

Теория соционических типов основана на типологии характера, разработанной еще Карлом Густавом Юнгом. Его книга «Психологические типы» вышла в 1921 году.

В ней он изложил весь структурированный опыт по типологизации человеческого характера с древнейших времен до наших дней, дополнив собственными наблюдениями и выводами.

К примеру, Юнг описывает разделение на 4 типа темперамента, данное еще Гиппократом на основе преобладающих «жидкостей организма» (крови – sanguis, лимфы – flegma, желчи – hole и так называемой черной желчи – melaina hole).

Эти 4 типа характеризуются такими качествами, как сила и устойчивость. Он также вводит понятия интроверсии и экстраверсии. Отметим, что Юнг нигде не утверждает необходимость и применимость на практике этих типологий, лишь приводит их как исторические сведения из истории психологии.

https://www.youtube.com/watch?v=Qrlc_BJ2Cik

Создательницей соционики считается литовская исследовательница трудов Юнга — Аушра Аугустинавичюте. На основе 16 пар так называемых «соционических признаков», среди которых выделяются 4 дихотомии Юнга, она создала свое учение — соционику.

Сразу же стоит отметить, что Аушра не имела психологического образования (она была экономистом), однако это не помешало ей назвать свое учение «новой наукой», введя собственную терминологию, и объявить о его исключительной полезности. Для описания типов используется условно три шкалы: логика — этика, интуиция — сенсорика, экстраверсия — интроверсия.

Всего выделяется 16 типов, все из них названы именами известных людей, якобы относящихся к этим типам, например, «Бальзак», «Дон Кихот», «Дюма», «Гамлет».

Аушра вводит свой собственный особый термин «информационный метаболизм». Это то, как человек обменивается информацией с миром. По мнению создательницы, речь человека, а именно те обороты, что он использует, позволяет найти «ключ» к его психике, то есть отнести к одному из типов. Этот процесс называется «типированием».

Польза и вред применения соционической типологии

В чем же польза cоционики, по мнению ее создательницы? И в чем ее ограничения?

Соционика — довольно четкая, на первый взгляд, система. Все типы имеют свое конкретное описание, набор черт характера и способы поведения.

Также у всех типов есть так называемые «дуалы» (дополнения, так сказать, вторые половинки, идеально подходящие по характеру) и «конфликтеры» (те типы, что неизбежно будут конфликтовать в силу противоречий в ценностях, характере и поведении). Для чего это нужно? Конечно же, чтобы наладить взаимоотношения с людьми.

Зная тип личности человека, можно предсказать его поведение, а значит, избежать ошибок во взаимодействии. Зная свой тип, можно искать партнера с подходящим типом личности (дуала) и избегать конфликтеров. Кроме того, можно прослыть человеком проницательным, разбирающимся в людях.

На первый взгляд, все просто! Но…

Такой подход — и это видно невооруженным глазом — накладывает некоторые ограничения. Во-первых, он не дает воспринимать людей как уникальных личностей, во всем разнообразии. Каждый человек уже заранее протипирован, а если какие-то черты личности не совпадают с типом, то он объявляется, к примеру, «нетипичным Гюго».

Во-вторых, он ограничивает возможности поиска друзей и партнеров: те, что относятся к «неподходящим» типам, могут отвергаться лишь по этой причине. А третья опасность — «типирование» может быть очень субъективным, основанным на личном видении типирующего и его интерпретации прочитанного о соционических типах материала.

Типирующий может верить в непогрешимость соционики, при этом игнорируя собственные мыслительные искажения, основанные на неправильном понимании, предыдущем опыте и т. д.

Так что выглядит это очень печально в конечном итоге: начиная изучать типы личности в благих целях, чтобы улучшить свои взаимоотношения с людьми, адепт соционики сам загоняет себя в ловушку, сужая свое восприятие и накладывая определенные ограничения на свое мышление и общение.

Типология Майерс-Бриггс и опросник MBTI

Существует и другая психологическая типология, основанная на типах Карла Густава Юнга.

