Свой возраст: 8 важных жизненных этапов

Содержание

8 важных жизненных уроков, которые стоит выучить, пока не стало слишком поздно

Свой возраст: 8 важных жизненных этапов

В жизни мы часто совершаем ошибки. Некоторые мы не можем забыть до конца своих дней. Они тяжким грузом лежат на сердце. Конечно, вы должны их отпустить и простить себя. Но также вы должны учиться на них, чтобы не повторять снова.

Вот восемь важных уроков, которые стоит выучить, пока не стало слишком поздно.

1. У вас может не быть завтра, чтобы сказать: «Я люблю тебя»

Говорите близким и дорогим вам людям о том, как вы их любите и цените. Они заслуживают того, чтобы знать, что они придают смысл вашей жизни.

Если вы любите кого-то, скажите им об этом сегодня. Если вы цените кого-то, скажите им сегодня. Для некоторых завтра может не наступить. Сегодня — день, чтобы выразить свою любовь и восхищение.

2. Ваши суждения других людей часто неточны

Вы никогда не будете точно знать, что переживает другой человек или какова вся его история. Когда вы верите в это, осознайте, что ваши предположения об их жизни напрямую связаны с вашей ограниченной перспективой.

Многие люди, которых вы считаете успешными, крайне несчастны. Многие люди, которые кажутся богатыми, находятся в долгах из-за их экстравагантных вкусов материальных ценностей. Многие люди, которые кажутся вам старыми и глупыми, когда-то были такими же молодыми, модными и неопытными, как вы.

3. Не пытаться — вот почему большинство людей терпят неудачу

Вам нужно беспокоиться не об ошибках и неудачах, а о тех возможностях, которые вы упускаете, даже не пытаясь. Попытка всегда ведет к успеху, независимо от результата. Даже ошибки и неудачи учат вас, что не делать в следующий раз. Таким образом, каждый результат — это урок, который делает вас сильнее и мудрее.

В конце концов, есть только одна вещь, которая делает мечту невозможной: неспособность попробовать. Достигнутые вами результаты не зависят от того, что вы планируете делать или от того, что вы говорите, что будете делать. Ваши результаты основаны на том, что вы на самом деле стараетесь и делаете последовательно.

Ваша жизнь станет лучше, когда вы попытаетесь. Начните инвестировать в себя умственно, физически и духовно. Сделайте приоритетом учиться и расти каждый день, выстраивая позитивные ритуалы и придерживаясь их. Чем сильнее вы становитесь, тем лучше будет ваша жизнь.

4. Терпение не означает ждать и ничего не делать

Терпение предполагает продуктивную деятельность. Это означает делать все возможное с доступными вам ресурсами, понимая, что результаты, к которым вы стремитесь, стоят требуемого времени и усилий и не доступны в другом месте для меньших затрат времени и усилий.

Терпение — это осознание того, что качество вашей жизни намного важнее, чем количество вещей, которыми вы ее наполняете.

Терпение — это ваша готовность принять и оценить то, что у вас есть прямо сейчас, в то время как вы прилагаете постоянные, целенаправленные усилия для достижения своих мечтаний и целей.

5. Вам не нужно больше вещей, чтобы быть счастливыми

Интуитивно вы уже знаете, что лучшее в жизни — это совсем не вещи, и что отношения, опыт и значимая работа — это основа счастливой, полноценной жизни. Тем не менее, вы живете в обществе, ориентированном на потребителя, где ваш ум постоянно подвергается хитрым рекламным уловкам, которые, вопреки вашему здравому мнению, заставляют вас покупать материальные товары, которые вам не нужны.

В какой-то момент ненужные материальные объекты, которые вы покупаете, вытесняют эмоциональные потребности. Поэтому в следующий раз, когда вы собираетесь сделать импульсивную покупку, спросите себя, действительно ли эта вещь лучше, чем у вас уже есть. Или вас на мгновение обманули, поверив, что вы недовольны тем, что у вас уже есть?

6. Вы не совершенны, и никто не совершенен

Все люди несовершенны. Временами уверенные теряют уверенность, сдержанные теряют терпение, щедрые поступают эгоистично, и умные не всегда поступают умно.

Мы совершаем ошибки. Мы спотыкаемся и иногда теряем контроль.

Большую часть времени мы замечательные. Поэтому встаньте рядом с людьми, которых вы любите в трудные для них времена, и предложите себе такую же вежливость; если вы не готовы, вы не заслуживаете того, чтобы быть рядом с идеальными моментами.

7. Все мелочи имеют большое значение

Жизнь — это не только момент великого триумфа и достижения. Речь идет о пробах и ошибках, которые приводят вас туда — кровь, пот и слезы — мелкие несущественные вещи, которые вы делаете каждый день. В конечном итоге все это имеет значение: каждый шаг, каждое сожаление, каждое решение и каждое несчастье.

Кажущиеся бесполезными события складываются во что-то. Работа с минимальной заработной платой в старшей школе. Вечера, которые вы провели, общаясь с коллегами, вы больше никогда не увидите.

Часы, которые вы посвятили написанию мыслей в личном блоге, которые никто не читает. Размышления о сложных будущих планах.

Все эти одинокие ночи, проведенные за чтением романов и новостных колонок, комиксов и журналов мод, а также переоценка ценностей жизни.

