Судьба и сценарий жизни

Содержание

Жизненный сценарий: что это в психологии, его строение и типы. Теория жизненного сценария по Э. Берну. Как изменить жизненный сценарий

Судьба и сценарий жизни

Психика человека похожа на компьютер, в который можно загрузить ту или иную программу. И первая такая запись делается в детском возрасте.

Родители воздействуют на настоящее и будущее ребенка, формируя подсознательные мотивы поведения.

Большая часть психотерапевтической работы отводится на корректировку неблагополучного сценария из детства, выход из него и построение новой жизни. Но обо всем по порядку.

Что такое жизненный сценарий

Жизненный сценарий – постепенно реализующийся план жизни, сформированный в детстве. Он отражает установки, ценности, правила, которые внушили родители. Притом чаще это внушение происходит делом, а не словом, хотя сами родители не всегда это понимают.

Жизненный сценарий требует корректировки в том случае, если препятствует развитию личности.

Обычно это описывают как «злой рок», «клеймо неудачника», «рождение под несчастливой звездой», «мне попадаются одни негодяи», «меня прокляли», «на мне венец безбрачия», «это родовое проклятие» и т. д.

На самом деле нет ни рока, ни судьбы, есть программа родителей, их образец, плотно засевший на бессознательном уровне.

Почему каждый ребенок усваивает сценарий родителей? Дана готовая цель жизни:

  • кому-то твердят о ценности образования;
  • кому-то о замужестве;
  • кому-то о самореализации;
  • кому-то показывают, что можно существовать без цели (асоциальные семьи);
  • для кого-то целью становится делать все для других людей, для получения их любви и внимания.

Жизненный сценарий отражает опыт родителей, их способ жизни, который ребенок усвоил в совершенстве. Родители учат тому, чему научились сами, по крайней мере, сами они так считают.

Потому из успешных семей чаще выходят успешные дети, а вот выходцам из асоциальных семей приходится нелегко.

Они в будущем становятся клиентами психотерапевта или пытаются самостоятельно разорвать шаблон жизни родителей, сломать стереотипы, начать жить по-новому, по-своему.

Типы сценариев

В психологии принято говорить о 4 сценариях жизни:

  1. Сценарий победителя: «Я – хороший, они – хорошие, жизнь – хороша».
  2. Сценарий неудачника: «Я – плохой, они – плохие, жизнь – плоха».
  3. Сценарий озлобленного пессимиста: «Я – хороший, но они плохие, жизнь – плоха».
  4. Сценарий с комплексом неполноценности: «Я – плохой, а они – хорошие».

Сами названия отлично описывают мироощущение людей, живущих по ним. Первый тип вряд ли попадет к психотерапевту, а вот три остальных входят в группу риска.

Основатель теории Эрик Берн выделил 3 сценария:

  1. Победитель. Всегда ставит цели, добивается их. Притом достигает конкретных результатов, не больше и не меньше намеченного. Победители борются, конкурируют, за что их нередко недолюбливают.
  2. Непобедитель. Человек, который тратит много сил на сохранение прежней позиции. Он много трудится, но не ради победы, а для сохранения своего положения. Из непобедителей получаются всеобщие любимцы, а сами они за любой результат благодарны судьбе.
  3. Неудачники. Доставляют массу неприятностей себе и другим, вовлекают окружающих в свои проблемы, тянут на дно.

Заподозрить, по какому сценарию живет человек, можно при внимательном слушании:

  • «Теперь я знаю, как сделать в следующий раз», – говорит победитель.
  • «Я бы, конечно, сделал это, но…» или «Если бы только…», – скажет неудачник.
  • «Я поступил так, но, по крайней мере, я…» или «Ничего, спасибо и за это», – говорит непобедитель.

Жизненный сценарий отражается в жизненных позициях в работе, любви, дружбе, браке. Жизненная позиция – отношение человека к чему-либо.

Структура сценария

В структуру сценария входят следующие элементы:

  1. Финал сценария. Да, он закладывается первым и звучит как проклятие или благословение. «Ты умрешь так же, как твой отец-алкоголик!», «Ненавижу тебя, лучше бы тебя не было!» – суровые проклятия, которые, увы, встречаются в реальной жизни и формируют неудачников. Конечно, это не происходит после одного выкрика, но систематическое повторение подобного превращается в установку. А вот фразы «Будь великим!», «Ты станешь самым известным футболистом» и тому подобные воспитывают победителей.
  2. Предписания: приказы и запреты. «Не будь эгоистичным», «Ты сегодня вел себя хорошо» – предписания победителя. «Никому не говори об этом» – предписание непобедителя. «Не приставай!», «Не умничай!», «Не ной!» – предписания неудачника. Для закрепления также нужны множественные повторения, но в совокупности с физическим наказанием бывает достаточно и одного раза.
  3. Провокация, опасность которой не всегда осознается родителями. Пример: «Он у нас неряха», «Он у нас такой дурачок».
  4. Нравоучения о том, как жить: «много работай», «будь хорошей девочкой», «не ходи гулять». Большую трудность вызывает противоречие родительских наставлений, в будущем человек так и живет – бросается из крайности в крайность.
  5. Образцы поведения. Родители передают практический опыт реализации нравоучений и предписаний.
  6. Импульс. Это желание поступать наперекор родителям. Возникает при излишке наставлений и предписаний.
  7. Антисценарий, или внутреннее освобождение. Человек дает себе разрешение быть другим, например, выйти замуж и построить счастливый брак, хотя все женщины в семье оставались одиночками.

База сценария закладывается к 6 годам. В дальнейшем при негативном жизненном сценарии человек, сам того не замечая, препятствует собственному успеху, срывает собственные планы. Он вредит сам себе, движимый неадекватным родительским воспитанием.