Это типология Майерс-Бриггс, появившаяся примерно в одно время с соционикой, на другом краю света — в США, в 1940-х годах. Основатели этой системы — Кэтрин Бриггс и ее дочь Изабэль Бриггс Майерс.

В ней также содержится 16 психологических типов, для определения которых был создан тест MBTI — Myiers-Briggs Tybe Indicator.

Академическая психология относится к данной типологии настороженно, не признавая ее научной. Однако, тест MBTI широко используется в бизнесе, в частности, для целей профориентации.

Проблемы данного теста те же, что и у соционического типирования: это его валидность и надежность.

В инструкции к тесту указано, что его данные не могут считаться точными без последующей консультации специалиста по профориентации.

Отсутствуют статистические данные, достоверно подтверждающие постоянство результатов для разных выборов, а также четкие критерии того, что именно исследуется в качестве основания для присвоения того или иного типа.

«Комиссия Национальной Академии Наук, проанализировав данные более чем 20 исследований теста MBTI, выявила, что только шкала Интроверсии-Экстраверсии имеет достаточную валидность» [3]. Под большим сомнением и надежность теста — исследователи пришли к выводу, что он каждый раз может давать различные результаты.

Критика со стороны научного сообщества и независимых исследователей

Кручинин Сергей Владимирович, кандидат политических наук, в своей научно-исследовательской статье критически обосновывает несостоятельность применения соционики для маркетинговых исследований:

«В [книге Киселевой Е.С. «Роль и значение потребителя в системе маркетинга и способы управления его поведением на основе соционики»] авторами даются… смелые утверждения… что маркетолог должен знать соционический тип сегментов рынка.

Это крайне амбициозное утверждение, которое методологически корректно преподносить как действительность, только после подтверждения соответствующей статистикой и проведения исследования двойным слепым методом, зарекомендовавшим себя в проведении медицинских исследований.

Недостаток привлечения соционики в данном случае обусловлен одним из ее положений о врожденности соционического типа и не сменяемости его. Связывание типов предпочтений с соционикой требует уже доказательства того, что эти предпочтения не поменяются, так как не меняются типы, согласно утверждению соционики.

(…) Но как раз доказательств того, что поведение человека… не будет меняться, не приведено. Напротив, человек с возрастом и жизненным опытом может менять предпочтения в выборе товара, менять стратегию поведения».

Также он выражает глубокий скепсис относительно использования соционических типов, установленных с помощью теста MBTI, для подбора персонала, и сомнения в реалистичности результатов некоторых связанных с соционикой исследований, что могли бы придать ей научный вид, например, приведенные в статье Шмелева А. Г. «Уже не соционика, но еще не дифференциальная психология»:

«…Пожалуй, впервые проведены попытки соотнести соционику с анализом больных аффективных патологий. Попытка интересная, но результат 100% этических рационалов среди людей с аффективными расстройствами позволяет либо усомниться в репрезентативности статистической выборки, либо усомниться в правомерности причины и следствия».

Он делает следующие выводы: соционика, безусловно, является раскрученным брендом, представляет интерес для исследователей и в качестве математической головоломки, но серьезной научной ценности не имеет [1].

В статье о соционике, опубликованной в «Сообществе скептиков», также подвергается сомнению научность методологии соционики, она сравнивается с астрологией, а все совпадения поведения по типам объясняются Эффектом Барнума.

Этот эффект заключается в следующем: люди высоко оценивают точность таких описаний личности, которые, как они полагают, созданы специально для них.

Критически разбирается не только популярная, но и так называемая «продвинутая» литература по соционике — проблемы во всех этих источниках схожи и связаны также с методологией.

Вывод: научна ли соционика?

Ответ очевиден: нет, ненаучна. Возможно, когда-нибудь в будущем соционика будет признана научным сообществом как отдельная дисциплина, но пока что это лишь эмпирическая модель, основанная на субъективном восприятии автора, интересная в качестве интеллектуального развлечения, но не имеющая под собой никакой статистически подтвержденной базы.

Единственный близкий к научному инструменту тест данной типологии имеет недостаточную валидность и надежность.