Все это укрепило вас. Все это привело вас к любому успеху, который вы когда-либо имели. Все это сделало вас тем, кто вы есть сегодня.

По правде говоря, вы были разбиты 1000 раз и снова собрались вместе. Подумайте о том, как это замечательно, и как далеко вы продвинулись. Вы не тот человек, которым вы были год назад, месяц назад или даже вчера. Вы всегда становитесь сильнее!

8. Оправдания — ложь

Не заблуждайтесь, между мечтой и слишком большим количеством оправданий всегда лежит ложь. И ложь — это когда вы лжёте самому себе.

Оправдания и объяснения не принесут вам никакой пользы. Они не добавят никакой ценности вашей жизни и не улучшат ее качество даже в малейшей степени.

Чтобы выполнить свое призвание и достичь того, чего вы хотите в жизни, нужно больше, чем просто думать и говорить. Эти подвиги требуют целенаправленных и устойчивых действий.

И хорошая новость в том, что вы вполне способны предпринять любые необходимые действия. Вы просто должны выбрать, чтобы сделать это на самом деле.

Никто другой не сможет добиться успеха от вашего имени. Жизнь, которой вы живете — это жизнь, которую вы строите для себя. Есть так много возможностей для выбора, и так много возможностей для вас, чтобы преодолеть разрыв между тем, где вы находитесь и где вы хотите быть. Сейчас настал момент, чтобы действительно сделать шаг вперед.

    • 10 важных жизненных уроков, которые вы должны выучить как можно раньше

8 стадий развития личности по Эриксону

Свой возраст: 8 важных жизненных этапов

Стадии развития личности в процессе социализации по Эриксону подразумевают зарождение разных личностных качеств на протяжении всей жизни, начиная с раннего младенчества и заканчивая глубокой старостью.

В статье мы рассмотрим восемь стадий созревания личности, а так же узнаем, какие опасности они в себе несут.
Создателем теории стадий психосоциального развития является немецкий психолог Эрик Хомбургер Эриксон.

Именно по его теории работают многие современные психоаналитики.

В своих учениях Эриксон выделил сразу восемь важных стадий развития личности, на каждой из которых основной упор идёт на раскрытие собственного “Я”. Эрик ставит значимость людского Эго на первый план, отталкиваясь от него и развивая свою теорию.

Стадии развития личности в процессе социализации

Благодаря тесному сотрудничеству Эриксона с эго-психологией, его работы отошли от ярого фрейдизма. За основу каждой стадии взято внутреннее “Я” индивида, а не “Оно” (“Ид”), как у Фрэйда. Несмотря на это, Эрик не раз говорил о своем положительном отношении к теории Фрейда.

И всё же, если брать теории Фрейда для сравнения, то в них рассматривается формирование сознательности и личности только в период детства. Что же касается утверждений Эриксона, то личностное становление происходит на каждом периоде всего жизненного цикла. По его мнению, развитие себя не заканчивается в детском периоде, а происходит непрерывно на протяжении жизни.

Стадии развития личности по Эриксону

Если рассматривать более подробно каждую стадию развития личности по Эриксону, то легко заметить стоящий на каждом этапе взросления конфликт, разрешение которого позволяет особи перейти на новую ступень.
1.

Младенчество;
2. Раннее детство;
3. Дошкольный возраст (возраст игры);
4. Школьный возраст;
5. Юность;
6. Молодость;
7.

Зрелость;
8. Старость.

Младенчество

Данная стадия определяется с самого рождения ребенка до достижения одного года. На протяжении этого времени важно привить малышу чувство полного доверия, которое станет залогом его психического здоровья и личностного формирования.

На этом этапе ориентиром доверия будет выступать мать ребенка, с которой он находится на протяжении всего времени. Здесь важно показать вашему чаду, что он находится в безопасности, и вы его не бросите. Именно в этот период зарождается узнавание “своих” и “чужих”.

При правильном воспитании чувства доверия у малыша, он не будет закатывать истерики, плакать и переживать при кратковременно отсутствии материи, так как будет подсознательно уверен в её возвращении.

Раннее детство

Ступень раннего детства определяется с одного года до трёх. На данном этапе происходит формирование воли, поэтому родителям важно обучить своё чадо минимальным навыкам самостоятельности: проситься в туалет или самому ходить на горшок, самостоятельно кушать уже приготовленную еду, умываться и одеваться.

Здесь важно не перегнуть палку с чрезмерной опекой. Малышу необходимо научиться самодисциплине или же самоконтролю.

Для этого придётся дать не много свободы своему ребёнку, но, конечно же, в рамках дозволенного.
В период раннего детства можно часто услышать такие фразы, как “Я сам”, “Я могу” и “Я умею”.

При правильном разрешении конфликта такой стадии, личность усваивает себе понятия воли и контроля над собой.

Дошкольный возраст

“Возраст игры” базируется с трёх до шести лет. В него входит яркий конфликт чувства вины и инициативности. Такой возраст подразумевает в себе познание человеческих взаимоотношений, приобщение к трудовой деятельности, подражания и самоидентификации.

На этом этапе особа задаётся вопросом: “Кто я?” и “Кем я буду?”. Возраст подразумевает посещение детского сада и контакты со сверстниками. Также эта стадия подразумевает пробу индивидуума в трудовой сфере в форме игры или представления. Поощрение инициативности станет наиболее удачным решение конфликта.