Строение сценария

Фундамент сценария – жизненная позиция. Она вытекает из ранних отношений матери и дитя, которые определяют доверие или недоверие малыша к миру. У ребенка уже на первом году жизни появляются убеждения относительно себя и других:

  • «Я хороший, со мной все в порядке» / «Я плохой, у меня не все в порядке».
  • «Ты хороший, с тобой все в порядке» / «Ты плохой, с тобой не все в порядке».

Первые убеждения окрашены знаком плюс, вторые – минус. Это ядро сценария. Жизненная позиция зависит от комбинации знаков:

  1. Я (+) и Ты (+). Это позиция успеха. Такой человек психологически здоров, способен достигать успеха, выходить победителем из любой ситуации.
  2. Я (+) и Ты (–). Позиция превосходства. Такой человек привык в шутку и всерьез обвинять других людей, издеваться, критиковать. Он постоянно ищет врагов, находит, притом чаще надуманных, а после с удовольствием избавляется от них. Такая позиция характерна для любителей давать советы, всех вразумлять, а также для тиранов и убийц. Встречаются как победители, так и неудачники.
  3. Я (–) и Ты (+). Позиция депрессивности, саморазрушения, самоуничижения. Такой человек позволяет помыкать собой, пользоваться его слабостями, унижать. Он мучает сам себя, обрекает на одиночество, болезнь, тюрьму. Это сценарий неудачника, ключевые фразы которого: «Если бы только…», «Я должен был бы…».
  4. Я (–) и Ты (–). Позиция безнадежности, обуславливающая сценарий неудачника. Такие люди озабочены идей смерти, часто сходят с ума, становятся клиентами клинического психолога.

Жизненная позиция у большинства людей устойчивая, но встречаются типы с нестабильной позицией. Они регулярно колеблются между всеми четырьмя типами. Это тревожные и нестабильные типы. Работа с ними, как и другие отношения, представляет собой особую трудность.

Дело в том, что мы видим друг в друге эти позиции и тянемся к таким же, как мы сами. Нестабильный человек тянется то к одному кругу лиц, то к другому, а в результате нигде не чувствует комфорта, да и окружение его не понимает.

Именно с жизненной позицией и нужно бороться, чтобы выйти из сценария. Разрушите фундамент – дом рухнет сам собой. Но изменить позицию, как отметил Берн, можно только двумя способами: работая с психотерапевтом или найдя источник большой и искренней любви. Психоаналитик был уверен, что сильные чувства способны разрушить даже детские установки относительно себя и мира.

Как определить свой сценарий

Берн рекомендовал честно ответить на 4 вопроса и проанализировать результат:

  1. Каким лозунгом пользовались ваши родители? Ответ поможет запустить антисценарий.
  2. Как жили родители? Ответ – ключ к навязанным образцам поведения.
  3. Каким был главный родительский запрет? Поможет понять, на что вы его заменили или против чего протестуете.
  4. Что ваших родителей радует, а что огорчает? Ответ помогает увидеть альтернативу запрету.

Результаты могут быть весьма неожиданными. Например, в книге Берна говорится, что запрет «Не думай!» запускает программу пьянства. Алкоголь – уход от реальности, возможность не думать о проблемах.

Как изменить сценарий

Нужно увидеть несовершенство установленной программы – в этом и заключается трудность, ведь сценарий записан на диск бессознательного. Когда проблема найдена, нужно начинать работу по захвату самостоятельности: ставить осознанные жизненные цели, самостоятельно выбирать социальные роли, способы достижения целей.

Самостоятельно изменить сценарий непросто. Лучше обратиться к психотерапевту, но прямо сейчас можно сделать первый шаг к изменению судьбы:

  1. Подумайте, есть ли у вас конкретный план жизни, или вы слепо плывете по течению? Нужно, чтобы были четкие задачи на день, неделю, год, всю жизнь, важные и полезные для вас. Если вы ставите цель ради кого-то, значит, снова поддаетесь сценарию. Это должны быть исключительно ваши цели.
  2. Есть ли у вас сознательный план достижения этих целей.
  3. Ориентируетесь ли вы на сознательно выбранные образцы поведения.

Нужно подумать, что вы хотите изменить, как вы хотите жить, какие ресурсы для этого нужны, где их взять. Эрик Берн отмечал, что самая важная работа – дать себе разрешение жить по-своему, развиваться, любить, меняться. Запретов, сохранившихся от родителей, в голове и так достаточно.

Послесловие

Предрасположенность к жизненным проблемам, способы реагирования на них уходят корнями в семейное воспитание. Но не только генетика, поведение родителей, условия среды формируют жизнь человека. На нее влияет сама личность, внешние обстоятельства, неподвластные родительскому сценарию.

В конечном счете, каждый человек – сам хозяин своей судьбы. Только его индивидуальные особенности и личные устремления играют решающую роль. Родители могут записывать сценарий, но они не влияют на врожденные особенности психики, темперамент. А это играет немалую роль в коррекции судьбы.

Исправляем сценарий жизни

Судьба и сценарий жизни

Что такое сценарий жизни? Какое влияние на план жизни человека оказывают родительские программы? Ключи судьбы – находим свои основные сценарии. Статья «Исправляем сценарий жизни» продолжает посты «Свобода или предопределенность?», «Как программируют людей?» и тематически пересекается с «Карта жизни – алгоритмы судьбы», «Наши убийцы – «тараканы» в голове».

 Этой статьей я открываю практический курс по изменению своей судьбы. В материалах темы, опубликованных до этого много полезной информации, но отсутствуют пошаговые практики. За годы работы сложилась действенная и эффективная система, с которой я тебя познакомлю.

Сценарий жизни – базовые программы

Психология, психоанализ и психосинтез, а также все прикладные направления с приставкой психо- сходятся в том, что у ребенка складываются исходные представления, определяющие впоследствии ценности и жизненную позицию. Во многом определяющие судьбу. Одни школы называют их базовыми установками, другие – рамками или программами.

Это первые программы, формирующие отношения к событиям. Все последующие, как правило, укладываются в эти рамки и никогда не нарушают их границы.