Труды по соционике, опубликованные научными (не соционическими) изданиями, практически отсутствуют, а несостоятельность ее научное сообщество даже не стремится доказывать — ведь доказательный труд в данном случае ложится на плечи сторонников теории.

Несмотря на это, соционика — популярное хобби для многих и останется таковым и дальше. В этом качестве она может существовать сколь угодно долго вместе с другими непризнанными наукой типологиями, например, гороскопами.

Почему? Она дает интересный повод для общения, иллюзию контроля над собственной жизнью и отношениями, да и просто приносит удовольствие, как игра или головоломка.

Что ж, и такое развлечение имеет право на существование, но, по всей видимости, не представляет в целом для людей какой-либо ценности, так как не несет в себе инструментов для решения проблем или другой пользы.

Список использованных источников:

  • 1. Кручинин С. В. «Статус соционики в современной науке». – Journal of scientistic research publications №9(13) /2014.
  • 2. Богомаз С. А. «Психологические типы К. Г. Юнга, психофизиологические типы и интертипные отношения».
  • 3. «Even Popular Personality Tests Are Controversial». https://www.psychometric-success.com/personality-tests/personality-tests-popular-tests/
  • 4. Петрова Т. Н. «Комплексная диагностика особенностей информационного метаболизма человека». – «Филология и культура», 2009 г.
  • 5. Алферов Кирилл «Соционика — современная астрология». Июль 2013 г. http://skepticsociety.ru/socionics/

Надежда Козочкина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Купить в Литрес Купить в OZON Купить в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + EnterНе понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Лженаука. Соционика

Соционика: красивая теория или наука будущего

Современное общество высоко ценит науку. Практически вся наша жизнь, начиная от глобальной политики, заканчивая бытом так или иначе зависима от научного подхода, достижений науки.

И это скрывает одну большую проблему: под маской науки, а также псевдонаучного бреда (например, сложных терминов или мудреных конструкций, лишенных всякого смысла) скрываются все те же средневековые сказки.

Вот только многие люди даже сегодня убеждены в них, и самое опасное в этом — они действительно считают что-либо научным фактом.

Я уже затрагивала тему астрологии, но сегодня возьму чуть менее распространенную, но все же широко известную квази-науку — соционику. Для начала познакомимся с основными концепциями этой теории.

Что такое соционика?

Соционика — концепция типов личности и взаимоотношений между ними.

Суть соционики в том, что все люди обладают определенным, заложенным от рождения информационным типом, в зависимости от значения которого и взаимодействуют с другими людьми. У каждого из нас есть своя половинка — человек, который идеально дополняет нас, и его соционики называют дуалом. То есть вся наша личность определяется одним из 16 типов.

Теперь немного подробнее, откуда же берутся эти 16 типов и вообще эта самая соционика. Соционика была разработана и позиционирована как наука в 1970-ых годах Аушрой Аугустинавичюте. Она опубликовала свою работу «О дуальной природе человека», где и раскрыл догмы своей теории. Но истоки соционики значительно более глубокие. Она искажает работы швейцарского ученого К. Юнга. Он, как известно, разделил личностей на два типа — «экстраверты» и «интроверты». Для большего упорядочивания Юнг также пытался выявить комбинации, которые позволяют определить тип личности. Он предположил, что у человека преобладает одна из функций: чувство, ощущение, интуиция, мышление. Он использовал это таргентирование личностей не для построения каких-либо пророчеств или стратегии жизни для каждого из типов, а лишь для более удобной структуризации для своей научной деятельности.Также теории Юнга отличаются от идей А. Аугустинавичюте категоричностью суждений. Юнг понимал, что несмотря на влияние одного из типов, человек все же слишком многосторонний, чтобы можно было построить определенный «план» его поведения.Сегодня 16 типов личности имеют два вида названий: в честь исторических личностей (Наполеон, Гамлет), либо какие-либо псевдонимы и наименования, имеющие ассоциативную связь с определенным типом личности.Типы личности в соционике. Источник: https://ru.wikipedia.orgТакже важную роль в соционике сыграл Кемпинский. Он предложил теория информационного метаболизма. Она говорит о том, что внешние информационные сигналы, воспринимаемые человеком, используются организмом как «пища» для энергетического метаболизма. То есть человеческая психика питается информацией, и ее здоровье напрямую зависит от качества и количества этой информации. То есть энергетический метаболизм — это усвоение, обработка и передача информации психикой человека

Почему соционика — псевдонаука?