Школьный возраст

В период с шести до двенадцати лет происходит переход дитя в новую для него сферу – школу, а также познание ответственности и трудолюбия. Ребёнок обучается самостоятельному труду, систематичности и получает награду или поощрение за свои положительные заслуги.

Также на данной ступени жизни важно привить трудолюбие, так как в дальнейшем это станет ориентиром для самосовершенствования личности. Такое качество можно помочь усвоить путём поощрения трудов школьника, помощи в рукоделии и заряде вдохновения в творчестве.

Опасность такой стадии заключается в том, что вместо похвалы особа может получить обвинения в баловстве или же не получить должной поддержки, в таком случае у школьника разовьётся чувство неполноценности и не уверенности в себе. В таком случае, его ответ на вопрос: “Способен ли я?” окажется отрицательным, что негативно отразиться на дальнейшем его развитии.

Юность

Юность – самая неординарная и опасная стадия развития личности по Эриксону. Приходится она на подростковый этап с двенадцати до двадцати лет. Бушующие гормоны и нравы подростка подталкивают его бросить вызов своим близким, да и всему обществу в целом.

Подросток познаёт новые роли в социуме, пробуя себя в них и сталкиваясь с различными не знакомыми требованиями. На плечи юных персон ложится большая ответственность в выборе направления для собственного будущего. В это время стоит провести полный анализ своих навыков, талантов и уже полученных знаний, для того, чтобы определить по какому пути стоит развиваться в дальнейшем.

Сложен этот возраст ещё и тем, что в организме юных особ происходят как физиологические перестроения, так и психологические. Из-за всех этих перемен, подросток вынужден принять на себя большой груз ответственности в самоопределении и завоевании статуса в обществе.

Опасность заключается в наивном поведении подростков, так как они начинают мыслить стереотипами и идеалами своей возрастной группы. Поддаваясь влиянию окружающих, они становятся более зависимыми от их мнения.

Юность является переходом от детства к взрослому существованию. И именно в это время выходом из кризисной ситуации станет увеличение уверенности в себе, подчинение общественным устоям и нравам.

Не принятие порядков, установленных обществом, приводит к разочарованию и неопределенности.

Не способность совершить выбор и не видение своего будущего приводят к тому, что подросток замыкается в себе, чувствует вину и бесцельность.

Молодость

С двадцати до двадцати пяти лет начинается формальное знакомство с взрослой жизнью. То есть, происходит вступление в брак, ведение собственного быта, получения профессии, а так же первая интимная близость, являющаяся доказательством взаимности отношений.

Вовлечённость в любовные отношения подразумевает в себя прохождение всех предыдущих стадий развития личности по Эриксону:

  • Без привитого чувства доверия человек сам не сможет никому довериться.
  • Уверенность в себе важна для того, чтобы не бояться подпустить других к себе.
  • Безвольной и замкнутой особе будет сложно позволить себе эмоциональную близость с кем-либо.
  • Отсутствие любви к труду приведёт к пассивным отношениям с партнёром, а непонимание собственного предназначения к внутреннему разладу.

Совершенная близость возможна лишь тогда, когда партнёр способен на доверительные отношения. Беспрекословное доверие между партнёрами означает правильное развитие на этапе молодости.

Решением кризиса на данной стадии станет любовь. Она поможет познать чувство доверия и близости, что приведёт к совершенным отношениям между партнёрами. Опасностью будет являться избегание опыта сближения с кем-либо, либо беспорядочные контакты. Всё это приведёт к глубокому одиночеству и саморазрушению.

Зрелость

На жизненном пути с двадцати шести до шестидесяти четырёх лет наступает зрелость. В этот момент наступает острая необходимость творческой самореализации. Собственное “Я” проявляется в чрезмерной отдаче себя семье, работе, обществу.

Когда дети достигли подросткового возраста, а жизненное предназначение найдено, как и постоянная работа, то возникает ярко выраженный интерес к общечеловеческим ценностям и окружающему миру. Здесь настигают мысли о будущих поколениях, о своём наследии.

Осуществляется навязчивая забота о подростках, помощь в их становлении и созревании.

Проблемой этого этапа выступает не желание отпускать детей во взрослую жизнь, сверхконтроль. Некоторые наоборот начинают уделять всё свободное время себе, интересам и увлечениям, начинают сосредотачиваться на том, что нравится им. Если же жизнь в этом возрасте стала бесцельной, то здесь встаёт вопрос о кризисе среднего возраста.

Старость

Начало старости приходится на шестьдесят – шестьдесят пять лет. С её наступлением возникает внутренний конфликт цели и бесцельного существования.

Так как на последней стадии полное здоровое психосоциальное созревание завершается, то наступает либо принятие себя таким, какой ты есть, либо отторжение.

Основные трудности и решения закончились, теперь приходит осознание мудрости и полноценной зрелости.

Неприятностью такого этапа становятся непрерывные сожаления о том, что мы не успели сделать, появляется страх скорой смерти и ощущение безнадежности и конца. Наилучшим решением станет осознание судьбы и её принятие.

7-летние циклы развития жизни

Свой возраст: 8 важных жизненных этапов

Горизонтальное познание мира. Создание чувств. Запах матери, молоко матери, голос матери, тепло матери, поцелуи матери являются первыми ощущениями. Период, как правило, заканчивается вылуплением из защитного кокона материнской любви и открытием более или менее холодного остального мира.