Получается, что базовые программы строят границы нашего отношения и, соответственно, поведения. Именно эти программы определяют сценарий судьбы. Последний пункт стоит пояснить.

Наше сознательное поведение может идти вразрез с бессознательными программами. Однако в нем будут присутствовать саботирующие элементы, которые мы чаще всего даже не заметим.

Это аберрации поведения или состояния, которые, скорее всего, перечеркнут возможность добиться нужного сознанию, но противоречащего бессознательным программам результата.

Об этом очень много написано и снято передач, не вижу смысла приводить примеры.

Что формирует базовые программы?

Рамки, в которых мы развиваемся, являются последствиями импринтирования. Прежде всего это реакция на травму рождения и детские физические и душевные травмы. Второе по значимости – прямое и косвенное внушение в момент импринтной уязвимости. Взгляни на диаграмму:

Размер окружности определяет значимость фактора.

Виды базовых программ

Базовые программы, формируемые в первые годы жизни, нацелены на выживание. Психологи выделяют основную группу, связанную с благополучием человека в мире. Это экзистенциальные позиции, формирующие все основные ценности и, соответственно, мировоззрение личности. Программа благополучия себя, окружения и мира в целом. Она может иметь четыре формы, схематически это матрица:

Люди с позицией в зеленом и желтом квадрате претендуют и добиваются. В сером – претендуют, но не добиваются. В красном – даже не претендуют. У всех людей, кроме находящихся в зеленом квадрате, страх и насилие пропитывает психическую организацию и, соответственно, судьбу.

Позиции – это бессознательные убеждения. Соответственно, наши мысли, мечты, ожидания и поведение несут в себе отпечаток этих убеждений. Иногда очевидный, но чаще всего неявный.

Два нижних квадрата – место людей с хронической базальной тревогой. Желтый квадрат – параноидальные страхи, подобные поиску заговоров и интриг в окружении и мире в целом. Людей, находящихся в зеленом квадрате, менее 3% населения земли.

Практика выяснения убеждений

Теория должна способствовать выполнению прикладных задач, иначе она бесплодна. Я рассказываю о базовых программах тоже не просто так. Упражнение, изложенное ниже, обязательное. Если ты его пропустишь, работа с дальнейшим материалом – пустая трата времени.

Пошаговая инструкция:

  1. Отнесись с полной ответственностью к предстоящему упражнению.
  2. Найди не менее 20 минут времени для спокойной внутренней работы.
  3. Убери звук на телефоне или отключи его.
  4. Возьми листок и ручку.
  5. Расслабься. Главное – сними утомление спины и глаз, потянись, наклонись, помассируй веки. Если какие-то мысли не дают покоя, вспомни глупую песенку или считалку. Минут несколько повторяй ее или сосредоточься на своем дыхании.
  6. Честно и непредвзято отвечай на вопросы. Когда человек обманывает других – это театр, когда себя самого – клиника.
  7. Не конструируй ответ, он придет сам, причем почти мгновенно. Все ответы – это много-много раз использованные нами заготовки.

I блок вопросов

1. Когда ты думаешь о людях, какая первая мысль приходит в твою голову?

Записать надо именно негативную мысль, а не мысль вообще.

2. Вторая?

3. Третья?

4. Четвертая?

5. Пятая?

6. Шестая?

7. …

8. На какой по счету негатив закончился? Почему? Что пришло в голову?

Это надо подробно изложить, даже если ответы будут, вроде «не могу подобрать слова», «я все сказал» и тому подобное.

II блок вопросов

1. Какие мысли из выписанных в первом блоке пришли из детства?

Запиши их, укажи, порождены они собственным печальным опытом или скопированы у сверстников, родителей или родственников. Нужно четко определиться в этом вопросе.

2. Какая, по твоему мнению, самая негативная мысль о людях у твоей мамы?

Пиши то, что приходит в голову. Важно не то, что она думала или думает на самом деле, а твои мысли.

3. Какая, по твоему мнению, самая негативная мысль о людях у твоего папы?

4. А у твоего друга?

5. Подведи общий знаменатель – запиши предложение, собранное из фраз, приходящих в голову.

Когда запишешь, переключись на другую деятельность. Ответы должны отлежаться. Анализировать будем потом.

Следующий шаг нашей программы – узнать, что ты думаешь о себе самом.

Пошаговая инструкция:

  1. Отнесись с полной ответственностью к предстоящему упражнению.
  2. Найди не менее 20 минут времени для спокойной внутренней работы.
  3. Убери звук на телефоне или отключи его.
  4. Возьми листок и ручку.
  5. Расслабься. Сними утомление спины и глаз – потянись, наклонись, помассируй веки. Если какие-то мысли не дают покоя, вспомни глупую песенку или считалку. Минут несколько повторяй ее или сосредоточься на своем дыхании.
  6. Честно и непредвзято отвечай на вопросы. Когда человек обманывает других – это театр, когда себя самого – клиника.
  7. Не конструируй ответ, он придет сам, причем почти мгновенно. Все ответы – это много-много раз использованные нами заготовки.
  8. Важны не только мысли, но и их порядок. Поэтому записывай сразу и четко нумеруй.

Вопросы:

1. Какая первая негативная мысль о себе приходит тебе на ум?

2. Вторая мысль?

3. Третья?

4. Что думал/думает о тебе папа?

Это могут быть как его мысли, так и твои догадки о них. Не имеет значение степень соответствия, важно, что ты думаешь по этому поводу.

5. Что думала/думает о тебе мама?

6. Что думают о тебе друзья?

7. Что думают о тебе недоброжелатели?

Это могут быть не только враги, но и просто завистники, сварливые соседи и тому подобное.

8. Что думали о тебе одноклассники?

Распиши конкретно как минимум два абзаца.

Когда запишешь, переключись на другую деятельность. Ответы должны отлежаться. Анализировать будем потом.

Пару слов о сценариях

Во все времена находились люди, склонные к анализу действительности. Некоторые из них обладали незаурядным умом и проницательностью. Последние становились признанными мудрецами и философами.