Итак, коротко изучив базисные понятия и идеи соционики, я все же вернусь к изначально поставленному вопросу о том, почему же не стоит доверять соционике и всем ее выводам, следственно. Я выдвигаю тезис: «Соционика — не наука». И причин тому много.

Прежде всего обратимся к статистике. Самым любопытным фактом о соционике является то, что она даже не может определить верно ваш лип личности. Когда во время опросника ученые решили проверить, насколько устойчивы же определяемые типы, то оказалось, что по прошествии времени повторно тот же тип личности выявился лишь у 25% участвующих. Наша личность слишком изменчива.

Все понятия соционики (тот же дуал — идеальная вторая половина) — умозрительны и не могут быть никак доказаны на практике. Как известно, любая наука имеет способ изучения, будь то эксперимент или точное логическое обоснование. Если с первым соционика откровенно проваливается, то посмотрим, что же с логикой в соционике.

Огромная прореха в соционике — банально то, что один и тот же тест в разных источниках(как в интернете, так и методом интервью) даст для одного и того же человека в примерно один момент времени разные результаты. И это неудивительно: даже сами «ученые» в соционике выдвигают собственные идеи, противоречащие друг другу.

И опять очередная дыра в логике соционике — само толкование психологических типов. Уступает оно, пожалуй, только старым добрым гадалкам с картами таро.

Дело в том, что описание какого-либо типа личности дает расплывчатые, субъективные характеристики, как «утонченный вкус» (для кого-то признаком утонченности является возможность различать все элементы винных карт Италии, а кто-то считает, что утонченный человек должен обязательно слушать венских классиков).

Если коснуться теории Кемпинга, то все станет еще более странным, так как его теория не несет за собой никаких доказательств и остается лишь недоказанной гипотезой.

В заверешение статьи, хочу сказать, что соционика не признается и не уважается ни в одном серьезном научном обществе, не говоря уже об официальном признании.

Ещё раз про нашу книгу. Для кого она и что в ней интересного

Соционика: красивая теория или наука будущего
mozgostebОт соционики до теории уровней. 8 самых интересных типологий.

Три недели назад вышла книга за авторством mozgosteb’а (т.е. меня) и andeadd’а, с великолепными иллюстрациями Нади radugaw. Пост по поводу выхода уже написал Денис, я же напишу более чуть более обстоятельно, что это за книга и почему её стоит читать.

Здесь будет две части, адресованные разным людям:

[Для тех, кто на типологиях собаку съел]О структуреО каждой типологии можно написать отдельную книгу, но в нашей книге типологий целых восемь! Естественно, описать все нюансы в таком формате попросту невозможно, поэтому мы ставили перед собой другие задачи:- Сделать качественный обзор типологий, показать, чем привлекательна и полезна каждая из них

– Внутри каждой типологии выбрать интересную тему и раскрыть её подробно. Эти темы вынесены в оглавление: см. рисунок

О самих главах

[ТУАИ]ТУАИЕсли вдруг Теория Уровней Абстрактного Интеллекта прошла мимо вас, вы просто обязаны с ней познакомится. С её помощью можно типировать буквально всё, в том числе и сами типологии! В главе много примеров из детских сказок и популярной литературы.

[5 травм]5 травм

Все мы родом из детства, и то, что мы получили (и недополучили) в юном возрасте, повлияло на строение тела и черты характера каждого из нас.

Глава изобилует деталями, по которым можно разглядеть тип человека с помощью простого наблюдения, без сложных тестов и анкет. Кроме того, вы узнаете, что общего у Шерлока Холмса, Штирлица и героев трилогии “Сумерки”, а также какую книгу можно написать… лично про вас.

Этот тот случай, когда одинаково радует и узнавание себя в одном из типов и НЕ узнавание.

[Стили мышления]Стили мышленияИнтересная типология, вытесненная с типологического Олимпа монстрами вроде соционики.