Если в первый 7-летний цикл материнской заботы получено было мало — подсознательные страхи, ощущение холодности мира. Подсознательные установки: жизнь — это борьба, выживает сильнейший, все — враги. Человек не ищет процветания. Выбирает учёбу и работу «чтобы заработать на жизнь», а не «чтобы душа радовалась».

Проблемы первого семилетнего цикла прорабатываются через подсознание. Результат — вокруг вдруг начинают «появляться» возможности, которых раньше не замечали, люди начинают помогать, мир становится дружественным. Хочется жить и процветать.

Сильная связь с отцом (Внутреннее Солнце)

Вертикальное познание мира. Создание личности. Отец становится новым исключительным партнером, союзником в открытии мира вне семейного кокона. Отец расширяет защитный семейный кокон. Отец становится ориентиром. Мать была любима, отец должен быть обожаем.

Цикл характеризуется зажиганием «внутреннего Солнца». Отец даёт любовь к своему делу, к жизни, умение достигать, добиваться того, что любишь. Если у него с этим проблемы, то передаёт ребёнку ощущение «отсутствия жизненных целей». Солнце не зажигается, человек не знает, что хочет, не видит целей в жизни.

Проблема в том, что люди с потухшим Солнцем как раз не умеют тщательно делать что-либо для своего процветания. Только работать для выживания. Упражнения для разжигания внутреннего Солнца я дал в бесплатном семинаре «Как строится и меняется Судьба«.

Бунт против общества

Познание материи. Создание интеллекта. Это кризис подросткового возраста. Появляется желание изменить мир и разрушить существующие структуры. Молодежь нападает на семейный кокон, затем на общество в целом.

Подростка соблазняет все, что «восстает», — громкая музыка, романтические отношения, стремление к независимости, бегство, связь с маргинальными группами молодежи, анархистские ценности, систематическое отрицание старых ценностей.

Период завершается выходом из семейного кокона.

В этом цикле начинает формироваться защитный кокон личности. Человек чувствует себя хозяином своей жизни. В случае неудачи — остаётся зависимым от родителей. Здесь рождаются взрослые дяди, всю жизнь живущие с мамой, связанные «энергетической пуповиной». Рождённые физически, но не родившиеся эмоционально.

Сильно влияет на профессиональную реализацию.

Вступление в общество

Стабилизация после бунта. Потерпев неудачу с разрушением мира, в него интегрируются, желая сперва быть лучше, чем предыдущее поколение. Поиски более интересной работы, чем у родителей.

Поиски более интересного места жизни, чем у родителей. Попытка создать более счастливую пару, чем у родителей. Выбор партнера и создание очага. Создание собственного кокона.

Период обычно заканчивается браком.

В конце этого 7-летнего цикла у людей, имеющих проблемы с 1,2 и 3 циклами появляется кризис. Проблемы с самоопределением, дела не идут, всё из рук валится.

Если проработать первые 3 цикла: Луну (Мать), Солнце (Отца, искру творчества), самостоятельность (Центрирование, взятие ответственности на себя, самодисциплина), то новый цикл даёт скачкообразный рост в работе и отношениях. Как проработать.

Конец первого большого цикла 4×7 лет

После первого квадрата, завершающегося созданием собственного кокона, человек вступает во вторую серию семилетних циклов.

7-летние циклы в жизни человека отслеживаются через Астрологию и движение планеты Сатурн. Полный оборот Сатурна приходится на 28-29 лет (влияние Сатурна начинается гораздо раньше непосредственно его возврата). 

Каждый 7-летний цикл в моей жизни был отмечен очень сильно кризисами, поскольку проблемы были по всем 3-м первым семилетним циклам.

Создание очага

После женитьбы, квартиры, машины появляются дети. Ценности аккумулируются внутри кокона.

Но если четыре первых 7-летних цикла не были пройдены успешно, очаг рушится. Если отношения с матерью не были прожиты должным образом, она будет досаждать своей невестке. Либо невеста станет проекцией конфликтов с матерью. Все претензии и обиды на мать перенесутся на неё.

Если с отцом тоже (проблемы из второго семилетнего цикла), он начнет вмешиваться в дела молодой пары. Так же, как и с матерью, либо физически, либо в виде подсознательных проекций. Проблемы отца проявляются в молодом человеке.

Если бунт против общества третьего семилетнего цикла не был пережит, есть риск конфликтов на работе. 35 лет — тот возраст, в котором плохо вызревший кокон часто взрывается. Тогда происходят развод, увольнение, депрессия, психосоматические болезни. Тогда первый кокон должен быть отброшен и…

Все начинается с нуля

После кризиса человек, обогащенный предыдущим опытом и ошибками, реконструирует второй кокон. Нужно пересмотреть отношения к матери, семье, отцу, зрелости.

В этот 7-летний цикл, в случае проработки, у разведенных мужчин появляются любовницы, а у разведенных женщин — любовники. Они пытаются воспринять то, что ожидают, уже не от брака, а от противоположного пола.

Отношения с обществом также должны быть пересмотрены. Отныне работу выбирают не с точки зрения ее безопасности, а по тому, насколько она интересна, или по тому свободному времени, которое она оставляет.