Эти люди задолго до психологов и психотерапевтов подметили, что жизнь каждого человека подчиняется некому плану.

Она полна закономерностей, выяснив которые, можно успешно предсказать ход дальнейших событий.

В наши дни исследователи дали такое определение. Психологический сценарий – это бессознательный жизненный план, предписывающий, каков будет итог и как мы к нему придем.

Сценарий в психологии – жизненный план человека, созданный им еще в детстве под значительным влиянием родителей или близких людей.

Повторяющиеся события и, соответственно, повторяющиеся результаты указывают на сценарий.

Сценарный анализ Эрика Берна выявил базовые скрипты, передаваемые нам родителями и формируемые до 12 лет. Большинство школ психологии сходятся в том, что подобные скрипты реализуются в жизни каждого человека, осознает он это или нет.

От силы личности, его интеллекта, независимости и критичности суждений зависит степень подчиненности сценарию. Есть люди, чье движение по жизни не отличается от движения робота. Слепая реализация заложенных в детстве программ.

Другие люди экспериментируют и выходят за рамки предустановленной роли. Тех, кто вообще стирает старые сценарии и пишет новые самостоятельно, единицы из миллионов. Без знания и применения специальных психотехник это невозможно.

Форма, в которую укладываются скрипты (сценарии) – базовая позиция. Мы их рассмотрели. Сами скрипты представляют собой высказывания, ставшие командами. Они становятся таковыми в моменты импринтной уязвимости, психологической зависимости или от частого повторения в течение нескольких лет. Назови человека сто раз свиньей, он захрюкает.

Родители, специально и неосознанно, навязывают ребенку свои ожидания. Выучиться на того-то, работать там-то, дружить с тем-то, жить так-то. Если подобные директивы настойчиво высказываются в моменты импринтной уязвимости, они становятся командами. Ребенок, соответственно, становится заложником моделей родителей. Моделей, которые чаще всего неадекватны действительности.

Скрипты прошиваются четырьмя путями – повторением директив и указанием на события, подтверждающие логику сценария, воздействием значимой информации извне.

Первый вариант – «Не подражай Васе. Его родители богачи и воры. Мы бедные, зато честные».

Пример второго варианта – «Я же говорила, что он подонок».

Третий вариант – это сказки, в которые ребенок верит.

Четвертый вариант – культурогенное программирование. Это национальные, субкультурные и семейные сценарии:

Программирование сценариев во времени соответствует этой шкале:

До трех лет ядра всех сценариев жизни сформированы. С 3 до 7 лет они обрастают деталями, склеиваются и уравновешиваются. Дальше мы реализуем эти скрипты в течение жизни.

Человек, имеющий слабую психическую конституцию, без помощи со стороны не сможет сломать прошитый скрипт. Сильный человек способен реализовать антисценарий. С одной стороны, это победа, с другой – он вынужденно привязан к обратной стороне сценария. Действуя от противного, мы все равно не свободны.

Человек с сильно выраженным сценарием адекватно действует в редчайших случаях. Его бессознательное опирается на решения, заложенные в сценарном плане. Например, сколько бы бедняга ни прилагал усилий, направленных на финансовый рост, в сценарии это не предусмотрено.

Поэтому его мировоззрение исказится таким образом, чтобы отбрасывать верные решения, даже если они лежат на поверхности. Более того, он будет постоянно искать подтверждения нечистоплотности партнеров, мздоимстве чиновников, ненадежности коллег и так далее.

Естественно, он их найдет во множестве.

Сейчас мы проведем практическую работу по отлову «тараканов» в голове. Ты обдумаешь приведенные ниже фразы и выпишешь свойственные тебе.

Выпиши то, с чем ты согласен. То, что составляет твои убеждения.

Я никогда не получу то, чего действительно хочу.

Я могу радоваться сегодня, но завтра я должен буду заплатить за это.

Каждый сверчок знай свой шесток. Я свой знаю.

Ничего или чего- то хорошего не будет, пока я не … (сделаю то-то и то-то, например: закончу вуз, начну получать такую-то сумму, встречу женщину/мужчину своей мечты и так далее).

В следующей статье будет подробный разбор твоего сценария в зависимости от ответов, которые ты дал на вопросы упражнений. Помимо диагностики будут приведены методы стирания негативных сценариев, описаны слабые стороны популярных методов. Естественно, познакомлю с альтернативой.

Не теряемся!

С уважением и признательностью, Владимир Даров.

Материал полезен? Не теряй информацию, сохрани одним кликом.

Михаил Литвак: «Чтобы изменить судьбу – нужно выйти из сценария. Изменяйте себя, тогда изменится сценарий»

Судьба и сценарий жизни

Каждый человек рожден для счастья. Однако, много ли тех, кто может сказать, что он действительно счастлив? Наверняка, лишь единицы из вас ответят утвердительно. Так что же для этого нужно?

Счастье состоит в том, чтобы общее содержание заключалось в трех понятиях: «хочу», «могу» и «должен».

Но у нас, чаще всего, они не совпадают. Если я хочу, то у меня не получается. Если я должен, то мне это не нравится. Как привести свои дела в порядок? Если вы хотите, но не можете, то попробуйте научиться. Любая деятельность, работа хороша. Необходимо просто начать действовать.

У нас возникают различные желания. Но их тоже важно сортировать. К примеру, желание выпить противоестественно. Оно приводит к торможению развития личности.

От подобных противоречивых желаний требуется избавляться. Действия должны вести к развитию личности. Стратегия работы над собой заключается в том, чтобы как можно больше уметь.

Человек в первую очередь стремится к удовлетворению своих желаний.

Когда ты выбираешь цель, то, прежде всего, узнай, ведет ли к ней та дорога, по которой ты должен идти. Если это не твой путь, то необходимо развернуться. На правильный путь нас толкают внутренние силы.