Но, в каком-то смысле, она прагматичнее соционики и психейоги, поскольку расстояние между началом изучения и узнаванием типов в друзьях и знакомых максимально короткое.

В главе раскрыты излюбленные стратегии каждого типа, которые он применяет для решения проблем, а также подробно рассказано о ловушках, в которые мы попадаем, применяя эти стратегии.

[Соционический блок. Юнг, Соционика, MBTI]Соционический блок. Юнг, Соционика, MBTI.Чем более популярной становится соционика, тем сильнее раздробленность среди различных соционических школ.

Наша книга примиряет различные соционические течения и сводит их к единому историческому знаменателю – юнговским типам. Вы узнаете, как видел типы Юнг и каким образом его взгляды эволюционировали в типологию Майерс-Бриггс на Западе и в соционику в нашей стране.

Глава о MBTI раскрывает тему выбора подходящего вам рода занятий, а глава о соционике рассматривает особенности вспомогательной функции каждого типа, а также интертипные отношения.

[Психософия, она же психейога]Психософия, она же психейога. Здесь сразу несколько вкусных моментов. Во-первых, абсолютно новая подача материала. Если вы когда-нибудь объясняли принципы психософии новичку, то знаете, что приходится приводить очень много примеров, прежде чем сформируется понимание модели.

В книге предложен способ, как можно объяснить психософскую модель очень быстро, при этом не потеряв в точности. Во-вторых, в главе можно найти ранее не публиковавшийся материал о том, как болевая функция “заимствует” сильные стороны целевой. В-третьих, указаны психософские типы 35 персонажей литературы и кино.

А это значит, есть что обсудить и о чём поспорить с автором. Я знаю, вы это любите!

[Типология Траекта]Типология Траекта.Абсолютно новая типология, основанная на трудах Жильбера Дюрана. Типология Траекта рассматривает, ни много ни мало, то, как мы осознаём свою смертность, и как это осознание влияет на нашу жизнь. Спойлерить не буду, но эта главка – моя любимая.

———

[Для тех, кто в типологиях пока не разбирается, но интересуется и присматривается]Для тех, кто интересуется и присматриваетсяВ перспективе знание типологий приносит очень много пользы, но две очевидные выгоды вы почувствуете практически сразу:- Знание о глубине и природе различий между людьми.

Даже поверхностное понимание этого удивительным образом примиряет с окружающими. Когда ты осознаёшь, что твой ближний не дурак, не сошёл с ума, не злонамерен, а просто иной по своей природе, пусть и малосовместим с тобой и даже малоприятнен, отношение всё равно меняется разительно. – Примирение с собой.

Знание типологических основ своих слабостей не освобождает от ответственности, но переносит осознание своей уязвимости в конструктивное русло, где вместо самобичевания и болезненного сравнения себя с другими получаешь возможность спокойно рассмотреть свои плюсы и минусы.

Адекватно действовать в ситуации конфликта, находить подходы к людям, защищаться от манипулирования, правильно выбирать место работы, род занятий или спутника жизни и тому подобные навыки, которые обычно относят к плюсам освоения типологий, могут появиться позже, но эти два преимущества – почти сразу. Наша книга – обзорная.

Её цель – заинтересовать и мотивировать к дальнейшему изучению. Без ложной скромности могу сказать, что это первая хорошая обзорная книга по типологиям на русском языке. Размер глав мы подобрали таким образом, чтобы изложить всё самое важное в каждой типологии, но в тоже время не уйти в малопонятные детали.

Конечно, каждая типология достойна отдельной большой книги. Чтобы показать потенциал каждой типологии, для каждой мы выбрали одну-две фишки, о которых можно интересно рассказать, и раскрыли их более глубоко. Например, в Теории Уровней раскрыли тему восприятия добра и зла, в MBTI – тему профориентации, в психософии – наши болевые точки.

Главы книги можно читать в любом порядке (за исключением, пожалуй, соционического блока), поэтому, что-то пропустив, можно не бояться, что дальше будет непонятно. Мы старались создать естественные и понятные описания, и из множества типологий выбрали те, которые сами хорошо знаем и о которых умеем интересно рассказывать.