После разрушения первого кокона человек всегда испытывает желание как можно быстрее создать второй. Новый брак, новая работа, новые отношения. Если избавление от паразитирующих элементов прошло благополучно, человек должен быть способен восстановить не похожий, а улучшенный кокон.

Если он не понял прошлых ошибок, он восстановит точно такую же оболочку и придет к точно таким же поражениям. Это то, что называется «бегать по кругу». С этих пор все циклы станут лишь повторением одних и тех же ошибок.

Завоевание общества

Как только второй, улучшенный кокон восстановлен, человек может познать полноту жизни в браке, семье, работе, собственном развитии. Эта победа приводит к двум новым типам поведения.

Если человеку важны признаки материального благополучия: больше денег, больше комфорта, больше детей, больше любовниц или любовников, больше власти, он непрестанно увеличивает и обогащает свой новый улучшенный кокон.

В этот 7-летний цикл, если человек отправляется на завоевание новых территорий, а именно духовных, то начинается истинное созидание его личности. По всей логике, этот период должен закончиться кризисом самосознания, экзистенциальным вопросом.

  • Почему я здесь,
  • Зачем я живу,
  • Что я должен сделать, чтобы жизнь приобрела смысл помимо материальных благ?

Духовная революция

В этом 7-летнем цикле, если человеку удалось создать или воссоздать свой кокон и реализоваться в семье и работе, он, естественно, испытывает желание обрести мудрость. Отныне начинается последнее приключение, духовная революция.

Поиски духовности, если они ведутся честно, не впадая в легкость групповщины или готовых идей, никогда не будут закончены. Они займут всю оставшуюся жизнь. 

В этот семилетний цикл проверка на духовную зрелость такова: насколько человек воодушевлён теми духовными идеями или учениями, которые исповедует. Если он всего лишь исполняет ритуалы в группе единомышленников, то это скорее общение, чем духовное познание себя.

Конец второго квадрата семилетних циклов 4×7 лет

N.B. 1: Далее развитие продолжается по спирали. Каждые семь лет человек поднимается на один виток и вновь проходит через те же вопросы: отношения с матерью (природой, миром) и отцом (искрой Творца, духом, волей), отношение к бунту против общества и к семье.

N.B. 2: Иногда некоторые люди нарочно терпят крах в семейных отношениях или на работе, чтобы быть вынужденными начать все циклы заново. Таким образом они пытаются избежать или отодвинуть тот момент, когда им придется перейти к духовной фазе, поскольку они боятся столкнуться сами с собой лицом к лицу.

Семилетние циклы жизни и кризисы

Свой возраст: 8 важных жизненных этапов

Жизнь каждого человека представляет собой длинную дорогу – путь, состоящий из определенных остановок, укрепляющих его сущность и направляющих его в выбранное русло.

Свою дорогу каждый прокладывает самостоятельно, однако на определенных этапах своего жизненного пути каждый человек сталкивается с личностными и психологическими проблемами. В 20-ом веке психологи проанализировали схожесть проблем разных возрастов и сформировали теорию семилетних циклов.

Суть этой теории заключается в том, что каждому возрасту, поделенному на отрезки в 7 лет, соответствует свой психологический кризис личности, который проявляется в современном обществе у абсолютного большинства. Каждые из выделенных циклом имеют свои устоявшиеся характерные особенности.

Путь человека от рождения до смерти

В этой статье мы рассмотрим эти особенности и основные возрастные кризисы с точки зрения психологии. Благодаря этой информации, я надеюсь, вы сможете взглянуть на свою жизнь под правильным углом и сделать ее более психологически комфортной — будете готовы к возможным предстоящим проблемам и с легкостью решите их. Поехали.

Зачастую мы неверно воспринимаем свой возраст

Прежде всего, нужно понимать, как следует воспринимать возраст.

В нашем постсоветском обществе распространено такое заблуждение, что существует два «возраста» — молодость, которая отождествляется со свободой, отсутствием ответственности и жизненных трудностей, и «конец молодости», который предполагает прекращение беззаботного периода и часто становится периодом депрессий и неудовлетворенности. Такая установка уже с ходу деструктивно влияет на психику и усиливает возникающие кризисы.

Конечно, правильно оценивать возраст следует, как определенное прожитое количество лет со времени рождения. При этом молодость лучше воспринимать не в разрезе внешней оболочки человека, но как умеренное состояние сознания и душевное равновесие. Это и является первоисточником молодости.

Каждый семилетний цикл заканчивается кризисом личности

Рассматривая возрастные семилетние циклы жизни, в том числе нужно опираться на оценку возраста с точки зрения количества лет со дня рождения.

Считается, что жизнь человека условно разбита на множество семилетних циклов, каждый из которых заканчивается кризисом, однако именно наличие таких кризисов дает толчок для дальнейшего человеческого развития.

В принципе, на этом и строится основная модель любого личностного и бизнес роста в наше время: постулат  «человек наиболее динамично развивается в кризисах» в данном контексте — абсолютно верен.

Также, примечательной особенностью, по мнению швейцарского астролога А. Руперти, является тот факт, что в разных возрастных циклах то или иное явление неоднократно повторяется (например, отношение к семейным ценностям), однако приобретает новые формы, видоизмененные либо совершенно противоположные.

Рассмотрим семилетние циклы жизни подробнее.