Известно, что дерево стремится расти вверх. Если у него не получается, то оно начинает пускать ветви в сторону. Когда препятствие на его пути исчезает, то оно вновь прорастает вверх.

Если начал думать – реши, а если решил, то действуй.

В нашем клубе разработана техника принятия решений. Она заключается в том, что нужно вспомнить первую мысль, пришедшую в голову, которая и считается правильной. Если это не удается, то нужно положиться на судьбу.

Главное – действовать, не надо колебаться. Не следует бояться ошибок, неудача в семь раз полезней успеха.

Неприятности помогают осознать свои ошибки и в следующий раз вести себя правильно. Почему именно семь раз? В мозге положительные эмоции занимают 35%, а отрицательные – 5%. Поэтому когда человеку плохо, он начинает думать. Неудачи держат нас в тонусе, их не нужно бояться, без них нет развития.

ПО ЭТОМУ ПОВОДУ ХОТЕЛОСЬ БЫ ВСПОМНИТЬ ЛЕГЕНДУ О ПОЛИКРАТОВЕ ПЕРСТНЕ.

Поликрат, правитель о. Самоса, был очень удачлив. Египетский царь Амасис дал ему совет. Он сказал, что если дальше продолжать в том же духе, то в любой момент удача превратится в крупную неудачу, и для того чтобы избежать зависти богов, следует выбрать ценную вещь и выбросить ее. Поликрат выбрал свой любимый перстень и закинул его далеко в море.

Эта потеря очень печалила правителя. Но однажды рыбак поймал рыбу, которую прямиком направил на царский стол. Когда повар начал готовить блюдо, то достал из нее утерянный перстень. Опять Поликрату невероятно повезло, и он стал слишком полагаться на свою удачу. В очередной раз он напал на соседнее государство, что привело к страшной гибели правителя.

Не пытайся изменить обстоятельства и других людей, а меняй себя и приспосабливай обстоятельства.

Обстоятельства пытаются изменить психически незрелые личности. В идеале необходимо поменять себя и свое видение ситуации. К примеру, я раньше боялся высоты и избегал поездок в горы. Они пробуждали во мне панику, тревогу.

Сейчас горы манят и волнуют меня. Что произошло? Изменились ли горы? Нет, они остались теми же. Я изменил себя. Психически зрелый и психически незрелый человек могут находиться в одном месте, но при этом жить в разных мирах.

Признаки психической зрелости:

Зрелая личность действует.

Человек, психически незрелый, все усилия направляет на устройство личной жизни. Для зрелой личности важнее дела, приобретение независимости. Личное у такого человека устраивается само собой.

В моей практике встречались неудачники, которые жаловались на проблемы с поиском второй половины. Я советовал им начать больше зарабатывать.

И, действительно, через какое-то время их личная жизнь налаживалась, иначе говоря, появлялось гораздо больше вариантов выбора второй половины.

Потребности зрелого с психической точки зрения человека зависят от его успехов. Незрелый человек копирует их и увеличивает размеры.
Зрелая личность устраивает свои дела самостоятельно, незрелая хочет, чтобы за нее это сделал кто-либо другой.

Психически незрелый человек беспокоится, как он выглядит. Зрелая личность об этом не беспокоится. Но при этом она всегда выглядит хорошо. Незрелая личность стремится занять высокое положение. Такой человек хочет иметь много, но при этом не занимается личностным ростом. К зрелой личности положение приходит само собой. Это является продуктом личностного роста.

Многие мои подопечные испытывают трудности из-за того, что они стараются казаться. На самом деле нужно быть. Так, есть один интересный эксперимент: станьте на цыпочки и засеките время, которое простоите. Долго ли у вас получилось? Вряд ли, потому что это не ваш рост. Вы не можете удержаться в таком положении длительное время. Но духовный рост безграничен.

Надо ставить только высокие цели, так как к маленькой ведет только один путь, к большой – много.

Конечно же, при этом не стоит забывать, что цели должны быть реальными. Вспомните, жизнь вы начали со сперматозоида, которому потом потребовалось занять первое место среди миллионов других.

Маленькая цель ни к чему не приведет, большая позволит достичь хоть чего-то. К примеру, вечный двигатель можно изобрести? Нет и не надо этим заниматься. Также как и перевоспитать другого человека у вас никогда не получится, можно и не стараться.

Ставить маленькие цели характерно для невротических натур.

Человеку нужно понравиться трем людям: себе, начальнику и сексуальному партнеру.

При этом, следует учитывать, что с женой (мужем) можно разойтись, а с работы уволиться. И только от себя никуда не деться. Поэтому в первую очередь нравиться нужно себе. Многие люди спорят с этим утверждением, вспоминая о детях. Они только на четвертом месте.

Дети уйдут, причем гораздо раньше, чем это произойдет физически. В 12-14 лет они уже начинают презирать родителей, не понимать их. В 20 лет при верном воспитании ребенок уходит из дома и полностью отделяется.

Но семья, если построена правильно, может просуществовать гораздо дольше, и 40, и 50 лет.

Нельзя жить только ради ребенка. Его надо воспитывать так, чтобы мог сам себя прокормить уже лет в 20. Причем, надо рвать не только с детьми, но и родителями. Развитие связано с тем, что наши дети нас не слушаются. В противном случае мы бы жили в пещере. Любое новое вызывает протест.

Можно выделить три стадии внедрения инноваций:

  • этого не может быть;
  • в этом что-то есть;
  • только так и должно быть.

Управляют только движущимся автомобилем

Хотелось бы сказать немного и о том, что называют судьбой. Как выйти из сценария жизни? Изначально человек запрограммирован на рост, но начинают действовать «вирусы», и он делает круги. По судьбе человек должен продвигаться все выше. Еще Маслоу говорил, что жалобам конца не будет, но по их уровню можно судить об уровне потребностей.

К примеру, человек жалуется на отсутствие авто – это одно, а если он желает гараж, то это совсем другой уровень. Чтобы изменить судьбу – нужно выйти из сценария. Изменяйте себя, тогда изменится сценарий.И главное, что необходимо – быть о себе хорошего мнения.