Я иллюстрирую свои главы примерами из детских сказок и популярного современного кино, Денис – примерами простых жизненных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся каждый день, а Надя волшебной силой своего карандаша создаёт запоминающиеся образы.Резюмируя всё вышесказанное – рекомендую брать и читать =)

———

[И ссылки, где взять, конечно же]И ссылки, где взять, конечно же.

mozgostebНа этот раз я нарезал много няшных картинок определенного стиля и тематики и натравил эту коллекцию на ваши аватарки.Получилось не так удачно, как прошлые разы, но тоже занятно. Эдакая карта игрового мира, которая с высоты птичьего полёта выглядит как аватарка. Ну почти.

Искать свою аватарку можнонужно ЗДЕСЬ. При клике увеличивается, но это не предел, можно покрутить колесом мыши и увидеть из чего оно состоит.

Мои предыдущие опыты картинками и программированием ТУТ.

Если бездушный алгоритм кого-то обошёл вниманием, не стесняйтесь напомнить о себе!

Page 3

?

mozgosteb

June 27 2017, 20:22

Category:

Недавно читал одну книжку и встретил следующий отрывок:

…он лег на гладкую поверхность камня, прохлада которого несколько остудила его раздражение. Он чувствовал жесткость минерала и вдруг вспомнил о задачке, предложенной его школьным учителем физики: как сделать постель из мрамора такой же мягкой, как дорогой матрас? 

Ответ спрячу под спойлер, на случай если кто-то хочет поразмыслить.
[Ответ]Ответ: вырежьте в мраморе углубление такой же формы, как ваше тело. Когда ляжете в это углубление, давление распределится равномерно, и мрамор покажется мягким. Но суть не в этом, а в реакции на правильный ответ.

Эта задача чертовски показательна в разделении людей на логиков и этиков. Логик, скорее всего, скажет, что условия задачи поставлены неверно. Мрамор не станет мягче от того, что в нём вырезали углубление. Можно замерить его твёрдость и убедиться, что она не изменилось.

А даже если логик так и не подумает, то, всё равно, скорее будет размышлять, как объективно изменить свойства мрамора: возможно измельчить или как-то воздействовать химически.Этику же ответ кажется естественным. Этик воспринимает задачу не со стороны мрамора, а со стороны человека.

Если мрамор кажется мягче, то какая разница, мягок ли он объективно?

Прекрасная иллюстрация проблемы, с которой я постоянно сталкивался в отношениях заказчик-исполнитель или заказчик-клиент. Большинство задач ставится именно этически, т.е. “сделайте мне хорошо”. Причем вне зависимости, логик заказчик или этик. Когда заказчик ничего не понимает в предметной области, он по другому и не может. И тут (для заказчика) случается страшное.

Либо он имеет дело с людьми, которые могут почувствовать суть его проблемы, но не слишком понимают, что с ней делать, либо с теми, которые решить могут, но не понимают, чего он хочет.

Весь, абсолютно весь культурный прогресс в IT за последние лет 30 сводится к придумыванию хитрых схем, чтобы первые вовремя объяснили вторым: не надо размягчать мрамор, клиент хочет не этого.

Что такое соционика, и что она даёт человеку?. Статья. Соционика. Самопознание.ру

Соционика: красивая теория или наука будущего

В наше время способность человека эффективно усваивать новую информацию становится важным фактором успеха. Но что мы знаем об этом явлении? И особенно о том, как в этом огромном мире, наполненном информацией, чувствует себя каждый отдельный человек?В самом общем виде эту проблему изучает наука соционика.

Эта наука о том, как человек воспринимает, перерабатывает и выдаёт информацию. Оказывается, то, что является важным и ключевым для одного человека — совершенно не впечатляет другого. Почему мозг каждого человека действует избирательно в общем потоке информации?Соционика базируется на наблюдениях швейцарского психолога К.Г. Юнга.

Именно он открыл фундаментальные законы восприятия и переработки информации и описал их в своей книге “Психологические типы” в 1921 году. Далее литовский педагог Аушра Аугустинавичюте применила к описаниям Юнга элементы аналитического моделирования и создала науку об информационном метаболизме человека. Оказалось, что существует 16 различных типов восприятия информации.