Человек появляется на свет от матери и в первые годы своей жизни практически не существует отдельно от нее. От матери он получает молоко и развивается психологически: формируются чувствительность, восприятие мира. Психологическая стабильность в этом возрасте сохраняется, благодаря надежной материнской защиты.

Ребенок только внедряется в окружающий мир, однако контактирует только с ближайшим окружением. К концу цикла, в 6-7 лет происходит кризисное состояние – с походом в школу ребенок знакомится с грузом ответственности и новыми требованиями к себе.

Это начало восприятия более отдаленной окружающей среды, не такой «надежной и теплой», что вызывает психологические колебания.

Именно с семилетнего возраста свою главную роль в жизни ребенка начинает играть отец. Цикл от 7 до 14 лет – это возраст, в котором происходит создание личности и выбор ориентиров для дальнейшего развития под контролем отца. Ребенок учится рассуждать логически и здраво оценивать ситуации, и пусть это пока еще мало получается, он делает огромные и важные шаги на пути к настоящему взрослению.

Основной кризис этого возраста 13-15 лет, также называется подростковым — гормональный бум в биологически созревающим организме способствует бурному эмоциональному развитию и приводит к эмоциональным нестабильностям. В том числе происходит непринятия авторитетов и ценностей большинства — начинает формироваться индивидуальность человека. В этом периоде главное — научиться контролировать собственные эмоции.

Возраст от 14 до 21 года – это время интеллектуального становления личности и выход во взрослый мир.

Нередко данный цикл сопровождается «кризисом подросткового возраста», однако на самом деле его нельзя считать кризисом – главной причиной бурного реагирования общества на окружение и на самого себя является обострение чувств, что свидетельствует всего лишь о переломном моменте в психологическом развитии подростка.

https://www.youtube.com/watch?v=T4SubGwPgOA

В конце цикла 18-21 год может наступить «кризис социализации». Когда юноша либо девушка не могут найти свое место в выбранном социальном круге, что может привести к депрессиям и дальнейшей замкнутости человека.

Также, главная задача этого периода — научиться доверять людям, т.к. это впоследствии сильно повлияет на отношения человека с окружающими, в том числе с противоположным полом.

В будущем может негативно отразиться на возможности обзавестись семьей.

Этот период характеризуется вступлением в общество и принятие общества и его законов.

 Главной задачей человека, искренне желающего преодолеть психологические колебания, становится создание стабильности в своей жизни – в большинстве случаев цикл заканчивается браком и созданием собственной семьи.

Окончание цикла является концом первого квадрата циклов 4*7 лет. С 28-летнего возраста человек вступает во вторую их серию, отбросив детские отголоски прошлого.

В период близкий к 28 годам у человека начинаются стандартные кризисы современной личности. В рассуждениях с самим собой человек может прийти к мыслям, что данная сложившаяся реальность его не устраивает, либо что он ничего в жизни не достиг (в сравнении с собственными ожиданиями).

Тут следует понимать, что жизнь только начинается, и в данном периоде сосредоточиться на собственном росте и собственных целях, а не рассуждениях о бесцельно прожитых годах. В дальнейшем именно принятие решений на данном этапе зачастую определяют, куда человек будет двигаться по жизни.

Возраст от 28 до 35 лет сопровождается созданием семейного очага, однако в случае неудач на прошлых циклах формирование очага будет происходить неверно. Нередко это приводит к разводам и рискам конфликтов, и такое обострение проблем оборачивается в «кризис среднего возраста».

Кризис 35 лет во многом сфокусирован на продолжении рода, а также развитии отношений. В случае если со взаимоотношением в семье, а также в своем социальном круге — все в порядке, то кризис минует личность, при условии, что предстоящие периоды жизни проходили в гармонии с самим собой.

В случае, если кризисы прошлых периодов не были преодолены — растет постоянная неудовлетворенность окружающими людьми, собой, и в следствие, собственной жизнью

В этот период, как правило, человек строит свою жизнь заново с позиции всего своего опыта, который он смог накопить к этому периоду: пересматривает отношение к миру, меняет внутренние приоритеты. Если избавление от тормозящих развитие элементов происходит удачно, человек улучшает свою жизнь, если нет – возвращается к тому, с чего начинал 8 лет назад.

Период жизни для себя. Человек достигает определенных успехов, преодолевает кризис среднего возраста – остается познать вкус жизни в браке, собственном развитии и работе. Такой цикл становится периодом физического и морального насыщения. Остается насыщение духовное – что и происходит.

Возможный кризис личности этого периода заключается в том, что фокус на духовные ценности у человека не происходит и он остается заложником своих материальных ценностей. В последствии, такая установка приводит к разочарованию в жизни

задача – обретение мудрости, чтобы было, что передать и чему научить своих детей. К этому периоду человек либо доволен своей жизнью и встречает старость полный умиротворения и гармонии, либо напротив, превращается в ворчащего «злого старика» — если кризисы предыдущих циклов не удалось разрешить.

Основная проблема тут состоит в том, что в этот период жизни уже поменять ничего нельзя.

Как бы не говорили на разных тренингах о том, что изменить себя можно в любом возрасте, обрести гармонию в  возрасте 56  тогда, когда в остальных семилетних циклах жизни личностные кризисы не были разрешены — крайне проблематично.

Циклы жизни человека: рассвет, полдень, закат и сумерки.