Мы все исключения, созданные в единственном экземпляре, поэтому всегда первые. Не следует копировать другого, нужно делать себя. Всем известна пословица о том, что солдат должен мечтать стать генералом. С годами я ее переосмыслил.

Я пришел к выводу о том, что надо мечтать стать генералом, чтобы быть хорошим солдатом. Если ты ничего не делаешь, как тебе можно помочь? Из болота своей судьбы надо вылезти.

Главное, чтобы грязь, оставшаяся на вас после этого, не проросла и снова не затянула.

Не бойтесь выглядеть глупым, бойтесь им быть. Это прописная известная истина. Не следует бояться осуждения. Нужно использовать свои возможности, но не следует вылезать за их рамки.

Работайте на себя. Не надо думать о других

Если поступать таким образом, то можно заметить, насколько быстро увеличится качество деятельности. Ведь результатом, по сути, считается продукт правильно организованной деятельности.

К примеру, для врача главное заключается в том, чтобы правильно назначить лечение. Не стоит беспокоиться, что рекомендации не будут выполнять, это не дело специалиста.

Необходимо перестать ориентироваться на других и сосредоточиться на своей работе.

Если хочешь сохранить себя, не оценивай себя так, как оценивает тебя сосед.

Еще в средние века знаменитый писатель говорил: «Я могу заставить говорить о себе хорошо, но заставить думать хорошо не получится».Поэтому не нужно оборачиваться на других. Важно следовать своим путем. За счастьем ходить не требуется. Человек в поисках счастья напоминает старушку, потерявшую очки, которые находятся на ее голове.

Один из распространенных афоризмов заключается в том, что если хочешь узнать, где твой главный враг – посмотри в зеркало. Только мы сами можем себе навредить. И только мы можем все исправить. Саморазвитие и самопознание – вот единственный ключ, ведущий к успеху.

Михаил Литвак

Что такое сценарий жизни? Можно ли его

Судьба и сценарий жизни

Жизненные сценарии — это одно из интереснейших понятий в психологии.

Вам кажется, что вы сами принимаете решения, вы осознанный свободный человек. Так ли это на самом деле?

На самом деле, мы все находимся в рамках своих сценариев, где примерно 80% всё предопределено и только 20% — свобода воли. Наша свобода — это только свобода в рамках нашего сценария.

Сценарий жизни — это наш неосознанный план жизни. Это наши стратегии поведения, модели, когда и как нам себя вести, как реагировать на ту или иную ситуацию, какие решения принимать, какой выбор делать.

Все эти модели поведения заблаговременно прописаны в нашем бессознательном.

Мы сначала реагируем, потом думаем, почему так поступили? Хотите вы того или не хотите, но сценарий на глубинном уровне неумолимо ведёт вас по своему пути.

Если вы понимаете, что в вашей жизни что-то идёт не так, и уж тем более, если замечаете повторяющиеся события, вы, как тот пони, всё “бежит по кругу”, вам хочется изменить это, выйти из замкнутого круга, то очень рекомендую обратить внимание на тему жизненных сценариев.

У сценария может быть несколько сюжетных линий, они могут касаться вашего здоровья, финансового благополучия, межличностных отношений: родители-дети, муж-жена, я и друзья, коллеги.

В сценарии могут быть заложены разные стратегии поведений: как выжить? Как справляться с трудностями? Избегания последствий поступков, ответственности, реагирования на те или иные события, участие в политике, социальная активность и т.д.

Сценарий — это то же, что и судьба. От себя и судьбы не убежишь. Куда бы человек не уехал, себя он всё равно возьмёт с собой. В какой бы чудесной стране ни оказался, его сценарий будет с ним.

Если у женщины сценарий быть женой алкоголика, то она даже в самой малопьющей стране найдёт себе мужа-алкоголика.

Если мужчина по сценарию “никогда” не достигает успеха, то и в жизни он его не достигнет.

Понятие жизненного сценария было предложено известным психологом Эриком Берном. Он определил жизненный сценарий как “неосознанный план жизни”.

Позже, в книге “Что вы делаете после того, как сказали “привет”, он дал более полное определение: “План жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала”.

Сценарий обусловлен не только внешними факторами вроде влияния родителей и окружающей среды, но и от характера и особенностей самого ребёнка, его выбора, его темперамента и т.д.

Иными словами, ребёнок решает (часто ему помогают решить), каким будет план его жизни. Из этого следует, что, даже воспитываясь в одних и тех же условиях, разные дети могут принять разные решения. В этом случае Берн приводил случай с двумя братьями, которым мать говорила, что оба они “кончат жизнь в психушке”. Впоследствии один из них стал пациентом лечебницы, другой стал психиатром.

Сценарий начинает формироваться уже в раннем возрасте. Сначала формируется Я-концепция, ядро личности, базовые представления о себе, самоидентификация: кто я? Какой я? Я хороший или Я плохой?

Затем формируется понимание других: какие они? Они плохие или хорошие (имеются в виду значимые для малыша люди: мама, папа, родственники, няни и т.д.), те, кто заботится обо мне? От того, как они за ним ухаживают, т.е. удовлетворяя его базовые потребности, дают ему надёжную опору для последующего познания мира, это позволяют ребёнку чувствовать себя в безопасности.

В первые годы жизни ребёнок беспомощен и полностью зависит от мамы, которая ухаживает за ним, распознаёт его потребности, удовлетворяет их. Окружающий мир ребёнок воспринимает тоже через маму, её психологическое состояние, настрой мамы, её эмоции. Если мама ровная, спокойна, уверенная, то и ребёнок тоже спокоен, у него вырабатывается базовое доверие миру. Мир безопасен и комфортен.

На втором-третьем году жизни ребёнок выбирает одну из этих базовых установок и начинает строить в соответствии с этим свой жизненный сценарий. От этих установок зависит, будет ли это сценарий Победителя по жизни или это сценарий Побеждённого, будет ли это сценарий счастливого и эффективного человека или сценарий человека несчастного, зависящего от обстоятельств.