И это нормально. Одни типы экспертно воспринимают информацию одного вида, другие — совершенно противоположную.

Применяя законы восприятия информации человеком, мы должны помнить, что, собираясь донести до человека какую-то мысль, скажем, составить важный документ, мы обязаны учитывать, легко или трудно даётся формальная логика данному типу, интерес или отвращение она вызывает. И это как раз типовые, а не индивидуальные особенности людей.

Соционика утверждает, что наша информационная система (наш “бортовой компьютер”) — совершенно реальная часть психики. Она поддаётся наблюдению и изучению. Результаты этого изучения привели к созданию моделей 16 типов информационного метаболизма человека.

Понять, кто ты есть, выбрать профессию и партнёра, наладить отношения в команде — далеко не полный перечень возможностей успешного применения соционики.

Трудности самоидентификации

Как это ни странно звучит, но не каждый взрослый человек знает о своих талантах и слабостях. Оказывается, непростая это задача — отыскать в себе скрытый талант и признать свои слабости.

Бывает, что на это не хватает и целой жизни! Чаще хочется, преодолевая себя, доказывать всем, что “я это умею, и я не хуже других”. Признание своей слабости и желание принять помощь оказывается непростой задачей для человека.

Необходимо известное мужество, чтобы положиться на партнёра в ситуациях, которые самому недостаточно ясны. Хорошо, когда стандартные пути решения жизненных вопросов совпадают с сильными осознанными функциями человека. Тогда принимаемые решения будут адекватными, творческими и ответственными.

Они только укрепят самооценку человека. Если же одобряемые обществом методы не лежат в области сильных функций типа, вопрос превращается в проблему, которая для своего решения требует от человека жертв и разрушений его информационной структуры.

Он вынужден опираться на слабые функции, а сильные при этом не получают развития.

Соционика помогает в короткие сроки понять и принять свои типовые особенности, научиться их использовать, оберегать свои слабые стороны и повысить самооценку, опираясь на свои естественные таланты, присущие каждому без исключения человеку.

О дуализации

Человек, воспринимающий ситуацию адекватно и осознанно, хорошо видит отдельные её компоненты и динамику. Трезво оценив свои силы, он в состоянии творчески воздействовать на неё или отказаться от участия в ней.

Более того, если ситуация развивается не в области его сильных функций, человек гармоничный (в соционике он называется “дуализированный”) в состоянии признать свою слабость и воспользоваться помощью партнёра, не испытывая при этом чувства неполноценности.

Ещё один плюс дуализации заключается в том, что человек испытывает искреннее восхищение и благодарность к людям, обладающим противоположными (дополняющими) талантами. Это улучшает его отношения с окружающими. А отказ судить других людей по своим слабым функциям, и некоторое смирение своих амбиций в этой области освобождают от многих недоразумений в отношениях.

Правда, при этом придётся признать, что половина мира для тебя практически невидима, и положиться в этом на дополняющего партнёра.

Зато именно дополняющий партнёр наполняет нашу жизнь ощущением праздника и заботы, защищённости и востребованности.

О коммуникациях

Соционика занимается типовыми закономерностями информационного метаболизма человека. И самыми главными из этих тем, по сути, являются механизмы взаимопонимания. Работы Юнга позволили сделать вывод о том, что в человеческом обществе существует информационное разделение труда.

Одни люди экспертно воспринимают одни аспекты информации, другим доступна вся информационная картина других аспектов. И это не причуда эволюции, а жёсткая необходимость. Поскольку эволюционное преимущество человека — это творческая работа с информацией, сообщество должно было обеспечить её всестороннюю обработку.

Но каждый отдельный человек не в состоянии адекватно воспринять все стороны мира, что очень ясно показал в своих работах Юнг. Поэтому эволюция и пошла по пути специализации. Но, чтобы вся информация, добытая разными “специалистами”, дошла до каждого, необходима развитая коммуникация между людьми различных типов.