Человека изменить нельзя. Измениться — можно

Дело в том, что нейронные связи в мозге, а вместе с тем и новые привычки мышления — формируются в этом возрасте крайне медленно уже по физиологическим причинам. Устойчивые же соединения сформированных связей предполагают определенные, привычные действия на раздражители.

Вся совокупность действий и мыслительных привычек образуют собой модель картины мира, которая и есть часть личности. Изменить эту модель практически невозможно из-за того, что человек видит мир «именно так», как видит и привык жить «именно так», а не по другому.

Реагировать как то иначе — он попросту не умеет.

В то время как обучиться новым привычкам, как я уже говорил — проблематично, выборочное восприятие подстраивается под его модель мира, удерживая личность в «целостности и сохранности». Фокусировка на изменение личностной модели мира, без сознательного желания со стороны личности, может привести к развитию психотических припадков у последней.

Поэтому, в данном случае рекомендуется принимать человека таким, какой он есть.

Совершенствование не имеет границ

В возрасте после 56 лет заканчивается второй квадрат циклов 4*7. В дальнейшем актуальной целью становится передача жизненного опыта, знаний, любви, возникает желание оставить след после себя, оставить наследие для последующих поколений. Далее, человек подводит итоги, и если он доволен свое жизнью, она продолжается далеко за обыденными пределами.

Подводя итоги сказанному, хочу еще раз отметить, что совершенствование не имеет границ. В том числе и  в возрасте. Из каждых правил есть свои исключения, и если человек хочет стать осознанным — он обязательно им станет. Посему, совершенствуйтесь и будьте готовы встретить кризисы с улыбкой. Ведь если все правильно делать, зная в какой период и почему они возникают — кризисы даст .

В заключении, полезный материал тем, кто хочет избавиться от собственных негативных установок, накопленных за период своей жизни:

  • Глубинные установки и верования
  • Работа с подсознанием

Восемь стадий развития личности по Эрику Эриксону. Теория психосоциального развития

Свой возраст: 8 важных жизненных этапов

По мнению психолога Эрика Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов.

Модель развития личности

Эриксон разработал модель развития личности, которая охватывает весь период человеческой жизни. Основное понятие его теории — «эго-идентичность» или, иначе говоря,  целостность  личности. Формирование эго-идентичности  продолжается на  протяжении  всей  жизни человека  и  проходит  ряд  стадий.

Эриксон выделил 8 стадий развития личности от рождения до смерти.

Стадия 1.

1. Доверие или недоверие (0-1 год)

Эта стадия охватывает первый год жизни. На этой стадии идёт созревание сенсорных систем. То есть развивается зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Человек испытывает жажду новых впечатлений, он осваивает мир.

На этой стадии, как и на всех последующих, есть два пути развития: позитивный и негативный.

Позитивный путьНегативный путь
Ребёнок получает всё, что хочет. Все потребности ребёнка быстро удовлетворяются. В итоге, мир – это уютное место, где людям можно доверять.

Итог позитивного пути: У ребёнка вырабатывается способность формировать тёплые, глубокие, эмоциональные отношения с другими людьми, оптимизм.
Если бы маленький ребенок умел говорить, он бы сказал: «Я любим», «Я чувствую заботу, надёжность».

В центре внимания мамы не ребенок, а уход за ним или воспитательные меры, или собственная карьера, разногласия с родственниками, тревоги разнообразного характера  и т.д.

Итог негативного пути: Формируется недоверие, подозрительность, боязливость к миру и людям, пессимизм.

1 стадия Резюме:   орально-сенсорная. Психосоциальный кризис: Базальное доверие – базальное недоверие. Ответ на вопрос: Могу ли я доверять миру? Сильная сторона -надежда.

Стадия 2.

2. Самостоятельность или нерешительность (2-3 года)

Эта стадия охватывает второй и третий годы жизни. Вторая стадия развития личности, по Э. Эриксону, состоит в формировании и  отстаивании ребенком своей автономии и независимости.

Она  начинается  с того  момента, как ребенок  начинает ходить. На этой стадии ребёнок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, держаться, бросать, толкать и т.п.

Дети наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся всё делать сами.

Позитивный путьНегативный путь
Родители дают возможность ребёнку делать то, что он в состоянии делать, не ограничивают его активность, поощряют ребёнка. В то же время родители должны ненавязчиво, но чётко ограничивать ребёнка в тех сферах жизни, которые являются опасными для самих детей и окружающих. Ребёнок не получает свободу, его свобода ограничена.

Итог позитивного пути: у ребёнка появляется самостоятельность; автономия; вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, в значительной степени владеет своей средой; закладываются основы свободного самовыражения и сотрудничества; вырабатываются навыки самоконтроля без ущерба для своей самооценки; воля.

«Мама, посмотри, как здорово получается. Я владею своим телом. Я умею контролировать себя».

Родители ограничивают действия ребёнка, родители нетерпеливы, они спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен, родители стыдят ребёнка за нечаянные проступки (разбитые чашки); либо наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, что они сами ещё сделать не в состоянии.

Итог негативного пути: у ребёнка закрепляется нерешительность и неуверенность в своих способностях; сомнение; зависимость от других; закрепляется чувство стыда перед другими; закладываются основы скованности поведения,  малой общительности, постоянной  настороженности.

«Моё тело плохое и сам я плохой», «Я должен очень тщательно контролировать всё, что я делаю». «Хочу быть самостоятельным, но боюсь, что у меня не получится».