4 базовые жизненные позиции

Эрик Берн выделил четыре главных (базовые) установки по отношению к себе и другим, влияющие на наше мировоззрение и поведение:

  • Я хороший — Ты хороший. Эта установка взрослой, зрелой, гармоничной личности, уверенной в себе, способной уважать себя и других, дарить любовь себе и окружающим. Сценарий порождает счастье.
  • Я хороший — Ты плохой. Гордыня. Исключительность. Нарцисизм. Мне все должны. Это практически криминальная жизненная установка, попытка залечить нанесённые раны в детстве. Ребёнок приходит к выводу от том, что не он плохой, а все окружающие — плохие. Подрастая, он сам даёт сдачи и даже нападает первым. Он становится коварным, грубым и жестоким. Объектами насилия такого человека становятся обычно более младшие и слабые. Нередко насилие над животными. Сценарий порождает гордыню. Антисоциальное поведение.
  • Я плохой — Ты хороший. Это самая древняя установка, ведь без поддержки младенец просто не выживет, а из многих фактов собственного дискомфорта и зависимости длительное время от взрослых и более сильных складывается впечатление о себе, как о неблагополучном. Такой человек всю жизнь может ощущать себя во власти других людей, обстоятельств, испытывая постоянную потребность в одобрении. Сценарий порождает зависимое поведение. Зависть. Печаль.
  • Я плохой — Ты плохой. Установка фаталиста, циника. Он не знает счастья и не верит в него. Такая установка формируется, когда ребёнок не получает тепла и заботы, одобрения, а только наказания. Сценарий порождает безнадёжность, асоциальность.

В те же ранние годы ребёнок определяет и финал своего сценария.

Раньше считалось, что это формируется к 4-м годам, но, по данным последних исследований, ребёнок прогнозирует то, как он закончит свою жизнь, до года! Будет ли это долгая спокойная жизнь или это бурная жизнь с трагическим концом.

По Аристотелю, трагедия состоит из 3-х частей: завязка, кульминация и катастрофа. Главный герой трагедии — это человек хороший, но запутавшийся, совершающий ошибки. Он слепо идёт по жизни, выполняя предписания других людей, что приводит его к саморазрушению.

Затем под финал формируется и сам сценарий, т.е. то, как человек будет жить, чтобы прийти к такому финалу? Подбираются люди (статисты или так называемые сценарные партнёры), подбираются ситуация, сцены и мизансцены.

А сейчас небольшое упражнение, которое немного поможет приоткрыть тайну вашего сценария. Посмотрите на свою жизнь со стороны: младенчество, детство, юность, взрослые годы от 20 до 30, от 30 до 40 и т.д. Охарактеризуйте одним, двумя словами каждый период.

Если бы вы могли написать о жизни этого человека, т.е. себя, то как бы вы назвали это произведение? Что бы это было: роман, трагедия, драма, эпопея, экшен, мыльная опера, детектив, приключения и т.д.

? Какой финал у этого произведения? Какой главный герой, его цели и мотивы?

Из чего складывается жизненный сценарий?

У каждого из нас есть свой уникальный жизненный сценарий, он состоит из множества вариантов и сочетаний родительских предписаний, запретов, моделей поведения, жизненных позиций, правил, установок и ценностей, выбора и принятых решений.

Почему сценарии работают?

  1. Сила аффирмаций. Сила родительского программирования. Если повторять человеку (особенно ребёнку) что-то много раз, то он в это поверит, это станет частью его самого, его самооценки.
  2. Сила личного примера. Есть вещи более тонкие и менее осознаваемые. Например, модели поведения. Представьте, что вы целый год смотрите один и тот же спектакль, уже через месяц вы будете знать все роли наизусть. И если один из актёров на сцене забудет текст или заболеет, вы с лёгкостью его замените и с лёгкостью сыграете его роль.
  3. Антисценарий. Иногда человек принимает решение делать всё наоборот, не так, как родители. Часто это может приносить пользу, но тут важно помнить, что гораздо лучше жить не вопреки чему-то или кому-то и не по принципу “как-нибудь, лишь бы не так как у родителей”, а соответственно ситуации.

Можно ли изменить свой жизненный сценарий?

Сценарий, как мы выяснили, начинается с принятия решения в очень раннем возрасте, на основе данных, доступных в то время. Вы стали уже взрослым человеком, нужны вам ваши детские стратегии и решения? Не устарели ли они? Они сейчас приносят вам больше пользу или вред?

Сценарий — это стратегия выживания, адаптации в определённых условиях. Это семейная обстановка, стиль воспитания, атмосфера в семье, родительские установки и предписания. Это влияние окружения, школы, друзей, культурной среды, в которой рос человек. Можно слепо следовать своему сценарию, а можно принять новое решение и выйти из замкнутого круга.

Первый шаг — это осознать свой сценарий, свои сюжетные линии.

Второй шаг — это понять свои драйвера, запускающие сценарий, тип сценарного процесса, свои ограничения, условия, при которых он разворачивается и работает.

Третий шаг — это “переписать” его заново или внести коррективы.

Сценарный анализ — один из способов, помогающих человеку посмотреть на свою жизнь со стороны. Дальше каждый решает сам — нужно ему что-то менять или нет.

Можно продолжать играть всё ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссёрские функции — перестроить мизансцены, а то и вовсе поставить новый спектакль с другим сюжетом.

При этом важно понимать, что для изменения своего сценария придётся потрудиться, и именно от вашей готовности изменить свою жизнь зависит результат.

Кому-то на это понадобиться много времени, кому-то меньше, но если есть желание и мотивация, то совершенно точно любой сценарий можно изменить. Тем более на сегодняшний день у психологов в распоряжении имеется много разных инструментов, позволяющих достаточно за короткое время получить отличные результаты.