И мы на практике видим, что там, где понимание себя, взаимопонимание и толерантность появляются, происходят значительные рывки в освоении реальности. Там, где этого нет — наблюдается застой и развал. Информационная система человека была “задумана” эволюцией именно как “орган коммуникации”.

И если взаимопонимания человека с партнёрами не происходит, значит, система настолько повреждена, что не выполняет свою основную функцию — связывать человека с миром и другими людьми. Поэтому знание о том, как воспринимается информация окружающими людьми — это верный путь к улучшению взаимопонимания и отношений. Это утверждение много лет доказывают наши практические наблюдения.

Всем известны примеры быстрых и приятных контактов или беспричинно возникающей антипатии к мало знакомому человеку. Так проявляют себя информационные взаимодействия людей. Соционика уже более 40 лет изучает различные аспекты этих взаимодействий, успешно их описывает и прогнозирует. Сейчас можно сказать очень многое, как о конкретных свойствах типа, так и о его успешности в отношениях с другими типами.

Подбор персонала

Квалификация, пол, возраст, тесты на память, интеллект, скорость реакции…Но кто может угадать, будет ли на самом деле интересна претенденту предлагаемая работа, или он будет относиться к ней как к неизбежному злу?Состоятся ли его отношения с коллегами, руководством, клиентами? Захочет ли он развивать свои навыки или “завязнет” на достигнутом уровне?Вообще, способен ли он решать творческие задачи в интересующей нас области?Кажется, что такие вещи невозможно предугадать. Но это не так. Всё вышеперечисленное и многое другое надёжно и быстро можно определить с помощью соционики или информационного психоанализа. Соционика даёт чёткие критерии для выбора такого претендента на данную работу, который сможет сочетать интересы фирмы с интересами собственного развития. И, наоборот, становится ясно, в какой информации ему будет трудно ориентироваться, потому что она проходит через его систему восприятия с потерями и искажениями. В этом случае человеку трудно получить правильное представление о предмете, и работа становится для него изматывающей и очень трудоёмкой. При этом падает самооценка человека, он теряет веру в себя, его отношения с окружающими разрушаются.

К какому типу относится конкретный человек, в чём в связи с этим раскроются его таланты, насколько хорошее взаимопонимание ожидает его с другими типами, как грамотно построить отношения с ними — всё это и изучает новая наука. А также и многое другое.

Простота основ соционики

Чтобы научиться определять всё вышеперечисленное и многое другое, необходимо усвоить основные принципы соционической диагностики. Удивительно, но базовых понятий в соционике не так уж много.

Восемь функций информационного метаболизма, модель А, некоторые дополнительные признаки — вот набор сведений, которые легко усвоить за 50 часов. Но они открывают необъятные возможности в пространстве нашего взаимопонимания.

Более простая, чем таблица умножения, но не менее необходимая людям для счастья — эта наука должна стать достоянием каждого человека.

Соционика — это наука, изучающая процесс обмена информацией между человеком и внешним миром, т.е. каким образом люди воспринимают, перерабатывают и выдают информацию.
Зная соционику, вы сможете всегда правильно подбирать своё окружение: с кем лучше работать, отдыхать и кого выбрать в качестве спутника… Читать дальше

Как соционика может помочь родителям? Самый главный вопрос, на который отвечает соционика, это определение оптимального подхода к своему ребёнку. С помощью соционики вы получите точный ответ на вопрос — как максимально использовать заложенный в него потенциал, также она поможет для профориентации… Читать дальше

Сегодня я хотел бы поговорить с вами о процессе диагностики типа информационного метаболизма, а точнее, о самых серьёзных и часто встречающихся ошибках, которые совершают соционики при диагностике ТИМа человека. В этой статье я хочу поделиться своим мнением по поводу ошибок при диагностике ТИМа, наработанных… Читать дальше

В данной статье я поделюсь с вами своим конкретным практическим опытом по работе с белой этикой (этика отношений) на детском блоке Супер-Ид (статья на соционическую тему). Я приведу вам в пример анкетку, на которую отвечали представители данных типов (это Джек Лондон — Логически-интуитивный экстраверт… Читать дальше

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.