2 стадия Резюме:  Мышечно-анальная. Психосоциальный кризис: Самостоятельность – стыд и сомнение. Ответ на вопрос: Могу ли я управлять своим телом? Сильная сторона -сила воли.

Стадия 3.

3.Инициатива или чувство вины (4-5 лет).

Другие варианты перевода: предприимчивость и неадекватность.

Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они пытаются стать независимыми и исследовать границы своих возможностей. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей.

Позитивный путь развития:

Если  исследовательская деятельность детей в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Негативный путь развития.

Близкие взрослые, жёстко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины — пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

Фразы родителей: «Тебе нельзя, ты еще маленький», «Не трогай!», «Не смей!», «Не лезь, куда не следует!», «У тебя все равно не получится, дай я сама», «Смотри, как мама из-за тебя расстроилась»

3 стадия Резюме: Локомоторно-генительная, возраст 3-6 лет. Психосоциальный кризис: Инициативность – вина. Ответ на вопрос: Могу ли я стать независимым от родителей Сильная сторона -цель.

Стадия 4.

4. Трудолюбие или чувство неполноценности (6-11 лет). 

В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников.

Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях.

Ребенок задает себе вопрос: А способен ли я?

Позитивный путь:  Когда детей поощряют заниматься любимым делом, учиться новым навыкам (мастерить, готовить, заниматься рукоделием, даже если у них не так хорошо и аккуратно получается), когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству.

Негативный путь: Родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.

Чувство компетентности и трудолюбие у ребенка также сильно зависят от школьной успеваемости. Если   школьник усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться, то непрерывное отставание в классе развивает у него чувство неполноценности. 

Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

4 стадия Резюме:  Латентная, возраст 6-11 лет. Психосоциальный кризис: трудолюбие-неполноценность. Ответ на вопрос: Способен ли я? Сильная сторона -компетентность, уверенность.

Стадия 5.

5.Идентичность или смешение ролей (12-19 лет).

До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность.

Подросток  ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы.

У него развиваются стереотипные поведение и идеалы и, он часто вступает в различные группировки или кланы. Группы «равных» очень важны для восстановления самотождественности.

Это вторая важная попытка развития автономности (после 2ой стадии), и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

Негативный путь развития: Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

Подросток становится недоверчивым, стыдливым, неуверенным, исполненным чувства вины и сознания своей неполноценности.

5 стадия Резюме: Подростковая, возраст 12-19 лет. Психосоциальный кризис: Самотождественность Я – ролевое смешение. Ответ на вопрос : Кто я есть? Сильная сторона -верность.

Стадия 6.

6.Близость или изоляция (20-25 лет).

В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это так же и как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям или другим родственникам.

Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

Например, человеку, который испытывает трудности в том, чтобы доверять другим (1 стадия), будет трудно любить; человеку, которому необходимо контролировать себя (3 стадия), будет трудно позволить другим пересечь свою границу. Тому, кто чувствует себя неадекватно, будет трудно быть близким с другими. А если человек  не уверен в своей идентичности (5 стадия),  то ему будет трудно поделиться с другим тем, кто он есть.

Негативный путь развития

Неспособность устанавливать спокойные доверительные личные отношения и (или) излишняя поглощенность собой ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие и устанавливать поверхностные контакты, без проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу.

6 стадия Резюме: Ранняя зрелость, возраст 20-25 лет. Психосоциальный кризис: Близость-изоляция. Ответ на вопрос: Могу ли я иметь близкие отношения? Сильная сторона -любовь.

Стадия 7.

7. Генеративность или стагнация (26-64 года).

Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Но не только. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену – о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление.

Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на решение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощённости собой: своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворять свои психологические потребности, уберечь свои покой и т. п.

7 стадия Резюме:  Средняя зрелость, возраст 26-64 лет. Психосоциальный кризис: продуктивность-застой.  Ответ на вопрос: Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?Сильная сторона -забота.

Стадия 8.

8. Целостность эго или отчаяние (от 65 лет).

На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее.

Если  жизнь человека была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой.

Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния.

Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.

8Резюме: Стадия 8. Поздняя зрелость, возраст от 65 лет. Психосоциальный кризис: Цельность Я – отчаяние. Ответ на вопрос: Имела ли моя жизнь смысл? Сильная сторона -Мудрость.

Эрик Эриксон -(англ. Erik Homburger Erikson; 1902, Франкфурт-на-Майне — 1994, Массачусетс) — психолог в сфере психологии развития и психоаналитик.

Эриксон противопоставил теории Фрейда, подразделявшей психологическое развитие на пять стадий, свою собственную схему, в которой насчитывалось восемь подобных этапов.

Эриксон переименовал так называемую «генитальную стадию» в «юность», а также добавил ещё три стадии взрослого состояния (6,7,8).

Эриксону также принадлежит концепция «эго-психологии», подчёркивающая роль Эго как чего-то большего, чем «служанки Ид» (в представлениях фрейдистов). Именно Эго отвечает за организацию жизни, за обеспечение гармонии с физическим и социальным окружением, за здоровый личностный рост; оно является источником уверенности в себе и собственной идентичности.

Удостоен Пулитцеровской премии в области нехудожественной литературы за книгу «Истина Ганди».

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.