Сценарий жизни и судьбы человека — изменение

Судьба и сценарий жизни

Почти у каждого человека есть свой, написанный в детстве, сценарий жизни, который определяет его будущую жизнь, его судьбу.

Приветствую Вас, уважаемые посетители психологического кабинета Олега Матвеева, где у Вас есть возможность бесплатно спросить психолога, психоаналитика о своих личных проблемах, а также, здесь, Вам может быть оказана психологическая помощь и психотерапия онлайн.

Сегодня мы рассмотрим каким образом человеческая жизнь проходит именно таким образом, а не иным. И, что такое сценарий жизни и судьбы человека, и как его можно изменить.

Что такое сценарий жизни человека, и как он влияет на его судьбу

Человек рождается на свет чистым и свободным, не плохим — не хорошим, не удачливым — не неудачливым, без каких-либо знаний, умений, стереотипов, предписаний и научений; все это он приобретает благодаря социализации, т.е. после того, как начинает общаться и взаимодействовать с другими людьми и миром.

Первые люди, в взаимодействии новорожденного — это его родители (или те кто их заменяет), в первую очередь мать.

Именно с ней и происходит первичное общение ребенка в этом мире (акушеры не в счет); от матери младенец начинает учиться взаимоотношениям, базовому доверию — недоверию, чувству безопасности — опасности, любви и ненависти, ласке и жестокости…
Отец, обычно, в более тесный контакт с ребенком входит позднее.

И, от того каково оно будет, это первичное общение с матерью, у ребенка сложиться первое впечатление о себе, других и мире. Это начало написания сценария жизни человека, его судьбы. (как изменить судьбу)

Как человек пишет свой сценарий жизни, который определит его судьбу

Одна из основных жизненных потребностей младенца (как, впрочем и взрослого) — это любовь и принятие.

Ребенок воспринимает материнскую любовь невербально (не понимая слов), через взаимодействие с ней: слыша интонацию ее голоса (радостную или злобную), ощущая прикосновения, прижимания, поглаживания, похлопывания и объятия; чутко воспринимая ее чувства и эмоции; ее обязательность в подходе по зову и кормлении…

В это время у малыша формируется (или нет) чувство доверия и безопасности; все что происходит в общении запечатлевается, в виде образов и эмоций, в бессознательное (отсюда взрослый не помнит раннего детства, образы не обозначены словами).

Из отношений мать-дитя складывается первое, базовое, отношение ребенка к себе, к другим и к миру.

Далее, по мере развития и взросления, во взаимодействие вступают другие родственники (отец, бабушки, дедушки) внося свои коррективы; потом воспитатели и учителя, сверстники; начинаются детские игры, чтение сказок, просмотр фильмов.

Ребенок интерпретирует все по своему, по-детски, в основном фантастически и иллюзорно, что дает ребенку пищу для неосознанного написания собственного сценария жизни человека, который будет основой его судьбы неудачника или победителя.

Сценарий жизни человека в действии

Многие люди, если присмотрятся к своему образу жизни и обычному поведению в различных жизненных ситуациях; к своим несчастьям и победам, могли бы заметить, что некоторые вещи имеют схожий характер, или даже повторяются несколько видоизменяясь.

Кому-то хронически не везет в любви; кому-то на работе или в семье; кому-то вообще не везет… Что это, рок?
Нет — это сценарий жизни, который был написан когда-то давно в детстве, в возрасте до 6-7 лет. И, человек неосознанно следует своему сценарию, виня всех и вся в своих неудачах, несчастьях и жизненных проблемах.

Изменение своего жизненного сценария и судьбы

Любой жизненный сценарий, даже уже у взрослого человека, можно переделать, переписать по-новому, предварительно освободившись от старого, неудачного сценария.

Самостоятельно это сделать практически невозможно, не понимая всех бессознательных механизмов своей жизни и поведения.

Однако, с помощью конвергентного метода, включающего трансактный анализ и гештальт-тарапию, есть реальный шанс избавиться от своего старого, неудачного сценария жизни и написать себе новый сценарий по своему усмотрению, опираясь на свои истинные желания, потребности и потенциальные возможности, тем самым став хозяином своей судьбы.

Подумайте, стоит ли оставаться в своем несчастном жизненном сценарии и следовать соответствующей судьбе неудачника, в чем бы то ни было, не лучше ли однажды освободиться от него и жить своей свободной жизнью, самостоятельно выбирая свой путь и выстраивая судьбу.

В кабинете психологической онлайн помощи Матвеева Олега Вячеславовича, Вы можете пройти психологический курс по определению и освобождению от своего неудачного жизненного сценария, и написанию нового, свободного.

Также, Вы можете научиться правильному воспитанию своих детей, чтобы они, уже в детстве, написали себе удачливый сценарий жизни, сценарий победителя.

Или, может, лучше перекладывать ответственность за свои неудачи, несчастья и проблемы на Бога, провидение, звезды, фатальную судьбу и рок?

Человек сам хозяин своей жизни и судьбы, и только он сам решает как ему жить, и кем быть неудачником или победителем.

Подать заявку психоаналитику на психоанализ и психотерапию онлайн для изучения и изменения своего жизненного сценария по скайпу, Icq. Первый ответ и организационная переписка — бесплатно.

Заявка на консультацию и анализ сценария по E-mail

Предварительно — Бесплатный вопрос психоаналитику

Желаю всем психологического благополучия!

психолог-психоаналитик Матвеев О.В.

По теме сценария жизни и судьбы:

Трансактный, сценарный анализ Берна

Сценарий жизни, неудачник или победитель тест онлайн

Мое будущее, моя судьба тест онлайн

Сценарный анализ сказки Золушка

Сценарный анализ сказки Красная Шапочка

Детское мышление, восприятие, речь, язык

Влияние выбора имени на судьбу ребенка

В разделе психодиагностика и тестирование психологические тесты детям и взрослым

Весь полезный психологические материал кабинета в СОДЕРЖАНИИ: психологического сайта

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.